История организации объединенных наций. Оон история создания и структура

Создание ООН стало важной исторической вехой – Организация Объединенных наций стала гарантом мира и возможности решать конфликты без глобальных военных действий. Она также стала ответом на Вторую мировую войну.

Как и когда была создана ООН

Год окончания последней мировой войны и год создания ООН совпадают – это 1945-й. Тогда в Сан-Франциско собрались представители пятидесяти стран мира, чтобы создать особенную организацию. Предшествовала этой конференции встреча в Думбартон-Оксе – тогда представители Великобритании, Китая, американских Соединенных Штатов и Советского Союза выработали предложения по уставу этой организации. Встреча в Думбартон-Оксе проходила с апреля по октябрь 1944 года, а уже 26 июня разработанный устав был подписан представителями 50 держав. Этот день и считается датой создания ООН.

Рис. 1. Церемония подписания Устава ООН.

Польша не присутствовала на церемонии подписания, но позже также подписала документ и вошла в число государств-основателей, которых, таким образом, стало 51.

В качестве основной причины создания Организации Объединенных наций можно назвать недопущение очередной мировой войны, которая может привести к еще более значительным человеческим жертвам, чем первая и вторая.

Цели Организации Объединенных наций

Они закреплены в Уставе и в основном касаются вопросов поддержания мира и безопасности. То есть основная цель ООН – это улаживание конфликтов международного масштаба исключительно мирными средствами и предотвращение угроз миру.

Кроме того, ООН занимается вопросами сотрудничества в международных масштабах и самых разных областях, от социальных и экономических до культурных.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Заседание ООН.

На сегодняшний лень членство в ООН получили уже 193 государства. Последним на сегодняшний день государством, принятым в организацию, стал Южный Судан (14 июля 2011 года).

Структура Организации Объединенных наций

Главным органом ООН является Генеральная ассамблея, в которой представлены все входящие в организацию государства (строго по 1 голосу).

Но главную ответственность за поддержание мира несет другой орган – Совет безопасности. В него входят пять постоянных представителей – от России, Китая, Америки, Британии и Франции, а также 10 непостоянных, которые меняются каждые два года. Их избирает генеральная ассамблея. Таким образом всего членов Совета безопасности – пятнадцать.

Также у нее есть ряд других органов и Генеральный секретарь. Этот человек избирается на пять лет и может переизбираться неограниченное количество раз, однако на сегодняшний день ни один Генеральный секретарь не занимал эту должность более 10 лет. Первым Генсеком ООН стал британец Глэдвин Джебб, который исполнял обязанности меньше года. После этого на должность избирались представители Норвегии, Швеции, Бирмы, Австрии, Перу и Египта, а также Ганы. Сегодня обязанности Генерального секретаря ООН исполняет Пан Ги Мун из Южной Кореи.

Рис. 3. Пан Ги Мун.

Штаб-квартира Организации Объединенных наций располагается в Нью-Йорке.

Что мы узнали?

Когда и по каким причинам была создана Организация Объединенных наций, то есть была изложена кратко история создания ООН. Мы узнали, какие цели преследует эта организация – она создана для того, чтобы поддерживать мир и способствовать урегулированию конфликтов между государствами с помощью мирных средств. Узнали, какова ее структура: что двумя главными органами являются Генеральная ассамблея и Совет безопасности, а важной фигурой – Генеральный секретарь. Где находится штаб-квартира этой организации и какими еще важными вопросами международного масштаба она занимается.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 197.

Международный день ООН отмечается 24 октября. В этот день мы решили напомнить своим читателям о том, что такое ООН и зачем она создана.

Что такое ООН?

Организация Объединенных Наций - организация стран, объединенных для сохранения мира, безопасности и развития сотрудничества.

Дата создания - 24 октября 1945 года. В то время в нее вошла 51 страна. Сейчас в ООН входят 193 страны. Это все государства мира, кроме Палестины, государства Святой Престол, САДР (Сахарская Арабская Демократическая Республика), Китайской Республики (Тайвань), Абхазии, Южной Осетии, Республики Косово, ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра).

СССР вошел в ООН в день основания.

За эти годы ни одна страна не вышла из состава ООН.

Каждая страна-участница обязана соблюдать цели и правила Устава организации. Но при этом каждая страна имеет право голоса.

Кстати, название придумал президент США Франклин Д. Рузвельт. Официальные языки - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Зачем эта организация была создана?

Поводом стала Вторая мировая война, после которой руководители стран-участниц решили создать механизм урегулирования мировых проблем.

Есть четыре главные цели ООН:

  • поддержание мира и безопасности,
  • развитие дружественных отношений между странами,
  • сотрудничество по международным проблемам и согласование действий стран,
  • обеспечение уважения прав человека, борьба с мировыми проблемами (голод, бедность, наркомания и другие).

Кто и как входит в ООН?

По идее, в организацию может войти любая страна, которая принимает обозначенные в Уставе обязательства и способна их выполнять. Но только та страна, которая является международно признанным государством.

Но в любом случае для вступления требуется одобрение Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Что делает ООН сегодня?

Обеспечивает соблюдение уважения прав человека, борется с нищетой, наркоманией, болезнями, терроризмом, ухудшением состояния природы, оказывает помощь беженцам.

ООН не принимает законы, но участвует в урегулировании международных конфликтов.

Какова структура ООН?

В ООН есть шесть главных органов управления: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд (в отличие от всех остальных органов, находится в Гааге, Нидерланды), Секретариат.

Плюс 15 специализированных учреждений, сотрудничающих с ООН, несколько десятков программ, фондов.

Кто в ООН главный?

По сути, только органы управления, но не какая-то определенная страна. Главный орган - Генсовет.

Комплекс Центральных учреждений ООН расположен на территории США, в Нью-Йорке. Официально это международная зона, и комплекс ООН принадлежит всем членам организации.

То же касается и трат - работу ООН оплачивают все входящие в нее государства. Но платят все по-разному, в зависимости от платежеспособности страны, национального дохода и численности населения. Например, взнос США составляет чуть более одной пятой всего бюджета (по данным на 2013 год, 618 млн долларов. Япония - 10%, 304 млн долларов, Германия - 7%, 200 млн долларов, Франция - 5,5%, 157 млн долларов. Россия входит с 2,4% бюджета ООН, это 68 млн долларов.

Источник: Минэкономразвития России


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU); 联合国

Место расположения : Нью-Йорк, США
Основана : 26 июня 1945 г.
Создана : в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
Членство : 193 страны
Генеральный секретарь : Пак Ги Мун (Республика Корея) с 1 января 2007 г.
Официальные языки : английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация , созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций , который координирует сотрудничество в экономической , социальной областях ООН и её специализированных учреждений .

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН , девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения ;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования ;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН .

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации .

В структуру Секретариата ООН входят.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИИ \(ООН\)

Создана в 1945 на конференции в Сан-Франциско (см.). Устав её вступил в силу 24. X 1945. В ООН вошли все 50 стран - участниц конференции в Сан-Франциско - и Польша. Кроме того, в ноябре - декабре 1946 были приняты Афганистан, Исландия, Сиам и Швеция, в сентябре - октябре 1947 - Йемен и Пакистан, в апреле 1948 - Бирма, в мае 1949 - Израиль.

ООН была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и других областях.

ООН основана на принципе суверенного равенства всех её членов, принявших на себя обязательство разрешать свои международные споры мирными средствами, воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций" (ст. 2, п. 4 устава).

Устав не даёт, однако, ООН "права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов организации Объединённых наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего устава" (ст. 2, п. 7 устава).

