Анализ «Стихотворений в прозе» Тургенева.

«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
»
Иван Тургенев

Десталинизация

Ошарашенная 11 декабря тем, что в Москве так много русских и взявшая реванш за собственную растерянность на разгоне «фашистского путча» московских детей милиция столицы видимо получила указание разобраться с «русским фашизмом» т.с. системно. Ну а какая нынче может быть система - только одна - ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ!

Надо сказать, что нынешние идеологи либерал-демократии трактуют её (десталинизацию) как тупое подражание историческому антисталинизму. Если предположить, что «сталинская» эпоха охватывала в истории СССР период с 37 до 53 года, то вполне понятно, что всё, что вне этих временных рамок, а особенно то, что непосредственно к ним примыкает - и есть образец классического антисталинизма. До 37-го - это троцкизм, сатанинская диктатура Ягоды и кровавая - Ежова. После - анитиправославное безумие хрущёвской оттепели. Показательно, что и до 37-го и после 53-го одним из главных фигурантов антисталинизма был Хрущёв. И мы, сталинисты, задумываемся - что же было общего в тех проклятых годах (ежовщины-хрущёвщины до и после)? Не то ли, что тогдашняя «элита» бешено и самозабвенно занималась доносительством, стремясь вознести свой «революционный порыв» в высокую степень гражданского безумства.

Но демократ либерального разлива смотрит иначе: до 37-го - эпоха революционных гениев, после 53-го - эпоха гениев и страдальцев культуры. А органы? Что органы? Их предназначение - претворять страсти борцов с религиозным мракобесием, атисемитизмом, великорусским шовинизмом и контрреволюцией в скучные строчки уголовных дел, в тюремную баланду, в страх перед «хозяевами жизни» - борцами за светлое будущее. Похоже, что объявленная десталинизация пытается восстановить классические традиции антисталинизма 20 века: ГПУ, ежовщины и хрущёвщины одновременно.

Именно так было воспринято работниками православного издательства «Святая Гора» появление у стенда № 69 на выставке-ярмарке «Рождественский дар» наряда милиции с автоматами. Старший страж порядка сурово пояснил - поступают многочисленные жалобы по поводу экстремистских деяний издательства. Нужно реагировать. Экстремизм и фашизм пресечь!

В чём же усмотрели экстремизм добровольные и анонимные помощники милиции, а с помощью их указующего перста - и сами бдительные стражи? Но прежде чем задохнуться от возмущения вместе со свободолюбивыми борцами с экстремизмом, поясним читателю некоторые обстоятельства дела.

Издательский дом «Святая гора» (http://agionoros.ru) весьма уважаемое в православном мире издательство. Основное направление деятельности «Святой Горы» - это перевод и издание духовных сокровищ Православия Греции, Афона, Румынии, Грузии… - т.е. вселенского Православного духовного наследия. Именно издательство «Святая Гора» на основании благословения наследников Старца Паисия Святогорца перевело и опубликовало ставший уже многолетним бестселлером 5-томник Старца, его Житие. Среди переведённых и изданных «Святой Горой» сокровищ греческого Православия сочинения равноапостольного Косьмы Этолийского и богословские исследования о нём, писания таких авторитетнейших греческих богословов как Архимандрит Георгий (Капсанис), протоиерей Феодор Зисис, румынского богослова иеромонах Рафаила (Нойка), житие архимандрита Гавриила (Ургебадзе), русского богослова и философа М.М.Дунаева. Многие годы на собственные средства Издательский дом содержит Школу византийского пения. Издаются книги и диски по по церковному византийскому пению. Голоса учащихся Школы можно услышать в храме болгарского подворья (на Таганке) на праздничных богослужениях. Но причем тут экстремизм? - спросит благочестивый читатель. Действительно, тут он не причём. Но, рекламируя на православной выставке-ярмарке свои переводческие труды, Издательский дом «Святая Гора» посмел разместить билборды с надписью - «Здесь говорят по-русски»!

Вы дурак или враг народа?

Заметим, реклама была размещена не на Манежной (там бы она могла бы выглядеть не всегда достоверной), не в общественной палате или ином присутственном месте. Она была на ярмарке, православной(!) ярмарке, у стенда издательства переводной (на русский язык!) литературы.

