Category Archives: «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи. Психология в притчах

Притчи представляют собой небольшие истории, каждая из которых обладает особенным смыслом. Все они весьма поучительны, так как заставляют слушателей о многом задуматься и пережить некоторые моменты, с которыми человек пока еще не сталкивался. Несмотря на то что события, имеющие место в притчах, в реальной жизни не происходят, для их описания настолько ярко подобраны все ощущения и эмоции героев, что это позволяет сопоставить такие рассказы с реальностью.

Происхождение жанра

Небольшой поучительный рассказ, который и является притчей, заключает в себе религиозное или моральное учение, то есть премудрость. Относятся такие истории к дидактико-аллегоричному жанру, который возник в далекие времена на Востоке. Именно там мудрецы любили говорить иносказаниями и загадками. Несколько позже стали появляться притчи, обладающие религиозным содержанием. Самыми первыми из них, зафиксированными на бумаге, являются раннехристианские и древнееврейские. Эти поучительные истории нашли свое отражение в Библии.

Притча по своему смыслу очень близка к басне. Однако от последней ее отличает широта обобщения, а также значимость идеи. Так, главные герои басен - это люди, а также животные, наделенные теми или иными человеческими качествами. Все они, как правило, помещены в некие бытовые ситуации. В притче все несколько иначе. Ее главные герои не имеют ни характера, ни внешних черт. Они являются неким обобщенным человеком. Это может быть сын, отец, крестьянин, женщина, царь и т.д. Смысл притчи заключен вовсе не в изображении самого человека, а в его этическом выборе. Нет в таких рассказах и указаний на конкретное время действия и на место. Не показываются в притчах и явления в их развитии. Ведь целью любой премудрости является сообщение о событиях, а не их изображение. Основные темы притч касаются правды и лжи, жизни и смерти, человека и Бога.

В истории своего развития эти короткие нравоучительные рассказы прошли долгий путь. Начинались они с кратких текстов, размещаемых всего в двух строчках. Такие притчи можно увидеть в Ветхом Завете. Пройдя путь своего становления, притчи выросли до небольших произведений. Но, как бы там ни было, эти короткие истории не перестают привлекать и удивлять нас, очаровывая красотой и элегантностью своего сюжета, а также изысканно выраженной мыслью, которая является сгустком мировой мудрости.

Понятие психологической притчи

В прежние времена короткие рассказы, обучающие премудрости, чаще всего являлись плодом народного творчества и не имели конкретного автора. Рождались они в недрах определенной культуры, а после пересказывались и передавались из уст в уста.

В конце 19 в. - начале 20 в. на притчу как на жанр литературы обратили свое внимание некоторые видные писатели. В этих коротких рассказах их привлекла стилевая особенность, позволяющая не описывать развитие сюжета, характеры героев и обстановку. Основное внимание читателя должна была привлечь интересующая автора морально-этическая проблема. В России законам притчи свою прозу подчиняли В. Дорошевич и Л. Толстой. За рубежом короткими премудростями выражали свои философские взгляды Камю, Марсель, Сартр и Кафка.

На сегодняшний день притчи используются в психотерапевтической практике. В руках профессионала они становятся мощным инструментом, позволяющим изменить сознание человека.

Психологические притчи наглядно демонстрируют какой-либо нравственно-дидактический аспект жизни. Используют их в тех случаях, когда сознание пациента находится в тупике, для выхода из которого требуется обращение к бессознательному.

Психологические притчи позволяют специалисту сформировать у клиента ряд образов и символов, несущих за собой глубинный подтекст и обладающих гармоничной установкой. Подобный посыл обязательно доходит до подсознания и начинает запускать исцеляющие процессы в обход сознания.

Правильно подобранные короткие психологические притчи позволяют человеку понять суть стоящей перед ним проблемы и найти пути для ее решения. С их помощью пациент начинает осознавать настоящие жизненные ценности, которые могут оказаться намного проще, чем можно было бы предположить изначально.

Благодаря регулярно читаемым психологическим притчам и их анализу многим удается совершенно по-другому взглянуть на окружающий мир, а также на жизнь в нем людей.

Составляющие притчи

Короткие премудрости похожи на айсберг. В них, как и в этой глыбе льда, на поверхности находится только незначительная часть преподносимой идеи.

