Биография. Сын актрисы завьяловой признался в убийстве матери Актриса александра завьялова биография личная жизнь

3 февраля в Санкт-Петербурге была убита актриса Александра Завьялова. Всенародную известность она приобрела, когда сыграла роль суровой Пистимеи в монументальном советском сериале «Тени исчезают в полдень».
Как подозревают следователи, за сутки до 80-летия ее зарезал в собственной квартире 40-летний сын, якобы находившийся в состоянии опьянения. Но люди, хорошо знавшие Петра ЗАВЬЯЛОВА и его знаменитую маму - соседи по дому №6 по Гаврской улице, не могут в это поверить.

В последние годы звезду советского экрана было не узнать.
- Накануне гибели Завьяловой по телевизору показали документальный фильм «Затворница», посвященный ее юбилею, - рассказывает соседкаАлиса Юровская. - Ленту снимали в загородном доме дочери актрисы Татьяны, старшей сестры Петра. «Пистимея» на экране выглядела ухоженной, расхаживала в добротной одежде, хотя мы давно привыкли видеть ее в совершенно ином образе. Это раньше она шиковала, наряжалась в элегантные платья и сапоги со стразами, а потом вдруг перестала следить за собой: без зубов, всклокоченная. В таком виде и бегала по району. Именно бегала. С тех пор как у нее обнаружили душевный недуг, в моменты обострения Александра Семеновна передвигалась очень быстро.
По словам Юровской, погасшая звезда кино (последний раз Завьялова сыграла в начале 90-х в сериале «Белые одежды»), несмотря на свой преклонный возраст, обладала недюжинной силой.
- Однажды я от нее пострадала, - вздыхает Алиса Юрьевна. - Встретились около входной двери. Мне бы подождать, пока она уйдет, а я уставшая была после работы, вот и шагнула за ней. Ну, она и заехала мне со всей силы железной дверью по ноге. С тех пор палец так и остался изуродованным.
Из всех родственников рядом с матерью постоянно оставался только сын Петр. А старшая дочь, которая давно вышла замуж и завела свою семью, по словам соседей, навещала Александру Семеновну и брата очень редко.


Председатель правления дома, где жили ЗАВЬЯЛОВЫ, написала для суда положительную характеристику на Петра
- «Пистимея» дожила до преклонных лет именно благодаря Пете, - считает Юровская. - Он не хотел определять мать на постоянное лечение в специализированную клинику, хотя я неоднократно ему советовала. «Не могу этого допустить, ведь она моя мать!» - качал головой сосед. И делился, что перед глазами постоянно всплывает картинка из детства, как на глазах у него, четырехлетнего мальчишки, санитары тащили родительницу в психушку, когда у нее случилось первое обострение. А его самого отправили в дом малютки, где он пробыл месяц. Алиса Юрьевна заверила, что очень переживает и за то, что дочка актрисы Татьяна недавно отвела мать к нотариусу и оформила на себя дарственную на ее с Петром квартиру.
- С этим должны разобраться эксперты, - продолжает соседка. - Нужно выяснить, была ли адекватна Александра Семеновна в момент подписания документов. Обидно, что Петя теперь никаких прав на свою квартиру не имеет. Где же он будет жить, когда выйдет из тюрьмы? Ведь пока недвижимость можно сдавать, а вырученные деньги тратить на адвокатов. Сестра же отказалась нанимать защитника для брата. «Что от государства заключенному положено, то пусть и будет», - сказала она. Узнав об этом, добрые люди скинулись на хорошего адвоката. Мы, соседи, Петру посылки отправляем в СИЗО, а еще написали коллективное ходатайство в суд, что Петя не мог совершить умышленное убийство родительницы. Его подписали 30 жильцов. Лично я знаю Завьялова много лет. Видела его и трезвым, и пьяным, сидела с ним за одним столом, но совершенно не помню его агрессивным. И хотя ему было очень тяжело жить с больной матерью, он ее любил. Что трудно сказать про Татьяну. Знаете, как она отреагировала на звонки соседей, пытавшихся выразить ей соболезнования? Язвительно заявляла, что люди в доме живут странные и «все вынюхивают».


Заботы по уходу за больной матерью Татьяна взвалила на брата. Сейчас сестра признана потерпевшей по делу об убийстве мамы, в котором обвиняется Пётр (в круге). Фото Руслана ВОРОНОГО

Уколы от агрессии

Другой сосед Завьяловых, Дмитрий Голубовский, тоже не может поверить в виновность Петра:
- Он прекрасный человек, деликатный, отзывчивый, всегда помогал окружающим. Кому сумки донесет, кому мебель передвинет. Причем денег за свои услуги не брал, хотя они с матерью часто голодали: сестра отобрала у матери банковскую карточку, куда переводили пенсию, а Петр нигде постоянно не работал, перебивался случайными заработками, так как с мамой надо было сидеть 24 часа в сутки. Из-за нехватки еды у артистки и ее сына даже конфликты случались. Петя рассказывал, что стоит наварить (он прекрасно готовит) несколько литров супа в расчете на три дня, как тот к утру скисает. А все потому, что мама не из тарелки ест, а прямо из кастрюли.


Письмо Петра из «Крестов» своей подруге
В основном Александра Семеновна проводила время в своей комнате у радиоприемника. Слушала или с ним разговаривала. В периоды обострений болезни она бегала вокруг дома и просила прохожих «отвезти ее к мужу в Америку». Или пыталась позвонить в США по домофону.
Личную жизнь Петька не устроил. Первая его жена Жанна была очень хорошим человеком. Увы, она умерла. «Пистимея» ненавидела невестку и даже внука - Жанниного с Петей сына. Другая зазноба Пети работала медсестрой. Мой друг был раздавлен, когда та его оставила. А последняя его девушка, Катя, ушла от Завьялова год назад. Когда они жили вместе, Петя завел собаку, которой радовался, как ребенок… К несчастью, всем его вторым половинкам не давала покоя его мама.
Еще одна жительница дома, Анастасия Виноградова, согласна с соседями:
- По моим наблюдениям, Александра Семеновна, светлая ей память, была очень тяжелым человеком. Наверное, из-за душевной болезни, - вздыхает она. - Женщина много раз лежала в клинике, а в последнее время стала очень агрессивной. Петя водил маму на уколы, которые хотя бы на время снимали у нее это состояние. Не верится, что убийство совершил Петр. Это добрейший человек. Если он выпивал, то становился совсем мягким и всех жалел.



Оксана ШИШКОВА, адвокат Петра ЗАВЬЯЛОВА:

- Сейчас проводится предварительное следствие. Своей вины мой доверитель не отрицает. Момента нанесения удара Петр Завьялов не помнит. Он мне пересказывал свою жизнь. Обстоятельства жизни обвиняемого будут учитываться в суде. Пока я не буду пересказывать вам свои беседы с Петром… Он обвиняется по статье 105 Ч.1 УК РФ, по которой предусмотрено наказание от шести до 15 лет лишения свободы. Да, разрыв огромный, поэтому все будет зависеть от изучения личности, обстоятельств, как все произошло. Будут проведены ряд экспертиз, в том числе психиатрическая. Будет приниматься к сведению мнение потерпевшей стороны. Потерпевшей по делу признана Бучкина Татьяна Дмитриевна, сестра моего доверителя.

Дмитрий, внук Александры ЗАВЬЯЛОВОЙ:

- Пока ничего не буду говорить. Вся информация секретная. Мы обязательно наймем адвоката для Пети. Никто его не бросал. Передачу передали, общались с ним через стекло. Но это делал не я и не моя мама, а там… люди есть.

ВИДЕО: Александра Завьялова - почему сын убил знаменитую актрису?

Близкие и знакомые уверены, что сын Петр в приступе белой горячки.

Актриса Александра Завьялова была убита собственным сыном - он зарезал ее в пьяном угаре всегоза два дня до 80-летия.

В чем истоки этой трагедии? Почему сын поднял нож на мать? В этом пытались разобраться гости студии Андрея Малахова в программе «Пусть говорят».

После роли Пистимеи в фильме «Тени тени исчезают в полдень» об актрисе заговорил весь Советский Союз. Но в это же время ее перестали снимать.

20 лет - с начала 70-х и до 1992-го она не появлялась на сцене. В следующий раз она встретилась со зрителями в 1992 году на сцене Московского Дома кино. Тогда же снялась в фильме «Белые одежды». Но это была ее последняя роль.

Александра Завьялова в 1992 году

Почему случился этот 20-летний перерыв в карьере актрисы, ставший фатальным для нее во всех отношениях? Дело в том, что у Завьяловой был роман с американским бизнесменом. Он закончился тем, что американца выдворили из СССР, а актриса угодила в психушку.

От глубокой депрессии Завьялову не спасло даже рождение сына.

Когда ее отправили в психиатрическую лечебницу, ее сын Петр попал в детский дом - потому что Завьялова категорически отказывалась назвать имя отца.

Впоследствии ее бывший муж Дмитрий Бучкин усыновил мальчика, что позволило забрать парня из детдома.

По рассказу Бучкина, Завьялову много допрашивали в КГБ, «требовали, чтобы она призналась, что она американская шпионка». А затем ей «перекрыли кислород», было предписание «эту актрису больше не снимать».

Соседи Александры Завьяловой уверены, что из-за психических проблем актрисы, начал пить и ее сын Петр.

«Он был человек вобщем-то неплохой. Но он всю жизнь прожил с ненормальной мамой. А мама была ненормальная», - говорит соседка Завьяловой, которая много лет знает эту семью.

Надо заметить, что Петр был поздним ребенком. Завьялова родила его, когда ей было под 40 (Петр 1975 года рождения, сейчас ему 40 лет).

Кто отец Петра - Завьялова скрывала от публики до последнего дня. Но в семье известно, кто это. Знает имя своего биологического отца и сам Петр.

Его племянница Дарина (внучка Завьяловой), которая побывала в студии Андрея Малахова, сказала по этому поводу: «Уже не так важно, кто является его биологическим отцом. Если моя бабушка не хотела об этом говорить, я говорить об этом тоже не буду». Воспитал же Петра усыновивший его Дмитрий Бучкин, который всегда называл мальчика сыном, а тот его - отцом.

Дарина Александрова - внучка Завьяловой

У Петра была жена, но они развелись. Есть сын, с которым он поддерживал отношения.

Упомянутая Дарина Александрова - внучка Завьяловой - рассказала о своем дяде, обвиняемом в убийстве, и о его отношениях с матерью.

По словам Дарины, эта трагическая история стала полной неожиданностью для всей семьи.

Девушка рассказала, что после произошедшего Петр позвонил ее родителям и они через 15 минут были на месте трагедии, они же вызвали скорую и милицию.

«Эта история не черно-белая, эта история очень сложная», - говорит Дарина.

«Отношения моей бабушки с моим дядей были очень теплыми», - поделилась девушка. «Моя бабушка очень сильно любила своего сына. Она его не называла иначе никак, кроме как «Петечка». Петя очень сильно любил и очень сильно заботился о моей бабушке. То, что случилось - страшное. Но Петя это сделать в сознательном состоянии не мог», - уверена Дарина.

Она опровергла, что между убитой актрисой и ее сыном Петром до этого были конфликты с рукоприкладством, как пишут в некоторых СМИ. И сам Петр, по ее словам, человек «очень мягкий».

В то же время она подтвердила, что ее дядя имел большие проблемы с алкоголем. Ее мать Татьяна - родная сестра Петра - пыталась его лечить, но безуспешно. Александре Завьяловой дочь много раз предлагала переехать к ней, но она категорически отказывалась оставить Петра одного. Она не раз говорила, что намерена бороться за сына до конца.

Дарина также очень хорошего мнения о своем дяде и не верит, что именно он - убийца.

Даже несмотря на признательные показания. По словам девушки, и следствие рассматривает другие версии, потому что дверь в квартиру была открыта.

«Возможно, кто-то зашел и сделал это», - предполагает Дарина.

Как уточнил Андрей Малахов, правоохранители имеют версию, что совершить убийство мог кто-то из собутыльников Петра, которым Александра Завьялова могла помешать устроить пьянку.

По словам соседки Веры Коростылевой, живущей напротив убитой актрисы, в тот день соседи не слышали ни криков, ни шума борьбы.

Как говорит соседка Вера Коростылева, она знала Петра с младенчества и говорит, что к нему у нее «очень теплое отношение». Он, по ее словам, всегда был «глубоко порядочным человеком». Например, если занимал деньги (на ту же водку) - всегда возвращал. Особых скандалов между ним и его матерью соседка не замечала.

Правда, финансовую чистоплотность и вообще честность Петра поставил под сомнение побывавший в студии президент Гильдии киноактеров Евгений Леонов-Гладышев. По его словам, Петр несколько раз получал от гильдии материальную помощь для Александры Завьяловой, но она этих денег так и не увидела.

Также интересны данные еще одной соседки актрисы, которая рассказала, что в последнее время Александра Семеновна была «очень молчалива и очень агрессивна».

Александра Завьялова в 2015 году

Также в студии побывал и Кирилл Сухонянц, друг Петра с детских лет (они дружили с первого класса). Мужчина до сих пор не может осознать произошедшее. По словам Кирилла, Петр готовил еду на кухне с ножом в руках и когда вошла мать, то он - в приступе белой горячки - принял ее за кого-то другого. Вследствие чего и произошла эта трагедия.

Александра Завьялова. Почему сын убил знаменитую мать? - Пусть говорят (09.02.2016)

Но все выше изложенное - только версии. Как было на самом деле должны установить следствие и суд.

Александра Завьялова - талантливая советская актриса, обладательница обширного списка поклонников. Эта женщина колдовской красоты с яркой и необычной внешностью заслужила признание не только в своей стране, но и за рубежом. Никто не мог представить, что судьба известной актрисы будет тяжела и завершится столь трагично.

Биография

Завьялова Александра Семеновна - советская актриса театра и кино, с 1994 года заслуженная артистка России. Даты жизни: 04.02.1936 – 03.02.2016 годы, умерла в возрасте 79 лет. Знак зодиака - Водолей, семейное положение - в разводе.

О раннем детстве Александры Семеновны ничего неизвестно, присутствует только информация о том, что родилась она в Тамбовской области, селе Титовка.

Актриса обладала выраженными чертами аристократической внешности, но росла в семье простых рабочих. Вероятно свою необыкновенную красоту девушка унаследовала от бабушки гречанки.

Свои воспоминания о маленькой девочке земляки артистки передают в фильме «Затворница»: «Саша была яркая, с наглинкой», иногда пропускала уроки и не выполняла домашнее задание, зато с удовольствием участвовала в школьных спектаклях, концертах. Юное дарование уже тогда мастерски показывала рассказы в лицах и читала стихи со сцены.

Широкую известность «звезда» советского кино приобрела, снявшись в фильме «Тени исчезают в полдень». Затем в жизни Александры наступила черная полоса, длившаяся десятилетия. В своем последнем фильме «Белые одежды» Завьялова снялась, будучи пожилой женщиной, после чего ушла в забвение.

Творческая карьера

В 22 года юная Завьялова окончила Ленинградский институт имени Островского и по распределению была направлена в Брестский драматический театр. Уже тогда ей сыпались предложения сниматься в кино, но актриса считала себя созданной исключительно для театральной сцены.

Первые роли

Киносъемки не привлекали Александру, тем более ей было с чем сравнивать. Будучи еще студенткой, она сыграла роль крепостной девушки Дуни, возлюбленной поэта, в фильме «Песня о Кольцове».

Несмотря на отказы актрисы сниматься, режиссер Александр Зарха все же предложил ей главную роль в фильме «Люди на мосту». Завьялова ответила согласием. С тех пор началось творчески активное время, последовала роль в лирической мелодраме «Алешкина любовь», где актриса сыграла героиню стрелочницу Зину, в которую безумно влюблен робкий парень, геолог-буровик Алешка.

То, как молодая актриса Александра Завьялова и знаменитый Леонид Быков смогли передать трогательную историю, поразило зрителей. Лицо актрисы появляется на обложках журналов и первых полосах газет, следуют новые предложения съемок.

В 1960 году вышли мелодрамы «Ждите писем», «Хлеб и розы». В 1961 году американский фотограф снимает Завьялову для журнала «Лайф», фотосессия состоялась в одном из номеров гостиницы «Националь».

Во время проходившего в Москве международного кинофестиваля Александру приглашают на званный ужин в посольстве США. По поручению руководства кинофестиваля актриса принимала в своем доме в Ленинграде итальянскую делегацию. Ее общение с иностранцами выглядело естественно и непринужденно.

Любимая роль актрисы - Фро. Она смогла сыграть нежную, любящую девушку, ради этого Завьялова согласилась стать блондинкой. Роман с режиссером картины приводит ее к следующей главной роли в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» в 1967 году.

Тени исчезают в полдень

Когда Александре исполнилось 35 лет, ее пригласили на пробы в фильм «Тени исчезают в полдень». Режиссеры были потрясены игрой, передачей чувств, исходящим магнетизмом и красотой артистки. Решение было принято незамедлительно, Александра Семеновна утверждена на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой).

Сыграть Пистимею Макаровну было мечтой многих талантливых актрис, но только Завьялова смогла передать огромную внутреннюю силу, внешнюю мягкость и обаяние героини.

В фильме Морозова проживает 3 возраста: юность, зрелость и старость. Она не играла, вспоминают коллеги по съемочной площадке, а проживала каждый эпизод. Ей удалось передать образ 17 летней наследницы сибирских приисков, превратившейся в злобную старуху-монахиню.

Невероятные усилия и талант актрисы помогли в точности показать зрителям жизнь, становление человека. Несмотря на то, что актриса сыграла отрицательного персонажа, врага советской власти, она становится любимицей миллионов.

Однако после этой роли Завьялову перестают приглашать на съемки в кино, званые вечера и ужины, она уходит в затворничество, переживая сильнейший кризис. Ей объявлен негласный бойкот, причины которого не называют.

Только 30 лет спустя Александру Семеновну приглашают на встречу с поклонниками, где ее замечает кинематографист Леонид Белозорович. Пожилая Завьялова оказывается в актерском составе фильма «Белые одежды» 1992 года. Увы, но это возвращение на экран было последним.

Фильмография

Актриса снялась в 14 фильмах. Ее героини сильные, жесткие, красивые женщины. Лишь в картине Фро звезда советского кино смогла сыграть нежную, любящую девушку. Завьялова притягивала колдовским взглядом не только зрителей, но и коллег по съемочной площадке. Жена Леонида Быкова (партнера по фильму «Алешкина любовь») сильно ревновала своего мужа и даже присутствовала на съемках.

  • 1959 - роль Лены «Люди на мосту», «Песня о Кольцове» (Дуня);
  • 1960 - «Алёшкина любовь» (Зина); «Ждите писем» (Римма); «Хлеб и розы» (Любаша);
  • 1961 - «Будни и праздники»;
  • 1964 - «Одиночество»;
  • 1964 - «Фро»;
  • 1965 - «Клятва Гиппократа»;
  • 1967 - «Сергей Лазо»; «Четыре страницы одной молодой жизни»; «Вий»;
  • 1969 - «Встреча у старой мечети»;
  • 1971 - «Тени исчезают в полдень»;
  • 1992 - «Белые одежды».

Личная жизнь

Несмотря на многочисленных поклонников, брак в жизни Александры Семеновны был только один. С будущим мужем Дмитрием Бучкиным актриса познакомилась еще студенткой. Он рисовал ее портреты, дарил цветы, красиво ухаживал. Завьялова привыкла к знакам внимания со стороны мужчин, поэтому не придавала особого значения ухаживаниям Дмитрия.

Но молодой человек был настойчив, он «потерял голову» от красоты девушки. Александра оценила его преданность, спустя несколько лет они поженились. В 1963 году молодая семья переезжает в Ленинград.

Семейному счастью не суждено было долго длиться, актерская слава и миллионы поклонников дали о себе знать. Роман с Резо Эсадзе положил конец семейной жизни Александры. Дмитрий не смог простить измены и пара развелась.

Но и в отношениях с Эсадзе счастье недолго длилось, причиной для расставания стали ревность Резо и отказ маленькой дочери воспринимать маминого поклонника как отца.

В 1964 она знакомится с бизнесменом из Америки, совладельцем судоходной компании, между ними вспыхнул роман. Спецслужбы заподозрили бизнесмена в шпионаже и предложили ему покинуть страну. Американский поклонник был женат, но готовился развестись ради счастья с русской красавицей. Он пророчил ей заграничную славу и долгую совместную жизнь.

Неожиданная высылка возлюбленного из страны разрушила радостную жизнь актрисы, за ней закрепилась слава неблагонадежного человека, ее перестали приглашать сниматься в кино, пропала толпа поклонников, впереди ожидали только глубокие депрессии и лечение в психиатрических больницах.

Соседи по дому вспоминают, как в дни обострений она бегала растрепанная, в домашней неопрятной одежде по улицам и просила прохожих увезти ее к мужу в США, звонила в домофон и требовала соединить с Америкой. В эти тяжелые годы рядом с ней был ее бывший муж Дмитрий Бучкин, который любил Александру до конца своих дней.

Дети

В законном браке с Бучкиным у Завьяловой родилась дочь Татьяна. Спустя несколько лет появляется на свет второй ребенок - сын Петр. Имя отца мальчика Александра Семеновна назвать отказалась.

В 1975 году ее помещают в психиатрическую больницу на 2 месяца, за это время дочь Татьяну к себе забрал ее родной отец Дмитрий Бучкин, а маленького Петра отдали в дом малютки. Завьялова с трудом вернула себе сына, но в течение года ее снова увезли в больницу, на этот раз вместе с маленьким Петром.

Бучкин усыновил малыша, забрав его из лечебницы. Шли годы, и некогда звезда советского кинематографа пребывала в полном затворничестве, влача нищенское существование.

Дочь Татьяна стала художником-дизайнером, в 90-е годы родила детей Дарину и Дмитрия.

Сын пытался работать в строительстве, но уход за матерью требовал постоянного пребывания дома, от безработицы он потихоньку начал спиваться.

Петр состоял в браке один раз, после смерти жены заводил несколько романов, которые закончились неудачно, поскольку мама Александра Семеновна «сживала со свету всех избранниц сына».

Причина смерти

03 февраля 2016 года в своей квартире, находящейся в городе Санкт–Петербург по улице Гаврская, дом №6 за день до 80-летия была убита актриса Александра Семеновна Завьялова.

Смерть наступила в результате удара ножом. Могила «звезды» советского кино находится на Смоленском кладбище.

В последние годы жизни звезду экрана было не узнать. Она ходила растрепанная в неряшливой одежде, а в дни обострения психического заболевания бегала по улицам, приставая к прохожим. Кто бы мог подумать, что красавица, так тщательно следившая за своим внешним видом превратится в беззубую, неряшливую старуху. Пресса наполнилась слухами и домыслами, что случилось с актрисой, как и кто ее убил.

Виновен ли сын

Подозрения следователей пали на 40-летнего сына Петра, который страдал от алкоголизма.

Предполагается, что ссора между матерью и сыном разыгралась из-за того, что Петр присваивал себе деньги, которые регулярно передавали коллеги и друзья актрисы, чтобы хоть как-то помочь ей покупать лекарства и еду.

Позже в ходе следствия сын Завьяловой признается в содеянном. Он дает показания о том, что ударил мать ножом, но как все произошло, вспомнить не сможет. Родственники и соседи отказываются верить, что Петр способен на убийство. Его знают как доброжелательного и неагрессивного человека.

Соседи вспоминают, что в состоянии алкогольного опьянения он становился мягким и добродушным. Он постоянно заботился о матери, в отличие от дочери Татьяны, которая редко их навещала.

Председатель правления дома, в котором жили Завьяловы, написала положительную характеристику на Петра с подписью 30 человек. «Пистимея» дожила до таких лет только благодаря сыну, считают соседи, ему давно советовали отдать мать в лечебницу.

Но Петр жалел ее, у него была глубочайшая детская травма - перед глазами всплывала картина, как санитары увозят мать в психушку. Незадолго до смерти Александра переписала свою квартиру на дочь Татьяну, лишив Петра законной доли.

Жильцы дома, знавшие Завьяловых, говорят о том, что следствию еще предстоит разобраться в законности факта оформления дарственной на квартиру для дочери Татьяны. Была ли Александра Семеновна адекватна в момент подписания договора неизвестно. Суд признал Завьялова Петра виновным, назначен срок лишения свободы 8 лет колонии строгого режима.

Тяжело судить о том, кто виновен, что жизнь актрисы сложилась таким образом. В памяти ценителей советского кинематографа Александра Семеновна останется невероятно красивой и талантливой актрисой.

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

В Петербурге сыну знаменитой актрисы Александры Завьяловой предъявлено официальное обвинение в убийстве собственной матери. В настоящее время мужчина заключен под стражу. Свою вину он полностью признал. Страшная трагедия произошла в ночь на 3 февраля. По версии следствия, 40-летний Петр Завьялов, находясь в нетрезвом состоянии, поссорился с матерью и ударил ее ножом. От полученных травм женщина скончалась на месте.

"Я кажется убил нашу мать" - эти страшные и немыслимые, казалось бы, слова 40-летний Петр Завьялов произнес своей сестре по телефону. В ту ночь, когда со 2-е на 3-е февраля в своей квартире от ножевых ранений скончалась Александра Завьялова. Заслуженная артистка России, одна из красивейших актрис советского кино.

"По версии следствия, Завьялов ночью 3 февраля 2016 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, ударил ножом свою мать - Александру Завьялову 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия. В результате проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий обвиняемый был задержан", - сообщил старший помощник руководителя управления по взаимодействию со средствами массовой информации Сергей Капитонов.

Всесоюзная слава пришла к Александре Завьяловой после экранизации романа Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень", где она сыграла уникальную роль Серафимы Клычковой. Фильм снимали три года, и свою героиню актриса "вела" от 17-летней девушки до 70-летней женщины. В личной жизни актрисы к тому времени тоже все было прекрасно. 36-летняя Александра Завьялова была любимой женой известного ленинградского художника Дмитрия Бучкина и счастливой матерью их общей дочери Татьяны. И вдруг одна случайная встреча перевернула всю ее жизнь. Александра познакомилась с американским бизнесменом. Он был баснословно богат, почти вдвое старше нее и имел семью за океаном. Их бурный роман продолжался всего две недели, актриса успела бросить семью... Но все обернулось трагедией. Иностранца обвинили в шпионаже и выслали из страны. Прощались с рыданиями. Завьялова родила сына Петра. Мальчик стал всей ее жизнью, потому что ролей в кино "неблагонадежной" актрисе больше не предлагали.

Дочь Александры Татьяна пошла по стопам отца - стала художником-дизайнером. А вот "хороший мальчик" Петя в жизни так и не состоялся. В последнее время нигде официально не работал.

Александра Завьялова никого не посвящала в подробности своей личной жизни, и о том, какая непростая ситуация была в ее семье, соседи даже не догадывались. Заслуженная актриса России - это звание она получила спустя много лет. Между тем, жила вместе со своим любимым сыном Петром за чертой бедности. Ее скромную пенсию делили на двоих. Соседи рассказывают: Александра Семеновна последнее время вела себя странно, всех сторонилась. А сын часто употреблял алкогольные напитки, но при этом не переставал заботиться о матери.