Где отремонтировать ружье. Вкратце про реставрацию

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-27. Удалены: потертости, царапины, изменена форма шейки приклада, улучшена форма цевья. Усилена насечка на прикладе и цевье и увеличена ее площадь. Приклад пропитан многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирован.

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-54. Удалены: потертости, царапины, сколы, трещины, усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья Иж-49

Обработаны приклад и цевье ружья Иж-49. Удалены: потертости, царапины, изменена форма шейки приклада, изменена форма цевья, усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья Blaser

Обработаны приклад и цевье ружья Blaser. Удалены: потертости, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья карабина Sauer

Обработаны приклад и цевье карабина Sauer. Удалены: потертости, сколы, царапины. Изготовлена недостающая часть цевья. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Обработаны приклад и цевье ружья МЦ 21-12. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья Simson

Обработаны приклад и цевье ружья Simson. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-54. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-26

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-26. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-34. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Изготовлен недостающий элемент шейки приклада. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-54

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-54. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-58

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: потертости, сколы, царапины. Нанесена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация ложи винтовки Remington 700

Обработана ложа винтовки Remingto700. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Ложа пропитана многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирована.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-25

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-25. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-66

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-66. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-34. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-34. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Изготовлена недостающая часть шейки приклада. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-58

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитан многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирован.

Реставрация приклада и цевья ружья ARMSAN

Обработаны приклад и цевье ружья ARMSAN. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-58

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: следы прежней «реставрации», трещины, потертости, сколы, царапины. Нанесена оригинальная насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья карабина CZ

Обработаны приклад и цевье карабина CZ. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья МЦ 21-12

Обработаны приклад и цевье ружья МЦ 21-12. Удалены: следы прежней «реставрации», трещины, потертости, сколы, царапины. Изготовлен дополнительный элемент шейки приклада. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ Б

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ Б. Удалены: трещины, потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация ложи CZ527

Обработана ложа CZ 527. Удалены: многочисленные трещины, потертости, сколы. Усилена насечка. Ложа пропитана многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирована.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-34. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-58

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-27

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-27. Удалены: потертости, сколы, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья CZ BRNO

Обработаны приклад и цевье ружья CZ BRNO. Удалены: потертости, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ 34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ 34. Удалены: сколы, потертости, царапины. Усилена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья МЦ 21-12

Обработаны приклад и цевье ружья МЦ 21-12. Удалены: сколы, потертости, царапины. Восстановлена насечка. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада ружья Poirier a Meaux

Обработан приклад ружья Poirier a Meaux под шпилечный патрон
Франция (1860-70гг.). Удалены: многочисленные трещины, сколы, потертости, царапины. Восстановлена оригинальная насечка. Приклад пропитан многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирован.

Реставрация приклада ружья ИЖ-27

Обработан приклад ружья ИЖ-27. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Восстановлена насечка. Приклад пропитан многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирован.

Реставрация приклада и цевья ружья МЦ 21-12

Обработаны приклад и цевье ружья МЦ 21-12. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Восстановлена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-54

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-54. Удалены: сколы, потертости, царапины. Восстановлена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-27

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-27. Удалены: многочисленные трещины, сколы, потертости, царапины. Восстановлена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада ружья ТОЗ БМ

Обработаны приклад ружья ТОЗ БМ. Удалены: следы прежней «реставрации», многочисленные трещины, сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе. Приклад пропитан многокомпонентным восковым и масляным составами и отполирован.

Реставрация приклада и цевья ружья МЦ 21-12

Обработаны приклад и цевье ружья МЦ 21-12. Удалены: сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-54

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-54. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ИЖ-58

Обработаны приклад и цевье ружья ИЖ-58. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья ТОЗ-34

Обработаны приклад и цевье ружья ТОЗ-34. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

Реставрация приклада и цевья ружья Beretta 390

Обработаны приклад и цевье ружья Beretta 390. Удалены: трещины, сколы, потертости, царапины. Усилена насечка на прикладе и цевье. Приклад и цевье пропитаны многокомпонентным восковым и масляным составами и отполированы.

