Еаэс и шос. Еаэс и шос: слагаемые будущего

От сопоставления Евразийского Экономического Союза с Европейским союзом перейдем к рассмотрению вопроса о том, что объединяет ЕАЭС с ШОС и БРИКС (разумеется, не только потому, что в них присутствует Россия).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой региональную международную организацию, основанную в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. ШОС не является военным блоком, как НАТО, или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, а занимает промежуточную позицию . Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. На начало 2016 г. членами ШОС являются: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Государства-наблюдатели ШОС - Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия. В состав партнеров по диалогу ШОС (статус которых предоставляется государствам и организациям, разделяющим цели и принципы ШОС, установившим с ней отношения равноправного взаимовыгодного партнерства и сотрудничающим по отдельным направлениям деятельности) входят Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Бангладеш, Египет и Сирия подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей (рис. 14).

Предпосылки к созданию ШОС были заложены еще в 60-е гг. XX в., когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КН Р разрешила территориальные споры с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества. В 2001 г. встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в «Шанхайскую организацию сотрудничества», или «Шанхайскую шестерку». Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская

Щ страны-члены Q наблюдатели | партнеры по диалогу

Рис. 14. Контуры ШОС

конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму “Шанхайской пятерки”». Встреча глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании «Декларации глав государств - членов ШОС» и «Хартии ШОС» - базового уставного документа. С 1 января 2004 г. ШОС начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН. Это неизбежно приводит к столкновению интересов стран-участниц ШОС. В первую очередь, эксперты обращают внимание на столкновение экономических и политических интересов России и Китая. Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, Россия предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай, напротив, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, настаивает на том, чтобы приоритеты ШОС между анти- террористической и экономической деятельностью делились поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Более того, во внешней политике на первый план Китай ставит исторически территориальную проблему объединения с Тайванем, которая выходит за пределы компетенций ШОС, поскольку к решению этой проблемы причастны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС, а теперь и ЕАС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Россия предпочитает реализовать, в первую очередь, субрегиональные интеграционные проекты между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками, а экономическую интеграцию в формате ШОС рассматривать как более отдаленную цель. Пекин же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время . Это можно объяснить тем, что снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия главным образом для увеличения предтожения китайских товаров, и тем самым перед странами Центральной Азии откроется перспектива стать придатком китайской экономики. С другой стороны, как полагает А. Ю. Баранов, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях “российскую карту”, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами» . Действительно, в «треугольнике США-РФ-КНР» интересы ШОС, а следовательно, и ее участников, должны занимать приоритетные позиции и в экономике, и в политике. Это, в частности, было подкреплено «Договором о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», принятым на бишкекском саммите 16 августа 2007 г. Этот Договор явился основой становления нового, более справедливого миропорядка после распада биполярной системы, когда доминирующей силой намеревались стать США как единственная оставшаяся сверхдержава.

Особое внимание следует обратить на внешнеполитическое окружение и международное влияние ШОС. Упомянутый выше «треугольник США-РФ-КНР» стал формироваться еще в 90-е гг. прошлого века в связи с распадом Советского Союза и притязаниями США на роль гегемона в однополярном мире. Тогда США воспринимали зарождающуюся «шанхайскую пятерку» как структуру, деятельность которой не представляла никакой угрозы их интересам. Китайский аналитик Чжао Хуашэн, отмечая, что ШОС изначально не имела антиамериканской направленности, приводит факты, свидетельствующие о том, что она формировалась в период наибольшего обострения отношений между Америкой, Китаем и Россией . Поначалу Вашингтон приветствовал любые шаги, направленные на ослабление угрозы исламского экстремизма и достижение стабильности в Центральной Азии. Но уже в 2005 г. военно-политическая элита США приступила к реализации проекта «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии», в котором нет места ни России, ни Китаю. Иначе говоря, этот проект изначально был направлен против ШОС и, соответственно, против его участников. Вместе с тем отмечается, что противоречия между Россией, Китаем и США еще не настолько обострились, чтобы Москва и Пекин оказывали бы совместное противодействие Вашингтону. Как Россия, так и, в особенности, Китай, полагает А. В. Болятко, слишком дорожат своими отношениями с США, чтобы ставить их под удар, реализуя некий вариант военно-политического альянса-антагониста НАТО . Что касается отношений ШОС с такими центрами экономического могущества, как Евросоюз и Япония, то они ограничиваются пока в основном совместными энергетическими программами, хотя в Японии встречаются предложения заявиться ей в качестве партнера по диалогу в рамках ШОС. Важно отметить, что сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии. Следовательно, ключевая роль здесь - за ШОС и ЕАС. И хотя между государствами-членами ШОС неизбежны противоречия и разногласия, эта организация выглядит достаточно монолитной структурой, объединяемой цивилизационными и геополитическими кодами госу- дарств-соседей, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным экономическим показателям. На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП ШОС. И даже несмотря на то, что относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая, Индии, Ирана, Пакистана и Монголии к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии. Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая всегда воспринималось с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

