Где живут аборигены. Аборигены австралии

Европейцы, обосновавшись в конце XVIII в. в Австралии, назвали местное население аборигенами от лат. ab origene — от начала. С тех пор слово «абориген» означает коренного жителя, первого поселенца края. Относительно происхождения австралийских аборигенов у ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что аборигены поселились в Австралии около 40 тыс. лет назад, добравшись туда из Юго-Восточной Азии. В 1707 г. англичанин Джеймс Кук объявил восточное побережье Австралии английской колонией.

Англия начала ссылать туда каторжников, а в XIX в. за ссыльными последовали первые иммигранты. Колонизация сопровождалась истреблением коренных жителей, лишением их исконных земель и вытеснением в неблагоприятные районы вдали от охотничьих угодий и источников воды. Европейцы несли эпидемии, косившие местное население, не выработавшее иммунитета к незнакомым болезням. В результате ок. 90% аборигенов погибло — от голода, жажды, болезней, а также в результате столкновений с колонизаторами. Вскоре уцелевших аборигенов стали загонять в резервации — особые поселения в отдаленных пустынных частях континента, куда посторонние не допускались.

Даже в переписях населения аборигены не учитывались. Только в 1967 г., в результате всенародного референдума, коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение. Часть племен сохранила традиционный уклад жизни: в нескончаемых поисках воды и пищи. Но большинство живет в городах. Как правило, аборигены очень бедны. Причина этого — безработица, отсутствие необходимого уровня образования и профессиональных навыков. В 1980-х гг. аборигены развернули борьбу за возврат территорий, отобранных у них колонизаторами. Так, в 1982 г. аборигены островов Марри - архипелага в проливе Торреса, отделяющем Австралию от Па-пуа-Новой Гвинеи, - подали иск в Верховный суд Австралии. Они выступили против принципа, на основании которого белые заселяли Австралию в XVIII в., - открытые колонизаторами земли считались ничейными и переходили в собственность захватившего их государства. В 1992 г. Верховный суд Австралии рассмотрел иск аборигенов и признал за ними права на австралийскую территорию.

Аборигены верят, что мир создали их первопредки, среди которых были люди, животные, солнце и ветер. Сотворение мира у многих племен называется тем же словом, что и сновидение, а эпоха творения известна под названием «время сновидений». Аборигены сложили о нем множество песен и мифов. События той легендарной эпохи запечатлены также в наскальных рисунках.

В Австралии 11,5% территории занято охраняемыми парками. В стране более 2000 национальных парков и заповедников. Среди них национальный парк Намбанг, где находится главная достопримечательность страны - поля окаменевших останков древнего леса; парк диких животных Северных к территорий; Лемингтонский национальный парк и др.

Первыми жителями австралийского континента были аборигены. Их еще называют коренными бушменами. Народы Австралии образуют самостоятельную австралоидную расу. Они занимают материковую часть и близлежащие острова. Этнографы выделяют две крупные группы. Представители одной занимают континентальные земли. Потомки другой семьи живут на архипелаге, расположенном в

Аборигены

Народы Австралии имеют много общего между собой. Бушмены обладают темной кожей, крупными чертами лица. С европейцами их роднит рост. На долю островитян приходится около двух процентов коренного населения. Небольшая часть жителей пролива относит себя к меланезийцам. Остальные называют себя аборигенами.

Историческая справка

Предки современных аборигенов появились на материке примерно пятьдесят тысяч лет назад. Ученые считают, что первые австралийцы прибыли на континент, приплыв из Азии. Бушмены селились рядом с водоемами с пресной водой. Они занимались собиранием съедобных грибов, ягод и фруктов и были искусными рыболовами и охотниками.

Как только племя разрасталось, оно делилось на несколько семей. Молодые бушмены удалялись от своих сородичей в поисках новых богатых живностью мест. Так народы Австралии распространились по всему континенту. В новых краях их ждали непривычный ландшафт и иные климатические условия. Племена вынуждены были адаптироваться к неизбежным изменениям. Менялся их быт, а за ним и внешний облик.

Одним бушменам достались открытые саванны. Другие заняли территорию мангровых лесов. Третьи ушли на болота. Племена обживали пустыни и коралловые отмели, заливные луга и озерные берега, субальпийские предгорья и тропические джунгли.

