К э циолковский является. Космический гений

Константин Эдуардович Циолковский — великий русский изобретатель, ученый, основоположник современной космонавтики, выдающийся мыслитель, который творил для будущего человечества, связанного с покорением просторов во Вселенной. Циолковский родился в семье лесничего в 1857 году в селе Ижевском Рязанской губернии. В возрасте десяти лет перенес скарлатину и потерял слух. В 1869—1871 годах он учится в гимназии, однако из-за глухоты вынужден был покинуть ее и с 14 лет занимается самообразованием, увлекаясь техникой и книгами. В 16-летнем возрасте он приезжает в Москву, где занимается самостоятельно в библиотеке Румянцевского музея, изучая физико-математические науки за курс средней и высшей школы. В 1876 году он возвращается к отцу, а в 1879 году сдает экзамены экстерном и становится учителем геометрии и арифметики в Боровском училище Калужской губернии. Все свое свободное время Циолковский посвящает научным исследованиям, пишет работу «Теория газов». В 1881 году он отправил работу в Русское физико-химическое общество и получил положительные отзывы. Его работа «Механика животного организма» имела также успех, получила положительный отзыв создателя русской физиологической школы, член-корреспондента Петербургской Академии наук И. М. Сеченова и Циолковского приняли в физико-химическое общество.

Труды Циолковского после 1884 года в основном были направлены на научное и техническое обоснование управляемого цельнометаллического дирижабля («Аэростат металлический управляемый» 1892 г.), идее постройки обтекаемого аэроплана и созданию ракеты для межпланетных сообщений. Однако, проект дирижабля Циолковского не был одобрен и ему отказали в средствах на постройку модели. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина», вышедшей в 1894 году, он представил чертежи и описание моноплана, который предвосхитил конструкции самолетов, появившихся на целых 15 лет позже. Но работа над аэропланом также не нашла поддержки у официальных представителей науки. В 1892 году Циолковский переезжает в Калугу, где работает учителем физики и математики в гимназии и в училище. Свободное время он отдает научным исследованиям. Не имея возможностей на покупку материалов и приборов, все модели и приспособления для опытов он изготавливает сам.


Он сделал своими руками первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику проведения в ней экспериментов. На этот раз он получил от Академии наук первую и единственную субсидию в размере 470 рублей и в 1900 году в результате проведенных опытов сумел определить коэффициент сопротивления шара, конуса, цилиндра и других тел. В этот период он делает огромные открытия в теории движения ракет. Лишь в 1903 году Циолковский сумел разместить часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой статье и последовавших других, опубликованных в 1911, 1912, 1914 годах, им были заложены основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Он первым решил проблему посадки на поверхность космического аппарата, лишенную атмосферы. В последующие годы Циолковским была разработана теория многоступенчатых ракет. Он учел влияние на полет ракеты атмосферы и рассчитал потребность в топливе, необходимом для преодоления сил сопротивления Земли ракетой.

Циолковский является основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования по достижению космических скоростей доказали возможность осуществлять межпланетные полеты. Он первым высказался о идее создания искусственного спутника Земли и околоземных станций для межпланетных сообщений. Циолковский был первым идеологом и теоретиком в вопросе освоения человеком космоса. Будущее человечества он представлял в переселении с Земли и заселении космического пространства. «Вселенная принадлежит человеку!» — такова суть его высказываний.

Труды этого талантливейшего изобретателя в огромной степени помогли развитию космической и ракетной техники в СССР и в мире. За выдающиеся заслуги К. Э. Циолковский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени в 1932 году. В 1954 году была учреждена золотая медаль имени К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». Умер великий изобретатель в 1935 году в Калуге, здесь был создан дом-музей Циолковского. Памятники великому ученому сооружены в Москве и Калуге, его именем названы Государственный музей истории космонавтики, авиационно-технический институт в Москве, школа и институт в Калуге, а также кратер на Луне.

