Цари романовы история династии. Романовы по порядку: генеалогическое древо царской семьи романовых

Романовы.
Существует две основных версии происхождения рода Романовых. По одной они выходцы из Пруссии, по другой из Новгорода. При Иване IV (Грозном) род был приближен к царскому престолу и имел определенное политическое влияние. Фамилию Романов первым принял патриарх Филарет (Федор Никитич).

Цари и императоры династии Романовых.

Михаил Федорович (1596-1645).
Годы правления - 1613-1645.
Сын патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой (после пострига инокиня Марфа). 21 февраля 1613 года шестнадцатилетнего Михаила Романова избрал царем Земский собор, и 11 июля того же года он венчался на царство. Был дважды женат. Имел трех дочерей и сына – наследника престола Алексея Михайловича.
Царствование Михаила Федоровича было отмечено бурным строительством в крупных городах, освоением Сибири и развитием технического прогресса.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676)
Годы правления – 1645-1676
Царствование Алексея Михайловича было отмечено:
- церковной реформой (другими словами расколом церкви)
- крестьянской войной под предводительством Степана Разина
- воссоединением России и Украины
- рядом бунтов: «Соляным», «Медным»
Был дважды женат. Первая жена Мария Милославская родила ему 13 детей, в том числе будущих царей Федора и Ивана, и царевну Софью. Вторая жена Наталья Нарышкина – 3 детей, в том числе будущего императора Петра I.
Перед смертью Алексей Михайлович благословил на царство своего сына от первого брака – Федора.

Федор III (Федор Алексеевич) (1661-1682)
Годы правления – 1676-1682
При Федоре III была проведена перепись населения и отменено отрубание рук за воровство. Начались строиться приюты для сирот. Была учреждена Славянско-греко-латинская академия, с допуском к обучению в ней представителей всех сословий.
Был женат дважды. Детей не было. Наследников перед смертью не назначил.

Иван V (Иван Алексеевич) (1666-1696)
Годы правления – 1682-1696
Принял правление после смерти брата Федора по праву старшинства.
Был очень болезненным и не способным к управлению страной. Бояре и патриарх решили сместить Иван V и объявить царем малолетнего Петра Алексеевича (будущего Петра I). Родственники со стороны обоих наследников отчаянно бились за власть. Результатом стал кровавый Стрелецкий бунт. В итоге было решено венчать на царство обоих, что, и произошло 25 июня 1682 года. Иван V был царем номинальным и никогда не занимался государственными делами. Реально страной управляли сначала царевна Софья, а затем Петр I.
Был женат на Прасковье Салтыковой. У них родилось пять дочерей, в том числе будущая императрица Анна Иоанновна.

Царевна Софья (Софья Алексеевна) (1657-1704)
Годы правления – 1682-1689
При Софье были усилены гонения на старообрядцев. Ее фаворит князь Голиц предпринял два неудачных похода на Крым. В результате переворота 1689 года к власти пришел Петр I. Софья была насильно пострижена в монахини и умерла в Новодевичьем монастыре.

Петр I (Петр Алексеевич) (1672-1725)
Годы правления – 1682-1725
Первым принял титул императора. При произошло много глобальных перемен в государстве:
- столица была перенесена во вновь построенный город Санкт-Петербург.
- был основан русский военный флот
- проведена масса успешных военных компаний, в числе которых разгром шведов под Полтавой
- проведена очередная церковная реформа, учрежден Святейший синод, упразднен институт патриарха, церковь лишена собственных денежных средств
- был учрежден Сенат
Император был женат два раза. Первая жена – Евдокия Лопухина. Вторая – Марта Скавронская.
До взрослого возраста дожили трое детей Петра: царевич Алесей и дочери Елизавета и Анна.
Царевич Алексей считался наследником, но был обвинен в государственной измене и умер под пытками. По одной из версий его запытал до смерти собственный отец.