БРИКС (BRICS) - коалиция пяти быстроразвивающихся стран - Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (она вошла в состав группы в начале 2011 г.; см. рис. 15), - которая была выделена аналитиком Goldman Sachs Джимом О’Нейлом в ноябре 2001 г. в аналитической записке банка.


Рис. 15.

Пока еще в неявной форме участниками саммитов БРИ КС высказывается определенная заинтересованность этих стран преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое “влияние”», хотя страны БРИ КС пока еще не образуют какой-либо экономический блок или официальную торговую ассоциацию . Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны, обладающие большим количеством важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия - крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов;
  • Индия - дешевые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай - обладатель дешевых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

В конечном итоге прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда» в мире. Экономический потенциал БРИКС таков, что эта группа может стать доминирующей экономической системой к 2050 г. На 2011 г. страны БРИКС занимают довольно высокие позиции в глобальном рейтинге. Итак, БРИКС следует рассматривать как долгосрочный проект объединения геополитических полюсов на трех континентах Земли, которые, демонстрируя свое экономическое и ресурсное могущество, закладывают реальную структуру многополярного мира, в котором ЕАЭС и ШОС будут занимать лидирующие позиции.

С недавних пор эксперты стали чаще говорить о формировании новых центров многополярного мира. Новым полюсом роста, а также базой интеграции сегодня выступают Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны Южной Азии. Следует отметить, что к образованию и БРИКС страны Запады относились весьма скептически. Существовало мнение, что новые интеграционные объединения нежизнеспособны. Можно сказать, что к Евразийскому экономическому союзу относятся уже серьезнее. Тем не менее, это отношение проявляется в критике интеграции, которую злопыхатели связывают с «имперскими амбициями Путина», несмотря на то, что инициатором объединения выступал Нурсултан Назарбаев . Вместе с тем, интеграция России, Казахстана и Белоруссии в , а также устоявшиеся и БРИКС уже конкурентоспособны на мировой арене.

По данным многих рейтинговых агентств экономика стран БРИКС к 2050 году превысит экономику «большой семерки». Это обусловлено тем, что перед странами Запада у БРИКС есть несколько заметных преимуществ. Во-первых, страны, которые интегрированы в организацию, богаты природными ресурсами, добыча которых направлена, в том числе, на экспорт служащий экономическим базисом, на котором выстраиваются остальные отрасли экономики. Вместе с тем, Китай и Индия обладают значительными производственными ресурсами, дополняя БРИКС. Общее население организации составляет 43% от всего мирового населения, что предполагает наличие дешевых трудовых ресурсов. Предполагается, что Россия и Бразилия выступят глобальными поставщиками ресурсов, а Китай и Индия будут являться крупными производственными площадками.

