Что поставить на а 20. Оборудование, снаряжение и боекомплект

Советский средний танк А-20

В августе 1938 г. ЦК ВКП(б) поручает Комитету Обороны к июлю 1939 г. предстааи1ь новые образцы танков с противоснарядным бронированием. Проектирование этих образцов поручается танковому КБ Харьковского тракторного завода и Кировскому заводу в Ленинграде. В январе 1937 г. в Харьков из Ленинграда переехал танковый конструктор М.И. Кошкин, сменивший необоснованно репрессированного талантливого конструктора А.О. Фетисова. К этому времени коллекти конструкторов имел опыт проектирования танков серии БТ. Кроме того, был опыт их боевого применения в республиканской Испании и в результате сделаны определенные выводы по дальнейшему развитию колесно-гусеничных машин. Уже было известно, что из-за ненадежной конструкции трансмиссии и привода на ведущие опорные катки танк либо буксовал, либо зарывался в грунт. Военный инженер Н.Ф. Цыганов пробовал добавить один каток к гусеничному варианту, но это был не ведущий, а «пассивный" каток, и опыт ничего существенного не дал.

Еще ранее по инициативе Цыганова были предприняты попытки улучшения конструкции колесно-гусеничных танков. Цыганов был весьма напористым и энергичным изобретателем и мог заражать своими идеями и других. Прежде всего он предложил синхронизировать работу гусеничного и колесного движителей. По его мысли, это позволило бы в случае потери в бою одной гусеницы продолжить движение на другой гусенице и на колесах. Другая его идея состояла в установке на танке наклонно расположенных броневых листов не только в лобовой и кормовой части, но и вдоль верхней части бортов корпуса. Именно такая схема установки бортовой брони перешла затем в основных решениях к последующим разрабатываемым моделям танков.


Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Осенью 1937 г. Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало заводу №183 (ранее Харьковский паровозостроительный завод) задание на разработку нового колесно-гусенично-го танка с более мощным бронированием, который должен был в ближайшее время прийти на смену танкам БТ. Прямое увеличение толщины брони сопровождалось перегрузкой трансмиссии и элементов ходовой части, что не отвечало требованиям заказчика. КБ, возглавляемое конструктором М.И.Кошкиным, начало работы над опытным колесно-гусеничным танком под индексом А-20. На основе своего опыта по проектированию средних танков типа Т-29 Кошкин выступал против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка: более простая конструкция позволила бы значительно увеличить производство боевых машин (их могли бы выпускать машиностроительные заводы).

4 мая 1938 г. Комитету Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничный танк А-20, разработанный согласно требованиям ГАБТУ, и чисто гусеничный А-20Г, впоследствии получивший индекс А-32.

Совещание проходило с участием Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина,членов Политбюро, военных высокого ранга и работников промышленности.


Механизм поворота пушки танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Технический проект А-32 внешне почти не отличался от А-20, за исключением ходовой части, имевшей 5, а не 4, как у А-20, опорных катков на борт. Каждому из танков были присущи свои достоинства и недостатки. Поэтому сделать выбор в пользу одного из них было очень непросто.

На совещании слово было предоставлено А.А. Ветрову, военному инженеру-танкисту, окончившему бронетанковую академию. С июля 1937 по май 1938 г. он воевал в Испании, был заместителем командира Интернационального танкового полка. В своем докладе он стал говорить о достоинствах и конструктивных недостатках наших танков, в основном о необходимости повысить надежность работы механизмов, увеличить бронезащиту танков, сделав ее снарядостойкой, повысить надежность КПП. усилить вооружение, средства связи. Сталин заметил, что именно это интересно услышать от инженера-танкиста, получившего боевой опыт в Испании, и спросил, как проявила себя ходовая часть танков, прежде всего колесно-гусеничных. Ветров высказался в пользу чисто гусеничного танка, обосновав это тем, что колесно-гусеничный движитель слишком сложный и ненадежный и часто выходил из строя. Такое же мнение высказал и М.И Кошкин, умевший твердо отстаивать свои убеждения.


Конструкция корпуса танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Он подверг критике требование заказчика изготовить в металле лишь один колесно-гусеничный танк и предложил представить на государственные испытания две спроектированные заводом машины - А-20 и А-32.

В процессе обсуждения большая часть присутствующих на заседании военных специалистов склонялись к
принятию проекта танка А-20 как машины, отличавшейся большей оперативной подвижностью. Такого же мнения придерживались начальник Автобронетанко-вого управления комкор Д.Г. Павлов и другие выступавшие, дружно восхвалявшие достоинства колесно-гусеничного танка.

Точку а этом споре поставил Сталин, В конце заседания он одобрительно отозвался о проекте нового танка А-20 и предложил принять его за основу с учетом замечаний воевавших в Испании танкистов. Затем он взял в руки макет танка и, обернувшись к членам Политбюро, сказал: «Думаю, что, кроме представленного нам колесно-гусеничного образца с мощным дизельным двигателем и 76-мм, а не 45-мм пушкой, следует разработать и изготовить схожий танк, но на гусеничном ходу. После сравнительных испытаний двух образцов окончательно решить вопрос о принятии на вооружение армии показавшего лучшие результаты танка. К этой работе привлечь танкистов с боевым опытом».


Башенные смотровые приборы танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Спустя три месяца КБ Харьковского завода разработало технические проекты обоих танков - А-20 и А-32. В августе 1938 г. они были обсуждены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. В состав совета входили К.Е. Ворошилов, В.К, Блюхер, СМ. Буденный. ПИ. Кулик, Л.З. Мех-лис, И.В. Сталин, И.Ф. Федько, Б.М. Шапошников, Е.А, И.Даденко, К.А. Мерецков. Все высказались в пользу танка А-20, а Сталин снова предложил построить и испытать оба варианта машины.

В августе Комитетом Обороны было издано постановление «О системе танкового вооружения-, предписывающее к июлю 1939 г. изготовить и представить на государственные испытания опытные образцы новых танков.


Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Танковые КБ Харьковского завода были обьединены в одно, которое возглавил М.И. Кошкин, заместителями его были назначены А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко, А.в. Колесников и В.М. Дорошенко.
Весной 1939 г. опытные машины А-20 и А-32 были изготовлены и летом прошли государственные испытания. И снова, как ни странно, госкомиссия не смогла сделать окончательного вывода о том, какая же машина должна быть поставлена на вооружение армии: оба образца были одинаковыми по своим боевым характеристикам. Не могли прийти к окончательному решению и в Главном бронетанковом управлении. Правительством было решено провести испытания на самом высоком уровне. До этого, чтобы легче было принять решение, какому танку отдать предпочтение - колесно- гусеничному А-20 или гусеничному А-32, их представляли одинаковыми по массе (19 т) и вооружению (с 45-мм пушкой).

Силовая установка - дизель В-2 мощностью 500 л.с. - располагалась в кормовой части корпуса. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных простых бортовых редуктора. Агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части в некоторой степени заимствованы у легкого танка БТ-7М.
Колесно-гусеничный А-20 имел классическую схему общей компоновки. Экипаж в составе 4 человек располагался следующим образом: механик-водитель - в отделении управления у левого борта, пулеметчик - справа от него, в башне слева от пушки - командир танка (он же наводчик), справа от пушки - заряжающий.


Элементы подвески и двигатель танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Боекомплект 45-мм пушки составлял 152 выстрела, с ней был спарен пулемет ДТ. второй пулемет ДТ размещался в шаровой установке, справа в верхнем лобовом листе корпуса. Боекомплект к пулеметам из 2079 патронов находился в 43 пулеметных дисках. Была предусмотрена возможность размещения в башне зенитной турели П-40. Имевшиеся телескопический стабилизированный и перископический прицелы предназначались для ведения стрельбы из пушки. Башня была оборудована двухскоростным поворотным механизмом с ручным и электрическим приводами. У места командира для наблюдения за полем боя имелась командирская панорама.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20 мм а носовой части. Рациональные углы наклона броневых листов составляли: лобовой - 56°, верхней части борта - 35°. кормовой части - 45". Башня конической формы в лобовой части имела броню толщиной 25 мм, Съемные крыши моторного и трансмиссионного отделений крепились к корпусу при помощи болтов. Задний лист кормы также был съемным.


Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Подвеска танка индивидуальная, пружинная. В состав колесно- гусеничного хода входили восемь опорных обрезиненных катков, направляющие колеса с червячными механизмами натяжения гусениц и ведущие колеса гусеничного хода. При движении на колесном ходу вступали в действие три пары ведущих опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода имели гребневое зацепление с гусеницами. Поворот осуществлялся по принципу гусеничной машины за счет торможения ведущих катков на одном из бортов.
На танке, в нише башни, были расположены радиостанция 71-ТК и переговорное устройство. Разрабатывалась возможность установки оборудования для подводного вождения и огнеметного устройства.


Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Летом 1939 г. танк А-20 был передан военному представительству АБТУ на войсковые, а затем полигонные испытания, после чего признан пригодным к эксплуатации в РККА.

Таким образом, опытный танк А-20 стал последним представителем отечественных колесно-гусеничных машин. Ему пришлось принимать участие в боевых действиях начала Второй мировой войны. При подходе немцев к Кубинке, где находились НИИБТ и полигон Автобронетанкового управления РККА, из машин, не отправленных в тыл, был сформирован отдельный танковый батальон, включенный в состав 22-й танковой бригады. В одну из танковых рот под командованием лейтенанта Семенова входил танк А-20. Танковая бригада в составе подвижной группы подполковника Ермакова вела бои в районе Павловской слободы. 1 декабря 1941 г. танк получил о бою повреждение, но через 4 дня снова вступил в строй. До середины октября в составе 22-й бригады танк А-20 поддерживал конницу Доватора, вновь получил боевые повреждения и был отправлен в тыл для ремонта. Далее следы его теряются.


Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.


___________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

В тридцатых годах советские танкостроители активно занимались разработкой колесно-гусеничных танков. Ввиду определенных проблем с ресурсом гусеничного движителя приходилось искать альтернативное решение, которым в итоге стало использование комбинированной ходовой части. В дальнейшем проблемы с гусеницами были решены, что привело к отказу от колесно-гусеничных танков. После этого все отечественные бронемашины этого класса оснащались только гусеничным движителем. Тем не менее, в середине тридцатых годов отсутствовали нужные технологии и материалы, что заставляло конструкторов изучать и разрабатывать несколько проектов одновременно.

Еще до конца войны в Испании советские военные и конструкторы начали обсуждать облик перспективного танка. Бурное развитие противотанковой артиллерии привело к появлению требования об оснащении машин противоснарядной броней, стойкой для орудий калибра 37 и 45 мм. Имелись общие взгляды и на вооружение перспективных танков. Причиной для многочисленных споров была ходовая часть. Специалисты поделились на два лагеря, отстаивавших необходимость использования гусеничного или комбинированного движителя.

Опытный А-20

Главной предпосылкой к созданию колесно-гусеничных танков был низкий ресурс существовавших в то время гусениц. Военные желали получить гусеничный движитель с ресурсом не менее 3000 км. В таком случае можно было отказаться от идеи перегона техники на большие расстояния при помощи колес. Отсутствие требуемых гусениц было аргументом в пользу комбинированного движителя. Одновременно с этим колесно-гусеничная схема усложняла конструкцию танка, а также негативно сказывалась на производстве и эксплуатации. Кроме того, зарубежные страны к этому времени начали переход на полноценную гусеничную технику.

13 октября 1937 года Харьковский паровозный завод им. Коминтерна (ХПЗ) получил техническое задание на разработку нового колесно-гусеничного танка. Эта машина должна была иметь шесть пар ведущих колес, боевую массу на уровне 13-14 т, противоснарядную броню с наклонным расположением листов, а также 45-мм пушку во вращающейся башне и несколько пулеметов. Проект получил обозначение БТ-20.

В марте 1938 года нарком обороны К.Е. Ворошилов выступил с предложением, касавшимся будущего бронетанковых подразделений. В докладной записке на имя председателя Совнаркома он отмечал, что танковым подразделениям нужен только один танк. Для определения наиболее выгодного варианта такой машины нарком предложил разработать два сходных проекта танков с разными движителями. Имея одинаковые защиту и вооружение, новые танки должны были оснащаться колесно-гусеничным и гусеничным движителями.

К сентябрю 1938 года харьковские инженеры закончили разработку проекта БТ-20 и представили его специалистам Наркомата обороны. Сотрудники Автобронетанкового управления рассмотрели проект и утвердили его, внеся некоторые предложения. В частности, предлагалось разработать вариант танка с 76-мм пушкой, предусмотреть возможность кругового наблюдения из башни без использования смотровых приборов и т.д.

Дальнейшие работы велись с учетом предложений АБТУ. Уже в октябре 38-го ХПЗ предъявил комплект чертежей и макеты двух перспективных средних танков, отличавшихся типом ходовой части. Главный военный совет изучил документацию и макеты в начале декабря того же года. Вскоре началась подготовка рабочих чертежей колесно-гусеничного танка, к этому времени получившего новое обозначение А-20. Кроме того, стартовало проектирование гусеничной машины под названием А-20Г. В дальнейшем этот проект получит собственное наименование А-32. Ведущим инженером обоих проектов был А.А. Морозов.

На этом этапе реализации двух проектов возникли серьезные разногласия. Еще осенью 38-го военные соглашались с необходимостью строительства и испытаний двух опытных танков. Однако на заседании Комитета обороны 27 февраля 1939 года представители Наркомата обороны подвергли гусеничный танк А-32 серьезной критике. Колесно-гусеничный А-20, как тогда считалось, имел большую оперативную подвижность. Кроме того, текущее состояние проекта А-32 оставляло желать лучшего. Как следствие, возникли сомнения в необходимости строительства и испытания гусеничной машины.

Тем не менее, главный конструктор ХПЗ М.И. Кошкин настоял на необходимости строительства двух опытных образцов. Согласно различным источникам, военные предлагали закрыть проект А-32 ввиду невозможности быстрого завершения его разработки и строительства опытной машины в приемлемые сроки. Тем не менее, М.И. Кошкин сумел убедить их в необходимости продолжения работ и, как выяснилось позже, был прав. В будущем А-32 после массы доработок был принят на вооружение под индексом Т-34. Средний танк Т-34 стал одной из самых удачных боевых машин времен Великой Отечественной войны.

Танк А-20 по ряду характеристик проигрывал своему гусеничному собрату, однако представляет большой интерес с технической и исторической точки зрения. Так, он стал последним колесно-гусеничным танком Советского Союза. В дальнейшем проблему неприемлемо высокого износа гусениц удалось решить и отказаться от комбинированной ходовой части.

Средний танк А-20 строился по классической компоновке. В передней части бронекорпуса располагался механик-водитель (у левого борта) и стрелок. Позади них имелось боевое отделение с башней. Корму корпуса отдали под двигатель и агрегаты трансмиссии. В башне предусматривались рабочие места командира и наводчика. Командир машины также выполнял обязанности заряжающего.

Бронекорпус машины имел сварную конструкцию. Его предлагалось собирать из нескольких бронелистов толщиной 16-20 мм. Для повышения уровня защиты листы корпуса располагались под углом к вертикали: лобовой лист – под 56°, борта – 35°, кормовой – 45°. Сварная башня изготавливалась из листов толщиной до 25 мм.

