“…что есть красота и почему ее обожествляют люди?”. Что есть красота и почему ее обожествляют люди

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)

Ход урока

Ученик: Борис Пастернак

иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл , как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.

Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?

Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?

Работа с тестом (проводит психолог)

Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.

“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.

Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.

Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного результата.

Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе.

Итак, кто получил КРУГ - будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять главное, озвучивать мнение всей группы;

КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;

ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем;

ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным материалом.

ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.

Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.

Учитель литературы: “…Что есть красота?..” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира.

Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти непросто.

Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”

Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” - изображения в книге, встречу “сознательного и бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее, рождающее, живое начало в природе.

Красота природы – это духовность, целомудрие.

Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота искусства…

Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний, духовный мир.

Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:

Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…”

Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.

Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.

Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты.

Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”

Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?

Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)

Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни

(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)

“Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.

Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” - это портрет её внешности и одновременно внутренний “слепок” с души.

Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.

Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, - поэт возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.

“Мне верить хочется”, - повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, - говорит народная пословица, значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.

Образ-символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.

Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.

Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” - Прометеева дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей внутренней природе – дару человечности.

Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?

Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.

Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология человека. “Здоровье – любовь – красота.”

Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.

Учитель литературы:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.

В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души, по ним определяют переживания людей.

“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно словам, кроме слова “очарование”.

Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о сдержанности, спокойствии, надёжности.

Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.

Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?

Обращение к рисункам учащихся. Приложение № 5

Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.

Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “ Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.

Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,- прозвучало и из уст Грэя.

Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…

Ассоль, сказал Грэй.

Циммер не расслышал.

Да, - кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.”

Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по-настоящему красиво у Ассоль?

Ученик: Её душа.

Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.

Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”

Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.

Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и полезно, обладает и красотой..”

Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”

Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.

Ученик: О формуле любви.

Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

Где Л – сила любви,

Я - идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: “Опыт - это единственный источник познания”, - утверждал Леонардо да Винчи. “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ-Я = 3. Сила Любви = 22 балла.

Учитель химии:

"Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значенью красоты!"

(Б. Ахмадулина, "Дом")

Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется, то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы, кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..

У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.

1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;

2 группа: вещества по уходу за волосами;

3 группа: крема, лосьоны, маски

4 группа: тушь, гели, тени

5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа

6 группа: дезодоранты, духи.

Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.

Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2-3 альтернативных средства по уходу за телом.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.

2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не причиняя особого вреда?

4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются, знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.

К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим или к физическим?

5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?

7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?

8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.

9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca 5 OH(PO 4) 3 ?

Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы подразумеваем под красотой.

Выступление психолога. (Результаты тестирования).

Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, - это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки, красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными чертами лица делает привлекательной.

Попробуйте и вы разработать законы красоты.

ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Законы красоты:

  1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
  2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
  3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
  4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
  5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
  6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
  7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
  8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
  9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
  10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.

Защита проекта. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно-косметической продукции в регион, где большие трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г. Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти одинакова? Какую зубную пасту, мыло?

2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.

