Кобзон выступал перед сталиным. Иосиф кобзон: «как сейчас помню: с улыбкой на лице сталин сидел в ложе и мне аплодировал

Когда полилась мелодия знаменитой «Землянки», Иосиф Кобзон задумался. И... пропустил первую строчку «Бьется в тесной печурке огонь» - начал сразу «На поленьях смола, как слеза...» Но «Землянка» от этого не пострадала - она получилась очень душевной.

Перед эфиром мы предлагали Кобзону пустить эту и другие песни в записи. Но он наотрез отказался: «Я всегда пою только живьем!»

- Иосиф Давыдович, вы так поете «Землянку»... Можно подумать, что сами все это пережили.

Я помню войну с первых дней. Мне было тогда четыре года. Мы жили во Львове. Немец очень быстро продвигался, и нас, троих сыновей, мама еле-еле успела посадить в товарняк и увезти из Львова. Когда состав остановился, мама побежала на станцию набрать в чайник кипятка. И отстала от поезда. Это была трагедия! Мама - наша кормилица, мы без нее вообще ничего не могли. И, когда она через двое суток догнала наш поезд и вошла в вагон, мы все плакали. И она плакала.

Мой родной отец ушел на фронт в июне 41-го добровольцем. И сразу же ушли два маминых брата - Яков и Михаил. Братья не вернулись с фронта, погибли... А отца в 1943 году привезли контуженого и раненого в Москву, в госпиталь. В это время семья наша была в эвакуации в Узбекистане. И получилось так, что отец к нам больше не вернулся, у него в Москве появилась новая семья...

- Фронтовая любовь, да?

Нет, не фронтовая, это была московская любовь... Нас было трое у мамы, и она в 1946 году сошлась с фронтовиком Михаилом Михайловичем Рапопортом, у которого было двое детей, а жена его погибла в 43-м.

Вместе с минусовой фонограммой (записью музыкального сопровождения) военных песен Кобзон принес с собой на радио фронтовые письма своих родных, старые снимки.

Это мы на фото с отчимом, которого я называл отцом.

- А вот вы, мальчишка, с медалями...

Ну это его медали за взятие Берлина.

- Вы что, правда, их носили прямо на улице?

Нет, это отец мне разрешил их только для фотографии надеть. Знаете, такой детский выпендреж.

«Я ДВАЖДЫ ВЫСТУПАЛ ПЕРЕД СТАЛИНЫМ»

Александр Иванович вам звонит. Огромное спасибо, Иосиф Давыдович, за то, что вы никогда не отозвались плохо о нашем прошлом.

Знаете, почему я мемуары не пишу? В мемуарах очень легко соврать. Поди проверь. Как вы меня проверите, если скажу, что я дважды выступал перед Сталиным? У меня и грамоты есть. В 46-м я пел в Кремлевском театре. Это был заключительный концерт школьной художественной самодеятельности. И я представлял Украину. Сталин, как сейчас помню, сидел в правой ложе в белом кителе.

- И что же вы Сталину пели?

Я пел не ему - там был полный зал народу. В первый раз я пел «Летят перелетные птицы» Блантера, а во второй раз, в 48-м, песню «Пшеница золотая» того же автора.

- Как вождь реагировал?

Он улыбался. Он очень любил детей…

- А вы Сталина тоже любили тогда?

Я его и сейчас люблю. Я не испытал той трагедии, которую мои соотечественники испытали. И нельзя все валить на Сталина. Я думаю, что нужно валить на режим, на время и на систему, при которой Сталин руководил страной.

- Так вы сталинист?

В каком смысле?

- Ну с портретом Сталина не ходите?

Нет, с портретом не хожу. Но когда, скажем, я делал программу «Дорога домой, с фронта, от Бреста до Москвы», на нашем паровозе впереди был портрет Сталина. Ведь именно так победители в мае 45-го возвращались с фронта. Вы говорите: ну как же, Кобзон - сталинист…

- Нет, мы предположили просто.

Вы предположили не совсем правильно. Я в 37-м, в самом кровавом году, только появился на свет. А сегодня думаю о том, что мы не должны, не имеем права забывать и подвиги 30-х годов - Чкалова, челюскинцев, папанинцев.... Да, за какие-то трагические страницы нашей истории нам сегодня больно и стыдно. Так давайте и об этом тоже рассказывать нашим детям: дети, это было плохо, но страна жила, страна побеждала это горе и зло и возвращалась к хорошему.

«МЫ НЕ ПРИУЧИЛИ НАШ НАРОД ЦЕНИТЬ СВОИ ПОДВИГИ»

Виктор из Подмосковья. Я был на вашем концерте в Чернобыле. Почему-то чернобыльская тема у нас вообще не освещается, Иосиф Давыдович. А ведь в 2011-м - 25-летие. Или нас тоже, как ветеранов Великой Отечественной, только к 65-летию будут как-то замечать, привечать?..

