Боронова Г.Х. Психология труда Лабораторный эксперимент

Занимается изучением особенностей искусственно сформированного вида деятельности или по-другому это исследовательская стратегия, которая направлена на моделирование деятельности индивида в этих условиях. Отличается этот вид эксперимента наибольшей искусственностью экспериментальных условий.

Обычно лабораторный эксперимент применяется при изучении элементарных психических функций – сенсорная и моторная реакция, реакция выбора, различия сенсорных порогов и др. При изучении более сложных психических явлений – процессы мышления, речевые функции, его используют значительно реже.

Специалисту важно помнить и никогда не забывать то, что всякое вмешательство при проведении эксперимента, неизбежно оказывается как средством полезного, так и вредного воздействия на испытуемого. Это положение приобретает особое значение при изучении психологии ребенка. Данные, полученные в экспериментальной ситуации, а это тоже надо иметь в виду, правильно истолкованы, могут быть только тогда, когда они взяты в соотношении с условиями, в которых получены.

Для правильного интерпретирования результатов психологического эксперимента необходимо сопоставление условий эксперимента с ситуацией, предшествующей эксперименту, а также условия всего пути развития индивида.

В условиях лаборатории чаще всего проводят социально-психологические и психологические эксперименты с целью глубокого и всестороннего изучения психической деятельности людей. Для лабораторного эксперимента характерен ведущий признак, который заключается в обеспечении воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для её проявления. Чистота получаемых данных связана с определенными ограничениями:

  1. Невозможность в искусственных лабораторных условиях моделировать повседневные жизненные обстоятельства;
  2. В лабораторных условиях можно воспроизводить только отдельные фрагменты этих условий.

Достоинством лабораторного эксперимента выступает высокая точность контроля, а недостаток связан с информированностью испытуемого о проводимом исследовании.

Лабораторный эксперимент всегда дополняется какими-либо методическими средствами, что дает возможность расширить плоскость исследования и поднять его эффект в целом. Он может быть направлен на исследования отдельных процессов – аналитический подход и деятельности в целом – синтетический подход. Он может применяться как с аппаратурой, так и без неё.

Планирование психологического лабораторного эксперимента

Данный вид эксперимента, как уже было сказано выше, проводится в психологии в искусственно созданных условиях – в научной лаборатории. В рамках эксперимента обеспечивается по мере возможности взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Испытуемые считаются исследуемыми субъектами, а факторы, интересующие исследователя, называются релевантными стимулами.

Психологический лабораторный эксперимент в отличие от экспериментов в других науках имеет свою специфику. Эта специфика состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, которая выражается в активном их взаимодействии.

Важнейшим этапом организации психологического исследования является его планирование. В процессе планирования экспериментатор пытается сконструировать оптимальную модель для воплощения её на практике. План или схема исследования грамотно составленная, дает возможность получения оптимальных значений валидности, надежности, точности в исследовании.

План эксперимента создается с целью ответа на основные вопросы:

  • Какое количество независимых переменных можно в эксперименте использовать;
  • Будет ли независимая переменная изменяться или останется постоянной;
  • Какие методы контроля, дополнительные или возмущающие, целесообразнее применить;
  • Метод прямого контроля – прямое исключение известной дополнительной переменной;
  • Метод выравнивания условий, относящийся ко всем объектам.
  • Перед выравниванием условий выделяются характеристики, которые предположительно влияют на ожидаемое следствие и представляют собой экспериментальные переменные. В отдельном опыте из выделенных факторов проверяется воздействие только одного, остальные подлежат выравниванию. При невозможности исключения учитывается известная дополнительная переменная;

  • Метод рандомизации – случайный отбор групп.

Экспериментальный план должен ответить на один из самых важных вопросов, – в какой последовательности должно происходить изменение рассматриваемых стимулов, т.е. независимых переменных, при воздействии на зависимую переменную.

Последовательность предъявления стимулов напрямую касается соблюдения валидности исследования, например, если один и тот же стимул предъявлять человеку постоянно, то он может стать к нему менее восприимчивым.

Этапы планирования

Планирование психологического эксперимента включает два основных этапа.

  1. Содержательное планирование эксперимента:
  • Определить теоретические и экспериментальные положения, которые образуют теоретическую основу исследования;
  • Сформулировать теоретические и экспериментальные гипотезы исследования;
  • Выбор метода, необходимого для данного эксперимента;
  • Решить вопрос выборки испытуемых;
  • Определить состав выборки;
  • Определить объем выборки;
  • Определить способы формирования выборки.
  • Формальное планирование эксперимента:
    • Достижение возможности сравнения результатов;
    • Возможность обсуждения полученных данных;
    • Обеспечение экономичного проведения эксперимента.

    Формальное планирование ставит перед собой главную цель – исключить максимально возможное число причин искажения результатов.

    Виды планов

    Специалисты выделяют четыре основных вида планов : простые, комплексные, квазиэкспериментальные и планы корреляционных исследований:

    • Простые планы – они же однофакторные. Рассматривают влияние одной независимой переменной на зависимую переменную. Такие планы эффективны при установлении влияния независимой переменной, позволяют сделать достаточно легкий анализ и интерпретацию результатов, что, безусловно, является их преимуществом. Нельзя сделать вывод о функциональной зависимости между независимой и зависимой переменными;
    • Комплексные планы. Они составляются для тех экспериментов, где изучается воздействие нескольких независимых переменных – факторные планы или многоуровневые планы – последовательное воздействие различных градаций одной независимой переменной;
    • Квазиэкспериментальные планы. Они предназначены для тех экспериментов, где нельзя сделать вывод о существовании причинно-следственных связей ввиду неполного контроля над переменными;
    • Корреляционные исследования. Под корреляцией понимается статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин. Надо иметь в виду, что изменения одной или нескольких величин ведут к изменениям других величин. Есть положительная корреляция и отрицательная. При отрицательной корреляции увеличение одной переменной ведет к уменьшению другой, её коэффициент будет отрицательный. При положительной корреляции увеличение одной переменной связано с увеличением другой, и коэффициент, естественно, будет положительный.

