Кто мы такие. Международное движение Эмблемой международный комитет красного креста мккк является

Нейтралитет — основной принцип деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). При этом основан МККК был в Швейцарии, здесь же расположена и штаб-квартира этой, наверное, самой известной в мире гуманитарной организации. А это значит, что, так или иначе, но она обязана учитывать интересы не только свои, но и собственно Швейцарии. Так было с самого начала и продолжается до наших дней. Опубликованный недавно по поручению правительства Швейцарии историко-аналитический доклад попытался вскрыть всю подноготную МККК и нашел множество пунктов, достойных серьезной критики.

Насколько тесно связаны Швейцария как государство со своими законными внешнеполитическими интересами и Международный Комитет Красного Креста (МККК), организация нейтральная и равноудаленная, в теории, по крайней мере, от всех игроков на международной арене? Опубликованный в июле 2017 года по поручению и по заказу МИД Швейцарии доклад приходит в итоге к довольно отрезвляющему выводу: тесные контакты Швейцарии и политических органов и структур с МККК не дают вести открытые и честные дискуссии о реальном положении дел в этой организации, кроме того, швейцарский МИД часто воспринимается в мире в качестве «административного ресурса» МККК.

Отдельной критике в докладе, в частности, подвергается тот факт, что Швейцария перечисляет из своего бюджета в пользу МККК ежегодно 80 млн франков не просто так, а имея в виду, прежде всего, цель поддержки Женевы в качестве международного гуманитарного и дипломатического центра, а также при том понимании, что Международный Комитет Красного Креста будет исходить из того, что официальный Берн смотрит на МККК с совершенно определенными ожиданиями.

Публикация доклада стала в Швейцарии, даже несмотря на период летних отпусков, причиной активных общественных дискуссий. При этом, если бросить внимательный взгляд на историю возникновения МККК, то можно увидеть совершенно отчетливо, что такое положение является естественным следствием условий, царивших в Швейцарии в момент основания этой организации во второй половине 19-го века: у страны практически не было своей профессиональной дипломатии, а МККК в какой-то степени играл роль «эрзац-МИДа».

Швейцарская историк Беатрис Верасса (Beatrice Veyrassat), один из соавторов нашумевшего доклада, описывает такую ситуацию понятиями «прагматизм и гибкость». По ее словам, с самого момента своего образования МККК находился на пересечении гуманитарных, экономических и политических интересов Швейцарии. Так продолжается и в настоящее время, более того, от сотрудничества с МККК швейцарская экспортно-ориентированная промышленность получает самую непосредственную прибыль.

Вот только один пример: Петер Маурер (Peter Maurer), бывший статс-секретарь МИД Швейцарии и президент МККК, работал также не где-нибудь, а совете директоров Международного экономического форума в Давосе. Еще пример: в брошюре, опубликованной в ноябре 2016 года и предназначенной, прежде всего, вниманию крупных международных и швейцарских концернов, теоретически готовых, при определенных условиях, перечислить в бюджет МККК солидные пожертвования, Петер Маурер недвусмысленно апеллирует к «конструктивным отношениям, всегда, с момента основания МККК более 150-ти лет назад, существовавшим между Комитетом и частным сектором экономики».

Контекст

Шведский Красный Крест голодающим Поволжья и Украины

Sveriges Radio 21.08.2015

Якоб Келленбергер: Как изменится Красный Крест?

Le Temps 31.01.2002

АМЕРИКАНЦЫ БОМБЯТ здания Красного Креста

Financial Times 18.10.2001
«Частный бизнес с его богатством идей, с его опытом и ресурсами (…) играет решающую роль, от которой, во многом, зависит, насколько эффективно Международный Комитет Красного Креста сможет выполнять свою гуманитарную миссию, связанную с защитой и поддержкой лиц, зависящих от сторонней помощи в кризисной ситуации. С другой стороны, сотрудничество частных компаний с МККК позволяет им первыми приходить на перспективные рынки со своей продукцией и своими услугами».