На гарантийных картах, которые выдают в магазинах группы компаний «Охотник» при продаже оружия и оптики, стоит один адрес сервисного центра - Головинское шоссе, дом 1. Это не значит, что покупатели магазинов «Охотник на Сколковском» и «Охотник на Люблинской» не могут поговорить с мастером по возникшим вопросам, высказать свои пожелания. Просто базовая мастерская со всем спектром необходимого оборудования находится в «Охотнике на Головинском».
В настоящее время в сервисном центре группы компаний «Охотник» работает 9 человек. Все мастера не только обслуживают оружие, но также увлекаются охотой или спортивной стрельбой.
Владимир Антипов, начальник сервисного центра.
Андрей Терёхин, мастер по ремонту оружия, специализация - установка и пристрелка дневной и ночной оптики. Заслуженный мастер спорта по стрельбе по движущейся мишени «бегущий кабан», заслуженный тренер России, чемпион и призёр чемпионатов мира, Европы, СССР, победитель международных соревнований.
Константин Васильевич Величко, мастер по ремонту оружия, специализация - ремонт и отладка механизмов, техобслуживание оружия.
Иван Павлович Богомолов, мастер по ремонту оружия, специализация - реставрация ствольных блоков, шустовка, воронение.
Роман Циганов,
Ворожейкин Александр, мастер по ремонту оружия, специализация - реставрация и ремонт, изготовление деревянных деталей.
Юрий Ермоленко, мастер по ремонту оружия в магазине «Охотник на Сколковском», специализация - установка и пристрелка дневной и ночной оптики. Заслуженный мастер спорта по пулевой стрельбе, 11-кратный чемпион Европы, рекордсмен мира и Европы, чемпион и призёр чемпионатов мира, Европы, СССР и России, победитель этапов кубка мира и победитель международных соревнований.
Валерий Черваков, мастер по ремонту оружия в магазине «Охотник на Сколковском», специализация - чистка, мелкий ремонт, техобслуживание оружия.
Николай Семёнович Маслов, мастер по ремонту оружия в магазине «Охотник на Люблинской», специализация - установка и пристрелка дневной и ночной оптики.




Приходите, разберёмся! Любая техника иногда ломается, оружие - не исключение. В каждом случае мы сначала выясняем причину неисправности - проводим экспертизу. Например, клиент говорит: «Была осечка, оружие после охоты не трогал». Мы разбираем, смотрим, из-за чего эта осечка произошла: потому что, возможно, не отрегулирован механизм или сломана какая-то деталь, а, возможно, просто использовался некачественный патрон. Ни один производитель не дает гарантию на покрытие и на деревянные части, т. е. считается, что если у вас сломался приклад, то он сломался по вашей вине. Мы рассматриваем вопрос индивидуально. Редко, но бывает причиной неграмотная врезка, когда уголок металлической части бьёт по дереву - это вина производителя, хотя она очень трудно доказывается. Чаше дело в неграмотном обращении с оружием. Сейф находился рядом с отопительным прибором, дерево усело, винты разболтались. Или в лесу на ружьё просто сели... Воронение создаёт прекрасный внешний вид оружия, придаёт ему благородство и, безусловно, предохраняет от коррозии, но это покрытие не очень толстое и оно пористое. Если вы после удачной охоты выпили рюмку коньяка, закусили лимончиком и взялись за ствол, то лимонная кислота разъедает его моментально - остаются белые пятна. То же самое с яблоком. Даже повышенная кислотность - особенность организма некоторых людей - может при неосторожном обращении привести к отпечаткам пальцев на стволе - это не гарантийный случай.
Мы восстанавливаем покрытие, производим шустовку стволов, изготавливаем деревянные части, делаем и полную реставрацию. Например, хранится в семье реликвия - дедушкино ружьё. Человек хочет привести его в порядок, заменить износившиеся части - пожалуйста. Кто-то хочет покрасивее выбрать орех, подороже, изменить эргономику ложа или отделку - тоже сделаем. Люди все разные - у кого-то руки длинные, у кого-то короткие, кого-то устраивает универсальная модель, которую выпускает производитель, кому-то не нравится, неудобно - мы изготавливаем ложу, цевье по индивидуальным размерам исходя из потребностей заказчика.

Вам нужны раковины?

Другая часть работы - техническое обслуживание, т. е. всё, что касается чистки оружия, консервации, расконсервации. Кто-то любит сам покупать всевозможную химию, приспособления, чистить, а кто-то не хочет этим заниматься и привозит оружие к нам. Чистить надо после каждой охоты, не важно - стреляли, не стреляли. С холода в тепло внесли ружьё - перепад температур - выпадает конденсат - ствол ржавеет. От смешения воды с продуктами сгорания капсюльного состава образуется кислота, которая разъедает ствол. Поэтому, даже если нет возможности сразу полноценно почистить оружие, нужно хотя бы протереть - убрать воду и брызнуть в ствол специальный аэрозоль, а по приезде с охоты почистить, как следует. Если запустите, в каналах стволов появятся раковины - это не является гарантийным случаем, написано в любой инструкции. Часто приносят оружие не в чистку, а совсем по другому поводу - допустим, что-то с механизмом или оптику установить. Смотрим стволы, и происходит примерно следующий диалог:
- Когда чистили?
- Всегда чищу.
- Когда с охоты приехали?
- Недели 2-3 назад... (У кого и два месяца бывает.)
- Сюда посмотрите. Вы гарантии лишитесь!
- Ой, да, забыл...
А ведь раковины нельзя убирать неограниченное число раз! Мы начинаем с промеров: в некоторых случаях толщина стволов вообще не позволяет делать шустовку.