Из чего же состоят психологические притчи? Их основными элементами являются четыре пласта:

  1. Функциональный. Это все то, что лежит на поверхности, и то, что слышит клиент психотерапевта. Проще говоря, это первый этап знакомства с притчей. То есть прочитал, услышал и т.д.
  2. Физиологический. В этот пласт входят жесты рассказчика. Это и перемещение во время рассказа, и поза, и движения ладоней и рук.
  3. Психологический. Данный пласт является целевой диагностикой. Этот элемент оказывает непосредственное влияние на психику человека, то есть на развитие его воображения, мышления, внимания и памяти.
  4. Личностный. Этот элемент включает в себя конечный результат. Он приводит слушателя к личностному развитию. Однако стоит отметить, что проявляется результат от воздействия психологических притчей значительно позже знакомства с ними.

Эффективное воздействие

Психологические притчи о жизни, о мотивации, о цене желаний и т.д. учат нас находить выход из создавшейся ситуации, развивают интуицию, воображение и мышление. Одни из них приносят человеку вдохновение, другие заставляют задуматься, а третьи побуждают смеяться. При использовании этого уникального инструмента короткие премудрости оказывают довольно эффективное терапевтическое действие. Они позволяют слушателю окунуться в совершенно иной мир, который создан психологом при помощи метафоры. Это позволяет установить максимально тесную связь между повествованием, терапевтом и пациентом. В такие моменты клиент начинает отождествлять себя с главными героями притчи, а также с ее событиями. В этом и заключена основная сила коротких премудростей. Однако для того чтобы притча смогла изменить реальную жизнь клиента, ему необходимо до конца осознать события повествования. Идентификация человека с героями и событиями притчи позволит ему заменить чувство обособленности, когда в голове прочно засела мысль «так плохо только мне», на ощущения разделенного переживания, когда пациент начинает понимать, что проблемы возникают не только в его жизни. Основная сила притчи и ее терапевтического воздействия заключена в том, что смысл истории доносится до слушателя не прямым, а косвенным путем, то есть как бы между прочим.

Рассмотрим подробное толкование притч, которые помогают изменить видение людьми мира.

Рассказ про окно

Сюжет этой притчи переносит слушателя в двухместную палату больницы, в которой находится два безнадежных пациента. Один из них лежал у окна, а другой - возле двери, где расположена кнопка для вызова медсестры. Больные находились в палате довольно долго, встречая там смену времен года.

В притче «Вид из окна» говорится о том, как один из пациентов, тот, который лежал подальше от двери, постоянно рассказывал своему соседу обо всем, что происходило на улице. Там шел дождь и сыпал снег, светило солнце, деревья то укрывало легким морозным кружевом, то окутывало прозрачной весенней дымкой, с приходом лета они покрывались зеленью, а осенью на них появлялся прощальный желто-алый наряд. Больной, который находился у двери, постоянно слышал рассказы о том, как по улице ходят люди и ездят машины. Другими словами, о том большом мире, который открывал для человека вид из окна. Пациент не мог встать с постели и завидовал тому, кто может полюбоваться всей этой красотой.

И вот однажды ночью тому больному, который лежал у окна, стало плохо. Он просил вызвать медсестру, но его сосед делать этого не стал из-за душившей его зависти. Больной, не дождавшись помощи, умер. Человек, лежавший у двери, попросил переместить его к окну. Оказавшись на заветной койке, он выглянул на улицу, ожидая увидеть мир во всей его красе. Однако его взгляд наткнулся на глухую стену. Больше ничего за окном не было.

После прочтения таких рассказов психологи непременно делают для клиентов подробное толкование притч. Выводы, которые следуют из этой небольшой истории, явно указывают на то, что счастье любого человека находится в его руках. Оно является тем положительным настроем, который проявляется вполне осознанно. Счастье - это вовсе не подарок судьбы. Оно не проникнет в наш дом через окно или двери. И если его ждать сложа руки, то счастливым стать просто невозможно. Это ощущение находится внутри каждого из нас. Ум человека можно сравнить с программой, работа которой зависит от ввода в него определенного кода. И если мы будем постоянно вкладывать в него только созидающие, воодушевленные и положительные мысли, то начнем видеть многое из того, что способно сделать нас оптимистами.

Семейная мудрость

История, рассказанная в притче «О том, как научить детей быть счастливыми», начинается с идущего по дороге человека. Это был мудрый старец, который любовался весенними красками и разглядывал окружающую природу. И вдруг на его пути повстречался мужчина с большим и тяжелым грузом, от которого у того подкашивались ноги.