Бронирование толщиной до 25 мм, расположенное под рациональными углами, позволило обеспечить защиту от пуль крупнокалиберного стрелкового и малокалиберной артиллерии, а также сохранить боевую массу машины на уровне 18 т.

В корме корпуса располагался дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. Трансмиссия состояла из четырехступенчатой трехходовой коробки передач, двух бортовых фрикционов и двух однорядных бортовых редукторов. Использование колесно-гусеничного движителя сказалось на конструкции трансмиссии. Для движения на гусеницах машина должна была использовать расположенные в корме ведущие колеса с гребневым зацеплением. В колесной конфигурации ведущими колесами становились три задние пары опорных катков. Интересен тот факт, что в составе трансмиссии танка А-20 широко использовались агрегаты бронемашины БТ-7М.

Ходовая часть среднего танка А-20 имела по четыре опорных катка на борт. В передней части корпуса крепились направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Опорные катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской. Три задние пары катков были связаны с трансмиссией и являлись ведущими. Две передние имели механизм поворота для управления машиной при движении «на колесах».

В башне танка установили 45-мм танковую пушку 20-К. Внутри боевого отделения удалось разместить 152 снаряда для пушки. В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Еще один пулемет этого же типа находился в шаровой установке лобового листа корпуса. Общий боекомплект двух пулеметов – 2709 патронов.

Наводчик танка А-20 располагал телескопическим и перископическим прицелами. Для наведения орудия использовались механизмы с электрическим и ручным приводами. Командир машины мог следить за обстановкой на поле боя при помощи собственной панорамы.

Связь с другими танками и подразделениями обеспечивалась при помощи радиостанции 71-ТК. Экипаж машины должен был использовать танковое переговорное устройство ТПУ-2.

В начале лета 1939 года завод №183 (новое название ХПЗ) завершил строительство двух опытных танков моделей А-20 и А-32. Колесно-гусеничная машина была передана военному представительству АБТУ 15 июня 39-го. Через два дня военным сдали второй опытный танк. После некоторых предварительных проверок 18 июля стартовали сравнительные полигонные испытания нового танка, продолжавшиеся до 23 августа.

Средний танк А-20 показал достаточно высокие характеристики. На колесном ходу он развивал скорость до 75 км/ч. Максимальная скорость на гусеницах по грунтовой дороге достигала 55-57 км/ч. При движении по шоссе запас хода составлял 400 км. Машина могла подниматься на 39-градусный склон и преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,5 м. В ходе испытаний прототип А-20 прошел по разным трассам 4500 км.


Опытный А-32

В отчете по испытаниям утверждалось, что представленные танки А-20 и А-32 превосходят всю существующую серийную технику по ряду характеристик. В частности, отмечалось значительное повышение уровня защиты в сравнении со старой техникой. Утверждалось, что рациональные углы наклона брони и иные особенности конструкции обеспечивают большую стойкость к снарядам, гранатам и горючей жидкости. По проходимости А-20 и А-32 превосходили существующие танки серии БТ.

Комиссия, проводившая испытания, пришла к выводу, что оба танка отвечают требованиям Наркомата обороны, благодаря чему могут быть приняты на вооружение. Кроме того, комиссия внесла предложение, касавшееся конструкции танка А-32. Эта машина, имевшая определенный запас по увеличению веса, после небольших доработок могла быть оснащена более мощной броней. Наконец, в отчете указывались некоторые недостатки новой бронетехники, которые нужно было устранить.

Новые танки сравнивались не только с серийными, но и друг с другом. В ходе испытаний выяснились некоторые преимущества А-20 в плане подвижности. Эта машина доказала свою способность совершать длительные марши с любой конфигурацией ходовой части. Кроме того, А-20 сохранял требуемую подвижность при потере гусениц или повреждении двух опорных катков. Тем не менее, имелись и недостатки. А-20 уступал гусеничному А-32 в отношении огневой мощи и защиты. Кроме того, колесно-гусеничный танк не имел резервов для модернизации. Его ходовая часть была сильно нагружена, из-за чего при любых заметных доработках машины ее пришлось бы разрабатывать заново.

19 сентября 1939 года Наркомат обороны выступил с предложением принять на вооружение Красной Армии двух новых средних танков. Перед началом сборки первых серийных машин конструкторам завода №183 рекомендовалось исправить выявленные недостатки, а также немного изменить конструкцию корпуса. Лобовой лист корпуса теперь должен был иметь толщину 25 мм, передняя часть днища – 15 мм.

К 1 декабря 1939 года требовалось построить опытную партию танков А-32. В конструкцию первых десяти машин планировалось внести некоторые коррективы (проект А-34). Через месяц харьковские специалисты должны были передать военным первые 10 танков А-20, так же в доработанном варианте. Полномасштабное серийное производство А-20 предполагалось начать с 1 марта 1940 года. Годовой план выпуска установили на уровне 2500 танков. Сборку новых танков должен был осуществлять харьковский завод №183. Изготовление броневых деталей собирались поручить Мариупольскому металлургическому заводу.


Опытные танки на полигоне в Кубинке. Слева направо: БТ-7М, А-20, Т-34 обр. 1940 г., Т-34 обр. 1941 г.

Разработка обновленного проекта А-20 затянулась. Харьковский завод был загружен заказами, из-за чего создание модернизированного проекта было связано с определенными трудностями. Новые проектные работы начались в ноябре 1939 года. Испытать модернизированный А-20 с усиленной броней и ходовой частью планировалось в самом начале 40-го года. Трезво оценивая свои возможности, завод №183 обратился к руководству промышленности с просьбой передать серийный выпуск А-20 другому предприятию. Харьковский завод не мог справиться с полномасштабным производством двух танков одновременно.

По некоторым данным, работы по проекту А-20 продолжались до весны 1940 года. Завод №183 имел определенные планы по этому проекту, а также желал передать строительство серийных танков другому предприятию. По-видимому, желающие начать производство новых средних танков так и не нашлись. В июне 1940 года вышло постановление Политбюро ВКП(б), в соответствии с которым требовалось начать серийное производство средних танков Т-34 (бывший А-32/34) и тяжелых КВ. Танк А-20 в серию не пошел.

Имеются некоторые сведения о дальнейшей судьбе единственного построенного опытного танка А-20. В начале Великой Отечественной войны эту машину включили в танковую роту Семенова, которую, по некоторым данным, сформировали из техники, имевшейся на полигоне 22-го Научно-испытательного автобронетанкового полигона (ныне 38-й НИИ Минобороны, г. Кубинка). В середине ноября 1941 года прототип А-20 пополнил состав 22-й танковой бригады. 1 декабря машина получила небольшие повреждения и уже через несколько дней вернулась в строй. Несколько недель 22-я бригада выполняла боевые задачи совместно с конницей генерал-майора Л.М. Доватора. В середине декабря танк А-20 вновь получил повреждения, после чего был отведен в тыл для ремонта. На этом следы опытной машины теряются. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Средний танк А-20 не пошел в серию. Тем не менее, его разработка, строительство и испытания имели большое значение для отечественного танкостроения. Несмотря на не вполне успешное завершение, этот проект помог установить реальные перспективы гусеничной и колесно-гусеничной техники. Испытания танков А-20 и А-32 показали, что при существующих технологиях бронетехника с комбинированной ходовой частью стремительно теряет преимущества перед гусеничными машинами, но не может избавиться от врожденных недостатков. Кроме того, А-32 имел определенный запас характеристик для модернизации. В результате обновленный танк А-32 пошел в серию, а машина А-20 так и не вышла из стадии испытаний и доработок, став последним советским колесно-гусеничным танком.

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://opoccuu.com/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://tankinfo.ru/
http://btvt.narod.ru/

Разработчик: КБ-24
Год начала работ: 1938
Год выпуска первого прототипа: июнь 1939
Остался только в виде прототипов.