К огромному сожалению, мы не приучили наш народ ценить свои подвиги. Мы давно привыкли к полетам космонавтов. Дважды Герои проходят мимо - а мы их не замечаем. Ну провел два года в космосе - ну и что?

То же самое было с «афганцами». Привел их Громов из Афганистана, и никто их здесь не встретил - так, как встречали фронтовиков на Белорусском вокзале. Так же мы отнеслись и к нашим героям, которые сражались, я не хотел бы это называть, но придется, на фронтах гражданской войны в Чечне.

Чернобыльцы? И о них тоже забыли. Я спрашивал у «афганцев», которые ликвидировали аварию на АЭС, где опаснее было - в Афганистане или в Чернобыле? Они говорят: конечно, в Чернобыле, потому что в Афганистане мы видели своего врага, мы его ощущали, а сколько мы нахватали этих рентген в Чернобыле и что с нами произойдет завтра, мы не знали.

Мы остались неблагодарными к нашим ребятам, которые в мирное время проявляли чудеса храбрости и героизма.

«А КОГДА-ТО МЫ НА ВСЕХ ДЕЛИЛИ ЛЕПЕШКУ»

Вас беспокоит Саварс Тигранович. Вы не могли бы вместе с другими порядочными людьми создать культурное пространство на территории бывшего СССР? Мы все друг по другу скучаем...

Желание огромное. Этот вопрос я адресую комиссии по культуре стран Содружества. Думаю, они должны это сделать. Но и сам я не собираюсь оставаться в стороне. Проехал с концертами через все бывшие советские республики - всюду ощущается ностальгия по тем семейным ценностям, которые были во времена СССР.

Победу приближали как могли люди разных национальностей, разных республик бывшего СССР. А теперь мы их называем гастарбайтерами… Вас вот это не коробит?

Ну Украина-нэнька, моя родина, моя страна, а я туда приезжаю и оформляю документы как зарубежный гость. Я сожалею о том, что мне не дают возможности выступить в Узбекистане...

- А кто не дает? Вот Ислам Каримов недавно приезжал, говорил о дружбе между народами.

Это разные вещи. Но мне запрещено выступать там с программой. Вот две страны, которые мне запрещают, - это США, там записали меня в «мафию», и Узбекистан.

- Вас же в войну приютила узбекская семья, да?

Да, в Янгиюле, в маленьком городе под Ташкентом, мы жили в простой узбекской семье. У них было своих 8 детей и нас - 7 человек. На всех - маленький мазаный дом. И все помещались. На полу раскладывались циновки, тюфяки, и мы все штабелями ложились спать. И делились друг с другом тем, у кого что было. Когда маме удавалось принести лепешку или что-то еще - делили на всех...

«НЕ ЗАБУДЬТЕ, НЕ ПОТЕРЯЙТЕ...»

Некоторые сомневаются: а нужны ли такие грандиозные праздники Победы, как сейчас? Что мы хотим доказать? Что сильны? И кому?

Думаю, нужны. Да хотя бы для того, чтобы как-то утолить чувство стыда за то, что в 90-е наши фронтовики стеснялись надевать боевые ордена и медали, выходить с ними на улицу. А мы стеснялись кланяться им. А ведь это совесть двух столетий - ХХ и ХХI. Ветеранов осталось так мало. И они так быстро уходят, трагически уходят от нас. И уносят с собой память о своих подвигах. А нам ничего не остается. Вот говоришь с молодежью, - они не знают, кто такие Зоя Космодемьянская, Александр Матросов.

- Да ладно…

Да не ладно! Подойдите в любую школу и поговорите.

- Хорошо, это тема для нас.

Они не знают, кто такой Алексей Маресьев. Я вот смотрю в эти дни - молодые люди ходят по улице с гвардейскими ленточками. Кто-то прикрепляет их к антенне машины, кто-то просто к футболке... И грандиозный парад, и вот эти маленькие ленточки - все это очень важно. Пусть весь мир знает, что мы гордимся своей Победой. И теми, кто сломал хребет фашистскому зверю и отстоял нашу свободу.

Да, конечно. Я проснулся от жуткого крика в нашей коммуналке. Это было в городе Славянске, в Донбассе. Я знал, что такое крики в коммуналке, когда приходили похоронки. Но тут, открыв глаза, я увидел, что люди улыбаются, обнимаются и плачут одновременно. Я спросил у мамы: «Что случилось?» Она говорит: «Победа, сынок!»

Кобзон поет «День Победы». Мы замечаем: у него слегка подрагивают пальцы.

