Какое вероисповедание в индии. Какая религия в индии

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

Индия – страна с таинственной и не понятной для большинства европейцев культурой. Культура этой страны всегда была неразрывно связана с ее религией. Примерно 80% (около 850 млн. чел.) населения здесь исповедует индуизм – самую массовую и древнейшую религию в Азии. Период с III-II вв. до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма.

Вся последующая культура Индии формировалась вокруг этой системы. Индуизм до сих пор сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, пронося в современность традиции и обычаи, зародившиеся еще на заре истории.

Статья достаточно интересная…, но надо заметить, что написана она

приверженцем Кришны

Индуизм (Ведизм)

Национальной религией Индии является индуизм . Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию САНАТАНА ДХАРМА (поддержание вечного Божественного порядка ). Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом.

Санатана-дхармой , как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова санатана , Шрипада Рамануджачарья говорил, что санатана - это «то, что не имеет ни начала, ни конца».

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы . Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Aналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой-то секты, могут по ошибке считать санатана-дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма - это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной .

У любой веры, не относящейся к категории санатаны , можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом . В авторитетных шастрах говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела. Объясняя понятие санатана-дхармы , мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, - не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу. Оно-то и составляет его вечную религию.

Когда Санатана Госвами спросил Шри Чайтанью Махапрабху о сварупе (своя собственная форма, природа, характер) живого существа, Господь ответил, что сварупа , или изначальное положение живого существа, - служение Верховной Личности Бога . Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим - по-разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие. Животные служат людям, как слуги - хозяевам, A служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и так далее. Мы видим, как служат друг другу друзья, как мать служит сыну, жена - мужу, муж - жене и так без конца. Продолжив это наблюдение, мы убедимся, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат . Политики выносят на суд избирателей свои программы, стремясь убедить их в своей способности служить, а избиратели отдают им свои голоса в надежде на то, что политики будут хорошо служить обществу. Продавец служит покупателю, а рабочий - капиталисту. Капиталист служит семье, а семья служит государству. Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ .

Тем не менее люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств , и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какой-нибудь другой секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана-дхарме . Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин - индусом, а христианин - кем-то еще. Но при любых обстоятельствах смена веры никак не сказывается на вечной деятельности живого существа в служении другим. Кем бы мы ни были - индусами, мусульманами или христианами, - мы всегда кому-нибудь служим. Таким образом, объявляя себя приверженцем той или иной веры, человек говорит не о санатана-дхарме . Санатана-дхармой каждого является служение.

В действительности все мы связаны с Верховным Господом отношениями служения. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком. Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным любовным служением Верховному Господу.

Основные направления индуизма:

- Адвайта- веданта (Смартизм) - это древняя брахманическая традиция, реформированная Шанкарой в девятом столетии. Смарта (смартист) - это последователь классических смрити , особенно Дхарма-шастр, Пуран и Итихас. Смартисты почитают Веды и уважают Агамы.
- Шиваизм - традиция почитания Господа Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

- Шактизм - это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских Богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др.

- Вишнуизм (Вайшнавизм) , одно из двух главных (наряду с шиваизмом) направлений индуизма, в основе которого лежит культ Вишну и связанных с ним Богов (прежде всего Кришны и Рамы). Вишну и его аватары - благожелательные божества, связанные с народными солнечными культами плодородия. Вишнуизм распространён в основном в Северной Индии. В Вишнуизме уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. проявилась монотеистическая тенденция и была создана доктрина бхакти - личной любви и преданности Богу . Проповедник бхакти - южноиндийский философ и религиозный реформатор Рамануджа (умер в 1137) основал школу шри-вайшнавов, являющуюся и поныне крупнейшей из вишнуитских школ.

Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана».

- Саура - поклонение Богу Солнца Сурье. Главные поклонники Бога Сурьи на планете Земля - японцы 🙂

- Ганапатья - индуистская религиозная традиция поклонения Ганеше (Бог преуспевания и мудрости). Культ Ганеши для многих индуистов дополняет поклонения другим божествам.

Иногда можно услышать, что в Индии 33 млн. Богов, но в это число часто включают и множество имен одного и того же Бога или Богини - например, Вишну известен под тысячью имен, и молитвой к нему считается перечисление вслух или про себя этих имен . К тому же имеются божества, сопричастные Вишну, - уж не говоря о Шиве и его супруге, и вот это создает впечатление наличия миллионов Богов.

На улицах продают много иконных, в типографии отпечатанных ярких изображений этих же божественных воплощений Вишну. Одно из указанных воплощений Вишну, а именно Кришна, стало наиболее популярным. Культ Кришны, как бы выделился в самостоятельную религию, заняв в пределах индуизма одно из ведущих мест. С именами Рамы и Кришны в Индии связано появление выдающихся произведений литературы: Рама является героем древней эпической поэмы «Рамаяна», а Кришне посвящено много лирических стихов и песен, часть которых наряду с «Рамаяной» вошла в фонд сокровищ мировой литературы.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души - дживы для достижения мокши (освобождения).

Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

Вера в истинность доктрины;
- совершенное знание;
- праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
*не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы , которого придерживались все индусы , но джайны следовали ему особенно строго);
*не прелюбодействовать;
*не стяжать (читай Нестяжатели и Иосифляне);
*быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и, как бы, становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей.

Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упадок, хотя небольшая и замкнутая община джайнистов сохранилась и по сей день.

Буддизм

По преданию в том же VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел “просветление” и призвал к самосовершенствованию души: “Пробуждай душу и развивай свое я ”. Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой , допускались представители всех варн .

В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах »:

есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания.

Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник.

Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов :

- воздержание от причинения зла ВСЕМ (!) живым существам (ахимса )(первая христианская заповедь - НЕ УБИЙ! ЛЮБОЕ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО! ),

- от лжи ,
- кражи ,
- чувственных излишеств ,
- употребления спиртных напитков

мог надеяться только на лучшее перерождение.

Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба школ и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («малая колесница»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары ) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Другим течением явилась махаяна («большая колесница»). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.

Сикхизм

Возник в Индии в XVI веке как протест мелких торговцев, ремесленников и крестьян против кастового строя и феодального гнета. Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого Бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их было 10) Арджун составил “Грантх” (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд Сингх, десятый гуру (1675-1708), превратил сикхскую общину в военное братство и назвал его Халса (чистое). С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить особый вид нижнего белья (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальные сикхи. Все мужчины сикхи добавляют специальную приставку к своему имени «сингх» («лев»). Женщины могут присоединять к своему имени приставку «каур» («львица»).

Термин “сикх” берёт свое начало в санкритском термине “шишъя” (Shishya) - последователь, послушник. Общая численность сикхов в Индии составляет около 17 млн. человек.

