F 16 технические характеристики. Самолет F16, истребитель: фото, технические характеристики, скорость, аналог

MiG-29 Fulcrum против F-16 Viper

Я налетал более 500 часов на МиГ-29 и 2000 часов на F-16 (также я летал на F-15A/C и на F-5E ). Приведенная ниже статья является выдержкой из моей магистерской работы по аэрокосмической технике.


За основу для данного сравнения взята модификация МиГ-29А ( за исключением баков, вмещающих на 200 кг больше топлива, и встроенной аппаратуры РЭБ, МиГ-29С ничем не отличается от МиГ-29А), как самая массовая . В части F-16 взята модификация F-16C Block 40. Хотя это более продвинутая и мощная версия F-16C, она производилась и применялась одновременно с МиГ-29.


Масса МиГ-29 с полной боевой нагрузкой составляет примерно 17460 кг. Сюда входят полностью заправленные внутренние топливные баки, две ракеты AA-10A Alamo, четыре ракеты AA-11 Archer, 150 снарядов для 30-мм пушки и центральный подвесной топливный бак на 1500 л. При тяге каждого двигателя 8437 кгс это дает тяговоруженность 0,97. При аналогичной загрузке в конфигурации для борьбы с воздушными целями F-16 Block 40 может нести четыре ракеты AIM-120 AMRAAM с активным радиолокационным наведением , две ракеты AIM-9M с инфракрасным наведением, 510 снарядов для 20-мм пушки и центральный подвесной топливный бак на 1135 л. При этом его вес составляет 14350 кг. При тяге двигателя 13154 кгс тяговооруженность F-16 составляет 0,92. Читатель должен понимать, что эти значения тяговооруженности приводятся для двигателей, не установленных на самолет. После установки двигателя на самолет его тяга снижается, так как количество воздуха, поступающее к двигателю через воздухозаборник, уменьшается, по сравнению с двигателем, установленным на испытательном стенде. Реальные значения тяговооруженности сильно отличаются по данным различных источников. В среднем для обоих истребителей они составляют около 1. В боевой ситуации подвесные топливные наверняка будут сброшены, чтобы уменьшить вес машины и аэродинамическое сопротивление.

Скорость

Оба самолета показывают отличные результаты в сравнимых конфигурациях. МиГ-29 имеет преимущество в скорости на больших высотах с ограничением 2,3М. Скорость F-16 на большой высоте ограничивается пределом 2,05М, но это ограничение в основном связано с конструкцией воздухозаборников. МиГ-29 имеет воздухозаборники с изменяемой геометрией для управления ударной волной на входе и предохранения двигателя от воздействия сверхзвукового потока. F-16 имеет простой воздухозаборник с фиксированной геометрией и острой верхней кромкой, которая вынесена вперед по сравнению с нижней кромкой. Ударная волна формируется на верхней кромке и предотвращает переход потока внутри воздухозаборника в сверхзвуковой режим.

Максимальная приборная скорость у земли одинакова у обоих самолетов и составляет 1500 км/ч. Для ее достижения подвесной бак должен быть сброшен. Заявленная предельная скорость для подвесных баков составляет 1130 км/ч или 1,6М (1,5М для МиГ-29), смотря, что меньше. Опыт показал, что МиГ-29 вероятно не сможет достичь этого предела без пикирования. F-16 Block 40 легко разгоняется до 1480 км/ч в горизонтальном полете. В данном случае, тяги двигателя хватает для разгона с избытком, так как в испытательных полетах F-16 разгонялся до 1660 км/ч. Скорость ограничивает прочность фонаря кабины пилота. Разогрев вследствие трения о воздух на таких скоростях приводит к тому, что поликарбонат, из которого изготовлен фонарь, размягчается, и в итоге может разрушиться.

Маневренность

Как МиГ-29, так и F-16 рассчитаны на максимальную перегрузку 9 g. До выработки подвесного топливного бака максимальная перегрузка для МиГ-29 ограничивается 4 g, а для F-16 — 7 g. У МиГ-29 также при скорости более 0,85М максимальная перегрузка ограничивается 7 g, в то время как F-16 с пустым (или сброшенным) подвесным топливным баком имеет ограничение 9 g независимо от скорости или числа М. Для МиГ-29 это ограничение диктуется прочностью вертикального оперения. Согласно заявлениям МАПО МиГ-29 может выдерживать перегрузки до 12 g без повреждения планера. Данное заявление вероятно выдает желаемое за действительное. Немецкие Люфтваффе, которые эксплуатировали МиГ-29 в очень агрессивной манере в плане пилотажа, столкнулись с образованием трещин в основании вертикального оперения. F-16 действительно может превышать 9 g без повреждения планера. В зависимости от конфигурации, допускались мгновенные перегрузки до 10,3 g.

Управление

Из всех четырех истребителей, на которых я летал, МиГ-29 имеет худшую систему управления. Гидравлическая система управления использует комбинацию пружин и шкивов для имитации изменения сил на органах управления при различных скоростях и высотах полетов. Существует система повышения устойчивости, которая облегчает управление, но делает реакцию самолета на действия пилота слишком вялой. По моему мнению, при отключении этой системы истребитель становится более отзывчивым. К сожалению, это разрешается делать только для демонстрационных целей, так как при этом отключается также система ограничения углов атаки. Усилия на ручке управления сравнительно небольшие, но она требует большего движения для получения требуемого ответа. Это только добавляет самолету вялости. Во время всего полета ручка управления дергается случайным образом в диапазоне примерно полдюйма. Полет на МиГ-29 требует постоянного внимания. Если пилот убирает руку с дросселя, он скорее всего не останется на том же месте, а самопроизвольно сдвинется назад, вплоть до крайнего положения.

На МиГ-29 относительно легко летать во время всех этапов полета, таких как взлет, набор высоты, крейсерский полет и посадка. Однако пилот должен напряженно работать, чтобы заставить истребитель делать то, что он хочет. Это особенно очевидно при агрессивном маневрировании, полете в строю и при стрельбе из пушки. Для успешной стрельбы в воздухе требуется очень точное прицеливание. Качество управления на МиГ-29 ни в коей мере не ограничивает возможность выполнения его задач, но резко повышает нагрузку на пилота. С другой стороны, цифровая система управления F-16 с четырехкратным резервированием является чрезвычайно гибкой, точной и отзывчивой на всех режимах полета.

У МиГ-29 нет системы автотриммирования, как у F-16. Триммирование самолета — это практически недостижимое состояние блаженства на Fulcrum. Триммирование очень чувствительно к изменению скорости и тяги двигателей, и требует постоянного внимания.

