Какие предметы нужно сдавать на журналиста.

Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

В закладки

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Вузы топ-10.
Название вуза Особенности
Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
Академия Натальи Нестеровой
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Международный университет в Москве (МУМ)

Журналистика

Термин «журналистика» происходит от французского слова journal (дневник, газета) и означает вид деятельности по сбору, обработке и непрерывному распространению актуальной и социально значимой информации через каналы массовой коммуникации, к которым относятся периодическая печать, радио, телевидение, электронные СМИ и др. В современном понимании журналистика – это вся многообразная продукция деятельности журналистов, совокупность процессов в ее рамках, одноименная научная дисциплина и специальность высшего профессионального образования в вузах.

Профессия журналиста – одна из наиболее востребованных на современном рынке труда. С одной стороны, непрерывно увеличивается количество печатных изданий, интернет-порталов, теле- и радиокомпаний, что требует притока подготовленных кадров. С другой стороны, общество все более заинтересовано в последовательной реализации основной задачи журналистов по оперативному и квалифицированному комментарию всех важнейших событий и предложению возможных вариантов позитивного развития социума.

Специальности и специализации в области журналистики

Стать журналистом можно, получив высшее профессиональное образование в вузе по специальности «Журналистика». По направлению «Журналистика» возможно и двухуровневое обучение: в бакалавриате и магистратуре. Особенностью высшего образования в вузах в области журналистики по такой творческой специальности является возможность обучения по системе мастер-классов, в ходе которого студенты выбирают направление будущей профессиональной деятельности и работают в выбранном направлении на протяжении всех лет обучения под руководством мастера – известного специалиста в этой области.

Во многих вузах в рамках основной специальности «Журналистика» осуществляется подготовка по одной или нескольким специализациям, программа обучения по которым предполагает наличие дополнительных специальных дисциплин. В вузах Москвы чаще всего встречаются следующие специализации:

  • Периодическая печать
  • Телерадиожурналистика
  • Международная журналистика
  • Электронная журналистика
  • Специализации в области рекламы и PR

Стать журналистом можно и после обучения в вузе по нескольким специальностям близкого профиля. Так, журналист, пройдя обучение в вузе в области рекламы и PR, может получить образование по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Журналист, специализирующийся в области редакционно-издательского дела, может получить профессиональное образование в области полиграфии. Наконец, среди пишущих журналистов высок процент выпускников филологических факультетов вузов Москвы.

Что изучают

Журналист как представитель творческой профессии должен в первую очередь уметь писать, т. е. увидеть событие там, где не каждый способен, проанализировать его и преподнести созданный материал в выгодном ракурсе на высоком уровне грамотности и компетентности. Из смежных областей знания журналисту понадобятся право (современное законодательство в отечественных и зарубежных СМИ), социология, социальная и политическая статистика, психология, современная техника и технология печати. Для специалиста по медиа-менеджменту нужны твердые знания по экономике и политическому анализу, иностранные языки.

Для теле- и радиожурналистов пригодятся умение общаться с аудиторией, хорошая дикция и незаурядные актерские способности, знание приемов поведения перед камерой и микрофоном. Современные журналисты, выпускники вузов в области журналистики, должны владеть компьютерными и мультимедийными технологиями, компьютерной графикой, анимацией, знать основы интернет-журналистики.

Наконец, журналист должен отлично владеть коммуникативными навыками, понимать и любить людей, добывать информацию, не забывая о профессиональной этике журналиста.

Где работает журналист и сколько получает

В сферу профессиональной деятельности журналистов входит весь спектр современных средств массовой информации: газеты, журналы, информационные агентства, телевидение, радио, сетевые СМИ, информационно-рекламные службы, интернет-среда, структуры PR.

Выпускники вузов в области журналистики с квалификацией «журналист» могут работать в качестве редакторов в издательствах; пресс-атташе или имиджмейкеров при политических деятелях, в партиях и общественных организациях; занимать позиции в рекламных, маркетинговых и PR-службах предприятий и фирм, в учреждениях культуры, сфере образования, туристических фирмах, аналитических центрах, бизнес-структурах.

Карьера журналиста начинается, как правило, со студенческой скамьи в должности корреспондента (репортера) с минимальной построчной оплатой труда. Дальнейший профессиональный рост может осуществляться по вертикали: корреспондент (репортер) – редактор – режиссер (ведущий редактор) – продюсер (шеф-редактор) – руководитель канала (главный редактор). А может осуществляться по горизонтали: например, разброс окладов корреспондентов составляет от 500 до 2500 у. е. в зависимости от опыта работы, рейтинга конкретного СМИ или канала.