В той же самой брошюре МККК напоминает о том, что он с 2005 года участвует во Всемирном экономическом форуме в Давосе, а сам президент МККК с ноября 2014 года является членом совета директоров Форума. При этом среди членов и партнеров WEF имеются и тяжеловесы из сферы военно-промышленного комплекса, включая такие компании, как европейская «Airbus Defense and Space», британская «BAE Systems» или американская «Lockheed Martin».

Опасные политические связи

С момента своего основания МККК поддерживал самые тесные связи с политическими кругами и бизнесом Швейцарии. В этом «треугольнике» постоянно происходил обмен знаниями, опытом и, что немаловажно, кадрами. Призывая в 1965 году правительство увеличить свои ассигнования в бюджет МККК, один из ведущих экспертов МИД Швейцарии прямо так и указывал: «То, что МККК по всему миру претендует на полную нейтральность и независимость от любых правительств, включая правительство самой Швейцарии, тесно связано с тем обстоятельством, что Швейцария тоже является страной независимой и нейтральной, иными словами, зависимость от независимой инстанции Международными Комитетом в качестве таковой не воспринимается.

Все знают, что у МККК никогда не было секретов от швейцарского правительства, представители которого всегда присутствовали в его руководящих органах. По мнению некоторых иностранных наблюдателей, такого рода связи настолько же очевидны, насколько они и, с их точки зрения, являются обоюдными. Никто не удивляется тому факту, что МККК по сути является инструментом швейцарской внешней политики, из-за чего, правда, многие страны предпочитают под разными предлогами воздерживаться от финансирования МККК».

«МККК был создан и развивался в рамках тесных и постоянных связей федеральными властями Конфедерации. С 1864 года Швейцария, в качестве депозитария Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ней, организует дипломатические конференции, на которых идет разработка принципов международного гуманитарного права. Швейцария настолько слилась с МККК, что её нейтралитет теперь постоянно путают с нейтралитетом Международного Комитета.

Такая близость, может быть, и принесла пользу всем сторонам, но, как кажется, именно Швейцария как государство и является в этой ситуации основным бенефициаром», — писали Томас Дэвид (Thomas David) и Буда Этемад (Bouda Etemad) в 1998 году в своей статье, в которой они пытались раскрыть особенности «мягкого гуманитарного империализма по-швейцарски». Такого рода постановка вопроса в научной статье может быть оспорена, однако некоторые выводы, к которым приходят ученые, вполне заслуживают того, чтобы к ним присмотреться повнимательнее.

Организация, проигнорировавшая Холокост?

Часто возникает вопрос, почему МККК не предпринял ничего в плане противодействия Холокосту? Играло ли здесь роль влияние официального Берна? Этому вопросу было посвящено уже несколько исторических исследований. В 2006 году МККК согласился приоткрыть свой архив и официально признал свою тогдашнюю политику в этой области в качестве «полного провала».

В исследовании по этому вопросу, опубликованном в 2009 году, Ирен Эрманн (Irène Herrmann), историк, и Даниэль Палмьери (Daniel Palmieri), ответственный за исторические исследования в МККК, указывали: «Так имел ли место провал МККК? Этот вопрос заслуживает более детального анализа, особенно если учесть непростую проблематику отношений Швейцарии с нацистской Германией.

В случае с МККК швейцарская политика на этом направлении включала в себя два аспекта: первый — это чисто гуманитарный аспект, заложенный в качестве центрального в самом мандате МККК, и второй аспект политического характера, связанный с выгодами, имевшимися в распоряжении Швейцарии из-за одного только факта нахождения на ее территории нейтральной структуры, выгодно подчеркивавшей нейтральность всей страны в целом».

Подмоченная репутация

Наверное, самым заметным представителем системы тесных корпоративных связей между МККК, политикой и бизнесом Швейцарии был Макс Хубер (Max Huber, 1874-1960),Внешняя ссылка известный швейцарский дипломат, член международного суда в Гааге, а с 1928 по 1944 годы президент Международного Комитета Красного Креста. В отношениях с гитлеровской Германией он выступал с позиций как можно большей сдержанности, при этом в его активе были и заметные посты в бизнесе: он был главой совета директоров компании «Oerlikon» (1921-1944 гг.) и концерна «Aluminium Industrie SA» (1929-1941 гг.).