Помимо стран, подписавших устав, приём в члены ООН "открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся... в уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять" (ст. 4, п. 1).

Приём в члены ООН "производится постановлением Генеральной ассамблеи по рекомендации Совета безопасности" (ст. 4, п. 2). Для одобрения таких рекомендаций Советом безопасности необходимо единогласие всех постоянных членов Совета безопасности.

I. Структура ООН

Основными органами ООН являются: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ состоит из всех членов ООН. Она может обсуждать все вопросы в пределах устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, кроме вопросов, стоящих в повестке дня Совета безопасности. Она может выносить по рассматриваемым вопросам рекомендации государствам- членам ООН или органам ООН.

Генеральная ассамблея ежегодно собирается на очередную сессию, открывающуюся в третий вторник сентября, а также и на специальные сессии, если того требуют обстоятельства. Каждый член Генеральной ассамблеи имеет один голос. Решения по важным политическим вопросам "принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи" (ст. 18 устава). Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета безопасности, членов Экономического и социального совета, Совета по опеке, приём новых членов в ООН, исключение из ООН, приостановление прав и привилегий членов ООН, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы (ст. 18). Другие вопросы принимаются простым большинством голосов.

Генеральная ассамблея имеет 6 главных комитетов: 1) Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (включая регулирование вооружений); 2) Комитет по экономическим и финансовым вопросам; 3) Комитет по вопросам социальным, гуманитарным и культуры; 4) Комитет по вопросам опеки; 5) Комитет по административным и бюджетным вопросам и 6) Комитет по правовым вопросам. Все делегации входят в состав этих шести главных комитетов.

Генеральная ассамблея создаёт, кроме того, Генеральный комитет из 14 членов, состоящий из председателя Генеральной ассамблеи, 7 заместителей председателя и 6 председателей главных комитетов, и Комитет по проверке полномочий из 9 членов.

Председатель Генеральной ассамблеи и его заместители избираются на пленарном заседании Ассамблеи, а председатели главных комитетов избираются на заседаниях самих комитетов.

2. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ состоит из И членов, в т. ч. 5 постоянных членов (СССР, США, Англия, Франция и Китай) и 6 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей на 2 года.

Государства, срок пребывания которых в составе Совета истёк, не могут быть немедленно переизбраны на новый срок.

При первых выборах в январе 1946 непостоянными членами Совета безопасности были избраны: Австралия, Бразилия, Польша, Египет, Мексика, Голландия. На второй сессии Ассамблеи в 1947 вместо Австралии, Бразилии и Польши были избраны Украинская ССР, Канада и Аргентина.

Избранию Украинской ССР предшествовало ожесточённое сопротивление Соединённых Штатов Америки, потерпевших, однако, поражение. Выступая против избрания Украинской ССР вместо Польши, срок пребывания в Совете которой истёк, США действовали вопреки положениям ст. 23 устава, предусматривающей, что при выборе непостоянных членов Совета следует уделять внимание "в первую очередь, степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности... а также справедливому географическому распределению".

Срок полномочий непостоянных членов Совета безопасности, а равно и членов Экономического и социального совета и Совета по опеке начинается 1. I следующего за их избранием года и кончается 31. XII того года, когда будут избраны их преемники.

Кроме того, если Совет безопасности рассматривает вопрос об использовании вооружённых сил, предоставленных в его распоряжение государством, не являющимся членом Совета, то это государство может принять участие в заседаниях Совета с правом голоса при рассмотрении Советом вопроса об использовании этих сил.

Совет безопасности имеет непрерывную сессию. Председательствуют в нём помесячно все его члены по очереди.

Совет безопасности является главным политическим органом ООН, который согласно уставу несёт "главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Постановления Совета безопасности делятся на две категории: решения и рекомендации. Решения, принимаемые Советом безопасности на основании главы VII устава, обязательны для всех членов ООН.

Органы Совета безопасности. Совет безопасности имеет следующие органы: Военно-штабной комитет, Комиссия по контролю над атомной энергией и Комиссия по обычным вооружениям.

1. Военно-штабной комитет состоит из начальников штабов или представителей начальников штабов государств - постоянных членов Совета безопасности, т. е. СССР, США, Англии, Франции и Китая. Он должен помогать Совету безопасности "по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению" (ст. 47 устава).

2. Комиссия по контролю над атомной энергией учреждена 24. I 1946 решением Генеральной ассамблеи по предложению делегаций СССР, США, Англии, Франции, Китая и Канады, согласованному на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии в декабре 1945. Комиссия состоит из представителей всех государств, которые представлены в Совете безопасности, и представителя Канады.

3. Комиссия по обычным вооружениям, учреждённая постановлением Совета безопасности от 13. II 1947, состоит из представителей всех государств, входящих в состав Совета безопасности. Комиссия должна готовить предложения: а) о всеобщем регулировании и сокращении вооружений и вооружённых сил и б) о практических и эффективных гарантиях в связи с общим регулированием и сокращением вооружений.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ состоит из 18 членов, избираемых Генеральной ассамблеей на три года. Государства, срок пребывания которых в Совете истёк, могут быть немедленно переизбраны на новый трёхгодичный срок.

Экономический и социальный совет должен изучать международные вопросы в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и т. п., составлять по ним доклады и делать рекомендации Генеральной ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям, предоставлять Совету безопасности необходимую информацию и помощь. По правилам процедуры Экономический и социальный совет имеет не менее трёх сессий в год.

Экономический и социальный совет имеет следующие постоянно действующие комиссии: 1) по экономике и занятости, 2) по транспорту и связи, 3) по статистике, 4) социальную, 5) по правам человека, 6) по защите прав женщин, 7) налоговую, 8) демографическую (по населению), и четыре временных комиссии: экономическую комиссию для Европы, экономическую комиссию для Азии и Дальнего Востока, экономическую комиссию для Латинской Америки и комиссию но наркотикам.

4. СОВЕТ ПО ОПЕКЕ учреждён для управления территориями, которые включены в систему опеки последующими соглашениями. Цели этой системы определены гл. XII устава ООН (см. Опека международная).

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД. Главным судебным органом ООН является Международный суд, состоящий из 15 судей, избираемых параллельно Генеральной ассамблеей и Советом безопасности на 9 лет; судьи по истечении этого срока могут быть переизбраны.

При первых выборах (6. II 1946) международными судьями избраны представители СССР, Канады, Польши, Египта, Китая, Мексики, Югославии, Норвегии, Бельгии, США, Франции, Сальвадора, Бразилии, Англии и Чили.

Все члены ООН являются участниками статута Международного суда.

6. СЕКРЕТАРИАТ ООН возглавляется генеральным секретарём, избираемым Генеральной ассамблеей по рекомендации Совета безопасности на 5 лет. По истечении этого срока он может быть вновь переизбран. При решении Советом безопасности вопроса о выдвижении кандидата на пост генерального секретаря необходимо единогласие всех его постоянных членов. Первым генеральным секретарём ООН избран Трюгве Ли (см.), бывший министр иностранных дел Норвегии.

Персонал Секретариата назначается генеральным секретарём.

Секретариат имеет 8 отделов: 1) по делам Совета безопасности; 2) экономический; 3) социальный; 4) по опеке и сбору информации о несамоуправляющихся территориях; 5) общественной информации; 6) по правовым делам; 7) по вопросам конференции и общих служб и 8) административно-финансовое управление. Эти отделы возглавляются помощниками генерального секретаря.