Длительное время считалось, что средний танк А-20 ведет своё начало от серии легких танков БТ, причем в качестве прототипов имелись в виду БТ-5 и БТ-7. Это мнение, в целом, верно, однако немногие знают, что между появлением БТ-7 и А-20 было спроектировано несколько промежуточных образцов легких танков, которыми планировали заменить “семерку”.

В 1937 г. на заводе №183 была развернута активная программа модернизации БТ-7, которая была направлена, в первую очередь, на улучшение его бронезащиты. В соответствии с техническим заданием, выданным АБТУ, на харьковском заводе предстояло создать две новые модификации танка БТ-7ИС и БТ-9, при разработке которых учитывался опыт создания и испытаний БТ-5ИС конструкции Н.Ф.Цыганова. Фактическим руководителем работ был адъюнкт ВАММ им.Сталина военинженер 3-го ранга А.Я.Дик. От более раннего БТ-5ИС были заимствованы наклонные бортовые и лобовой лист корпуса, в то время как ходовая часть осталась практически без изменений. Бронирование танка усилили, доведя до 25-30 мм, что позволяло бы выдерживать обстрел пулями калибра 12,7-мм и снарядами калибра 20-мм. Было подготовлено несколько эскизных проектов БТ-7ИС и начато изготовление отдельных узлов танка, как вдруг летом 1937 г. практически все работы по модернизированным БТ остановились.

“Идейным вдохновителем” этого шага был известный в будущем конструктор М.И.Кошкин, который в январе 1937 г. возглавил танковый отдел “100” при КБ-190. По его мнению, быстроходный танк должен был иметь более толстую броню, усиленное вооружение и, что самое главное, только гусеничный ход. Но тогда ещё были сильны позиции сторонников колесно-гусеничного движителя и сразу перейти к машине абсолютно нового типа не получалось. В качестве временной меры Кошкин всячески стремился завершить проектные работы по БТ-7ИС и БТ-9, что в итоге ему удалось.

В это время в “верхах” зорко следили за ходом боевых действий в Испании, где советские БТ-5 и Т-26 показали безусловное преимущество перед итальянскими и немецкими машинами, но и сами очень часто становились жертвами полевой артиллерии и противотанковых орудий. Теперь усиления бронирования было не избежать, хотя для легких танков сделали небольшое исключение – им броня должна была выдерживать попадания 12,7-мм пуль. В свою очередь, для замены Т-26 и БТ предстояло создать более тяжелую машину с противоснарядной броней.

Это решение было оформлено 13 октября 1937 г. в виде технических требований, выданных заводу №183 со стороны АБТУ. В течении трех месяцев конструкторской бригаде под руководством А.Я.Дика предстояло разработать три варианта шасси и изготовить два опытных образца нового танка. С целью ускорения работ завод обязали выделить КБ в сентябре 8 лучших конструкторов-танкистов и 30 инженеров, а с 1 декабря – дополнительно ещё 20 человек. В полученном ТТЗ оговаривались следующие характеристики танка, который получил обозначение БТ-20 и заводской индекс А-20.

1. Тип колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи

2. Боевой вес: 13-14 тонн

3. Вооружение: одна 45-мм или 76-мм пушка, три пулемета ДТ, огнемет для самозащиты. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку

4. Боекомплект: 130-150 снарядов дл 45-мм пушки или 50 снарядов для 76-мм пушки, 2500-3000 патронов для ДТ

5. Бронирование: лоб – 25 мм, коническая башня – 20 мм, борт и корма – 16 мм, крыша и дно – 10 мм. Броня вся наклонная с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°

6. Скорость на гусеницах и на колесах одинаковая: максимальная 70 км\ч, минимальная 7 км\ч

7. Экипаж 3 человека

8. Запас хода: 300-400 км

9. Двигатель: БД-2 мощностью 400-600 л.с.

10. Трансмиссия: по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов)

11. Подвеска: индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины

12. Установить стабилизатор выстрела “Орион” и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 метров.

Для ускорения работ АБТУ выделило харьковскому заводу ещё нескольких специалистов, в результате чего новое КБ по составу оказалось сильнее главного. Начальником ОКБ был назначен А.Я.Дик, помощником начальника инженер П.Н.Горюн, консультантом АБТУ Е.А.Кульчицкий, начальниками секций В.М.Дорошенко (контрольная), М.И.Таршинов (корпусная), Горбенко (моторная), А.А.Морозов (трансмиссия), П.П.Васильев (ходовая часть). Таким образом настоящими прародителями будущей “тридцатьчетверки” были А.Я.Дик и Н.Ф.Цыганов, представившие свои проекты танков с наклонной броней задолго до М.И.Кошкина. Главный конструктор решил развить идеи, ранее использованные на опытных танках БТ-ИС и БТ-СВ-2, а также в проектах БТ-7ИС и БТ-9 разработанных летом 1937 г. От них позаимствовали углы наклона бортовых бронелистов, отдельные элементы трансмиссии и ходовой части (гитара, расположение карданных валов и рессор, конструкция гитары, колесный привод). Кроме того, для улучшения распределения нагрузки А.Я.Дик предложил применить 5 опорных катков на борт.

Работа этого коллектива была прервана в ноябре-декабре 1937 г. Это было связано с тем, что главный конструктор М.И.Кошкин организовал новое конструкторское бюро КБ-24, в состав которого вошли лучшие специалисты из КБ-190 и КБ-35. Разработка А-20 перекочевала к нему, где проект был несколько переработан.

Пока Кошкин проводил реорганизацию 28 апреля 1938 г. в Москве состоялось совещание, на которым рассмотрели проекты новых танков. По танку БТ-20 предлагалось изготовить макет к 1 октября, а 1 июня получить опытный образец. При этом с типом движителя руководство тогда ещё не определилось.

Следующая демонстрация проекта среднего колесно-гусеничного танка А-20, а также его основного конкурента А-20Г (А-32), произошла 4 мая 1938 г. на расширенном заседании НКО СССР под председательством В.И.Молотова. Здесь также присутствовал И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, многие другие государственные деятели и представители оборонной промышленности. Более интересным выглядит факт приглашения на данное заседание танкистов, недавно вернувшихся из Испании. Хотя тогда обстановка складывалась далеко не в пользу республиканцев само применение танков в абсолютно новых боевых условиях вызывало огромный интерес. В ходе возникшей дискуссии между сторонниками смешанного и гусеничного хода Сталин поддержал последних, хотя аргументы в пользу своей точки зрения они предоставили весьма спорные.

В августе проекты были рассмотрены Военным Советом, но даже тогда АБТУ отдавало явное предпочтение колесно-гусеничному варианту, делая ставку именно на него. Итогом совещания стало решение построить и испытать оба танка.

Работу над рабочими чертежами и моделью танка завершили к 6 ноября, предоставив их госкомиссии. Спустя всего несколько месяцев, зимой 1939 г., произошла новая реорганизация конструкторских бюро, в ходе которой КБ-24, КБ-35 и КБ-190 объединили в одно подразделение – “отдел 520”, одновременно проведя слияние всех опытных цехов. Главным конструктором отдела, как и следовало ожидать, стал М.И.Кошкин, начальником КБ и заместителем главного конструктора — А.А.Морозов, заместителем начальника — Н.А.Кучеренко.

Постройка опытного образца А-20 была завершена 26 мая 1939 г. Танк имел полностью сварной корпус из гомогенной брони марки ФД с толщиной бронелистов корпуса от 10 до 20 мм. Передний лобовой лист был расположен под углом 53°. Для А-20 была разработана совершенно новая башня на увеличенном на 70 мм погоне и толщиной бронелистов 20-25 мм. По конструкции она была подобна башне БТ-7, но по форме более напоминала башню опытного танка БТ-СВ-2. В ней устанавливалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ монтировался в шаровой установке в лобовом листе корпуса справа от люка механика-водителя. Боекомплект, состоявший из 152 снаряда и 2709 патронов, размещался к корпусе.