Мы живем в мире, сотканном из разных чувств, состояний, которые помогают нам воспринимать этот самый мир тем или иным образом. Красота – категория внеземная. Сложно сказать, что такое красота. ? Потому что красота – достижение идеального состояния мироздания, ощущение того, что ты часть этого божественно созданного мира.
Стихи Николая Заболотского о некрасивой девчонке заставляют задуматься о том, а ? Что есть красота? ? Красота - понятие относительное и, как все относительные понятия, заслуживает рассмотрения с разных точек зрения.
Почему люди обожествляют красоту
? Потому, что красота спасет мир, красота облагораживает, даже простое созерцание красивого - дает позитивное восприятие мира, наполняет человека гармонией. Значит ли это, что красота - это гармония? Гармония - это высшая точка бытия, может это и есть ответ на вопрос, почему люди обожествляют красоту . Красота внешняя притягивает взгляд и удостаивается пристальным вниманием, порой становясь причиной зависти. Общие критерии красоты можно выделить, если говорить о красоте, которую можно наблюдать. Ими являются глубина, удачное сочетание, симметрия... На вопрос, почему люди обожествляют красоту , можно ответить, порассуждав на тему красоты духовной, такого состояния красоты, когда внутри она "светится". Как у Заболотского: "огонь, мерцающий в сосуде". Именно такая красота не может быть описана словами, она может быть выражена произведениями творчества - стихами, картинами, музыкой... Красота вдохновляет и создает крылья. Вот почему люди обожествляют красоту - она дает им способность летать, быть лучше, чище.
Существуют ли критерии красоты ? Сложно отнести к признакам то, что невозможно видеть, только чувствовать. Почему люди обожествляют красоту - потому что состояние просто близости к красоте дает ощущения. Самые различные по характеру чувства может вызвать красота. И смех, и грусть, и ревность, и зависть, и любовь, и поклонение. Критерии красоты существуют - это общепринятые стереотипы в отношении образа, действия и воздействия на человека. То, что обращается к его личности, внутренним качествам. Но стереотипы-это приземленные понятия о красоте, общие критерии красоты как раз и представляют собой принятые представления о том, что является прекрасным. Истинная же сущность красоты не может быть описана критериями, потому как божественное идет от души и от сердца.
Мы пострались ответить на вопрос, почему люди обожествляют красоту и существуют ли критерии красоты с различных точек зрения и надеемся быть услышанными.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Заявленное мероприятие – «Встреча-знакомство в ПСТГУ: О женской красоте» – оказалось искренним и глубоким разговором священника Александра Ильяшенко с первокурсниками православного вуза.

В начале беседы отец Александр поднял тему, очень важную в контексте православного понимания «женской красоты»:

«Есть такое псевдосмирение – думать о себе хорошо как бы не по-христиански. Когда ко мне в первый раз приходит молодая девушка, я практически всегда задаю вопрос: “Скажи, пожалуйста, на раз-два-три, какова твоя самооценка – плохая ты или хорошая?” – И 90% мне говорят: “Плохая”. Я говорю: “Спасибо, ты мою статистику не испортила”. Ответ типичный и совершенно неправильный. И за совершенно типичные неправильные ответы типичная оценка – кол с минусом. А чтобы дать правильный ответ, надо чуть-чуть порассуждать.

Человек – вершина творения Божьего, правильно? Человек по образу и подобию Божию создан, так? Так. Значит, душа каждого человека бесконечно прекрасна, так? Значит, как же можно говорить, что ты плохая? Наоборот, хорошая, даже очень хорошая. Но грешная. Вот правильный ответ: хорошая, но грешная. Понятно? Иногда так неуверенно кивают головой. “Повтори, пожалуйста”. – “Ну, мне неудобно…” – “Хорошо, тогда скажи: отец Александр, Вы сказали, что я… И моими словами повтори”. Хорошо, повторила. “Ладно, а если ты хорошая, то тогда почему ты такая грешная, скажи, пожалуйста?”»

Человек должен знать, что у него есть перспектива

«Человек всегда должен видеть перспективу. Грех – это не норма, это какая-то шелуха, короста. Допустим, на щеке вскочил нарыв. Щека твоя? Твоя. Нарыв, вроде, твой? Твой. Но это не ты, это не норма. Пройдет – и всё будет нормально. Так и грех. Ты грешный? Грешный. Грех твой? Твой. Но грех – это не ты. Господь греха не сотворил. Грех – это какой-то мираж, это то, что видно, но, на самом деле, этого нет. Потому что в мире реально существует только то, что сотворил Бог. Грех – это некая псевдореальность. Мы все в нее погружены, все мы – грешные люди. Но это то, чего не должно быть.

Если человек кается, то Господь имеет власть изгнать этот грех в небытие, откуда он каким-то образом произошел. Это некая тайна, но с грехом можно радикально справиться с Божьей помощью. И если ты понимаешь, что ты хороший, но грех – это твоя болезнь, это не норма, если ты приложишь усилия, то с Божьей помощью ты справишься с любым грехом. Человек должен знать, что у него есть перспектива.

Второе, женская красота, что это такое? К красоте можно относиться субъективно. Один относится так, другой относится этак. Но, на самом деле, есть некая объективная, Богом сотворенная сущность. Мы к ней сейчас подойдем через некоторое время.