Старик поинтересовался, к чему этот человек обрек себя на страдания и тяжелый труд? Мужчина ответил, что делает все, чтобы его дети и внуки были счастливы. При этом он рассказал о том, что именно таким образом поступал его прадед, дед и отец. В свою очередь, мудрый собеседник поинтересовался, был ли в семье мужчины кто-либо счастлив? Тот ответил, что нет, но надеется на то, что детям и внукам жить будет намного легче. Тогда старый мудрый человек, вздохнув, сказал о том, что неграмотный никого не сможет научить читать, а кроту не дано воспитать орла.

Вывод, который был сделан из всего этого рассказа, заключен в том, что каждый человек должен сперва сам научиться быть счастливым, и только после этого он сможет научить этому же своих детей. Это для них и станет самым ценным подарком в жизни.

Любовь и Разлука

История этой притчи начинается с рассказа о молодой паре. Парня и девушку заметили Любовь и Разлука. Последняя из них решила поспорить. Она сказала, что разлучит эту пару. Но здесь Любовь опередила ее. Она сказала, что первая подойдет к ним, но сделает это всего один раз. После этого Разлука сможет делать все что угодно.

Любовь приблизилась к парню и девушке, заглянула им в глаза и дотронулась до их рук. После этого она увидела, как между молодежью пробежала искра. Далее настал черед Разлуки. Но та решила подойти к паре не сразу, а спустя некоторое время, когда возникшее чувство немного угаснет. И вот настал момент, когда Разлука заглянула в дом мужа и жены. В нем она увидела молодую мать с ребенком и отца. Разлука взглянула в их глаза и увидела там Благодарность. Не добившись своего, она решила зайти попозже.

Спустя некоторое время Разлука вновь появилась на пороге дома. Здесь шумели дети, которых успокаивала мать, а с работы вернулся уставший муж. Разлука решила, что сможет осуществить задуманное. Взглянув в глаза мужа и жены, она увидела в них Понимание и Уважение. Ей вновь пришлось отступить.

Спустя некоторое время Разлука опять вернулась в этот дом. В нем она увидела седого отца, который что-то объяснял своим уже повзрослевшим детям. Мать при этом хлопотала на кухне. Взглянув в глаза мужа и жены, она увидела там Доверие. И вновь Разлуке пришлось уйти.

Спустя некоторое время она в очередной раз посетила этот дом. В нем бегали внуки, а у камина она увидела опечаленную старую женщину. Разлука обрадовалась, что, наконец, добьется своего. Она попыталась заглянуть в глаза старушке, но та вышла из дома. Женщина пошла на кладбище и села у могилы. Здесь, как оказалось, был похоронен ее муж. Разлука, посмотрев в заплаканные глаза старушки, увидела в них Память о Любви. А также о Благодарности и Уважении, Понимании и Доверии.

Каким может быть вывод из притчи «Любовь и Разлука»? В мире есть одно огромное чувство. Это любовь, которую каждый человек понимает по-своему. Однако без нее жизнь бы на этой планете просто не существовала. Только благодаря ей в мире есть Понимание, Добро, Радость и другие прекрасные чувства.

Настрой на позитивное мышление

В этой притче рассказывается о том, как однажды старый мудрый китаец, проходя по заснеженному полю, встретил на своем пути заплаканную женщину. Он поинтересовался причиной ее слез. На что та ответила, что, глядя на заснеженное поле, она вспоминает молодость, ушедшую красоту и тех мужчин, которых любила. Женщина была уверена в том, что Бог поступил жестоко, подарив людям память. Ведь это заставляет ее плакать, вспоминая молодость.

Некоторое время мудрец молчал. Он стоял и созерцал снежную равнину. Женщина, перестав плакать, спросила, что видит он. Мудрец сказал, что перед ним цветущие розы. Бог даровал ему память, и он всегда помнит свою весну.

В чем заключена мораль притчи «О позитивном мышлении»? Вывод из этой истории очевиден. Позитивное мышление человека заключается вовсе не в том, чтобы верить в любой ситуации в лучшее будущее. Оно должно исходить из того, что людям необходимо жить в настоящем так, чтобы завтра они с радостью и с улыбкой вспоминали вчерашний день.