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.

Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) - российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики, автор известных трудов в области аэродинамики и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля.

Биография

Константин Циолковский родился 17 сентября 1857 года (5 сентября по старому стилю) в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. В десятилетнем возрасте Костя заболел скарлатиной и потерял слух. Мальчик не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно.

Вот как вспоминал о годах юности сам ученый: "Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная. Я разбирал с любопытством и пониманием несколько отцовских книг по естественным и математическим наукам (отец некоторое время был преподавателем этих наук в таксаторских классах). И вот меня увлекает астролябия, измерение расстояния до недоступных предметов, снятие планов, определение высот. Я устраиваю высотомер. С помощью астролябии, не выходя из дома, я определяю расстояние до пожарной каланчи. Нахожу 400 аршин. Иду и проверяю. Оказывается - верно. Так я поверил теоретическому знанию.
Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочие химические реактивы для опытов".

Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством К. Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

"Наконец после рождества (1880), - пишет в своей книге воспоминаний Константин Циолковский, - я получил известие о назначении меня на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище

По указанию жителей попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин, человек прекрасный, но жестоко выпивал. Мы часто беседовали за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия.

Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Венчаться мы ходили за четыре версты, пешком, не наряжались, в церковь никого не пускали. Вернулись, и никто о нашем браке ничего не знал. До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее.

Браку я придавал только практическое значение уже давно, чуть не с шестнадцати лет, разорвал теоретически со всеми нелепостями вероисповеданий. В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекла для электрических машин. Все же про свадьбу пронюхали как-то музыканты. Насилу их выпроводили. Напился только венчавший поп. И то угощал его не я, а хозяин...

Я никогда не угощал, не праздновал, сам никуда не ходил и мне моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и никогда не голодали. Были маленькие семейные сцены и ссоры, но я сознавал себя всегда виновным и просил прощения.

Так мир восстанавливался. Преобладали все же работы: я писал, вычислял, паял, стругал, плавил и прочее. Делал хорошие поршневые воздушные насосы, паровые машины и разные опыты. Приходил гость и просил показать паровую машину. Я соглашался, но только предлагал гостю наколоть лучины для отопления паровика".

В Боровске Константин Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был- переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище, а все свободное время посвящал научной работе. Не имея средств на покупку приборов и материалов, он все модели и приспособления для опытов делал собственными руками.

Круг интересов Циолковского был очень широк. Однако из-за отсутствия систематического образования он часто приходил к результатам уже известным в науке. Например, так произошло с его первой научной работой, посвященной проблемам газовой динамики.

Но за вторую опубликованную работу "Механика животного организма" Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени химика и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева и физика Александра Григорьевича Столетова.

Александр Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Егоровичем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.

Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. Тем не менее Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале "Научное обозрение" и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение.

После дирижабля Константин Эдуардович Циолковский перешел к исследованию аэродинамики самолета. Он детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы были использованы Николаем Жуковским при создании теории расчета крыла.

В дальнейшем интересы Циолковского переключились на исследования космического пространства. В 1903 году он опубликовал книгу "Исследования мировых пространств реактивными приборами", где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. Правда, Циолковскому не хватало математических знаний, и он не смог дать детальные расчеты ее конструкции. Однако ученый выдвинул целый ряд важных и интересных идей.

Те первые работы ученого прошли почти незамеченными. Учение о реактивном звездолете только тогда было замечено, когда начало печататься вторично, в 1911-1912 годах, в известном распространенном и богато издающемся столичном журнале "Вестник воздухоплавания". Тогда многие ученые и инженеры за границей заявили о своем приоритете. Но благодаря ранним работам Константина Циолковского его приоритет был доказан.