Очень многие девушки недовольны своей внешностью. Я спрашиваю: “Слушай, ты насчет своей внешности комплексуешь?” – “Да”. Я говорю: “Ну и отлично, хорошо. Давай теперь тоже будем рассуждать”.

Теорема о женской красоте

На этот счет я даже некую теорему доказал.
Всё, что мы видим, сотворил Господь. Так, как Господь сотворил, невозможно лучше придумать. Господь сотворил видимый мир, невидимый мир, животный мир, человека. Теперь давайте посмотрим: в животном мире самцы привлекательней самок. Первый, кто приходит в голову, – это лев. Царственный зверь, огромная грива. Или олень с огромными рогами, селезень, возьмите, петушок, даже воробушек. Воробьиха серенькая, а воробушек – с галстучком черным. В животном мире Господь сотворил так, как Он считал нужным. А у людей не так. Не зря же женский пол называют прекрасным, правильно? Значит, женский пол прекрасный? Возражений нет? Нет. Хорошо. Раз женский пол прекрасный, значит, все женщины прекрасны, правильно? Значит, каждая женщина прекрасна. То есть каждая женщина прекрасна . Значит, Катенька, Машенька, Олечка – они прекрасны. Правильно? Теорема доказана.

Это Господь так сотворил, а я всего лишь некую цепочку рассуждений предлагаю.

Мужской и женский взгляд на женскую красоту

Но опять-таки человек должен знать свои сильные стороны, на что он должен внутри себя опираться. То, что Господь ему объективно даровал. Но у нас, к сожалению, к этой важнейшей категории относятся очень и очень неправильно и даже соблазнительно. Потому что есть мужской и женский взгляд на женскую красоту. Ну вот, если мы хотим узнать мужской взгляд, можно спросить у лучших. Александр Сергеевич Пушкин:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.

Вот крокодил, да? Как барышник, который покупает лошадь на базаре, обсуждает стати, да еще с приятелями. Это мужской взгляд, повторяю, лучшего представителя. Если спросить у какого-нибудь портового рабочего, то уши завянут заранее. Это я вам представляю, понятно, и книжки читаю, и сам как-то смотрю и вижу, но тут недавно меня Господь умудрил. Я думаю, а чего я размышляю, как бы девушкам рассказывать, что это такое? А вот спрошу у них в самих. Я в исключительном положении нахожусь. Вот она стоит, и я стою. Говорю: “Ну-ка скажи мне, пожалуйста, что такое, по-твоему, женская красота?” – “Ну, внешнее – это не главное… Доброта, скромность, еще какие-то качества”. Одна ответила просто гениально: “Женская красота – это свет изнутри”.

Вы все, конечно, знаете эти слова, только к ним относятся, как к каким-то цветам красноречия, и это неправда. Так вот: “Есть женщины в русских селеньях”, – это констатация факта. “Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!” – это констатация факта. Речь идет о внутренней женской красоте. Это нечто, Богом сотворенное, и нечто невыразимо прекрасное. Причем Господь сотворил её так, что действительно, посмотрит – рублем одарит. Вот так Господь устроил природу, нас с вами устроил.

Только одна мне стала говорить: “Да, это какая-то гармония внешнего и внутреннего…” Но оказалось, что она танцовщица ночного клуба. Я ей говорю: “Ну чего ты там делаешь? Почему?” – “Ну, вот деньги надо…” Слава Богу, больше там не танцует. Она работает где-то в больнице.

Целомудрие – это что-то сверхъестественно прекрасное

Конечно, слава Богу, что человек – существо темпераментное, слава Богу, что мы – не деревяшки. Было б очень скучно, если бы мы были без эмоций. И иногда эмоции захватывают так, что человек совершенно здоровый, совершенно нормальный, а ведет себя как сумасшедший. Никакая медицина ничего не заметит, поставит твердую норму – всё нормально, а ведет себя человек – ну просто неуправляемый. Как объяснить, что так вести себя нельзя? Ведь девушка по природе должна быть целомудренная, правильно? И мужчина должен быть целомудренный. Но эта добродетель, как любой дар Божий, – это что-то сверхъестественно прекрасное.