7. ДРУГИЕ ПОСТОЯННЫЕ ОРГАНЫ ООН. Кроме вышеперечисленных основных органов ООН учреждены ещё следующие:

1) Комиссия международного права создана по решению 2-й сессии Генеральной ассамблеи. Она состоит из 15 членов - специалистов в области международного права, избираемых Генеральной ассамблеей на трёхгодичный срок. Комиссия должна заниматься вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификации.

2) Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам состоит из 9 членов, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года.

3) Комитет по взносам состоит из представителей десяти стран, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года. Комитет в соответствии с пунктом 2 ст. 17 устава подготовляет шкалу взносов членов ООН, т. е. устанавливает, какую долю расходов ООН должно нести каждое государство - член ООН.

4) Ревизионная коллегия состоит из представителей трёх стран- членов ООН, избираемых Генеральной ассамблеей на 3 года.

8. ОРГАНЫ AD HOC. Кроме постоянно действующих органов могут быть созданы ещё органы ad hoc.

На второй сессии Генеральной ассамблеи (IX- XI 1947) англо-американский блок добился вопреки положениям устава ООН учреждения т. н. межсессионного комитета, а также специального комитета по греческому вопросу и временной комиссии по Корее.

а) Межсессионный комитет Генеральной ассамблеи ("Малая ассамблея") был создан на период между второй и третьей сессиями Ассамблеи из представителей всех стран- членов ООН. На третьей сессии Ассамблеи существование этого незаконного органа было продлено ещё на год. Создание этого органа находится в прямом противоречии с положениями устава и представляет собой попытку англо-американского блока умалить значение и роль Совета безопасности. Поскольку создание межсессионного комитета является нарушением принципов устава, СССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Польша, Чехословакия и Югославия отказались участвовать в его работе.

б) Специальный комитет по греческому вопросу создан в составе Австралии, Бразилии, Китая, Франции, Мексики, Голландии, Пакистана, Англии, США, СССР и Польши. Делегации СССР и Польши заявили, что они не будут участвовать в работе этого органа, т.к. создание такого комитета нарушает суверенитет Болгарии, Албании и Югославии и является грубым нарушением принципов ООН.

в) Временная комиссия по Корее создана в составе Австралии, Канады, Чили, Сальвадора, Франции, Индии, Филиппин, Сирии и Украинской ССР. Поскольку предложение делегации СССР пригласить представителей корейского народа к участию в обсуждении вопроса о Корее было отклонено, СССР, УССР, БССР, Польша, Чехословакия и Югославия отказались участвовать в голосовании при решении этого вопроса. Украинская ССР, избранная в состав временной комиссии по Корее, отказалась участвовать в работе этой комиссии.

9. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН.

Специализированными учреждениями называются организации, "созданные Межправительственными соглашениями и облечённые широко международной, определённой в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях" (ст. 57 устава). Такими специализированными учреждениями являются: 1) Всемирная организация здравоохранения, 2) Международная организация (или бюро) труда, 3) Организация по продовольствию и сельскому хозяйству, 4) Организация по вопросам образования, науки и культуры, 5) Международная организация по гражданской авиации, 6) Международный валютный фонд, 7) Международный банк восстановления и развития, 8) Международный союз электросвязи, 9) Всемирный почтовый союз, 10) Международная организация по делам беженцев, И) Межправительственная консультативная организация по морскому транспорту. СССР является членом Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза.

II. Деятельность ООН

За время своего существования органы ООН занимались рассмотрением многих больших политических, экономических и других вопросов в области международных отношений. Наиболее важными из этих вопросов являются: 1) учреждение контроля над атомной энергией, 2) регулирование и сокращение вооружений и вооружённых сил, 3) борьба с пропагандой новой войны, 4) принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности, 5) греческий вопрос, 6) испанский вопрос, 7) индонезийский вопрос, 8) инцидент в проливе Корфу, 9) палестинский вопрос.

I. Контроль над атомной энергией. 24. I 1946 Генеральная ассамблея учредила комиссию "для рассмотрения проблем, возникших в связи с открытием атомной энергии, и других связанных с этим вопросов".

Первое заседание комиссии по контролю над атомной энергией состоялось 14. VI 1946. На этом заседании представитель США Барух предложил учредить международную власть (Authority), обладающую широкими полномочиями и почти ничем не ограниченным правом вмешиваться в экономику любой страны, в работу любых отраслей промышленности и даже правом издавать законы, обязательные для всех стран мира. На следующем заседании комиссии, 19. VI 1946, представитель СССР от имени Советского правительства предложил заключить конвенцию о запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения людей.

II. VI 1947 Советское правительство в дополнение и в развитие своего предложения относительно заключения конвенции о запрещении атомного оружия представило на рассмотрение комиссии основные положения, которые должны лечь в основу международного соглашения о контроле над атомной энергией. В этих положениях предусматривалось учреждение в рамках Совета безопасности Международной контрольной комиссии для осуществления мероприятий по контролю над атомными предприятиями. Условия и организационные принципы международного контроля над атомной энергией, состав, права и обязанности Международной комиссии должны определяться особой конвенцией, заключаемой в соответствии с конвенцией по запрещению атомного оружия. Международная контрольная комиссия должна состоять из представителей стран - членов Атомной комиссии, учреждённой 24. I 1946.

17. VI 1947 комиссия по контролю над атомной энергией, большинство которой поддерживало представителя США, решила не рассматривать советское предложение, а обсуждать это предложение попутно с вопросами, стоящими в плане работы комиссии, составленном по указке США.

Были созданы шесть т. н. "рабочих групп", в которых представитель СССР не участвовал. Эти группы подготовили шесть "рабочих документов" по вопросам о функциях международного контрольного органа.

В этих документах предусматривалось предоставление международному контрольному органу широких прав, включая право собственности на все атомные предприятия во всём мире и право эксплуатации их; право собственности на все запасы атомного сырья (урана, тория и т. п.), на все химические и металлургические предприятия, обрабатывающие атомное сырьё, на все предприятия, способные использовать "ядерное горючее" (так называются уран, торий и другие расщепляющиеся материалы) для производства силовой энергии (напр., электроэнергии); право выдавать лицензии на строительство и эксплуатацию атомных предприятий и право отбирать эти лицензии; право производить геологические разведки запасов атомного сырья в любой части мира, включая военные и запретные зоны и т. д.

Предоставление контрольному органу таких прав несовместимо с принципами суверенитета государств и принципами устава ООН, а также противоречит резолюции Генеральной ассамблеи от 24. I 1946 о запрещении атомного оружия.

Представитель СССР в Атомной комиссии возражал против этих неприемлемых предложений. Однако представители США, опираясь на большинство комиссии, добились их принятия и включения во второй доклад Атомной комиссии Совету безопасности.

10. IX 1947 этот второй доклад был одобрен большинством комиссии и направлен Совету безопасности.

18. V 1948 правительство США, отклонявшее на протяжении двух лет все предложения Советского Союза о запрещении атомного оружия, опираясь на послушное ему большинство членов Атомной комиссии, добилось решения о приостановке её работы на неопределённое время якобы потому, что Советский Союз не согласен на установление т. н. "международного контроля".

На третьей сессии Ассамблеи СССР предложил рекомендовать Совету безопасности и Атомной комиссии продолжить работу и подготовить проекты конвенции о запрещении атомного оружия и конвенции об установлении эффективного международного контроля над атомной энергией с тем, чтобы эти конвенции были подписаны и введены в действие одновременно. Это предложение, имеющее целью найти согласованное решение такой важной проблемы, было отвергнуто большинством Ассамблеи, идущим в фарватере политики США, стремящихся сохранить за собой свободу действий в производстве атомного оружия. США и Англия добились принятия Ассамблеей угодной им резолюции, санкционирующей фактический срыв работы Атомной комиссии.