Они совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. В сикхских храмах нет изображения Бога. Церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Наивысшей святыней для сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

Зороастризм

Во времена древней империи персов зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился на огромных просторах Римской империи вплоть до Британии. После завоевания мусульманами Ирана некоторые зороастрийцы покинули родину и поселились в Индии. Полагают, что первая их группа высадилась в районе города Диу в 766 году, а впоследствии они обосновались на земле Санджана (штат Гуджарат). Поскольку их предки были выходцами из Персии, зороастрийцы в Индии стали именовать себя парсами .

Сейчас их численность в мире не превышает 130 тысяч человек. Если исключить из этого числа около 10 тысяч зороастрийцев, проживающих в Иране, то почти все остальные живут в Индии, причем большинство - в г.Мумбаи. Парсы сыграли важную роль в превращении Мумбаи в деловой и процветающий город-порт. Несмотря на крайнюю малочисленность, они занимают важное место в торговле и промышленности. Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют «башней молчания», где их поедают грифы. Тем самым «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом.

В храмах парсов постоянно горит вечный огонь. Ничего не напоминает? 🙂

Ислам, Христианство

Индия, где проживает около 130 млн. мусульман, занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман - сунниты, около 20% - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины - бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Ислам , как религия в Индии стал распространяться после XII в., со времени расширения походов на эту страну феодальных правителей соседних и близлежащих государств Ирана и Афганистана, а впоследствии и стран Средней Азии. Захватывая часть земель Индии, новые владыки часто прибегали к привлекательному для многих индийских бедняков приему, объявляя, что все, кто принимал ислам, отказываясь от индуизма, освобождался полностью или в значительной мере от уплаты налогов. Это постепенно привело к «перекрещиванию» в новую веру рядовых граждан страны, тогда как представители знати принимали ислам иногда по соображениям установления дружбы и покровительства со стороны новых иноземных владык. Индийские мусульмане, будучи во многом обращенными из приверженцев индуизма, до нашего времени сохраняют память о прежней вере, и многие посещают индусские праздники и придерживаются некоторых старых обычаев (точно также как и «православные» славяне празднуют Масленицу и Ивана Купала!) . С исламом в Индии связано распространение стилей мусульманского искусства, строительство всемирно известных мечетей и дворцов, выработка ворсовых ковров, изготовление металлической узорно эмалированной утвари и некоторых других художественных изделий. Распределение мусульман по штатам Индии крайне неравномерно, но в южных штатах их численность значительно ниже, чем в северных и северо-западных.

Христианство , по преданию, достигло Индии с прибытием туда апостола Фомы, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге страны. Термин “сирийская” возник потому, что в богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке, с приходом португальских колонизаторов, начинается процесс насильственной (как впрочем и везде где оно появлялось!) “христианизации” индийцев, проводившийся под эгидой папства в течение нескольких столетий. С XVIII века в Индии активизируется деятельность протестантских миссионеров как из Европы, так и из США. Сейчас в Индии насчитывается около 20 миллионов христиан самых различных направлений - католики, протестанты, православные и т.п.

Иудаизм

Первые контакты последователей иудаизма с жителями Малабарского побережья Индии (ныне штат Керала) относятся к 973 году до нашей эры. Уже тогда купцы с торговых кораблей царя Соломона закупали специи и другие товары у местного населения. Ученые утверждают, что вскоре после захвата Иудеи вавилонянами в 586 году до нашей эры иудеи поселились в Кранганоре на Малабарском побережье. В Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны.
***************************************************************************************

Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.
Индия – самая многонациональная страна, где при этом на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления, духовные течения, такие как индуисты - 83% населения, мусульмане составляют само значительное религиозное меньшинство - 11%, 2,2% - сикхи, 2% - христиане, буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Индия - страна со своеобразной, необыкновенно интересной культурой и собственными оригинальными верованиями. Вряд ли в каком-нибудь другом государстве - за исключением, разве что древних Египта и Греции - существует такое огромное количество мифов, священных писаний и преданий. Некоторые исследователи считают этот полуостров колыбелью человечества. Другие предполагают, что эта страна - одна из основных наследниц культуры арийских народностей, пришедших сюда из погибшей Арктиды. Индии - ведизм - позднее трансформировался в существующий и поныне индуизм.

История Индии вкратце

Населявшие полуостров Индостан древние племена перешли от собирательства и охоты к оседлому земледелию примерно в 6-7 тыс. до н. э. К концу же 3 тыс. на этих территориях уже возникает высокоразвитая культура поселений городского типа.

Современными учеными она названа «хараппской». Просуществовала эта цивилизация почти тысячелетие. В древних индийских хараппских городах были хорошо развиты ремесла и существовал богатый класс торговцев. Что случилось с этой культурой - неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что произошла масштабная катастрофа, другие считают, что богатые города этого периода по каким-то причинам просто разорились и были заброшены.

В последующем в Индии долгое время правили мусульманские династии. В 1526 году эти территории завоевал хан Бабур, после чего Индия стала частью огромной империи Упразднено это государство было только 1858 году английскими колонизаторами.

История религии

На протяжении веков в этой стране последовательно сменяли друг друга:

  • Ведическая религия Древней Индии.
  • Индуизм. На сегодняшний день эта религия является в Индии главенствующей. Ее приверженцами является более 80% населения страны.
  • Буддизм. В наши дни исповедуется частью населения.

Ранние верования

Ведизм - древнейшая религия Древней Индии. Некоторые ученые предполагают, что появилась она в этой стране через некоторое время после исчезновения огромного процветающего древнего государства - Арктиды. Конечно, это далеко не официальная версия, однако на самом деле очень интересная и многое объясняющая. Согласно этой гипотезе, когда-то давно по неизвестным причинам произошло смещение земной оси. В результате сильно изменился климат. В Арктиде, расположенной или на Северном полюсе, или в современных приполярных материковых регионах, стало очень холодно. Поэтому населявшие ее арии были вынуждены мигрировать в сторону экватора. Часть из них ушла на Средний и Южный Урал, построив здесь города-обсерватории, а далее - на Ближний Восток. Другая часть продвигалась через Скандинавию и В становлении индийской же культуры и религии приняла участие третья ветвь, достигшая Юго-Восточной Азии и впоследствии смешавшаяся с коренными жителями этих мест - дравидами.

Основная концепция

По сути, ведизм - древнейшая религия древней Индии - это начальная стадия индуизма. Распространен он был не по всей стране, а только в ее части - в Уттар и Восточном Пенджабе. Согласно официальной версии, именно здесь ведизм и зародился. Для адептов этой религии характерным было обожествление всей природы в целом, а также ее частей и некоторых социальных явлений. Четкой иерархии богов в ведизме не существовало. Мир делился на три основных части - землю, небо и промежуточную сферу - антарижну (сравните со славянскими Явью, Навью и Правью). Каждому из этих миров соответствовали определенные боги. Почитался и основной творец - Пуруша.