Так вот, целомудрие в большей степени присуще женской природе, нежели мужской. Конечно, “целомудренный мужчина” и “нецеломудренный юноша” – это вполне возможные словосочетания, но практически редкие. А вот “целомудренная девушка” – это у всех на слуху. Так вот, если человек начинает неправильно себя вести, полезно для нашей прекрасной половины знать, как на такое поведение смотрят с мужской точки зрения. В Библии – это книга всеобъемлющая – я наткнулся на слова великого царя Соломона. Вы знаете, что библейский язык символический, очень многозначный, слово употребляется не в буквальном смысле, а в него вкладывается гораздо больше, чем просто звучит.

Я буду цитировать царя Соломона и комментировать. Так вот, говоря о женской красоте, он говорит: “Что золотое кольцо”, – то есть женскую красоту он сравнивает с золотым кольцом. Теперь остановимся. Золото, понятно, – драгоценный металл. Он идет не только на царские украшения, но употребляется для того, чтоб украсить храм, для того, чтоб воздать честь Божеству, такое высокое у него достоинство. А кольцо – простая форма, казалось бы, но это символ совершенства. Ничего не прибавишь, не убавишь. Значит, речь идет о драгоценном совершенстве. “Что золотое кольцо”, – а дальше гениальный переход. Вот потому Соломон премудрый и великий. “Что золотое кольцо в носу у свиньи”, – это нелепость, невозможно себе представить, ненормально. Как это может быть: такая совершенная драгоценность в свином рыле, которое роется в нечистотах? Ни формы, ни материала не видно.

“Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная” . Есть строгое поведение, есть нормальное поведение, есть вольное поведение. Так вот, в мужских глазах это вольное поведение описывает царь Соломон. Конечно, можно им пользоваться. Слово “пользователь” – очень хорошее слово “юзер” вошло в употребление. Пользователи женской красоты, женской неопытности, легкомыслия, – пожалуйста, охотников полно. И при этом этот охотник не испытывает уважение и даже благодарность. Потому что нельзя вести себя безрассудно.

Можно всё, если не задумываться над последствиями

Сейчас я немножечко отвлекусь, есть такой замечательный анекдот, я понял, что его можно несколько расширительно толковать в применении к нашей теме. Могут спросить: почему себя нельзя вести так, как сейчас принято, не как традиционно в XIX-м, XVII-м веке и раньше? Я отвечу сразу: можно, пожалуйста. Можно всё.

Анекдот такой: “Скажите, пожалуйста, грибы есть можно?” – “Можно”. – “Любые грибы можно есть?” – “Да, конечно, любые грибы можно есть”. – “Правда?” – “Но надо иметь в виду, что некоторые грибы едят один раз в жизни”.

В этом смысле, если не задумываться над последствиями, можно всё. Но если ты задумываешься над последствиями, тогда ты должен себя ограничивать. И этим, собственно, взрослый человек отличается от молодого. Молодые люди могут быть в таком пике обучаемости, талантов, память прекрасно работает, и они могут превосходить взрослого на сто очков вперед. Но у них нет того, что дается с годами – нет жизненного опыта, нет умения или навыка оценивать последствия своих поступков.

Если задумываться о том, что будет из того, что я сделаю так, так и так, вот тогда вы увидите, что не зря написаны заповеди Божии, не зря такие строгие ограничения. Потому что они проистекают из человеческой природы. Вот так же, как правила уличного движения, они написаны кровью. Можно их нарушать, но 30 тысяч человек гибнет на дорогах нашей страны каждый год, потому что люди не соблюдают правила уличного движения – водители и пешеходы. Вот так и заповеди Божии дарованы нам как правила, которые нас оберегают от нашей собственной неосторожности. Это не занудство: не делай этого, лиши себя такой-то радости, такой-то радости. Нет. Не делай этого, иначе тебе будет плохо – ты будешь страдать.