Система управления МиГ-29 также включает ограничитель угла атаки, который ограничивает его величиной 26 °. При достижении самолетом этого предела поршни в основании ручки управления толкают ее вперед и уменьшают угол атаки примерно на 5°. Ограничитель можно пересилить, однако для этого требуется усилие 17 кг на ручке управления. Хотя это не так уж опасно, и иногда может быть полезно в тактическом плане, необходимо помнить о том, что не нужно пытаться кренить самолет элеронами при угле атаки более 26 °. В этом случае лучше управлять креном с помощью рулей высоты, так как элероны вызывают нежелательные рысканья при больших углах атаки. У F-16 лимит угла атаки 26 ° ограничен электроникой. Хотя пилот не может вручную изменить это ограничение, в определенных условиях его можно превысить, при этом есть риск выхода из управляемого полета. В этом недостаток F-16, но это запас прочности, обусловленный его недостаточной продольной устойчивостью. Оба самолета имеют верхний предел угла атаки примерно 35°.

Сценарий боя

В конечном итоге сравнение двух истребителей сводится к бою между ними. После того, как рухнула берлинская стена, объединенной Германии достались 24 МиГ-29 ВВС ГДР. Уроки капитализма не прошли даром для МАПО-МиГ (производителя Fulcrum), которое увидело в этом возможность напрямую сравнить МиГ-29 с западными истребителями во время тренировок и учений НАТО. МАПО быстро начало хвалиться тем, насколько МиГ-29 лучше F-15 и F-16 в учебных воздушных боях. Они утверждали, что комбинация улучшенных средств обнаружения, оружия, а также небольшой радиолокационной заметности позволила МиГу превзойти западные истребители. Однако в ранний период эксплуатации МиГ-29 в НАТО ставилась задача оценить его возможности, а не выяснить результаты реальных боев. Западная пресса также быстро подхватила эту тему.

Если МиГ-29 и F-16C сойдутся лицом к лицу в воздушном бою, их радары смогут обнаружить друг друга на сравнимых дистанциях. F-16, вооруженные AIM-120 AMRAAM, будут иметь возможность выстрелить первыми на дистанции, более чем в два раза превосходящей максимальную дальность пуска для МиГ-29. Один F-16 способен сопровождать несколько целей одновременно. Радар МиГ-29 не дает такой возможности. Если в бою участвует более одного F-16, пилот МиГ-29 не сможет определить, радар которого из них его захватил, и сможет действовать только против одного из соперников. Пилот F-16 уже на первом проходе может запустить ракеты AMRAAM по нескольким МиГам и сопровождать ракеты до активации их систем самонаведения. Он может сорвать захват и уйти, или продолжить сближение до визуального контакта, чтобы задействовать ракеты с инфракрасным наведением и пушку. Пилот МиГ-29 должен сблизиться с противником на дистанцию около 24 км, с которой он сможет применить свои ракеты средней дальности. Alamo — это ракета с полуактивным наведением, которую необходимо сопровождать до поражения цели. Фактически, к тому моменту, когда МиГ-29 сблизится с противником на дистанцию пуска Alamo, останутся считанные секунды до его встречи с AMRAAM. Преимущество на стороне F-16.

Что если оба пилота решат сразиться в ближнем бою? F-16 должен иметь начальное преимущество, так как он знает точную высоту Fulcrum и у него есть отметка цели на ИЛС в дополнение к визуальному обзору. Двигатели МиГ-29 сильно дымят, что облегчает его обнаружение. Еще одно преимущество F-16 — каплеобразный фонарь с обзором на 360°. ИЛС МиГа не сильно помогает пилоту в обнаружении F-16, который к тому же имеет небольшие размеры и бездымный двигатель. Пилот МиГ-29 сидит в кокпите слишком низко, а видимость в позиции между 4 и 7 часами практически отсутствует.

Диаграммы, показывающие сравнение реальных маневренных характеристик этих самолетов, засекречены. Однако опыт показывает, что они имеют сравнимые начальные скорости разворота. Однако МиГ-29 страдает из-за более высокого темпа потери скорости вследствие большего индуктивного сопротивления планера при маневрировании с высокими перегрузками. Пилоты F-16, летавшие против МиГ-29, подтверждают, что F-16 способен дольше поддерживать высокие значения g. В результате преимущество в скорости разворота переходит в позиционное преимущество F-16.

Кроме того, F-16 намного проще в управлении и более отзывчив на малой скорости. Максимальная скорость крена МиГ-29 составляет 160° в секунду. На малой скорости она уменьшается до 20° в секунду. В сочетании с длинным ходом ручки управления это приводит к тому, что Fulcrum очень вял на малых скоростях. Маневрировать, чтобы прицелиться из пушки на малой скорости на нем очень сложно. Для сравнения, скорость крена F-16 на малых скоростях составляет немного больше 80° в секунду.

Много писали и теоретизировали о так называемом маневре «кобра», который приводит в восторг зрителей на авиашоу. В МАПО утверждали, что ни один западный истребитель не способен его повторить. Они также утверждали, что «кобра» может использоваться для срыва сопровождения радара вражеского истребителя (в результате уменьшения скорости РЛС не может отслеживать допплеровское изменение частоты) или для прицеливания. Западные пилоты будут рады предоставить МиГ-29 возможность самому потерять скорость при выполнении этого маневра. Тот факт, что этот маневр запрещен в руководстве по летной эксплуатации, подтверждает, что это просто трюк. Lambeth — первый американский пилот, получивший возможность полетать на МиГ-29, говорил, что даже пилот этого Fulcrum признал, что для этого маневра требуется специально подготовленный самолет, а его выполнение в строевых частях запрещено.

Еще один маневр, который выполнялся на МиГ-29 во время его демонстрации на Западе — так называемое «скольжение на хвост». Нос самолета поднимается до вертикали, при этом скорость самолета падает. В конце концов Fulcrum начинает скользить вниз на хвосте, пока нос его не опускается до горизонтального положения, и самолет продолжает нормальный полет. Советы хвастали, что этот маневр демонстрирует надежность двигателей, так как у любого западного двигателя при таком маневре начнется помпаж. Первый маневр, который мне продемонстрировали во время обучения на F-15, был «скольжение на хвост». Помпажа двигателей не наблюдалось.

МиГ-29 имеет свои сильные стороны. Пилот может пересилить ограничитель угла атаки. Это особенно полезно при вертикальном маневрировании или в последней отчаянной попытке достать противника или избежать попаданий. Нашлемная система целеуказания и AA-11 Archer делают МиГ-29 смертельно опасным противником в ближнем бою. AA-11 намного лучше американской AIM-9M. Только повернув голову, пилот МиГа может навести Archer на цель. Единственное ограничение состоит в том, что пилот на самом деле не знает, куда в данный момент наведена головка Archer. Поэтому невозможно определить, захватила ракета цель, или тепловую ловушку, или какое-либо еще горячее пятно на фоне (примечание: AIM-9X, которой вооружены F-15C, а с 2007 года и F-16, намного лучше AA-11).