Екатерина I (Марта Скавронская) (1684-1727)
Годы правления – 1725-1727
После смерти своего венценосного супруга заняла его престол. Самое знаменательное событие ее правления – открытие Российской Академии наук.

Петр II (Петр Алексеевич) (1715-1730)
Годы правления – 1727-1730
Внук Петра I, сын царевича Алексея.
Взошел на престол совсем молодым и не занимался государственными делами. Был страстно увлечен охотой.

Анна Иоанновна (1693-1740)
Годы правления – 1730-1740
Дочь царя Ивана V, племянница Петра I.
Так как после Петра II не осталось наследников, вопрос с престолом решали члены Тайного совета. Они и выбрали Анну Иоанновну, заставив подписать ее документ, ограничивающий царскую власть. В последствии документ она порвала, а члены Тайного совета были либо казнены, либо отправлены в ссылку.
Своим наследником Анна Иоанновна объявила сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича.

Иван VI (Иван Антонович) (1740-1764)
Годы правления - 1740-1741
Правнук царя Ивана V, племянник Анны Иоанновны.
Сначала при малолетнем императоре был регентом фаворит Анны Иоанновны Бирон, затем его мать Анна Леопольдовна. После восшествия на престол Елизаветы Петровны император и его семья провели остаток дней в заточении.

Елизавета Петровна (1709-1761)
Годы правления - 1741-1761
Дочь Петра I и Екатерины I. Последний правитель государства, являющийся прямым потомком Романовых. Взошла на престол в результате государственного переворота. Всю жизнь покровительствовала искусствам и науке.
Объявила своим наследником племянника Петра.

Петр III (1728-1762)
Годы правления - 1761-1762
Внук Петра I, сын его старшей дочери Анны и герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха.
За свое недолгое правление успел подписать указ о равенстве вероисповеданий и Манифест вольности дворянства. Был убит группой заговорщиков.
Состоял в браке с принцессой Софьей Августой Фредерикой (будущая императрица Екатерина II). Имел сына Павла, который впоследствии займет российский престол.

Екатерина II (урожденная принцесса София Августа Фредерика) (1729-1796)
Годы правления – 1762-1796
Стала императрицей после государственного переворота и убийства Петра III.
Время правления Екатерины называют золотым веком. Россия провела массу успешных военных компаний и приросла новыми территориями. Развивались наука и искусство.

Павел I (1754-1801)
Годы правления – 1796-1801
Сын Петра III и Екатерины II.
Был женат на принцессе Гессен-Дармштадской, при крещении Наталье Алексеевне. У них было десять детей. Двое, из которых впоследствии стали императорами.
Убит заговорщиками.

Александр I (Александр Павлович) (1777-1825)
Годы правления 1801-1825
Сын императора Павла I.
После переворота и убийства отца взошел на престол.
Одержал победу над Наполеоном.
Наследников не имел.
С ним связана легенда, что он не умер 1825 году, а стал странствующим монахом и закончил свои дни в одном из монастырей.

Николай I (Николай Павлович) (1796-1855)
Годы правления – 1825-1855
Сын императора Павла I, брат императора Александра I
При нем произошло Восстание декабристов.
Был женат на прусской принцессе Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина. У пары было 7 детей.

Александр II Освободитель (Александр Николаевич) (1818-1881)
Годы правления – 1855-1881
Сын императора Николая I.
Отменил в России крепостное право.
Был женат дважды. Первый раз на Марии, принцессе Гессенской. Второй брак считался морганатическим и был заключен с княжной Екатериной Долгорукой.
Император погиб от рук террористов.

Александр III Миротворец (Александр Александрович) (1845-1894)
Годы правления – 1881-1894
Сын императора Александра II.
При нем Россия была очень стабильна, начался бурный экономический рост.
Женился на датской принцессе Дагмаре. В браке родилось 4 сына и две дочери.