Третий глаз

Мы торгуем импортным оружием, поэтому и оптику ставим дорогую. Кронштейны используем в основном производства трёх фирм, которые специализируются именно на изготовлении кронштейнов: «Апель» (Ernst Apel), «МАК» (MAK-Grappe) и «Рекнагель» (Recknagel). У каждого оружия есть свое посадочное место, т. е. возможность установить тот или иной кронштейн под конкретный прицел. Предлагаем несколько вариантов на выбор, а бывает, что вариант только один.
Мы берёмся только за ту работу, на которую можем дать гарантию. Например, у клиента полуавтомат с алюминиевой коробкой и он просит поставить ночной прицел, потому что хочет стрелять ночью, а до карабина еще 5 лет. Прицел тяжелый, коробка облегчённая - может не выдержать. Что будет?! 1,5 кг полетят человеку в глаз. В таких случаях нельзя полагаться на русский «авось». Какие-то вещи можно сделать, а какие-то нет.
Мы гарантируем качество купленных у нас составляющих комплекта - оружия, прицела, кронштейна, но не можем гарантировать корректную работу всей системы, если вы собираете её сами. Приходит человек, приносит изуродованный кронштейн, купленный днем раньше у нас, возмущается: «Вот он должен вот тут закрываться, он у вас некалёный...» и т. д. А кронштейн не должен «так» закрываться, его надо правильно ставить, подпиливать, подгонять. Что тут скажешь?! Сломанный кронштейн можно выбросить, купить новый и обращаться к нам. Можно не обращаться, дальше экспериментировать. Установка прицела вместе с пристрелкой стоит на сегодняшний день 4350 рублей. Нам кажется, это нормальная цена за гарантию корректной установки и, следовательно, точной стрельбы.

По себе

Невозможно при заказе предусмотреть абсолютно все нюансы. Довольно часто требуется доводка, подгонка: человек пострелял, понял, что ему здесь не так, тут надо подпилить, тут убрать, исправить угол, - это нормально. Заказать стандартную ложу, например, на «Меркель» (Merkel) стоит 800 евро, да еще надо заплатить порядка 200-300 мастеру, чтобы он, скажем так, привел в норму: осадил по вашему оружию. Заказать ложу у нас стоит, в зависимости от сложности, от 25 до 30 тысяч рублей, и ложа будет из дерева, которое вы выбрали, сделанная сразу под ваши размеры, с учетом ваших пожеланий. У иностранцев станочное производство с ЧПУ, у нас стамеска, киянка и человек, который может ими работать. Можете поверить, без дела не сидим! Сейчас развивается спортивное направление, в котором индивидуальная подгонка ложи наиболее востребованна - бывает, на такие заказы и очередь стоит. Зато индивидуальный подход вплоть до того, что выезжаем с заказчиком на стенд: человек стреляет, а мастер тут же поправляет, что ему не нравится.

Живой материал

Изготовление ложи начинается с выбора заготовки заказчиком. Цены на орех очень разные. Самый дорогой вариант - так называемые «близнецы», когда из одной заготовки делаются две ложи, - используется при изготовлении пары одинаковых ружей. Отечественный орех в среднем стоит от 3 до 10 тысяч рублей, импортный - от 15 до десятков тысяч в иностранной валюте, в зависимости от качества, рисунка, срока хранения - орех чем дольше лежит, тем дороже. Это цена только заготовки. Есть такой-то брусок, нравится - покупайте. Ни один производитель не даёт гарантию, что, когда вы начнёте работу, не пойдёт трещина, не проявится сучок или другой дефект. Только на самых именитых фирмах, например, «Голланд-Голланд» (Holland & Holland), делают рентген для определения внутренних полостей, и только для заготовок класса «люкс». Мы предупреждаем людей, дерево - живой материал. Вот Роман, профессионал, который занимается этим вопросом, для себя лично выбирал брусок: отпилил форму - внутри щель.... Бывает, попадается одна бракованная заготовка на несколько сотен, значит, «попал» - не повезло. В индивидуальном порядке, конечно, всё решается. Если заготовка стоит в районе 2000 рублей, выберем новую, а из этой ещё два цевья получится.

Элементарно думать

Часто причиной неприятностей является неаккуратность, не соблюдаются элементарные правила обращения с оружием. Многие покупают, не зная, что они покупают, как это работает, на сколько летит, как опасно.
Много оружия сдают даже в ремонт заряженным! Человек привозит оружие в чистку, открываешь - оттуда вылетает патрон. Некоторые удивляются - забыли, а некоторые, наоборот: «Я знаю». Это вы сейчас знаете, а потом придут друзья, примете по 150, начнете хвастаться, никто не вспомнит, что там было, а первое, что сделают - это нажмут на спусковой крючок...
С деревом тоже осторожность не бывает лишней. Когда продаем оружие, особенно с оптикой, всегда рекомендуем: возьмите жесткий чехол для ружья. Необязательно брать супердорогой и тяжелый, есть за 2500-3000 рублей пластиковые чехлы. В хозяйстве ездите в основном в «уазиках»: как бы вы свое ружье в мягком чехле ни убирали, кто-нибудь что-нибудь бросит, или там же будет трофей, или залезут собаки, - обязательно побьёте. В общем, нужно элементарно головой думать, никто ведь нарочно глупостей не делает, и инструкцию к оружию внимательно читать. У каждого производителя в инструкции написано, как обращаться, за чем следить, куда не направлять. На охоте ведь всё на доверии...