Используя комбинацию нашлемной системы наведения и ракеты Archer, пилоты МиГ-29 наслаждались победами в большинстве учебных боев один на один. В таком стерильном окружении, когда самолеты с самого начала находятся в пределах визуальной видимости, МиГ-29 имеет большое преимущество. Не потому, что он маневреннее, чем F-16. Интеграция оружия/сенсоров ч нашлемной системой наведения и Archer намного упрощают пилоту МиГ-29 применение ракет в ближнем бою. Мой единственный воздушный бой один на один против МиГ-29 (на чем то ином, чем другой МиГ-29) был на F-16 Block 52 против немецкого МиГ-29 на авиабазе Неллис, штат Невада. F-16 имел преимущество как в разгоне, так и в маневрировании, в любой ситуации.

Пушка МиГ-29 очень точная, пока цель не пытается уклониться. В случае маневрирующей цели требуются большие корректировки, чтобы вновь поймать ее. Учитывая неточную реакцию самолета на действия пилота, задача усложняется. Это очень важно при использовании пушки. Хотя Fulcrum оснащен 30-мм пушкой, начальная скорость снарядов такая же, как у 20-мм пушки F-16. Эффективная дальность стрельбы из пушки у МиГ-29 на самом деле меньше, чем у F-16, так как 20-мм снаряды имеют лучшую аэродинамику и в меньшей степени теряют скорость.

Если бой длится достаточно долго, МиГ-29 оказывается в невыгодном положении. Он должен быстро уничтожить врага или найти способ выйти из боя. Емкость внутренних баков МиГ-29 всего на 135 кг больше, чем у F-16, а два двигателя расходуют топливо очень быстро. В кокпите нет топливных расходомеров. Используя часы и датчик уровня топлива, можно замерить, что на полном форсаже МиГ-29 расходует топливо в 3,5 — 4 раза быстрее, чем F-16. Мой самый короткий боевой вылет на МиГ-29 составил 16 минут от отпускания тормоза до приземления.

Не нужно забывать, что истребители сражаются не в вакууме. Сравнение «один на один» - это одно, но еще большую роль играет включение в бой других участников и ситуационная осведомленность. Отсутствие инструментов для получения информации о тактической обстановке в МиГ-29 становится все более важным фактором с увеличением количества участников воздушного боя. Слабый радар и ИЛС, плохая эргономика кокпита увеличивают нагрузку на пилота и являются причиной его плохой осведомленности об окружающей обстановке. Мой опыт показывает, что результаты воздушного боя один на один в пределах визуальной видимости определяется в большей степени мастерством пилота, чем качествами самолета.

В сценариях с участием нескольких самолетов, таких как стандартная тренировочная миссия четыре на четыре, преимуществом обладает сторона, которая имеет лучшую ситуационную осведомленность. В таких миссиях F-15 и F-16 всегда превосходят МиГ-29. В таких условиях у них практически нет возможности использовать потенциал комбинации нашлемной системы целеуказания и Archer. Дизайн МиГ-29 являлся результатом советского взгляда на тактическую авиацию и отражал уровень технологий, доступный для их авиационной промышленности. Предполагалось, что пилоту не требуется знание тактической обстановки. Главным способом управления считалось наведение с земли. Работа пилота заключалась в следовании инструкциям. Даже система передачи данных в МиГ-29 не предназначалась для повышения ситуационной осведомленности пилота. Он просто получал параметры цели от наземного контролера. Если связь с контролером прерывалась, его возможности действовать автономно были очень ограничены. Западные пилоты имеют все необходимые инструменты для принятия независимых тактических решений. Командиром миссии является пилот. Все остальные могут ему помогать, но не командовать им. Если пилот F-16 потеряет связь со средствами поддержки, такими как самолет ДРЛО E-3, он имеет все средства, необходимые для завершения миссии в автономном режиме.

Боевая история МиГ-29 говорит сама за себя. Американские F-15 и F-16 сбивали их всякий раз, когда встречались с ними в бою (голландский F-16 сбил МиГ-29 во время проведения операции Allied Force). Единственные известные «победы» МиГ-29 имели место во время операции Desert Storm, когда иракский МиГ-29 сбил своего ведомого, и на Кубе — была одержана победа над двумя «могучими» Цесснами. Были ли еще победы МиГ-29? Только не над F-15 или F-16.


Разработанный и построенный для борьбы с американскими истребителями четвертого поколения, МиГ-29 с самого начала был технологически и концептуально недоработан. Его боялись на Западе вплоть до распада Советского Союза, хотя на самом деле он был только постепенным улучшением более ранних советских истребителей, на замену котором он пришел. О его недостатках свидетельствуют более чем скромные объемы продаж по сравнению с западными аналогами. Немецкие пилоты, летавшие на МиГ-29, говорят, что он хорошо смотрится на авиашоу, но они не хотели бы воевать на нем. Продвинутые модификации, такие как СМТ и МиГ-33? Определенно они лучше, но кто-нибудь купил хоть один?

Истребителю F-16 Fighting Falcon удалось стать наиболее распространенной машиной четвертого поколения. Достижению такого результата способствовали тактико-технические характеристики и доступная стоимость. Для ряда государств самолеты поставлялись по лизинговым схемам.

На лето 2016 года общие поставки машин составили не менее 4570 самолетов. А учитывая, что производство продолжается, то число построенных истребителей F-16 может перевалить за 5 тыс. экземпляров. Одновременно, машина является одним из лидеров по аварийности. Так что это за машина?

История разработки

Разработка нового проекта легкого истребителя для американских ВВС началась в рамках конкурсной программы, объявленной в самом начале 1972 года. На предложение откликнулись пять ведущих авиастроительных корпораций, причем Northrop представила сразу два варианта самолета. Рассмотрение черновых проектов заняло месяц, и в марте были объявлены финалисты – General Dynamics и Northrop. Руководство ВВС заключило с компаниями контракты на постройку прототипов машин YF-16 и YF-17.

Параллельно свет увидели требования флотской авиации, которым требовался многоцелевой палубный штурмовик (с возможностью применения в роли истребителя) и перехватчик палубного базирования. По странному стечению обстоятельств, конкурентами в этих проектах оказались все те же фирмы General Dynamics и Northrop. С целью сокращения затрат и ускорения разработки родилась идея унификации проектов наземных и палубных машин.

Командование ВВС одобрило использование наработок по палубным машинам только осенью 1972 года, а технические проекты были готовы к концу года.

Конструкторские работы и постройка прототипов самолета заняли несколько лет, в ходе которых армейская авиация отдала предпочтение разработке General Dynamics. Первый прототип будущего истребителя F-16 совершил пробег по аэродрому в январе 1974 года. Причем в ходе пробежки возникла аварийная ситуация, и летчик был вынужден взлететь на новой машине.

Серийный выпуск F-16А начался с 1975 года, двумя годами позже появился вариант с двухместной кабиной F-16B. С 1993 года машины Fighting Falcon поставляются под маркой Lockheed, которая стала владельцем компании General Dynamics. Производство велось не только в США, но и в Европе и Турции. Для сборки самолетов в Европе был создан международный консорциум, в который входили поставщики из стран-участниц альянса НАТО.