2. Всеобщее сокращение и регулирование вооружений. 29. X 1946 на пленарном заседании Генеральной ассамблеи глава делегации СССР В. М. Молотов внёс предложение о всеобщем сокращении вооружений.

Несмотря на сопротивление, оказанное представителями США, Великобритании и ряда других государств, обсуждение вопроса о сокращении вооружений увенчалось победой советской дипломатии.

14. XII 1946 Генеральная ассамблея единогласно приняла резолюцию о "Принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений", в которой она рекомендовала Совету безопасности приступить к разработке практических мероприятий, существенных для установления общего регулирования и сокращения вооружений и вооружённых сил; Атомной комиссии-выполнить обязанности, возложенные на неё резолюцией Генеральной ассамблеи от 24. I 1946 "в качестве существенного шага на пути достижения неотложной цели запрещения и изъятия из национальных вооружений атомного оружия". "С целью обеспечения того, чтобы общее запрещение, регулирование и сокращение вооружений коснулось основных видов оружия современной войны", в рамках Совета безопасности будет учреждена международная система, действующая через специальные органы.

28. XП 1946 представитель СССР в Совете безопасности через генерального секретаря от имени правительства СССР предложил Совету безопасности "приступить к разработке практических мероприятий по осуществлению решения Генеральной ассамблеи... о всеобщем регулировании и сокращении вооружений и вооружённых сил..." и учредить комиссию, которой "поручить в течение одного или двух месяцев, но не позже чем в трёхмесячный срок подготовить и представить Совету безопасности свои предложения..." 13. II Совет безопасности создал Комиссию по обычным вооружениям, которая по настоянию американцев и англичан лишена права заниматься вопросами, относящимися к атомному оружию.

Вследствие саботажа делегаций стран англо-американского блока комиссия в течение года не наметила никаких практических мероприятий.

Чтобы резолюция Генеральной ассамблеи о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия не осталась лишь на бумаге, правительство СССР внесло в сентябре 1948 на третьей сессии Ассамблеи предложение о сокращении на одну треть в течение одного года вооружений и вооружённых сил всех пяти постоянных членов Совета безопасности и о запрещении атомного оружия как оружия агрессии. Для наблюдения за проведением в жизнь этих мероприятий СССР предложил учредить в рамках Совета безопасности международный контрольный орган.

Это предложение СССР отвечало чаяниям и надеждам всех миролюбивых народов мира. Однако представители США и Англии заняли совершенно противоположную позицию. Они стремились затянуть и сорвать решение вопроса о запрещении атомного оружия и сокращении вооружений и вооружённых сил. Опираясь на покорное ему большинство Ассамблеи, англо-американский блок добился отклонения советского предложения.

3. Борьба с поджигателями новой войны. 18. IX 1947 глава делегации СССР на второй сессии Генеральной ассамблеи А. Я. Вышинский внёс от имени правительства СССР предложение о борьбе с поджигателями новой войны. Предлагалось осудить "ведущуюся реакционными кругами в ряде стран и, в особенности, в Соединённых Штатах Америки, Турции, Греции преступную пропаганду новой войны", указать, что допущение и тем более поддержка такого рода пропаганды новой войны является нарушением долга, принятого на себя членами ООН, и "призвать правительства всех стран запретить под страхом уголовного наказания ведение в любой форме пропаганды войны... как общественно опасной деятельности, угрожающей жизненным интересам и благополучию миролюбивых народов". Далее предлагалось подтвердить необходимость скорейшего проведения в жизнь решений Ассамблеи от 14. XП 1946 о сокращении вооружений и от 24. I 1946 об исключении из национальных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения.

Предложение СССР обсуждалось в течение 6 дней (22-27. X).

Делегации США и Англии выступили против этого предложения. Представитель США Остин призывал "убить советское предложение", т. к. оно якобы противоречит свободе слова и информации. Однако под напором общественного мнения делегация США была вынуждена голосовать за резолюцию, осуждающую поджигателей войны. Принятие этой резолюции явилось крупной политической победой Советского Союза.

4. Принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности. Предусмотренный ст. 27 устава принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности при решении последним политических вопросов, или предоставление постоянным членам Совета безопасности т. н. "права вето", означает, что решение по любому вопросу, кроме процедурных, может быть принято лишь при условии, если за это решение подано не менее 7 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. От соблюдения этого принципа зависит, справится ли ООН с возложенными на неё задачами. "Можно ли рассчитывать на то, - сказал И. В. Сталин в своём докладе 6. XI 1944, - что действия этой международной организации будут достаточно эффективными? Они будут эффективными, если великие державы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны против гитлеровской Германии, будут действовать и впредь в духе единодушия и согласия. Они не будут эффективными, если будет нарушено это необходимое условие".

Необходимость соблюдения принципа единства великих держав признавалась во время войны политическими деятелями и других стран.

На конференции в Сан-Франциско принцип единогласия постоянных членов Совета безопасности был одобрен и изложен в ст. 27 устава. Этот принцип был гарантирован далее в ст. 108 и 109 устава, в которых указывается, что поправки к уставу, принятые двумя третями голосов Ассамблеи или Генеральной конференции, созываемой на основе ст. 109 для пересмотра устава, и ратифицированные двумя третями членов ООН, не могут вступить в силу, если не все постоянные члены Совета безопасности ратифицировали эти поправки.

Вскоре, однако, после вступления устава ООН в силу принцип единогласия постоянных членов Совета начал подвергаться ожесточённым нападкам со стороны ряда держав, являвшихся соавторами устава. Англия и США стремились подорвать принцип единогласия с помощью подчинённых им малых стран.

На второй части первой сессии Ассамблеи Куба предложила включить в повестку дня вопрос о созыве на основании ст. 109 устава Генеральной конференции членов ООН с целью "изменения п. 3 ст. 27 устава с тем, чтобы исключить положение, известное как право вето". Австралия также предложила включить в повестку вопрос о применении ст. 27 устава.

Советская делегация решительно выступила против ограничения прав постоянных членов Совета. Глава делегации СССР В. М. Молотов в своём выступлении на пленарном заседании Ассамблеи 29. X 1946 указал, что "отказ от принципа единогласия великих держав, - что, в сущности, и скрывается за предложением об отмене "вето", - означал бы на деле ликвидацию организация Объединённых наций, так как этот принцип является фундаментом данной организации". Ликвидировать принцип единогласия великих держав стремятся те "люди и целые влиятельные группировки... которые не хотят мириться на меньшем, чем покорность всех народов их диктату, их золотому мешку".

Предложение Австралии указать в резолюции Ассамблеи, что "в ряде случаев использование и угроза использования права вето" не соответствовали целям и принципам устава, было отклонено. Делегации всех пяти великих держав голосовали против этого пункта.

Отклонено было и предложение о созыве Генеральной конференции. Ассамблея приняла резолюцию, в которой рекомендовала постоянным членам Совета консультироваться между собой, а Совету-"принять порядок и процедуру, не нарушающие положения устава", но способствующие быстрому выполнению Советом его функций, и при принятии этого порядка и процедуры учесть взгляды, выраженные членами ООН. Делегация СССР голосовала против этой резолюции, делегации США и Англии - за резолюцию, делегации Франции и Китая воздержались.

