Интерактивное обучение. Современные проблемы науки и образования

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В конце прошлого века мы обратились к проблеме развития мышления, считая важным формировать у ребенка умение выделять главное, анализировать и синтезировать, сравнивать, делать выводы и определять следствия. Пришли как к отдельным дидактическим приемам, так и к формам занятий: нестандартные уроки (семинары, конференции, дебаты, новеллы, путешествия) стали нормой в практике большинства учителей. Давно работаем в группах и парах, даем задания на выбор с его обоснованием.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Методические разработкинекоторых интерактивных форм обучения педагогов помогают увидеть общие подходы к интерактивному обучению и учащихся, и учителей и оказывают практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.

Вполне естественной была наша реакция на новое слово «интерактивный». Что это - новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

В выступлении я предполагаю остановиться на вопросах:

    в чем сущность интерактивного обучения?

    какие интерактивные техники (упражнения) и формы учебных занятий предлагаются психологией и методикой?

    как – принципиально – строится интерактивный урок?

    с какими проблемами сталкивается учитель в интерактиве?

    в чем преимущества интерактивных методов перед пассивными и активными?

В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Мы исходим из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательн ой деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим – частично-поисковым, поисковым и исследовательским. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы нацелены на:

Стимулирование учебно-познавательной мотивации;

    развитие самостоятельности и активности;

    воспитание аналитического и критического мышления;

    формирование коммуникативных навыков и

    саморазвитие учащихся.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель

Ученик Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель

Ученик Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель

Ученик Ученик

ИНТЕРАКТИВНЫЕ (Постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик

Таким образом, налицо признаки личностно- ориентированного подхода.

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения , приемы) , в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

«Мозговой штурм»,«Карусель»,«Два,четыре –вместе», «Мозаика», «Междусобойчик», «Совместный проект»Аквариум», «Синтез идей», «Микрофон», «Метод ПРЕСС», «Обучая – учусь», «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и многие другие. Но все они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.

Покажем некоторые интерактивные упражнения:

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

    Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

    Обоснование своей мысли («… Так как…»)

    Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

    Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Эти техники могут «работать » на разных этапах урока.

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I . Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Мозговой штурм»

«Блицопрос»

«Микрофон»

II . Оглашение темы задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Через эпиграф

Через слово

Через название

III . Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Мини-лекция

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV . Интерактивное задание

Практическое усвоение материала.

Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»

V . Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг»,

«ПРЕСС»,

«Неожиданное предложение»,

«Проект»,

«Творческое задание»

Как строится интерактивный урок?

Что является его принципиальными составляющими?

Примерная схема:

    Мотивация – 2 минуты (5%)

    Постановка задачи - 2 минуты (5%)

    Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%)

    Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%)

    Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%).

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Итак, принципиальные линии интерактива:

Линия переживания опыта в диалоге ;

Линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Какое место занимает интерактивный урок в привычной типологии :

ознакомление с новым, закрепление, обобщение, контроль?

На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.

Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.

Как же быть с уроками тренировочными, уроками отработки навыков? Мы понимаем, что для того, чтобы научиться писать, надо писать, чтобы научиться считать – надо считать. В основе механизма овладения речью лежит следование образцам, подражание, пересказ. Превращаем такой урок в практикум с парным (групповым) диалогом и обязательной рефлексией – повышается мотивация, и эффективность урока высока.

По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п .

Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

Существуют ли какие-либо ограничения в применении интерактивных технологий (например, в зависимости от общего интеллектуального уровня класса)? Закон «Об образовании» дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого, и здесь вполне уместны. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию, например, на поиск одного основания для деления. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька - и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. Можно только удивляться стойкости традиционной системы. Она, конечно, обусловливалась тем, что у школы был иной соцзаказ, цели сосредоточивались на зунах. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, - не научится. Точна китайская притча:

«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму».

Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

На мой взгляд, сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии , а также оценивание ученика.
Диалог . Полилог. Как следует из опроса, дети часто испытывают дискомфорт от «неуслышанности», да и сами умеют слушать скорее на «4», чем на «5».

Острый дефицит времени. Помимо вербальных (словесных) средств психология общения предлагает некоторые невербальные условные сигналы (Смит Роз, США).

«Передаю слово»: замедление темпа речи, обращение прямого взгляда на партнера, кивок или жест в его сторону.

«Сохраняю слово» («Еще говорю »): ускорение темпа, усиление голоса, интонация с нажимом.