Именно эти компании довольно неплохо нажились на подрядах из Германии, которая как раз в начале 1930-х гг. запустила процессы перевооружения и технической модернизации. Конечно, это была одна из самых драматичных эпох в истории Европы. Находясь в окружении держав Оси, у Швейцарии было очень мало пространства для маневра. Однако сюжет с М. Хубером был не единственным случаем, наглядно иллюстрирующим проблемы, возникавшие у МККК из-за неразборчивых связей с миром политики и бизнеса.

Примерно тоже самое имело место и в ходе гражданской войны в Нигерии (1967-1970 гг.), когда МККК обвинили в фактическом обслуживании интересов швейцарского концерна «Бюрле» («Bührle»), занимавшегося поставками вооружений в Нигерию в нарушение всех существующих запретов. В то время миссию МККК в Нигерии возглавлял Август Р. Линдт (August R. Lindt, 1905-2000), посол, специально направленный из Берна. В историю МККК этот эпизод вошел в качестве самого большого скандала, поставившего под очень большой вопрос нейтральность и независимость этой гуманитарной организации и серьезно подмочивший ее репутацию. Итак, насколько нейтральным и независимым остается в реальности Международный Комитет Красного Креста? Окончательный ответ на этот вопрос еще только предстоит найти.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Международный комитет Красного Креста (МККК). Статус нейтральности позволяет ему работать во время вооруженных конфликтов и в обстановке насилия внутри страны в качестве нейтрального посредника. Он действует в интересах жертв войны; военнопленных, интернированных гражданских лиц, раненых и больных, перемещенных лиц и лиц, оказавшихся на оккупированной территории. Подписывая Женевские конвенции, государства предоставили МККК мандат также и на содействие развитию гуманитарного права и соблюдению его положений, а также на распространение знаний о них среди военных, студентов, школьников, широких слоев общественности. МККК, основанный в 1863г., стоял у истоков Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Из Устава Международного Комитета Красного Креста

Статья 1 - Международный Комитет Красного Креста

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста1, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Статья 3 - Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз - "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

Статья 4 - Роль МККК

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

з) осуществлять полномочия, возложенные на него Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (Международной конференцией).

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией.

Статья 5 - Связь с другими составными частями Движения

1. МККК поддерживает тесные контакты с Национальными обществами. МККК сотрудничает с ними в вопросах, представляющих общий интерес, таких как подготовка к действиям во время вооруженных конфликтов, соблюдение Женевских конвенций, их развитие и ратификация, а также распространение знаний об Основополагающих принципах Движения и международном гуманитарном праве.

2. В ситуациях, предусмотренных статьей 4, пункт 1г, и требующих координирования помощи, оказываемой Национальными обществами других стран, МККК во взаимодействии с Национальным обществом заинтересованной страны или заинтересованных стран осуществляет координирование этой помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с другими участниками Движения.

3. МККК поддерживает тесную связь с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Он сотрудничает с ней в вопросах, представляющих общий интерес, в соответствии с Уставом Движения и соглашениями, заключенными между МККК и Федерацией.

Статья 6 - Взаимоотношения с организациями, не являющимися участниками Движения

МККК поддерживает отношения с государственными органами и любой национальной или международной организацией, чью помощь он считает полезной.

МККК, который был основан в 1863 году, работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяя знания о законах, защищающих жертв войны. Являясь независимой и нейтральной организацией, он обладает мандатом, предусмотренным, главным образом, Женевскими конвенциями 1949 года. МККК находится в Женеве, Швейцария, его сотрудниками являются примерно 16 тысяч человек более чем в 80 странах мира. Финансируется он, в основном, за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Наш мандат, цели и задачи

В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК - независимая нейтральная организация, обеспечивающая гуманитарную защиту и помощь жертвам войны и вооруженного насилия. Он действует в чрезвычайных ситуациях и содействует соблюдению международного гуманитарного права и его имплементации на национальном уровне.

Защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Цели и задачи МККК

Международный Комитет Красного Креста является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные гуманитарные принципы, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей.


Наша структура

Органами управления МККК являются Ассамблея, Совет Ассамблеи (вспомогательный орган, которому Ассамблея делегирует ряд своих полномочий), и Директорат (исполнительный орган). Во главе Ассамблеи, в которую кооптируются до 25 граждан Швейцарии, и Совета Ассамблеи стоит Петер Маурер, являющийся президентом МККК с 1 июля 2012 года. Ему помогает вице-президент – господин Жиль Карбонье.

Финансы и бюджет

MККК финансируется за счет добровольных пожертвований, которые делают государства – участники Женевских конвенций, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, межгосударственные организации (например, Европейская комиссия), а также общественные и частные структуры.

Каждый год МККК проводит кампании по сбору средств для финансирования операций, осуществляемых на местах, и деятельности штаб-квартиры. При увеличении потребностей на местах МККК проводит дополнительные кампании по сбору средств. Мы отчитываемся о своей работе в годовых отчетах.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является самым крупным гуманитарным сообществом мира. Его цель состоит в облегчении человеческих страданий, защите жизни и здоровья людей и отстаивании человеческого достоинства, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций. Движение действует во всех странах мира, и его поддерживают миллионы добровольцев.


История МККК

Со времени основания МККК в 1863 году единственной целью организации является предоставление зашиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков. Для достижения этой цели МККК осуществляет гуманитарные программы по всему миру, а также содействует соблюдению международного гуманитарного права (МГП) и распространяет знания о нем среди представителей власти и лиц из состава вооруженных сил, сил безопасности и вооруженных групп. История МККК – это история развития гуманитарной деятельности, Женевских конвенций и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Фонды и награды

МККК осуществляет управление несколькими фондами, которые были основаны в последние сто лет на целевые пожертвования частных лиц и организаций.

Такие фонды преследуют ряд целей: содействие распространению знаний о деятельности Красного Креста/Красного Полумесяца и международном гуманитарном праве; признание заслуг отдельных граждан, которые внесли особый вклад в работу Движения, или предоставление поддержки сотрудникам Красного Креста/Красного Полумесяца, оказавшимся в трудном положении в связи с работой в горячих точках.

Медаль Флоренс Найтингейл

Присуждается медсестрам и санитарам - добровольцам, которые являются активными членами или постоянными помощниками национального общества Красного Креста или Красного Полумесяца либо аффилированного медицинского или социально-медицинского учреждения.

9 февраля 1863 года благотворительное Женевское общество «Поощрения общественного блага» приняло решение создать комиссию из 5 человек для изучения возможности претворения идей А.Дюнана в жизнь. Так был создан комитет по оказанию помощи раненым.

Международный комитет Красного Креста (МККК) образован в 1880году. Штаб - квартира МККК находится в Женеве. Он имеет представительства почти в 60 странах, осуществляет свою деятельность более, чем в 80 странах мира.

Российское общество Красного Креста было создано в 1867 году. Многие годы делегатами Международного комитета Красного Креста становились граждане Швейцарии. С середины 90 –х годов 20 века появляются и граждане других стран.

Во всем мире Красный Крест - мощная и уважаемая организация, и спросите в любой европейской стране про эту организацию, вам тут же ответят.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуется Основополагающими принципами: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.

3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

В задачи Международного комитета Красного Креста входит :

Посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с военным вооруженным конфликтом;

Розыск, пропавших без вести;

Воссоединение разлученных семей;

Предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам, которые лишены самого необходимого;

Распространение знаний о международном гуманитарном праве и контроль за соблюдением его норм;

Привлечения внимания к нарушениям МГП и содействие его развитию.