Столько настоящего горя, настоящего страдания мы видим, и поразительно, как глубоко человечески оправданы все предписания, которые так бережно и так твердо хранит Церковь. Не для того, чтобы загнать жизнь в угол и превратить её во что-то серое и обыденное, а чтобы уберечь, чтобы не ранить душу грехом, который душу страшно уродует».

Затем отец Александр напомнил сюжет повести “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда. И рассказал похожую историю:

«Как-то лет десять-пятнадцать назад на исповедь подходит девушка, высокая, стройная, как оказалось, – кандидат в мастера по художественной гимнастике. На лбу шрамы, на щеках шрамы, на груди шрамы, на глазах темные очки. “Что произошло?” – “Да вот”, – говорит, – “на Новый год пустили петарду, а она полетела мне в лицо”. Просто так ничего не бывает. Вот я “Портрет Дориана Грея” читал и спрашиваю: “А чем ты занимаешься?” – “Работаю моделью”. – “И в одежке снимаешься?” – “И в одежке снимаюсь”. – “И без одежки снимаешься?” – “И без одежки снимаюсь”. Говорю: “Ты понимаешь, сколько ты сделала со своей душой, если Господь тебе явно показал, как ты свою душу искалечила, изуродовала?”

Грех – это страшная катастрофа, которая может изувечить человеческую жизнь, человека молодого, радостного, который смотрит с надеждой в будущее, превращает в израненное, болезненное существо – и самооценка занижена, и грехи давят, потому что искалеченная душа не может жить так же радостно, так же благодарно и благодатно, как душа, которая не повреждена тяжелым грехом.

У нас в народе есть антидуховное присловие: не согрешишь – не покаешься. Нужно к этим словам относиться наоборот: нужно каяться так, чтобы не грешить. Склонность к греху есть в каждой душе, первородный грех сказывается на каждом из нас. Это нужно совершенно твердо осознавать. И слава Богу, что Господь избавляет тебя от тяжких грехов. Слава Богу. Нужно знать, что каждый человек, к сожалению, может оступиться. И нужно каяться так, чтобы, действительно, в минуту жизни трудную не согрешить.

Кто из вас без греха…

В заключение – о том, что всё совсем не так просто, и, на самом деле, всё по милости Божией, я вам приведу всем, конечно, известный евангельский рассказ о грешнице, которую простил Господь. Слова, которые Он произнес: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”, –вспоминаются очень легко. Господь простит, и никто камнями кидаться не будет. Этот знакомый рассказ я чуть-чуть прокомментирую.

Как вы помните, Спаситель сидел во дворе храма на скамеечке, вокруг него были слушатели, и Он их учил Царствию Божию. И вдруг, представьте себе (я, например, себя в такой кондиции представить не могу), идет толпа – мужики с камнями, волокут женщину, которую застукали, так сказать, на месте преступления, и вот они готовы в нее кидать эти камни. Я, конечно, иногда выхожу из себя, но не могу себе представить, чтоб я был в таком состоянии, чтобы кинуть в женщину камень. Вот какая толпа – как будто зло сгустилось – приближается, оттесняет слушателей, окружает Спасителя, чтоб не убежал, ставят её перед Ним и говорят: “Учитель, мы её взяли в прелюбодеянии. И таковых закон Моисея повелевает побивать камнями. Что Ты скажешь?”

Спаситель опустил голову и ничего не отвечает. А что ответить? Представьте себе любого из нас, допустим, меня, я сижу на Его месте, и мне задали этот вопрос, вот что бы я ответил? Я скажу: “Ну, ребята, вы чего, спятили что ли? Отпустите её”. Но они же пришли к Спасителю, чтоб Его убивать. Они ж загнали Его в ловушку. Хотели загнать. Они привели её для того, чтоб Его увидеть. И, услышав такой ответ, они б сказали: “Отлично! Значит, Ты хочешь, чтоб у нас была безотцовщина, чтоб наши девки гуляли направо и налево, чтоб жить, как в окружающих народах. Значит, Ты сам такой. Всё, пойдем с нами – мы забьем Тебя камнями”. Они ради этого и пришли. Всё это вычислить совсем нетрудно.

Он мог бы сказать: “Чего вы у Меня спрашиваете? В законе написано? Написано. Так и поступайте”. Но это же значит подписать ей смертный приговор. И они на этом не успокоятся, скажут: “Отлично, молодец, правильно. А теперь вот Тебе камень, пойдем с нами – и Ты первый в нее кинешь, белоручкой не останешься”. Значит, смерть либо физическая, либо нравственная. И вот что сказать, что ответить?

Спаситель сидит, опустив голову. Но только эти бандиты, я не знаю, как их назвать, видят, что Он абсолютно их не боится. Во всем облике такое величие, такое мужество, что они понимают, что Он молчит не потому, что не знает, что сказать, а потому, что не хочет с ними говорить. Почему? А потому что толпа в таком состоянии не способна ничего воспринимать, когда такая агрессия через край. И вот они напирают на него: “Учитель, скажи!” Он молчит совершенно бестрепетно, бесстрашно, совершенно спокойно.

И тогда в толпе происходит перелом – толпа, оставаясь такой же агрессивной, становится способной воспринимать обращенные к ней слова. И вот тогда Спаситель поднимает Свой лик, обводит толпу взором, который трудно описать, столько в нем любви, света, кротости, взор, который проникает в самые темные закоулки каждой души: “Что же ты? Сколько у тебя грехов на душе? Что ты пришел сюда убивать? Что ты пришел делать?” И каждому-каждому Господь заглядывает в глаза. И толпа стихает.

Вот тогда Он произносит свои знаменитые слова: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”. И снова опускает голову, чтобы не смущать, не давить, снова сидит, опустив голову, так же спокойно, так же величественно, так же бесстрашно. И им становится стыдно. И вот один за одним они стали выкидывать камни и расходиться. Спаситель сидит, по-прежнему, опустив голову.

И осталась эта женщина одна. Казалось бы, ей бы смыться скорей, привести себя в порядок, одеться как-то и забиться куда-нибудь в уголок подальше, чтоб её никто не трогал. Но она стоит и не может уйти, пока Он ей не скажет. И Спаситель поднимает голову и говорит: “Ну что, женщина, где твои обвинители? Никто тебя не обидел? И я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши”. Так вот, эти слова “Кто без греха – первый кинет камень” – цена жизни этой женщины. И, на самом деле, цена Жизни, потому что Спаситель отвечал за её спасение, и другой на Его месте бы погиб. Так что мы со всей серьезностью должны относиться к тому, что с особой милостью Господь нам заповедовал.

Я хотел бы привести еще одну цитату, еще один мужской взгляд на женскую красоту. Это апостол Пётр. Как вы знаете, апостол Пётр – простой рыбак, и так до конца жизни остался неграмотным. Для контраста вообразите себе, что вы говорите о женской красоте с рыбаком – уши завянут… Так вот, апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорит: “Да будет украшением вашим…” – пожалуйста, нужно одеваться и нарядно, и со вкусом, и красиво, и чтобы шло, понятно. – “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос…” – правильно, Господь даровал волосы, они очень красивы, особенно женские, правда. Но это внешнее. Не внешнее плетение волос, не золотые украшения и нарядность в одежде, это всё – внешнее. А вот дальше совершенно потрясающее определение, что такое женская красота, по сути, – “Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Господь создал такую сокровенную внутреннюю красоту, которая перед Ним Самим драгоценна, не только перед людьми. Господь устроил так, что, действительно, ты иногда посмотришь и думаешь: Господи, какую ж Ты красоту сотворил потрясающую».


Отцу Александру студенты задали много вопросов, и если бы не позднее время, встреча бы затянулась надолго.

“У меня есть книжка “Как найти семейное счастье”. Так вот, я, может быть, выскажу несколько спорную вещь, но я молодым мужьям такой вопрос задаю: “Скажи, пожалуйста, кто в семье главный?” – “Ну, конечно, муж”. Говорю: “Нет, брат, ты ошибаешься. В семье главный – совет и любовь. Мужчина и женщина пред Господом равны – равноценные личности”. И вообще, еще раз, скажите мне, пожалуйста, кто персонально высшее творение Божье?

– Человек.