Николай II (Николай Александрович) (1868-1918)
Годы правления – 1894-1917
Сын императора Александра III.
Последний российский император.
Время его правления было достаточно сложным, отмеченное бунтами, революциями, неудачными войнами и угасающей экономикой.
Был под большим влиянием супруги Александры Федоровны (урожденная принцесса Алиса Гессенская). У пары было 4 дочери и сын Алексей.
В 1917 году император отрекся от престола.
В 1918 году вместе со всей семьей расстрелян большевиками.
Причислен Русской Православной церковью к Лику Святых.

Романовы - великая династия царей и императоров России, древний боярский род, начавший свое существование в конце 16-го в. и существующий до сих пор.

Этимология и история фамилии

Романовы - это не совсем правильная историческая фамилия рода. Изначально Романовы пошли от Захарьевых. Однако патриарх Филарет (Федор Никитич Захарьев) решил взять себе фамилию Романов в честь своих отца и дедушки, Никиты Романовича и Романа Юрьевича. Так род получил фамилию, которая используется до сих пор.

Боярский род Романовых дал истории одну из самых известных королевских династий в мире. Первым царским представителем Романовых был Михаил Федорович Романов, а последним - Николай Александрович Романов. Хотя царский род прервался, Романовы и по сей день существуют (несколько ветвей). Все представители великого семейства и их потомки сегодня проживают за границей, около 200 человек имеют царские титулы, однако ни один из них не имеет права возглавить российский престол в случае возвращения монархии.

Большую семью Романовых называли Домом Романовых. Огромное и разветвленное семейное древо имеет связи практически со всеми королевскими династиями мира.

В 1856 г. семья получила официальный герб. На нем изображен гриф, который держит в лапах золотой меч и тарч, а по краям герба расположены восемь отрезанных львиных голов.

Предыстория появления царской династии Романовых

Как уже было сказано, род Романовых пошел от Захарьевых, однако откуда Захарьевы пришли в Московские земли - неизвестно. Некоторые ученые считают, что члены семьи были уроженцами Новгородской земли, а некоторые говорят, что первый Романов пришел из Пруссии.

В 16-м в. боярский род получил новый статус, его представители стали родственниками самого государя. Произошло это благодаря тому, что женился на Анастасии Романовне Захарьиной. Теперь вся родня Анастасии Романовны могла рассчитывать в будущем на царский престол. Возможность занять трон выпала очень скоро, после пресечения . Когда встал вопрос о дальнейшем престолонаследии, в игру вступили Романовы.

В 1613 г. на царствие был избран первый представитель семейства - Михаил Федорович. Началась эпоха Романовых.

Цари и императоры из рода Романовых

Начиная от Михаила Федоровича на Руси правило еще несколько царей из этого рода (всего пятеро).

Это были:

  • Федор Алексеевич Романов;
  • Иван 5-й (Иоанн Антонович);

В 1721 г. Русь окончательно переформировалась в Российскую империю, а государь получал звание императора. Первым императором стал Петр 1-й, еще недавно именовавшийся царем. В общей сложности род Романовых дал России 14 императоров и императриц. После Петра 1-го правили:

Конец царской династии Романовых. Последний из Романовых

После смерти Петра 1-го российский престол нередко занимали женщины, однако Павел 1-й принял закон, согласно которому императором может стать только прямой наследник - мужчина. С тех пор женщины на престол больше не всходили.

Последним представителем императорской фамилии стал Николай 2-й, получивший прозвище Кровавый за тысячи погибших людей во время двух великих революций. По мнению историков, Николай 2-й был достаточно мягким правителем и допустил несколько досадных ошибок во внутренней и внешней политике, что привело к накаливанию ситуации внутри страны. Неудачная , а также сильно подорвали престиж царской семьи и лично государя.