На второй сессии Ассамблеи Аргентина и Австралия вновь внесли предложение о созыве Генеральной конференции с целью пересмотра устава. В своём выступлении на пленарном заседании Ассамблеи 18. IX 1947 глава делегации СССР А. Я. Вышинский заявил по этому вопросу, что "укрепление организации Объединённых наций возможно лишь на основе уважения политической и экономической независимости государств, на основе уважения суверенного равенства народов, а также последовательного и безусловного соблюдения одного из важнейших принципов организации Объединённых наций - принципа согласованности и единогласия великих держав при решении важнейших вопросов по поддержанию международного мира и безопасности. Это находится в полном соответствии с особой ответственностью этих держав за сохранение всеобщего мира и является гарантией защиты интересов всех стран - членов организации Объединённых наций, больших и малых.

Советский Союз считает своим долгом решительно бороться против всякой попытки поколебать этот принцип, какими бы мотивами эти попытки ни прикрывались".

Делегация США предложила передать вопрос о принципе единогласия постоянных членов Совета безопасности на рассмотрение межсессионного комитета, само создание которого противоречит положениям устава. Делегации Англии, Франции и Китая поддержали это предложение, и оно было принято Ассамблеей.

Делегация СССР голосовала против этой резолюции. Глава советской делегации заявил на пленарном заседании Ассамблеи 21. XI 1947, что эта резолюция "является прямым покушением на правило единогласия, являющееся в свою очередь одним из важнейших и основных принципов ООН, одним из могучих и реальных средств, обеспечивающих единство великих держав, основой сотрудничества миролюбивых народов. Эта резолюция завершает собой определённый этап похода против принципа единогласия, похода, ведущегося под руководством правительства Соединённых Штатов Америки, на котором и должна лежать вся полнота ответственности за последствия, которые неизбежно повлечёт за собой принятие и реализация этой резолюции".

На третьей сессии Ассамблеи США, Англия, Франция и Китай внесли и добились одобрения Ассамблеей резолюции, в которой Совету безопасности рекомендуется решать процедурным голосованием ряд важных политических вопросов. Одобрение этого проекта является прямым нарушением устава ООН.

5. Греческий вопрос. В феврале 1946 правительство СССР предложило обсудить вопрос о необходимости вывода английских войск из Греции. Представитель СССР А. Я. Вышинский в своём письме, отметив крайне напряжённое положение в Греции, указал, что наличие британских войск в Греции не вызывается необходимостью, что оно на деле превратилось в средство давления на внутриполитическое положение в стране и используется реакционными элементами в Греции против демократических сил страны. Советское правительство потребовало вывода английских войск из Греции.

Ввиду противодействия, оказанного Великобританией, США, Китаем, Австралией и рядом других членов Совета безопасности предложению СССР, Совет не принял никакого решения.

4. XII 1946 греческое правительство обратилось в Совет безопасности с жалобой на своих северных соседей (Албанию, Югославию и Болгарию), обвиняя их в оказании помощи греческим партизанам. Совет безопасности рассматривал этот вопрос на протяжении почти 8 месяцев. На Балканы была послана специальная комиссия, в которой были представлены все члены Совета безопасности, для исследования положения на месте.

Не добившись своих целей в Совете безопасности, правительство США решило перенести этот вопрос на Генеральную ассамблею.

На второй сессии Ассамблеи делегация США внесла проект резолюции, в котором ответственность за положение в Греции возлагалась на Албанию, Югославию и Болгарию. В предложении США предусматривалось, далее, учреждение специального комитета по Балканам, который должен наблюдать за проведением в жизнь резолюции Ассамблеи и рекомендовать, если по его мнению это необходимо, созыв специальной сессии Ассамблеи.

Делегация СССР возражала против предложения делегации США, т. к. оно лишь ухудшало положение на Балканах и нарушало суверенитет Югославии, Болгарии и Албании. Делегация СССР внесла проект резолюции, в котором предлагалось: а) правительство Греции должно положить конец пограничным инцидентам на северных границах Греции; б) отозвать из Греции иностранные войска и иностранные военные миссии; в) создать специальный комитет, которому поручить надзор за тем, чтобы предоставляемая Греции иностранная экономическая помощь использовалась лишь в интересах греческого народа, и т. д.

Делегация США, опираясь на механическое большинство, добилась принятия своего предложения. Глава делегации СССР А. Я. Вышинский заявил, что функции и полномочия создаваемого комитета несовместимы с суверенитетом членов ООН и противоречат уставу ООН, что СССР не будет поэтому участвовать ни в выборах комитета по Балканам, ни в работе этого комитета. Аналогичные заявления сделали делегаты Польши, БССР, УССР, Чехословакии и Югославии.

Внутреннее положение в Греции вследствие усилившегося вмешательства США и Англии в её дела ухудшилось. Деятельность Специального комитета, направленная к тому, чтобы облегчить подавление народно-освободительной борьбы в Греции и подкрепить искусственные обвинения, выдвинутые греческими монархо-фашистами против северных соседей Греции, лишь осложнила положение на Балканах.

На третьей сессии Ассамблеи делегация СССР предложила отозвать из Греции иностранные войска и военный персонал и упразднить Балканскую комиссию. Под нажимом англо-американского блока это предложение было отклонено Ассамблеей. Англо-американское большинство продемонстрировало тем самым своё нежелание обеспечить нормальную обстановку в Греции и добиться установления добрососедских отношений между Грецией и её северными соседями.

6. Испанский вопрос. 9. IV 1946 правительство Польши обратилось к генеральному секретарю с просьбой включить в повестку дня Совета безопасности вопрос об Испании. В письме указывалось, что деятельность режима Франко уже вызвала международные трения и создала угрозу международному миру и безопасности.

Совет безопасности обсуждал испанский вопрос с 17. IV по 26. VI 1946. Представитель Польши предложил Совету безопасности принять резолюцию, обязывающую всех членов ООН немедленно порвать дипломатические отношения с Франко. Представитель СССР поддержал это предложение, но под давлением США большинство членов Совета безопасности отклонило предложение Полыни.

В октябре 1946 по предложению делегаций Бельгии, Чехословакии, Дании, Норвегии и Венесуэлы испанский вопрос был поставлен на рассмотрение Ассамблеи. Генеральная ассамблея приняла резолюцию, в которой указыралось, что "фашистское правительство Франко в Испании, насильно навязанное испанскому народу с помощью держав оси и оказавшее существенную помощь державам оси в войне, не представляет испанского народа", и рекомендовалось "лишить правительство Франко права вхождения в международные учреждения, созданные Объединёнными нациями или поставленные с ними в связь", а всем членам ООН "немедленно отозвать из Мадрида своих послов и посланников".

В осуществление этой резолюции члены ООН, имевшие в Испании своих послов и посланников, отозвали их. Только Аргентина, вопреки решению Ассамблеи, назначила своего посла в Испанию.

На второй сессии Ассамблеи вновь обсуждался испанский вопрос. Делегации США, Аргентины и ряда других стран, в первую очередь латиноамериканских, добились того, что 2-й пункт резолюции первой сессии Ассамблеи о лишении правительства Франко права вступать в международные учреждения, созданные ООН, и об отозвании из Мадрида послов и посланников государств - членов ООН - был исключён из резолюции. Этим самым США и страны, идущие в фарватере американской политики, показали свою заинтересованность в сохранении очага фашизма в Европе.

7. Вопрос об Индонезии. 21. I 1946 министр иностранных дел Украинской ССР Д. З. Мануильский обратился к председателю Совета безопасности с письмом, в котором, указав, что в Индонезии "на протяжении ряда месяцев ведутся направленные против местного населения военные действия, в которых принимают участие как регулярные английские войска, так и вражеские японские вооружённые силы", и что "это положение создаёт состояние угрозы поддержанию международного мира и безопасности", просил Совет безопасности расследовать положение и принять соответствующие меры.

Представители Англии (Бевин) и Голландии (Ван-Клеффенс), не отрицая наличия военных действий в Индонезии, обвиняли в этом индонезийцев и заявили, что военные действия ведутся против "террористов".

Представитель СССР А. Я. Вышинский, показав несостоятельность доводов Бевина и Ван-Клеффенса, указал, что события в Индонезии не являются внутренним делом Голландии, т. к. они угрожают международному миру и безопасности, и предложил создать комиссию по расследованию положения в Индонезии из представителей СССР, США, Англии, Китая и Голландии.

Представитель США Стеттиниус возразил против этого предложения; его поддержал представитель Бразилии. При голосовании предложение СССР было отклонено.

В июле 1947 индонезийский вопрос вновь встал в Совете безопасности, но уже в ином разрезе. Военные действия в Индонезии, проводимые Голландией против Индонезийской республики, несмотря на Лингаджатское соглашение (см.), не прекращались. Австралия и Индия обратились в Совет безопасности с просьбой рассмотреть этот вопрос и рекомендовать немедленно прекратить военные действия. Представитель СССР поддержал это предложение и рекомендовал пригласить на заседание Совета представителя Индонезийской республики. 31 . VII 1947 Совет безопасности приступил к рассмотрению индонезийского вопроса.

1. VIII 1947 Совет безопасности решил предложить Голландии и Индонезии немедленно прекратить военные действия.

Это решение Совета безопасности было доведено до сведения голландского правительства и правительства Индонезийской республики. Но это не дало никаких результатов. Не помог делу и избранный Советом безопасности комитет в составе Австралии, Бельгии и США.

В конце сентября 1947 Совет получил из Батавии доклад консулов о положении в Индонезии. Этот доклад обсуждался Советом на протяжении всего октября. Предложение делегации СССР отвести голландские и индонезийские войска на их исходные позиции было отклонено.

1. XI Совет безопасности принял 7 голосами против 1 (Польша) при 3 воздержавшихся (СССР, Сирия, Колумбия) предложение представителя США, согласно которому Голландия и Индонезия призывались к немедленной консультации между собой по вопросу о выполнении резолюции Совета безопасности от 1. VIII 1947. Это решение по существу лишь поощрило агрессивные действия Голландии в Индонезии.

17. I 1948 было подписано Ренвильское соглашение (см.), которое узаконивало захват голландцами районов, имеющих важное экономическое и военное значение. Но и это соглашение систематически нарушалось голландцами. Они уклонялись от переговоров с республиканцами, увеличивали свои вооружённые силы в Индонезии и вели подготовку к созданию т. н. Соединённых Штатов Индонезии, подчинённых голландской короне. Нарушения голландцами Ренвильского соглашения были настолько явными, что даже небеспристрастный "Комитет добрых услуг" в своём докладе Совету безопасности от 12. XII 1948 вынужден был признать, что действия голландцев "могут создать серьёзное беспокойство в Индонезии", следствием чего может быть вооружённый конфликт крупного масштаба.

14. XII 1948 правительство Индонезийской республики обратилось к Совету безопасности с заявлением, в котором указывало, что сложившееся в Индонезии положение создаёт угрозу миру, и просило Совет безопасности принять меры к тому, чтобы, во-первых, не допустить ухудшения положения и, во-вторых, возобновить переговоры между Голландией и Индонезийской республикой на основе Ренвильского соглашения. 17. XII 1948 правительство Голландии предъявило Индонезийской республике ультиматум, в котором потребовало, чтобы правительство республики заявило о своём безоговорочном согласии с декретом о включении Индонезийской республики в состав т.н. Соединённых Штатов Индонезии.

Ответ на этот ультиматум республиканское правительство должно было дать к 10 час. утра 18. XII 1948. В ночь на 19. XII 1948 голландские войска начали военные действия и, пользуясь своим военным превосходством, в течение нескольких дней захватили все важные центры республики. Одновременно голландские власти лишили находившихся в Батавии членов и сотрудников "Комитета добрых услуг" средств связи. Лишь 21. XII 1948 комитет смог информировать Совет безопасности о начавшихся военных действиях.

22. XII 1948 на заседании Совета безопасности представитель СССР предложил осудить голландских агрессоров, потребовать немедленного прекращения военных действий и отвода голландских войск на исходные позиции. Для наблюдения за проведением этого решения в жизнь представитель СССР предложил учредить комиссию из представителей всех членов Совета безопасности. Предложение СССР было отклонено Советом по тем мотивам, что этот вопрос якобы является внутренним делом Голландии. Совет ограничился лишь призывом к обеим сторонам прекратить военные действия. Голландское правительство игнорировало этот призыв.

27. XII 1948 представитель Украинской ССР в Совете безопасности предложил, чтобы голландские войска были отведены к границам, установленным Ренвильским соглашением. В тот же день представитель СССР предложил, чтобы военные действия были прекращены в течение 24 часов. США и другие покровители голландских агрессоров в Совете безопасности отклонили эти предложения.

Несмотря на оккупацию голландскими войсками почти всей территории Индонезии, индонезийский народ не сложил оружия. Большая часть вооружённых сил Индонезии ушла в леса и горы. Развернулась партизанская война.

28. I 1949 Совет безопасности по предложению США, Норвегии и Кубы принял резолюцию по индонезийскому вопросу, в которой он в частности "призывает правительство Нидерландов обеспечить немедленное прекращение всех военных операций, призывает правительство республики отдать приказ своим вооружённым приверженцам прекратить партизанскую войну и призывает обе стороны сотрудничать в восстановлении мира..." Предложение СССР отвести голландские войска в Индонезии на исходные позиции вновь было отклонено Советом. Резолюция Совета не содержит ни одного слова осуждения голландских агрессоров.

Голландское правительство не откликнулось и на этот призыв Совета и продолжало войну.

Одной из причин такой политики голландских колонизаторов и развязывания ими агрессивной войны в Индонезии является тот факт, что Совет безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, вследствие политики США, Англии, Франции и других покровителей голландских колонизаторов не выполнил своих обязанностей. Создание Советом "Комитета добрых услуг" лишь облегчило подготовку правящими кругами Голландии новой агрессии против народов Индонезии.

8. Инцидент в проливе Корфу (албанский вопрос). 10. I 1947 Англия поставила перед Советом безопасности вопрос об инциденте, происшедшем 22. X 1946 в проливе Корфу, когда два английских миноносца, проходившие в территориальных водах Албании, подорвались на блуждающих минах. В установке мин англичане обвиняли Албанию. Совет безопасности обсуждал этот вопрос с 28. I по 9. IV. Представители США, Китая, Франции, Бельгии, Колумбии и Бразилии поддержали английские обвинения Албании. Представители Польши и Сирии указывали, что Совет безопасности не имеет прямых доказательств виновности Албании, и рекомендовали передать вопрос на рассмотрение Международного суда.

Представитель СССР выступил в защиту Албании, показав несостоятельность английского обвинения. За английский проект резолюции Совета безопасности было подано большинство голосов. Представители СССР и Польши голосовали против. Резолюция была отклонена, т. к. не было достигнуто единогласия постоянных членов Совета безопасности.

9. IV Совет безопасности принял резолюцию, в которой Англии и Албании рекомендовалось передать спор на рассмотрение Международного суда. Представители СССР и Польши от голосования воздержались.