«Хочу сказать» (запрос на высказывание): поднятая рука, указательный палец, выпрямленная спина.

«Лучше помолчу» (отказ от высказывания): расслабленная поза, заинтересованное выражение лица «пусть говорит».

Разучивание этих сигналов не составляет труда и сохраняет время для содержания.

Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% - объяснить ход выполнения задания.

В методике описаны организационные формы рефлексии:

«Хочу спросить…»

«Для меня сегодняшний урок…»

Экспертно-наблюдательная комиссия

«Сообщи свое Я »

«Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.

Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:

Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?

В результате школьники определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.

Но рефлексия ученика вытекает из непрерывного самоанализа учителя: что я делаю? Почему? Зачем? Каковы перспективы?

Чтобы действительно вести личность ребенка по траектории развития и справедливо оценивать достижения, надо детально диагностировать его познавательные процессы, его волевые качества, отслеживать движение, помогать – т.е. на учителе практически функция психолога. Насколько это реально? В технологии личностно-ориентированного образования разработаны разнообразные карты наблюдения, но вести их в одиночку учитель не в состоянии – трудоемко. Что же делать? Первое – активно слушать и слышать ученика, второе - беседовать с учеником (или учитель – ученик, или ученик – ученик): как он организовал свою работу? Как решал задачу? С чего начал? Как строил рассуждение? Какие действия выполнял, как выходил из тупика? Почему выбрал тот или иной путь?

Задача учителя – выяснить природу ошибки и подсказать путь, а не ответ. «Горизонт открывается идущему». Учитель транслирует не только знания, но и методы их получения. Этот диалог не исключает, разумеется, диагностики (анкетирования, опроса и т.д.), мониторинга и прогнозирования. Достаточно ли у учителя знаний и умений для работы в интерактивном режиме?

Мне кажется, что, не страшась нового, во-первых, надо разобраться в возрастных особенностях и познавательных процессах; во-вторых, чувствовать детей, подходить к ним с положительной гипотезой, искренним желанием научить ребенка - и верой в него; в-третьих, осознавать, что 40 минут урока неповторимы и для ребенка, и для тебя; в-четвертых, понимать, что только возраст, знания и опыт отличают тебя от детей, в твоем предмете и в мире так много непознанного и интересного - и у тебя есть возможность посмотреть на привычное по-новому и совершить открытие вместе с учеником. Наша работа, творческая по природе своей, не позволяет учителю оставаться с дипломным багажом.

Без сомнения, чтобы освоить новое, надо самому «пережить », погрузиться в атмосферу интерактива. Трудно и сложно, но нужно. При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах, думается, перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

Метод

Критерий

Пассивный

Активный

Интерактивный

1. Мотивация

Внешняя

(оценки, влияние родителей)

Внешняя и внутренняя

Внутренняя (интерес самого учащегося)

2. Роль учащегося

Пассивная, активность очень низкая

Высокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллектива

Высокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности

3. Роль личности учителя

Учитель – источник знаний, особенности которого не раскрываются

Учитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителя

Учитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности

4. Степень усвоения материала

Невысокий

5-10%

Высокий

Высокий

70-90%

5. Уровни познания

Знание, понимание, воспроизведение

Широкий спектр, дифференциация обучения

Знания, анализ, синтез, творческое применение информации

6. Контроль

Учитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемы

Сотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результаты

Контроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены

Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но мы подчеркнем иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

Интерактивные методы обучения
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.


При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Есть и другие признаки:

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • необычные условия работы;

  • активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

В педагогике различают несколько моделей обучения:


  1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Необходимо помнить :
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа; проектная работа, ролевые игры; работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Преподаватель ведет студентов к самостоятельному поиску. Его активность уступает место активности студентов, основной задачей становится создание условий для инициативы учащихся. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.


Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:

  • организация тематических занятий

  • организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом

  • формирование портфолио студента

  • организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе

  • для создания образовательных ресурсов:

    • кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);

    • тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:


      • интерактивная экскурсия

      • кейс-технологии

      • видеоконференции

      • круглый стол

      • мозговой штурм

      • дебаты

      • фокус-группа

      • деловые и ролевые игры

      • тренинги.

Принципы работы на интерактивном занятии:
1. Занятие – не лекция, а общая работа.

2. Суммарный опыт группы больше опыта тренера.

3. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта.

4. Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

5. Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

6. Все, сказанное на занятии, не руководство к действию, а информация к размышлению.


Предполагаемые результаты:

  • повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора;

  • Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);

  • Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них);

  • Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

Алгоритм проведения интерактивного занятия.