В этих статях и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914 годах) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Открытия ученого долгое время оставались неизвестными большинству специалистов. Его деятельность не встречала необходимой поддержки. У него была большая семья (семь детей) и маленькое жалованье. За все свои труды до октябрьских событий 1917 года он получил 470 рублей от Императорской академии наук. И жизнь была трудной, иногда попросту голодной, и немало было в ней горя и слез, лишь две дочери пережили отца, горькой чашей испытаний не обнесла его судьба. Он был убежденный домосед. Больших трудов стоило уговорить его даже на поездку в Москву, когда торжественно отмечали его семидесятипятилетние.

Революция 1917 года улучшила положение Константина Циолковского.

"При Советском правительстве, обеспеченный пенсией, я мог свободнее отдаться своим трудам, и, почти незамеченный прежде, я возбудил теперь внимание к своим работам. Мой дирижабль признан особенно надежным изобретением. Для исследования реактивного движения образовался институт. Мое семидесятилетие было отмечено прессой. Через пять лет мой юбилей даже торжественно отпраздновали в Москве и Калуге. Я награжден был орденом. и значком активиста от Осоавиахима. Пенсия увеличена..."

Однако каток революционного террора прокатился по жизни и этого выдающегося ученого: 17 ноября 1919 года в дом Циолковских нагрянули пятеро людей. Обыскав дом, они забрали главу семьи и привезли в Москву, где посадили в тюрьму на Лубянке. Там его допрашивали в течение нескольких недель. По некоторым данным, за Циолковского ходатайствовало некое высокопоставленное лицо, в результате чего учёного отпустили.

В 1926-1929 годы Константин Циолковский решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского.

Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. На практике нужно еще учитывать притяжение небесных тел и сопротивление воздуха, там, где он есть.

Расчет показывает: для того чтобы жидкостная ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие.

Ученый нашел оригинальный выход - ракетный поезд, многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами.

Любопытно, что, не имея практически никаких приборов, К.Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли - это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на этих высотах и происходят современные космические полеты.

Узнав о работах Циолковского, немецкий ученый Герман Оберт написал ему: "Зная Ваши превосходные работы, я обошелся бы без многих напрасных трудов и сегодня продвинулся бы гораздо дальше".

Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку и технику.

Еще не была рождена астроботаника, десятилетия нужно ждать еще опытов по синтезу сложных органических молекул в условиях межзвездной среды, а Константин Циолковский с убежденностью отстаивает идею разнообразия форм жизни во Вселенной. С треском разламывались на глазах ипподромной толпы легкие, похожие на этажерки самолетики, а Циолковский писал в 1911 году: "Аэроплан будет самым безопасным способом передвижения".

Задолго до этого он первый предложил "выдвигающиеся внизу корпуса" - колеса, опередив создание первого колесного шасси в самолете братьев Райт. Словно догадываясь о будущем открытии лазера, он ставил инженерную задачу сегодняшнего дня: космическую связь с помощью "параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны, электрических или даже световых...". Не было ни одной счетно-решающей машины, да и потребности жизни не взывали еще к спасительному могуществу числовых абстракций, а Константин Циолковский предсказывал: "...математика проникнет во все области знания". Ему принадлежит разработка принципа движения на воздушной подушке, реализованного только много лет спустя.

Биография Циолковского интересна не только с точки зрения достижений, хотя их у этого великого ученого было немало. Константин Эдуардович известен многим как разработчик первой способной полететь в открытый космос. Кроме того, он является известным ученым в области аэроастронавтики, аэродинамики и аэронавтики. Это исследователь космоса с мировым именем. Биография Циолковского является примером упорства в достижении цели. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не отказался от продолжения научной деятельности.

Происхождение, детство

Циолковский Константин Эдуардович (годы жизни - 1857-1935) родился 17.09.1857 под Рязанью, в селе Ижевское. Однако он жил здесь совсем недолго. Когда ему исполнилось 3 года, у Эдуарда Игнатьевича, отца будущего ученого, начались трудности на службе. Из-за этого семья Циолковского переехала в 1860 году в Рязань.