В 1905 г. вспыхнуло , в результате которого Николай вынужден был дать народу желаемые гражданские права и свободы, – власть государя ослабла. Однако этого оказалось мало, и в 1917 г. снова произошла . На этот раз Николай был вынужден сложить свои полномочия и отказаться от престола. Но и этого было недостаточно: царская семья была поймана большевиками и посажена в заключение. Монархический строй России постепенно рушился в пользу нового типа правления.

В ночь с 16 на 17 июля 1917 г. вся царская семья, включая пятерых детей Николая и его жену, была расстреляна. Погиб также и единственный возможный наследник - сын Николая. Все родственники, прятавшиеся в Царском Селе, Петербурге и других местах, были найдены и убиты. В живых остались лишь те Романовы, которые находились за границей. Правление императорского рода Романовых прервалось, а вместе с этим рухнула и монархия в России.

Итоги правления Романовых

Хотя за 300 лет правления этой семьи происходило немало кровавых войн и восстаний, в целом власть Романовых принесла России пользу. Именно благодаря представителям этой фамилии Русь окончательно отошла от феодализма, нарастила свою экономическую, военную и политическую мощь и превратилась в огромную и могущественную империю.

Царская династия Романовых — вторая и последняя на русском престоле. Правила с 1613 по 1917 годы. В её пору Русь из провинциального, лежащего за пределами западной цивилизации государства превратилась в огромную империю, влияющую на все политические процессы мира.
Воцарением Романовых закончилось на Руси . Первый царь династии Михаил Федорович был избран самодержцем Земским собором, собранным по инициативе Минина, Трубецкого и Пожарского — вождей ополчения, освободившего Москву от польских захватчиков. Михаилу Федоровичу было в ту пору 17 лет, он не умел ни читать ни писать. Так что фактически долгое время Русью правил его отец митрополит Филарет.

Причины избрания Романовых

- Михаил Федорович был внуком Никиты Романовича — брата Анастасии Романовны Захарьины-Юрьевой — первой жены Ивана Грозного, наиболее любимой и почитаемой народом, так как период её царствования был наиболее либеральным в бытность Ивана, и сыном
- Отец Михаила был монахом в звании патриарха, что устраивало церковь
- Род Романовых хоть и не очень знатный, но всё же достойный в сравнении с остальными русскими претендентами на престол
- Относительная равноудаленность Романовых от политических дрязг Смутного времени в отличие от Шуйских, Мстиславских, Куракиных и Годуновых, значительно в них вовлеченных
- Надежда бояр на неопытность Михаила Федоровича в управлении и вследствие этого его управляемость
- Романовых желали казаки и простонародье

    Первый царь династии Романовых Михаил Федорович (1596-1645) правил Русью с 1613 по 1645 годы

Царская династия Романовых. Годы правления

  • 1613-1645
  • 1645-1676
  • 1676-1682
  • 1682-1689
  • 1682-1696
  • 1682-1725
  • 1725-1727
  • 1727-1730
  • 1730-1740
  • 1740-1741
  • 1740-1741
  • 1741-1761
  • 1761-1762
  • 1762-1796
  • 1796-1801
  • 1801-1825
  • 1825-1855
  • 1855-1881
  • 1881-1894
  • 1894-1917

Русская линия династии Романовых прервалась с Петром Первым. Елизавета Петровна была дочерью Петра I и Марты Скавронской (будущей Екатерины I), в свою очередь Марта была то ли эстонкой то ли латышкой. Пётр III Фёдорович на самом деле Карл Петер Ульрих (Karl Peter Ulrich), был герцогом Гольштейна, исторической области Германии, расположенной в южной части земли Шлезвиг-Гольштейн. Его жена, будущая Екатерина II, на самом деле София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), была дочерью правителя немецкого княжества Ангальт-Цербст (территория современной германской федеральной земли Саксония-Анхальт). Сын Екатерины Второй и Петра Третьего Павел Первый имел в женах сначала Августу-Вильгельмину-Луизу Гессен-Дармштадтскую, дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского, затем Софию Доротею Вюртембергскую, дочь герцога Вюртембергского. Сын Павла и Софии Доротеи Александр I был женат на дочери маркграфа Баден-Дурлахского Луизе Марии Августе. Второй сын Павла император Николай Первый был женат на Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской. Их сын, император Александр Второй — на принцессе Гессенского дома Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии…

История династии Романовых в датах

  • 1613, 21 февраля — Избрание Земским собором царем Михаила Федоровича Романова
  • 1624 — Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, ставшей матерью второго царя династии — Алексея Михайловича (Тишайшего)
  • 1645, 2 июля — Смерть Михаила Федоровича
  • 1648, 16 января — Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, матери будущего царя Федора Алексеевича
  • 1671, 22 января — Второй женой царя Алексея Михайловича стала Наталья Кирилловна Нарышкина
  • 1676, 20 января — Смерть Алексея Михайловича
  • 1682, 17 апреля — смерть Федора Алексеевича, не оставившего наследника. Бояре провозгласили царем Петра, сына царя Алексея Михайловича от его второй жены Натальи Нарышкиной
  • 1682, 23 мая — под влиянием Софьи, сестры умершего бездетным царя Федора, Боярсккая дума объявила сына царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской Ивана V Алексеевича первым царем, а его сводного брата Петра I Алексеевича — вторым
  • 1684, 9 января — Иван V женился на Прасковьи Фёдоровне Салтыковой, матери будущей императрицы Анны Иоанновны
  • 1689 — Пётр женился на Евдокии Лопухиной
  • 1689, 2 сентября — указ об удалении Софьи от власти и ссылке её в монастырь.
  • 1690, 18 февраля — Рождение сына Петра Первого царевича Алексея
  • 1696, 26 января — смерть Ивана V, Пётр Первый стал самодержцем
  • 1698, 23 сентября — Евдокия Лопухина, жена Петра Первого сослана в монастырь, хотя вскоре стала жить как мирянка
  • 1712, 19 февраля — женитьба Петра Первого на Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине Первой, матери императрицы Елизаветы Петровны
  • 1715, 12 октября — рождение сына царевича Алексея Петра, будущего императора Петра II
  • 1716, 20 сентября — несогласный с политикой отца царевич Алексей бежал в Европу в поисках политического убежища, которое он получил в Австрии
  • 1717 — Под угрозой войны Австрия выдала царевича Алексея Петру Первому. 14 сентября он вернулся на родину
  • 1718, февраль — суд на царевичем Алексеем
  • 1718, март — царица Евдокия Лопухина обвинена в прелюбодеянии и снова сослана в монастырь
  • 1719, 15 июня — царевич Алексей умер в тюрьме
  • 1725, 28 января — смерть Петра Первого. При поддержке гвардии его жена Марта Скавронская провозглашена императрицей Екатериной Первой
  • 1726, 17 мая — Екатерина Первая умерла. Престол занял двенадцатилетний Петр Второй, сын царевича Алексея
  • 1729, ноябрь — обручение Петра II с Екатериной Долгорукой
  • 1730, 30 января — Петр II умер. Верховный тайный совет провозгласил его наследницей , дочь Ивана V, сына царя Алексея Михайловича
  • 1731 — Анна Иоанновна назначила наследницей престола Анну Леопольдовну, дочь своей старшей сестры Екатерины Иоанновны, которая в свою очередь была дочерью того же Ивана V
  • 1740, 12 августа — У Анны Леопольдовны от брака с герцогом Брауншвейг-Люнебургским Антоном Ульрихом родился сын Иван Антонович, будущий царь Иван VI
  • 1740, 5 октября — Анна Иоанновна назначила наследником престола малолетнего Ивана Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны
  • 1740, 17 октября — Смерть Анны Иоанновны, регентом при двухмесячном Иване Антоновиче назначен герцог Бирон
  • 1740, 8 ноября — Бирон арестован, регентом при Иване Антоновиче назначена Анна Леопольдовна
  • 1741, 25 ноября — в результате дворцового переворота российский престол заняла дочь Петра Первого от брака с Екатериной Первой Елизавета Петровна
  • 1742, январь — Анна Леопольдовна с сыном арестованы
  • 1742, ноябрь — Елизавета Петровна назначила наследником престола племянника, сына своей сестры, второй дочери Петра Первого от брака с Екатериной Первой (Мартой Скавронсой) Анны Петровны, Петра Федоровича
  • 1746, март — Анна Леопольдовна умерла в Холмогорах
  • 1745, 21 августа — Петр Третий вступил в брак с Софьей-Фредерикой-Августой Ангальт-Цербстской, принявшей имя Екатерины Алексеевны
  • 1746, 19 марта — в ссылке, в Холмогорах умерла Анна Леопольдовна
  • 1754, 20 сентября — родился сын Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны Павла, будущего императора Павла Первого
  • 1761, 25 декабря — Елизавета Петровна умерла. Петр Третий вступил в должность
  • 1762, 28 июня — в результате государственного переворота Россию возглавила Екатерина Алексеевна, жена Петра Третьего