Расселение

В конце XVII столетия на континенте стали появляться колонии европейцев, которые начали теснить коренные народы Австралии. Считается, что на тот момент на материке проживало около четырехсот тысяч аборигенов. Но эта цифра вызывает массу сомнений. По неофициальным данным, количество бушменов превышало один миллион человек. Сокращение численности местного населения было обусловлено эпидемиями, которые привезли с собой европейцы. Незнакомые болезни в разы увеличили смертность аборигенов.

Согласно описаниям, составленным колонистами, коренные жители Австралии занимали территории, расположенные на севере и в районе крупных рек. Они вели В основном не покидали своих территорий, но в дни торгового обмена встречались на нейтральных землях. В 1788 году насчитывалось около пятисот крупных племен. Каждая семья владела собственным языком.

Современное положение

В настоящий момент численность аборигенов стремительно увеличивается. Связано это с высоким уровнем рождаемости. В 1967 году коренные жители Австралии стали полноправными гражданами, за ними были закреплены все права, перечисленные в конституции. Сегодня правительство штатов вводит законы, закрепляющие земли резерваций за бушменами. На них действует самоуправление.

Большое количество аборигенов говорит на языке йолнгу-матха. Для них местное телевидение транслирует специальные каналы, которые ориентированы на представителей национальных общин. В 2010 году были запущены циклы обучающих телепередач. Уроки посвящены изучению диалектов народов Австралии и Океании. При этом основное вещание все-таки ведется на английском языке.

Яркими представителями коренного населения являются исполнительница Джессика Маубой и актер Дэвид Галпилил, писатель Дэвид Юнайпон и живописец Альберт Наматжира, профессиональный футболист Дэвид Виррпанда и телевизионный ведущий Эрни Динго.

Этнографы выделяют следующие типы национальных групп, населяющих территорию континента:

  • барриноидный;
  • карпентарийский;
  • мюррейский.

Барриноидная группа

Племена этого семейства проживают в тропических зарослях материка и занимают львиную долю лесных массивов Квинсленда. Этот тип обладает большим количеством общих черт с меланезийской группой. Рост аборигенов низкий, едва достигает 157 сантиметров. Представители барриноидного типа отличаются очень темной, смуглой кожей. У них карие глаза и черные вьющиеся волосы. Борода и усы растут плохо. Нос аборигенов имеет вогнутую форму. Зубы у представителей этой группы мелкие и редкие, но некоторые аборигены страдают макродонтией.

Выходцев из этих племен можно встретить сегодня в крупных городах Австралии и в резервациях. Барриноиды обладают сравнительно большими головами с минимальной шириной лобной зоны. Надбровья развиты слабо, а само лицо узкое и вытянутое. Скулы выражены недостаточно.

Карпентарийская группа

Представители этого типа распространены в северной части материка. Аборигены отличаются насыщенным и почти черным цветом кожи. Они обладают высоким ростом и худощавым телосложением. В потомки этого семейства встречаются редко. Они выбирают тихие и уединенные места в районе Арнемленда и на землях Кейп-Йорка.

Лоб карпентарийцев имеет средний наклон. А вот надбровья выражены сильно. Они мощные и иногда сливаются в единый валик. У аборигенов крупные зубы. Волосы обычно волнистые. Волосяной покров на теле и лице бушменов средний. Этнографы делят карпентарийскую группу на две семьи. Аборигены, проживающие в районе Арнемленда, отличаются от своих сородичей, занявших Кейп-Йорк. Первые высокие и статные, вторые больше похожи на папуасов. В крови племен, занимающих полуостров Кейп-Йорк, имеются примеси семей, относящихся к мюррейскому и барриноидному типам.

Мюррейская группа

Ученые до сих пор спорят, какие народы населяют Австралию. Этот вопрос вызывает массу сомнений. Быт и история племен не были достаточно изучены. Это связано с разобщенностью семей, многие из которых до сих пор изолированы от цивилизованного общества. Что же касается мюррейского типа, то люди, принадлежащие к этой группе, занимают земли на юге континента.