С целью защиты и помощи жертвам вооруженных кон­фликтов МККК

а) ведет работу над совершенствованием меж­дународного гуманитарного права, над разъяснением и рас­пространением текста Женевских конвенций;

б) организует посещение военных и гражданских заключенных, оказав­шихся в результате вооруженных конфликтов в лагерях и тюрьмах; воссоединяет семьи, рассеянные в результате воен­ных действий; оказывает медицинскую помощь жертвам;

в) помогает гражданскому населению, испытывающему мате­риальные нужды;

оказывает помощь инвалидам войны;

г) при­нимает меры по защите беженцев и других перемещенных лиц.

Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

Чтобы распознать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту, используют международные отличительные знаки и эмблемы. Отличительные знаки должны быть больших размеров, хорошо видимы.

1.Для всех медицинских образований и духовных служащих отличительный знак- красный крест на белом фоне , этот знак не имеет религиозного смысла.


Мусульманские страны, сначала Турция, а затем и другие, приняли знак красного полумесяца.

2. Знак белоголубого щита означает культурные ценности.

3.Знак трех оранжевых кругов , расположенных на белом поле, обозначают установки и сооружения, содержащие опасные силы.

4. Синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне - объекты и персонал

гражданской обороны.

6. Белый флаг – это флаг парламентеров, который используется для переговоров.)

Красный крест на белом поле является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эмблема употребляется как защитный и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала учреждений,

Принцип, которым руководствуется МККК - «даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий».

Государства-участники Женевских конвенций 1949 г. приняли на себя обязательство предпринимать меры для того, чтобы не допускать и пресекать злоупотребления эмблемой, как в мирное, так и военное время.

УСТАВ
Международного Комитета Красного Креста

Статья 1

Международный Комитет Красного Креста

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного Креста*, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.
__________
* С 8 ноября 1986 г.- Международные конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца**.
__________
** Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Движение) называют также Международным Красным Крестом. Движение включает в себя Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (Национальные общества), Международный Комитет Красного Креста (Международный Комитет или МККК) и Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Юридический статус

Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется статьей 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии, МККК является юридическим лицом.

Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз - "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

Роль МККК

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями*, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;
___________
* В настоящем Уставе термин "Женевские конвенции" относится также к Дополнительным протоколам для стран - участниц этих Протоколов.

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

з) осуществлять полномочия, возложенные на него Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (Международной конференцией).

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией.

Связь с другими составными частями Движения

1. МККК поддерживает тесные контакты с Национальными обществами. МККК сотрудничает с ними в вопросах, представляющих общий интерес, таких как подготовка к действиям во время вооруженных конфликтов, соблюдение Женевских конвенций, их развитие и ратификация, а также распространение знаний об Основополагающих принципах Движения и международном гуманитарном праве.

2. В ситуациях, предусмотренных статьей 4, пункт 1г, и требующих координирования помощи, оказываемой Национальными обществами других стран, МККК во взаимодействии с Национальным обществом заинтересованной страны или заинтересованных стран осуществляет координирование этой помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с другими участниками Движения.

3. МККК поддерживает тесную связь с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Он сотрудничает с ней в вопросах, представляющих общий интерес, в соответствии с Уставом Движения и соглашениями, заключенными между МККК и Федерацией.

Взаимоотношения с организациями, не являющимися участниками

Движения МККК поддерживает отношения с государственными органами и любой национальной или международной организацией, чью помощь он считает полезной.

Членство в МККК

1. МККК кооптирует своих членов из числа граждан Швейцарии. В Комитет могут входить от 15 до 25 членов.

2. Права и обязанности членов МККК излагаются в его внутренних правилах.

3. Члены МККК переизбираются каждые четыре года. После трех четырехлетних сроков при каждом последующем переизбрании они должны получить три четверти голосов всех членов МККК.

4. МККК может избирать почетных членов.

Органы МККК

Органами МККК являются:

а) Ассамблея;

б) Совет Ассамблеи;

в) Президент и его заместители;

г) Директорат;

д) Контрольный орган.

Ассамблея

1. Высшим органом МККК является Ассамблея. Она контролирует деятельность МККК, вырабатывает его политику, определяет основные цели и стратегию организации, одобряет бюджет и финансовую отчетность. Она передает некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.