Мотивация

История этой притчи рассказывает нам о человеке, шедшего мимо дома, возле которого в креслах-качалках сидели старушка и старичок. Между ними лежала собака, которая скулила, вроде бы от боли. На следующий день история повторилась. На третий день человек не выдержал и спросил: «Отчего так жалобно скулит собака?» Старушка ответила, что та лежит на гвозде. Прохожий удивился и высказал свое недоумение тем, что животное не встанет, чтобы облегчить страдания. На это старушка ответила ему, что собаке больно лишь настолько, чтобы скулить, но вовсе не настолько, чтобы совершить какие-либо движения и переместиться на другое место.

Чему учит нас эта психологическая притча о мотивации? Улучшить свою жизнь просто так довольно трудно. Для того чтобы предпринять какие-либо шаги, всем нам нужна мотивация.

Сделать по-другому

Весьма поучительной является притча «О слепом человеке». Она повествует о том, как однажды прохожий увидел на ступеньках одного из зданий нищего, просящего милостыню. Возле него лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите, пожалуйста». Прохожий пожалел инвалида, в шляпе которого лежало всего лишь несколько монет. Он бросил ему денег, а после взял табличку и без разрешения написал на ней новые слова. После этого прохожий направился по своим делам. К концу дня у слепого была полная шляпа монет. Когда незнакомец возвращался домой, нищий узнал его по шагам и спросил, что же тот написал на табличке? На что прохожий ответил, что лишь немного поменял текст. Слепой долго старался прочесть написанное, усердно водя пальцами по поверхности. И, наконец, это ему удалось. На табличке он обнаружил надпись: «Сейчас весна, а я ее не могу увидеть».

Мораль этой притчи такова, что не стоит отчаиваться, когда намеченное идет не так, как хочется. Стоит попробовать сделать все по-другому.

Об унынии

В этой притче говорится о том, как Дьявол, который решил похвастаться перед всеми, аккуратно разместил на стеклянной витрине те средства, которые он использует в своем ремесле. Рядом с каждым предметом он прикрепил ярлык с названием и со стоимостью. В этой коллекции находился Молот Гнева, Кинжал Зависти и Капкан Жадности, орудия Ненависти, Гордыни и Страха. Все эти инструменты располагались на красивых подушечках и не могли не вызвать восхищения у всех, кто посещал Ад.

А вот на дальней полке лежал уже потрепанный и неказистый по своему виду деревянный клинышек, возле которого находился ярлык «Уныние». Этот предмет стоил больше, чем все остальные вместе взятые. На удивленные вопросы Дьявол отвечал тем, что этот инструмент является единственным, на который можно положиться тогда, когда другие средства будут бессильны.

Мораль притчи «Об унынии» заключена в том, что не стоит поддаваться этому чувству. Оно намного сильнее многих других, в том числе страха, зависти, гнева, жадности и ненависти.

Обстоятельства, меняющие людей

В этой притче говорится о том, как молодая женщина, которая недавно вышла замуж, пришла к отцу. Она рассказала ему о том, что у нее много трудностей в личной жизни и в работе, и как справиться с этим, она не знает. Отец поставил три кастрюли на плиту, наполнив их водой. В одну из них он положил морковь, в другую яйцо, а в третью кофе. Через несколько минут они проверили содержимое кастрюль. Кофе растворился, а яйцо и морковь сварились. Отец посмотрел на эту ситуацию более глубоко. Он рассказал дочери, что морковь, после того как ее ошпарили кипятком, стала податливой и мягкой. Яйцо, ранее жидкое и хрупкое, затвердело. Внешне эти продукты не изменились. Однако под действием кипятка они стали совсем другими. То же самое происходит и с людьми. Внешне сильные, они всегда могут расклеиться, став слабыми. Нежные и хрупкие, несмотря на трудности, только окрепнут и затвердеют. А вот про кофе отец сказал, что в агрессивной для него среде этот порошок полностью растворился, превратившись в замечательный напиток.

Каков вывод из притчи «О том, как обстоятельства меняют людей»? Не всякого человека способна изменить ситуация. Он сам порой меняет обстоятельства, извлекая из них пользу и знания. Кем он станет при возникающих жизненных проблемах? Это выбор каждого.

Притча о желании

Стоит задуматься и над таким рассказом. Он повествует о магазинчике, находящемся на задворках Вселенной, торгующем желаниями. Его вывеску когда-то унес космический ураган, но прибивать новую хозяин не стал. Все местные жители и так знали, что здесь можно купить практически все: огромные квартиры и яхты, замужество и победу, успех и власть, футбольные клубы и многое другое. Невозможно было приобрести в магазинчике только смерть и жизнь. Занимался этим головной офис, расположенный в другой Галактике.

Тот, кто приходил в магазин, в первую очередь интересовался ценой своего желания. Однако купить его решались не многие. Были такие покупатели, которые, уточнив цену, тут же уходили. Некоторые задумывались и начинали пересчитывать деньги. Кто-то просто жаловался на чересчур высокую стоимость, прося скидку. Но были среди покупателей и такие, которые тут же доставали деньги из кармана и приобретали свое заветное желание. На их счастливые лица смотрели все остальные, размышляя о том, что, скорее всего, хозяин магазина является их знакомым и дал им все, что они хотели, просто так.

Покупателей, получивших желания, было не много. И когда хозяина магазина, не желавшего снижать цены, спрашивали, не боится ли тот разориться, он отвечал, что всегда найдутся смелые люди, готовые рискнуть и поменять все свою предсказуемую и привычную жизнь на исполнение заветных желаний.

О чем эта притча? «Цена желания» рассказывает о том, что мы часто даже и не осознаем, что кроется за тем, о чем мы мечтаем. Выслушав притчу, человеку стоит задуматься, готов ли он пойти к своей цели и даже чего-то лишиться ради ее достижения.

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.


В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:


«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.


Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.

Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:

,

В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.


Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.


Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.


Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!

Психологические притчи =)

Увидеть море

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.
А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до поселка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.
Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть поселок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошел в другом направлении. Шел он долго, пока не дошел до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.
Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке юноша увидел избушку, а возле нее уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное белье. Она предложила ему остаться с нею, так как ее муж ушел на войну и не вернулся. Юноша согласился.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил все, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шел с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.

Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на нее в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провел много счастливых лет. А вдали, на горизонте увидел голубое, бескрайнее море.
И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слезы сожаления заметил еще, что все дороги, по которым он шел, вели к морю, но только ни одну из них он не прошел до конца.

Будь настроен положительно!

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу.
Их цель была забраться на вершину башни.
Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками...
Соревнования начались...
Правда то, что никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.
Слышны были такие реплики:
«Это слишком сложно!»
«Они никогда не заберутся на вершину»
или:
«Нет шансов! Башня слишком высокая!»
Маленькие лягушата начали падать. Один за другим...
...За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше...
Толпа всё равно кричала «Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!»
Ещё больше лягушат устали и упали...
...Только один поднимался всё выше и выше...
Тот единственный не поддался!
В конце концов, все поддались. За исключением того одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину!
Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось?
Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?
Оказывается победитель был глухой!
Мораль:
Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение...
...они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце!
Не забывай о силе слов.
Всё, что ты слышишь или читаешь, воздействует на твоё поведение.

Банка жизни

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
-Ну теперь-то банка точно полная - загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку:
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
- Профессор, - спросил кто-то из студентов - а что означают бутылки пива???!!! Профессор опять хитро улыбнулся:
- Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива!

Ещё не готов
Зевс и Гера сидели на небесах, обозревая тяжелое положение человечества. Гера была очень тронута бедным человеком, склонившимся под тяжестью своих проблем, его голодом и страданиями его семьи, которой уже давно было не до смеха.
Мой повелитель, - обратилась она к Зевсу, - будь милосерден. Пошли помощь этому человеку. Смотри, он так беден, что его сандалии связаны вместе морской водорослью.
- Любовь моя, - ответил Зевс, - я был бы рад помочь ему, но он еще не готов.
- Позор тебе, - гневно ответила Гера. - Ведь для тебя нет ничего проще, чем бросить перед ним на землю мешок с золотом, чтобы все его проблемы покинули его навсегда.
- А, ну это совсем другое дело, - ответил создатель Вселенной.
Яркая молния и раскат грома пронзили безоблачные небеса. Казалось, мир замер на мгновение, но потом птицы снова защебетали свои песни, а цикады начали пиликать еще громче.
Мешок, полный великолепного золота, лежал на дороге перед бедным человеком, который аккуратно поднял ногу и переступил через него, чтобы не повредить свои сандалии. И пошел дальше...