Они отличаются относительно светлым оттенком кожи. Встречаются аборигены с прямыми волосами. Курчавые локоны наблюдаются у тех групп, которые живут в окрестностях Объясняется это примесью тасманийской крови. У них активно растут усы и борода. Их внешний вид наиболее близок к облику европейца.

У бушменов широкий лоб и большая голова. Спинку носа характеризует прямой профиль. У аборигенов очень крупные зубы. Все мюррейцы являются носителями макродонтии. Наклон лба максимальный для австралийских аборигенов.

Нижняя челюсть широкая, развитие надбровья не настолько выразительное, как у карпентарийцев. Лицо высокое и продолговатое. Рост среднего мюррейца составляет 160 сантиметров. Так как антропологических сведений недостаточно, то описание этнического состава Австралии нельзя назвать исчерпывающим.

Центральный регион

В настоящее время в этой части континента австралийцы английского происхождения - редкие гости. Это наименее изученная территория. Ее до сих пор населяют племена аборигенов, которые пока не отнесены к какому-либо типу. Череп бушменов средней длины. Лоб узкий и высокий. Лицо нельзя назвать круглым или широким. А вот нос массивный. Отличительная особенность представителей этих племен - рождение белокурых детей.

Со временем их локоны приобретают более темный цвет, но среди женщин встречаются блондинки. Мужчины обладают высоким ростом, развитой грудной клеткой, крепким телосложением.

Запад

Внешний вид аборигенов, проживающих на западе континента, несколько отличается от облика их соседей. У них вытянутый череп, узкое лицо с сильным надбровным рельефом. Нос расположен низко, что визуально делает форму лица более широкой.

Океания

Народности, населяющие австралийскую часть островного архипелага, представлены меланезийцами и папуасами. Первые отличаются темным цветом кожи. Племена используют различные языковые диалекты и сильно разобщены. Большинство меланезийцев занимается земледелием. Но есть и те, кто путешествует по морским просторам. Они бороздят океан, удаляясь от родных берегов на громадные расстояния.

Подавляющее число жителей обращено в католическую и протестантскую веру. Это результат длительной работы христианских священников, которые прибыли в Океанию вместе с колонистами.

Папуасы приплыли к берегам Австралии из Азии. Переселение произошло примерно сорок пять тысяч лет назад. Эта этническая группа состоит из нескольких сотен племен. Папуасы занимаются огородничеством, иногда ведут рыбный промысел. О принадлежности аборигенов к определенному типу говорит их одежда.

Как таковых вождей у племен папуасов нет. Все вопросы решаются взрослыми мужчинами, которые обладают высоким положением в группе.

По антропологическим данным, аборигены Австралии – это тип австралоидной большой расы. Внешне они среднего или высокого роста, с темными волосами, густыми и вьющимися. У них толстые губы и широкие носы, среднего размера глаза. Особенностью этой расы можно считать выступающее надбровье. До 18 века на территории Австралии проживало 1,2 млн. аборигенов. Ученые считали, что на материк они прибыли из Азии. В конце 18 века на него также пожаловали европейцы, которые принесли с собой колонизацию и болезни. К этим процессам было не готово коренное население и много аборигенов умерло. До колонизации они занимались охотой и рыболовством, собирательством плодов. Такие ремесла, как гончарство и ткачество, обработка металла не были известны им.

Язык аборигенов Австралии

Австралия является развитой страной. На ее территории в наше время проживают аборигены, чей образ жизни неизменен. Они не умеют производить, не пользуются достижениями цивилизации и даже календарем. Их культура самобытна. Она не имеет ничего общего с населением из других стран мира. Это объясняется тем, что Австралия долгое время жила в изоляционном пространстве. У каждого из местных племен свой язык, и он не похож на азиатские наречия. Письменность развита у нескольких племен, а диалектов языка насчитывается примерно 200 наречий. На протяжении длительного промежутка времени коренное население материка проживало в резервациях. Это были самые пустынные территории, куда не допускались посторонние лица. В переписи населения население резерваций не участвовало.