К.В. Величко, мастер по ремонту оружия:

На охоте: после стрельбы, вечером, брызнуть в ствол масло-спрей «Брунокс» (Вгапох) или «Баллистол» (Ballistol), протереть ствол тряпкой на шомполе, или веревкой с пуховочкой, или цепочечным шомполом, убрать таким образом сразу процентов 80 всего нагара, и еще раз брызнуть в стволы масло - законсервировать оружие. Если назавтра охотитесь, то перед стрельбой обязательно прочистить стволы, т. е. досуха прогнать шомполом с чистой хлопчатобумажной тряпкой. После охоты сделать так же, как в первый день. Металлические части оружия снаружи тоже неплохо смазать. Есть ещё старый дедовский способ: перед выездом домой после охоты надо взять чайник горячей воды, половину вылить в один ствол, половину - в другой. Потом вытереть стволы насухо, брызнуть внутрь и снаружи масло из баллончика, убрать оружие в кофр. В таком виде оно спокойно пролежит пару дней, после чего нужно почистить серьёзно, с применением химии.
По приезде с охоты, в тот же день или на следующий, произвести нормальную полную чистку стволов и механизма. Через день вы должны выполнить еще третью чистку, так сказать, контрольную. Дело в том, что при стрельбе какое-то количество пороховых газов проникает в стенки ствола, там остается и с течением времени потихоньку начинает выходить - это так называемый выпот. Вот почему нужно несколько чисток. После того, как вы сделали третью чистку, вы консервируете стволы - брызгаете туда «Баллистол» или протираете нейтральным маслом.
На гладких стволах при стрельбе боеприпасами, в которых нет контейнера, остается так называемая освинцовка. Она имеет вид легко заметных серых полос вдоль стенок ствола по направлению выстрела к дулу. Свинец, железо, влага из воздуха и остатки после выстрела вместе создают гальваническую батарею и вызывают электрохимическую коррозию. В нарезном стволе оболоченная пуля оставляет следы в виде золотистых полосок меди - это так называемое омеднение. Железо, медь, вода, остатки от капсюля и пороховой нагар дают электролит, и мы имеем ту же самую электрохимическую коррозию внутри ствола. В ряде случаев приходится уже после 2-3 десятков выстрелов делать размеднение.
Освинцовку и омеднение нужно убирать химическим путем - есть специальные составы, пользуясь волосяными ершами. Можно еще использовать железную вату - очень тонкую металлическую стружку, которая стволы не дерет, но снимает свинец. Она бывает в наборах для чистки оружия, достаточно широко продается в качестве абразивного материала.

Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата Хорев Валерий Николаевич

Реставрация огнестрельного оружия

Еще придет день, когда все, чем мы восхищаемся, все великолепие и красота войны потеряют свой блеск и уступят место такому вот оружию, что пробивает стальные доспехи, словно кожаную куртку.

А. Конан Дойл. Сэр Найджел

Как бы вы ни относились к пороховому зелью и орудиям для стрельбы, реставрации всех этих мушкетов и пистолей никак не миновать, будь то работа для музеев, частника или возня с собственной коллекцией. Поэтому здесь мы рассмотрим некоторые моменты этого увлекательного занятия.

Еще до второй половины XIX века огнестрельное оружие не отличалось конструктивным разнообразием, а индивидуальные особенности ограничивались типом замка – фитильного, кремневого (колесцового или ударного) либо капсюльного, пристроенного к тому или иному стволу. Именно на замке начиналась и заканчивалась вся механика, потому что заряжание призводилось вручную.

С точки зрения надежности в переменчивом внешнем мире старинное оружие безоговорочно превосходит любой современный образец, поскольку оно самодостаточно. Когда у вас в руках автомат с запасом патронов, вы обладаете огромной силой, но лишь до тех пор, пока эти патроны не кончились. Сколь ни безотказна и точна супервинтовка, она всегда является маленькой вершиной огромной технологической пирамиды, где на производство убийственного выстрела работают множество металлургических, химических и прочих заводов. Прервись цепочка – и вы безоружны, как полинезийский дикарь.

Напротив, человек с кремневым ружьем все может добыть самостоятельно: древесный уголь лежит в кострище, сера бывает самородной, а селитру веками выщелачивали из отходов животноводства в буртах, именуемых «селитрянницами». Стоит ли удивляться, отчего огнестрельное оружие считалось «нечистым»! В качестве пули для гладкого ствола большого калибра годится любой кусок металла (не только свинца) или даже круглый камешек. Таким образом, человек с фитильным мультуком не зависит от капризов судьбы, чего не скажешь о его собратьях с более совершенными орудиями убийства.

Тромблон

Галицкий, я слыхала о дуэли.

Другой бы так, наверное, не смог -

С трех метров не попасть по крупной цели

И прострелить свой кирзовый сапог!

Песня

Из оружия, о котором пойдет речь, можно одинаково легко попасть и по крупной, и по мелкой цели, будь она даже на расстоянии, превышающем три метра, потому что тромблон как раз и создавался для гарантированного поражения противника на малых и средних дистанциях в условиях, как принято говорить сегодня, скоротечного огневого контакта и стрессовой ситуации.