Мать занималась начальным образованием Константина и его братьев. Именно она научила его писать и читать, а также познакомила с азами арифметики. "Сказки" Александра Афанасьева - книга, по которой выучился читать Циолковский. Его мать научила своего сына только алфавиту, а как составлять слова из букв, Костя догадался сам.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он простудился после катания на санках и заболел скарлатиной. Болезнь протекала с осложнением, в результате которого потерял слух Константин Эдуардович Циолковский. Глухой Константин не отчаялся, не утратил интерес к жизни. Именно в это время он начал увлекаться мастерством. Циолковский полюбил делать из бумаги различные фигурки.

Эдуард Игнатьевич в 1868 году вновь остался без работы. Семья перебралась в Вятку. Здесь братья помогли Эдуарду получить новую должность.

Обучение в гимназии, смерть брата и матери

Константин вместе с Игнатием, своим младшим братом, в 1869 году стал учиться в мужской Вятской гимназии. С большим трудом давалась ему учеба - было много предметов, а преподаватели оказались строгими. Кроме того, глухота очень мешала мальчику. К этому же году относится смерть Дмитрия, старшего брата Константина. Она потрясла всю семью, но больше всех - мать, Марию Ивановну (фото ее представлено выше), которую очень любил Костя. В 1870 году она неожиданно скончалась.

Смерть матери потрясла мальчика. И до этого не блиставший знаниями Циолковский начал учиться все хуже. Он все острее стал ощущать свою глухоту, из-за которой становился все более изолированным. Известно, что Циолковский нередко подвергался наказаниям из-за своих шалостей, даже попадал в карцер. Константин во втором классе остался на второй год. А затем, с третьего класса (в 1873 г.), он был отчислен. Больше Циолковский нигде и никогда не учился. С этого времени он занимался самостоятельно.

Самообразование

Жизнь в Москве

Эдуард Игнатьевич, поверив в способности своего сына, решил послать его в Москву, чтобы тот поступил в Высшее техническое училище (сегодня это МГТУ им. Баумана). Это произошло в июле 1873 года. Однако Костя в училище так и не поступил по неизвестной причине. Он продолжил заниматься самостоятельно в Москве. Циолковский жил очень бедно, однако упорно стремился к знаниям. Он тратил на приборы и книги все присланные отцом сэкономленные деньги.

Юноша каждый день ходил в Чертковскую публичную библиотеку, где штудировал науки. Здесь он познакомился с основоположником Этот человек заменил Константину университетских профессоров.

Циолковский в первый год жизни в Москве изучил физику, а также начала математики. За ними последовали интегральное и сферическая и аналитическая геометрия, высшая алгебра. Позднее Константин изучил механику, химию, астрономию. За 3 года он полностью освоил программу гимназии, а также основную часть университетской. Отец к этому времени уже не мог обеспечивать жизнь Циолковского в Москве. Константин возвратился домой осенью 1876 года изможденным и ослабшим.

Частные уроки

Напряженная работа и тяжелые условия привели к ухудшению зрения. Циолковский начал носить очки после возвращения домой. Восстановив силы, он стал давать частные уроки по математике и физике. Через некоторое время он уже не нуждался в учениках, поскольку показал себя отличным педагогом. Циолковский при ведении уроков применял разработанные им самим методы, среди которых главным была наглядная демонстрация. Циолковский для уроков геометрии делал модели многогранников из бумаги, проводил вместе с учениками Этим он заслужил славу педагога, понятно объясняющего материал. Ученики любили занятия Циолковского, на которых всегда было интересно.

Смерть брата, успешная сдача экзамена

Игнатий, младший брат Константина, умер в конце 1876 г. Братья были очень близки с детства, поэтому смерть его стала большим ударом для Константина. Семья Циолковских в 1878 году возвратилась в Рязань.