Конструкция и вооружение

Истребитель F-16 построен по стандартной аэродинамической схеме со средним расположением плоскости крыла на фюзеляже. Горизонтальное хвостовое оперение самолета полноповоротное. В составе конструкции использованы алюминиевые и титановые сплавы, а также стальные и углепластиковые детали.

С целью снижения заметности для радиолокационных станций применены специальные покрытия, наносимые на внутреннюю часть панелей фюзеляжа. Аналогичное по назначению покрытие нанесено на фонарь кабины пилота, который сидит в катапультном кресле.


Кликни для увеличения чертежей

Перед пилотом расположен индикатор, отображающий данные о полете и обеспечивающий прицеливание. Бортовая РЛС обеспечивает обнаружение целей на расстоянии 37 км в нижней полусфере. На борту установлен автоматический компьютер, анализирующий воздушную обстановку.

Трапециевидное крыло американского истребителя F-16 сопряжено с фюзеляжем плавным переходом, который улучшил аэродинамику самолета и увеличил подъемную силу крыла при определенных углах атаки.

Параллельно удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, находящихся в крыле и фюзеляже машины.

Механизация кромок крыла автоматическая, в зависимости от скорости полета. Для увеличения дальности полета возможна дозаправка в воздухе, топливоприемник установлен на фюзеляже за кабиной пилота. Допускается установка подвесных топливных баков с объемом до 5542 л.

Почти все построенные самолеты F-16 оснащены турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F100 различных модификаций. Турбина расположена в хвостовой части фюзеляжа, имеет форсажную камеру.


В зависимости от модификации установка обеспечивает взлетную тягу от 10800 до 13200 кг. Воздухозаборник двигателя расположен в отдельном канале под кабиной пилота истребителя. Шасси имеет три опоры, которые убираются в специальные ниши.

Стрелковое вооружение на самолете F-16 представлено 20-мм револьверной , установленной на боковой части корпуса в зализе крыла. Блок из шести стволов раскручивается гидравлическим приводом. Боекомплект состоит из 511 снарядов, которых хватает на несколько коротких очередей. Возможна внешняя установка 30-мм пушки, размещенной в контейнере типа GPU-5/A.

Внутри самолета F-16, а также на его внешней поверхности и под крыльями имеется девять точек подвески:

  • центральная, предназначенная для оружия весом до 1000 кг;
  • внутренний отсек, имеет две точки для подвеса вооружения весом по 2041 кг;
  • две центральные крыльевые точки, рассчитанные на груз 1587 кг;
  • две внешние точки на крыле, предназначенные для установки вооружения весом по 318 кг.;
  • на законцовках крыла есть возможность подвеса двух единиц вооружения весом по 193 кг.

В состав подвесного оружия истребителя входят ракеты категории «воздух-воздух» (моделей AIM-7/9/120/132, Python 3/4, Magic 2 и другие). Возможна установка ракет «воздух-земля» нескольких модификаций. Всего возможно подвесить до шести ракет. Бомбовое вооружение самолета F-16 может состоять из свободнопадающих бомб моделей Mark 82/83/84.

Возможно использование корректируемых боеприпасов GBU-10/12/15/22/27/31. Допустимо применение кассетных бомб CBU-103/104/105.

Модификации F-16 и страны-эксплуатанты

Машины F-16A/B выпускались в нескольких модификациях (так называемый Block). Отличием версии В является двухместная кабина, благодаря которой самолет применяется для обучения пилотов. Самыми первыми стали Block 5 и 10, построенные до 1980 года.

Начиная с Block 15, стал использоваться кондиционер воздуха в кабине пилота, и расширились возможности точек подвески. По мере введения нового вооружения и узлов выпускались новые партии машин и модернизировались уже построенные. В настоящее время старые машины постепенно переоборудуются в беспилотные мишени под обозначением QF-16.


Начиная с Block 25, в серию пошел улучшенный вариант самолета F-16C/D, оборудованный новой бортовой радиолокационной станцией и модернизированное пилотажное оборудование. Индекс D присвоен двухместному учебно-боевому варианту. На Block 30 применили турбореактивный двигатель General Electric F110.

В конце 1988 года появился вариант истребителя Block 40/42, предназначенный для действий в ночное время. Самолет оснащался радаром LANTIRN и системой проецирования информации на лобовое стекло фонаря кабины. Последний вариант F-16 – Block 50/52 строится с 1990 года.


За счет увеличенной тяги удалось улучшить разгонные и маневренные характеристики машины. На базе этой версии создана модификация Block 50D/52D, предназначенная для борьбы с радиолокаторами противника. На основе Block 52 разработан двухместный вариант самолета F-16I, поставляемый для ВВС Израиля.

В 1977 году в администрации президента Джимми Картера родилась идея запрета поставок на экспорт машин, аналогичных используемым в США. Для этого был разработан «урезанный» вариант F-16/79 FX Export Fighter, оснащенный силовой установкой, аналогичной истребителю F-104/F-4.

Новый турбореактивный двигатель имел напряженный термический режим работы, поэтому конструкцию фюзеляжа усилили жаропрочными вставками, увеличившими вес на 900 кг. Применение упрощенного двигателя позволило сократить стоимость самолетов на 11%.

Был построен прототип, но развития проект не получил из-за прихода администрации нового президента.

Машина состоит на вооружениине только ВВС США, хотя именно Америка имеет наибольшее количество строевых F-16. В 2012 году в списках числилось более 1200 машин различных версий. Крупным эксплуатантом является Турция, закупившая лицензию на производство истребителей. Различные модификации самолета F-16 числятся в составе вооруженных сил ряда государств Европы, Южной Америки, арабских государств. В Италии машины использовались по программе лизинга.

Характеристики F-16 в сравнении с другими машинами

Сравнение параметров американского самолета и показывает, что по ряду параметров отечественная машина не уступает иностранной технике. Это было подтверждено в ходе воздушных боев над Афганистаном.

F-16С Block 52 МиГ-23МФ МиГ-29
Длина, мм 15030 16710 17320
Размах крыла, мм 9450-10000 7780-13970 11360
Высота, мм 5090 4820 4730
Максимальный взлетный вес, кг 21772 18400 18480
Скорость, км/час 2120 (на 12200 м) 2500 2450
Потолок, м 15240 17500 18000
Радиус действия, км 1361-1759 1450 1430-2100

Преимуществом машины F-16 является большая тяга двигателя, обеспечивающая тяговооруженность на уровне 1,13 кгс/кг. Благодаря этому самолет быстро разгоняется и обладает хорошей маневренностью.

Тот же российский истребитель МиГ-29, имея два двигателя, имеет тяговооруженность не более 1,09 кгс/кг.