  1. Подготовка занятия

2. Вступление:
2.1. сообщение темы и цели занятия

3. Основная часть:

3.1. пассивное позиционирование (выяснение позиций участников) с фиксациями (Здесь есть одна сторона представления - только позиция аудитории)

3.2. сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами.

Это означает - формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Мы производим объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции и создаем из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами.

Этот шаг является особенно эффективным, если мы имеем дело с огромной аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации


3.3. интерактивное позиционирование (Здесь есть три стороны - набор позиций аудитории, смыслообразование и создание нового набора позиций. Четыре этапа интерактивного позиционирования –

  • выяснение набора позиций аудитории,

  • осмысление общего для этих позиций содержания,

  • переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,

  • формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4. Выводы (рефлексия)

Подробней остановимся на каждом из этапов интерактивного занятия.
Ведущий (куратор, педагог) производит подбор конкретной формы интерактивного занятия, который может быть эффективным для работы с данной темой в данной группе.
Вступление. «Скажи то, что ты собираешься сделать».

Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь.

Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
Примерные правила работы в группе:


  • Быть активным.

  • Уважать мнение участников.

  • Быть доброжелательным.

  • Быть пунктуальным, ответственным.

  • Не перебивать.

  • Быть открытым для взаимодействия.

  • Быть заинтересованным.

  • Стремится найти истину.

  • Придерживаться регламента.

  • Креативность.

  • Уважать правила работы в группе.

Основная часть. «Скажи то, что хотел сделать».


Процесс игры (участники взаимодействуют активно, пытаясь достичь поставленной цели). В структуру интерактивного занятия, в основную часть рекомендуется включать игры на снятие эмоциональных зажимов.

Золотое правило игры:

Игра требует времени, подготовки, пространства, определенного количества участников, готовности группы, мастерства ведущего.

Существует 2 вида игр на снятие эмоциональных зажимов:

«игры-ледоколы» (ice - breaker) – короткие игры, которые используются для создания атмосферы доверия в группе;

«игра-разминка» – используется для снятия напряжения, усталости, переключения внимания (во время перехода от одной части занятия к другой), при появлениях признаков усталости группы.

Примеры «игр-ледоколов»:

«2 правды, 1 ложь»

«Снежный ком»

«Мой новый знакомый человек особенный, потому что…»

Примеры «игр-разминок»:

«Космическая скорость»

Ход игры: Ведущий предлагает группе придумать и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (любой другой предмет) по очереди от первого до последнего участника группы (время не должно превышать 5 сек.). При этом должны быть названы имена каждого из участников группы.

«Сказка»

Ход игры: Ведущий рассказывает группе начало сказки, знакомит с ее героями. А затем предлагает группе придумать кульминацию и развязку сказки. Каждый участник группы пишет предложение на листке бумаги, заворачивает часть листка с предложением, чтобы его нельзя было прочитать следующему участнику, который в свою очередь пишет свое предложение. Все участники пишут по фразе, затем ведущий представляет группе получившуюся сказку.
Выводы (рефлексия). «Скажите о том, что сделано».
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

Что вы чувствовали и почему?

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы.

Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?


При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

Участники занятия, выбор темы:

Возраст участников, их интересы, будущая специальность.

Временные рамки проведения занятия.

Проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.

Заинтересованность группы в данном занятии.

Перечень необходимых условий:

Цель занятия.

Раздаточные материалы.

Техническое оборудование.

Участники.

Основные вопросы, их последовательность.

Практические примеры из жизни.

Что должно быть в каждом занятии:

Уточнение проблем. Которые предстоит решить.

Представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов).

Перспектива реализации полученных знаний.

Практический блок.

Раздаточные материалы:

Программа занятия.

Раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).

Структурируйте материал.

Используйте графики, иллюстрации, схемы, символы.

Используйте простые слова, простые предложения.


Дописать особые трудности, на которые необходимо обратить внимание куратору при организации интерактивного занятия!!!

Трудности при данной форме подачи материала носят психологический характер и требуют определенной подготовки самого преподавателя.

Насколько группа готова включаться в игру?

Какова мотивация каждого члена группы, каким образом быстро сделать ее замеры?

Помогает или мешает прошлый опыт подобного обучения?

В интерактивных методах обучения в рамках учебной программы существует сложность предоставления обратной связи и получения ее. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, что можно взять в арсенал профессионализма. Отправным моментом в этом обдумывании является конкретный опыт, он образует почву для наблюдения и размышления, для использования его в определенных ситуациях и составления плана действий.