Персонально. Не обобщенно, а персонально.

– Адам и Ева. Каждый человек.

Ошибаетесь. Божья Матерь, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Правильно? Значит, выше Её нет никого ни на земле, ни на небе. Значит, нечего выпендриваться и надувать щеки, что мы такие-сякие. Конечно, должно быть единоначалие, кто-то должен принимать решения. Но принимать решения – это не значит, что ты самодур. Так вот, если ты в жене чувствуешь равную пред Богом личность, значит, всё должно быть в семье по обоюдному согласию. А если в семье совет и любовь, где двое или трое собрались, значит, Господь в семье главный, если этот мир духовный в семье поддерживается обоими супругами.

Конечно, трудно быть правым. Трудно. Объяснить человеку, не обидев его, не оскорбив, не унизив, не раздражив, что правда-то у тебя – это совсем непросто. Нужно очень напрячься, чтобы человек тебя воспринял. А где трудно, там трудно – еще мудрость такая. Мы хотим расслабиться, раз-два – и чтобы вся задача была решена. Она просто так не решается, это нам так кажется. И в результате, от того, что кажется, получается скандал. А если ты подумаешь, как донести – значит, донесешь.

Вы, наверное, многие занимаетесь пением и знаете, что, на самом-то деле, не один музыкальный слух, а три: первый – услышать, второй – воспринять, а третий – передать. Вот тогда ты сможешь воспроизвести сложное музыкальное произведение и донести до слушателей то, что хочешь выразить. Но для этого ты на клавишах должен хорошо играть. У меня такая дежурная шуточка есть, когда кто-то хорошо сыграет, я подхожу и говорю: “Ой, как ты хорошо на клавиши нажимаешь, научи меня, пожалуйста”. Кто музыкой занимается, тот знает, что это постоянный труд, огромный, продолжительный, многолетний, ежедневный труд. Но так же донести до человека – это тоже труд. Ты должен донести до него свою правильную мысль правильно, чтоб он её воспринял, а не отторгнул».

– Отец Александр, какие качества Вы можете отметить в мужчинах, главные с точки зрения мужчины как будущего отца семейства и главы семьи? Как они воспитываются?

«Вопрос очень хороший. Можно сказать, что настоящего мужчину воспитать гораздо труднее, чем хорошую прекрасную девушку. Это действительно так. Многие девушки не могут выйти замуж, потому что нет достойного жениха, потому что или бабники, или пьяницы, или еще какие-то непонятно. Но воспитывать надо, как раньше воспитывали, конечно, делая поправки на современную жизнь. Я просто пример приведу.

Когда-то давно, без малого 20 лет, подходит ко мне мужичок, ростом с меня, поплотнее только. “Я, – говорит, – человека убил”. – “Как?!!”

Дело было в Магнитогорске, где-то 50-е годы, он шел поздно вечером по улице, и видит – там чуть не десять парней волокут куда-то девушку. “Ну и, – говорит – я вступился. Ясное дело – они на меня. Я побежал. Они – за мной. Но я бежал быстро. Они растерялись. Ну, они не знали, что я чемпион города по боксу и стал укладывать одного за одним. Вот один оказался хлипкий”. Я уже не помню, что я ему сказал, помню, что я был ошеломлен, конечно. И даже я не спросил, что с ним правосудие сделало, к сожалению, не догадался. Вот реакция нормального мужчины. Так и должно быть.

Другая история, совсем недавно, слава Богу, там все живы, шел человек тоже поздно вечером и видит – два парня к девушке пристали. Он их обоих уложил, а на девушке со временем женился. Он в МВД служит, был в штатском тогда.

Так что воспитать такие рыцарские качества в мужчинах очень трудно, потому что сейчас современное законодательство против таких проявлений. Если сейчас бы разбирали это дело с Магнитогорском: значит, они тебя трогали? Нет. Они чего-нибудь сделали? Нет. Они тебе чего-нибудь сказали? Нет. За что ж ты их стал бить?