Веды

О том, что представляет собой самая старая религия Древней Индии, кратко мы с вами поговорили. Далее разберемся с тем, что такое Веды - ее основополагающее священное писание.

На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно - от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) - «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

Содержит в себе это произведение мантры и гимны, записанные в стихах и служащие руководством для индийских священнослужителей (правила проведения свадебных, похоронных и других обрядов). Также в ней есть заклинания, предназначенные для лечения людей и выполнения разного рода магических ритуалов. Мифология и религия Древней Индии связаны между собой самым тесным образом. К примеру, в дополнение к Ведам идут Пураны. В них описывается история сотворения вселенной, а также генеалогия индийских царей и героев.

Возникновение индуистских верований

Со временем древнейшая религия Древней Индии - ведизм - преобразуется в современный индуизм. Связано это было, по всей видимости, в основном с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты брахманов. В обновленной религии устанавливается четкая иерархия богов. Творец выдвигается на первый план. Появляется триединство - Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль создателя социальных законов, а в частности инициатора разделения общества на варны. Вишну почитают как главного охранителя, а Шиву - как бога-разрушителя. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьми нисхождениях Вишну на землю. Одним из аватаров при этом считается Кришна, другим - Будда. Представители второго направления - культа Шивы - особо почитают бога разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота.

Роль главенствующей религии индуизм начинает играть в Индии уже со Средних веков. Таковым он остается и по сей день. Представители этой религии считают, что стать индуистом нельзя. Им можно только родиться. То есть варна (социальная роль человека) - это то, что дано и предопределено богами, а следовательно, изменению не подлежит.

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии - индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь - Грихастха, последующий уход от мирского - Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением - Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Религия Древней Индии кратко: возникновение буддизма

Это еще одно очень распространенное на полуострове верование. Буддизм - одна из самых необычных религий в мире. Дело в том, что, в отличие от того же христианства, основатель этого культа - личность вполне историческая. Создатель этого на данный момент довольно-таки распространенного учения (и не только в Индии) Сидгартха Шаньямуни родился в 563 г. в городе Лумбене в семье кштария. Буддой его стали называть после достижения им просветления в возрасте 40 лет.

Религия и всегда рассматривали божество не как карающую или милующую силу, а как образец для подражания, своеобразный «светоч» саморазвития. Буддизм же и вовсе отказался от идеи создания мира каким-либо Творцом. Адепты этой религии считают, что полагаться человек может только на себя лично, страдания же не посылаются ему свыше, а являются результатом его собственных ошибок и неспособности отбросить мирские желания. Однако, как и рассмотренные выше более ранние индийские религии, буддизм содержит в себе идею о спасении, то есть о достижении нирваны.

Взаимодействие с западной культурой

Для европейцев культура и религия Древней Индии долгое время оставались тайной за семью печатями. Начало взаимодействию двух этих совершенно разных миров было положено лишь в конце позапрошлого века. Свой неоценимый вклад в этот процесс внесли такие знаменитости, как Николай и Елена Рерихи и другие.

Сегодня широко известно одно из касающееся Индии. Знаменитая прорицательница считала, что скоро в мир вернется самое древнее учение. И придет оно именно из Индии. О нем напишут новые книги, и распространится оно по всей Земле.

Кто знает, возможно, основой будущих новых верований действительно станет древняя религия Индии. «Огненная библия», как предсказывает Ванга, «точно белым цветом укроет Землю», благодаря чему люди спасутся. Может быть, речь идет даже и об известном произведении, написанном Рерихами - Агни-Йоге. «Агни» в переводе значит «Огонь».

Культура Древней Индии

Религия и культура Древней Индии - явления теснейшим образом взаимосвязанные. Потусторонний мистический мир богов практически всегда присутствует в произведениях индийских художников, скульпторов и даже архитекторов. Даже в наше время в каждое свое произведение мастера стремятся внести глубокое содержание, некое видение внутренней истины, не говоря уже о древних умельцах.

К сожалению, старинных индийских картин и фресок до нас дошло очень немного. Зато в этой стране имеется просто огромное количество древних скульптур, представляющих историческую ценность, и памятников архитектуры. Чего только стоят, к примеру, огромные Эллорские пещеры с великолепнейшим храмом Кайласы в центре. Здесь же можно увидеть и величественные изваяния божественной Тримурти Брахма-Вишну-Шива.

Итак, мы с вами выяснили то, что древнейшая религия Древней Индии - это ведизм. Возникшие позднее индуизм и буддизм являются его развитием и продолжением. Религиозные верования в Индии оказали просто огромнейшее влияние не только на культуру, но и социальную жизнь в целом. В наше время эта страна по-прежнему остается необыкновенно интересной, самобытной, оригинальной и непохожей ни на одно другое государство в мире.

РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ

Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны исповедуют индуизм, мусульманство, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, местные традиционные верования. Религия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества. Наиболее распространен в Индии индуизм. Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуисты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую очередь в «Бхагават-гите» а также в таких эпических произведениях, как «Махабхарата» (18 книг) и «Рамаяна», посвященная подвигам Рамы.

В религии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.

Наконец, это Шива - по происхождению доарийский бог, "хозяин животных". Изображается обычно в грозном виде, часто в священной пляске, с третьим глазом посреди лба. Ездит Шива верхом на быке и вооружён трезубцем. Шиваизм образует второе течение в индуизме, распространённое преимущественно в южной и восточных частях Индии. Из шиваистских храмов особенно славятся храмы в Варанаси (Бенаресе), Амарнатхе, ряд других. Впрочем, культовые обряды индуисты совершают не только в храмах, но и у местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения - омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки - заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на жизнь и быт индусов. Но, без всякого сомнения, наибольшее воздействие на них оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите). Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие времена, но оказалась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Тем не менее кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется в некоторых районах Индии. Выходцы из высших каст составляют всего 17% населения, они пока еще преобладают среди государственных служащих.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи остальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая гео¬графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На¬пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку «сингх», что значит «лев») носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму, Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.

На территории полуострова Индостан в разное время и у различных народностей, населявших его, складывались и развивались многообразные религиозные представления и практики. Эти представления и практики можно систематизировать в рамках отдельных индийских религий. К ним относятся индуизм (в широком смысле этого слова), джайнизм, сикхизм и буддизм. Три первых являются национальными религиями, последняя же - древнейшая мировая религия. У всех этих религиозных традиций собственная история, свои священные тексты, святилища, свои духовные лидеры. Индийской религиозности в целом присущ дух толерантности, недогматичности, готовности ассимилировать инородное (инклюзивизм) и описывать новое в категориях традиционной культуры, высокий авторитет духовных наставников и некоторые другие черты.

Индуизм

Индуизм - крупнейшая в мире национальная религия. Термин «индуизм» впервые появляется в трудах европейских индологов XIX в. В широком смысле индуизм - это масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего

Непала, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). К так понятому индуизму относится и религиозная традиция индоариев, начиная с эпохи «Риг- веды». В узком смысле индуизм - это третья ступень развития религии индоариев (после ведизма и брахманизма), на которую воздействовали как неведийские религиозные традиции, так и неортодоксальные индоарийские религиозно-философские системы. Последователей индуизма называют индуистами, или индусами. Сами же индуисты для обозначения своей религии традиционно использовали слово «дхарма». В то же время «дхарма» означает не столько религиозный компонент жизни индуистов, сколько общий комплекс норм и законов, с которым последователи индуизма должны соразмерять свой образ жизни. Таким образом, индуистская «дхарма» гораздо шире «индуизма», понятого только с религиозной точки зрения, поскольку включает в себя и религиозные, и нерелигиозные компоненты.

В индуизме трудно вычленить единую, четкую организационно-идеологическую структуру, поэтому он кажется мозаичным, бессистемным. В нем отсутствует церковь как центральный социальный институт, сплачивающий своих членов; нет «сект» и «ересей»; по-разному трактуется смысл священных текстов; нет универсальных догматов и объектов культа; отсутствует практика проведения соборов для решения богословских вопросов и т. д. Трудно с однозначностью отнести индуизм к монотеистическим или к политеистическим религиям, хотя в большей степени он все-таки тяготеет к последним. Некоторые исследователи склонны усматривать в индуизме не одну религию, но комплекс религий, либо воспринимать индуизм как своего рода цивилизацию, одним из многих компонентов которой и является религия.

Есть ряд факторов, обеспечивающих относительное единство индуизма. Так, в 1966 и 1995 гг. Верховный суд Индии выделил семь признаков индуизма:

  • 1) почитание священных писаний - вед;
  • 2) терпимость к иной точке зрения;
  • 3) признание факта громадных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной;
  • 4) вера в перерождение и предыдущее существование души;
  • 5) признание достижения духовного освобождения различными способами;
  • 6) равноценность различных религиозных практик;
  • 7) отсутствие однозначного комплекса мировоззренческих ориентиров.

Однако это «юридическое» оформление индуизма отнюдь не означает, что все без исключения индуисты признают именно такой набор признаков. В индуизме мировоззренческая гибкость парадоксальным образом сочетается с жесткостью социальных отношений. Во многом это помогает индуизму сохранять живучесть, приспосабливаться к меняющемуся миру.

В индуизме имеется большое количество разнообразных религиозных движений, самые важные из которых - вишнуизм, шиваизм и шактизм; каждое из них, в свою очередь, разбито на отдельные школы и линии. В силу разнородности входящих в индуизм религиозных движений в нем нет общего для них всех основателя. «Основателем» шиваизма можно считать бога Шиву, вишнуизма - Вишну и т. д.

Истоки индуизма в широком смысле обычно возводят к двум типам религиозных традиций - ведизму (и продолжающему его брахманизму) и местным традициям. Ведийская религия, носителями которой были племена индоариев, появляется на территории Индии (Пенджаб) примерно в середине I тыс. до н. э. Религия индоариев отражена в их священных текстах (веды), носящих также название шрути (буквально «услышанное»), или «откровение». В состав шрути, понятого в широком смысле слова, входят четыре жанра священной литературы: сам- хиты, или «собрания» («Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарва- веда»), брахманы, аранъяки иупанишады. Как верят индуисты, шрути ниспослано божествами. К ведийской литературе относятся также произведения раздела смрити («памятование»), часто создававшиеся в жанре сутр (коротких, лаконичных текстов), относящихся к отдельным аспектам знания (ритуаловедение, фонетика, этимология, грамматика, метрика, астрономия). Кроме того, к смрити принадлежат эпос, пураны (мифологические сказания), трактаты по дхарме. Многие произведения ведизма-брахманизма сохраняют статус сакральных и в развитом индуизме. Особенно большое значение имеет такой текст, как «Бхагавадгита», в свою очередь, являющийся частью самого крупного в мировой литературе эпического свода - «Махабхараты».

Религия индоариев до индуизма в узком смысле слова хронологически разбивается на два этапа. Ранний ее этап (приблизительно XV-X вв. до н. э.), или ведизм в собственном смысле слова, отражен в собрании священных гимнов («Ригведа»), в общих чертах отредактированном к X в. до н. э. Среди божеств (дэва) этого собрания наиболее часто упоминается бог-громовержец Индра, щедрый податель благ и в то же время яростный воитель с силами зла, мифологическим олицетворением которых выступает дракон Вритра. Немалое значение имеют также Сома, бог одноименного священного напитка; бог огня Агни; хранитель космического закона-рита Варуна; божества солнца Сурья и Савитар и др. В целом ранневедийская религия патриархальна, среди немногих женских божеств выделяется богиня зари Ушас. К раннему периоду ведийской религии относится также и содержание многих магических заговоров «Атхарваведы».

Поздний этап ведийской религии, отраженный в трех более поздних самхитах, созданных примерно через сто-двести лет после «Ригведы», плавно переходит в следующий, который известен как период брахманизма (ок. VIII - ок. II вв. до н. э.). Его название связано, во-первых, с религиозными текстами, комментирующими самхиты (брахманы), во-вторых, со жреческим сословием (брахманы), именно в этот период приобретающим огромный авторитет благодаря усложнению ритуальных процедур. Развитие ритуализма и специфика образов ведийских божеств стимулировали размышления жрецов над различными аспектами ритуальной практики и символики и привели их к идее единого начала, стоящего в основе всего универсума - идее Брахмана. Учение о Брахмане развивается в мистических религиозно-философских сочинениях - упанишадах. В этих же текстах разработаны и другие важнейшие категории классической индийской мысли - Атман (бессмертная душа), сансара (мир страданий), карма (закон нравственного воздаяния), мокша (освобождение) и др. Именно в эпоху брахманизма были заложены основы мировоззрения более поздних религиознофилософских школ.

В брахманизме обширный комплекс ритуалов подразделяется на «официальные» (шраута) и домашние (грихья). Под ритуалы подводятся мифологические объяснения. Среди богов на ведущие роли выдвигается Праджапати, персонифицирующий творческую космическую энергию и воспринимающийся как жертва, из которой создается мироздание. В этой связи понятие жертвоприношения становится ключевым в брахманистском ритуаловедении, приобретая космогоническое звучание. Разрабатываются различные системы психопрактической деятельности (аскетизм, йога), направленной на трансформацию сознания и накопление в организме практикующего особой внутренней силы. Кроме того, в эпоху брахманизма окончательно складывается система варн и появляются зачатки кастовой системы (см. ниже); в специальных сочинениях разрабатывается понятие дхармы как свода предписаний; формируется учение о четырех типах возрастных обязательств и т. д.