    Виды эксперимента и типы методик

    Выделяют три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Они различаются по организации процедуры опыта, задачам, степени соответствия ситуации есте­ственному поведению испытуемого и другим особенностям. В каж­дом виде эксперимента существует ряд методических приемов, методик и их модификаций. Мы охарактеризуем только основные типы методик.

    Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемого. Результаты лабораторного экс­перимента обычно отличаются высокой степенью достоверности. Однако ситуация лабораторного эксперимента далека от соответ­ствия естественным условиям, что ограничивает ценность полу­чаемых данных и требует проведения дополнительных исследова­ний для уточнения получаемых результатов.

    Лабораторный эксперимент в психологии имеет давнюю исто­рию. Именно в рамках этого вида экспериментальных исследова­ний еще в XIX-начале XX в. были предложены основные мето­дики и методические приемы, которые впоследствии широко мо­дифицировались. Охарактеризуем основные типы методик.

    1. Лабиринтные методики. Лабиринт - это специальным обра­зом ограниченное пространство, в котором есть вход (начало дви­жения животного или объекта, который необходимо достать из лабиринта), более одного возможных путей движения, из кото­рых только один правильный (или часть путей при выборе страте­гий следования).

    Изучение процессов научения, памяти, мотивации и ориенти­ровочно-исследовательской деятельности животных с помощью лабиринтных методик проводилось в рамках бихевиористических исследований. Первоначально лабиринты использовались для изу­чения поведения крыс, но впоследствии стали широко приме­няться в экспериментах с самыми разными животными. Суть ла­биринтных методик состоит в том, что животное не может непо­средственно получить подкрепление (обнаружить приманку или выход из замкнутого пространства и т.п.), а должно самостоя­тельно найти правильный путь к нему. Есть такие лабиринты, в которых животное не воспринимает непосредственно подкрепле­ние, и такие, где подкрепление воспринимается, но путь его по­лучения заранее неизвестен. Сейчас существует много модифика­ций лабиринтных методик, которые можно классифицировать по двум основаниям:

    1) по сложности. Есть лабиринты простые, в которых воз­можна только одна альтернатива: всего два пути, один из которых правильный. Форма таких лабиринтов может быть Т-образная или Y-образная. Сложные лабиринты имеют несколько путей и тупи­ков, из которых один или несколько являются правильными. Та­кие лабиринты могут иметь разнонаправленные ходы, располо­женные по две стороны относительно общей прямой оси, веер­ные и т.п.;



    2) по способу действия животного в лабирин­те. Лабиринты могут быть локомоторные, в которых животному надо передвигаться. В этом случае они могут быть наземные - из приподнятых над поверхностью мостиков или подвесные, вод­ные, воздушные и т. п. и комбинированные. Лабиринты могут быть манипулятивные, в которых необходимо передвигать приманку с помощью собственных или дополнительных средств. Такие лаби­ринты используются только для тех представителей животного мира, которые обладают способностью к манипуляции и орудий­ной деятельности (высших обезьян, человека, а также слонов и некоторых ластоногих и китообразных). Лабиринты могут быть перцептивные (зрительные), когда надо найти правильный путь без применения двигательных реакций. Вариантом такой методи­ки является эксперимент, в котором обезьяне предлагается зри­тельно выбрать из нескольких перекрещенных веревочек ту, кото­рая соединена с приманкой.

    2. Проблемная клетка и проблемный ящик. Впервые с помощью проблемной клетки изучал поведение животных (кошек, собак, низших обезьян) американский психолог Э.Л.Торндайк. Прин­цип этих методик состоит в том, что есть замкнутое простран­ство, в котором заключено само животное (проблемная клетка) или приманка (проблемный ящик). Животное должно найти вы­ход из клетки или достать приманку из ящика, последовательно открывая запоры или преодолевая препятствия. С помощью этих методик изучаются направленность действий животных, способ­ность к анализу условий и их изменений вследствие собственных действий, научение, память, мотивация и т.п.

    3. Обходной путь. Эксперимент с использованием обходного пути был предложен В. Кёлером при изучении интеллекта высших жи­вотных. Животное воспринимает приманку, которую невозможно достать, так как она отделена преградой. Чтобы достать ее, необ­ходимо обойти преграду, т. е. сначала удалиться от воспринимае­мого «целевого объекта», это затем даст возможность приблизиться к нему. Исследования животных различных уровней эволюцион­ного развития показали, что только высшие животные могут на­ходить обходной путь сразу, а остальные не способны удалиться от воспринимаемой приманки и осваивают обходной путь только путем научения. В.Кёлер считал, что способность к обходному пути является одним из существенных критериев наличия интел­лекта у животных. К модификации этого методического приема можно отнести задачи на экстраполяцию (предвидение траекто­рии движения объекта за преградой), предложенные Л. В. Крушин-ским.

    Существуют три основных типа методик обходного пути: локо­моторные (животное передвигается относительно преграды), ма-нипулятивные (животное передвигает приманку относительно пре­грады) и комбинированные (например, эксперимент В.Кёлера, в котором шимпанзе сначала надо было отодвинуть приманку от себя - от узкой к широкой щели ящика, затем обойти ящик и достать приманку с другой стороны).

    По мнению автора, ключевым атрибутом эксперимента является активное воздействие на потребителя. Поэтому «полевые» и лабораторные эксперименты представляют собой совершенно разные классы данного метода. В первом случае маркетолог осуществляет реальное, активное воздействие на потребителей, а во втором - фиктивное, условное или смоделированное в определенных условиях. Соответственно, два этих класса экспериментов обладают различными преимуществами и недостатками.

    «Полевой» эксперимент предполагает изменение независимой переменной в естественных условиях: в магазине, дома у потребителя и т.п. Здесь воздействие изучаемого фактора обусловлено естественным ходом событий, поэтому очень сложно обеспечить тщательный контроль условий проведения. «Полевые» эксперименты также называют тестированием рынка или пробным маркетингом. Обычно «нолевой» эксперимент представляет собой реализацию части масштабной маркетинговой программы на одном или нескольких ограниченных географических рынках.

    «Полевые» эксперименты имеют определенные преимущества и недостатки.

    Преимущества :

    • - возможность установить причинно-следственные связи и дать их количественную оценку;
    • - высокая степень внешней достоверности: результаты можно обобщить на других потребителей и другие ситуации;
    • - возможность прогнозирования ситуации;
    • - высокая реалистичность;
    • - высокая объективность;
    • - возможность целенаправленного воздействия на рынок.

    Недостатки :

    • - высокие временные и финансовые затраты;
    • - наличие большого временного «лага» (интервала времени) между «полевым» этапом эксперимента и принятием маркетингового решения;
    • - сложность контроля и нивелирования влияния побочных факторов;
    • - отсутствие конфиденциальности;
    • - возможность ухудшения имиджа фирмы;
    • - невозможность создания гипотез.

    Однако в некоторых случаях проведение «полевого» эксперимента нецелесообразно или даже невозможно. Например, провести «полевой» эксперимент при строительстве гидроэлектростанции физически невозможно, в любом случае придется использовать модель, т.е. лабораторный эксперимент. Часто возникают случаи, когда фирма не уверена, что затраты на эксперимент окупятся. Тогда целесообразнее сразу выйти на рынок и оценить по результатам первоначальных продаж возможности дальнейшего продвижения товара.

    Примеры из практики

    Ниже приведены случаи из практики проведения «полевых» экспериментов, когда отсутствие конфиденциальности привело к копированию новых товаров другими фирмами.

    • 1. Когда компания Campbell Soup впервые осуществляла рыночный тест приправы Prego для спагетти, ее маркетологи заметили усиление потока рекламы компании Ragu, которое сопровождалось скидками на товары. Последнее, по их мнению, было задумано, чтобы побудить покупателей приобретать продукцию Ragu впрок и тем самым исказить результаты теста Prego. Они также заявили, что Ragu скопировала Prego , когда разработала соус для спагетти под названием Ragu Homestyle , который был густым, красным, насыщен орегано и базиликом, и который Ragu стала распространять в национальном масштабе раньше, чем Prego.
    • 2. Косметическая фирма разработала дезодорант, содержащий питьевую соду. Конкурент заметил товар на тестовом рынке и выпустил на национальный уровень собственный вариант дезодоранта еще до завершения тестирования первой фирмой, а позднее выиграл в суде дело об авторском праве на продукцию у фирмы - разработчика дезодоранта.
    • 3. Компания Campbell Soup потратила 18 месяцев на разработку смешанного фруктового сока, названногоJuiceworks. Но к тому времени, когда товар добрался до рынка, на полках магазинов уже были три конкурирующие марки. В результате Campbell отказалась от своего товара .

    Действительно, скорость распространения информации на рынке становится просто удивительной.

    Так, некоторая организация всего на один день, в пятницу, выставила стенды со своим товаром в нескольких магазинах города. Уже к понедельнику главный отраслевой журнал напечатал статью об этом продукте, и большинство конкурентов располагали подробной информацией по эксперименту и по самому продукту 1 .

    Лабораторные эксперименты проводятся в искусственно созданных ситуациях и характеризуются изоляцией проводимых исследований от реальной жизни. Это позволяет изменять одну или несколько независимых переменных в точно заданных и управляемых условиях, т.е. исключить влияние побочных факторов, не относящихся к проблеме исследования, обеспечив минимальный уровень их вариации. В последние годы при проведении лабораторных экспериментов все шире используется компьютерная техника .

    Рассмотрим преимущества и недостатки лабораторных экспериментов.

    Преимущества:

    • - низкая стоимость;
    • - меньшие затраты времени;
    • - возможность контролировать ситуацию и побочные факторы, свести их влияние к минимуму;
    • - конфиденциальность;
    • - воспроизводимость эксперимента;
    • - помощь со стороны участников эксперимента.

    Недостатки :

    • - меньшая надежность (внешняя достоверность) полученных результатов;
    • - возможность нарушения репрезентативности;
    • - наличие в эксперименте «эффекта участия»;
    • - ограниченное количество тестируемых вариантов;
    • - невозможность оценить реакцию торговой сети и конкурентов;
    • - низкая достоверность при испытании принципиально новых товаров.

    Пример из практики

    В качестве примера лабораторного эксперимента можно привести исследование имитируемого тестового рынка (STM ), которое используется для тестирования новых товаров. Подобный эксперимент осуществляется но следующей схеме.

    • 1. Отбираются респонденты в магазинах, торговых центрах либо но месту жительства (конечно, они должны по своим демографическим и потребительским характеристикам соответствовать целевому рынку).
    • 2. Выбранным респондентам демонстрируется новый товар, планируемый к внедрению на рынок. Им дают подробное описание этого товара или рекламные материалы по нему (например, показывают рекламный ролик).
    • 3. Участников исследования просят оценить этот товар, его особенности и узнают намерение купить его.
    • 4. В обстановке, имитирующей магазин, участникам предлагается купить этот товар, как правило, со скидкой или с использованием бесплатно вручаемых талонов на определенную сумму. Если участник не хочет приобретать товар, тот вручается ему бесплатно.
    • 5. Респонденты используют товар дома в обычной обстановке.
    • 6. По истечении определенного периода времени с участниками теста путем телефонного интервью связываются, чтобы выяснить их реакцию и намерение сделать повторную покупку.
    • 7. Полученная информация обрабатывается следующим образом: строится модель рынка и вычисляются планируемый объем продаж, возможная доля рынка и процент повторных покупок. Путем манипуляции этими показателями выбирается наиболее оптимальный вариант товара 1 .

    Результаты маркетинговых исследований с использованием имитируемого тестового рынка для 80% случаев прогнозируют реальные объемы продаж с ошибкой не больше чем 10%

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ*

    В.А. Барабанщиков

    Лаборатория познавательных процессов и математической психологии Институт психологии Российской академии наук ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

    Дается характеристика экспериментального метода в психологии. Рассматриваются этапы становления и развития, а также место лабораторного эксперимента в современной российской психологии. Обсуждаются ориентиры движения и условия технологического переоснащения экспериментальной базы психологической науки в России.

    Ключевые слова: экспериментальный метод в психологии, лабораторный эксперимент, единство теории, эксперимента и практики в психологии, методы психологического познания, системная детерминация психики.

    В 2010 году психологи отметили две знаменательные даты: 150 лет психофизике и 125 лет первой русской психологической лаборатории. Обе даты тесно связаны с возникновением экспериментальной психологии и побуждают более внимательно приглядеться к современному состоянию лабораторного эксперимента.

    Классический труд Густава Фехнера «Элементы психофизики» увидел свет в 1860 г. В нем излагались способы оценки сенсорной чувствительности человека и основной психофизический закон, связывающий ряды физических и сенсорных величин. Фехнер утверждал, что элементы внутреннего мира можно не только описывать, но и измерять, соотнося их с элементами мира внешнего, физического. Открывался новый путь развития психологии, которая из философско-умозри-тельной становилась лабораторной, т.е. использовала специализированные приборы и оборудование, вводила в исследовательский процесс количественные методы, опиралась на верифицируемые данные.

    Значение работы Фехнера трудно переоценить. Она ознаменовала собой новый статус психологии и ее ориентацию на ценности естественный наук. Неслучайно ряд историков, подчеркивая длительность становления психологической

    * Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 08-06-00316а, РГНФ № 09-06-01108а.

    науки, в качестве первой даты ее рождения называют 1860 г. Более известна другая дата - 1879 г., фиксирующая момент институциализации психологии. Однако величие В. Вундта состоит не в том, что он открыл первое психологическое учреждение, а в том, что лаборатория физиологический психологии стала активным проводником экспериментального метода. Всего через шесть лет подобная лаборатория появилась в Казани усилиями молодого тогда невролога и психиатра В.М. Бехтерева. Начинание быстро распространилось по университетам и клиникам России, которая к 1914 г. вошла в число стран, эффективно использующих экспериментальные методы исследования внутреннего мира человека.

    Логика развития науки показывает, что изучение психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях относится к числу ключевых средств познания природы психики и поведения. Это прямой путь, обнажающий причинно-следственные связи изучаемых явлений. На основе данных, полученных в эксперименте, конституируется как общая психология, так и специальные отрасли науки: психофизиология, инженерная психология, клиническая психология и др. От уровня экспериментальных исследований зависит уровень развития психологической науки в целом и ее роль в жизни общества.

    Экспериментальный метод в психологии представляет собой фиксированную систему приемов, правил и процедур, позволяющих получать достоверное и надежное знание о психических явлениях. Он основывается на том факте, что человек реализует свой внутренний потенциал в форме активности (поведения, деятельности, общения, игры и др.), которая осуществляется в конкретной ситуации. Анализируя активность, соотнося ее, с одной стороны, с человеком как субъектом, с другой - с ситуацией, исследователь получает возможность реконструировать структуры и процессы внутреннего мира, без которых наблюдаемая активность была бы невозможна.

    Обращаясь к эксперименту, исследователь не ждет возможности наблюдать за интересующим его явлением, а многократно моделирует его самостоятельно. Он сам конструирует желательный тип ситуации, систематически изменяет одно или несколько условий ее развития, регистрирует, измеряет и сравнивает активность испытуемых. Смысл проведения эксперимента заключается в том, чтобы установить детерминанты исследуемого процесса, т.е. определить характер связи между ситуацией (ее структурой и элементами), явлениями психики и активностью (состояниями) испытуемых.

    Важнейшее назначение процедуры эксперимента состоит в том, чтобы наиболее полно объективировать психологическое содержание изучаемого явления, преодолев излишние степени свободы, т.е. многозначность между внешним (регистрируемым) актом и его внутренней, собственно психологической природой. На это направлен подбор ситуаций, способов варьирования и оценки переменных.

    Хотелось бы подчеркнуть, что лабораторный эксперимент не претендует на универсальность и имеет ряд серьезных ограничений. Это, в частности, аналитичность исследования, искусственность условий, в которых оно проводится, и неустранимое влияние экспериментатора на испытуемого.

    Вместе с тем с точки зрения эпистемологии эксперимент - не просто один из возможных инструментов исследования, используемых наряду с другими -

    тестированием, опросом, анализом продуктов деятельности и т.п. Речь идет о системообразующем элементе логики научного познания как такового, согласно которому проникновение в сущность явления или вещи опосредовано их преобразованием («расформированием») либо воссозданием (порождением). В центре внимания оказываются состояния наблюдаемого субъекта в зависимости от меняющихся условий его существования, при этом решающее значение придается предельным (критическим, пограничным) состояниям, которые в реальной жизни могут и не встречаться. Согласно И. Канту новоевропейский разум мыслит экспериментально", это мышление реализуется не только в науках о природе, но и в науках о человеке. В историко-гуманитарных дисциплинах естественно-научному эксперименту соответствует критика источников (М. Хайдеггер).

    Эксперимент внутренне связан как с теорией, так и с психологической практикой. Отталкиваясь от теоретических представлений, он обеспечивает верификацию научных гипотез, а его процедура становится основой методов диагностики либо воздействия. Теория, эксперимент и практика замкнуты в единый цикл движения психологического знания. Соответственно эффект этого движения оказывается трояким. На «полюсе» теории - понятийная реконструкция явления, на «полюсе» эксперимента - эмпирические технологии и проверенные данные, на «полюсе» практики - метод решения конкретной практической задачи. Движение системы «теория - эксперимент - практика» является необходимым условием развития психологии, обеспечивающим непрерывное расширение объема совокупного знания, смену его форм и типов.

    Экспериментальный метод вводился в психологию с середины XIX столетия как дополнение к интроспективным процедурам исследования. Родившись на периферии психологической науки - в психофизике (Э. Вебер, Г. Фехнер) и психофизиологии органов чувств (И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э. Геринг) при изучении элементарных психических функций, лабораторный эксперимент проникает в центральные области - в психологию памяти, мышления, личности и т.п. и распространяется на прикладные дисциплины.

    В ходе развития науки значение и характер эксперимента меняются. Предметом изучения становится не соотношение раздражителя и его переживания специально подготовленным испытуемым, а закономерности протекания самих психических процессов, свойственные любому нормальному человеку. Объективные процедуры измерения дополняются субъективными, а количественная обработка получаемых данных становится все более разнообразной и дифференцированной. Если на первых порах изучаемое явление рассматривалось изолированно, то на более поздних этапах - в контексте взаимоотношений человека со средой (миром) с учетом участия других психических процессов и функций.

    Траектория развития экспериментальной психологии носит противоречивый, нередко запутанный характер. Энтузиазм исследователей неоднократно сменялся разочарованием, а абсолютное доверие эмпирическим данным - сомнением в их познавательной и особенно практической ценности.

    Важные шаги в развитии экспериментального метода сделаны гештальтпси-хологией (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, Э. Рубин), исследователями по-

    ведения (Э. Торндайк, Э. Толмен, Р. Сперри, Б. Скиннер), в последние десятилетия - когнитивной психологией (Д. Норман, У. Найссер, Дж. Миллер, Дж. Андерсон). На сегодняшний день эксперимент имеет многообразные формы и применяется в большинстве областей психологической науки.

    Свой вклад в развитие экспериментально-психологического метода внесла и отечественная наука. Прежде всего это исследования школ выдающихся физиологов И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др., реализовавших рефлекторный подход в изучении психики и поведения.

    Другая линия экспериментальных исследований была представлена сторонниками психологии сознания, которые открыли лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ревели, Дерпте и других городах России (Н.Н. Ланге, В.Ф. Чижом, А.П. Нечаевым, А.Ф. Лазурским и др.). Важно отметить, что деятельность первых русских лабораторий не ограничивалась разработкой академических тем и тесно связывалась с решением практических задач обучения и воспитания, психического здоровья и др. Благодаря незаурядным организаторским способностям Г.И. Челпанова в 1912 г. при Московском университете начал работать Психологический институт, который на многие годы стал флагманом российской экспериментальной психологии. По техническому оснащению, психологическому инструментарию, масштабу исследований и кадровым возможностям его относили к числу лучших психологических учреждений в мире.

    В советский период экспериментальный метод активно применяется при изучении реакций человека на воздействия среды, а позднее - взаимоотношений сознания и деятельности. Далеко не случайным является тот факт, что сразу же после окончания Второй мировой войны С.Л. Рубинштейн, крупнейший теоретик советской психологии, предпринял ряд важных инициатив по созданию экспериментально-психологического центра в рамках Института философии Академии наук СССР. Выдающиеся деятели отечественной науки Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев не только ратовали за развитие экспериментального подхода, но и лично участвовали в разработке экспериментальных методик и проведении конкретных исследований.

    Качественный скачок в развитии лабораторного эксперимента происходит в 60-70-е гг. прошлого столетия в связи с научно-технической революцией в СССР и бурным развитием инженерной психологии. Экспериментальные исследования познавательных процессов, состояний и деятельности активно ведутся на факультетах психологии Московского, Ленинградского и Ярославского государственных университетов, в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня - Психологический институт РАО), в Институте физиологии им. И.П. Павлова и Институте ВНД АН СССР, в НИИ технической эстетики, а также во многих отдельных лабораториях министерств и ведомств. Особое внимание аппаратурным исследованиям уделяется в открытом в 1971 г. Институте психологии Академии наук СССР.

    Решение проблем согласования человека и сложной техники, требующее включения в исследовательский процесс инженеров и математиков, привело к тех-

    ническому перевооружению самой психологии. Появилась возможность использования электронных средств предъявления информации испытуемому, эффективной регистрации его состояний и действий, применения ЭВМ для контроля переменных и обработки данных. Список экспериментаторов насчитывает сотни фамилий: К.В. Бардин, А.А. Бодалев, А.И. Бойко, Н.Ю. Вергилес, Ю.Б. Гиппенрей-тер, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Д.А. Ошанин, В.Н. Пушкин, Е.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Т.Н. Ушакова, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков и многие другие. По общему признанию, до середины 80-х гг. уровень проводимых в СССР исследований был сопоставим с аналогичными исследованиями в развитых странах Европы и США.

    С сожалением приходится констатировать, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы (широкого использования и разработки тестов, тренингов, психотерапевтических техник, восстановления статуса наблюдения, активного обращения к идеографическим и экспириентальным процедурам) доля лабораторного эксперимента, с которым связаны значительные достижения русской и советской психологии в прошлом, существенно сократилась. В данном направлении отставание отечественной науки от европейской и американской особенно ощутимо. Представление экспериментальных работ российских участников на международных форумах, включая конгрессы Международного союза психологической науки (IUPsyS), стало скорее исключением, чем правилом. Мало исследований, выполненных российскими учеными совместно с зарубежными коллегами. Редки публикации отечественных авторов в авторитетных иностранных изданиях. В итоге современная российская психология не известна ни на Западе, ни на Востоке. Опыт европейских и американских исследователей показывает, что в условиях «академического капитализма», когда наука принимает форму коммерческого предприятия, именно эксперимент позволяет наиболее быстро и непосредственно включиться в международное научное пространство. Хотелось бы напомнить также, что первая награда за выдающиеся достижения в области психологии, недавно учрежденная Международным союзом психологической науки, была присуждена Майклу Познеру за экспериментальное изучение внимания.

    Пренебрежение аппаратурными методами в России вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, остаточным принципом финансирования науки, существенно ограничивающим доступ к современному оборудованию и технологиям; во-вторых, падением интереса к лабораторному эксперименту в самом психологическом сообществе и недооценкой его значения. Обе тенденции наглядно проявляются на стадии подготовки профессиональных психологов. Очень мало вузов, включающих в учебные программы аппаратурный практикум по психологии, но даже там используемое оборудование и предлагаемые методики с трудом можно отнести к числу современных. Не стоит удивляться, что выпускники психологических факультетов не имеют ни навыков серьезной экспериментальной работы, ни мотивации к ней и не всегда понимают смысл фундаментальных исследований.

    Сегодня мы оказались перед необходимостью восстановления ключевой роли лабораторного эксперимента, что невозможно сделать без активного исполь-

    зования новейшей аппаратуры, оригинальных инженерных и программных решений, без привлечения специалистов, владеющих инновационными подходами и методами исследования.

    Современный уровень развития науки характеризуется рядом общих тенденций, которые накладывают отпечаток на всю методическую (инструментальную) сферу психологии, обусловливают ее прогресс и стиль научных разработок. В их число входят: тотальная компьютеризация исследовательской деятельности и наращивание медиаресурсов; метризация науки, т.е. интенсивное развитие методов измерения и обработки данных, и математизация знания, под которой понимают вычислительное сопровождение научных исследовании и нестандартное математическое моделирование.

    Появление компьютера на линии эксперимента уже давно не удивляет. Показателем прогресса является использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер.

    Наряду с медиаресурсами и телекоммуникационными технологиями прогресс обеспечивается совершенствованием периферийных технических устройств. Прежде всего это те из них, которые формируют (с заданными параметрами) информационную среду человека, или (в более специальных терминах) потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое другое. Важную роль играет качество оборудования, регистрирующего состояние испытуемого и систем его организма (ЭЭГ, ЭМГ, оку-лография, магнитоэнцефалография и др.). Наконец прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдения.

    Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур, аппарат качественного интегрирования. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление многокачественности и динамизма психических явлений, а также роли «вторичных», или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.

    Экспериментальные исследования в психологии изначально носят комплексный, междисциплинарный характер. Решение собственно психологических задач обеспечивается знаниями, полученными в медицине, физиологии, информатике, биоинженерии, оптике, акустике, механике, электронике, которые в конечном счете замыкаются на организацию конкретной экспериментальной ситуации, регистрацию и оценку поведения людей. При этом наряду с совершенствованием собст-

    венно психологических методов постоянно расширяется круг инструментов, разработанных в смежных дисциплинах (генетике, нейрофизиологии, биологии, социологии и пр.). Не лишне напомнить, что усиление междисциплинарности психологического эксперимента ведет к росту морально-этических проблем, за которыми стоит ответственность ученых перед обществом и конкретными людьми.

    К числу общих тенденций современной науки, отчетливо выраженных в экспериментальной психологии, можно отнести методологический и концептуальный плюрализм, интерес к новым формам идей целостности и развития, а также сближение естественно-научной и социокультурной парадигм ведущихся исследований. В фундаментальной области преобладают исследования психофизиологических механизмов поведения, познавательных процессов и структур, а также их связей с состояниями и свойствами личности. В прикладной области приоритетными все чаще становятся работы, связанные с качеством жизни человека: его здоровья, образования, безопасности, окружающий среды, экономии ресурсов. Новые познавательные и практическое ориентиры задают новые типы интеграции ученых и новые формы совместной экспериментальной работы.

    Как показывает опыт, технологическое переоснащение психологии приводит не только к росту методического арсенала и повышению его качества, но и к реорганизации всей инструментальной базы. Так, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз считалась грубым, очень трудоемким и малоперспективным методом исследования. Сегодня благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов это один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрой видеокамеры (субкам) на голове или очковой оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно разнесенных камер. Возник новый метод исследования - полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни. Без мощного программного обеспечения синхронизация аудио- и видеоматериалов и их последующий анализ были бы невозможны.

    Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практически любого визуального стимульного материала. К подобным методам относятся пространственный морфинг и варпинг сложных изображений, техники прототипирования, модели морфируемого синтеза трехмерных изображений, создаваемые на основе лазерного сканирования реального объекта, восстановление и компьютерная анимация сложных изображений по отдельным фрагментам и многое другое. Использование цифровых форматов записи и воспроизведения звука позволяют оперативно создавать любые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека.

    На новый качественный уровень подняты психофизиологические методы (ЭЭГ, МГ и др.), среди которых важную роль играет магнитоэнцефалография

    ^М, ШШ). Специалисты получили возможность регистрировать магнитоэнце-фалограмму относительно высокого качества со всей поверхности головы человека, удалять магнитные артефакты и учитывать движения головы.

    Несмотря на безусловные достижения в инструментально-технической области, существует немало обстоятельств, ограничивающих оптимизм экспериментаторов. В частности, трудно добиться экспозиции сложных изображений, длящихся менее 10-12 мсек (особенно в формате 3D). Не просто обстоят дела с программным обеспечением айтрекеров: существуют сложности в дифференциации малоамплитудных саккад и ускоренных дрейфов, не отлажена калибровка величины раскрытия зрачка, не решена проблема шумов, порождаемых самим программным обеспечением. Немалые трудности связаны с эффективным использованием мобильных видеорегистрирующих систем.

    Однако глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости экспериментальных исследований, прежде всего в природе человека, способного к саморегуляции, саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию. В ходе эксперимента испытуемый не остается нейтральным ни по отношению к процедуре, ни по отношению к используемому оборудованию, ни по отношению к исследователю. Он по-своему понимает инструкцию, ставит перед собой дополнительные задачи, актуализирует уникальное поле личностных смыслов, использует защитные механизмы личности, произвольно переходит от одной стратегии поведения к другой. Повторяя, казалось бы, заученные действия, он каждый раз вносит в их исполнение все новые и новые оттенки. В этом существенное отличие психологии от большинства естественных наук и принципиальное ограничение экспериментально-психологического метода. Участие в психологическом исследовании и в качестве испытуемого, и в качестве экспериментатора всегда событие жизни человека, факт биографии, не только раскрывающий, но так или иначе меняющий его самого. Поэтому, организуя эксперимент, психолог вынужден балансировать между альтернативными требованиями: либо контролировать заранее определяемые переменные и ответы на них (что соответствует нормам естественно-научного познания), либо доверять своему внутреннему опыту, интуиции, интерпретируя внутренний мир другого (что отвечает требованиям гуманитарного познания, родственного искусству и литературе). В первом случае возникает опасность потерять субъектность, или активное начало человека, во втором - возможность установить строгие и точные (в математическом смысле) зависимости. Мастерство исследователя заключается в том, чтобы удержать обе крайности вместе. С данной тенденцией связан возрастающий интерес к качественным методам, которые выстраиваются на иных принципах. Ставится вопрос о необходимости новой математики, которая была бы более адекватна природе психических явлений.

    Другое основание методических проблем связано с системной организацией и развитием психических явлений. Они обладают исключительной вариативностью, динамизмом, взаимопроникают друг в друга и онтологически неотделимы. Это противоречит аналитичности исследовательских процедур, ориентированных на выделение определенной детерминанты или группы детерминант. Поэтому

    эмпирически вводимые дифференциации психических явлений часто условны, а возможность их изолированного изучения как бы в «чистом виде» крайне ограничена. Каждый эмпирический факт по своему психологическому содержанию оказывается многозначным. Соответственно преодоление неопределенности требует от исследователя контроля не только за отдельными аспектом (срезом или моментом) изучаемого явления, но и за способами его включения в более масштабное целое. Сделать это безотносительно к другим аспектам (срезам или моментам) психики или поведения не представляется невозможным. Эффективность исследований связана с согласованной оценкой ряда параметров и ключевых измерений психических явлений, которую трудно достичь без дополнения процедуры эксперимента наблюдением, тестированием, глубинным интервью, дебрифингом и другими методами. С этой точки зрения перспектива использования, например, методов окулографии или полипозиционного наблюдения лежит на пути не столько повышения их точности, надежности и удобства, сколько модификации самого методического принципа: создание средств, учитывающих многозначность отношений направленности глаз либо головы с другими проявлениями познавательных процессов, состояний и деятельности человека.

    Конечным результатом исследований любого феномена психики является раскрытие подвижной системы его детерминант, которая конституируется не только средой или миром, но и самим человеком, формами его активности. Наряду с причинно-следственными связями в число детерминант входят общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредствующие звенья, внешние и внутренние условия, факторы и т.п. Они действуют как последовательно, так и параллельно, каждый из них имеет в структуре целого ограниченную «зону влияния» и «вес». В ходе взаимодействия человека с миром соотношение между детерминантами перманентно меняется. То, что в одной ситуации выступает в роли предпосылки, в других ситуациях может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном. Любой результат развития (когнитивный, личностный, операциональный) включается в совокупную детерминацию психического, открывая возможность его перехода на новую ступень. Сказанное означает, что и при организации экспериментального исследования, и при объяснении конкретного феномена необходимо учитывать не только характеристики, но и собственную организацию детерминационных процессов: их гетерогенность, нелинейность, динамичность, многократную опосредованность, гетерохронность. Возникает необходимость разработки собственной логики движения детерминант, их взаимопереходов и взаимовключений как важнейшего условия получения нового эмпирического знания. Складываются предпосылки стратегий исследования, ориентированных на анализ порождения психических явлений.

    Смысл текущего состояния российской психологии заключается в поисках идентичности, или места в новом социально-экономическом, культурном и политическом устройстве страны. Решая проблемы современного общества, психология сама становится необходимым элементом новой жизни и одним из факторов прогресса. В этих процессах особую роль играет экспериментальный метод, утверждающий нормы и идеалы современного естествознания, обусловливающий запас прочности накапливаемого знания и возможности его практической реали-

    зации в жизни общества. С этой точки зрения призывы к модернизации и инновациям применительно к психологии означают прежде всего реорганизацию ее экспериментальной базы на основе новейших достижений науки и техники.

    Организационным оформлением потребности в экспериментальном методе стало создание в 2007 г. в рамках Московского городского психолого-педагогического университета Центра экспериментальной психологии, оснащенного современным исследовательским инструментарием и технологиями. В Институте психологии РАН открылся хорошо оборудованный психоакустический центр. Экспериментальная парадигма заявлена в качестве основной в недавно созданном Институте когнитивных исследований Государственного научного центра «Курчатовский институт». Целенаправленная работа по восстановлению аппаратурного эксперимента проводится на факультетах психологии МГУ, ЯрГУ, ЮФУ и в других учреждениях. Формируются запросы к экспериментальной психологии со стороны практических организаций.

    С 2008 года в МГППУ издается научный журнал «Экспериментальная психология», а в ПИ РАО - «Теоретическая и экспериментальная психология»; оба журнала входят в перечень изданий, рекомендуемых ВАК соискателям ученых степеней. Расширяются соответствующие рубрики в центральных российских журналах. Налаживается выпуск научных трудов (прежде всего монографий) по экспериментально-психологическим исследованиям.

    За последние четыре года в стране прошли локальные конференции по психофизике, математической психологии, когнитивной психологии, современным методам психологического исследования, а также ряд тематических симпозиумов и семинаров (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Ростове-на-Дону, Ярославле, Смоленске и других городах), так или иначе касающиеся проблем психологического эксперимента. В ноябре 2010 г. в Москве состоялась Всероссийская научная конференция, специально посвященная эксперименту в психологии: «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» (организаторы: Институт психологии РАН, Психологический институт РАО и Московский городской психолого-педагогический университет). В работе конференции приняли участие 340 специалистов из 26 городов РФ. По содержанию и составу участников это самый масштабный и представительный форум из числа тех, которые когда-либо проходили в стране по сходной тематике . Участники конференции обсудили широкий круг вопросов, касающихся прошлого, настоящего и будущего экспериментальной психологии, условий создания в России современной исследовательской базы, новые возможности теории, эксперимента и практики в психологии, соотношение экспериментальных и неэкспериментальных методов познания, специфику экспериментальных планов и процедур в различных областях психологической науки и многое другое.

    В ходе дискуссий было признано целесообразным расширение разработок инновационных методов экспериментального исследования, подчеркнута необходимость создания инфраструктуры, обеспечивающей их появление и развитие, а также внедрение новейших технологий в практику подготовки и переподготовки профессиональных психологов. Очевидно, что нужна продуманная модернизация и зна-

    чительное расширение материально-технической базы российской психологии. Крайне желательно создание сети исследовательских и образовательных центров экспериментальной психологии в высшей школе, связанных как с академической наукой (прежде всего РАН и РАО), так и с практическими организациями (особенно в промышленности и в передовых отраслях экономики). Важнейшую роль в развитии отрасли играет подготовка психологов, владеющих современной техникой, программированием, новейшими методами обработки данных и моделирования психических явлений. Требуется более активное привлечение в психологию специалистов из смежных областей науки и техники, а также глубокое освоение зарубежного опыта. Время созерцания событий на мировой арене экспериментальных исследований и их пересказа подрастающему поколению психологов проходит.

    ЛИТЕРАТУРА

    Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Ба-рабанщикова. - М.: ИПРАН-МГПППУ, 2010.

    LABORATORY EXPERIMENT IN PSYCHOLOGY

    VA. Barabanschikov

    Laboratory of Cognitive Processes and Mathematical Psychology Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366

    The characteristic of the experimental method in psychology is given. The stages of the making and development, and also the place of the laboratory experiment in modern Russian psychology are considered. The guiding lines and conditions of the technological re-equipment of the machinery of the psychological science in Russia are discussed.

    Key words: the experimental method in psychology, laboratory experiment, the unity of the theory, experiment and practice in psychology, methods of psychological cognition, system determination of psychics.

    49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент

    Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.

    Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.

    Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.

    Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.

    Из книги Способности субъекта под гипнозом автора Эриксон Милтон

    Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

    2. Естественный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходят его рабочий день и трудовая деятельность.Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института,

    Из книги Любовный многоугольник автора Некрасов Анатолий Александрович

    3. Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать

    Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

    Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

    Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

    Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

    Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

    Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

    Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

    Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

    Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

    ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью - догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я -

    Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

    Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки - нет. Причина в

    Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

    Из книги автора

    Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны

    Из книги автора

    Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

    Из книги автора

    Эксперимент «Свежесть» Пожалуйста, прочтите:1. Вы чувствуете себя свежо.2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно

    Из книги автора

    Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает