Бетховен, РНО в БЗК, дир. Михаил Плетнев

Плетнев не слывет шутником, скорее наоборот, считается человеком мрачным, но все-таки надо обладать своеобразным чувством юмора, чтоб составить монографическую программу, в которой две хрестоматийных, преисполненных трагического пафоса тираноборческих, по меркам своего и нашего времени чуть ли не "экстремистских" (призывы к свержению существующего строя, пропаганда сепаратизма, разжигание вражды, оскорбление чувств - полный комплект статей!) вещи обрамляют раритетную верноподданническую заказуху того же автора.

Пришел в консерваторию с дневного спектакля рано и застал почти целиком репетицию, второе отделение так просто от начала до конца послушал - "Эгмонт" с Аллой Демидовой... - в пустом зале, красота, после чего сидеть бок о бок с публикой уже невозможно. Увертюра к "Эгмонту" мало того что заиграна до сблева, так еще и на уроках музыки, причем не в специальной, а до того в общеобразовательной школе, все мозги вынесли "темой угнетенного народа", и тридцать лет спустя захочешь не забудешь... Зато все остальные фрагменты, включая вокальные (!) - абсолютная диковина. Но, правда, потому и раритет, что ерунда. Еще и с Демидовой, которая свой дежурный декламаторский пафос одинаково пускает в ход применительно и к Ахматовой, и к Гете... Конечно, если вспомнить, как Лановой с РНО читал "Пер Гюнта" на первом фестивале оркестра в Большом, то Демидова уже не отталкивает; не знаю, как она отработала концерт, но на репетиции вступала невпопад, смущалась своим оговоркам и послушно исправлялась, следуя мягким указаниям МВ. В любом случае ее "конферанс" показался мне необязательным - хорошо, с одной стороны, что минимальным, с другой, если сводить литературный текст к нескольким обрывкам, запросто можно было обойтись без него вовсе. Оркестровые фрагменты, правда, тоже ничего к увертюре не добавили.

В начале же программы, а я остался на первое отделение, оркестр играл увертюру "Кориолан" - почему-то я всегда думал, что к Шекспиру, оказалось, к безвестному австрийскому литератору, забытому настолько прочно, что даже извинительно его не знать. А затем - главный экспонат: одна из двух "императорских" кантат Бетховена - "...в честь восшествия на престол Леопольда Второго". МВ предложил соединить в сознании Бетховена-"революционера", которого на портретах в школьных классах СССР неизменно изображали по-бунтарски косматым (не в пример патриархальному Гайдну или вечнозеленому Моцарту в строгих париках с буклями), уничтожившего посвящение Наполеону к 3-й, героической симфонии, после того как Бонапарт себя короновал, автора все тех же "Эгмонта" с "Кориоланом" - и юного, 20-летнего боннского халтурщика Бетховена, втихаря одобряющего начавшуюся во Франции революцию, а на заказ сочиняющего какую-то шнягу в честь опять-таки императорской коронации, ну, правда, не самозванца-узурпатора, как в недалеком будущем Бонапарт, но законного наследника престола Священной Римской империи, а в сущности, для "революционэра" это вроде бы еще хуже, и ничего, задание выполнил, либретто (насколько я понимаю, поэтическое авторство под вопросом и текст точно не Бетховену принадлежит, уже современники посмеивались над чрезмерной даже по тогдашним стандартам вычурностью слога), что называется, жжот - чего стоят названия частей: «Он дремлет, дайте великому Князю спокойно отдыхать!», «Струитесь, слезы блаженства, струитесь», «Вы в изумлении, народы Земли!», «Как трепещет мое сердце от блаженства!» (3-4 - речитативы, сперва бас, потом тенор), «Вы, кто назвал Иосифа своим отцом» и «Да здравствует! На колени, миллионы!» - на коленях, значит, можно не обниматься, а слияние в одной радости подразумевается по умолчанию... После такого оде Шиллера уже не поверишь. А я и так-то считал и считаю Девятую симфонию Бетховена апофеозом пошлости и лжи.