Вся наша жизнь перевернута. И в этой перевернутой жизни очень трудно находить правильные решения. Но есть такое слово “благородство”, выпавшее из нашего лексикона. Нужно помнить, что человек – существо благородное в самом лучшем, полном смысле этого слова. И надо учиться и из литературы, и из жития святых, и молиться, стараться воспитывать в себе такие благородные качества».

– В чем, по-Вашему, истинное счастье?

«Очень хороший вопрос. Конечно, трудный. Но, собственно, вы, наверно, знаете, счастье – соучастие в Божественном замысле. Господь каждому человеку желает спасения. И если ты спасаешься, в монастыре ли, в семье ли, если ты стараешься исполнять заповеди Божьи, ты стараешься искать, находить, выполнять волю Божью, значит, ты будешь счастлив.

Апостол Павел дал потрясающее определение: плод духовных усилий есть любовь, на первом месте, в христианском понимании, на втором – радость. То есть интересно, на втором – радость. Если человек радостный, значит, это критерий. Насколько ты хорошо любишь или нет – это трудно оценить, а если ты радостный – это критерий. Если у тебя на душе светло и радостно, значит, всё хорошо. Если тоска – значит, какой-то грех бередит в твоей душе. Любовь, радость, мир. Причем мир с Богом, мир с самим собой и мир с окружающими».

– Как обрести смирение?

Вот так мы к Господу и обращаемся. Ты попросил – Господь еще быстрей, чем человек, среагирует. Ты хочешь смирения – Господь тебе протянет. Научись принимать. А ты попросил и думаешь, что никто тебя не слышал, никто на твою просьбу не отреагировал, и начинаешь реагировать совершенно неправильно. Так вот, просишь – будь уверен, что Господь даст тебе смирение. А смирение – это сила преодолевать свои слабости. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Смиренный человек – это сильный человек, который преодолевает любую свою слабость».

– Что такое истинная любовь? Как Вы её видите?

Как пример истинной любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы – это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет – я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.



– Расскажите, пожалуйста, о соотношении понятий любовь и страсть.

«К сожалению, богатый и могучий русский язык в нескольких понятиях оказывается удивительно беден. У греков для слова “любовь” есть три глагола, а у нас только один: “люблю картошку” и “люблю жену” – одно и то же слово. Поэтому понятно, что речь идет о высшем проявлении, которое Церковью понимается.

А страсть – это, на самом деле, слабость. Это нечто в тебе, что сильней тебя самого. Апостол Павел а Послании к Римлянам говорил: «Бедный я человек – то, что хочу хорошее, не делаю, а что не хочу плохое, то делаю». Когда нечто в тебе подчиняет тебя самого, когда не ты собой командуешь, а нечто.

Одна моя прихожанка написала статью с очень замечательным названием “Играй, гормон”. Когда в тебе гормон играет так, что ты не можешь ему сопротивляться, не можешь противостать этому самому пусть психофизическому, любому какому-то кипению, которое в тебе происходит, значит, это и есть страсть, и ты слабее неких пусть сильных, пусть естественных, но проявлений своей натуры, которая должна быть в подчинении у тебя самого. Ты командуешь, а не твои проявления руководят тобой».

– Что делать девушке, если её преследует молодой человек?

«На самом деле, это серьезные проблемы, не надо смеяться, потому что действительно это жизненная, совсем непростая ситуация. Поставить себя на место этой девушки – совсем не до смеха.

У нас есть психологические особенности. Известно, что интересно дразнить того, кто реагирует, а если не реагирует, то и дразнить неинтересно. Вот так и здесь: если не будешь никак, очень четко и корректно, и определенно реагировать, то и, в конце концов, надоест ему бесплодно бегать. Не заводиться, не злиться, не обижаться, а при этом очень-очень сильно молиться, чтоб Господь дал силы выдерживать этот стресс».

И хотя вопросов было еще много, пришло время закончить встречу. К тому же тему женской красоты, брака, верности, благородства невозможно исчерпать за один вечер. Но отец Александр так глубоко и интересно вел беседу, что наверняка многие молодые люди и девушки по-настоящему задумались об этих важных вопросах.



Подготовила Тамара Амелина

Видео Виктора Аромштама
Фото Александра Филиппова