Приводим информацию о некоторых интерактивных формах.

Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Понятие тренинг имеет общее собирательное значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций (Fallstudie) и групповые дискуссии.

Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся - отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Case-study

- анализ конкретных практических ситуаций (case-study - англ. яз., Fallstudie - нем. яз.)

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода - научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы (Teamarbeit), что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

Установлении межпредметных связей;

Аналитическом и системном мышлении;

Оценке альтернатив;

Презентации результатов проведенного анализа;

Оценке последствий, связанных с принятием решений;

Освоении коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия коммерсантов. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

Подготовительный этап;

Ознакомительный этап;

Аналитический этап;

Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних студентов;

Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей студентов, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

Студентам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит студентов с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства студентов с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

Выявление признаков проблемы;

Постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

Различные способы действия;

Альтернативы и их обоснование;

Анализ положительных и отрицательных решений;

Первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому коммерсанту, особенно в современной рыночной экономике. Особенностью моего метода является то, что, перенося условия проведения урока на производство интерактивный метод не теряет своей актуальности.

Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации.

В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник - организатор коммуникации - согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.

Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.
Если цель повышения квалификации руководителей высшей школы состоит в том, чтобы освоить действенные модели управления, апробировать новые проекты деятельности организации, то наиболее эффективным методом обучения является игровой. Именно деловая игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей с вовлечением представителей различных подсистем организации. Следовательно, у руководителей в процессе обучения развиваются не только организационные, но и методологические, игротехнические способности.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Пространственное расположение группы

Вопросы по кругу

Большой круг (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Парты ёлочкой, работа в группах

«живая линия»

эксперты.

Дебаты

Работа в группах


Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Интерактивные методы обучения и их преимущества.

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками, целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителя и учащихся.

Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:

    Пассивные методы.

    Активные методы.

    Интерактивные методы.

Пассивный методический подход – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы - это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действительно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, так как студентов можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты. Активный методический подход - это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивныe уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Интерактивный методический подход. Интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1.Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

5.Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию», «шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток - шоу», дебаты);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»)

Под творческими заданиями следует понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание, особенно

практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один - вдвоем - все вместе для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Мoжно организовать сначала пары. Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только мы убеждаемся, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляем новых учащихся. Набирать в малую группу следует не более пяти человек.

Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, мальчиков и девочек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам: заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы (в этом случае учитель контролирует состав группы), попросить учащихся рассчитаться "на первый-второй...» по числу групп (после расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую), по позиции учащихся.

Сохранение стабильного состава группы в течении достаточного долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределить роли внутри группы. При работе в малой группе учащиеся могут

выполнять следующие роли:

фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

регистратор (записывает результаты работы);

докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

активный слушатель (старается пересказать своими: словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания),

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Организуя групповую работу, обращать внимание на следующие ее аспекты: убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, Записать инструкции на доске и (или) карточках, предоставить группе достаточно времени на выполнение задания, придумать, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.

Следует обязательно продумать метод поощрения, обеспечить групповые награды за групповые усилия.

Быть внимательным к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся

члена группы.

Надо быть готовым к повышенному рабочему шуму, характерному, для методов совместного обучения.

Одна из самых распространенных структур интерактивного урока, названная схемой Колба:

Модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба,

посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных

вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Схема Колба на уроке:

1. Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного – 20%- времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности ypокa.

4. Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урoка (дебрифинг, рефлексия) - 10% времени от общей длительности урока. Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Поясним каждый качественный этап урока более развернуто.

Мотивация - начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание

учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или

пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения

учебного материала.

3акрепление - важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся

непосредственно получат новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»

Оценивание - важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание.

Дебрифинг – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания,

замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Из технологии интерактивного обучения можно взять много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей. Ученики из года в год становятся взрослее, развитее с помощью нетрадиционного подхода к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне.

Создается ситуация творческого роста педагога, благодаря которой он выходит на более высокий виток своего профессионального развития.

Школа должна закладывать фундамент для дальнейшего обучения выпускников, используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Они умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества.

Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

Пассивный метод

Ученик

Учитель Ученик

Ученик

Активный метод

Ученик

Учитель Ученик

Ученик

Интерактивный метод

Ученик

Учитель Ученик

Ученик