Как нетрудно заметить по фото (рис. 150), перед нами короткоствольное ружье большого калибра, рассчитанное на стрельбу дробью и картечью. Чтобы заряд не летел компактно, а на выходе из ствола тотчас рассеивался облаком, обеспечивая стопроцентное попадание, ствол примерно от середины расширяется раструбом. Контингент, для которого предназначалось необычное оружие, – кавалеристы и путешественники. Первые умело совмещали отчаянную рубку саблями и палашами со стрельбой в упор, а вторые лихо оборонялись от бандитов. Для пущего психологического эффекта и усиления поражающих факторов тромблоны почти всегда дополнялись откидным штыком. При этом последний зачастую играл гораздо более зловещую роль в судьбе жертвы: от попадания нескольких дробин в корпус редко кто умирал (если не пробиты сердце, печень и пр.), а вот укол граненым стальным прутом обычно детален.

С конструктивной точки зрения тромблон прошел короткий эволюционный путь от моделей с бронзовым стволом и ударно-кремневым замком к тому, что стало предметом нашего разговора: стальной дамасковый ствол при капсюльном замке. На этом и развитие, и производство тромблонов завершилось где-то во второй половине XIX века, просуществовав около ста лет. Смертный приговор всему огнестрельному кремневому и капсюльному однозарядному оружию подписали унитарный патрон и стремительный рост числа многозарядных конструкций на его основе, в первую очередь – револьверов.

Экземпляр, попавший на реставрацию, был не просто в хорошем, а в идеальном состоянии, если не считать чуть-чуть оржавленного канала ствола и утраты зацепа защелки для фиксации штыка в откинутом (боевом) положении.

Выброс штыка происходил автоматически под действием пружины, фиксация – посредством защелки, зуб которой заходил в прорезь пенька, посаженного в «ласточкин хвост» на срезе ствола (см. далее). Кстати, злосчастный пенек был утерян не просто так, потому что констукция явно неудачна: при работе штыком нагрузка на мелкую деталь слишком велика, а закреплена она достаточно слабо.

Чтобы откинуть штык, следовало сдвинуть назад ползун фиксатора, расположенный у казенника, рядом с курком – он удерживал клинок за его острие, а возврат производился вручную после нажатия кнопки переднего фиксатора, являющегося частью штыка (рис. 151–154).

Перед нами классический капсюльный замок, в котором поджог заряда происходил от удара курка по насаженному на «пенек» медному капсюлю с гремучертутным составом внутри. Форс пламени проникал через продольное отверстие в пеньке прямо к заряду. В отличие от сравнительно капризных, а главное – зависимых от погодных условий кремневых замков, капсюльные гарантированно обеспечивали выстрел даже в проливной дождь и туман.

Чтобы осколки капсюля не летели в глаза стрелку, курок имел вогнутую ударную поверхность с прорезью вверху для отвода прорвавшихся газов, а также дополнительный отбойник – что-то вроде небольшого козырька (рис. 155, 156).

Для насадки капсюля курок оттягивался наполовину, становясь на так называемый предохранительный взвод (полувзвод). Затем, нажав спуск, его возвращали обратно. Конструкция была такова, что курок не давил на капсюль, угрожая случайным выстрелом, а зависал над ним, едва касаясь. «Клюнуть» до конца он мог только при нажатом спусковом крючке. Для выстрела курок взводился максимально назад на боевой взвод.

Ствол и ложа соединялись в двух местах: шурупом через «хвост» казенника и подствольной чекой – классическая, испытанная конструкция. Как и следовало ожидать, после неполной разборки обнаружилось, что ствол дамасковый, в первозданном, буквально заводском состоянии, с клеймами, атрибутировать которые я предлагаю тем, кому это интересно (рис. 157).

Собственно, реставрация заключалась в легчайшей косметической расчистке и смазке, а главное – в изготовлении, подгонке и закреплении на месте зацепа защелки, чтобы штык оставался в боевом положении.

Ход работы был прост: сначала сделана габаритная болванка и подогнана так, чтобы легко садилась (точнее, вдвигалась) в паз «ласточкин хвост», как крепится большинство подобных деталей на оружии по сей день. Затем сопрягаемые поверхности были залужены оловянным припоем, заготовка вбита на место, прогрета и, таким образом, припаяна (рис. 158).

И только теперь, то и дело опуская на нее штык, неторопливо и тщательно надфилями была получена форма, которую вы видите. При этом приходилось отслеживать два основных момента: чтобы фиксация происходила легко, но без «болтанки», и чтобы штык зависал не слишком низко и не слишком высоко, а гармонично продолжал линию ствола.

Это удалось – при сдвиге фиксатора ужасный клинок описывал дугу и с приятным щелчком становился, куда положено. Колите разбойника прямо в черное сердце!

Не могу не обратить внимания на один нюанс, характеризующий скрупулезность тогдашнего подхода к проблеме качества: чтобы процесс открывания штыка происходил легче, а также во избежание износа от трения, конец откидной пружины оснащен маленьким роликом, который скользит не прямо по стволу, а по специальному криволинейному наплыву в виде трамплинчика продуманной формы, призванной оптимизировать усилия при взаимодействии деталей. И ролик, и наплыв закалены (рис. 159).