Спасти одну звезду
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погиб-нут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Ветер и цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
- Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

Самое главное

Жил-был вождь, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?
Думал вождь: знай я ответ на три эти вопроса - весь мир покорю, всё, что ни пожелается, свершу, и станет народ за великого мудреца меня почитать.
Множество несметное людей прошло перед вождём, целый сонм учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до вождя слухи, что живёт в отдалении отшельник некий и славен он мудростью. Велел вождь оседлать ему коня и поскакал сам отшельника разыскивать. Едет он чащобою лесною и видит: стоит лачужка, а подле неё старичок дряхленький землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Соскочил вождь наземь, подошёл, поклонился старцу.
- Приехал я к тебе, чтоб ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самых главный человек? Какое самое главное дело?
Выслушал его отшельник, ничего не сказал в ответ, знай себе землю копает.
- Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, - предложил вождь. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать. Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтоб мотыгу вернул. Но вождь его и слушать не хочет, мотыги не отдаёт, сам решил дело до конца довести. Вдруг видит: идёт навстречу человек, лицо всё изранено, кровью залито. Остановил его вождь, добрым словом утешил, сходил к ручью, принёс воды, обмыл раны, перевязал. Попросил раненый пить - вождь его напоил. Потом отвёл в лачугу, в постель уложил. Да и сам ко сну собираться стал - уже вечер опустился.
Поутру снова к отшельнику пошёл. Смотрит - тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.
- Мудрый отшельник, - взмолился вождь, - неужто так и не ответишь на мои вопросы?
- Полно тебе, - молвил тот, - ты на них уже сам ответил.
- И слыхом никаких ответов не слыхивал, - изумился вождь.
- Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь. Не останься ты вчера здесь, убили бы тебя разбойники на дороге, те, что путнику лицо изувечили.
Вождь от изумления слова вымолвить не может, а отшельник дальше речь ведёт:
- Самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек - я, а твоя помощь - самое главное дело. Пришёл раненый - и самым главным стал он, и самым главным делом оказалась твоя помощь ему.
Мало-помалу разумел вождь смысл слов отшельника.
- Помни же, - сказал отшельник на прощание, - самая главная пора - сегодня, самый главный человек - тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело - вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены.
Замолчал отшельник, принялся семена сеять, а вождь вскочил на коня да во дворец поскакал. На всю жизнь напутствие отшельника ему запомнилось, и слава о великодушии и справедливости того вождя разнеслась по всему свету.

Притча про Робинзона

Когда однажды Робинзон предпринял попытку проплыть на сделанной им лодке вокруг острова и ее вдруг стало уносить течением в открытый океан, он отчетливо понял, как легко самое безотрадное положение может сделаться еще более безотрадным.
«Такова уж человеческая натура, - заключил он в своем дневнике. - Мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще более худшего, и мы никогда не ценим тех благ, какими обладаем, пока не лишимся их».

Еще раз о том, сколько стоит время

Чтобы понять значение года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию.
Для того чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребенка.
Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты.
Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленными, ожидающими встречи.
Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд.
Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную аварию.
Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх.
О наносекунде спросите у проектировщика компьютерного «железа».
Каждая секунда Вашей жизни - на вес золота.
Вчера - уже история. Завтра - вообще непонятно что.
Сегодня - это дар. Поэтому оно и зовется НАСТОЯЩИМ.

Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:
- ААААААА.
И с удивлением слышит:
- ААААААА.
Мальчик спросил:
- Кто ты?
А ему в ответ:
- Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
- Трус!
А ему в ответ:
- Трус!
Мальчик спрашивает у отца: «Что происходит?»
Отец улыбнулся и говорит: «Слушай меня внимательно».
Отец кричит горе:
- Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
- Я тебя уважаю!
- Ты лучший.
Ему отвечают:
- Ты лучший.
Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил: «Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь... Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь».

Притча о том, как изменить мир

Давным-давно, в одном городе жил был этот человек. Жил себе и жил, пока не понял в один прекрасный момент, что наш мир несовершенен. Это нормально, мысли о несовершенстве мира приходят рано или поздно в головы многих людей. Но наш герой был совершенно особенный человек, он решил изменить мир. Он решил сделать мир красивым, дружелюбным, хорошим и совершенным.
И этот человека сказал «Дайте мне семь лет, и я изменю мир!». И семь лет этот человек встречался с руководителями государств, организовывал масштабные акции по изменению мира, привлекал сотни и сотни тысяч людей к духовным практикам, работал все эти годы, не покладая рук. Он стал очень известным и уважаемым человеком, но семь лет прошли. И мир: остался прежним.
Тогда он сказал себе «Наверное, изменить весь мир очень сложно. Поэтому я изменю для начала свою страну, а остальные страны увидят, насколько у нас стало хорошо, и тоже изменятся. Это займет больше времени, но это точно изменит мир. Дайте мне 700 дней, и я изменю страну».
Он пришел к президенту страны, получил все необходимые полномочия, ведь он был уважаемым и известным человеком. Все эти сотни дней человек работал почти круглосуточно, он встречался с руководителями крупных заводов, с лидерами политических партий, руководителями регионов и просто популярными актерами и известными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.
«Черт побери!», - сказал этот человек. «Если у меня не получилось изменить свою страну, то я изменю хотя бы свой родной город! Дайте мне 7 месяцев, и я изменю город!». Он встретился за это время с каждым жителем своего родного города, он это время почти не спал, он проявил нечеловеческую активность, но: город остался прежним.
Тогда человек окончательно разозлился - он столько делал для этого мира, для этой страны, для этого города, а они остались прежними. Тогда он решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. И вы уже, наверное, знаете результат. Его жена осталась прежней.
Тогда человек впервые за эти многие годы сел и подумал - может быть, возможно изменить сначала себя? Он взял для себя семь дней. И через семь дней он изменился, и когда он изменился - изменилась его жена, его город, его страна и его мир.