Когда в 2003 году во время «прямой линии» В.В. Путину был задан провокационный вопрос о допустимости использования националистической риторики (в частности, лозунга «Россия для русских!») в предвыборной агитации, Путин ответил, что в многонациональной России подобная риторика недопустима: “Тот, кто говорит: “Россия - для русских”, знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям - это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия - многонациональная страна. Что такое Россия для русских? Они что, выступают за отделение отдельных территорий от России, хотят распада Российской Федерации? Чего они добиваются, подобные деятели? Ответ здесь понятен. Скорее всего, это провокаторы, люди, которые хотят нажить какой-то дешевый капитал на каких-то проблемах, хотят показать себя радикалами и что-то здесь приобрести.

У нас есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Прокуратура должна реагировать на проявления подобного рода, если находит в тех или иных действиях состав преступления…

Что касается тех партий, которые в ходе избирательной кампании допускали вещи подобного рода, откровенно говоря, я этого не видел, потому что не следил уж так внимательно за всеми дебатами. Не знаю, мне кажется, что человек в здравом рассудке и не мог этого сделать, слишком большая нагрузка была на избирателя за прошедшее время. Но, если такие факты есть, я обязательно переговорю с Генеральным прокурором, попрошу его проанализировать все, что известно на эту тему. Реакция должна быть” , - заявил Владимир Путин, справедливо поставив сталинский вопрос (Вы дурак или враг народа?) тем, кто подталкивал провокационными лозунгами страну к расколу. А мы знаем, что услужливый дурак опаснее врага. И после этого, услужливые дураки и враги русского народа перекрасившись (не сомневайтесь, разноцветные либералы это хорошо умеют), много лет приучают нас, что Россия для кого угодно, но только не для русского народа. А если кто-то думает иначе, то он - фашист. И те же фигуранты льют грязь на Путина, как валят мусор на могилу Сталина. А теперь, после грозных окриков Медведева о необходимой мере демократической суровости к русским фашистам признаком этого фашизма пытаются сделать русский язык. Нам пытаются объяснить, что сам факт говорения на русском языке тоже признак фашизма. А хрен Вам, господа хорошие!

Ещё месяца не прошло с русского вопля на Манежке - «Верните нам Родину, верните справедливость!», - как те же русские парни-милиционеры, вместо того, чтобы разобраться с доносчиками, разжигающими национальную рознь - эту рознь им помогают разжигать. Вместо того, чтобы схватить за руку грязных провокаторов, пытающихся оклеветать русский народ, «объяснения» берут с тех, кто говорит по-русски просто потому, что это его родной язык. А ведь ещё не арестованы убийцы Волкова и не осуждены убийцы Егора Свиридова, не пойманы убийцы Павла Казакова и Максима Сычёва. По улицам Москвы по прежнему бегают банды с травматическим оружием и ножами. Милиции что - делать нечего? Зачем они припёрлись на православную книжную ярмарку - книжки покупать? Да и кто натравил? Вряд ли мрачный сержант с автоматом и откроет тайну осведомителя. Напомним милиции, и её добровольным помощникам:

«Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» (Конституция РФ, ст. 26.2)

«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» (Конституция РФ, ст. 68.1)

Русский язык как высший мировоззренческий уровень защиты Отечества

Пока нет широкого ясного понимания, что самым ценным ресурсом нашего общества и главным направлением нападения на нас является русский язык, который определяет информационный запас (ресурс) нашего общества, а вовсе не нефть, газ и прочие материальные ресурсы. Это давно и хорошо понимают наши враги. Походы орд мамаев, тевтонов и прочих рыцарей на наши земли начались в незапамятные времена, когда ни о нефти, ни газе не слыхивали… Многие читали прекрасную книгу А. Паршева «Почему Россия не Америка?», посвященную как раз этому вопросу. Автор убедительно показывает всю экономическую нерентабельность какого бы то ни было производства в наших природных экстремальных условиях чего бы то ни было, кроме мороженого. Но оставляет открытым вопрос, почему запад тут как тут и уходить добровольно с наших нерентабельных просторов вовсе не собирается. В чем тут дело? А в том, что Россия обладает более ценным и уникальным ресурсом, чем природные минералы вместе взятые. Весь опыт развития науки и техники показывает, что прорывные открытия в науке, развитие пионерских отраслей техники возможны только на базе корневого, т.е. систематизированного языка, которым является живой русский язык. На западе роль систематизированного языка по сей день выполняет мёртвая латынь, созданная в древности именно для этого. Именно по этой причине живое гагаринское «Поехали!» впервые могло прозвучать только по-русски!