Конечно, маленький современный пистолетик калибра 5,6 мм с полной обоймой золотистых патрончиков куда эффективнее в самообороне, чем такой вот тромблон. Но согласитесь: когда вам в лицо (если вы бандит) смотрит черная дыра, в которую войдет куриное яйцо, а поверх ствола ясно виден трехгранный клинок штыка, как-то не хочется прикидывать шансы на победу, напротив – возникают мысли о стоимости игры и свечей, бренности бытия, превосходстве добра над злом и тому подобные благочестивые ассоциации.

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Старинная мебель и ее реставрация Голытьба, голытьба, а подворотня-то решетчатая! Прежде чем говорить о реставрации старинной мебели, зададимся вопросом: а что же считается антиквариатом? Если следовать официальному положению, то все вещи, сделанные пятьдесят лет тому

Из книги Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата автора Хорев Валерий Николаевич

Музейная реставрация В качестве основополагающего и неукоснительного требования здесь царствует обратимость результатов работы, означающая, что и через триста лет потомки должны иметь возможность полностью удалить следы вмешательства, дабы ценная рухлядь могла

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Домашняя реставрация Домашняя реставрация – это восстановление любимых предметов в бытовых условиях. Тут можно выделить два направления – либо ценная реликвия извлекается из небытия посредством такого усердия и количества затраченного времени, какое

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Реставрация дерева Покупаем старые вещи? – спросил Остап грозно. – Стулья? Потроха? Коробочки от ваксы? И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев Наши дома наполнены деревом. Хотя теперь оно чаще выступает под маской безликих стружечных плит, ламината и прочих продуктов

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Реставрация музыкальных инструментов Поскольку глава посвящена дереву, мы не станем касаться проблем ремонта бас-геликонов, корнетов и пионерских горнов, тем более что автор решительно не представляет себе даже то, как все это изготавливается первоначально. Вероятно,

Из книги автора

Реставрация металла Затем он сходил на набережную Железного лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге. А. Дюма. Три мушкетера Металлическая старина, на наше счастье, слабее подвержена разрушительному угрызению временем, чем ее деревянные ровесники. Вероятно, ни в

Из книги автора

Реставрация оружия Предупреждение А что это за шаги такие на лестнице? – спросил Коровьев… А это нас арестовывать идут, – отвечал Азазелло… М. Булгаков. Мастер и Маргарита До того как начать что-либо делать с холодным или огнестрельным оружием, вы должны знать и

Из книги автора

Реставрация холодного оружия Здесь настоящее царство клинка. Кинжальные и сабельные клинки всюду: в руках, в мастерских, дома на полках, в углах, в нишах, на полу; клинки старые и старинные, клинки новые, целые и поломанные, оправленные и голые, местные и пришлые. Г. Сазонов.

Из книги автора

Реставрация булата и Дамаска Точат ножи булатные, Хотят меня зарезати! Сказка на ночь Многие думают, что увидеть булатный клинок так же трудно, как птицу Сиу у братьев Стругацких, «которую никто не видел и которую видеть нельзя, поскольку это не простая птица». Отнюдь.

Из книги автора

Реставрация икон Вероятно, нет более утонченного и многотрудного дела в реставрации, чем работа с иконами. Не только потому, что икона в силу своей исторической и духовной ценности представляется явлением исключительным, но также благодаря хитроумной анатомии предмета,

Из книги автора

Реставрация масляной живописи Здесь, как и в случае с иконами, существуют строгие рамки, выходить за которые нежелательно, если вы не хотите погубить какое-нибудь историческое полотно. Однако ситуация все же иная – и проще, и сложнее. С одной стороны, в качестве жертвы

Из книги автора

Реставрация кожи Любая натуральная кожа, как и дерево, со временем пересыхает, дает значительную усадку и утрачивает былую эластичность. Правило обращения с ней звучит категорично: НИКАКОГО растительного масла! Вообще! Полимеризуясь, оно делает кожу хрупкой, и это

Из книги автора

4. Отделка, защита, реставрация

Из книги автора

Реставрация Резные изделия из древесины, особенно те, которые представляют высокую художественную ценность, могут нуждаться в реставрации. Работа эта не только трудная, но и ответственная, поскольку вносимые поправки не должны скрыть первозданную красоту изделия и тем

Из книги автора

Как охотиться без оружия – с помощью наркоза? Самая главная задача охотника в данном случае – это поймать само животное, ну а уже потом, по методу «клетчатого» (того, кто не терпел крови – из произведения Р. Стивенсона «Алмаз раджи или клуб самоубийц»), усыпить добычу и

Из книги автора

Реставрация мебели Несколько десятилетий назад в моде была полированная мебель. Лаком покрывали кровати, тумбочки, полки, серванты, книжные и платяные шкафы. Такая мебель выглядела красиво, однако за ней было сложно ухаживать: пыль нельзя было протирать мокрой тканью,

Реставрация именно огнестрельного оружия стоит несколько в стороне от других видов реставрационных работ. Человек, берущийся за подобные работы, должен владеть как минимум полутора десятками специальностей.

У оружейного реставратора нет права на ошибку. Каждая операция просто обязана быть выполнена твердой профессиональной рукой.