Другое дело, что Девятая симфония при этом не перестает быть шедевром, тогда как насколько качественно реализовал Бетховен верноподданнические чувства за гонорар собственно в музыке кантаты - большой вопрос. И тут важнее, что, во-первых, партитура у Бетховена вышла посредственная - специалисты утверждают, что слабее даже первой кантаты, на смерть императора Иосифа, "преемником" которого оказался Леопольд; а во-вторых, гораздо лучше певшая, не экономившая силы на репетиции Пелагея Куренная - я ее услышал и в первых, с вокальной партией, фрагментах "Эгмонта" (после увертюры сразу), и в финальных частях кантаты, терцете с хором, все было нормально - на концерте чтой-то ослабела (может именно потому, что на репетиции выложилась...), верхние ноты выдавала совсем нечисто, с трудом, натугой, а партия сопрано в кантате самая объемная, у тенора и баса (Илья Селиванов и Павел Швец, как и Куренная - постоянные участники проектов РНО) по короткому речитативу только, плюс все тот же терцет - и при несовершенном пении основной солистки исполнение теряет смысл... В общем, Леопольд-то давно вслед за Иосифом и своими наследниками-императорами отошел в мир иной, а мне с концерта пришлось убегать.

См … Словарь синонимов

МАМКА, мамки, жен. 1. Кормилица, нянька (устар.). «В детстве мамка его ушибла.» Гоголь. 2. Мать, мама (обл.). Тятька на работе, а мамка на базар ушла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МАМКА, и, жен. 1. То же, что мать (в 1 знач.) (прост.). 2. Кормилица, нянька (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мамка - 1. Материнская плата. Мамка сгорела:(Компьютерный сленг 2. Мамка Лицо, организующее и координирующее работу проституток. Работала мамкой в Москве, недавно вернулась. Уголовный жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

мамка - МАМА, ы, МАМКА, и, ж. 1. Подруга, девушка (обычно при обращении сверстников). 2. Пассивный педераст. 3. Пол литра водки, пол литровая бутылка. Мама с дочкой поллитровка и четвертинка (водки) … Словарь русского арго

мамка - кы, ж. Пр. Жінка, яка кормить грудою чужу дитину. Штучна мамка (пляшка для кормлення немовлят) … Словник лемківскої говірки

мамка - и, ж. Кормилица, нянька. [Аммос Федорович:] Нет, этого запаха уже невозможно выгнать. Он говорит, что в детстве его мамка ушибла. ГОГ. Рев.; Василиса, женщина бывалая, служившая когда то у господ в мамках, а потом в няньках, выражалась… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Уменьш. от мама (см.) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

1) нянька; 2) кормилица грудного младенца. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

I ж. разг. сниж. 1. Женщина по отношению к её детям; мать I 1.. 2. Женщина, имеющая или имевшая детей; мать I 1.. II ж. устар. Кормилица, нянька. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Союзники , Дэвид Дрейк, Билл Фосетт. Издание 1996 года. Сохранность хорошая. Вот уже десять лет Боевой Флот Альянса ведет беспощадную войну с космическими пиратами - расой кровожадных халиан. Но когда халиане наконец сдались,…
  • Сын привратника , Ганс Христиан Андерсен. «Генеральская семья проживала в бельэтаже, семья привратника в подвале. Их разделяло большое расстояние – весь первый этаж, да табель о рангах. Но всё же обе семьижили под одною крышею, и из…

Что может быть лучше, чем в предновогодний вечер обратиться к великому искусству. Открывая свое сердце музыке, мы становимся не просто ближе к искусству, а сливаемся с ним воедино. Кроме того, посещение культурных мероприятий даже в зрелом возрасте, не говоря уж о молодых людях, которым это просто необходимо, помогает человеку стремиться к собственному совершенству. Купив билеты на Новогодний концерт. Альбина Шагимуратова, Михаил Плетнев, РНО в Концертный зал «Зарядье», вы сможете насладиться потрясающей предновогодней атмосферой, которую подарят зрителям организаторы и артисты этого концерта.