Создание силиконовых долин в России, за которое мы с энтузиазмом берёмся, должно быть осмыслено именно с этой точки зрения. Запад давно столкнулся с той проблемой, что утекшие на запад русские мозги быстро вянут и прокисают, оторванные от корней. Там давно поняли, что гораздо рациональнее снимать сливки дерзких научных озарений на самом месторождении русского языка, т.е. в России.

Ведь наш язык имеет совершеннейшую корневую систему кодирования, т.е. рационального хранения несметных образных богатств и знаний. Именно корневая система языка позволяет добывать по мере надобности необходимые знания. Корневая система русского языка подобна систематическому каталогу библиотеки. После разорения каталога какое-то время порядок в библиотеке продержится, но неизбежно книги перепутаются, и разыскать необходимые знания в них будет всё труднее и, наконец, невозможно вовсе. Новым книгам также не найти путей к читателям через такую библиотеку. А ведь книги это всего лишь «законсервированные» мысли людей. Русские мыслители давно пришли к выводу, что Нет силы более разрушительной, чем переход на бескорневой язык.

Пока не является предметом широкого обсуждения и осмысления содержание постоянно ведущихся реформ русского языка, направленных именно на разрушение корневой системы и уменьшение количества букв. Более того, русский язык массово преподаётся только в средней школе, а ликвидация обязательного экзамена по русской литературе влечет необязательность глубокого изучения Пушкина, Гоголя, Толстого и других источников чистого русского языка, разрушает стержень культурного пространства России. Хочется напомнить всем читателям сайта замечательные слова, которые сказал Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 26 апреля 2007 года:

«…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз — спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель — велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,»Что такой язык дан великому народу»
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык — это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал «греясь на краешке чужого гнезда») .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ — народу — Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.

«Тургенев стихотворения в прозе» - «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Ритм, размер, рифма. Жанры лирики. Стихотворение, поэма. И. С. Тургенев (1818 - 1883). Близок к автору. Крупко Анна Ивановна, № 233-103-883. Переживания, чувства. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

«Герои Бежин луг» - Павлуша отличается деловитостью, смелостью, трезвостью ума. Средства художественной выразительности. Все ли герои рассказа способны ощутить загадочность и красоту окружающего мира? Что сближает Костю с другими ребятами? В.А.Маковский.1879. И.С. Тургенев. Федя. Вспомните литературные произведения, где встречается подобная ситуация?

«Тургенев Бежин луг» - Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские мальчики. «Был прекрасный июльский день.».

«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. … Люблю ли я родину? Центр усадьбы - двухэтажный деревянный дом, украшенный колоннами. Р о д о с л о в н а я. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Картина художника б.Щербакова. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!..

«Тургенев Отцы и дети» - А. Панаева. П. Вайль, А. Генис. Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Социально-философский, полемический.

«Тургенев биография» - О какой повести идет речь? Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Кот в мешке 2 (3 ума). Что же послужило поводом для ареста писателя? Биография 2 (3ума). Методическая работа. Герои и произведения 1 (1ум). Тургенев оставил «Современник» навсегда. 1. 1828 – 1910 2. 1818 - 1883 3. 1809 - 1852 4. 1812 - 1891.

Всего в теме 28 презентаций

Не знаю более проникновенного, как это, последнее,- к себе, потомкам,
Вселенной- стихоТворениe.
Умиротворяющее, как молитва, стихотворение лучше
всяких кашпировских успакаивает душевные бури, примиряет мечущуюся душу с неизбежным и самим-собой- не мистикой рая, а жизнеутверждающим восприятием Природы, обращением к старому дубу, пережившим ни одно поколение, и чтобы сама смерть явилась сном, с тем же восприрятием прекрасного окружения вечности.

М.Ю. Лермонтов, 1841

"Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел".

А это- из интернета:
просьба ученика(очевидно по домашнему заданию)

Помогите написать анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу"
Алмат Спашев Ученик (217), Вопрос на голоcовании 4 года назад
1Дата написания
2История создания
3Жанр стихотворения
4Тема стихотворения
5Идеи
6Эмоциональная окраска
7Основные образы стихотворения
8Изобразительные средства (самая большаю часть)
9 СТихотворный размер
10Рифма
11Место произведения в творчестве автора
12Личное отношение (Почему именно этот стих)

И приведенный лучший ответ:

Liudmila Sharukhia Высший разум (166150) 4 года назад

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу… »
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
«Выхожу один я на дорогу…» , принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова» . Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь» , и «сиянье голубое» , и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя» . Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всеведенья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет богу») . Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» .
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных