Ассасины кто они такие. Страницы истории

Средневековая история многих народов изобилует разнообразными тайными обществами и могущественными сектами, о которых к нашему времени сохранились в основном легенды и предания.

Так произошло, в частности, с исламской сектой ассасинов, история которых легла в основу знаменитой компьютерной игры Assassin’s Creed . В игре ассасинам противостоит орден рыцарей-тамплиеров, но в реальной истории пути развития и гибели этих могущественных средневековых организаций практически не пересекались. Итак, кто же такие на самом деле ассасины и тамплиеры?

Ассасины: от царства справедливости к позорной гибели

Название «ассасины» - это искаженное арабское слово «хашшишийя» , которое многие связывают с гашишем, употреблявшимся этими таинственными убийцами. На самом деле в средневековом исламском мире «хашшишийя» было презрительным названием бедняков и буквально значило: «те, кто ест траву» .

Общество ассасинов было образовано в промежутке между 1080 и 1090 годами исламским проповедником Хасаном ибн Саббахом, который принадлежал к шиитской ветви ислама, точнее – к его исмаилитскому учению. Это был хорошо образованный и очень умный человек, который задумал создать царство всеобщей справедливости, основанное на законах Корана.

Установление царства справедливости

В 1090 году Хасану ибн Саббаху и его сторонникам удалось занять мощную крепость, находившуюся в плодородной долине Аламут, и установить в ней свои порядки. Всякая роскошь была объявлена вне закона, все жители должны были трудиться на общее благо.

Согласно преданию, ибн Саббах казнил одного из своих сыновей, когда заподозрил его в желании получить больше благ, чем полагалось обычному жителю долины. В своем государстве Хасан ибн Саббах на самом деле уравнял в правах богатых и бедных.

Секта тайных убийц

Мировоззрение нового правителя Аламута не могло понравиться окрестным владыкам, и Хасана ибн Саббаха всячески старались уничтожить. Вначале он организовал огромное войско для обороны своей долины и замка, но затем пришел к выводу, что страх будет лучшей защитой.


Им была создана система подготовки тайных убийц, которые могли скрываться под любой личиной, но достигали поставленной цели. Ассасины верили, что после смерти попадут прямо в рай, поэтому не боялись гибели. От их рук погибли сотни правителей и военачальников еще при жизни Хасана ибн Саббаха.

В систему подготовки, на ее конечном этапе, входил сеанс опийных грез. Будущего ассасина, одурманенного наркотиком, переносили в роскошные покои, где он проводил несколько часов в окружении изысканных блюд и красивых женщин. Проснувшись, он был уверен, что побывал в раю и больше не боялся погибнуть, веря, что после смерти вернется в этот прекрасный сад.

Тамплиеры вместе с ассасинами

Христианский орден тамплиеров возник в Иерусалиме приблизительно в 1118 году. Он был образован рыцарем Гуго де Пейном и еще шестью бедными дворянами. По приказанию тогдашнего правителя Иерусалима новый орден, названный ими «орденом нищих» , разместился в одной из частей городского храма.

Отсюда и пошло их название – тамплиеры , или храмовники, от слова «temple» , означающего замок или храм. Орден быстро приобрел популярность, а его воины – славу искусных и самоотверженных защитников Гроба Господня.

К концу одиннадцатого века противостояние христиан, захвативших Иерусалим, и исламских правителей окружающих его стран достигло апогея. Терпящие поражения христиане, менее малочисленные, чем их противники, вынуждены были привлекать на свою сторону союзников, причем порой сомнительных.

В их числе были и ассасины, которые с момента основания горной крепости враждовали с исламскими правителями. Смертники из числа ассасинов с удовольствием и за немалую плату убивали противников крестоносцев, воюя, таким образом, бок о бок с христианами.

Конец легенды

Последние страницы истории ассасинов отмечены позором и предательством. Существовавшее около 170 лет государство долины Аламут постепенно растеряло принципы бессребренничества, его правители и знать погрязли в роскоши, а среди простых людей все меньше было желающих стать смертником.


В середине 50-х годов тринадцатого столетия в долину вторглась армия одного из внуков Чингиз-хана, осадив крепость. Последний правитель ассасинов, молодой Рук-ад-дин Хурша, вначале пытался сопротивляться, но затем сдал крепость, выговорив себе и нескольким приближенным жизнь. Остальные защитники крепости были убиты, а сама твердыня ассасинов разрушена.

Через некоторое время монголы убили и Рук-ад-дина, так как сочли, что предатель недостоин жизни. Оставшиеся после разгрома немногочисленные последователи учения вынуждены были скрываться, и с тех пор секта убийц больше не смогла восстановиться.

Могущество и гибель тамплиеров

Одним из основных видов деятельности тамплиеров, наряду с воинской службой, были финансы. Тамплиерам удалось, благодаря железной дисциплине и монашескому уставу ордена, сконцентрировать в своих руках достаточно серьезные богатства. Свои средства храмовники не стеснялись пускать в оборот и давать в долг, получив на это разрешение папы.

Их должниками были представители всех слоев общества, от мелких землевладельцев до правителей областей и государств Европы. Тамплиеры сделали многое для развития европейской финансовой системы, в частности, изобрели чеки. В тринадцатом столетии они стали самой могущественной организацией Европы.


Конец ордену храмовников положил французский король Филипп по прозвищу Красивый. В 1307 году он приказал арестовать всех видных членов ордена. Под пыткой у них были выбиты признания в ереси и разврате, после чего многие храмовники были казнены, а их имущество поступило в государственную казну.

Многие любители компьютерных игр не могли пропустить такую игру, как «Assassin’s Creed». Первая серия игры вышла к концу 2007 года, а вот последняя – в октябре 2012. По сути игры мы понимаем, в чем сюжет: между двух «групп» идет долгая война (уже несколько веков подряд). В борьбе выступают ассасины и тамплиеры. В игре главный герой, имеющий предков из ассасинов, узнает, что было в прошлом его потомков и отправляется за спрятанными частицами Эдема, чтобы спасти мир от гибели.

Вместо того чтобы разделять жизнь на реальную и отдых (игры на компьютере) многие игроки настолько вживаются в своего героя, что начинают отчаянно искать ответ на вопрос, как стать ассасином! Правильно это или нет, решать вам, мы же считаем, что игры должны оставаться в компьютере, а не перевоплощаться в реальность. Для начала нам предстоит узнать многое о таинственном народе из «Assassin’s Creed».

Прежде, чем узнавать, как стать ассасином, необходимо понять, кто это такие, существовали ли они на самом деле, и стоит ли воплощать этот образ на себе. Итак, для начала вы должны знать, что ассасины и хашиши – это одно и тоже. По сути, ассасины в переводе – это те, кто употребляет хашиш. Название «ассасины» появилось достаточно давно (хотя всемирную известность получило в последние годы). На день сегодняшний, ассасины это те же исмаилиты-низариты.

Кто такие, в свою очередь, исмаилиты-низариты? Это люди, состоящие в опасной террористической группировке со Среднего Востока, которые постоянно используют наркотики, а так же являются безжалостными убийцами. Убивают исмаилиты-низариты на почве религиозной или политической неприязни. Многие уверяют, что они настоящие фанатичные убийцы, которых стоило бы отправить к психиатрам. С течением времени, со Средних веков до середины 14 века ассасины стали ассоциироваться с убийцами. Особенно если речь идет об европейский городах.

Как ясно можно понять, ассасины были наркоманами, и понятно, что именно они употребляли. Этим веществом они были одурманены настолько, что готовы убивать снова и снова. Многие уверяют, что мифы об ассасинах – это миф о том, как появился и распространился наркотик. Сами ассасины, как уверены многие, выдуманные персонажи. Но есть некоторые исторические факты, которые можно соотнести с историей об ассасинах.

Действительно, в крепости в Иране (Аламут) жили и правили люди, называемые сейчас старцами. Они состояли в секте исмаилитов, относящейся к Исламу. Никто и не скрывал в то время, что многие политические, а именно внешнеполитические проблемы эти правители решали через наемных убийц-смертников! В чем расходится история, а точнее не подтверждается, так это в использовании и применении на убийцах наркотиков.

Сейчас ассасинов воспринимают только как наемных убийц (а не одурманенных людей или убийц-смертников). Это наемные и совершенно безжалостные киллеры. По сути, сейчас любого киллера можно назвать ассасином: он скрывается и не выдает себя в реальной жизни, у него есть «работа», которую он выполняет, как это ни прискорбно и его всегда очень сложно найти, поймать и связать с цепочкой, ведущей к убийству.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Одежда ассасина.

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

9 354

Что мы знаем о таинственной средневековой секте ассасинов? Их история, как и сведения об их загадочном предводителе, покрыта густым слоем мифов, легенд и слухов, так что уже и не отличить правду от домысла. Само название секты — хашишины — любители гашиша, содержит легенду, переданную путешественником Марко Поло: в процессе подготовки убийц использовался этот наркотик, и будущий террорист переносился в райский сад, возвращение в который ему было обещано после выполнения задания.

В средневековой Европе репутация у хашишинов была сродни той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состоит в основном из персов, и в ней царит жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.

В это бурное время на политическую сцену ближне-восточно-каспийского региона выходит шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического ордена. Его сетевое государство охватывало отнюдь не соседствующие между собой земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана.

Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна. В течение трехсот лет секта Старца Горы по праву считалась главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их в своих дворцах.

Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Получил неплохое образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всей душой преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу.

Хасан стал исмаилитом в 20 с небольшим, после тяжелой болезни, и со временем утвердился в желании основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство. Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах немалого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис.

Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После чего он вернулся на родину, в Персию. До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличал тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности, человека для слияния с Божественностью и т. д., а участие в реальной политике. К этому его подталкивала и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечно войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.

В 1090 году, когда Хасан, в результате преследование египетскими властями сектантов, вернулся на земли Западной Персии, он обосновался в гористой местности неподалеку от южного побережья Каспийского моря. Он был уже весьма популярен и являлся вождем группировки исмаилитов-низаритов, которая позже получит широкую известность как орден хашишинов, или ассасинов.

Постепенно создается крепко спаянная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, которые несли свои идеи и, кроме того, занимались сбором разведывательной информации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы. Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения.

Проведя мониторинг удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, спрятавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя хитрость, ибн Саббах стал хозяином этой неприступной крепости.

Вначале он послал туда своих миссионеров. Когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Позже владения ассасинов пополнились рядом таких же укрепленных крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных землях Ливана и Сирии. Действовали проповедью — словом и увещеванием и, лишь когда это не помогало, прибегали к оружию. На руку хашишинам была и сложившаяся в регионе обстановка межцарствия и войн за престол в государстве Сельджукидов.

На кучку фанатиков из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год. Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого застал за распитием вина; второго сына он приказал казнить только лишь заподозрив в причастности к убийству проповедника.

Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Обретение знаний также весьма ценилось исмаилитским шейхом, его проповедники скупали по всему миру редкие книги и манускрипты, содержащие важную информацию из различных отраслей знаний.

В Аламут приглашались (или же доставлялись насильно) специалисты разных наук, среди которых бы инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь инновационному подходу система оборонных укреплений ассасинов не имела аналогов в свое время. Радикальная группировка исмаилитов-низаритов подверглась жестоким преследованиям и на репрессии ответила террором. Террористы-самоубийцы в концепции борьбы, созданной ибн Саббахом, появились позже.

В 1092 году, после казни лидера местных исмаилитов, обвиненного в убийстве муэдзина, по приказу Низама аль-Мулька, визиря сельджукского султана, шейх призвал к мести. Мстителей вызвался стать человек по имени Бу Тахир Аррани. Визиря он зарезал в его собственном дворце отравленным ножом. Убийца был убит охраной чиновника, но ассасины окружили и подожгли дворец визиря. По преданию, ассасины смогли отбить труп своего соратника и похоронить по мусульманскому обряду. В память об этом подвиге Хасан ибн Саббах приказал прибить на воротах крепости бронзовую доску с именем Бу Тахира Аррани, а рядом написали имя его жертвы. Позже доска пополнилась целым мартирологом имен, вмещавшим имена визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.

Однако вернемся к началу эпохи террора ассасинов. Их первый теракт имел эффект взорвавшейся бомбы и настолько шокировал исламский мир, что убедил Старца Горы в эффективности такой технологии. Вместо создания и содержания большой регулярной армии, требовавшей больших затрат, было решено использовать убийц-смертников, что являлось экономически гораздо более оправданным.

Параллельно создавалась широкая агентурная сеть из множества проповедников, в том числе имевших доступ к вершинам власти в государствах региона, для чего осуществлялась вербовка, в том числе высоких чинов. Так шейх становится весьма информированным обо всех планах своих недругов, таких как правители Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Был налажен целый конвейер по подготовке убийц-террористов, для которых смерть была безразлична. Такая своеобразная диверсионная школа была создана в главной крепости ассасинов, Аламуте. В ней использовался разносторонний опыт, в том числе и экзотический для исламского востока опыт китайской школы боевых искусств.

Из двухсот человек, желающих стать террористами ибн Саббаха, отбирались самое большее пять — десять человек. Туда попадали физически крепкие мужчины, в идеальном варианте — сироты. Завербованные в организацию боевики разрывали связи с семьей и поступали в полное распоряжение вождя. В Аламуте они проводили время в физических тренировках и идеологической обработке. Террористов Средневековья учили обращаться со всеми видами оружия — стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и использовать приемы рукопашного боя, а также применению ядов. Бойцов обучали языку и обычаям той страны, где им предстояло работать, а шейх отправлял убийц из своей горной резиденции во все нужные стороны света, приучая властителей целых государств к мысли, что от не отгородиться невозможно ни в крепости, ни во дворце.

Также их учили актерскому искусству и изменению имиджа. Это было важно, ведь ассасинам предстояло смешаться с местным населением, в ходе подготовки убийства играть роли бродячих цирковых артистов врачей, монахов-христиан или мусульман-дервишей, торговцев восточных базаров. Жертвами асcасинов стали многие тогдашние видные деятели.

Например, Конрад Монферратский, правитель Латинского королевства Иерусалима. Для его ликвидации ассасины долгое время притворялись католическими монахами. В общей сложности от их кинжалов пали три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников отдельных областей и городов, немало влиятельных духовных лидеров и два европейских монарха. С тех пор на многих европейских языках слово ассасин означает «убийца» или «наемный убийца».

Старец Горы выстроил строго иерархическую организацию. Нижнюю ступень группировки занимали фидаины, это были исполнители смертных приговоров. Если они оставались живы в течение нескольких лет, переходили на следующую ступень и становились старшими рядовыми — рафиками.

Дальше шли даи, через которых передавались распоряжения Хасана ибн Саббаха. Еще выше стояли даи аль-кирбаль, они подчинялись лишь непосредственно Старцу Горы. Своим примером тайной организации ассасины вызвали многочисленных подражателей разных времен и в разных частях света.

Принципы суровой дисциплины, ранжирования и повышения в рангах, знаки отличия у них перенимали и европейские ордена. Иерархия организации ибн Саббаха включала несколько степеней посвящения, что, в общем, не было исключением для исмаилитских общин той эпохи.

Чем выше был уровень посвящения, тем отчетливее проявлялось отступление от принципов ислама и все явственнее проявлялась политическая составляющая этой организации. Так что высшая степень посвящения уже совсем слабо соприкасалась с религией. Для посвященных этого уровня открывался совершенно другой смысл таких понятий, как «священная цель» или «священная война».

Посвященные могли употреблять алкоголь, обходить законы ислама и даже воспринимать жизнь пророка Мохаммеда как поучительную легенду. Во главу угла этой идеологии своеобразного религиозного прагматизма была поставлена политическая целесообразность.

26 ноября 1095 года прозвучал призыв Папы Римского Урбана II начать крестовый поход за освобождение Иерусалима и Святой земли из-под власти мусульман. В следующем году из разных концов Европы в Палестину выступили воины-крестоносцы. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года.

В результате похода на Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполийское и Эдесское графства. Это был новый поворот в истории не только Ближнего Востока, но и ордена ассасинов. Однако, не смотря на столь впечатляющие победы, в рядах крестоносцев единства не было. Удивительно, но христианские рыцари и исламские фанатики нашли общий язык.

Политические разногласия и личную вражду европейские крестоносцы зачастую разрешали при помощи убийц-ассасинов. Их нанимателями, по слух были даже рыцари-госпитальеры и тамплиеры. От кинжалов людей ибн Саббаха полегли и некоторые вожди крестоносцев.

Основатель и предводитель ордена ассасинов Хае ибн Саббах умер в 1124 году, когда ему было 73 года, многие годы непрестанных трудов ему удалось создать крепкую и действенную религиозно-террористическую организацию, с которой были вынуждены считаться сильные мира сего, обладавшую собственной территорией с укрепленными крепостями и разветвленной сеть а также фанатичными и преданными сторонниками.

Наследник Старца Горы не был его родственником, но перед своей смертью шейх посвятил его во все тайны и назначил своим преемником.Его государство-орден просуществовало еще 132 года, пока в 1256 году войска предводителя монголов Хулагу-хана не взяли практически без боя крепости Алам и Меймундиз. Последнее пристанище ассасинов в гор Сирии в 1273 году разрушил египетский султан Бейбарс I. В середине XVIII века английский консул в Сир писал, что в горах этой страны все еще живут потомки ассасинов.

Влияние ассасинов на историю огромно. Великолепные воины, они были "средневековым спецназом", довели до совершенства методы вербовки и разведки, по их примеру строились тайные ордена Европы.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.
После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) - Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.