Если страны БРИКС увеличивают политическое сотрудничество, являясь уже по своей сути политическим блоком, то Шанхайская организация сотрудничества имеет экономическую направленность. Можносказать, что мировые державы сегодня ведут негласную борьбу за сферу влияния в странах Центральной Азии. Однако этот регион уже сделал свой выбор в сторону крупных региональных игроков - России и Китая. К слову, недавний газовый контракт между которыми утвердил понимание того, что страны наращивают сотрудничество. Странам Центральной Азии предстоит выступить наравне с КНР и Россией. При этом их экономики вполне соотносимы. На территории Центрально-Азиатского региона располагаются производственные площадки, страны богаты сырьевыми ресурсами, а также обладают большим трудовым потенциалом. Россия и Китай (а также Индия в случае вступления) уже сегодня выступают мощным катализатором экономик стран Центральной Азии. С момента создания , эксперты отмечают рост инвестиционной составляющей в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Дополнительно, выступает гарантом стабильности и безопасности стран Центрально-Азиатского региона. Несмотря на то, что в регионе присутствуют радикальные организации (в Афганистане), прогноз по стабилизации обстановки в регионе оптимистичный. Безопасная среда выгодна как крупным игрокам в регионе, которые смыкаются кольцом (Россия, Индия, Китай), так и самим странам Центральной Азии, так как политическая стабильность ведет к экономическому росту и развитию промышленного производства.

Самым молодым объединением в регионе является . Это уже более тесная организация, которая подразумевает плотную интеграцию экономик стран. Перспективы в регионе более чем внушительны. уже доказала, что интеграция соседствующих стран выгодна с экономической точки зрения. Тесная интеграция в единый рынок будет способствовать тому, что и в крупных альянсах Россия, Казахстан и Белоруссия (а также потенциальные новые члены - Армения, Кыргызстан и Таджикистан) будут выступать в качестве одного (единого) игрока. Например, в системе БРИКС страны Евразийского союза способны обеспечить рынок всеми минеральными ресурсами, а также рабочей силой. При этом Казахстан и Белоруссия способны выступить и внутри рынка, обеспечив самодостаточность региона, ввиду того, что интеграция экономик весьма сильная. Это значит, что страны способны выступить единым игроком на мировой арене, и, одновременно, обеспечить внутренний рынок широчайшим спектром отечественной продукции. То есть, может быть поставщиком ресурсов, но не сырьевым придатком.

Таким образом, существующие интеграционные объединения функционируют в едином ключе, дополняя друг друга. Разная направленность и формы интеграции способствуют усилению влияния государств на мировой арене. Это подтверждается действиями Запада, который уже с осторожностью относится к странам Центральной Азии, пытаясь увеличить степень присутствия в регионе. Однако, как страны Центрально-Азиатского региона, так и Россия и Китай сегодня направлены на усиление региональной интеграции. Можно сказать, что это единственный способ вывести регион на лидирующие мировые позиции в экономическом и политическом аспектах.

Следите за нашими новостями на

В XXI в. страны находят новые пути стимулирования экономического роста, в том числе в международной торгово-экономической интеграции. Интеграционные договоренности «всех со всеми» в рамках длящегося с 2001 г. дохийского раунда ВТО продвигаются очень медленно: из последних решений можно выделить лишь соглашение по немедленной ликвидации экспортных сельскохозяйственных субсидий в развитых странах и отложенной до 2023 г. их ликвидации развивающимися экономиками.

Вряд ли это свидетельство начала деглобализации: фундамент, заложенный многосторонними договоренностями в рамках ВТО, будет задавать границы, за которые национальный протекционизм не будет выходить. На этом фундаменте, по всей видимости, будет расти здание будущей мировой торгово-экономической системы, в архитектуре которого определяющую роль будут играть формирующиеся двусторонние и блоковые преференциальные торговые соглашения (ПТС), такие как Транстихоокеанское партнерство (ТТП), трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство ЕС – США (ТТИП), Меркосур, китайская инициатива экономического пояса Шелкового пути и другие мегарегиональные блоки.

Такой «глобализирующийся регионализм» обусловлен в том числе фундаментальными изменениями структуры мирового производства, вызванными мировой торговлей. Все больше участвующих в международном обмене товаров производится не в отдельно взятой стране, а в рамках глобальных цепочек, проходящих через несколько стран. Так, например, в выручке экспортируемого из Китая iPhone лишь около 1,4% добавленной стоимости приходится на сам Китай (на США – 66%). Производимые на территории США самолеты Boeing состоят из более чем 6 млн деталей, поставляемых из более чем 30 разных стран (в том числе из России). В таких условиях продвижение экономических интересов требует не протекционизма в национальных границах, а защиты существующих цепочек, включая снижение издержек производства и торговли, упрощение торговых процедур и обеспечение беспрепятственного многократного пересечения границы.