Боевое применение

Первыми F-16, вступившими в бой, стали машины ВВС Израиля. Это произошло весной 1981 года, когда ракетами были сбиты два сирийских вертолета, которые обеспечивали снабжение сил Организации Освобождения Палестины на территории Южного Ливана. Следующей операцией стал налет на ядерные объекты на территории Ирака.


Самолеты F-16А осуществили сброс свободнопадающих авиабомб весом по 450 кг, находясь под прикрытием истребителей F-15A. Слабость противовоздушной обороны Ирака не позволила обнаружить израильские машины, поэтому потерь они не понесли.

Летом 1981 года произошел воздушный бой израильского самолета F-16, ставший первым боестолкновением для истребителя. Жертвой стал МиГ-21 из состава ВВС Сирии. Масштабные бои между израильскими и сирийскими летчиками развернулись год спустя – в долине Бекаа на территории Ливана.

К этому времени относится и первая потеря истребителя F-16A, который был уничтожен ракетой класса «воздух-воздух» Р-23Р, пущенной с МиГ-23МФ.

Следующей ареной боевого применения стал конфликт Венесуэлы и Колумбии в 1987 году. К этому времени в вооруженных силах Венесуэлы было несколько десятков машин F-16A и B. До реальных боевых столкновений дело не дошло.

Позднее венесуэльские машины принимали участие в противодействии мятежу 1992 года. В 2013 и 2015 году отмечены случаи использования самолетов против легкомоторной авиации наркокартелей, использующейся для вывоза наркотиков.

В последние месяцы 1985 года самолеты F-16A поступили на вооружение ВВС Пакистана. Машины базировались на аэродромах вдоль афганской границы. Пакистанские самолеты проводили регулярные пуски ракет по советским и афганским машинам, находясь на своей территории. Ответный огонь открывать не разрешалось.

Подобная тактика привела к потере нескольких Су-22 и Ан-26. Весной 1987 года один из пакистанских F-16A был сбит в ходе воздушного боя с МиГ-23МЛД. Боестолкновения с самолетами ВВС Пакистана продолжались вплоть до вывода советских войск с территории Афганистана. Именно машиной F-16A был сбит в конце лета 1988 года штурмовик Су-25, который пилотировал А. Руцкой.

Пакистанские истребители позднее приняли участие в конфликте с Индией. Официальной информации по потерям нет. Начиная с 2001 года над Афганистаном стали применяться F-16 сил НАТО, используемые в борьбе с террористическими организациями.

Истребители F-16A и C использовались США в войне в Персидском заливе в 1991 году. Машины применялись для ударов по наземным целям. Из-за противодействия со стороны иракской армии бомбардировки выполнялись с большой высоты, что снизило эффективность ударов. Официально было потеряно шесть машин, но неофициальные данные говорят о том, что потери были в 3-4 раза выше.


Самолеты применялись в Ираке и после войны для контроля запретных зон. Позднее машины участвовали во вторжении сил коалиции в Ирак. С 2003 по 2008 год в Ираке были потеряны пять самолетов.

Позднее истребители F-16 из состава ВВС НАТО использовались на Балканах. Там стали применяться корректируемые авиабомбы, повысившие точность наносимых ударов. В 1999 году в арсенале появились бомбы с графитовым наполнителем, предназначенные для поражения линий электропередач и электростанций. В ходе боев в 1994-95 года и в 1999 были сбиты несколько самолетов F-16.

Турецкие самолеты участвовали в боях против курдов, а также использовались в конфликте с Грецией. Причем им противостояли такие же машины греческих ВВС. Всего враждующие стороны потеряли по три самолета.

Именно один из истребителей F-16 турецких ВВС сбил в конце осени 2015 года российский бомбардировщик Су-24М.

Турецкие F-16 участвовали в ходе восстания 2016 года.

В 2001 году израильские самолеты вновь приняли участие в боевых действиях. Удары наносились по Палестинской автономии в рамках борьбы с террористическими ячейками.

В 2003 году состоялся налет на лагерь боевиков «Исламский Джихад», расположенный на территории Сирии. В последние годы машины F-16 использовались для ударов по Сектору Газа (в 2016 и 2017 году) и Сирии. В ходе атаки в феврале 2018 года один из израильских истребителей F-16I был сбит.

Выводы

С момента первого полета самолета F-16 прошло уже более 40 лет, но заложенный в конструкцию потенциал развития позволил истребителю остаться востребованным и сегодня. Несмотря на создание машин пятого поколения (тот же F-22), старая машина остается на вооружении США и многих государств.

Одной из причин является низкая стоимость – в три раза меньше, чем у новейших машин.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов пониженные эксплуатационные расходы и наличие обученного персонала.

Одним из направлений дальнейшей модернизации парка самолетов является доработка до стандарта F-16V (Viper). Новый вариант истребителя оснащается радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, улучшенным компьютерным и пилотажным оборудованием. В любом случае, пройдет еще не один год, прежде чем с вооружения будет снят последний «Атакующий сокол».

Видео

F-16 - этот сверхзвуковой американский самолет, относящийся к 4-му поколению реактивных истребителей и первый из них, поступивший на вооружение США. За легковесность и маневренность он получил свое название «Fighting Falcon» («атакующий сокол»), в честь главного символа Академии ВВС США, на гербе которой изображена эта птица.

История создания американского самолета F-16

По завершении войны с Вьетнамом, командование ВВС США решило создать усовершенствованный скоростной истребитель, в связи с недостаточной эффективностью имеющихся.

Деятельность по разработке нового военного летательного аппарата велась американцами параллельно с аналогичными изысканиями советских инженеров, которые уже в 1967 г. представили МиГ-25, превзошедший своими тактико-техническими свойствами достижения США в этой области самолетостроения.

В противовес МиГ-25, компанией General Dynamics был спроектирован тяжеловесный и дорогостоящий истребитель F-15, который не смог улучшить показатели советского летательного аппарата.

1969 г. - офицеры ВВС США и оборонные аналитики начали работу над программой «Light Weight Fighter», в основе которой лежала теория «энергетической маневренности», выдвинутая майором Джоном Бойдом и математиком Томасом Кристи и доказывающая, что маневренность напрямую зависит от веса самолета.

Май 1971 г .- команда единомышленников, под руководством Бойда, получила средства на исследования и формирование основных требований к будущему боевому воздушному судну.

6 января 1972 г . - исследования завершены, ВВС США объявляет конкурс среди авиастроителей на проектирование истребителя со следующим запросом: вес в пределах 9,1 тонны, хороший коэффициент поворота, оптимизация для ближнего боя на скорости 0,6−1,6 Мах и высоте 9 150−12 200 метров.

Февраль 1972 г. - получены предварительные проекты шести прототипов истребителей от пяти компаний-претендентов: Boeing, General Dynamics, Lockheed, Northrop и Vought.

Март 1972 г. - выбраны компании-победители: Northrop и General Dynamics.

14 апреля 1972 г . - с победившими авиастроителями заключены договоры на конструкторские разработки и осуществлено финансирование.