Параллельно с ведийской традицией (а также задолго до нее) развивались и местные религиозные традиции. Одна из самых архаичных связана с Протоиндийской (Хараппской) цивилизацией в долине реки Инд, существовавшей примерно с XXV по XVIII в. до н. э. На территории этой цивилизации наибольшее распространение имел культ Богини- матери, покровительницы плодородия. Был также культ ее божественного супруга, повелителя загробного царства, растительного и животного миров. Возможно, именно он изображен на одной из найденных печатей, сидящий в йогической позе и окруженный дикими зверями; некоторыми своими атрибутами это божество напоминает образ позднейшего Шивы. Кроме того, почитались также некоторые растения, животные (буйвол, слон и др.), природные стихии, фаллические символы. Культы отправлялись жреческим сословием в особых святилищах; божествам и духам приносились жертвы, в том числе и человеческие. Предполагается, что после распада этой цивилизации ее наследие было перенесено в другие регионы и оказало определенное влияние на религиозные представления местных племен и народностей, относившихся к дравидоязычным группам.

Сращивание ведийской и местных традиций происходило в течение многих столетий и в конце концов привело к известным ныне формам индуизма. В основных своих чертах индуизм появляется к концу I тысячелетия до н. э., а свой классический облик приобретает тысячелетием позже, когда окончательно складывается система каст. В формирование индуизма немалый вклад внесли неортодоксальные религиозные движения (буддизм, джайнизм и др.), которые были значимой силой религиозной жизни страны во второй половине I тысячелетия до н. э. - первой половине I тысячелетия н. э. Брахманизм, испытывая воздействие подобных учений (в частности, в области этики), непосредственно или косвенно заимствовал их положения.

В ходе становления индуизма культы прежних божеств ведийского пантеона (Индры, Сомы и др.) отходят на второй план, и вместо них выдвигаются популярные культы иных божеств, таких как Вишну (Кришна), Шива, Дэви и др. Индуизм приобретает большую популярность и распространяется на огромных территориях, причем не в последнюю очередь благодаря усвоению особых методов благоговейного поклонения божествам (бхакти). В конце эпохи древности (середина I тысячелетия н. э.) под влиянием бхакти начинается строительство индуистских храмов. Индуизм успешно ассимилирует местные племенные верования, равно как и идеи неортодоксальных движений, одновременно вытесняя сами эти движения. Уже со второй половины I тысячелетия н. э. индуизм полностью доминирует в общественном сознании и становится определяющим фактором индийской духовной культуры.

Различные мировоззренческие установки индуизма разрабатываются в ортодоксальных философских школах, которых традиционно насчитывается шесть: это санкхъя, йога, веданта, миманса, нъяя и вай- шешика. Однако нет таких идей и представлений, которые были бы приняты во всех без исключения индуистских направлениях. О едином индуистском мировоззрении можно говорить только с большой условностью. Одна из наиболее популярных индуистских идей - идея кармы, встречающаяся еще в упанишадах. Согласно ей, действия индивида, совершенные им в одной жизни, приносят последствия («плоды») в следующих его жизнях. Характер индивида, его социальное, материальное положение, срок жизни и т. д. - все это обусловлено его действиями в предыдущих воплощениях. Душа за то время, пока существует вселенная, претерпевает множество перевоплощений. Совокупность переходов из одной жизни в другую образует сансару (букв, круговерть) - мир, исполненный страдания. Причиной сансары и действия кармических законов мыслители индуизма называют фундаментальное незнание (авидья) собственной духовной сущности (Атмана) либо оторванность от высшего Бога. Избавление от духовного невежества освобождает индивида от сансары. В качестве средств, позволяющих обрести такое состояние, используются психотехнические упражнения (йога), интеллектуальное размышление, истовая любовь к божеству

(бхакти), исполнение сложных ритуалов, бескорыстный образ жизни (карма-марга) и др. Идеал освобождения является труднодостижимым, поэтому большинство простых верующих надеются оказаться после смерти на небесах, в раю (сварга). Впрочем, идеалы освобождения и пребывания в раю могут накладываться друг на друга - например, в кришнаизме.

В центре индуистской теологии - представление о высшем, абсолютном божестве, которого в зависимости от конкретной школы или направления называют по-разному - Кришной, Вишну, Шивой, Шакти и т. д.; каждое из этих божеств, в свою очередь, имеет множество имен и эпитетов. Абсолютное божество наделено всезнанием, вездесущностью, всемогуществом и другими совершенствами. Весь мир и индивидуальные души, частицы этого божества, зависят от него. При этом бытие высшего Бога не отменяет и бытия других, вторичных божеств, которые мыслятся как его особые «формы». Ради того, чтобы неразвитые души получили возможность совершенствоваться, бог- демиург (Брахма), побуждаемый к деятельности абсолютным Богом, созидает космос и наполняет его различными телесными оболочками. Вселяясь в них, души принимаются действовать и тем самым оказываются подчинены закону кармы. При этом карма не омрачает сущность самого Бога.

Вся повседневная жизнь человека в идеале должна быть пронизана духовными стремлениями. Праведный образ жизни (дхарма ) обычно включает в себя исполнение благочестивых деяний (обряды, молитвос- ловие, чтение священных произведений, подаяние, посты, паломничество и т. п.), исполнение основных заповедей (не убивать, не воровать, не лгать и др.). Помимо дхармы, есть и другие жизненные ценности, или цели: артха (приумножение богатства, процветание рода и т. п.); кама (получение различных чувственных удовольствий) и мокша (окончательное освобождение).

Мифология. Согласно индуистской мифологии, мир представляет собой гигантскую замкнутую структуру - «яйцо Брахмы» (брахманда), состоящую из совокупности вертикальных уровней - от 3 до 21. Надземные сферы образуют сваргу, или небеса, населенные божественными существами. На самом высоком уровне располагаются чертоги Брахмы, главы пантеона. Срединный уровень этой структуры - наша земля, имеющая плоскую форму и окруженная Мировым океаном. Посреди земли возвышается священная гора Меру, вокруг нее находятся четыре или семь «континентов» (двипа). Главный из этих «континентов» - Джамбудвипа, часть которой составляет Бхаратаварша, т. е. Индия. Гора Меру - ось мира, которая пронизывает почти всю брахманду; вокруг нее вращаются Солнце, Луна и планеты. Ниже земли находятся ады (нарака); количество адов варьирует в разных мифологических схемах; с каждой адской сферой ассоциируются определенные виды страданий. Под наракой, поддерживая всю структуру брахманды, покоится гигантский змей Шеша. В мифологии индуизма есть также представление о множественности миров, объединенных в единый вселенский универсум.