Микрофон выключен. Кобзон бережно собирает со стола фронтовые письма, старые фотографии:

Когда сделаете пересъемку для газеты, обязательно мне это все верните. Не забудьте, не потеряйте!..

Не потеряем...

Подготовили Любовь ГАМОВА и Александр ГАМОВ («КП» - Москва»). Фото из семейного архива Иосифа КОБЗОНА

Песня для Сталина

…Когда мне еще не было 11 лет, в 48-м году я выступал в концерте перед Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Я как победитель Всеукраинской олимпиады художественной самодеятельности школьников был награжден недельной путевкой в Москву и участием в концерте Всесоюзной олимпиады школьников.

Перед выступлением нам сказали, что на нашем концерте будет Сталин. Это было в Кремлевском театре. Тогда в Кремле еще был театр. Сталин сидел в ложе среди членов правительства. Рядом с ним сидели Молотов, Ворошилов, Булганин. Берии и Маленкова не было. Я видел Сталина только со сцены, когда пел. Ложа находилась метрах в десяти от меня. С правой стороны от сцены. Когда нам сказали, что будет Сталин, мы боялись выступать. Не потому, что боялись Сталина, а боялись, что, как увидим его, так язык, ноги и руки перестанут слушаться, и мы выступать не сможем. Тогда не было принято записывать фонограммы, как это делается сейчас по принципу, как бы чего не вышло, чтобы, не дай Бог, что-то непредвиденное не произошло при президенте, на случай, если кто-то слова забудет или, что еще хуже, лишнее скажет… Тогда, слава Богу, было другое время. Все должно было быть настоящим. И поэтому мы, чтобы не ударить лицом в грязь, все тщательным образом репетировали. Прогон концерта шел по нескольку раз, но мы все равно жутко волновались… Я пел песню «Летят перелетные птицы». Я пел, и Сталин слушал меня. Я не мог долго смотреть на него, хотя очень хотелось. Дело в том, что перед выходом на сцену меня предупредили, чтобы я долго ни на кого не смотрел, чтобы естественно смотрел на все части зала. И хотя очень хотелось рассмотреть Сталина, я сделал, как мне говорили. Очень мало я видел его, но, помню, успел разглядеть, что был он в сером кителе. Я спел и поклонился, как видел кланяются в кино любимому царю. И поклонился уважаемой публике. Я спел и имел большой успех. Спел и на ватных детских ногах ушел за кулисы. Спел самому Сталину. Так начиналась моя карьера. Я был еще маленький и толком не понимал еще, что такое «вождь всех народов»… Его называли Иосиф. И меня мама моя назвала Иосифом Я думаю, остальным выступавшим, кто был постарше, было намного сложнее. К сожалению, в подробностях я не помню, как реагировал на мое выступление Сталин. Поскольку не помню, не хочу рассказывать, что кричал он «браво», поддерживая нескончаемые аплодисменты, или улыбался мне… Сейчас я бы мог сказать, что угодно, но не хочу соврать. Просто такого не помню. Помню, что иногда смотрел на него. Еще помню, как за год до этого, приезжая в Москву, тоже на смотр художественной самодеятельности, я 1 Мая на Красной площади участвовал со всеми в демонстрации перед Мавзолеем. Помню, как все мы влюбленно и восхищенно смотрели на руководителей партии и правительства, которые организовывали и вдохновляли мировую победу над фашизмом, и особенно во все глаза глядели мы на нашего героического, но простого вождя. Все это я хорошо помню. Навсегда остался в памяти салатовый занавес в Кремлевском театре.

Вот сказал это и подумал, а ведь мне довелось жить при всех советских и после советских царях, кроме Ленина… Сколько их было? Сначала Сталин. Потом Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин и вот теперь - Путин. Девять человек… И все это время я пел. Пел самому Сталину, пел перед Хрущевым, перед Брежневым. Пел перед остальными. Неужели я уже такой старый? (Кобзон замолчал. Я обратил внимание, как он сказал, что пел самому Сталину и… пел перед остальными. Стало быть, Сталин заслуживал, чтобы пели именно ему.)