  • двухдвигательный аппарат с двухкилевым оперением, с индексом «YF-17» от Northrop;
  • однодвигательный ─ от General Dynamics, с индексом «YF-16».

Обеим компаниям были выданы заказы на строительство самолетов.

1974 г . - проводятся летные испытания, которые показали, что «YF-16» имеет лучшие результаты, в сравнении с YF-17, по таким параметрам, как ускорение и маневренность, а также более низкую стоимость производства. В этом же году название программы изменили на «Air Combat Fighter».

13 января 1975 г . - Джон Л. Мак-Лукас, секретарь ВВС США, объявил, что в конкурсной программе «Air Combat Fighter» выиграл истребитель YF-16. С этого момента он получил индекс F-16А.


9 апреля 1975 г. - компании «GD» выдан небольшой заказ на 15 самолетов для ВВС США, а проигравший YF-17 поступил на вооружение ВМФ.


С 1978 г. открыто крупносерийное производство и эксплуатация нового «воздушного бойца».

До 1980 г., ВВС США закупает 650 машин, после чего, заказы на истребитель поступили из стран Европы и Ближнего Востока.

1993 г . - компания «General Dynamics» продала свои активы крупному авиастроителю «Lockheed Corporation», ставшему позже «Lockheed Martin».

Атакующий сокол поступил на вооружение авиации, более чем в два десятка стран мира. Сегодня, наибольшее количество истребителей F-16 эксплуатируется в США, Турции, Израиле, Египте, для военной авиации этих стран он стал основным боевым истребительным самолетом.

Конструкция

Базовую модель истребителя F-16А в США разрабатывал Роберт Видмер, создавший совершенно новаторскую конструкцию.

Ее особенности:

  • сочетание легкого веса и большой грузоподъемности;
  • интегральная аэродинамическая компановка, включающая в себя конструкцию фюзеляжа и крыла с передним наплывом, обеспечивает дополнительную скороподъемность при больших углах атаки, снижает массу машины и увеличивает внутреннее пространство;
  • центр тяжести самолета, смещенный вперед, снизил балансировочное сопротивление;
  • высокочувствительная радиолокационная система;
  • цельный, «каплевидный» фонарь кабины для полного угла обзора;
  • эргономичное сидение снизило нагрузки на пилота, для этого кресло отклонили на 30◦ назад;
  • приборы управления расположили максимально удобно, чтобы они находились «под рукой» летчика.

Новый истребитель стал не только функциональней F-15, но и дешевле в два раза.

Испытания показали, что при заявленной высоте полета 12 200 метров, он способен набирать высоту 15 000 метров, за 90 секунд и развивать сверхзвуковую скорость за 40 секунд.

Летно-технические характеристики

На базе истребителя F-16А были выпущены еще три основных модификации (представлены в таблице), сохранившие большинство технических характеристик самолета F-16 и запущенные в крупносерийное производство. Американским инженерам удалось добиться, чтобы скорость самолета F-16 достигла 2 махов (один мах равен скорости звука).

Параметры/модификации 16А 16 B 16C
Описание Базовый одноместный истребитель, рассчитанный на дневную эксплуатацию. Двухместная, учебно-боевая модификация. F-16C и F-16D являются модернизированными версиями F-16А и F-16B, соответственно. Их серии 40/42(с 1988г.) и 50/52 (с 1991г.) увеличили взлетный вес, были переоснащены системами цифрового управления полетом, ночного видения, автоматического следования рельефу местности, устройствами разбрасывания диполей и ИК-ловушек
Высота, м 5,09
Длина со штангой ПВД, м 15,03
Размах крыла, м 9,45
Площадь крыла, м² 27,87
Коэффициент удлинения крыла 3,2
781,2
Угол стреловидности по переднему краю, ◦ 40
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем, F100, т 8 910
Вес пустого самолета для серии 50/52, с двигателем F110, т 9,017
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F100, т 8,855
Масса внешней нагрузки для серии 50/52, с двигателем F110, т 8,742
Предельная взлетная масса для серии 50/52, т 21,772
Масса топлива во внутренних баках, т 3,105 2,565 3,105 2,565
Масса топлива во внутренних баках для серии 50/52, т 3,228
Объем топливных баков для серии 50/52, л 3 986
Тип двигателя 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200
Тип двигателя для партии 50/52 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129
Максимальная скорость истребителя F-16 на высоте 12 200 м, км/ч 2 120
Скороподъемность для партии 50/52, м/с 275
Перегоночная дальность, км 3 890
Перегоночная дальность для партии 50/52, км 3 981-4 472
Практический потолок для партии 50/52, м 15 240
Вооружение для партии 50/52 Стрелково-пушечное: одна шестиствольная пушка, калибра 20 мм, M61A1, с боезапасом - 511 снарядов.

Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух»: AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2; класса «воздух-поверхность»: 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3.

Бомбы: корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM; корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105; свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84.

Пушечные контейнеры: один GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм

Общий вес боевой нагрузки на 9 узлах подвески, кг 5 420

Истребители F-16 различных модификаций практически не имеют внешних различий в конструкции, за исключением кабины, рассчитанной на одного или двух пилотов:





F-16D

Модификации периодически усовершенствуются, в результате чего появляются их новые конфигурации. Самой последней является серия или блок 70, созданная для Индии. Компания позиционирует эту версию, как боевой самолет Ф-16 завтрашнего дня, представляющий истребители 5-го поколения. F-16 блок 70 оснащен, новейшими технологиями в области военного самолетостроения, ранее недоступными.


F-16 Block 70

Помимо основных модификаций, конструкторы проектировали и отдельные, «узкозадачные» модели «фалькон», выпускаемые единично в экспериментальных целях или по специальным заказам. К ним, например, относится F-16XL ─ «бесхвостка», который отличается треугольным крылом и изломом по передней кромке.

Для Израиля был создан двухместный F-16I из серии 52, получивший название «Sufa» (Гроза). Половина бортового оборудования и вооружения «Грозы» производятся в Израиле: противоракетная система, система для проведения учебных тренировок, бортовая ЭВМ, а также ракеты и система самонаведения.


Среди последних конфигураций находится F-16V, называемый «Viper» (Гадюка). Свой первый полет опытный образец совершил в 2015 г. «Гадюка» оснащена масштабируемой радарной антенной APG-83 (SABR), позволяющей эффективно обнаруживать внешние угрозы и идентифицировать цели на дальних расстояниях, а также системой «SNIPER», обеспечивающей более точное дневное и ночное прицеливание. Предполагается, что новая версия будет экспортироваться, при этом Lockheed Martin сможет улучшать любой F-16C до стандарта 16V и F-16S.


F-16 развивался несколько десятков лет и прошел стадии от легкого дневного истребителя до многоцелевого истребителя-бомбардировщика, способного проводить боевые авиарейсы в ночное время, осуществлять запуск ракет класса «воздух-воздух, свыше диапазона видимости.