Особенностью профессиональной деятельности журналиста является возможность работать фрилансером, внештатно, даже дистанционно, что позволяет совмещать несколько должностей. Зачастую в СМИ и на ТВ нет четкой тарификации, заработная плата журналистов носит индивидуальный характер и зависит не столько от опыта работы специалиста, сколько от желания руководства удержать его.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Вы хотите всегда быть в гуще событий и принимать активное участие в общественной жизни? Умеете находить интересную информацию и доносить ее до людей? А может быть Вы простом мечтаете о профессии, в которой бы соединялось несовместимое – творческий размах и узкие рамки одной темы, динамичность, непредсказуемость и рутинность, работу на модных показах и в горячих точках, признание и порицание общественности? Тогда Вам нужно обязательно обратить свое внимание на профессию журналиста ! Профессию, которая дает огромные возможности для проявления таланта, и которая не терпит серости и посредственности.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях этой профессии: Вы узнаете кто такой журналист, какими личностными качествами он должен обладать, в чем преимущества и недостатки работы журналиста, и самое главное, где получить эту профессию.

Кто такой журналист?


Журналист – работник средств массовой информации, специализирующийся на сборе и анализе информации, написании статей, репортажей или обзоров, ведении авторских теле- и радиопрограмм, и выполняющий ряд других обязанностей, направленных на формирование общественного мнения.

К первым в истории человечества журналистам можно отнести глашатаев, курьеров и вестников, которые зачитывали народу указы и рескрипты (подчас сопровождая их авторскими комментариями). Название профессии произошло от французского слова journal (ежедневное издание), которое в свою очередь восходит к латинскому diurnalis (ежедневно). Применительно к работнику периодического издания это слово впервые было использовано в 18 веке. В России журналистика начала формироваться в 17 веке, когда у царя Петра Великого появилась необходимость в политической пропаганде (то есть, информировании народа о проводимых реформах в выгодном для власти свете). В результате было создано первое в России периодическое печатное издание - газета "Ведомости".

Если на заре становления профессии журналистом было принято называть человека, статьи которого появлялись в печатных издания, то сегодня профессия журналиста включает в себя огромное количество узких специализаций. Современный журналист – это и корреспондент, и репортер, и блоггер, и телеведущий, и критик, и фотограф, и кинооператор. И продолжать это список можно бесконечно долго.

В профессиональные обязанности журналиста, как и раньше входит, прежде всего, информирование общественности о наиболее значимых и ярких событиях, которые происходят в стране и мире. Для этого журналист, как правило, выезжает на место события, собирает всю доступную информацию, анализирует ее (при необходимо проводит собственное расследование), и "подает" полученный материал для ознакомления обществу. Кроме того, профессиональные обязанности журналиста включают в себя поддержание обратной связи с аудиторией (например, через редакционную почту), а также привлечение к работе независимых источников информации.

Каким личностными качествами должен обладать журналист?


Работа журналиста очень насыщена и многогранна, поэтому представители этой профессии должны быть, в первую очередь, выносливыми, трудолюбивыми и скрупулезными. Помимо этого, поскольку журналисту приходится работать с большим количеством людей и огромным массивом информации, он должен обладать такими личностными качествами, как:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • аналитический склад мышления;
  • хорошая память;
  • умение слушать и делать выводы;
  • целеустремленность;
  • находчивость;
  • любознательность;
  • грамотная речь и способность связанно излагать свои мысли на бумаге;
  • ясность и смелость мысли;
  • самокритичность;
  • образное мышление;
  • мужество;
  • толерантность;
  • развитая интуиция;
  • быстрая реакция.

Неотъемлемыми качествами успешного журналиста также являются: личное обаяние, умение быстро переключаться с одной задачи на другую, широкий кругозор, активная жизненная позиция, способность "докапываться" до сути проблемы и предрасположенность к работе с профессиональными приборами (диктофонами, фото- и видеокамерами и т.д.)

Преимущества профессии журналиста

  • возможность часто и много путешествовать;
  • доступ к источникам информации, которые для обычных обывателей закрыты;
  • знакомство и общение со многими талантливыми и известными людьми;
  • свободный график работы (не всегда, но достаточно часто);
  • участие в различных мероприятиях как международного, так и местного значения;
  • возможность работать как штатным сотрудником издания, так и свободным журналистом (то есть, фрилансером);
  • большие возможности для самореализации (вплоть до получения Пулитцеровской премии – самой престижной награды в области журналистики).

Недостатки профессии журналиста


Если говорить о недостатках профессии журналиста , то прежде всего необходимо отметить тот факт, что это не только интересная, но и очень нервная работа, связанная с большими эмоциональными и физическими перегрузками. Достаточно часто журналистам приходится работать в авральном режиме, когда приходится забывать и о еде, и о нормальном полноценном отдыхе.

Не стоит также забывать о том, что работа журналиста очень часто связана с командировками в "горячие точки". А это значит, что в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей журналистам приходится рисковать не только своим здоровьем, но и собственной жизнью.

Ну и самое главное, журналистская братия ежегодно пополняется огромным количеством молодых специалистов. Но вот добиться успеха удается только единицам. А это свидетельствует об огромнейшей конкуренции (при этом не всегда здоровой), и необходимости постоянно работать над уровнем своего профессионализма и расширением кругозора.

Где можно получить профессию журналиста?