Условно реставрацию, или восстановление, огнестрельного оружия можно разделить на три вида: «музейная», функциональная и коммерческая. Первые два напрямую связаны с принципом «НЕ НАВРЕДИ!». Третий, самый распространенный вид, — «ДЛЯ ГЛАЗЕТУ». Здесь принципов много, и главный — это получение максимального дохода. «Музейная» реставрация чаще всего вызвана необходимостью продлить срок существования оружия как предмета, имеющего историческую и культурную ценность. Это существование не подразумевает практического использования ружья по назначению.
Здесь уместно вспомнить Три Великие Идеи реставрации: 1 — Восстановление в первоначальном виде. 2 — Сохранение в неприкосновенности. 3 — Выявление исторической и художественной ценности.

Слово «музейная» я не зря взял в кавычки. Такой вид реставрации тоже условно можно разделить на три категории, обусловленные владельцем оружия. Если это именно музей (я имею в виду наши государственные музеи), то из трех принципов приоритетным будет второй — сохранение в неприкосновенности. Причем в неприкосновенности даже от глаз тех, кому сохраняемые сокровища и принадлежат — это я про народ. Если в Европе, например, все предметы музеи стараются выложить для обозрения на стендах, витринах, разместить на подиумах, развесить на стенах для привлечения посетителей и их количеством измерить чувство гордости за хранимые раритеты, то наши музеи привыкли гордиться сами для себя, втихаря, не для посетителей.

Раритет надо положить в ящик, ящик на стеллаж, а стеллаж — в самое дальнее помещение, и чтоб без пропуска-допуска — разрешения ни-ни! Если и покажут, то без фотографирования. Нет. Конечно, можно заплатив через кассу, запечатлеть на память то или иное редкое ружье. Но! Платить придется за фотографирование неэкспонированного предмета.

90%, если не больше того, что хранится в запасниках, никогда не экспонировалось. И не будет. Чтобы вытащить предмет из хранилища для экспозиции, надо оформить кучу бумаг. Кому это надо? Хранителям? Нет, не надо. Людям? Так они не видели этого и не увидят, и ничего не изменится. О каких людях можно говорить, если в оружейном городе оружейный музей оружейного же завода работает по заводскому же расписанию. Не подумайте, что беспрерывно. После 16 часов, а то и раньше, работники начинают сдавать стенды на сигнализацию, а в выходные и праздничные дни вообще музей не работает. И как в него могут попасть люди?

Расценки на фотографии в таких случаях совсем иные, нежели в залах, в экспозиции. При мне в закромах одного музея девушка для дипломной работы фотографировала глиняные свистульки по пять тысяч рублей за штуку. В ответ на мой вопрос: «А сколько же будет стоить сфотографировать ружье?» глаза и указательный палец музейного начальства мечтательно уткнулись в сводчатый потолок. «Это же Лебед-а-а-а-а! Вы понимаете?» Да, я понимаю. Понимаю, что у меня столько с собой никогда и не бывало.

Вероятно, догадываясь о существовании Третьей Великой Идеи, музейные работники занимаются выявлением исторической и художественной ценности — атрибуцией, но как-то сугубо в рамках денежного пособия в виде мизерной заработной платы. Как получают, так и «атрибутят». Предметы ведь лежат неприкосновенно. Торопиться некуда. С воплощением Первой Идеи дела обстоят так, что иной раз думаешь — лучше бы вы, работники, про нее и не знали. Опытных реставраторов (по части оружия) в музеях практически не осталось. Но есть считающие себя таковыми.

И появляются на витринах шедевры великих мастеров, принадлежавшие некогда царским особам, измазанные нитролаком. Есть хорошие мастера, которые с удовольствием бы помогли музеям, но в хранилище работать нельзя, а выносить предметы хранения из стен тем более. Замкнутый круг...

В третью категорию я бы включил «несистемных» коллекционеров и коллекционеров «поневоле». Что я имею в виду: «несистемные» — это чаще всего начинающие, не имеющие необходимых средств для приобретения и сохранения достойных экспонатов, увлеченные люди. У них хватает времени и энтузиазма для досконального изучения каждой своей «железячки». Но часто не хватает средств для должного восстановления в первозданном виде. Наряду с коммерческой реставрацией такие коллекционеры наносят самый большой урон антикварному оружию, пытаясь своими силами произвести реставрацию.

Коллекционеры «поневоле» — это те, кому нежданно-негаданно что-то досталось. Бывает и по наследству. И лишиться жалко — память как-никак, и самому вроде как без особой надобности — «Пусть лежит до лучших времен». Здесь все три Великие Идеи просто наперебой да на перегонки. Но каждая в усеченном виде: 1 — сделай, как было. 2 — спрячу, никто и не увидит. 3 — сколько это будет стоить после того, как ты сделаешь, «как было»?

Пункт первый подразумевает чаще всего под собой полностью отчистить от грязи и ржавчины и полностью потом законсервировать. Пункт второй обусловлен не совсем законным хранением. Пункт третий — это «бриллиантовый дым». Приятно ощутить себя мгновенно разбогатевшим (как владельцам это представляется) человеком. Вот не было ни гроша, да вдруг алтын! «Дым» заслоняет все разумные доводы и ссылки на существующие цены. Если вздумается хозяину продать свое сокровище, то стоить оно будет ровно столько, сколько не хватает на покупку квартиры или, на крайний случай, гаража.