Из книги Солдат империи, или История о том, почему США не напали на СССР автора Мацкевич Вадим Викторович

Глава 11. Не только о грустном, или Песня про Сталина В Китае было много смешных и курьезных случаев, о которых я не могу не рассказать.Я уже упоминал, что прибыл в Китай (точнее, в Андунь) в составе группы полковников Генерального штаба, которые собирались бороться с

Из книги У лукоморья автора Гейченко Семен Степанович

ПЕСНЯ Еще несколько лет тому назад, в начале осени, местные цыгане, прежде чем разойтись на зимние квартиры, обычно приходили в Михайловское и разбивали свой табор неподалеку от озера Маленец. Здесь они жили у своих костров, отсюда по утрам расходились на свой цыганский

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Песня Отцветет да поспеет На болоте морошка, - Вот и кончилось лето, мой друг! И опять он мелькает, Листопад за окошком, Тучи темные вьются вокруг… Заскрипели ворота, Потемнели избушки, Закачалась над омутом ель, Слышен жалобный голос Одинокой кукушки, И не спит по ночам

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Песня В вышеописанное время - когда советская власть в стране еще была, а еда уже кончилась, - я со своим юмором поехал по совхозам. Вместе со мной, иллюстрируя известный постулат насчет горы и Магомета, тронулись в путь еще десять голодающих артистов: за пару-тройку

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Песня Нам песня строить и… служить помогает Песни петь дано не всем. Необходим слух и голос. Но это требование не имеет никакого отношения к армии, потому как у неё главный закон - «Не можешь - научим, не хочешь - заставим». А в ВДВ дополнительно - «Нет задач

Из книги Стихи и проза автора Давыдов Денис Васильевич

Песня Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарской, С вами век мне золотой! Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! За тебя на черта рад, Наша матушка Россия! Пусть французишки гнилые К нам пожалуют назад! За тебя на черта

Из книги Воронцов автора Удовик Вячеслав Афанасьевич

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

ПЕСНЯ Я, как гроза, угрюм. А ты горда, как город, превзошедший города красой и славой, светом и стеклом. И вряд ли ты займешься пустяком души моей. Сегодня, как всегда, уходят из Тбилиси поезда. Уходят годы. Бодрствует беда в душе моей, которая тверда в своей привычке

Из книги О чём поют воды Салгира автора Кнорринг Ирина Николаевна

МОЯ ПЕСНЯ Сокрыт в душе бесценный клад Любви моей - он щедр и светел. Эй, джан, безмерно я богат. Как совладать с богатством этим! О дарованье, ты - не дар, Что выгадаешь и зароешь. Ты - разоренье, ты - угар, Ты - расточение сокровищ. Что делать? Мне неведом страх Пред

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

Песня Мое сердце уснуло, как дитя в колыбели, И во сне, как дитя, улыбнулось так сладко; Убаюкано трелью отдаленной свирели, Оно спит так спокойно и бьется украдкой. Мое сердце в неволе, в жизни так утомилось, Дикой страстью не бьётся, не верит, не слышит. Как невинный

Из книги На взмахе крыла автора Ставров Перикл Ставрович

ПЕСНЯ Мы больше не увидимся - прощай, улыбнись… Скажи, не в обиде ты на быстрые дни?.. Прошли, прошли - не мимо ли, как сквозняки по комнате, как тростниковый стон… …Не вспомнишь как любимую, не вспомни - как знакомую, а вспомни как сон… Мои

Из книги Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] автора Сатановский Евгений Янович

Песня Забывается день. Забывается зной. Удлиняется тень по востоку, Водворяется ночь неживой синевой, Неживой синевой и далекой. Поднимается влага от Красных песков, Поднимается сердце - обманом, Отрывается малым и бедным листком От пустынной страницы

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

От царя до Сталина, от Сталина до Брежнева, от Брежнева до Горбачева Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жили евреи, поживали, добра наживали. Которое периодически перераспределялось окружающими массами трудящихся в рамках характерных для отечественной

Из книги Жизнь моя за песню продана [сборник] автора Есенин Сергей Александрович

Песня Уста мои о солнце петь устали, Но о тебе без устали поют. Часы мои в день нашей встречи встали, Храня любовь от старящих минут. Мне надоест рассматривать планету, Но на тебя смотреть не надоест. В твоих глазах всегда так много света, - Закроешь их – и темнота

Народный артист СССР, известный советский и российский артист Иосиф Кобзон ушел из жизни 30 августа. Долгие годы певец боролся с тяжелой болезнью - несколько раз его оперировали, проводили химиотерапию, он впадал в кому. И вот, не дожив чуть более 10 дней до своего дня рождения, Кобзон ушел из жизни в реанимационном отделении частной клиники в центре Москвы.

Редакция сайт собрала топ-10 малоизвестных фактов об артисте, который практически всю свою жизнь провел на сцене.

Побег от войны и "потеря" мамы

Иосиф Кобзон родился неподалеку Артемовска в небольшом городке Часов Яр. Когда началась Вторая мировая война, его отец сразу ушел на фронт, а мама собрала детей, села в поезд, не зная куда он идет, и уехала. Главное в этой ситуации было сбежать подальше от границы и военных действий.

"Помню, как мать пошла доставать воду на станцию и отстала от поезда. И вот мы остались без мамы - это было самое страшное. А потом она догнала нас через два дня", - вспоминал в одном из интервью Кобзон.