Целый ряд узлов и агрегатов с минимальными изменениями перешел от БТ-7. Колесный привод осуществлялся уже на 6 колес, а ширина гусеницы была расширена до 400 мм. Масса танка, после проведения всех доработок, составила 18 тонн.

Таким образом, танк А-20 по составу вооружения и массе несколько не вписывался в техническое задание 1937 г., но эти недостатки посчитали несущественными. С мая по июль 1939 г. танк проходил заводские испытания “намотав” 872 км (на гусеницах — 655, на колесах — 217). Среди выявленных дефектов наиболее существенными признали ненадежное крепление направляющего колеса (ленивца), ненадежная работа системы смазки двигателя, бортовых фрикционов и тормозов, недостаточная обзорность из танка. Дополнительно отметили необходимость усиления подшипников редукторов колесного хода.

Полигонные испытания А-20 начались 15 июня 1939 г., когда танк был передан военному представительству АБТУ. Спустя месяц провели сравнительные испытания А-20 и А-32, в ходе которых обе машины показали хорошие характеристики. В качестве преимуществ “двадцатого” отметили лучшую подвижность и возможность танка передвигаться при повреждении одной гусеницы или двух опорных катков, чем А-32 похвастать не мог. С другой стороны, А-20 обладал менее мощным пушечным вооружением и слабой броней, которая позволяла выдерживать попадания только 12,7-мм пуль.
В отчете председателя военной комиссии полковника В.Н.Черняева была записано, что оба танка испытания прошли успешно. Так вопрос с выбором схемы шасси вновь стал актуальным.

Тем временем А-20 прошел текущий ремонт и 5 сентября 1939 г. его отправили на полигон НИБТ для демонстрации членам правительства. Там же состоялся показ новых тяжелых танков Т-100, СМК и КВ, легких Т-26 (модернизированный, образца 1939 г.) и БТ-7М, и опытного среднего танка А-32. Более эффектно выступил А-32, однако отказываться от колесно-гусеничного танк АБТУ не спешило. Решение по этому вопросу приняли компромиссное – 19 сентября 1939 г. наркомат поставил перед правительством вопрос о принятии на вооружение обоих типов танков с возможностью постройки установочной партии А-20 из 10 машин к 1 января 1940 г., а с марта планировали начать их серийный выпуск по 2500 машин в год. За это время заводу №183 следовало устранить выявленные недостатки и подготовить производство. Однако в Харькове отреагировали на это решение отрицательно. Дело в том, что с 1940 г. завод переводился на выпуск танков А-34 и производство машин двух типов ему было не под силу. Руководство предприятия обратилось в наркомат с просьбой перевести выпуск А-20 на другой завод, а пока танкостроительный отдел подготовил рабочие чертежи и модернизировал танк, усилив его ходовую часть и внеся несколько других более мелких улучшений. Работы по колесно-гусеничному танку продолжались вплоть до лета 1940 г., в соответствии с “Перечнем необходимых опытных работ на заводе №183”, но уже в июне судьба А-20 была окончательно решена. Производство установочной партии так и не состоялось, поскольку бесспорным фаворитом тогда считался А-34, позже переименованный в Т-34. Оказавшись невостребованным А-20 остался на подмосковном полигоне, где о нем вспомнили уже во время войны.

Надо сказать, что боевое применение А-20 носило скорее вынужденный характер, хотя этот танк проявил себя с лучшей стороны. В октябре 1941 г., когда немцы вышли на ближние подступы к Москве, из резерва начали вытягивать всю боеспособную технику. В их число попал и А-20. Танк был включен в состав отдельной роты, формировавшейся из машин находившихся в распоряжении полигона НИБТ. Командовал ротой капитан Семенов. У этого танкиста судьба складывалась неординарно. Семенов участвовал в гражданской войне в Испании и по возвращении на родину был приглашен на то самое заседание 4 мая 1938 г., где решалась проблема выбора нового танка для РККА. Войну он встретил под Волковысском, командуя тогда танковым батальоном входившем в 6-й танковый корпус. Потеряв к началу июля всю технику Семенов выбрался из окружения и был назначен командиром батальона только что образованной 22-й танковой бригады, где находился А-20. Кроме него бригада располагала танками Т-34 и БТ, так что “двадцатому” представился шанс сравниться в боевых условиях с “младшей” и “старшей” моделью. Бригада участвовала в наступлении на московском направлении, действуя в районе Павловской Слободы. К сожалению, детальной информации об её действиях найти пока не удалось, однако точно известно, что 1 декабря танк А-20 был выведен из строя и отправлен в тыл для ремонта. Спустя три дня он вновь вступил в строй и числился в 22-й бригаде до середины декабря, поддерживая конницу Доватора. Здесь танк был вновь поврежден и эвакуирован в тыл. Что с ним случилось дальше – история умалчивает.

Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Экспринт. 2002
И.Желтов, М.Павлов, И.Павлов, А.Сергеев, А.Солянкин. «Неизвестный Т-34». Экспринт. 2001
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.». Яуза\Эксмо. 2006
М.Барятинский «Средний танк Т-34» («Бронеколлекция МК» 1999-03)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА

БОЕВАЯ МАССА 18000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5760
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2435
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 121 выстрел и 2709 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм
борт корпуса — 20-25 мм
корма корпуса — 16 мм
башня — 25 мм
крыша — 10 мм
днище – 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2, V-образный, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: четырехступенчатая трехходовая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 77 км\ч на гусеницах
83-85 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 400 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 1,20
Глубина брода, м 1,40
Ширина рва, м 2,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК-3 и переговорное устройство ТПУ-2


По правде говоря гайд по этом у танку для меня был сложнейшим… Этому есть несколько причин:

  • Я прирождённый тяжеловес (т.е. люблю играть на Хорошо бронированных танках)
  • Это мой первый «светляк»
  • я не особо умею…
Но я всё таки решил написать этот гайд. Приступим.

История

Этот танк прямой «отец»(даже не дедушка) танка Т-34 . Собственно танк Т-34 является более бронированной версией танка А-20. Кстати А-20 – это заводское название, на самом же деле этот танк хотели пускать в серию под название БТ-20 (Так что может быть у нас бы была ещё одна «бешеная табуретка»). На испытаниях танк показал себя отлично. Было принято решение усилить броню, так как запас мощности имелся. Так родился .

Танк в игре

Как можно судить из названия статьи, танк этот светляк. Но есть одно НО(извиняюсь за тавтологию) У танка слабая скорость поворота на максимальной скорости, поэтому закрутить кого то будет весьма проблематично… Но в замен этому танку дали просто чудесные орудия! Смотрим скриншот:


Выбор стоит между 3 пушками: 37мм автомат , 76мм и 45мм ВТ-42 . Тут как говориться на вкус и цвет все фломастеры разные, но я посоветую пушку 45мм . Почему?

37мм иногда даже не хватает чтобы пробить арту на том уровне куда попадает А-20, про танки я молчу…

Л-11 же неточная(особенно в движении), и низкой перезарядкой, поэтому промах на ходу по арте может дорого стоять…

45мм же точная скорострельная и , позволяет арту и некоторых противников разбирать в борт или корму, к тому же промах не так критичен. Такой себе аналог топовой пушки Т-34 на 4 уровне.

Исследование

Это чудо зарабатывается на БТ-7 за 3200 опыта(заработать не сложно).
- Первым делом исследуем ходовую

Пушку которую вы предпочитаете.(Лично я советую ВТ-42)

Тактика

Это мой первый светляк поэтому учился я светить именно на нём.