Мифологичны и представления индуистских текстов о времени. Обозримая «историческая» эпоха распадается на четыре временных отрезка неравной длины (юга), следующих друг за другом, начиная с «истинного века» (сатья-юга), или «века» высокого благочестия и нравственности, и заканчивая «веком» полного падения истины, периодом злосчастья (кали-юга), в котором пребывает и современное человечество. Кали-юга - самая краткая юга, длящаяся «всего лишь» 4 320 000 земных лет, после чего, спустя зоны космического «безвременья», снова наступает сатья-юга. Четыре юги (чатуръюга) составляют одну великую югу (махаюга). Тысяча таких махаюг формирует одну кальпу, или «день Брахмы»; по истечении этого «дня» вырывается таившийся в глубинах океана огонь и сжигает весь мир, который тем самым исчезает в Брахме. Столько же времени длится и «ночь Брахмы». Циклы «растворения» и нового творения следуют друг за другом в строгой последовательности. Всего Брахма живет 100 «своих» лет, по истечении которых он умирает и уже сам растворяется в абсолютном божестве. Но через определенное время это божество порождает другого Брахму, который созидает новую вселенную.

Согласно другому представлению, мир на любом, отдельно взятом промежутке времени, находится под руководством того или иного мирового правителя - Ману. Всего выделяется 14 Ману, и в настоящее время руководит мирозданием седьмой из них - Ману Вивасват. Наконец, согласно еще одной концепции, имеется три чередующихся стадии бытования мира - творение (сришти), сохранение (стхити) и исчезновение, разрушение (пралая). Эти три стадии ассоциируются с тремя мифологическими персонажами - соответственно с Брахмой, Вишну и Шивой. После завершения одного цикла через какое-то время следует другой, и так без конца.

Признанным главой многочисленного индуистского пантеона считается уже с брахманистского периода бог-творец Брахма, отождествившийся с богом Праджапати. С Брахмой связаны различные версии создания мира. По одной из них, в первозданных космических водах появляется «яйцо Брахмы», зародыш вселенной. В нем сам собой рождается Брахма. Затем он выходит из яйца и из скорлупы созидает вселенную. Сотворив мир, бог отдает различные сферы мира в управление своим потомкам, устанавливает законы, систему варн, начинает отсчет времени, а также создает смерть, спасающую мир от перенаселения. Он ставит Индру царем над всеми богами. В развитом индуизме Брахма превращается во вторичного демиурга, который творит вселенную по указанию высшего Бога - чаще всего это Вишну (в вишнуизме) или Шива (в шиваизме).

С Вишну и Шивой связано множество мифов и сказаний, что дает основание различать вишнуитскую и шиваитскую мифологию. В первую включены мифы не только о самом Вишну, но и о его аватарах («нисхождениях»), или воплощениях на земле ради какой-либо высокой нравственной цели. Выделяются чаще всего 10 аватар, среди которых особенно важны Кришна и Рама. С Шивой ассоциируется его супруга, богиня Парвати (Дэви, Дурга и т. п.), очень почитающаяся в шактизме. Сыновьями Шивы считаются слоновоголовый бог мудрости Ганеша и бог войны Сканда. На юге Индии (Тамилнад) со Скандой идентифицируется бог Муруган, сын местной богини войны Коттравей, который также покровительствует любви, весне и охоте. Немало мифов связаны и с такими божествами, как бог любви Кама, богиня красноречия и образования Сарасвати, богиня любви, счастья и процветания Лакшми, бог-обезьяна Хануман, бог Гималаев Химават, бог богатства Кубера и др.

Индуистские божества по сравнению с ведийскими более антропоморфны. У каждого божества есть своя вахана, или перевозочное средство в виде какого-либо живого существа: у Шивы это бык, у Вишну - Гаруда, исполинский орел с человеческими чертами лица, у Дэви - лев, у Ганеши - мышь, у Куберы - человек и т. д. У мужских божеств есть божественные супруги или подруги (Вишну и Лакшми, Кришна и Радха, Кама и Рати и т. п.).

Огромное место в мифологии индуизма занимают также сказания о многочисленных полубогах и духах, героях и мудрецах, животных и растениях и т. п. Среди этих существ есть как зловредные, демонические по своей природе, так и благодетельные персонажи. Так, в разряд демонов и злых духов входят: воинственные асуры, постоянно конфликтующие с богами; ракшасы - жестокие и омерзительные людоеды; пишачи, пожирающие трупы и соперничающие с духами предков (питри), и др. К положительным (или нейтральным) существам относятся, например, якши, духи плодородия и защиты; гандхарвы, небесные музыканты и певцы; апсары, небесные красавицы, развлекающие богов и павших героев песнями и танцами; наги, мудрые змееподобные духи, охраняющие сокровища в подземных поселениях, и др.

Во многих мифах фигурируют животные, особенно часто - корова. Так, корова Камадхену дарует своему владельцу исполнение любых желаний. Кроме того, есть мифология растений (баньян и ашват- тха), скал и гор (Кайласа, Гималаи, Меру), рек (Ганг, Ямуна), городов (Бенарес). Очень многие мифологические сюжеты затрагивают тему борьбы между силами добра и зла, или между божественными и демоническими воинствами. Так, например, асуры построили тройное укрепление (Трипура), откуда совершали набеги на поселения богов, Шива одной стрелой поразил эту крепость и сбросил ее в океан. Популярен также миф о пахтанье «молочного океана»: боги и асуры мутовкой (горой Меру) взбалтывают молочный океан, из вод которого появляются ценные вещества и существа, в том числе и напиток бессмертия - амрита. Распространенными мифологическими мотивами являются также обретение каким-либо аскетом некоего великого дара от бога Брахмы, проклятие задетого кем-то мудреца и др.

Индуистская мифология стала неисчерпаемым источником вдохновения для творцов индийского искусства и индийской литературы на разных языках.

Наибольшим почитанием окружены божества Вишну (в первую очередь как Кришна), Шива и Дэви. Несколько меньшее значение имеют культы богов Ганеши, Сурьи, Сканды (Муругана) и др. Бог Брахма очень слабо представлен на культовом уровне, ему посвящен лишь один храм. Кроме культов богов, в индуизме также существуют культы героев, правителей, святых мудрецов, аскетов, предков, женщин-сати. Разной степенью почитания окружены существа низшей мифологии: рак- шасы, асуры, апсары и др. Зловредных существ «почитают» в основном с целью их отваживания.