При этом недостатком истребителя остается его уязвимость для современных средств обнаружения, так как стелс-технологии на нем не применяются.

Участие в боевых действиях

Принадлежность F-16 Период

Военный конфликт

Израиль 1981-1985 F-16 впервые был применен в реальных боевых условиях гражданской войны в Ливане, для атак на базы боевиков Палестины и в ходе операции «Мир Галилее». Потери Сирии составили свыше 45 единиц авиатехники, по неподтвержденным данным, Израиль потерял 6 истребителей
1981 Операция «Опера. В результате налета полностью разрушен строящийся ядерный реактор в Ираке под Багдадом, в г. Тувейте
1985 Бомбардировка штаб-квартиры Организации освобождения Палестины, расположенной в пригороде Туниса, было убиты или ранены большое количество мирных жителей
1990-е-2000-е Авиаудары по расположениям группировки «Хезболла», в ходе Второй Ливанской войны
2003 Налет на расположения группировки «Исламский Джихад» в Сирии
2008-2009 Множественные авианалеты, в результате которых погибло большое количество мирных жителей на территории Сектора Газа
2016-2018 Текущая гражданская война в Сирии. Истребители применяются для нанесения авиаударов. 10 февраля 2018 сбит истребитель F-16, оба летчика катапультировались, разрушенная машина упала на территорию Израиля
Иордания 2014 Гражданская война в Сирии, сбит один иорданский F-16
2016 Конфликт в Йемене, сбит один иорданский F-16
Ирак 2015 Иракская гражданская война, налеты на позиции ИГИЛ
Венесуэла 1992 Во время неудавшегося переворота в Венесуэле, F-16, стоявшие на вооружении страны, наносили удары по мятежникам, были сбиты два OV-10 и один АТ-27
2013-2015 Сбито три частных самолета, перевозящих наркотики
Марокко Конфликт в Йемене, сбит один марокканский F-16
Пакистан 1980-1988 Афганская война, в ходе которой участвовали F-16, предоставленные Пакистану США. За весь период, истребители уничтожили 6 самолетов противника, в числе которых было афганское пассажирское воздушное судно и советский штурмовик Су-25
1997-2008 Индо-пакистанский конфликт
Саудовская Аравия 2014-2015 Вооруженный конфликт в Йемене, сбито два саудовских F-16
США 1990-2001 Война в Персидском заливе и послевоенные столкновения
2003-2008 Иракская война, в период которой подбито не менее 5 «Файтинг Фалконов»
Турция 1984 – настоящее время Турецко-курдский конфликт, потерян один турецкий F-16
1992-2006 Турецко-греческий конфликт. В боевых действиях принимают участие и турецкие, и греческие F-16, каждая сторона потеряла по три летательных аппарата
2013-по настоящее время Гражданская война в Сирии. Турецкие F-16: вынудили сделать посадку сирийского пассажирского самолета в Анкаре; сбили две единицы военной авиатехники Сирии и российский Су-24М
2016 Восстание в Турции

Разрушенный, в результате авианалета, ядерный реактор Ирака в г. Тувейте, 1981 г
Российский Су-24, сбитый истребителем F-16C ВВС Турции, 2015 г
Саудовский F-16 сбитый в Йемене, 2015 г
Место падения израильского F-16, сбитого 10.02.2018 г

Статистика крушений

Общая статистика крушений «Fighting Falcon» внушительна. Вот несколько фактов, подобранных с помощью американского сайта «Aviation Safety Network»:

  • с момента начала эксплуатации, по состоянию на март 2018 г., зафиксировано 671 крушение «Fighting Falcon», в них погибло 208 пилотов и 98 человек, находящихся в момент падения на земле;
  • чаще всего катастрофы случались с истребителями, принадлежащими США, суммарно их было 286;
  • первая авиакатастрофа произошла 9 августа 1979 г., с самолетом модификации F-16B в США, недалеко от города Огден, штат Юта, в результате ошибки пилота;
  • самое масштабное, по количеству человеческих жертв, и самое непредсказуемое, по развитию событий, крушение F-16, произошло 23 марта 1994 г. на военной авиабазе США в Северной Каролине и стало известно, как «Green Ramp disastern». F-16 совершал учебный полет и столкнулся в небе с грузовым самолетом C-130E, после чего истребитель стал разваливаться на части.

Пилоты катапультировались, а разрушающаяся машина упала на аэродром между двумя, стоящими там самолетами. В момент падения, обломок истребителя отлетел и попал в топливный бак, стоящего в отдалении, C-141.

Пробил его насквозь, огненным шаром пролетел дальше между двумя зданиями и вылетел на площадку, где ожидали посадки в C-141, 500 военнослужащих. 23 человека погибли сразу, 80 получили ранения, один из них скончался через 9 месяцев. Пилоты F-16 и C-130E остались живы.


Разрушенный C-141 на аэродроме военной базы США в Северной Каролине, 1994 г

Согласно статистике ВВС США, в 75 % случаях крушение «фальконов» происходит в управляемом полете, когда технически исправный самолет пилотируется в штатном режиме, но сталкивается с землей, водной поверхностью или другим воздушным судном, в результате ошибки пилота.

Для предотвращения таких патовых ситуаций, в Lockheed Martin разработали автоматическую систему предотвращения столкновения с землей «Auto GCAS», протестированную еще в 1998 г., но внедренную в эксплуатацию только через шесть лет ─ в 2014-м.

Система настроена таким образом, что до определенного момента она лишь сканирует полет и предупреждает об опасных моментах, а в критических ситуациях, без специальной активации пилотом, берет полное управление на себя, блокируя его возможности.

По данным, размещенным на сайте компании, с начала использования Auto GCAS, с ее помощью были спасены, по меньшей мере, четыре летчика и пилотируемые ими истребители.

Есть мнение, что внедрению этой системы способствовало снижение качества обучения при боевой подготовке пилотов.

Видео о F-16 Fighting Falcon

F-16 обзоры

Российский Су-24 сбит турецким F-16

Перехват Шойгу

Взлет на авиабазе в Афганистане

F-16V

Авиаудар по израильскому F-16

«Кульбит» F-16

«Fighting Falcon» в кино и играх

Популярность истребителя в Америке отражается в нескольких снятых кинолентах и играх-авиасимуляторах, среди них:

  • приключенческий кинофильм «Жемчужина Нила», 1985 г.;
  • боевик «Железный орел», 1986 г., вслед за которым вышел «Железный орел ─ 2» и «Железный орел 3: Асы»;
  • драма 1992 г. ─ «Форсаж», снятая по реальным событиям и рассказывающая о событиях, происходящих в связи с крушением F-16 и гибелью пилота;
  • «Цена страха», 2002 г.;
  • игра Strike Commander, F-16 Combat Пилот, Falcon 4.0 и другие.

"F -16 Fighting Falcon " - многоцелевой истребитель . Составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.