Все больше стран стимулируют торгово-экономическое взаимодействие через механизмы торговых соглашений, замыкают производственные цепочки внутри мегарегиональных блоков. Процесс интеграции существенно усложняется, акценты смещаются от торговли товарами в сферу услуг, инвестиций, трансфертов знаний и технологий. Современные ПТС отличаются чрезвычайной глубиной и шириной охвата, многие из них имеют черты общего рынка, обеспечивая преференциальный доступ партнеров по соглашению на отечественный рынок.

Интеграция является важным источником экономического роста: специализация экономики на отраслях, обладающих сравнительными преимуществами, повышает благосостояние; торговля и иностранные инвестиции способствуют повышению эффективности за счет трансферта технологий и увеличения человеческого капитала и обеспечивают конкурентную среду, необходимую для устойчивого технологического развития. Более высокие (по сравнению со среднемировыми) темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе в течение последних 15 лет во многом связаны с развитием интеграционных процессов.

С начала 2000-х гг., в то время как процессы преференциальной либерализации в мире набирали обороты, Россия играла роль стороннего наблюдателя формирующихся правил мировой торгово-экономической системы, практически не участвуя в процессах международной экономической интеграции со странами дальнего зарубежья. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являясь региональным торговым соглашением, объединяющим Россию с некоторыми другими странами постсоветского пространства, либо интегрируется в мировую торгово-экономическую систему с учетом всех ее современных особенностей (причем делать это следует на стадии ее формирования), либо, в противном случае, правила игры установятся без нашего участия и страны ЕАЭС будут нести потери за счет упущенных возможностей встраивания в новую архитектуру мировых торгово-экономических связей.

В настоящее время интеграционный потенциал Евразийского союза используется совсем не на полную мощность. Экономики стран ЕАЭС слабо интегрированы в мировые цепочки добавленной стоимости. Внутри интеграционного объединения действует множество барьеров, препятствующих взаимной торговле и инвестициям. На треке интеграции со странами дальнего зарубежья пока существует только соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом (0,6% российского товарооборота). Для увеличения в ближайшем будущем выгод от международной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе следует активизировать интеграционную повестку, нарастить мощность переговоров по ЗСТ со странами АСЕАН и ШОС. В дальнейшем никуда не уйти от обсуждения формата сотрудничества с ТТП и ТТИП.

В последнем послании президента Федеральному собранию перспективные соглашения о ЗСТ с АСЕАН и ШОС упомянуты в качестве ближайших внешнеэкономических приоритетов. Какие выгоды могут получить экономики России и партнеров по ЕАЭС от такой интеграции?

Наши расчеты показывают, что соглашение о ЗСТ Евразийского союза со странами ШОС (прежде всего с Индией и Китаем) могло бы принести значительную выгоду и повысить конкурентоспособность ЕАЭС. Интеграция в рамках ШОС, страны которой в сумме генерируют порядка 28% мирового ВВП и 20% российского товарооборота, будет при этом иметь ряд особенностей.

Во-первых, в результате простого взаимного обнуления пошлин на торговлю товарами ежегодный общий макроэкономический выигрыш для России составит ~$10 млрд, или 0,6% от ВВП 2015 г. (для ЕАЭС – ~$13 млрд). При этом выигрыши будут разными для отраслей, для отдельных из них (сельское хозяйство, пищевая промышленность, отдельные виды обрабатывающих производств) есть и риски падения выпуска.

Во-вторых, более глубокое соглашение о ЗСТ между участниками ШОС, означающее гармонизацию технических стандартов, договоренности о санитарном регулировании, снижение технических барьеров в торговле может существенно (в 1,5–2 раза) увеличить выигрыш для России и стран ЕАЭС.