Всеобщим поклонением окружена корова; убийство этого животного считается очень серьезным преступлением. Помимо коровы, священными, хотя и в меньшей степени, являются также обезьяны, быки и др. Священны некоторые виды растений - баньян, ашваттха (в индуизме в целом), тулси (в вишнуизме), рудракша (в шиваизме). Развит также культ гор, традиционно считающихся пристанищем богов. Особенно популярны Гималаи, пещеры которых до сих пор привлекают многих религиозных подвижников. С Шивой и Парвати ассоциируется гора Кайласа (Западный Тибет), с Кришной - Говардхана. Почитаются также водоемы и реки, особенно священна река Ганг (Ганга); популярны также Ямуна (Джамна), Нармада, Кришна и др. Индуисты верят, что воды священных рек обладают очищающим воздействием на душу человека и способны перенести ее после смерти тела в верхние пределы бытия. Есть также священные поля (Курукшетра), священные города (Бенарес, Матхура, Пури и др.).

Существует множество культовых мест, храмов и других святынь, привлекающих многих паломников. Среди наиболее значительных индуистских храмов можно назвать храм Венкатешвары в Тирупати (Андхра-Прадеш), Минакши в Мадурай (Тамилнад), Джаганнатха в Пури (Орисса), Виттхаля в Пандхарпуре (Махараштра) и др. Священна вся индийская земля (Бхаратаварша).

Теоретически в индуизме любой необычный предмет или лицо способны стать объектом религиозного поклонения. Появление и развитие индуистских культов продолжается и в наши дни.

Обряды и ритуалы занимают очень большое место в индуизме. Ритуальное поклонение тем или иным священным существам и предметам называется пуджа (букв, поклонение, прославление). Феномен пуджи восходит к местным, неведийским религиозным обычаям. Культовому объекту в пудже, в виде его изображения или символа, служат непосредственно, что отличает пуджу от ведийской яджны (жертвоприношения). В таких крупных святилищах, как храм Джаганнатха, основные службы проводятся пять раз в день. Во главе храмового духовенства, состоящего обычно из брахманов, находится пуджари, или пуджапанда.

Как считается, во время пуджи божество нисходит в тело пуджари, после чего «переселяется» в свое антропоморфное изображение (мурти), сделанное чаще всего в виде некоего изваяния, либо в соответствующий символ (например, в лингам, если поклоняются Шиве). После совершения пуджи божество оставляет мурти и возносится вновь в свои запредельные сферы. Каждая пуджа состоит из определенных ступеней. В богослужебных руководствах обычно описывается 16 таких ступеней, в том числе созерцание перехода божества в мурти, предложение божеству сиденья (асана), воды для омовения рук и ног, подношение пищи, бетеля для жевания и т. п. Перед ликом божества производят ритуальные покачивания светильником, воскуривают благовония, читают сакральные изречения - мантры, поют религиозные гимны, складывают пальцы рук в особых жестах (мудры). По своей форме отношение к божеству в пудже восходит к древним обычаям обращения с почетным гостем. Поутру божество (в виде его мурти) пробуждают в его спальне, развлекая пением и танцами; одевают, кормят и т. д. Вечером мурти укладывают спать. В праздничные дни мурти на колесницах ритуально объезжают город или селение.

В храмовой пудже рядовые верующие участия не принимают. Цель визита верующих в храм - созерцание объекта поклонения, с ритуальным обходом вокруг него, а также подношение. Среди подношений преобладают рис, фрукты, молочные продукты; в некоторых индуистских культах, например в шактизме, во время пудж приносят в жертву животных. В шактизме последователи высоких степеней посвящения используют в некоторых ритуалах (панчамакара) эротические элементы. Определенное значение имеют также магические ритуалы, в которых их исполнитель пытается навязать свою волю тому или иному существу. Домашняя, или семейная пуджа мало чем отличается от пуджи храмовой; она проще по своему исполнению и проводится, как правило, усилиями самих членов семьи.

Ритуалы и обряды сопровождают индуистов в течение всей их жизни. В дхармашастрах - старинных трактатах, содержащих различные предписания - выделяется в среднем до 40 домашних обрядов жизненного цикла (санскары), многие из которых восходят к ведийской эпохе. Подобные церемонии начинаются задолго до появления на свет будущего члена индуистского сообщества. Так, специальные обряды призваны помочь зачатию ребенка, благоприятствовать его развитию в утробе матери. Примерно в полугодовалом возрасте ребенка торжественно нарекают именем, соответствующим социальному положению его родителей (намакарана). Один из самых значительных и древних домашних обрядов - посвящение (упанаяна), которое должны проходить все лица мужского пола из трех первых варн (брахманы, кшатрии и вайшьи). Основной элемент упанаяны - надевание священного шнура, что символизирует «второе рождение» человека и одновременно вступление в первую из четырех возрастных стадий, или ашрам - стадию ученичества. Не прошедший эту церемонию становится изгоем. Очень важным обрядом является также заключение брака (виваха). В древних текстах выделяют восемь видов брака. Собственно брачному обряду предшествует помолвка, также ритуально обставляемая, с нанесением визитов родственников, дарением, угощениями. Ритуал проводится в благоприятный, заранее выбранный день. В ходе ритуала вивахи жених и невеста обходят вокруг священного огня и совершают другие церемониальные действия. Завершает череду санскар серия обрядов прощания с умершим и кремация (реже погребение) последнего.

Тем или иным событиям в жизни семьи или общины, не вписывающимся в рамки регулярно отмечаемых календарных событий или возрастных церемоний, также соответствуют свои ритуалы. Так, при обживании какой-либо постройки исполняют пуджу в честь бога Ваступуруши, охранителя порядка жертвоприношения. Религиозные самоубийства, широко распространенные в средневековом индуизме, также воспринимались как ритуальные акты. Ритуально обставлялось сожжение вдовы (обряд сати). В ритуальном смысле воспринималась и казнь преступников, которая позволяла последним очиститься от вины. Ритуализованными являются также и массовые народные празднества (Дивали, Холи и др.).

Все, что связано с проведением ритуала, требует особой чистоты. Идея ритуальной чистоты и нечистоты стала одной из ключевых в процессе формирования кастовой системы индийского общества. Так, ритуально нечистыми социальными группами считались мясники, палачи, мусорщики и др. Нечистыми являются покойники и родственники тех, кто умер недавно, женщины во время месячных и родов, вдовы. Контакт с ритуально нечистыми вещами или людьми должен для правоверного индуиста влечь за собой дополнительные ритуалы очистительного характера, в противном случае он сам считается нечистым. Очищение включает в себя пост, чтение мантр и молитв, аскетические практики, использование продуктов священного животного - коровы. Индуистские ритуалы оказали большое воздействие на ритуальные практики джайнизма и буддизма, стали основой формирования и ритуалов сикхизма. Фактически индуистские ритуалы приобрели общеиндийскую значимость и стали во многом восприниматься как синоним практического компонента индийской духовной культуры в целом.