Константин сразу после приезда прошел медкомиссию, по результатам которой из-за глухоты был освобожден от прохождения военной службы. Для того чтобы продолжить работать учителем, требовалась подтвержденная квалификация. И Циолковский справился с этой задачей - осенью 1879 г. он сдал экзамен экстерном в Первой губернской гимназии. Теперь официально стал учителем математики Циолковский Константин Эдуардович.

Личная жизнь

Константин Циолковский летом 1880 г. женился на дочери хозяина комнаты, в которой он жил. А в январе 1881 года скончался Эдуард Игнатьевич.

Дети Константина Циолковского: дочь Любовь и три сына - Игнатий, Александр и Иван.

Работа в Боровском уездном училище, первые научные труды

Константин Эдуардович работал в Боровском уездном училище преподавателем, параллельно продолжая исследования у себя дома. Он делал чертежи, трудился над рукописями, ставил эксперименты. Первая его работа была написана на тему механики в биологии. Константин Эдуардович в 1881 году создал первый свой труд, который можно считать подлинно научным. Речь идет о "Теории газов". Однако затем он узнал от Д.И. Менделеева, что открытие этой теории произошло еще 10 лет назад. Циолковский, несмотря на неудачу, продолжил свои исследования.

Разработка конструкции аэростата

Одной из основных проблем, которая занимала его долгое время, была теория аэростатов. Через некоторое время Циолковский понял, что именно этой задаче стоит уделить внимание. Ученый разработал свою конструкцию аэростата. Результатом работы стало сочинение Константина Эдуардовича "Теория и опыт аэростата..." (1885-86 гг.). В этом труде было обосновано создание принципиально новой конструкции дирижабля, имеющего тонкую металлическую оболочку.

Пожар в доме Циолковского

Биография Циолковского отмечена трагическим событием, произошедшим 23 апреля 1887 г. В этот день он возвращался из Москвы после доклада о своем изобретении. Именно тогда в доме Циолковского произошел пожар. В нем сгорели модели, рукописи, библиотека, чертежи и все имущество семьи, кроме швейной машинки (ее успели выбросить во двор через окно). Это был очень тяжелый удар для Циолковского. Он выразил свои чувства и мысли в рукописи под названием "Молитва".

Переезд в Калугу, новые труды и исследования

Д. С. Унковский, директор народных училищ, 27 января 1892 г. предложил перевести в училище Калуги одного из "усерднейших" и "способнейших" преподавателей. Здесь Константин Эдуардович прожил до конца своих дней. С 1892 г. он работал в Калужском уездном училище преподавателем геометрии и арифметики. С 1899 г. ученый также вел занятия по физике в женском епархиальном училище. Циолковский написал в Калуге основные свои труды по теории реактивного движения, и медицине. Кроме того, продолжил заниматься теорией металлического дирижабля Константин Циолковский. Фото, представленное ниже, - изображение памятника этому ученому в г. Москве.

В 1921 году, после завершения преподавания, ему назначили пожизненную персональную пенсию. С этого времени и до самой смерти биография Циолковского отмечена погружением в исследования, реализацией проектов, распространением своих идей. Преподаванием он больше не занимался.

Самое тяжелое время

Самыми тяжелыми для Циолковского стали первые 15 лет 20 века. Игнатий, его сын, в 1902 году покончил жизнь самоубийством. Кроме того, в 1908 году его дом во время разлива реки Оки затопило. Из-за этого были выведены из строя многие машины и экспонаты, утеряны многочисленные уникальные расчеты.

Сначала пожар, затем наводнение... Создается впечатление, что Константин Эдуардович не дружил со стихиями. Кстати, вспоминается пожар 2001 года, произошедший на российском корабле. Судно, загоревшееся 13 июля этого года, - "Константин Циолковский", теплоход. К счастью, тогда никто не погиб, однако сам корабль сильно пострадал. Внутри все сгорело, как и при пожаре в 1887 году, который пережил Константин Циолковский.

