Благих и а история экономических учений. История экономических учений

Исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономический исследований.

При первом знакомстве с историей экономических учений создается впечатление, что постичь ее невозможно, так как количество идей, авторов, теорий и необычайно велико, но постепенно становится очевидным, что новых идей и революционных прорывов в не так много. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных , народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Изучение истории экономических учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория — часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце Х1Х в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук . В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли : неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Предмет истории экономических учений

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, которые складываются между людьми, в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль — понятие очень широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, которые касаются хозяйственных отношений, это и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с 16 века.

Предметом курса истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере. Эти идеи изучаются в теориях отдельных экономистов, теоретическими школами, течениями и направлениями.

Изучение данного курса является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии, как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции истории экономических учений формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью экономической культуры. В процессе её изучения следует обращаться к научным биографиям известных экономистов, которые представляет и научный, и практический интерес для читателей.

Направления и этапы развития экономической мысли

Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин — означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классоформационному принципу (теория “буржуазная”, “мелкобуржуазная”, “пролетарская” либо “капиталистическая” и “социалистическая”), в том числе надуманной идеи противопоставления экономической теории по географическому принципу (“отечественная теория” и “западная теория”). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности, обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.

Предлагаемая на данном сайте структура курса истории экономических учении состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.

Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:

  • раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
  • раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) .

Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношении. И, во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не потому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.

Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики . Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения, и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.

В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы “новые” отношения, получавшие впоследствии наименование то “рыночных”, то “капиталистических”, распространились на все аспекты общественных отношений государства.

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики . Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного “laissez faire” — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные преобладанием идеи саморегулируемости экономики свободной конкуренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической науке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.

Классическая политическая экономия занимала “командные высоты” в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в. в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего “зла” капиталистического настоящего.

Вместе с тем “классики” совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов “чистой” экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего благодаря сохранению “верности” идеалам “чистой” экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом “языке” маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.

3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики . Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т. е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолиберальное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.

В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших дней как никогда близка к выработке наиболее достоверных “рецептов” на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.

К примеру, теперь ученые-экономисты многих стран в обозначении прошлого и будущего состояния общества не прибегают более к противопоставлению друг другу (во всяком случае, явному) бывших антиподов экономической теории — “капитализма” и “социализма” и соответственно “капиталистической” и “социалистической теории”. Вместо них всеобщее распространение в экономической литературе получают теоретические изыскания о “рыночной экономике” или “рыночных экономических отношениях”.

Наконец, следует отметить, что посредством предложенной в настоящем учебно-методическом пособии неклассовой структуры курса истории экономических учений преследуется решение двуединой задачи, а именно — обосновать, что необходимы деидеологизированные принципы периодизации направлений и этапов эволюции экономической мысли как времен предыстории рыночной экономики и рыночной экономической теории, так и сегодняшних реалий в теории и практике регулируемого (социально ориентированного) рынка и что критерием прогресса науки и истины никогда не должны быть ни “всеобщее согласие”, ни “согласие большинства”.

История экономической науки довольно длительна и богата. Люди всегда интересовались процессами, которые прямо или опосредованно влияли на их достаток.

Предмет истории экономических учений составляют этапы формирования экономики, ее развитие и преобразование на большом временном отрезке. Также она детально рассматривает основные направления экономической мысли, господствовавшей в тот или иной период.

К сожалению, в рамках данной статьи не может поместиться вся история экономических учений. Представляется возможным лишь указать ключевые этапы развития школ и направлений с древних времен до конца 19 века.

Учений начинается с попыток Аристотеля и Платона как-то систематизировать известные им сведения в этой области. Особенно ценный вклад внес Аристотель. Он первый назвал экономику наукой, изучил разработал денег и стоимости.

Происхождением термина «экономика» мы обязаны Ксенофонту - историку и писателю из Древней Греции. Название состоит из двух слов, которые в совокупности имеют значение «закон о ведении хозяйства».

История экономических учений связывает с разделением обмена и труда в обществе формирование экономики как одного целого в масштабах государства. Это говорит о возникновении необходимости в знаниях о хозяйстве страны в целом. В начале 17 века А. Монкретьен публикацией трактата о доказал, что главной целью производства является торговля, и дал окончательное название молодой науке. Этот экономист, а также Томас Мэн, И. Т. Посошков - представители меркантилизма, основного направления экономической мысли того времени. В основе процветания нации они видели накопление драгоценных металлов.

В те же годы существовала и противоположна точка зрения, которую выражали последователи школы физиократов. Они считали, что только труд работников села на земле может принести доходы, которые значительно превышают затраты. Все остальные виды деятельности лишь занимаются переработкой продуктов, не производя ничего нового.

И, конечно же, история экономических учений не мыслится без таких классиков науки, как Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Давид Рикардо. По многим вопросам у них были расхождения, но существовал и ряд предпосылок, который их объединял. Так, все они ратовали за то, чтобы государство не вмешивалось в экономические процессы и предоставило личности позволило свободно конкурировать. Стремление человека (как субъекта в первую очередь экономического) приумножить свои богатства непременно влечет за собой и приумножение богатств всего общества в целом. Адам Смит назвал самонастраивающийся механизм экономики «невидимой рукой». Она, таким образом, направляет действия производителей продукции и ее потребителей так, что соблюдается экономическое равновесие. В такой системе не может долго существовать безработица, производиться излишек товара или ощущаться его дефицит. Последователи Адама Смита и он сам считал, что не только земледелие создает богатство нации, а и труд остальных классов.

О том, что рыночное хозяйство носит эксплуататорский характер, создал учение Карл Маркс. Он основывался на стоимости труда и считал, что богатство народа составляет труд наемников. Не оплачивая труд простых работников, капиталисты получают огромную прибыль, тем самым общество поляризуется на два класса: богатые и нищие. А внутри такой капиталистической системы обязательно назревает революция пролетариата. На практике теория немецкого экономиста не подтвердилась.

В конце 19 века стал основоположником неоклассического направления. Он доказал, что благосостояние производителей и потребителей достигнет своего максимума только тогда, когда экономические субъекты будут иметь возможность конкурировать свободно.

Экономическая мысль Древнего Востока

Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.

Экономическая мысль Античности

Экономическая мысль Античности нашла своё отражение в основном в трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта , Платона , Аристотеля в V-IV вв. до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития общества .

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия » и производный от него «экономика ». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда , высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки .

Экономическая мысль средневековья

Экономическая мысль Средневековья носит преимущественно теологический и канонический характер. наполнена религиозно-этническими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов . В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым .

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить все, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физио́кратия - экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчиненные требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

Исследования экономических учений

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера , первыми публикациями, посвященными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведен родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов ». Английский ученый в данной работе рассматривает основные концепции того времени - меркантилизм и физиократию .

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы, посвященные изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824−1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха . В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 году выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома Бланки . В 1845 году выходит еще одна работа Дж. Р. Мак-Куллоха «Политэкономическая литература». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера . В 1850-1868 годах выходит несколько статей, посвященных обзору экономических доктрин итальянского учёного Франческо Феррары . В 1858 году русский экономист И. В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании , в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский ученый Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде , в 1828 году в Университетском колледже Лондона , а 1832 году в Дублинском университете .

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала ХХ веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова, «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова , «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского . В рамках книги «Экономические очерки», российский ученый В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена , модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист Альфред Маршалл , включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо, Джеймса и Джона Стюарта Миллей , Т Мальтуса и других. Таким образом, формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., к этому времени историю экономических учений уже начали преподавать в парижской Сорбонне .

Среди работ начала XX века, посвященных изучению экономических воззрений, выделяется «Теория прибавочной стоимости» Карла Маркса в редакции Карла Каутского , написанная в 1905-1910 годах, где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и других представителей так называемой «вульгарной политической экономии». В 1909 году вышло первое издание «Историй экономических доктрин» французских экономистов Шарля Жида и Шарля Риста. В данной работе анализировались концепции неортодоксальных направлений, например, сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение 1934 года шведского экономиста Эли Хекшера «Меркантилизм». Также подробный анализ меркантилизма приведен в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса .

Во второй половине ХХ века вышло большое количество исследований по истории экономических учений, среди авторов которых были такие крупные экономисты, как Й. Шумпетер, М. Блауг , Р. Хайлбронер, Дж. Стиглер , У. К. Митчелл , Дж. К. Гэлбрейт и многие другие.

Примечания

Литература

  • Galbraith J.K. Economics in Perspective: A Critical History. - Boston: Houghton Mifflin, 1988. - 324 p. - ISBN 978-0395483466
  • W. Mitchell. Types of Economic Theory: From Mercantilism to Institutionalism. - Augustus M Kelley Pubs, 1969. - ISBN 978-0678002346
  • H. Spiegel, A. Hubbard. The Growth of Economic Thought. - 3 Sub edition. - Duke University Press Books, 1991. - 896 с. - ISBN 978-0822309734
  • G. Stigler. Essays in the history of economics. - University of Chicago Press, 1965. - 391 с.
  • М. Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. - Москва: Дело, 1996. - 687 с. - ISBN 5-86461-151-4
  • Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего = The Worldly Philosophers. - Москва: КоЛибри, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-389-00073-5
  • Й. Шумпетер. История экономического анализа . - Экономическая школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Высшая школа экономики, 2004. - ISBN 5-900428-60-5 , 5-900428-64-8, 0-415-10888-8
  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. - 2-е изд. - М .: Высшее образование, 2009. - 515 с. - ISBN 978-5-9692-0406-5

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия » и производный от него «экономика ». Под экономией понималась наука, с помощью которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении труда , высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию экономической науки .

Основная статья: Экономическая мысль Средневековья

Меркантилизм

Сущность меркантилизма сводилась к богатству, прежде всего к золоту, на которое можно было купить всё, так как деньгами того времени были благородные металлы.

Физиократия

Физи́ческая эконо́мия, физиокра́тия - экономическая школа, один из научных подходов к исследованию и организации экономики, предметом изучения которого являются измеряемые в физических (натуральных) величинах экономические процессы и способы управления обменом вещества-энергии-импульса-информации в хозяйственной деятельности человека, подчинённые требованиями законов физики.

Классическая экономическая теория

Институционализм

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Мейнстрим

Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получила название мейнстрим (англ.) русск. .

Наиболее сильное научное течение на данный момент [ ] в мире - это неоклассика. Последние 10 лет [ ] ознаменовались расцветом нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - новое кейнсианство .

Между школами существовала соревновательность, но многие школы, существовавшие в одно время, не конкурировали между собой, так как занимались изучением различных аспектов экономики.

Исследования экономических учений

По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера , первыми публикациями, посвящёнными изучению истории экономических концепций, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» в 1767 и 1768 годах. Также серьёзный анализ ранних экономических воззрений был проведён родоначальником современной экономической теории Адамом Смитом в его трактате 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов ». Шотландский учёный в данной работе рассматривает основные концепции того времени - меркантилизм и физиократию .

В XVIII веке вместе с развитием экономической теории появляются и работы, посвящённые изучению уже сложившихся экономических доктрин. Так, в 1824−1825 годах появляются обзоры экономических воззрений последователя Д. Рикардо Дж. Р. Мак-Куллоха . В 1829 году французский экономист Жан-Батист Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 году выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома Бланки . В 1845 году выходит ещё одна работа Дж. Р. Мак-Куллоха «Политэкономическая литература». Также анализ экономических воззрений можно обнаружить в книге 1848 года немецкого экономиста Бруно Гильдебранда «Политическая экономия настоящего и будущего» и публикациях его соотечественника Вильгельма Рошера . В 1850-1868 годах выходит несколько статей, посвящённых обзору экономических доктрин итальянского учёного Франческо Феррары . В 1858 году русский экономист И. В. Вернадский выпускает «Очерк истории политической экономии». В 1871 году немецкий философ Евгений Дюринг публикует «Критику истории национальной экономии и социализма», а в 1888 году вышла книга ирландского экономиста Дж. К. Ингрэма «История политической экономии ».

В XIX веке экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов. Так, в 1805 году английский экономист Томас Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Британской Ост-Индской компании , в 1818 году в Колумбийском университете Нью-Йорка появилась должность профессора моральной философии и политической экономии, в 1819 году французский учёный Жан-Батист Сэй занял кафедру промышленной экономии в Парижской Консерватории искусств и ремесел. Политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в 1825 году в Оксфорде , в 1828 году в Университетском колледже Лондона , а 1832 году в Дублинском университете .

Среди российских работ по истории экономических учений XIX и начала XX веков выделяются «Очерк истории политической экономии» 1883 года И. И. Иванюкова , «История политической экономии» 1892 года А. И. Чупрова , «История политической экономии» 1900 года Л. В. Федоровича и «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» 1909 года А. Н. Миклашевского . В рамках книги «Экономические очерки », российский учёный В. К. Дмитриев анализирует основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена , модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов . Ценный вклад в изучение истории экономических теорий древнего Китая внес В. М. Штейн , осуществивший перевод и исследование экономических глав древнекитайского памятника «Гуань-цзы» .

Свой вклад в данную область экономического знания внёс и великий английский экономист Альфред Маршалл , включивший в свой трактат 1891 года «Принципы экономической науки» приложение под названием «Развитие экономической науки». «История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг.» английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 году содержит интерпретацию идей Д. Рикардо,

Введение

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

3. Развитие экономической теории в XX веке

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История человечества - это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.

Экономика государства в известной мере связана с экономическим мышлением, менталитетом жителей этого государства. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий - таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Процесс познания и сейчас не завершен, поэтому можно считать себя сознательным субъектом хозяйственной деятельности, лишь познакомившись, хотя бы в общих чертах, с основными направлениями экономических теорий, как прошлого, так и настоящего.

Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития. Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и то откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки. Вероятно, прежде чем обращаться к конкретному изучению экономики, нужно получить хотя бы общее представление о магистральном развитии экономической мысли.

Актуальностью темы курсовой работы является то, что философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.

Как уже известно, развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так же актуальностью являются проблемы, которые стояли в течение тысячелетий перед экономической мыслью. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений. История развития экономической науки - это и история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связанны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью, - производство прибавочного продукта. Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было не семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их. Даже женщины были общими, детей тоже растили вместе. Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда на столько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производственных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Целью же курсовой работы является рассмотрение всех периодов жизни становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе. Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет показано в курсовой работе.

1. Зарождение экономических знаний в древнем обществе

На сегодняшний момент исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Поэтому начало изложения истории экономической мысли совпадает с возникновением первых цивилизаций - Древней Азии, Древней Греции, Древнего Рима.

К особенностям восточного рабства, которое зародилось в IV тысячелетии до н.э., относятся: существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины; закабаление широких масс населения государством, в руках которого ирригационная система; распространение долгового рабства.

Одним из наиболее крупных древних восточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) охраняет экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Покушение на нее карается смертной казнью. Рабы приравниваются к имуществу рабовладельцев .

Наряду с признанием права частной собственности кодекс законов осуществлял правовую защиту личности непосредственных производителей. Так, запрещалось продажа и отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалось ростовщичество; тремя годами определялось долговое рабство независимо от суммы долга. Кодекс Хаммурапи представляет собой одну из первых попыток управления страной с помощью системы правовых норм.

Основные течения экономической мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI - III вв. до н.э. Основоположником конфуцианства являлся Кун-Цзы. В целях стабилизации общественного строя Китая он предложил программу морального совершенствования человека, которая включала в себя: уважение к старшим и вышестоящим, проявление сыновей почтительности, дружбу с братьями, регламентацию патриархальных отношений. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя - как "отца народа".

Конфуций различал коллективную собственность и частное владение и отдавал предпочтение последней. Сословное деление общества, по его мнению, установлено Богом и природой. Но поскольку источником богатства является труд, постольку он призывал народ больше работать, но меньше потреблять.

Представителями конфуцианства были также Мэн-Цзы и Сюнь-Цзы. Мэн-Цзы считал, что небо предписано простым людям кормить господствующее сословие. Исходя из этого он выдвинул своеобразный аграрный проект, по которому общинные земли делились на девять равных долей. Девятый участок (общественное поле) крестьяне должны были обрабатывать совместно, а урожай отдавать в распоряжение чиновников государства.

У конфуцианских идеологов были оппоненты - легисты, выступающие за управление страной посредством законов, а не ритуалов. Они являлись инициаторами реформ, направленных на подрыв патриархально-общинных отношений.

Важнейшим памятником Древней Индии является "Артхашастра", составление которой приписывается Каутилье. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия; стоимость вещей определяет количеством дней работы, а вознаграждение результатами труда; прибыль включает в цену товара в качестве прочих издержек.

В классической форме рабство, известное под названием античного, существовало в Древней Греции и Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. и достигло расцвета в V в. до н.э. В отличие от восточного, становление античного рабства происходило на более высоком уровне развития. Вот почему этот процесс протекал там почти одновременно с развитием товарно-денежных отношений.

Зачатки экономической мысли Древней Греции обнаруживаются в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея", в которых нашла отражение концепция натурального хозяйства.

В VII - VI вв. до н.э. рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развиваются торговля и ростовщичество. Реформаторы этого периода - Солон и Писистрат. Важнейшим моментом реформ Солона было запрещение долгового рабства, оно становилось уделом только иностранцев.

В период расцвета рабства экономическая политика ориентировалась на развитие торговли денежного хозяйства. В условиях кризиса рабства она становится более реакционной, так как ориентируется на защиту натурального хозяйства и аристократических форм устройства государства. Ксенофонт, Платон и Аристотель становятся ее выразителями.

Ксенофонта (430-354 гг. до н. э) многие считают первым экономистом, ибо именно ему принадлежит термин "экономика". Он впервые вводит понятия разделения труда и специализации. Его идеалом являлось замкнутое автаркичное натуральное хозяйство. В трактате "Домострой" он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей; рабов считал говорящими орудиями, осознавал их низкую производительность и рекомендовал шире использовать материальные стимулы . Заслугой Ксенофонта является то, что он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей. В этой связи он вошел в историю экономической мысли как ученый, который одним из первых понял преимущества разделения труда, его связь с размерами рынка.