Вы еще не придумали, какой сюрприз организовать для своих близких? Купив билеты на Новогодний концерт. Альбина Шагимуратова, Михаил Плетнев, РНО, вы сможете подарить своим родным незабываемый вечер, впечатления от которого навсегда останутся в их памяти, а этот Новый год они никогда не забудут.

Шедевры музыкального искусства в исполнении потрясающей Альбины Шагимуратовой - это именно то, что вам не хватало, чтобы ощутить приближение главного праздника в году. Ее голос завораживает, обволакивает своей теплотой и грациозностью. А фортепианный аккомпанемент еще одного талантливого музыканта, Михаила Плетнева, сделают вечер незабываемым.

Купить билеты на Новогодний концерт. Альбина Шагимуратова, Михаил Плетнев, РНО вам стоит уже сегодня. Полная информация, в том числе на сегодня и ближайшие дни, доступны круглосуточно на нашем ресурсе.

12 октября
Toneelgroep Amsterdam на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль Балтийский дом

Хорошо известный нам нидерландский театр и его художественный руководитель Иво ван Хове показали на фестивале инсценировку романа знаменитого нидерландского писателя-модерниста Луиса Купейруса. Практически неизвестный у нас, Купейрус кажется весьма созвучным своей эпохе - Метерлинку, Ибсену, отчасти Золя. И спектакль Иво ван Хове своей проблематикой напоминает прошлогоднее полотно Люка Персеваля на темы Золя.

Пожалуй, это лучший спектакль ван Хове, показанный в Петербурге. Блестящий спектакль, спектакль-шедевр. Темные одежды героев, отражающиеся в огромном зеркале на заднике; их медленные, почти танцевальные движения, внушительные проходы по сцене и умное молчание; скульптурно выстроенные группы персонажей - все это напоминает картины нидерландских классиков. Давнее убийство отца, о котором не знает никто из большой семьи, кроме полусумасшедшего сына, накладывает жуткий отпечаток на всех многочисленных ее членов. Это убийство (с отсылкой к "Гамлету" и c легким фрейдистским флером), породившее тайное кровосмешение (тут ощутим сильный привкус готического романа), - проклятие рода, из-за которого не складывается ни одна жизнь. И только смерти родоначальников-убийц освобождают их потомков. С основной темой связаны традиционные модернистские мотивы северной и южной крови, дионисического и аполлонического, трагическая невозможность ощутить радость жизни, гнетущая душу главного героя (здесь ощутима и связь ), и сложные поиски замены этому чувству, которые ведут другие члены семьи, менее остро чувствующие и менее откровенные.

Актеры Toneelgroep создают великолепный ансамбль. Блестящие актерские работы - например, Frieda Pitoors, играющая бабушку Оттили, умирает прямо на сцене: замечательно имитируя предсмертные стоны и предсмертное дыхание - соединяются с растворенностью игры каждого в игре коллектива. "Обнаженка" (главный герой и главная героиня весьма убедительно показывают игры влюбленных в медовый месяц), традиционно в России встреченная недовольным ропотом, - блестяще подчеркивает внутреннюю сторону черных аскетических одежд и ложь показной морали, а также демонстрирует то самое южное мироощущение, к которому стремятся герои и которое им не дано (ожидаемого полового акта на сцене все-таки не случится).
Финальный монолог Лота, главного героя, в исполнении Aus"а Greidanus"а младшего (он так и значится в труппе: Aus Greidanus jr. - почти как в императорском балете была "Анна Павлова вторая"), прочитанный спокойным голосом, звучит трагическим воплем и завершается в страшном тумане, заполонившем сцену, - звучит почти из могилы.

Шедевром делает этот спектакль не только поразительная соразмерность и соотнесенность всех частей и приемов (можно и о золотом сечении вспомнить - вот так оно должно выглядеть в театральной постановке), но и умение передать вполне современным языком и современной сценографией тонкие страсти, разъедавшие души модернистской эпохи примерно столетие назад. Задача, практически невозможная для российских режиссеров.