9. Палестинский вопрос. После второй мировой войны Англия, учитывая военно-стратегическое значение Палестины, её положение на мировых морских и воздушных путях, а также у выхода ближневосточной нефти к Средиземному морю, пыталась во что бы то ни стало сохранить своё господство над этой страной. В то же время США стремились вытеснить Англию с господствующих позиций и установить свой контроль над Палестиной. При этом Англия опиралась, начиная с 1939, в основном на арабские феодальные круги, а США- на еврейских буржуазных националистов - сионистов.

30. IV 1946 был опубликован доклад англо-американской комиссии по палестинскому вопросу, которая была создана без ведома ООН. Комиссия рекомендовала сохранить на неопределённый срок английский мандат. На этой основе был выработан в июле 1946 т. н. "план Моррисона" (см. по палестинскому вопросу>>), который, однако, был отвергнут не только арабами и евреями, но и правительством США, дезавуировавшим своих экспертов. Отказ Трумэна принять "план Моррисона" привёл к резкой полемике между государственными деятелями Англии и США. После провала этого плана политика Англии в Палестине зашла в тупик. Англия была вынуждена передать палестинский вопрос на обсуждение ООН. С этой целью была созвана специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН, происходившая в Нью-Йорке с 28. IV по 15. V 1947.

Под давлением США и Англии повестка сессии была ограничена процедурным вопросом: о создании и инструктировании специальной комиссии ООН для подготовки к рассмотрению палестинского вопроса в течение будущей сессии Генеральной ассамблеи. Была принята инструкция, определявшая функции и полномочия этой комиссии, причём США добились отклонения предложения советской делегации о включении в инструкцию пункта, который обязал бы комиссию подготовить предложения о немедленном создании в Палестине независимого государства.

Советский делегат А. А. Громыко в своём выступлении на чрезвычайной сессии ООН (14. V 1947) констатировал банкротство мандатной системы, невозможность решить палестинский вопрос на основе мандата и необходимость отмены мандата и провозглашения независимости Палестины. Он указал, что законные интересы арабского и еврейского народов Палестины могут быть должным образом защищены путём создания в Палестине независимого двуединого демократического арабско-еврейского государства. Однако в случае невозможности - ввиду испортившихся отношений между евреями и арабами - осуществить это решение А. А. Громыко предложил рассмотреть и второй вариант: проект раздела Палестины на два независимых демократических государства - еврейское и арабское.

Комиссия ООН, закончившая свою работу 1. IX 1947, пришла к единогласному выводу, что мандат на Палестину должен прекратить своё действие в кратчайший срок. Палестина после переходного периода должна получить независимость и сохранить свою экономическую целостность.

Кроме этих единогласно принятых рекомендаций большинство комиссии ООН высказалось за раздел Палестины на два независимых государства - арабское и еврейское, с выделением Иерусалима и некоторых окружающих его пунктов в особый округ, находящийся под опекой и управлением ООН. Меньшинство комиссии высказалось за создание в Палестине федеративного государства (республики) в составе арабского и еврейского государств.

Советский Союз и страны народной демократии указывали, что рекомендации меньшинства имеют ряд достоинств и преимуществ, но в сложившейся обстановке, ввиду испортившихся отношений между арабами и евреями, они практически неосуществимы. Поэтому делегации указанных стран поддерживали как единственно осуществимое в данной обстановке решение большинства комиссии ООН, указывая, что создание в Палестине двух демократических независимых государств наряду с отменой мандата и выводом английских войск из страны обеспечит народам Палестины возможность самоопределения, национального равноправия и мирного сосуществования.

США и ряд зависимых от них государств поддерживали рекомендации большинства и выступали за раздел Палестины на два государства, но отнюдь не настаивали на ликвидации колониального режима.

Арабские государства категорически возражали против доклада комиссии ООН и настаивали на образовании в Палестине "унитарного государства".

Что касается Англии, то её представители на 2-ой сессии ООН заявляли на словах о готовности отменить мандат, но эти заявления сопровождались многочисленными оговорками, свидетельствовавшими о фактическом нежелании Англии сотрудничать с ООН и выполнять её решения.

29. XI 1947 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в основу которой были положены рекомендации большинства комиссии ООН.

После второй сессии Англия стала добиваться срыва решений Ассамблеи, спровоцировав с этой целью ряд новых вооружённых столкновений между арабами и евреями. Английские дипломаты выдвинули тайный план присоединения Палестины к Трансиордании (или же раздела Палестины между арабскими государствами).

В свою очередь США изменили свою позицию и выдвинули предложение о передаче Палестины под опеку ООН. Для рассмотрения этого предложения была созвана специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН, происходившая в Нью-Йорке с 16. IV по 14. V 1948. На сессии представители СССР показали, что США хотят сохранить в Палестине под видом опеки колониальный режим.

Пытаясь спасти американский план, представитель Англии внёс предложение об установлении в Палестине т. н. "временного режима", или "нейтральной власти". Советская делегация показала, что новое английское предложение по существу не отличается от американского.

Провозглашение в Палестине еврейского государства Израиль (14. V 1948) показало нереальность планов Англии и США. В то время как американский делегат в ООН ещё пытался отстаивать английское предложение, стало известно, что Трумэн сделал новый поворот в палестинской политике США и признал де факто государство Израиль.

Сессия приняла одно лишь решение: назначить в Палестину в качестве посредника ООН графа Фольке Бернадотта, связанного с англо-американскими правящими кругами.

После образования государства Израиль оно было признано Советским Союзом, Чехословакией, Польшей, Венгрией, Румынией, Югославией, Финляндией, Уругваем, Никарагуа, Венесуэлой и Южно-Африканским Союзом. Англия и под её воздействием Франция и страны Бенилюкса отказались признать государство Израиль.

Вопрос о войне, возникшей в Палестине между арабскими государствами и государством Израиль, был поставлен на обсуждение Совета безопасности. Под давлением Англии Совет безопасности принял 22. V малоэффективную резолюцию, содержавшую лишь призыв к перемирию, без ссылки на ст. 39 устава ООН (которая предусматривает применение санкций в случае угрозы миру и нарушения мира).

Арабские государства отвергли призыв Совета безопасности, и 26. V было принято английское предложение призвать воюющий стороны установить четырёхнедельное перемирие на условиях, предложенных арабскими государствами. После долгих переговоров это перемирие вступило в силу (11. VI 1948).

Для контроля над выполнением условий перемирия посредник ООН Бернадотт пригласил в Палестину американских, французских и бельгийских военных наблюдателей. Требование Советского Союза о назначении военных наблюдателей также от других государств - членов Совета безопасности-было отклонено Советом безопасности.

В мае-июне 1948 между США и Англией велись тайные переговоры, в результате которых вновь наметилась общая англо-американская политика и палестинском вопросе.

На базе англо-американского сговора Бернадотт вручил 28. VI 1948 правительствам арабских государств и государству Израиль следующие предложения: создаётся союз в составе арабского (включающего арабскую часть Палестины и Трансиорданию) и еврейского государств; союз должен координировать не только экономические мероприятия, но также вопросы внешней политики и обороны. Кроме того, предусматривались значительные территориальные изменения.

6. VII 1948 предложения Бернадотта были отвергнуты как государством Израиль, так и арабскими государствами.

Представитель СССР в Совете безопасности А. А. Громыко и представитель Украины Д. З. Мануильский подвергли предложения Бернадотта резкой критике, указав, что он превысил свои полномочия, разработав план, противоречащий резолюции ООН о Палестине от 29. XI 1947.