2. Ассамблея состоит из членов МККК. Она имеет коллегиальный характер. Ее Президентом и его заместителями являются Президент и два вице-президента МККК.

Совет Ассамблеи

1. Совет Ассамблеи является органом Ассамблеи, осуществляющим свою деятельность по поручению Ассамблеи. Он готовит заседания Ассамблеи, выносит решения по вопросам, входящим в его компетенцию, и обеспечивает связь между Директоратом и Ассамблеей, которой он регулярно предоставляет информацию.

2. Совет Ассамблеи состоит из пяти членов, избираемых Ассамблеей.

3. Председателем Совета Ассамблеи является Президент МККК.

Президент и его заместители

1. На Президента МККК возлагается основная ответственность за осуществление внешних связей Международного Комитета.

2. Являясь Президентом Ассамблеи и Председателем Совета Ассамблеи, он обеспечивает надлежащее выполнение полномочий каждым из этих органов.

3. Президенту МККК помогают осуществлять его функции один постоянный и один непостоянный вице-президент.

Директорат

1. Директорат - это исполнительный орган МККК, который должен выполнять определенные Ассамблеей или Советом Ассамблеи основные задачи и проводить политику учреждения и добиваться их выполнения. Директорат отвечает также за нормальную деятельность и эффективность Администрации, которая состоит из всех штатных сотрудников МККК.

2. Директорат состоит из Генерального директора и трех директоров; все они назначаются Ассамблеей.

3. Директорат возглавляет Генеральный директор.

Право представления

1. Все решения, принимаемые Президентом или Директоратом, являются обязательными для МККК. Во внутренних правилах определяется порядок осуществления ими своих полномочий.

2. Любой документ, устанавливающий финансовую ответственность МККК по отношению к третьим лицам, должен быть подписан двумя надлежащим образом на это уполномоченными лицами. Это требование может не соблюдаться, если суммы не достигают размера, который устанавливается Советом Ассамблеи по предложению Директората.

Контрольный орган

1. Контрольная комиссия МККК осуществляет внутренние контрольные функции и является независимой от Директората. Она подотчетна непосредственно Ассамблее и осуществляет внутренний аудиторский контроль оперативной и финансовой деятельности.

2. Деятельность Контрольной комиссии распространяется на все структуры МККК (штаб-квартира и представительства на местах). Она направлена на осуществление независимой оценки деятельности организации и выявление соответствия используемых средств ее политике.

3. В финансовой области Контрольная комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.

Средства МККК и финансовый контроль

1. Основные средства МККК составляют взносы государств и Национальных обществ, поступления от частных лиц и организаций и доходы от ценных бумаг.

2. Только эти средства и основные фонды, находящиеся в распоряжении МККК, гарантируют соблюдение обязательств, которые МККК берет на себя. Никто из его членов не несет личной или коллективной материальной ответственности по этим обязательствам.

3. Использование средств и фондов подлежит независимой финансовой проверке, как внутренней (Контрольная комиссия), так и внешней (одна или более аудиторских компаний).

4. Даже в случае роспуска Комитета его члены не должны предъявлять никаких личных притязаний на средства МККК, которые используются только в гуманитарных целях.

Внутренние правила

Ассамблея должна обеспечить выполнение настоящего Устава, в частности путем установления внутренних правил.

Пересмотр Устава

1. Ассамблея может пересматривать настоящий Устав в любое время. Вопросы пересмотра являются предметом обсуждения двух разных заседаний, в повестку дня которых они включаются.

2. Изменения в Устав могут вноситься, только если решение об этом принято двумя третями голосов присутствующих членов Комитета, представляющих не менее половины всех членов МККК.

Вступление в силу

Настоящий Устав заменяет собой Устав Международного Комитета Красного Креста от 21 июня 1973 г. и вступает в силу 20 июля 1998 г.


Текст документа сверен по:
Официальный текст из
информационно-правовой базы данных
"Международное гуманитарное право".
МККК, Женева
(Документ получен из Международного
Комитета Красного Креста)