Интервью с Богом

Однажды мне приснилось, что я беру интервью у Бога.
Так ты хочешь взять у меня интервью? - Бог спросил меня...
Если у тебя есть время, - сказал я...
Бог улыбнулся.
Мое время это вечность. Какие вопросы ты хотел мне задать?

Что больше всего удивляет тебя в людях?
И Бог ответил...
- Им наскучивает детство, они спешат повзрослеть, а потом мечтают опять стать детьми.
- Они теряют здоровье, зарабатывая деньги... А потом теряют деньги, восстанавливая здоровье.
- Они так много думают о будущем, что забывают настоящее настолько, что не живут ни в настоящем, ни в будущем.
- Они живут так, как будто никогда не умрут, а умирают так, как будто никогда и не жили.
Его рука взяла мою, и мы помолчали некоторое время...

И тогда я спросил:
Как родитель, какие уроки жизни ты бы хотел, чтобы твои дети выучили?
- Пусть знают, что невозможно заставить кого-то любить их. Все, что они могут сделать, это позволить себе быть любимыми.
- Пусть знают, что нехорошо сравнивать себя с другими.
- Пусть учатся прощать, практикуя прощение.
- Пусть помнят, что ранить любимого человека можно всего лишь за несколько секунд, но чтобы залечить эти раны, могут потребоваться долгие годы.
- Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше, но тот, кто нуждается в меньшем.
- Пусть знают, что есть люди, которые их очень любят, просто они еще не научились выражать свои чувства.
-Пусть осознают, что два человека могут смотреть на одно и тоже... а видеть это по-разному...
- Пусть знают, что простить друг друга недостаточно, надо так же простить самих себя.
Благодарю за твое время, - сказал я робко.

Есть еще что-то, что ты хотел бы передать своим детям?
Бог улыбнулся и сказал: «Пусть знают, что я здесь для них... всегда».

Свободный выбор

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь был словно бы исполнена ароматом праздника...
И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг - озадаченные, растерянные - и недоумевали.
И наконец, один из них не вытерпел и спросил:
- Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!
И старик ответил:
- Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем - измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины.
Я спросил его: «Как вам это удается?»
И он ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: «Что ты выберешь сегодня - блаженство или страдание?»
И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!
(с)Анхель де Куатьэ, «Золотое сечение»

Господин своего слова

Однажды друг спросил муллу, после того как прослушал его по-юношески вдохновенную проповедь:
- Мулла, почтеннейший, сколько тебе лет?
Мулла посмотрел на молодого человека и ответил:
- Мне гораздо больше лет, чем ты просушил рубах на солнце. Мой возраст - не секрет, мне сорок лет.
Прошло около двадцати лет, и оба друга снова встретились. Мулла уже был седым, а борода его казалась обсыпанной мукой.
- Мулла, почтеннейший, как давно я тебя не видел! Сколько же тебе теперь лет? - спросил друг.
Мулла ответил:
- Ах ты любопытный, все-то ты хочешь знать. Мне сорок лет.
С удивлением друг воскликнул:
- Как это так? Когда я спрашивал тебя двадцать лет тому назад, ты ответил мне то же самое. Здесь что-то не так!
Мулла вспылил:
- Почему этого не может быть? Эка беда, что прошло двадцать лет? Тогда я сказал, что мне сорок лет, и сегодня я говорю то же самое. Я всегда был господином своего слова.