При этом на протяжении всей жизни именно мама была для артиста "Богом, религией и верой, с которой он не хотел расставаться, и в то же время не понимал, как у нее хватало времени на большую семью".

Наколки в 13 лет

Иногда летние каникулы будущий заслуженный артист проводил у своего дяди в селе в Кировоградской области. В те времена семья жила в Днепропетровске. Тогда мальчик часто бегал на речку с друзьями рыбачить. Они-то и начали да ним шутить, что он еврей и побоится сделать наколку.

Однако он не побоялся. Ребята тремя обмотанными нитками иголками сделали ему татуировки. На пальцах у него были инициалы, на спине надпись "Не забуду мать родную", а также изображение орла. Но уже под вечер мальчику стало плохо, пошло заражение, и дядя с тетей его еле спасли.

Уже позже, когда Кобзон начал выходить на сцену, ему стало очень стыдно от блатных татуировок, на которые все обращали внимание, и он свел их, оставив только изображение орла.

"Карьера" боксера

Во время обучения в горном техникуме в Днепропетровске парень, помимо художественной самодеятельности, начал заниматься еще и боксом. Сам он говорил, что удавалось побеждать соперников с помощью "дурной силы". Но вот когда он одержал четыре победы, не оказалось соперника его весовой категории и он решил выйти на ринг против спортсмена, который имел более высокий разряд. Сразу после начала боя Кобзона нокаутировали, и тогда он понял, что "дурную силу можно противопоставить только лучшим знаниям и умениям".

Всего за свою "боксерскую" карьеру Кобзон одержал 18 побед и четыре поражения.

Три жены и десять внуков

За свои 80 лет Кобзон успел трижды жениться. В 28 лет он впервые женился на Веронике Кругловой, с которой прожил в браке всего два года. Не намного длиннее был брак с актрисой и певицей Людмилой Гурченко - всего три года. Но третий его союз с Нинель Дризиной продлился аж до смерти. Всего три года не хватило для того, чтобы отпраздновать золотую свадьбу (50 лет брака).

У Кобзона осталось двое детей - Андрей и Наталья. Кроме этого у него есть 10 внуков.

Дважды выступал перед Сталиным

Впервые певец выступал перед Сталиным в Кремлевском театре, где проходил заключительный концерт школьной художественной самодеятельности. Он представлял на нем Украину и исполнял песню Матвея Блантера "Летят перелетные птицы".

Второй же раз Кобзон вышел на сцену и пел в присутствии Сталина через несколько лет. Тогда он исполнял "Пшеницу золотую" того же Блантера.

Годы спустя в интервью одному из изданий Козон заявил, что видел, как Сталину нравится его исполнение, а сам ему симпатизировал на протяжении всей жизни.

Связи с русской мафией

В мае 1995 года власти США отказали Кобзону во въезде на американскую территорию, объясняя это тем, что певец имеет связи с русской мафией.

Сам же артист заявлял, что въезд в США закрыт не только ему, но и всем членам его семьи. Основанием для этого стали якобы письма его недругов, где они оклеветали его.

По его словам, он был готов лично приехать в США, для того чтобы ответить на все вопросы, интересующие американских правоохранителей и закрыть этот вопрос навсегда.

Освобождал заложников "Норд-Оста"

Все прекрасно помнят захват чеченцами здания Театрального центра в Москве, где шел мюзикл "Норд-Ост". Тогда, по официальным данным, погибли 130 человек, но есть утверждения, что жертв больше и цифра составляет 174 заложника.

Многие говорят, что жертв могло быть и больше, если бы не отважность Кобзона. Позже он сам рассказывал, что как только увидел по телевизору сообщение о захвате заложников, то бросился к ним. Он потребовал впустить его в здание и с помощью своего звания заслуженного артиста Чечено-Ингушской СССР добился расположения главаря террористов. Тем самым он смог вывести из здания нескольких женщин и детей.

Всего в "Норд-Ост" он ходил четыре раза. Впервые - сам, а затем брал с собою Ирину Хакамаду, Леонида Рошаля, доктора из Иордании, Руслана Аушева, Евгения Примакова.

Памятник в Донецке

Ровно 15 лет назад, а именно 30 августа 2003 года, в оккупированном ныне Донецке Кобзону открыли памятник. Его автором стал московский скульптор Александр Рукавишников. Монумент отлили из бронзы, а певца изобразили в наброшенном на плечи пальто.

Сам артист почти полтора года не соглашался на установку ему памятника при жизни. Но после долгих уговоров, в том числе и при участии тогдашнего губернатора Донецкой области Виктора Януковича, сдался.

Рекордсмен книги Гиннесса

Иосифа Кобзона официально признали самым титулованным артистом Российской Федерации. В общей сложности у него есть более 180 наград и титулов. И это официально зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.

Среди прочего он несколько раз является заслуженным артистом, правда, его и лишали этого звания (14 мая 2018 президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ), у него есть несколько десятков разных медалей и орденов за заслуги, он удостоен почетных титулов, премий и гран-при.

Репертуар на тысячи песен и борьба с фанерой

По разным оценкам, в репертуаре Кобзона было не менее 3 000 песен. При этом все их он помнил наизусть. Известно, что на концертах его музыканты и вовсе не пользовались нотами, а сам артист помнил не только тексты, но любые интонирования и модуляции песен, и здесь уже не было разницы, на каком языке он выступал - русском, английском или идише.

Певец являлся еще и ярым сторонником борьбы пения под фонограмму российскими артистами. Перед вторым сроком в Госдуму он распространял агитацию, где призывал артистов отказываться от "фанеры" и всегда петь вживую.


На пресс-конференции солистом оказался Иосиф Кобзон. Остальным участникам пришлось довольствоваться ролью бэк-вокалистов, и только Андрею Дмитриевичу иногда удавалось затеять спор с мэтром, чье сложное отношение к Израилю хорошо известно.

Замечательный поэт Андрей Дементьев издал новую книгу стихов, названную "В будущем году в Иерусалиме…" Такой сборник лучше всего представлять читающей публике в израильской столице. Именно так поэт и поступил: пригласив Тамару Гвердцители, Иосифа Кобзона и очень популярного сегодня в России певца, композитора и телеведущего Марка Тишмана, он отправился в Израиль.

Вполне ожидаемо, на пресс-конференции, посвященной и сборнику, и концертам, солистом оказался не "виновник торжества", а Иосиф Кобзон. Остальным участникам пришлось довольствоваться ролью бэк-вокалистов, и только Андрею Дмитриевичу иногда удавалось затеять спор с мэтром, чье сложное отношение к Израилю хорошо известно.

О стихах

Представив участников пресс-конференции, как своих друзей и замечательных людей, "каждый из них излучает тот свет души, который нам необходим", поэт рассказал о новой книге.

Андрей Дементьев :

В 93-м году при содействии Израиля вышла моя первая книга стихов, она называлась "Снег в Иерусалиме". Нынешняя книга включила в себя стихи, написанные за 17 лет. Я включал в разные книги разделы о Земле Обетованной, но здесь собрано все. Мне очень приятно, что оформлял ее выдающийся художник, земляк Тамары Зураб Константинович Церетели. Он хотел прилететь сюда с нами, но, как сказал Иосиф Давыдович, он, наверное, с одного из памятников своих упал (смеется). На самом деле он сейчас в Пекине, где он будет создавать новую скульптуру.

Меня радует, что отношения между нашими людьми - российскими жителями и израильскими все крепче, ближе. Каждый раз, когда я сюда приезжаю с друзьями, мне говорят - а у меня тут родственники, в Ашдоде, Ашкелоне, Беэр-Шеве. Коля Басков приехал, такой русофил, и говорит: "А меня тут бабушка". И только я говорю: "А у меня тут никого нет, к сожалению". Но вчера один человек сказал потрясающую фразу: "Да у вас весь Израиль родственники".

Кстати, оказалось, что родственники в Израиле есть и у Тамары Гвердцители, хотя она не очень афиширует этот факт.

О концертах

Иосиф Кобзон :

Аппаратура плохая. Что такое микрофон для исполнителя? Это партнер. Благодаря микрофону модно передать все нюансы исполняемого произведения. Когда аппаратура плохая, очень некомфортно певцу выступать. Приходится форсировать звук, от этого садится голос и настроение соответствующее. Но вот так получилось - непрофессиональный звукорежиссер и аппаратура непрофессиональная. Звукорежиссер думает, что микрофон нужен, чтобы нас слышали, а то, что он должен украсить наше звучание, он не знает. Видимо, он не музыкант. Обидно.

О пении под фонограмму


Марк Тишман :

Я не очень-то умею попадать в фонограмму. В проекте, в котором я участвовал, "Две звезды", было только живое пение. А эти концерты для меня совершенно особенные. Я в Израиле уже пел, но сейчас я выхожу на одну сцену с Иосифом Давыдовичем. Как я могу петь под фонограмму? Я должен соответствовать тем людям, с которыми я участвую в концерте.

Иосиф Кобзон :

Вас интересует, скорее всего, почему человек обманывает слушателя, используя фонограмму. Когда я был председателем комитета по культуре Государственной Думы, мы издали постановление. К сожалению, нет механизма, позволяющего проконтролировать ситуацию. Что такое для меня, человека, который уже более полувека выходит на эстраду, фонограмма? Когда исполнитель поет, он находится в определенном состоянии. Как нельзя войти в одну реку дважды, так нельзя дважды попасть в одно настроение. Есть концерты, когда нас заставляют петь под фонограмму - когда их снимает телевидение. Для меня это жуткие совершенно мучения. Я должен эмоционально попасть в то состояние, в котором был, а это практически невозможно.

За рубежом уважающие себя гастролеры никогда не поют под фонограмму. Это даже записано у них в контрактах. Есть такая замечательная американская певица Уитни Хьюстон. Удивительный голос, чудесные песни. Приехала в Россию. И в Санкт-Петербурге она простудилась, а концерты уже были объявлены. В Москве у нее был концерт в Кремлевском дворце. Огромный зал на 6 тысяч мест. Казалось бы, сам бог велел ей, не напрягаясь, петь под фонограмму. Она хрипела, плакала на сцене, и я плакал вместе с нею, так как ощущал ее состояние и понимал, что с нею происходит. Но она все равно не стала петь под фонограмму. Потому что это преступление. Я вас обманул: вы заплатили деньги для встречи со мною, а я вам даю суррогатную продукцию. Я уважаю только тех исполнителей, которые поют без фонограммы.

Андрей Дементьев :

В Советском Союзе был комитет по Ленинским и Государственным премиям. Я был членом этого комитета. И однажды выдвинули на Государственную премию замечательную певицу - Софию Ротару. Члены комитета пошли в Колонный зал, там был ее концерт. Потом стало известно, что она пела под фонограмму. И ее сразу сняли с обсуждения.

Иосиф Кобзон :

Я являюсь живым свидетелем появления Софии Михайловны на эстраде и свидетелем ее пения под фонограмму. Она первой в Советском Союзе стала так выступать - по несчастью. Толя Евдокименко, ее муж, царство ему небесное, объявил большое количество концертов, а у нее вдруг случился порез голосовых связок. А концерты отменять не хотелось - финансовые вопросы сыграли свою роль.

О портретах Сталина

Этот вопрос был связан с решением мэра Москвы Юрия Лужкова вывесить портреты Сталина в День Победы.

Иосиф Кобзон :

Поступки он совершал, может быть, и негативные, но в бой шли "за Родину, за Сталина" и Сталин сыграл колоссальную роль в Великой Отечественной войне. Он совершил много негативного, когда руководил великой державой, но просто зачеркнуть Сталина в истории - это никому не дано. Я, кстати, не знаю - не было бы Сталина, был бы Израиль или нет? В 1948 году только при его поддержке было провозглашено ваше государство. Почему в опросе "Имя России" Сталин появился на первом месте? Не Пушкин, не Толстой, а Сталин? Потому что народ вспомнил его великие дела.

Об Америке и Израиле


Иосиф Кобзон :

Я жертва политического сговора. Это произошло в 94-м году. Все мои коллеги, все мои друзья ездят в Америку - и Гриша Лепс, и Саша Розенбаум, и Винокур, и Лещенко. И все знакомы с теми же людьми, с которыми знаком я. Они были знакомы с, царствие ему небесное, Отариком Квантришвили, с солнцевскими. Но я могу смело смотреть в глаза правоохранительным органам. Я никогда ни с кем из этих людей не имел ничего общего. Но я всегда был другом Юрия Михайловича Лужкова. И когда в 94-м году началось противостояние Бориса Николаевича Ельцина и его подручного Александра Васильевича Коржакова, им надо было харчить всех подряд. Первым, кого они схарчили, был я, потом Гусинский и еще целый ряд людей.

Некий эмигрант Сэм Кисин, которого хотели задержать в России за всякие левые дела, откупился тем, что написал кляузы на всех, на кого ему указали. И вот, несмотря на то, что уже и Примаков, будучи премьером, говорил с Олбрайт, и Иванов говорил с Пауэллом, и, как мне сказали, Путин говорил с Бушем, по сей день на меня есть файл. Я говорил - я готов приехать в Штаты, предстать перед судом и ответить на любые вопросы. Но вот уже 16 лет я не езжу в Америку. Они не пускают никого - ни моего сына, ни мою дочь, ни мою жену. То, что я уже 4 созыва являюсь членом парламента российского, народным артистом, академиком, профессором, почетным гражданином 29 городов, их это не интересует. А Израиль был и остается подручным Америки.

Я об этом сказал вашим коллегам, когда меня задержали в аэропорту Бен-Гурион. Спасибо Пересу, который тогда по просьбе Бовина собрал кабмин срочно и сказал - это вопиющий случай. Ему ответили: так на него файл в США. Так это дело Америки! А вы скрываете, что вы целиком и полностью зависите от Америки!