Сегодня словом «ассасины» в разных странах называют исполнителей заказных убийств , отличившихся особым коварством и жестокостью.

Средневековые исламские авторы называли ассасинами, существовавший с XI века, воинствующий орден низаритов, мусульман-шиитов. Несмотря на то, что ассасины прославились в качестве наемных убийц, так было не всегда, их основатель, Хасан ибн асс-Саббах, прославился тем, что покорял крепости, не проливая кровь, в частности, так произошло с Аламутом, впоследствии ставшем столицей ордена.

Значение слова «ассасины» истолковывают по-разному. Возможно, оно произошло от арабского «хашишийа» – опьяненные гашишем, другое же толкование предполагает, что оно использовалось в значении низшие классы, чернь, неверующие изгои.

Наиболее известно описание жителей Аламута, данное в сочинении путешественника Марко Поло, однако оно сильно приукрашено. Именно информация Марко Поло и послужила основанием для мифа о том, что представители ордена находились в наркотическом опьянении все время, используя для этого дарящий блаженство гашиш.

При этом в прочих источниках об употреблении гашиша членами ордена не говорится, признается лишь, что опиаты использовались во время проведения некоторых ритуалов. Считается также, что членов секты прозвали «гашишшинами», или «травоедами» из-за их аскетичности.

Хасан-ибн асс-Саббах

Хасан ибн асс-Саббах – исмаилит, лидер и основатель ордена ассасинов, личность загадочная. Он получил хорошее образование и мечтал стать проповедником, но основал секту, весьма суровую к своим членам, аскетичную, не признающую сословных различий.

На захваченных им территориях впоследствии образовалось исмаилитское государство. Он отменил налоги, но обязал жителей строить фортификационные сооружения и дороги, активно привлекал ученых работать на благо ордена. Легенды об ассасинах рассказывают, что частично их боевые искусства основаны на методиках китайских школ , а значит, лидер ордена был не чужд заимствованию у других народов полезных знаний.

Его приверженность справедливости граничила с бессердечием , так, некоторые источники повествуют, что Хасан ибн асс-Саббах за нарушение закона казнил собственного сына. Благодаря разветвленной сети шпионов, он всегда был в курсе событий в соседних государствах. Он был сильным идеологом и умело вел за собой людей.

После смерти лидера преемники продолжили дело Хасана ибн асс-Саббаха, однако былая мощь ордена, измотанного не прекращающейся борьбой с европейцами, Фатимидским и Сельджукидским государствами, постепенно угасала.

Деятельность ассасинов с XI века до наших дней

Ассасины покорили ряд замков и городов на территории Ирана и Сирии, и первой захваченной крепостью стала цитадель Аламут. Захват Аламута в 1090 году практически совпал со временем проведения первого крестового похода (1096 год), именно в это время и зафиксированы первые вооруженные и дипломатические конфликты низаритов и рыцарей. В тот же период в языках Европы появляется слово «ассасин», заимствованное у суннитов, но информация об ордене пришла в Европу в существенно искаженном виде.

Ассасины дали отчаянный отпор крестоносцам, вторгшимся на арабские территории. Воины-смертники, которые, по мнению европейцев, находились в опьянении из-за гашиша, а оттого были бесстрашны перед лицом смерти , наводили ужас на европейцев. Достоверно известно, что ассасины пользовались различной маскировкой, однако нет сведений, что они всегда носили капюшоны, как это обыгрывают в фильмах и играх.

Ассасины использовали убийство в качестве метода политического давления , так, жертвой сектантов стал визирь империи Сельджуков Низам аль-Мульк, его зарезал переодетый в дервиша ассасин по дороге в Багдад в 1092 году.

Европейцы также становились жертвами ордена, например, в 1192 году итальянский маркграф Конрад Монферратский был убит двумя переодетыми ассасинами, и это убийство не случайно, ведь именно маркграф пророчили престол Иерусалимского царства.

Секта ассасинов утратила свои позиции после вторжения в Персию монголов в XIII веке. Последний правитель столицы ассасинов, не оказал сопротивления монголам, в результате сам и его приближенные были уничтожены, а крепость Аламут пала. Тогда, в 1256 году секта официально прекратила свое существование.

Со временем ассасины стали исполнять роль наемных убийц , именно это значение слова «ассасин» наиболее активно используется в современном языке. Их нанимают религиозные, террористические и политические группировки.

В прошлом их оружием были кинжалы, сегодня – гранаты и снайперские винтовки. Наиболее активны современные ассасины на Ближнем Востоке.