  • 1762, 29 июня — Петр Третий отрекся от престола, был арестован и заключен в Ропшенский замок под Петербургом
  • 1762, 17 июля — смерть Петра Третьего (умер или был убит — неизвестно)
  • 1762, 2 сентября — коронация Екатерины Второй в Москве
  • 1764, 16 июля — после 23 лет нахождения в Шлиссельбургской крепости при попытке освобождения убит Иван Антонович, царь Иван VI.
  • 1773, 10 октября — Наследник престола Павел женился на принцессе Августе-Вильгельмине-Луизе Гессен-Дармштадтская, дочери Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского, принявшей имя Натальи Алексеевны
  • 1776, 15 апреля — жена Павла Наталья Алексеевна умерла при родах
  • 1776, 7 октября — Наследник престола Павел снова женился. На этот раз на Марии Фёдоровне, принцессе Софии Доротее Вюртембергской, дочери герцога Вюртембергского
  • 1777, 23 декабря — рождение сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Александра, будущего императора Александра Первого
  • 1779, 8 мая — рождение ещё одного сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Константина
  • 1796, 6 июля — рождение третьего сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Николая, будущего императора Николая Первого
  • 1796, 6 ноября — Екатерина Вторая умерла, на престоле Павел Первый
  • 1797, 5 февраля — коронация Павла Первого в Москве
  • 1801, 12 марта — Переворот. Павел Первый убит заговорщиками. На престоле его сын Александр
  • 1801, сентябрь — коронация Александра Первого в Москве
  • 1817, 13 июля — брак Николая Павловича и Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской (Александры Фёдоровны), матери будущего императора Александра Второго
  • 1818, 29 апреля — у Николая Павловича и Александры Федоровны родился сын Александр, будущий император Александр Второй
  • 1823, 28 августа — тайное отречение от престола его наследника, второго сына Александра Первого Константина
  • 1825, 1 декабря — смерть императора Александра Первого
  • 1825, 9 декабря — армия и госслужащие принесли присягу на верность новому императору Константину
  • 1825, декабрь — Константин подтверждает свое желание отречься от престола
  • 1825, 14 декабря — восстание декабристов при попытке привести гвардию к присяге новому императору Николаю Павловичу. Восстание подавлено
  • 1826, 3 сентября — коронация Николая в Москве
  • 1841, 28 апреля — брак наследника престола Александра (Второго) с принцессой Максимилианой Вильгельминой Августой Софьей Марией Гессен-Дармштадтской (в православии Марией Александровной)
  • 1845, 10 марта — у Александра и Марии родился сын Александр, будущий император Александр Третий
  • 1855, 2 марта — умер Николай Первый. На престоле его сын Александр Второй
  • 1866, 4 апреля — первое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1866, 28 октября — сын Александра Второго Александр (третий) женился на датской принцессе Марии Софии Фридерике Дагмар (Марии Федоровне), матери будущего императора Николая Второго.
  • 1867, 25 мая — второе, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1868, 18 мая — у Александра (Третьего) и Марии Федоровны родился, сын Николай, будущий император Николай Второй
  • 1878, 22 ноября — у Александра (Третьего) и Марии Федоровны родился, сын Михаил, будущий великий князь Михаил Александрович
  • 1879, 14 апреля — третье, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1879, 19 ноября — четвертое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1880, 17 февраля — пятое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1881, 1 апреля — шестое, удачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1883, 27 мая — коронация Александра Третьего в Москве
  • 1894, 20 октября — смерть Александра Третьего
  • 1894, 21 октября- на престоле Николай Второй
  • 1894, 14 ноября — брак Николая Второго с немецкой принцессой Алисой Гессенской, в православии Александрой Фёдоровной
  • 1896, 26 мая — коронация Николая Второго в Москве
  • 1904, 12 августа — у Николая и Александры родился сын, наследник престола Алексей
  • 1917, 15 марта (по новому стилю) — в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича
  • 1917, 16 марта — Великий князь Михаил Александрович отрекся от престола в пользу Временного правительства. История монархии в России закончилась
  • 1918, 17 июля — Николай Второй, его семья и приближенные