Биография его отмечена трудностями, которые сломили бы многих, но только не знаменитого ученого. И жизнь его через некоторое время стала легче. Русское общество любителей мироведения 5 июня 1919 г. сделало ученого своим членом и назначило ему пенсию. Это спасло Константина Эдуардовича от голодной смерти в период разрухи, поскольку Социалистическая академия 30 июня 1919 г. не приняла его в свои ряды и оставила тем самым без средств к существованию. Значимость моделей, представленных Циолковским, не оценили также в Физико-химическом обществе. В 1923 году Александр, второй его сын, свел счеты с жизнью.

Признание партийного руководства

Советские власти вспомнили о Циолковском только в 1923 г., после сделанной Г. Обертом, немецким физиком, публикации о ракетных двигателях и космических полетах. Условия жизни и работы Константина Эдуардовича после этого кардинально изменились. Партийное руководство СССР обратило на внимание на такого видного ученого, как Константин Циолковский. Биография его уже давно была отмечена множеством достижений, однако до некоторых пор они не интересовали сильных мира сего. И вот в 1923 году ученому назначили персональную пенсию, предоставили условия для плодотворной деятельности. А 9 ноября 1921 г. ему стали выплачивать пенсию и за заслуги перед наукой. Циолковский получал эти средства до 19 сентября 1935 г. Именно в этот день умер в Калуге, ставшей ему родной, Циолковский Константин Эдуардович.

Достижения

Циолковский предложил ряд идей, нашедших применение в ракетостроении. Это газовые рули, предназначенные для управления полетом ракеты; использование компонентов топлива с целью охлаждения внешней оболочки корабля во время входа космического аппарата в земную атмосферу и др. Что касается области ракетных топлив, то и здесь проявил себя Циолковский. Исследовал множество различных горючих и окислителей, рекомендовал использовать топливные пары: кислород с углеводородами или водородом Циолковский Константин Эдуардович. Изобретения его включают в себя схему газотурбинного двигателя. Кроме того, он в 1927 году опубликовал схему и теорию поезда на воздушной подушке. Впервые предложил шасси, выдвигающиеся внизу корпуса, именно Циолковский Константин Эдуардович. Что изобрел он, вы теперь знаете. Дирижаблестроение и космические полеты - главные проблемы, которым ученый посвятил всю свою жизнь.

В Калуге действует Музей истории космонавтики имени этого ученого, в котором можно узнать очень много, в том числе и о таком деятеле науки, как Константин Циолковский. Фото здания музея представлено выше. В заключение хотелось бы привести одну фразу. Автор ее - Константин Циолковский. Цитаты его известны многим, и эту, возможно, вы знаете. "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели," - сказал как-то Циолковский. Сегодня это высказывание находится у входа в парк им. Циолковского (г. Калуга), где похоронен ученый.

ЦИОЛКОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857–1935), русский ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. Родился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение. Образование получил самостоятельно, в 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя. Преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920. Циолковский проводил свои исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей.

В 1890-х годах Циолковский начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 увидела свет его статья Исследование мировых пространств реактивными приборами . В ней и последовавших работах (1911 и 1914) ученый вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов.

Испытал влияние «философии общего дела» Н.Федорова . В своих сочинениях философского характера ученый развивал учение «панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: Научные основания религии , Этика или Естественные основы нравственности , Нирвана и др). В позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: Горе и гений , 1916; Идеальный строй жизни , 1917; Общественный строй , 1917; Социология (фантазия), 1918; Приключения атома , 1918). С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы (Живая Вселенная , 1923; Воля Вселенной , 1928; Будущее земли и человечества , 1928; Научная этика , 1930; Космическая философия , 1935).

Работы Циолковского не получили признания, и лишь после появления в 1923 в Германии статьи Г.Оберта по теории космического полета в СССР начали популяризировать исследования Циолковского. В 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А.Е.Жуковского. Умер Циолковский в Калуге 19 сентября 1935.