Разработки предсерийных самолетов были начаты в 1974 году. С середины 1975 по 1978 год выпущены 15 первых самолетов. С конца 1976 до середины 1978 года проведены все летные испытания, в 1978 году начались поставки самолетов F -16 ВВС США.

F -16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволяет обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция на 78,3% выполнена из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% - углепластик и 3,7% - сталь.

Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы "Макдоннелл-Дуглас" АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 метров.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F -16C /D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников).

Существует несколько модификаций истребителя:

F -16А - одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F -16. Производство завершено в марте 1985 года. Выпускается только для иностранных заказчиков.

F -16В - двухместный учебно-боевой вариант F -16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 году.

F -16C -одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.

F -16D ‑ двухместный учебно‑боевой вариант F -16C . Поставляется ВВС США с сентября 1984 года.

F -16ADF - истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989‑1992 годах модифицированы 279 ранее построенных F -16A и F -16B .

RF -16C (F -16R ) - разведывательный вариант.

Истребитель F ‑16 имеет следующие основные характеристики :

Размах крыла - 9,45 м

Длина самолета - 15,03 м

Высота самолета ‑ 5,09 м

Площадь крыла ‑ 27,87 квадратных м

Масса пустого самолета в килограммах:

  1. F -16A - 7365
  2. F -16В - 7655
  3. F -16C - 8275
  4. F -16D ‑ 8855

Масса топлива в килограммах:

1. F -16A /C - 3105

2. F -16B /D - 2565

Взлетная масса (расчетная с полным запасом топлива) в килограммах:
F -16A , F -16C /D - 11839.

Взлетная масса (максимальная с внешней нагрузкой) в килограммах:
F -16A , F -16C - 19190.

Посадочная скорость - 226 км/ч.
Практический потолок - 15240 м.
Практическая дальность - 1315 км, перегоночная дальность - 3890 км.

Сорок лет назад на вооружение стран НАТО был принят самый массовый истребитель четвертого поколения — F-16 Fighting Falcon. Его выпуск продолжается до сих пор.

Своим рождением этот самолет обязан вьетнамской и арабо-израильским войнам, в которых более чем убедительно была опровергнута концепция воздушного боя, предполагавшая использование одних только ракет «воздух-воздух» с дальнего расстояния. Что во Вьетнаме, что на Ближнем Востоке, воздушные бои нередко проходили в лучших традициях мировых войн, часто напоминая классическую «собачью свалку». В этих боях нередко побеждали не современные F-4 Phantom с мощным ракетным вооружением, а легкие, верткие и устаревшие МиГи. Среди американских самолетов героем воздушных боев во Вьетнаме оказался легкий однодвигательный F-8 Crusader, в активе которого побед значилось больше, чем у нашумевшего «Фантома».

В начале семидесятых годов прошлого века ВВС США получили очень хорошую машину под названием F-15 Eagle, которая и в наши дни считается одним из лучших представителей четвертого поколения истребителей. Однако этот самолет оказался весьма дорогим, и о закупках большой партии речи не шло. Конгресс США всегда нервно реагировал на чрезмерные траты, нередко зажигая красный свет перед тем или иным дорогостоящим образцом оружия (по мнению конгрессменов, конечно же). Поняв, что одним F-15 решить проблему перевооружения ВВС не удастся, американские военные решили в дополнении к нему заказать легкий и «бюджетный» истребитель. Своего рода аналог советского МиГ-21, который был хорошим воздушным бойцом и при этом стоил недорого.

К 1973 году свой истребитель YF-16 представила компания General Dynamics, а годом позже подоспел его конкурент YF-17 фирмы Northrop. Оба истребителя заинтересовали военных, но выбор был сделан в пользу YF-16, который имел ряд неоспоримых преимуществ перед конкурентом. В частности, на нем устанавливался двигатель Pratt-Whitney F100, которым также оснащался F-15. Использование одинаковых двигателей облегчало и удешевляло обслуживание двух разных моделей, кроме того, YF-16 оказался более маневренным, чем YF-17 и более дешевым, благодаря однодвигательной силовой установке, против двухдвигательной у конкурента. В итоге в январе 1975 года YF-16 был объявлен победителем конкурса.

Вскоре самолет получил очень серьезную поддержку из Европы: союзники США по НАТО — Бельгия, Голландия, Норвегия и Дания объявили о своем желании принять F-16 на вооружение. Свое намерение они подкрепили в том же году на авиасалоне в Ле-Бурже, заказав для своих ВВС 348 истребителей. Причем все эти страны соглашались также стать производителями компонентов самолета, и вскоре в Бельгии и Голландии началось производство фрагментов фюзеляжа и электроники. Без преувеличения можно сказать, что F-16 — это продукт американской и европейской кооперации.

Первой страной, принявшей F-16 на вооружение в 1979 году, стали не сами США, а Голландия. В американских ВВС самолет появился только в 1980 году. Затем он, что называется, пошел по рукам: истребитель экспортировался в 23 страны, а лицензионное производство было организовано в Японии, Южной Корее и Турции. В настоящее время выпущено более 4600 F-16, которые стали не только самыми массовыми истребителями четвертого поколения в ВВС стран НАТО, но и в мире.


Феноменальный успех объясняется просто: F-16 обладал хорошими летными данными, был прост в эксплуатации и стоил недорого. Летчики хвалили истребитель за прекрасный обзор, что давало пилоту преимущество в воздушном бою, а технические службы отмечали продуманное размещение электронных блоков, отмечали удобство в обслуживании двигателя и прочих узлов. К тому же F-16 оказался еще и очень прочным — ресурс планера составляет 8000 летных часов.

Разумеется, были и минусы. Относительно небольшая максимальная скорость в 2 120 км/ч не всегда позволяла самолету выйти из боя в нужный момент и оторваться от противника. Старый советский МиГ-21 был более скоростным, не говоря уже про более новые машины. Небольшие размеры F-16 не позволяли брать на борт много топлива, из-за чего боевой радиус не превышал 900 километров, а однодвигательная схема снижала надежность: из-за отказа двигателей разбилось немало истребителей. F-16, особенно первых серий, оказался весьма аварийным самолетом: в результате различных происшествий было потеряно около 650 самолетов.

Фирмы-производители F-16 — General Dynamics, а затем Lockheed Martin постоянно совершенствовали истребитель. Модификация 16C получила новый двигатель General Electric F110, обновлялась авионика, системы управления бортовым вооружением, появились конформные топливные баки, увеличившие дальность полета. Несмотря на возраст, F-16 до сих пор остается одним из лучших однодвигательных истребителей в мире, модернизационный потенциал которого до конца не исчерпан. Свидетельством этого служит предложенная ВВС Индии модификация F-21 — наиболее совершенная версия F-16 на сегодняшний день. Этот истребитель абсолютно по всем показателям превосходит своего предка F-16A образца 1979 года, являясь самолетом поколения 4+.