1 фаза: ехал быстро и прямо надеялся на скорость и быстро отправлялся в ангар

2 фаза: во время движения начал делать резкие рывки в стороны(подняло выживаемость в 2 раза)

3 фаза: почитал на форуме куда надо ехать, поставил оборудование(в итоге свечу с каждым боем лучше)

А теперь угадаю вопрос… Зачем я это всё написал? Просто что бы вы делали соответствующее выводы! То есть: не ехать прямо, а вилять, прятаться за кустики, ездить там где шанс выживания выше, действовать только с согласия команды (проинформировать про свои действия, это избавит от комментариев наподобие: «Почему меня не прикрыли?» или «Я дал свет чего нет огня?»), и читать побольше полезной литературы(сюда верно вставить поговорку «Век живи – век учись» . А вам в помощь а нашёл некорые маршруты «света» на картах (только едте сразу после старта, и ОБЯЗАТЕЛЬНО проинформируйте команду!!!)


Как полноценную боевую единицу не рассматриваю так конечно бывают такие ситуации но не часто, в таких ситуациях можно попробовать кого то закрутить или ещё что-то, в общем действуйте по обстоятельствам.

Оборудование

Из оборудование советую поставить такое как маскировочная сеть , стереотруба и оптика . То есть «набор универсального светляка» .

Снаряжение

Аптечка , рем. комплект понятно, а вот что поставить на 3 слот? Лично я ставлю подкрученный регулятор (масло дорогое и не каждый может позволить себе ездить с ним каждый бой), если можете позволить себе то масло конечно же лучше. Можно конечно поставить огнетушитель , НО больше одного попадание мы зачастую не переживаем, так что я считаю его бесполезным.

Экипаж

Я советую так: Командиру лампочка, остальным маскировка(меньше про нас знают - лучше спят).Далее командиру орлиный глаз, а радисту перехват(а от нам лучше знать где притаился противник) Далее ваш выбор. Экспериментируйте и отписывайтесь в комментариях!

Ну на этом пожалуй всё! Удачи на всех фронтах и до скорых встреч!

Подготовил: DavydenkoNikita

В истории советского танкостроения особое место занимает серия машин, увенчавшаяся знаменитым «оружием Победы» - танком Т-34–85. В этой эволюции малоизвестным переходным звеном от лёгких танков серии БТ к средним Т-34 были опытные А-20 и А-32.

Анализ конструкции советских танков А-20 и А-32, разработанных и изготовленных в Харькове на заводе №183 им. Коминтерна, интересен прежде всего как иллюстрация долгой и кропотливой работы Михаила Ильича Кошкина и его подчинённых над созданием одного из лучших танков времён Второй мировой войны. Об этих опытных танках, а также о том, как сложилась их судьба, и пойдёт речь в этой статье.

Пролог

Из доклада начальника Автобронетанкового управления Красной армии (далее АБТУ РККА) Д. Г. Павлова народному комиссару обороны СССР К. Е. Ворошилову от 20 сентября 1939 года:

«ТАНК А-20 – колёсно-гусеничный, с тремя парами ведущих колёс.

Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 4200 км. В процессе испытаний выявлены следующие недостатки: а) Необходимо усилить бортовые фрикционы и тормоза. б) Изменить конструкцию крепления ленивца. в) Слаб подшипник редуктора колёсного хода. г) Недостаточна обзорность из танка. Заводом указанные недостатки устраняются.

Танк А-20 имеет большие преимущества по сравнению с существующими танками БТ – по броне, мотору, эксплуатационным и боевым качествам.

Танк принять на вооружение РККА. Изготовить установочную партию в количестве 15 шт. к 1-му января 1940 года, подготовив производство серийного выпуска в 1940 году.

ТАНК А-32:

Танк прошёл на заводских и полигонных испытаниях 3000 км.

В процессе испытаний выявлены те же недостатки, что и на танке А-20.

Танк А-32 заданным тактико-техническим требованиям соответствует, но так как при испытаниях выявлены резервы для усиления брони корпуса, целесообразно усилить броню до 45 мм и ей равнопрочной.

Танк принять на вооружение РККА. До 1-го января 1940 года сделать опытную партию танков А-32 с 45-мм бронёй в количестве 5 шт.».

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 928. Л. 41 – 42]

Тернистый путь от БТ-20 к А-20

Фотокопия тактико-технических требований на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного танка БТ-20

Работа над проектом танка А-20 была начата на заводе №183 в конце 1937 года на основании полученных от АБТУ РККА тактико-технических требований (ТТТ) на проектирование и изготовление лёгкого колёсно-гусеничного быстроходного танка БТ-20 от 11 октября 1937 года. Согласно тактико-техническим требованиям, новый танк предназначался для вооружения мехсоединений и мехполков конницы и должен был обладать следующими основными характеристиками:

  • – тип танка – колёсно-гусеничный быстроходный лёгкий с тремя парами ведущих колёс и синхронизированным гусеничным и колёсным ходом;
  • – боевая масса – 13–14 тонн;
  • – двигатель – дизель БД-2 (впоследствии получивший индекс В-2);
  • максимальная скорость движения как на гусеничном, так и на колёсном ходу – 70 км/час;
  • – основное оружие – 45-мм танковая пушка со стабилизатором либо 76,2-мм танковая пушка;
  • – толщина лобовой брони корпуса – 25 мм, бортовых листов корпуса не менее 16 мм, крыши и днища – 10 мм, башни – 20 мм, при этом броневые листы должны располагаться под наклоном не менее 18˚;
  • – экипаж танка из трёх человек: командира, механика-водителя и заряжающего-пулемётчика.

Для выполнения этого ответственного задания в начале ноября 1937 года в Харькове на заводе №183 было сформировано конструкторское бюро «24» (КБ-24) под руководством М. И. Кошкина.


М. И. Кошкин

Разработка эскизного проекта танка БТ-20 была проведена конструкторами КБ-24 в период с ноября 1937 года по март 1938 года, и во второй декаде марта 1938 года в АБТУ РККА состоялось его рассмотрение специально созданной комиссией. В результате обсуждений 25 марта эскизный проект танка БТ-20 был утверждён с рядом замечаний.



Фотокопии чертежей проектируемого танка БТ-20, март 1938 года

Необходимо отметить, что проектирование танка БТ-20 шло в тот период, когда в Наркомате обороны активно обсуждался вопрос о перспективах развития отечественного танкостроения. Опыт боевого применения советских танков Т-26 и БТ-5 во время гражданской войны в Испании вызвал необходимость создания танков с повышенным уровнем защиты и совершенствования их ходовой части. И если решение о необходимости создания танка, способного противостоять бронебойным пулям калибра до 12,7 мм, практически ни у кого не вызывало сомнений, то по поводу выбора типа движителя для него единого мнения не было. Одна часть специалистов отстаивала идею использования на перспективных танках чисто гусеничного движителя, а другая – комбинированного – колёсно-гусеничного. Причём каждая из сторон приводила в качестве доказательства своей правоты достаточно веские аргументы.

Здесь хотелось бы отметить, что дискуссия по вопросу применения комбинированного колёсно-гусеничного движителя была вызвана, прежде всего, не приверженностью военных «лихим кавалерийским атакам» на быстроходных танках БТ, а ограниченным ресурсом их гусеничного движителя, составлявшим на тот момент всего от 300 до 500 км. Столь небольшой ресурс объяснялся несовершенной конструкцией траков гусениц, приходивших в негодность и требовавших замены после указанного километража. В случае обеспечения промышленностью гарантийного срока службы гусеничного движителя не менее 3000 км АБТУ РККА было готово отказаться от требования по установке на танках колёсного хода, так как он был достаточно сложен в изготовлении.


К. Е. Ворошилов

Для принятия окончательного решения, какому типу движителя для танка отдать предпочтение, в марте 1938 года на имя председателя СНК СССР В. М. Молотова от народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре принятого в 1937 году Постановления Комитета обороны №94 «О типах танков…». Относительно проектирования нового лёгкого танка в ней, в частности, говорилось:

«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой – колёсно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен БТ и Т-26 тот, который будет отвечать всем требованиям».

[РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1974. Л. 1]

В конце апреля 1938 года в Москве в Наркомате Обороны состоялось совещание конструкторов и представителей Автобронетанкового, Артиллерийского, Инженерного и Химического Управлений, Управления Связи, Военной академии механизации и моторизации РККА и представителей войсковых частей по вопросам усовершенствования системы танкового вооружения РККА. На этом совещании были детально разработаны характеристики новых танков и выработаны ТТТ на изготовление их опытных образцов, и в том числе уточнены ТТТ на танк БТ-20.

Согласно новым требованиям, конструкция танка БТ-20 должна была подвергнуться значительным изменениям. Так, например, для обеспечения защиты от 12,7-мм бронебойных пуль со всех дистанций броневые листы корпуса и башни утолщались, а углы их наклона увеличивались. Экипаж танка за счёт включения в него стрелка-радиста увеличивался до четырёх человек. В связи с этими изменениями боевая масса танка возрастала до 16,5 т – тем самым проектируемый танк из класса лёгких перешёл в класс средних танков. В новой системе танкового вооружения ему отводилась следующая роль: танк предназначался для самостоятельных действий в составе танковых соединений и для действий в тактическом взаимодействии с другими родами войск.


Конструкторское бюро завода №183 им. Коминтерна

С получением уточнённых ТТТ коллектив КБ-24 незамедлительно приступил к переделке в основном уже законченного проекта колёсно-гусеничного танка БТ-20. Катализатором в ускорении этих работ явилось Постановление Комитета обороны 198сс «О системе танкового вооружения РККА», принятое 7 августа 1938 года. Во втором пункте этого Постановления относительно танка БТ-20 было указано:

«В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утверждённым Народным Комиссаром Обороны, три опытных образца танков – два гусеничных и один – колёсно-гусеничный с 6-ю ведущими колёсами (приложение № 2). Один из гусеничных танков изготовить химическим.

а) Обязать НКОП изготовить и передать НКО на испытания опытные образцы танков к 1 июня 1939 года.

б) Обязать НКО подвергнуть опытные образцы танков всесторонним сравнительным испытаниям и выбрать для представления на вооружение один образец, наиболее полно удовлетворяющий предъявляемым к танку требованиям»

[ГА РФ. Ф. 8418. Оп. 28. Д. 35. Л. 215 – 216].

Таким образом, завод №183 обязывался разработать и изготовить не один опытный колёсно-гусеничный танк БТ-20, а три – один колёсно-гусеничный и два гусеничных.

В результате танк БТ-20 в металле изготовлен не был, а вместо него в конце октября 1938 года завод №183 предъявил проекты двух вариантов танка – колёсно-гусеничного и гусеничного, получивших заводские индексы А-20 и А-20Г соответственно. Чертежи этих опытных машин были рассмотрены на совещании Главного Военного Совета (ГВС) РККА, состоявшегося 9 и 10 декабря 1938 года. С учётом высказанных на совещании ГВС замечаний, коллективом КБ-24 к 15 января 1939 года были изготовлены рабочие чертежи колёсно-гусеничного танка А-20 (за исключением корпуса и башни) и начато изготовление рабочих чертежей гусеничного танка А-20Г. И, несмотря на нехватку конструкторов, уже к середине февраля 1939 года КБ-24 завершило изготовление рабочих чертежей и макетов обоих вариантов танка.

Из бумаги в металл

Для рассмотрения и утверждения макетов новых образцов танков, разработанных промышленностью, 27 февраля 1939 года в Кремле состоялось заседание Комитета обороны под председательством В. М. Молотова. После рассмотрения макетов тяжёлых танков «100» и «СМК» на заседании обсуждались чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г, представленные А. А. Морозовым. В ходе обсуждения большинство присутствовавших на заседании военачальников отдавали предпочтение колёсно-гусеничному танку А-20, обладавшему большей оперативной подвижностью, чем гусеничный танк А-20Г.

В тот момент, когда чаша весов окончательно склонилась в пользу колёсно-гусеничного варианта, начальник КБ-24 завода №183 Михаил Ильич Кошкин, привыкший твёрдо и до конца отстаивать свои взгляды, в присутствии Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина высказал свои сомнения в отношении требования военных изготовить в металле только один колёсно-гусеничный вариант танка и выступил с инициативой изготовить и представить на государственные испытания обе спроектированные заводом №183 машины. В итоге И. В. Сталин одобрил предложение М. И. Кошкина и Постановлением Комитета обороны №45 от 27 февраля 1939 года разработанные чертежи и макеты танков А-20 и А-20Г были окончательно утверждены для изготовления опытных образцов.


А. А. Морозов

Для обеспечения скорейшего выполнения правительственного задания по изготовлению опытных образцов танков А-20 и А-20Г, а также в связи с прекращением выпуска на заводе №183 тяжёлых танков Т-35, в начале мая 1939 года танковые КБ-24 и КБ-520 объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520, после чего следуют кадровые перестановки. Народный комиссар среднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе №183 новую должность – главного конструктора завода. Начальником КБ-520 назначается А. А. Морозов, а его заместителями – Н. А. Кучеренко и А. В. Колесников.

В результате напряжённой работы опытного отдела завода №183 в конце мая 1939 года танк А-20 был собран (без установки вооружения), обкатан на стенде и испытан на колёсном ходу на территории завода пробным пробегом. Ему был присвоен заводской номер 0367–5.



Общие виды колёсно-гусеничного танка А-20

Танк А-20 представлял собой колёсно-гусеничный танк с 6-ю ведущими колесами и синхронизированным колёсным и гусеничным ходом, что позволяло танку двигаться даже при отсутствии одной из гусениц. Боевая масса танка составляла 18 тонн. Корпус в большинстве своём был выполнен из наклонных броневых листов, защищавших от бронебойных пуль калибра 12,7-мм на всех дистанциях. Как видно из таблицы, по сравнению с серийно выпускавшимся танком БТ-7, толщина основных броневых листов танка А-20 и углы их наклона были увеличены.


Таблица толщины брони танков БТ-7 и А-20

Вооружение танка состояло из 45-мм танковой пушки со стабилизатором выстрела («прибор 70») и 2 пулемётов ДТ. Боевое отделение, отделение управления, а также диаметр шариковой опоры башни А-20 относительно танков БТ-7 были существенно увеличены, что позволило улучшить условия работы экипажа и разместить в отделении управления четвёртого его члена – стрелка-радиста.



Общие виды колёсно-гусеничного танка А-32

Заводские испытания танка А-20Г, которому к тому времени был присвоен заводской индекс А-32, были начаты немного позже, во второй декаде июня 1939 года. Танк А-32 (заводской номер 0365–3) отличался от танка А-20 в основном следующим:

  • боевая масса танка равнялась 19 тоннам;
  • на танке вместо 45-мм пушки 20К со стабилизатором выстрела была установлена 76,2-мм пушка Л-10;
  • отсутствовал колёсный привод;
  • установкой дополнительных (пятых) опорных катков на борт.

Броневая защита танка А-32 была идентичной защите танка А-20, за исключением вертикальных бортовых листов корпуса, толщина которых была увеличена с 25 до 30 мм.

Кроме этого, из-за отсутствия передних поворотных колёс корпус танка в передней части не имел сужения (как на А-20), что обеспечило большую свободу в размещении экипажа в отделении управления.

При создании опытных танков А-20 и А-32 конструкторами завода №183 были частично использованы предложения Н. Ф. Цыганова и А. Я. Дика по улучшению конструкции быстроходных танков БТ. К таким предложениям, прежде всего, относятся: схема привода на три пары ведущих колёс, увеличение количества опорных катков до пяти на борт, наклонное расположение пружин в узлах подвески, а также рациональная форма корпуса и башни с наклонным расположением броневых листов. Однако следует отметить, что ни Н. Ф. Цыганов, ни А. Я. Дик непосредственного отношения к проектированию танков А-20 и А-32 не имели.

Полигонные испытания танков А-20 и А-32 прошли в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа 1939 года. Испытывала новые боевые машины комиссия под председательством начальника 1-го отдела АБТУ РККА майора Е. А. Кульчицкого. В ходе испытаний комиссией был выявлен ряд мелких недостатков и недоработок в конструкции опытных танков, но в целом новые боевые машины получили высокую оценку.


Участники полигонных испытаний танков А-20 и А-32 на привале (стоят: слева – Е. А. Кульчицкий, справа – М. И. Кошкин)

По результатам полигонных испытаний комиссия дала следующее заключение:

«Танки, опытные образцы А-20 и А-32, отвечают т.т.требованиям к ним предъявленным.

Как А-20, так и А-32 пригодны для эксплоатации в условиях РККА.

Танк А-32, как имеющий запас по увеличению веса, целесообразно защитить более мощной бронёй, соответственно повысив прочность отдельных деталей и изменив передаточные отношения. При этом усиленные детали должны быть максимально использованы и на А-20.

Все отмеченные в отчёте недостатки необходимо устранить, для чего срочно представить в АБТУ на утверждение перечень работ с указанием сроков»

[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1606. Л. 35].

После завершения полигонных испытаний танки А-20 и А-32 прошли техническое обслуживание и 5 сентября 1939 года были отправлены с завода №183 на полигон в подмосковную Кубинку для показа военно-политическому руководству страны.


Танк А-20 на полигонных испытаниях, лето 1939 года


Танк А-32 на полигонных испытаниях, лето 1939 года

А-32 «тяжелеет» и превращается в легенду

Сразу после успешно проведённого показа техники на полигоне в Кубинке, состоявшегося 22 сентября 1939 года, в Автобронетанковом управлении и в Наркомате среднего машиностроения, в ведении которого находился завод №183, закипела работа по подготовке документов для принятия на вооружение Красной армии танков А-20 и А-32 и организации их серийного производства. И уже 25 сентября 1939 года в АБТУ РККА был подготовлен проект постановления Комитета обороны «О новых образцах танков и бронеавтомобилей». Согласно этому документу, АБТУ РККА предложило принять на вооружение бронетанковых войск танк А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных в отчёте по полигонным испытаниям недостатков, и танк А-32 с увеличенной до 45 мм толщиной броневых листов.

На вопросе усиления броневой защиты танка А-32 остановимся отдельно. Как уже было сказано выше, в ходе полигонных испытаний танков А-20 и А-32 выяснилось, что танк А-32 имеет существенный резерв для увеличения массы. В связи с этим в середине августа 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний, командованием АБТУ РККА было дано задание заводу №183 произвести предварительные расчёты о возможности установки на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм. Такое усиление брони, по мнению военных, гарантировало полную защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от действия 37-мм противотанковой артиллерии. Желание военных «одеть» новый танк в противоснарядную броню было вызвано, прежде всего, тем, что в конце 30-х годов в зарубежных армиях наблюдался неуклонный рост противотанковой артиллерии, как в количественном, так и в качественном выражении. Броня же танков А-20 и А-32 могла обеспечить защиту только от крупнокалиберных 12,7-мм бронебойных пуль. Расчёты, произведённые конструкторами КБ-520, показали, что установка на танк А-32 броневых листов толщиной 45 мм вполне возможна, при этом боевая масса машины возрастала до 24 тонн. В результате 28 сентября 1939 года АБТУ РККА заключило с заводом №183 договор №8/678 на проектирование и изготовление двух танков с усиленной броневой защитой, получивших заводской индекс А-34.

Для проверки надёжности работы узлов, агрегатов и отдельных деталей при увеличенной массе танка, а также определения влияния увеличения массы танка на его динамику с 14 октября по 17 ноября 1939 года на заводе №183 были проведены испытания второго опытного образца танка А-32, догруженного до массы, равной 24 тоннам.


Танк А-32, догруженный до массы 24 тонны, осень 1939 года

Второй образец танка А-32 (заводской номер 0367–7) был собран в начале октября 1939 года в опытно-производственном цехе «530» завода №183. Эта машина отличалась от первого образца танка А-32 (заводской номер 0365–3), проходившего полигонные испытания вместе с танком А-20 в июле–августе 1939 года, тем, что на ней вместо 76,2-мм пушки Л-10 была установлена 45-мм танковая пушка 20К. Кроме того, второй опытный образец танка А-32 не был полностью укомплектован, на нём отсутствовали оптические приборы, механизм подъёма пушки, привод управления жалюзи, средства связи, пулемёты, боеукладка, запасные части и возимый инструмент. Для увеличения массы до 24 тонн на испытуемом танке А-32 разместили дополнительный груз, который был уложен на специально приваренных кронштейнах по обоим бортам, на носовой части корпуса танка, а также на крыше башни.

На основании получаемых в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 результатов и вырабатываемых комиссией рекомендаций в октябре – ноябре 1939 года в конструкцию узлов, систем, механизмов, агрегатов и деталей проектируемого танка А-34 были внесены многочисленные изменения. По итогам заводских испытаний догруженной машины комиссия подтвердила целесообразность изготовления двух опытных образцов танка А-34. Как показали испытания, имевшийся резерв машины А-32 позволял увеличить массу танка без существенного снижения его боевых качеств.

Таким образом, опытный танк А-32 послужил базой для создания нового среднего танка с противоснарядной защитой, принятого на вооружение Красной армии в декабре 1939 года под названием Т-34 и ставшего одним из символов нашей Победы в Великой Отечественной войне.

Оба построенных танка А-32 после всех испытаний прошли капитальный ремонт и в 1940–1941 годах использовались на заводе №183 для обучения вождению экипажей танков Т-34. В списке эвакуированной в Нижний Тагил техники эти машины не значатся. Принимали ли они участие в обороне Харькова от немецко-нацистских захватчиков - на данный момент неизвестно.


Танк А-34 (опытный образец танка Т-34) на войсковых испытаниях, весна 1940 года

А-20: на страже Москвы

Судьба же танка А-20 сложилась не столь блистательно. После проведения полигонных испытаний конструкторы КБ-520 приступили к устранению недостатков в конструкции танка А-20, выявленных в ходе этих самых испытаний. Завод постепенно начинал готовиться к освоению серийного выпуска этой машины. Однако к середине ноября 1939 года, когда в ходе испытаний догруженного образца танка А-32 была подтверждена полная возможность усиления его броневой защиты, преимущества гусеничного танка А-34 перед колёсно-гусеничным А-20 стали очевидными, и от принятия танка А-20 на вооружение Красной армии было решено отказаться.

В апреле 1941 года танк А-20 по распоряжению ГАБТУ КА был передан с завода №183 в музей полигона в подмосковной Кубинке. Но на этом «жизнь» боевой машины не завершилась, в дальнейшем танк А-20 принял непосредственное участие в обороне Москвы. В первых числах октября 1941 года, когда обстановка на подступах к столице стала критической, танк А-20 был включён в состав танковой роты Семёнова, сформированной из музейных машин полигона, которая 7 октября убыла из Кубинки в распоряжение начальника Можайского укрепрайона. В конце ноября 1941 года танк А-20 из роты Семёнова был передан в 22-ю танковую бригаду, входившую в состав 5-й армии, и участвовал в боях в районе Павловской Слободы.

3 декабря 1941 года танк получил повреждения и был эвакуирован на 25-ю подвижную ремонтную базу, а через день, 5 декабря, отремонтированный А-20 вновь вернулся в строй в распоряжение заместителя командующего 5-й армии по танковым войскам. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.