Первый этап реставрации - все разобрано и вычищено.

Вот наглядный пример такого подхода.
«Русский коллат» — интересный медвежий штуцер третьей четверти XIX века. Обретен, иначе и не назовешь, он был во время разборки кирпичной кладки стены старинного особняка. Судя по месту обнаружения «клада», смело можно предположить, что замуровали его сразу после белогвардейского мятежа 1918 года. Тогда захватившие город большевики всех просто, без особых церемоний, расстреливали. Тех, у кого находили что-либо стреляющее. На улицу не вынести, а значит, не избавится, и как быть? Только прятать внутри дома. Да так, чтоб не нашли.

Разумеется, хранение в кирпичной кладке в продолжение девяноста лет не самый идеальный вариант ни для дерева, ни для железа. Но зато никто не смог ничего испортить.
Почему «русский коллат»? Потому как это штуцер с системой запирания ствола аналогичной системе Коллата (Коллата — Тешнера). Мы привыкли читать и думать, а тем, кому удалось держать в руках, то и видеть, что запорный рычаг в системе Коллата двигается против часовой стрелки (а у Лефоше по часовой), но у штуцера рычаг поворачивается как раз в правую сторону, то есть по часовой стрелке. Прихоть мастера? Отнюдь. Был у меня опыт «общения» с ружьем системы Коллата. Оказалось, не очень-то и удобно, удерживая ствол правой рукой, левой отводить рычаг. Тяжелые стволы обреченно падали вниз, дергая все ружье. И производить перезарядку, когда правая рука занята тоже, как говорится, не с руки.

Почему «русский»? Это, конечно, мое предположение. Дело в следующем — на всем ружье не нашлось ни одной буковки, клейма, цифирьки, которые смогли бы прояснить его происхождение. Снаружи — ничего! Настоящее браконьерское ружье!
Но внутри механизма на тщательно выделанной детали предохранительного механизма я обнаружил клеймо — двуглавый орел Златоустовской оружейной фабрики. С соответствующими буквами. Случайно или нет «залетел» этот орел на столь важную деталь внутри колодки? Мне больше нравится думать, что нет, не случайно.
В двух словах о самом штуцере: ствол дамасской стали длиной 92 см имел четыре широких нареза, совершающих полный оборот на протяжении длины ствола. Диаметр канала ствола 22 мм. Диаметр патронника — дюйм. Орех замечательный, приклад разборный на две части, целик утрачен, мушка серебряная, поворотный рычажок предохранителя установлен впереди предохранительной скобы. Формы частей оружейного прибора и стиль торопливо-самоварной гравировки очень похожи на работы венского мастера Карла Пирко.

Очень жаль, что утрачен откидной штык. Я видел подобные конструкции на медвежьих штуцерах той поры. Штык полуметровой длины располагался снизу ствола и был подпружинен. Защелка-кнопка расположена перед цевьем. В случае необходимости промахнувшийся охотник нажимал на защелку, и штык-«выкидуха» превращал ружье в рогатину. Теперешний владелец этого штуцера, попав в положение коллекционера «поневоле», решил просто его законсервировать. Что и было сделано. Но прежде нужно было полностью очистить ружье. Приличный слой ржавчины был удален со ствола таким же старым способом, как и сам штуцер. При помощи обезвоженного прокаленной поваренной солью керосина, латунной щетки и ветоши. Керосин был смешан с парафином в пропорции 10:1. Хотелось бы отметить, что дамасские стволы, да еще и с серебряной всечкой, не рекомендуется подвергать при очистке разными кислотными или щелочными составами.

«Внутристенное» хранение обеспечило отсутствие излишней влаги, защитило от резких перепадов температур, сквозняков. Поэтому ружье особо не пострадало от времени. На железе не было раковин, а древесина не подверглась кислородной эрозии и разрушению грибками и насекомыми. Как это бывает при «чердачном» хранении. Вообще ружье, лежавшее долгое время на чердаке, сразу легко отличимо, равно как и ружье, хранившееся где-нибудь за печкой. Дерево было полностью отмыто в специальном растворе. Применение каких-либо абразивных материалов при реставрации абсолютно недопустимо. Это касается как деревянных, так и металлических частей. Если каждый реставратор будет снимать даже минимальный слой, то через определенное время от предмета останется лишь название. Остается только мыть, мыть и чистить. Потом на поверхности чистого приклада были подняты, насколько это возможно, замины и царапины. Даже не пришлось высветлять потемневшие от контакта с корродирущим металлом участки древесины. При подготовке к консервации этого просто не требовалось. Осталось защитить древесину синтетическим шеллаком и потом воском. Именно синтетическим. Легко удаляющимся при необходимости этиловым спиртом, но не подверженному биологическому старению.

Чем закончилась реставрация? Да как обычно в таких случаях — обладатель спрятал, и даже жена не знает, что оно у него есть.

Окончание следует.