Я не считаю, что Израиль - самостоятельное государство, не зависящее от монстра Соединенных Штатов Америки. И экономически, и политически. Сколько населения в арабских странах, окружающих Израиль, и сколько в Израиле? Я восхищаюсь израильским патриотизмом и тем, что граждане Израиля готовы отдать жизнь за свою страну, но я не отрицаю связь Израиля с Америкой и беспрекословное повиновение.

Возражения, мол, отношения Биньямина Нетаниягу и Барака Обамы безоблачными никак не назовешь, Иосиф Давидович отмел, а об отношениях России и Израиля сказал так:

Я доволен развитием отношений межгосударственных между Израилем и Россией. Это ощущается не только в экономике и политике. Государственное отношение и отношение общества к евреям намного стало лучше. "Лица еврейской национальности" - мы даже не произносим эти слова. У нас не произносят это ни в прессе, ни публично. Как раньше называли еврея, поступившего в Киевский университет? Чудо-юдо. И был один министр - Заславский. А сегодня евреи и министры, и в администрации президента. Обстановка намного благоприятнее. Визовые вопросы решены между государствами, это тоже очень о многом говорит. Это привлекает туристов. Зачем нам Турция, когда есть Израиль? Там дешевле, но тут атмосфера другая.

О высоком звании



Иосиф Кобзон :

Я бросился на амбразуру, когда после ельцинской революции 91-го года нас стали называть народные артисты России. Надо было получить заслуженного артиста России, народного артиста России и только потом можно было мечтать о звании народного артиста СССР. Когда меня назвали народным артистом России, я тут же остановил Ангелину Вовк и сказал, что в следующий раз не выйду на сцену, если меня будут неправильно объявлять. Я - народный артист Советского Союза. В зале раздались аплодисменты. И после этого понемногу и другие стали возвращаться к этому гордому званию. Мы же не говорим, что георгиевский кавалер сейчас будет называться ельцинский кавалер. Нужно дорожить тем признанием, которое было получено.

О России и Грузии


Тамара Гвердцители:

Я не воспринимаю отношения России и Грузии, как политику. Для нас это боль. Моя мама месяцами не видит своего сына, моего брата, который живет в Тбилиси. С невероятными трудностями мне пришлось делать визу для моего отца. Это ненормальная ситуация. Я надеюсь, что этому придет конец, но делать вид, что ничего не произошло, никто из нас не сможет.

Я бы не поехала в Цхинвали, но меня попросили, и мы по сей день решаем, чтобы состоялся мой концерт в Тбилиси. Перед этим я обязательно побеседую с премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным. Я с ним хорошо знакома, он вручал мне звание народной артистки России, что дало мне право и моральную поддержку продолжать жить в России. 15 лет я живу в России и эмоционально я к ней прикипела, конечно. При этом готов мой грузинский диск. Я считаю, что имею право выступать на своей родине, но вначале я хочу поговорить и с министром культуры, и я думаю, что это будет нормально воспринято. Дай бог, чтобы так это и было.

- А почему надо говорить с Путиным?

Потому что я российская гражданка и народная артистка России.

О ХАМАСе и "Израиле"

Вопрос "Мнений" был связан с Интернетом:

- Почти для всех российских сайтов, посвященных исламу, характерна одна особенность - доброжелательно и терпеливо рассказывая о своей религии, они немедленно меняют тон, когда речь заходит об Израиле и само название страны пишут "Израиль", вот так, в кавычках. Источник, откуда взято это написание - "Палестин-инфо", сайт ХАМАСа на русском языке. Это вопрос и, если угодно, обращение в Государственную Думу: чем можно объяснить, что российские исламские сайты разделяют позицию террористической организации?

Иосиф Кобзон :

В Интернете есть много пошлости, грязи, клеветы. Стоит ли вам, интеллигентным людям Израиля, обращать на это внимание? Можно привести пример? Вы знаете о проблеме Нагорного Карабаха. Я был там, когда уже начинались военные действия. И там был директор музыкального училища, с которым я в свое время учился в институте им. Гнесина. Образованнейший музыкант, интеллигентный человек. И я у него спросил: "Вагиф, объясни мне, что это такое? Ты как к этому относишься?" И он сказал: "Я, если встречу армянина, убью, не задумываясь". Вы говорите, что как только мусульмане начинают рассуждать об Израиле, они становятся другими. Это вполне нормально. Это отравленное сознание. Поэтому не обращайте внимания.

Правда, в итоге Иосиф Давидович все же назвал ХАМАС "мусульманским бандитским формированием". После чего извинился, сказал, что уходит, чтобы не опоздать на встречу с внуком и уже перед самым уходом сообщил, что прошел обследование в израильской клинике. Будем надеяться, что результаты этого обследования не вызовут тревоги.