В конце 19 века в штате Виктория был принят «Акт защиты аборигенов». Этот документ, представлял собой совокупность правовых норм, регулирующих жизни коренного населения. И спустя век в результате референдума, проведенного в этой стране, коренные жители Австралии официально были признаны гражданами государства и получили право на свободное перемещение внутри страны. Аборигены много лет добивались уравнивания в правах с белым населением. Многие из них перебрались жить в крупные . В стране заработали программы увеличения рождаемости и сохранении культурного наследия аборигенов. В 2007 году запустили канал по телевидению для коренного населения Австралии. Он транслируется на английском языке, поскольку использовать сразу 200 диалектов, затруднительно.

Жизнь аборигенов Австралии

В современности аборигены задействованы в сферах туризма. Для путешественников, приехавших в Австралию и имеющих желание посетить ее красоты, организовываются экскурсии в резервации. Туристам показывается быт и уклад коренного населения. Он отличается от нашего мира. Аборигены Австралии – это лучшие проводники. Для путешественников создаются представления с танцами и песенным сопровождением, кроме того, с постановкой обрядов, которые считаются у коренного населения Австралии ритуальными. Очень развита в Австралии реализация сувенирной продукции, объектов охоты и плетеной одежды. Интересно, но порядка десяти тысяч людей, населяющих Австралию, до сих пор находятся на уровне каменного века. Но только благодаря им сохраняется первозданная культура Австралии.

Культурное наследие

  • Картины
    Любителям искусства и дизайна известны полотна, написанные в оригинальной этнической технике, которая присуща только коренному населению. Каждый из художников в своей картине описывает иную жизнь. Они называют ее спиритической реальностью либо иная жизнь. Она отличается от современного общества и отражает духовную связь с миром божеств. В качестве них аборигены до сих пор называют солнце и луну, а также многих животных.
  • Музыка
    Австралийские аборигены – мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Один из них инструмент диджериду, который представляет собой трубу протяженностью от 1 до 2 метров. Сделан из ствола эвкалипта, проеден термитами в центральной части. На этом инструменте не каждый сможет играть, так как для этого необходима практика, а также хорошая дыхательная система. Что касается аборигенов, то они могут спокойно играть на этой трубе несколько часов подряд. Во время игры, они разбавляют музыку при помощи издаваемых ими гортанных звуков и для придания дополнительного эффекта с имитацией звуков животных и птиц.
  • Танцы
    В танцах аборигены занимаются имитацией движений животных, населяющих континент. Это кенгуру или змеи, валлаби. В процессе танца они мастерски подражают их движениям. Многие из танцев похожи, они имеют музыкальное сопровождение игрой на ударных палках и диджериду. Но не все танцы являются увеселительными: некоторые их них носят ярко ритуальную окраску.
  • Бумеранг
    В качестве оружия он изобретен именно коренным населением Австралии! Означает на их языке «возвращающая палка для метания». Бумеранги использовались ими для охоты, но и иногда в локальных конфликтах с иными племенами. Для возвращения бумеранга в руки владельца необходимо обладать определенными навыками: бросать его под углом определенных показателей и правильно держать, вовремя отпустить с учетом на направление ветра. У умело сделанного бумеранга должны быть срезы на концах. Он без них просто не возвращается обратно. Кроме того, аборигены Австралии используют метальные копья, и они бросают их на дистанцию до 100 метров, мастерски поражая при этом цель размером с кокосовый орех. Щиты, изготовленные коренным населением, узкие и используются для танцев и церемоний. Хотя могут применяться в качестве защитного оружия.
  • География поселений
    Где же живут аборигены Австралии в настоящее время? Наиболее многочисленная группа находится в Квинсленде. Кроме того, аборигенов можно увидеть на территории Западной Австралии и в Новом Южном Уэльсе. В Виктории их мало. Но коренное население, свято соблюдая свои традиции и обычаи, пытается уйти от цивилизации. В своем большинстве они действуют именно так. Поэтому ничего удивительного нет в том, что они сосредоточены в пустынных районах Австралии и местах полуострова Кейп-Йорк. Эти места труднодоступные для неподготовленного человека.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.


В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.


2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.


Теперь у них есть свои школы и свой флаг. Однако во время современных социологических опросов аборигены признаются, что до сих пор чувствуют пренебрежительное отношение со стороны «белых» граждан.


Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.


Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.


Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.



6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.


Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.


Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.


Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, которых нам кажутся весьма странными.