Гибель царской семьи

«В половине второго Юровский поднял доктора Боткина и попросил его разбудить остальных. Он объяснил, что в городе неспокойно и их решили перевести в нижний этаж… Чтобы умыться и одеться, пленникам понадобилось полчаса. Около двух часов они стали спускаться по лестнице. Впереди шел Юровский. За ним - Николай с Алексеем на руках, оба в гимнастерках и фуражках. Затем следовали императрица с великими княжнами и доктор Боткин. Демидова несла две подушки, в одной из которых была зашита шкатулка с драгоценностями. За ней шли камердинер Трупп и повар Харитонов. Незнакомая узникам расстрельная команда, состоявшая из десяти человек, - шестеро из них были венграми, остальные русскими, - находилась в соседней комнате.

Спустившись по внутренней лестнице, процессия ступила во двор и повернула налево, чтобы войти в нижний этаж. Их провели в противоположный конец дома, в комнату, где до этого размещалась стража. Из этого помещения, пять метров в ширину и шесть в длину, вся мебель была вынесена. Высоко во внешней стене находилось единственное полукруглое окно, забранное решеткой. Только одна дверь была открыта, другую, напротив нее, ведущую в кладовку, заперли на замок. Это был тупик.

Александра Федоровна спросила, почему в комнате нет стульев. Юровский велел принести два стула, на один из них Николай посадил Алексея, на другой села императрица. Остальным велели выстроиться вдоль стены. Через несколько минут в комнату вошел Юровский в сопровождении десяти вооруженных людей. Сцену, которая за этим последовала, он сам описал такими словами: «Когда вошла команда, комендант (Юровский пишет о себе в третьем лице) сказал Романовым, что ввиду того, что их родственники в Европе продолжают наступление на советскую Россию, Уралисполком постановил их расстрелять.

Николай повернулся спиной к команде, лицом к семье, потом, как бы опомнившись, обернулся к коменданту с вопросом: «Что? Что?» Комендант наскоро повторил и приказал команде готовиться. Команде заранее было указано, кому в кого стрелять, и приказано целить прямо в сердце, чтоб избежать большого количества крови и покончить скорее. Николай больше ничего не произнес, опять обернувшись к семье, другие произнесли несколько несвязных восклицаний, все это длилось несколько секунд. Затем началась стрельба, продолжавшаяся две - три минуты. Николай был убит самим комендантом наповал (Ричард Пайпс «Русская революция»)»

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.