9. VII 1943, по истечении срока перемирия, арабские государства возобновили военные действия, но под угрозой применения санкций согласились продлить перемирие на неопределённый срок. 19. VII военные действия были формально прокрашены. Тем не менее и в дальнейшем происходили неоднократные случаи нарушения перемирия, вследствие чего в августе - декабре 1948 Совет безопасности не раз возвращался к обсуждению положения в Палестине.

17. IX 1948, накануне открытия третьей сессии ООН, Бернадотт был убит в Иерусалиме. Его новые предложения по палестинскому вопросу были опубликованы уже после его смерти. На этот раз вопрос о "союзе" Израиля и Трансиордании не ставился, но, как и в прежнем проекте, предлагалось присоединить к Трансиордании арабскую часть Палестины и Негев, т. е. по существу поставить эти области под фактическое управление Англии. США, соглашаясь на присоединение арабской части Палестины к Трансиордании и поддерживая Англию в этом вопросе, в то же время настаивали на сохранении Негева в пределах государства Израиль. В декабре 1948 третья сессия Генеральной ассамблеи ООН отвергла предложение Англии о присоединении арабской части Палестины и Негева к Трансиордании.

Добиваясь осуществления плана Бернадотта и срыва начавшихся 13. I 1949 на о. Родос мирных переговоров между Египтом и Израилем, Англия перебросила крупные военные подкрепления в район Акабы (Трансиордания) и пыталась спровоцировать в январе 1949 военное столкновение с Израилем.

Обострившиеся вследствие этого англо-американские противоречия были частично урегулированы соглашением, по которому Англия (29. I 1949) и другие государства "западного блока" признали государство Израиль де факто, a США признали Израиль и Трансиорданию де юре, причём государство Израиль получило американский заём в 100 млн. долл. на условиях, ставящих его в зависимость от США. В феврале - апреле 1949 Израиль заключил соглашения о прекращении военных действий с Египтом, Трансиорданией, Ливаном и Сирией.

26. IV 1949 в Лозанне открылась конференция с участием Израиля, четырёх указанных арабских государств и членов Примирительной комиссии, образованной по решению третьей сессии ООН. Конференция не сумела решить вопросы, связанные с мирным урегулированием и являвшиеся объектом противоречий между Англией и США (территориальные вопросы, проблема беженцев и т. д.). Эти вопросы переданы на обсуждение четвёртой сессии Генеральной ассамблеи ООН. 11. V 1949 Израиль принят в члены организации Объединённых наций.

III. Оценка деятельности ООН

В работе ООН имеются серьёзные недостатки. "Эти недостатки, - заявил глава советской делегации А. Я. Вышинский в своём выступлении на пленарном заседании Ассамблеи 18. IX 1947, - должны быть вскрыты и названы со всей решительностью и последовательностью. Они выразились главным образом в отступлении от важнейших принципов, положенных в основу организации, а в ряде случаев и в прямом нарушении ряда важных решений Генеральной ассамблеи.

Эти недостатки в значительной мере являются результатом стремления таких влиятельных государств- членов Объединённых наций, как США, а также Великобритания, использовать организацию в своих узко групповых интересах, пренебрегая интересами международного сотрудничества на основе выраженных в уставе принципов. Политика использования организации отдельными государствами в своих эгоистических, узко понятых интересах ведёт к подрыву её авторитета, подобно тому, как это произошло с печальной памяти Лигой наций.

С другой стороны, неудовлетворительное положение дела в организации Объединённых наций, отрицательно сказывающееся на её авторитете, явилось результатом игнорирования организации со стороны указанных выше государств, пытающихся проводить в жизнь ряд практических мероприятий вне и в обход организации Объединённых наций".

Наиболее важными недостатками являются неудовлетворительный ход работы по выполнению решения Ассамблеи от 14. XII 1946 о всеобщем сокращении вооружений и неудовлетворительное положение дел с запрещением атомного оружия и других основных средств массового уничтожения. Яркими примерами нарушения принципов ООН и игнорирования её являются т. н. "доктрина Трумэна" и "план Маршалла". Ненормальным является тот факт, что иностранные вооружённые силы продолжают находиться на территориях государств - членов ООН, являясь средством политического вмешательства в их внутренние дела. События в Индонезии нельзя квалифицировать иначе, как акт агрессии, совершённый против индонезийского народа Голландией, государством - членом ООН. Не проявляя должного внимания к устранению неудовлетворительного положения вещей в разрешении указанных вопросов, некоторые влиятельные державы (США, Англия) проявляют особый интерес к иранскому вопросу, который продолжал оставаться в повестке дня Совета безопасности много времени спустя после его полного урегулирования, а также после обращения самого Ирана с просьбой о снятии этого вопроса с повестки дня Совета.

Неудовлетворительное положение в организации Объединённых наций не случайное, а является следствием отношения к организации со стороны ряда стран - членов этой организации - и в первую очередь США и Великобритании. Такое отношение не содействует укреплению организации Объединённых наций и не служит делу международного сотрудничества. Наоборот, оно ведёт к ослаблению и расшатыванию организации Объединённых наций, что, несомненно, отвечает планам и намерениям реакционных кругов указанных выше стран, под влиянием которых и проводится соответствующая политика.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

  • Большая советская энциклопедия UN - Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия
  • Запрос «ООН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Координаты … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хаммаршёльд. Даг Хаммаршёльд Dag Hammarskjöld … Википедия

    - … Википедия

Организация Объединенных Наций появилась на свет в 1945 году после опустошительной Второй мировой войны с целью поддержания международного мира и безопасности. Организация добивается осуществления этой цели путем предотвращения конфликтов, оказания содействия сторонам конфликта в примирении, осуществления миротворческой деятельности, а также создания условий, способствующих установлению и укреплению мира.

Права человека

Термин «права человека» упоминается семь раз в , что делает поощрение и защиту прав человека основной целью и руководящим принципом работы Организации Объединенных Наций. В 1948 году поместила вопросы прав человека в сферу международного права. С тех пор Организация старательно выполняет миссию по защите прав человека, опираясь на правовые документы.

Оказание гуманитарной помощи

Одна из целей Организации Объединенных Наций, как указано в ее Уставе, заключается в «осуществлении международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера». ООН впервые приступила к выполнению этой задачи после Второй мировой войны на разоренном Европейском континенте, который она помогала отстроить заново.

Содействие устойчивому развитию

С момента своего основания в 1945 году Организация Объединенных Наций уделяла первостепенное внимание «осуществлению международного сотрудничества в деле разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрению соблюдения прав человека и основных свобод всех людей, независимо от расовой, половой, языковой или религиозной принадлежности». Повышение уровня благосостояния людей продолжает оставаться одним из главных направлений деятельности ООН.

Международное право

В Устава Организации Объединенных Наций была поставлена задача «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Таким образом, с самых первых дней существования Организации вопрос соблюдения и укрепления международного права является важнейшей частью ее деятельности. Эта работа осуществляется по многим направлениям - судами, трибуналами, посредством многосторонних договоров, а также в Совете Безопасности, который, в частности, уполномочен учреждать операции по поддержанию мира, вводить санкции или разрешать применение силы в случае, когда есть угроза международному миру и безопасности. Эти полномочия возложены на Совет Безопасности Уставом ООН, который является международным договором. Как таковой, Устав ООН является инструментом международного права и государства - члены ООН обязаны его соблюдать. Устав ООН закрепляет основные принципы международных отношений, от суверенного равенства государств до запрещения применения силы в международных отношениях.