Молчание

Проходил как-то Будда одной деревней. Собралось несколько человек - его противников, и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде: «В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?» «Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда.- Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело - решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет -в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их».

©Лавский В. В., Притчи человечества.

В колонках играет: *** 2. Sirin Cerkost - Первый вдох


М альчику Алёшке подарили книжку с притчами на все случаи жизни. Теперь друзья боятся жаловаться ему на проблемы. Притчи реально работают.


К ак говорят, притча - это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральную, духовную или религиозную премудрость. Все народы мира имеют свои притчи. Самые интересные притчи собраны на этих страницах, на самые востребованные темы: о любви, смысле жизни, дружбе, счастье, человеческой сущности, философские притчи. Многие народы мира передают через них свою мудрость и знания. Для читателей, любителей философии и просто людей, которые умеют извлекать из жизненных ситуаций уроки для себя, совершенствовать свой внутренний мир, не только путём своих проб и ошибок, но и перенимая опыт других, здесь собраны самые лучшие и интересные притчи.

Философские притчи

З дешние философские притчи - очень интересная подборка притч для людей, которые любят поразмышлять о жизни и роли человека в ней, смотрят на жизнь не однобоко и предпочитают постоянно находить новые её грани. Доля иронии, позволяющая видеть в жизненных ситуациях множество путей и решений, и неожиданное развитие событий делают философские притчи одним из интереснейших разделов. После прочтения этих коротких мудростей, взгляд на некоторые вещи в этой жизни может поменяться или вы можете прийти к неожиданным для себя выводам и изменить своё мнение о происходящих вокруг событиях.

  • ~ Урок бабочки
  • ~ Существует ли зло?
  • ~ Чашки кофе
  • ~ Мудрый взгляд

Притчи о жизни

  • ~ Рыбак и бизнесмен
  • ~ Невероятная щедрость

Притчи о любви

А нглийские учёные утверждают, что любовь - это главная составляющая полноценной жизни человека. Точного определения любви не существует, её можно только испытать и пересказать свои впечатления. Притчи о любви позволяют узнать те выводы, к которым приходят люди, испытавшие любовь: что поняли они в этом чувстве, на что хотят посоветовать другим обратить своё внимание, каких ошибок следует избегать. Поэтическое описание и проведённые аллегории воспринимаются лучше, чем сухой научный текст. Именно поэтому притчи о любви являются популярным чтивом во все времена. Насладитесь же и вы этим интересным и познавательным чтением. Притчи о влюблённых напоминают о том, что на фоне повседневной суеты не стоит забывать об истинном предназначении человека: дарить и принимать любовь…

  • ~ Как выбирать жену?
  • ~ Красавица
  • ~ Как важна в жизни Любовь?
  • ~ Щедрая яблоня

Притчи об уме и сознании

И нтересные притчи об уме и сознании направлены на понимание человеком того, что причиной собственных неудач, зачастую, является его ум, как это ни удивительно. Большинство жизненных препятствий человек придумывает себе сам, боится их и, соответственно, получает то, о чём думает. Трудно принять ответственность за свою жизнь, перестать себя жалеть и быть просто открытым для окружающих возможностей. Притчи об уме и сознании акцентируют внимание на умении (или неумении) создавать мир вокруг себя своим отношением к нему.

  • ~ Суждение
  • ~ Врата рая и врата ада

Притчи о человеческой сущности

Д умаю, что притчи о человеческой сущности - пожалуй, наиболее склонный к критике человека раздел. Здесь собраны притчи, акцентирующие внимание на чертах характера и поведенческих реакциях человека. Взгляд со стороны даёт возможность увидеть свои собственные недостатки, стереотипы поведения. Читая притчи о человеческой сущности очень легко можно провести параллели с окружающим современным миром, а в героях притч узнать знакомых людей и понять, от каких собственных недостатков лучше избавиться.

  • ~ Будущее - продолжение прошлого
  • ~ Сказка про Женьку и Маму
  • ~ Страх или возможность?

Притчи о смысле жизни

И нтересные притчи о смысле жизни предлагают задуматься читателю о том, на что мы тратим свою жизнь, какой мы её представляем и всё ли делаем для того, чтобы наполнить её чем-то значимым. Выбираем ли мы правильные ценности или считаем, что достижение материального благополучия - это и есть главная цель жизни. Притчи о смысле жизни напомнят о том, что человеческая жизнь быстротечна, и правильно выбранные жизненные приоритеты позволят вам прожить её насыщенно и ярко.