Следует отметить, что соглашение о ЗСТ в рамках ШОС не будет означать перехода к китаецентричной внешнеэкономической стратегии или необратимого «поворота на восток», поскольку не подразумевает создания единой таможенной территории и передачи торговой политики стран ЕАЭС в компетенцию какой-либо наднациональной структуры. Следовательно, подобная инициатива, с одной стороны, может способствовать встраиванию российской экономики в меняющийся ландшафт мировой торгово-экономической системы, а с другой – не будет препятствовать возможности получения выгод от интеграции с другими странами и блоками, прежде всего с наиболее значимым торговым партнером – ЕС, с которым, насколько это возможно с учетом текущих политических ограничений, следует поддерживать максимальное развитие совместных инфраструктурных и гуманитарных проектов, а в дальнейшем – двигаться в сторону формирования единого рынка.

Международная интеграция – один из немногих оставшихся в нашем распоряжении источников экономического роста, и этим источником обязательно следует пользоваться. Для этого необходима выработка механизма решения внутренних противоречий в ЕАЭС и формирования общей интеграционной повестки с выходом на глубокое торгово-экономическое сотрудничество со структурами, формирующими всеобъемлющие соглашения нового поколения. В современных условиях внутренних и внешних политических ограничений единственный относительно безболезненный ресурс развития у российской экономики, способный дать результат уже в среднесрочной перспективе, – интеграция в большие экономические процессы, времени на которую остается все меньше. Пассивная позиция на внешнеэкономическом направлении несет в себе риски как потери возможности политического позиционирования, так и упущенной экономической выгоды.

Появление проекта Экономического пояса Шелкового пути вызвало немало споров о том, смогут ли Россия и Китай гармонизировать свои интеграционные и инфраструктурные проект в Центральной Азии. О том, как китайские инициативы соотносятся с российской политикой в регионе, корреспонденту китайского журнала International Herald Leader рассказал и.о. директора Института Дальнего Востока РАН, эксперт РСМД Сергей Лузянин.

Как Россия в целом оценивает недавно принятую Китаем политику «одного пояса и одного пути»? Совместима ли она с Евразийским союзом, к созданию которого стремится президент России Владимир Путин?

Очевидно, что, помимо возможных рисков, создание Экономического пояса Шелкового пути послужит для России конструктивным экономическим стимулом. В частности, возникнет необходимость осуществления активной инвестиционной, торговой и экономической политики в отношении участвующих групп, включая, в частности, расширение строительства железных дорог и автомагистралей — примером подобной деятельности является реконструкция железнодорожной линии Москва — Казань и строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Пекином. В будущем, как планирует Пекин, объединенная транспортная сеть позволит создать транспортный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион со странами Западной Европы. Такая сеть будет связывать 18 азиатских и европейских стран, в общей сложности охватывая территорию в 50 миллионов квадратных километров с населением 3 миллиарда человек. За последние 10 лет ежегодный рост объема торговли Китая со странами, расположенными вдоль Пояса, составил около 19%, а сам торговый оборот Китая с этими странами в 2014 году достиг более 600 миллиардов долларов США.

Выдвинутая председателем Си Цзиньпином идея Пояса изначально воспринималась в России и ряде других стран Таможенного союза, существовавшего на тот момент, достаточно осторожно. Ряд российских экспертов даже утверждали, что этот проект представляет собой реакцию КНР на медленные темпы развития ШОС и что Шелковый путь является альтернативным вариантом ускорения развития для Центральной Азии и соседних регионов.

Как теперь стало очевидно, ситуация является не настолько критической. Несомненно, проект Си Цзиньпина крайне амбициозен, рассчитан на долгосрочную перспективу и отражает темпы роста влияния Китая и характер этого роста в качестве новой экономической державы. В контексте проекта Великого шелкового пути достаточно четко просматриваются задачи Китая на евразийском пространстве. С другой стороны, точно так же очевидно, что этот проект не препятствует и не призван препятствовать реализации других двух планов — развития ШОС, внутри которого Китай и Россия продолжают играть центральную роль, и Евразийского экономического союза. В настоящий момент китайские проекты (Экономический пояс и Шелковый путь) представляются важной стратегической инициативой руководства страны, которая, однако, не получила институционального оформления.