Принято считать, что получить профессию журналиста можно только на факультете журналистики в ВУЗе. Однако практика показала, что стать журналистом может каждый человек, досконально разбирающийся в своем деле и способный ярко и интересно преподносить свои знания в авторских статьях. Кроме того, прекрасные журналисты получаются из лингвистов, переводчиков, филологов и философов.

Тем не менее, если Вы только вчера окончили школу, мечтаете стать журналистом и Вас не пугают трудности этой профессии, то лучшим выбором учебного заведения для получения выбранной специальности для Вас могут стать.

Журналистика – творческая специальность, поэтому на поступающих далеко не всегда распространяется правило «трех ЕГЭ». Для того, чтобы подать документы на большинство журфаков страны, достаточно представить баллы ЕГЭ по двум предметам : русскому языку (обязательному для всех специальностей) и литературе.


Вместо третьего экзамена абитуриенты сдают творческие или профессиональные испытания , которые проводятся вузам самостоятельно, в очной форме.


Однако из правила «русский плюс литература» возможны и исключения: в некоторых учебных заведениях от абитуриента могут потребовать результаты ЕГЭ еще по одному предмету. Это может быть:


  • иностранный язык (в частности, он требуется при поступлении на МГУ),

  • обществознание,

  • история.

Какие предметы сдают при поступлении на журналистику на базе вуза

Программу проведения дополнительных творческих и профессиональных испытаний вузы разрабатывают самостоятельно, поэтому формат сдачи экзамена и требования могут сильно отличаться. Поэтому что конкретно вам предстоит сдавать – надо уточнять в том вузе, в который вы планируете поступать.


В большинстве случаев испытание делится на две части:


  • письменная творческая работа (эссе),

  • собеседование.

Это может считаться одним экзаменом, состоящим из двух частей (максимальная оценка – 100 баллов в сумме, причем «вес» каждой части определяется вузом) или же двумя отдельными испытаниями, каждое из которых оценивается по 100-балльной шкале. При формировании рейтинга поступающих баллы за ЕГЭ и творческие испытания суммируются.


При написании эссе абитуриентам обычно предлагается несколько тем на выбор, причем большинство вузов включает в список темы с «профессиональным» уклоном – общественно-политические, посвященные профессии журналиста или СМИ в современном мире и так далее. Достаточно частое требование – полное или частичное соответствие творческой работы какому-либо из журналистских жанров (репортаж, очерк, проблемная статья и так далее).


Собеседование может проходить в формате свободной беседы, цель которой как правило – составить мнение об общем уровне развития абитуриента и его кругозоре в области СМИ, предпочтениях в журналистике, отношения к выбранной профессии, осознанности решения стать журналистом.


Однако довольно часто собеседование превращается в своеобразный экзамен: абитуриенты тянут билеты с вопросами и отвечают на них. Программа испытания, вопросы и список рекомендованной литературы в таком случае заранее публикуется на сайте приемной комиссии, чтобы у абитуриента была возможность подготовиться. В большинстве случае вопросы посвящены:


  • истории журналистики

  • средствам массовой информации в современном мире,

  • особенностям СМИ разных типов,

  • характеристикам основных журналистских жанров и так далее.

При большинстве журфаков работают подготовительные курсы или «малые факультеты», ориентированные именно на подготовку к творческим испытаниям, и их посещение сильно повышает шансы на успешное поступление. Серьезным «плюсом» при подготовке к испытаниям станет и опыт работы в редакции подростковых или молодежных СМИ или опыт сотрудничества со «взрослыми» изданиями – это позволяет лучше узнать профессию и познакомиться с редакционным процессом «изнутри».


Обязательно ли портфолио при поступлении на журфак

У многих абитуриентов журфака к моменту поступления в вуз накапливается внушительная папка с публикациями, грамотами за победы в детских журналистских конкурсах и другими документами, подтверждающими успехи в выбранном направлении деятельности. Однако повлияет ли это на поступление – зависит от вуза.


Иногда портфолио рекомендуют приносить на собеседование – и оно влияет на итоговую оценку. Или же его может оценить приемная комиссия, выставив дополнительные баллы за индивидуальные достижения. В большинстве случаев «в зачет» индивидуальных достижений принимаются:


  • победы на всероссийских олимпиадах по профильным предметам или официальных олимпиадах по журналистике;

  • заверенные публикации в зарегистрированных СМИ;

  • победы на журналистских конкурсах или олимпиадах, проходивших на базе вуза, в который вы поступаете.

Кроме того, в зависимости от правил вуза, в составе портфолио могут быть рассмотрены и другие доказательства вашей готовности к обучению журналистике. Например:


  • публикации в незарегистированных СМИ (в том числе школьного уровня);

  • сертификаты участника и дипломы победителей детских журналистских конкурсов и других конкурсов «смежных» направленностей (литературных, фото- и видеотворчества, графического дизайна и т.д.);

  • характеристики-рекомендации от редакций СМИ, с которыми вы сотрудничали или руководителей детских журналистских кружков.