Еще в эпоху брахманизма устанавливается четырехчастная варно- вая система общества, членам каждой варны предписываются строго определенные занятия. Брахманы должны отправлять ритуалы и обучать священному знанию, кшатрии - править, воевать и защищать, вайшьи - торговать, а шудры - служить. Три первых сословия назывались «дваждырожденными», потому что их члены проходили обряд посвящения. Шудры такое посвящение проходить не имели права.

Однако реальная жизнь часто опровергала и иерархичность варн, и их мнимую непроницаемость.

Примерно с середины I тысячелетия до н. э. начинает формироваться кастовая система, которая накладывается на варновую. Как предполагается, возникновение каст было связано с процессом дифференциации различных профессий и занятий, а также с расселением ариев по стране. Определенное значение имела также развивающаяся тенденция ритуальной чистоты. В процессе «аризации», т. е. массовой интеграции в индоарийское общество множества местных племен и народностей, стоявших на разных ступенях развития, последние оказывались вне устоявшейся социальной структуры и попадали в разряд низкокастовых или внекастовых слоев. Окончательно кастовый строй складывается к концу I тысячелетия н. э. Сам термин каста - португальского происхождения, он известен с начала XVI в., в Индии же использовался аналогичный ему термин джати (род). Основными признаками касты (джати) являются эндогамия (браки заключаются только внутри касты); строгая регуляция контактов с другими кастами; общее занятие; почитание определенного круга божеств; наконец, свой статус в социальном окружении.

Каста - это одна большая семья, члены которой поддерживают друг друга. Соблюдение кастовых предписаний фактически совпадает с соблюдением религиозных заповедей. Быть изгнанным из касты за нарушение предписаний для индуиста означает переход в состояние социального изгоя. Существует иерархия каст, в самом низу находятся бесправные группы «неприкасаемых» (чандалы). В настоящее время насчитывается почти 3 тыс. каст. Хотя официально, согласно индийской конституции, в стране каст нет, на бытовом уровне кастовое деление общества во многих местах Индии еще сохраняется. Индуистом может быть только тот человек, который родился в одной из каст, поэтому в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм.

С социальной стороной индуизма связан также и институт вар- нашрамы (регуляция образа жизни человека в зависимости от его возраста; имеет отношение прежде всего к брахманам), состоящий из четырех жизненных этапов: ученичество (брахмачарья), владение домом и хозяйством (грихастха), лесное отшельничество (ванапрастха) и странничество (санньяса).

В XIII-XVI вв. в различных регионах страны переживает значительный подъем движение бхакти; наиболее важные направления бхакти (школы Днянешвара, Чайтаньи, Кабира и др.) становятся в то время мощной и влиятельной религиозной силой. На основе одного из направлений бхакти в начале XVI в. формируется религия сикхов, или сикхизм. В ту же эпоху Средневековья индуизм столкнулся с таким идейным противником, как ислам, однако сумел к нему приспособиться и даже отчасти оказал на него влияние. С другой стороны, отдельные индуистские движения (кабир-пантх и др.) восприняли некоторые исламские (суфийские) представления. К индуизму проявляла инте- бб pec могольская правящая элита: император Акбар пытался соединить на рационалистической основе ряд положений ислама и индуизма в изобретенной им новой религии, «дин-и-илахи» («божественная вера»), а по приказу принца Дары Шукоха в середине XVII в. на персидский язык были переведены с санскрита тексты 50 упанишад. Но нередкими были и случаи жестокого притеснения индуистов со стороны мусульманских правителей, в частности разрушение индуистских храмов и строительство мечетей вместо них. Своим нетерпимым отношением к индуизму «прославился» император Аурангзеб (втор. пол. XVII в.).

В середине XVIII в. в Индии установилось английское колониальное правление. Через несколько десятилетий после этого некоторые образованные индуисты, познакомившиеся с достижениями западной цивилизации, размышляя над особенностями собственной традиции, стали приходить к выводу о необходимости социально-религиозных реформ. Так возник неоиндуизм, особая форма индуизма, оказавшая значительное влияние на рост национального самосознания. До сегодняшнего времени неоиндуизм тесным образом переплетен с классическим индуизмом.

Двадцатое столетие отмечено мощными выступлениями «неприкасаемых», протестовавших против дискриминации, которой они подвергались со стороны кастовых индусов. Выдающийся общественный и государственный деятель Индии Б. Р. Р. Амбедкар (1891-1956) сумел добиться законодательного запрещения кастовой дискриминации. В послевоенное время, совпавшее с обретением Индией полной независимости от Англии (с 1947) и отделением Индии от мусульманского Пакистана, нарастает напряжение между исламом и индуизмом, а также между индуизмом и сикхизмом, сохраняющееся и по сей день. Во многом это напряжение было вызвано развитием националистической идеи хиндутвы, или «индусского коммунализма», согласно которой индийская земля является священной родиной индуистов. Идеологи хиндутвы мечтают об установлении в стране индуистского государства и говорят о превосходстве индуизма над остальными религиями.

В настоящее время свыше 80 % населения Индии, или более 800 млн чел., считают себя индуистами. Немало индуистов проживает и за рубежом - в США, Европе, странах Африки. В России последователи индуистских культов засвидетельствованы с XVII в. (в составе торговых индийских посольств в Астрахани), однако отношение к индуизму со стороны большинства россиян продолжает быть неоднозначным. На начало XXI в. число последователей индуизма в России невелико, всего несколько тыс. человек, причем подавляющее их большинство входит в различные кришнаитские общины. Популярная у нас в стране йога почти не воспринимается в контексте индуизма.

Современный индуизм - очень сложное явление, в котором традиционность и архаика соседствуют с новаторством. Некоторые индуистские обычаи отмирают (например, сати или детские браки), с другой стороны, в индуизме появляются иные грани и оттенки, поскольку он старается приспособиться к новым реалиям. Современные индуисты образуют крупные организации и ассоциации, проводят съезды и конгрессы, активно участвуют в политической и общественной жизни страны.

Многовековое мирное сосуществование в индуизме различных культов и форм религиозной практики в сочетании с идеей ненасилия способствовало выработке в нем особого духа религиозной терпимости. Индуизм оказал огромное воздействие на формирование традиционного индийского общества. По сей день понятия «индиец» и «индуист» тесно переплетены (ср. англ, hindu). Кроме того, индуизм отчасти повлиял на религиозные и философские представления Запада; в течение всего XX в. наблюдался экспорт индуистских практик и концепций за пределы распространения традиционной индийской культуры, что отчасти дает повод говорить о тенденции превращения индуизма в мировую религию. Итак, хотя индуизм испытывает определенные трудности перед лицом перемен и вызовов нынешнего периода истории, он продолжает оставаться мощной силой современной религиозной ситуации как в Индии, так и в остальном мире.