Таким образом, Россия в контексте этих проектов вовсе не является пассивным наблюдателем с точки зрения многостороннего или двустороннего формата сотрудничества с КНР. В то время как Китай активно продвигает свой проект, Россия — если говорить о формате ШОС — заинтересована в поиске (политическом и экспертном) путей и возможностей для развития взаимодействия или сближения ШОС с проектом Шелкового пути. Заинтересованность России в развитии взаимодействия ШОС как с Евразийским экономическим союзом, так и с проектом Шелкового пути просматривается достаточно явно. При этом существует ряд вариантов/сценариев, которые могут быть реализованы в данном процессе: (a) развитие интеграции/сближения вдоль «Северного маршрута» (ШОС — ЕАЭС) с укреплением Евразийского банка развития за счет привлечения китайских ресурсов — или (b) вдоль «Южного маршрута» (ШОС — Шелковый путь), который, однако, представляется как более поздний с точки зрения возможных периодов и возможностей реализации. В то же время нельзя исключать и параллельного развития всех трех проектов.

Как Россия будет выстраивать свои отношения с пятеркой стран Центральной Азии, если они решат сотрудничать с Китаем в рамках концепции «один пояс, один путь»?

Выбранная Китаем стратегия реализации политики «один пояс, один путь» не создаст конфликта интересов между Россией и Китаем в Центральной Азии. Некоторые западные эксперты считают, что все центральноазиатские страны присоединятся к китайскому проекту Шелкового пути и забудут о России и ее проектах вовсе. Однако это не так: между Китаем, Россией и странами Центральной Азии существует тесная связь, обусловленная их членством в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Единственное государство в Центральной Азии, не входящее в ШОС, — Туркменистан — не играет в регионе важной политической роли. Таким образом, мы видим возможность многостороннего сотрудничества в рамках китайского Экономического пояса и ШОС, их сближения, а также активного участия центральноазиатских стран в общем сотрудничестве в сфере экономики и транспорта.

17 мая 2018 г. во время проведения экономического форума в Астане было подписано соглашение между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом об экономическом и торговом сотрудничестве. Данный документ, по мнению китайской стороны, является важной вехой в продвижении инициативы КНР «Один пояс – один путь». Процесс ратификации договора может затянуться на многие месяцы, но Китай не спешит: сотрудничество с ЕАЭС является для Пекина не единственным способом торгово-экономического взаимодействия с евразийскими государствами.

Объем соглашения составил 13 глав. Документ определяет деятельность КНР и ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли, права интеллектуальной собственности, устанавливает базу для ведомственного сотрудничества и проведения государственных закупок, а также устанавливает правила для ведения электронной торговли, рассматривает вопросы, связанные с конкуренцией на рынках.

Стороны договорились о дальнейшем упрощении процедур таможенного оформления и сокращения сопутствующих расходов при ведении торговли.

Предполагается создание благоприятных условий для промышленного развития, содействие углублению экономических отношений КНР и ЕАЭС, а также его государств – членов в рамках двусторонних отношений с КНР.

Путь к соглашению начался в мае 2015 г. С тех пор прошло пять раундов переговоров, три заседания рабочих групп, а также две консультации на уровне министров. Соглашение открывает новый этап отношений КНР и ЕАЭС, а также сотрудничества в рамках политики сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути».

В Китае подчеркивают, что, несмотря на отсутствие снижения тарифов в рамках соглашения, оно основано на правилах и нормах ВТО. Такой взгляд позволяет говорить о двух аспектах развивающегося торгово-экономического взаимодействия Китая и ЕАЭС. С одной стороны, торгово-экономические отношения КНР и ЕАЭС должны находиться в рамках норм и правил ВТО, что говорит об отсутствии стремления Китая создавать параллельную глобальную торгово-экономическую систему на базе взаимоотношений с ЕАЭС. С другой стороны, Китай делает попытку перехватить первенство в ВТО у стран Запада, подчеркнуть свою приверженность устоявшимся правилам торгово-экономических отношений в мире.

Необходимо заметить, что в Китае не торопятся с оценкой соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Процесс ратификации соглашения во всех странах – членах ЕАЭС может продолжаться более полугода, а значит, возможность реальной оценки документа и его значения для сторон откроется не раньше 2019 г.

В Китае говорят об элитарном характере соглашения. Отмечено, что весь период взаимодействия ЕАЭС и КНР в вопросах торгово-экономических отношений, а также в вопросах сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути» первую скрипку играли лидеры государств. В итоге благодаря значительной личной поддержке председателя КНР и лидеров стран – членов ЕАЭС стало возможным завершение переговоров по соглашению.

Документ рассматривается как часть политики Китая в рамках взаимоотношений со странами – участницами инициативы «Пояса и Пути». Соглашение названо важной вехой в строительстве и развитии китайской инициативы. Перечисляя аспекты соглашения, затрагивающие сотрудничество в сфере торговли, интеллектуальной собственности, государственных закупок и электронной коммерции, подчеркивается, что интеграция ЕАЭС и КНР, шире – инициативы «Пояса и Пути», позволяет китайским предприятиям еще больше развивать свой экспортный потенциал в отношении стран – членов ЕАЭС.

Китай видит соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве не только как документ, организующий систему многостороннего сотрудничества стран ЕАЭС с КНР, но и как основу дальнейшего развития торгово-экономических отношений с ними. Соглашение между ЕАЭС и КНР было упомянуто в совместных заявлениях с Россией и Казахстаном в преддверии саммита ШОС.

Говоря о двустороннем сотрудничестве КНР на примере России, соглашение пока что не было отмечено в качестве прорывного или первостепенного документа. Напротив, документ назван в ряду рутинных практик двустороннего взаимодействия, которые, несмотря на значительный прогресс, требуют дополнительных усилий и закрепления результатов.

Говоря о взгляде китайской прессы и аналитических центров на возможности торгово-экономического взаимодействия в Евразии, на первое место выходит не ЕАЭС, а ШОС, которая постепенно получает все большую значимость в рамках китайской внешнеэкономической стратегии.

Вызывает интерес материал о содействии углублению экономического сотрудничества в ШОС, опубликованный в преддверии саммита организации в Циндао.

Целью развития экономического взаимодействия в ШОС названо содействие региональному упрощению процедур торговли и либерализации институциональных механизмов.

Подчеркнута важность инициативы «Пояса и Пути» для развития ШОС и необходимость стремления к созданию ЗСТ ШОС. Достижение этого результата возможно через реформирование коммерческой системы стран, укрепление правовой структуры, а также совместной борьбы с коррупцией и движения в сторону экономического взаимодействия. Достижимость ЗСТ ШОС просматривается через синергию организации и китайской инициативы.

ШОС также рассматривается как основа регионального «сообщества единой судьбы». ШОС представляет собой новый тип международных отношений, который базируется на уважении, справедливости и взаимной выгоде. Новый тип международных политических и экономических отношений в ШОС сформирован «Шанхайским духом», который основан на доверии, взаимной выгоде, равенстве, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию.

В ШОС происходит продвижение экономического сотрудничества и формирование сообщества экономических интересов. Благодаря инициативе «Пояса и Пути» была улучшена инфраструктура региона, что влияет на развитие торговли стран – членов организации.

Подчеркнуто развитие гуманитарного сотрудничества. Проводятся мероприятия по культурному обмену и обмену в сфере образования и науки. Благодаря этому формируется социальная основа развития общества, разделяющего «общую судьбу».

Взаимодействие КНР и ЕАЭС зависит от множества факторов как во внутренней политике, так и в международных отношениях. ЕАЭС не является единственной площадкой, рассматриваемой КНР как основа для экономического взаимодействия с постсоветской Евразией.

Заметны активные попытки выдвижения экономической повестки дня на первое место в рамках ШОС. Основным нюансом является то, что все возможные механизмы взаимодействия находятся в контексте развития инициативы «Пояса и Пути», которая, по мнению КНР, начинает выступать мерилом экономической интеграции в Евразии.