Животные осенью в лесу как. Конспект НОД «Жизнь зверей осенью

На данном уроке будет рассмотрена тема «Жизнь лесных зверей зимой». В ходе урока познакомимся с жизнью лесных зверей в самое холодное время года – зимой. Узнаем, как меняется окраска у некоторых животных, какие звери впадают в спячку.

Урок: Жизнь лесных зверей зимой

Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой меняется окраска шерсти у зверей - зайца, лисы. Некоторые животные не запасают корм на зиму - это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей - запас пищи , он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам. Давайте выполним задание. Назовите животных, которые не запасают корм на зиму.

Это медведь, еж и барсук.

Представьте, что вы летите на вертолете и смотрите вниз на зимний лес. Некоторых животных мы видим: лося, зайца, лису, а некоторых животных - нет, они спят в своих берлогах, а другие прячутся в норках и дуплах.

Давайте рассмотрим следы животных на снегу.

На рисунке 7 изображен след медведя.

На рисунке 8 - следы зайца.

На рисунке 9 - следы белки.

На рисунке 10 - следы лося.

На рисунке 11 - следы кабана.

Давайте рассмотрим жизнь некоторых животных зимой.

Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка - яма в снегу, по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка.

Белку спасает от мороза теплая шубка и гнездо. Она строит гнездо из прутиков, а щели конопатит мхом. В гнезде даже в сильные морозы всегда около 18 о тепла. А прокормиться ей помогают сделанные запасы. Обычно у белки не один домик, а несколько: для сна, для зимовки, для выведения потомства.

За городом - лес. На пригорке - одинокая березка, ее ветви свесились прямо к сугробам. Интересно, а что там? А там - норка ежей. Осенью ежик хорошо ест, копит жир на зиму, чтобы было чем питаться в спячке. На зиму еж устроится в укромном месте, свернется клубочком и спит до весны.

Скачками передвигается заяц. Зимой он белый, шубка теплая. Адомика у него нет, спит заяц на снегу. Прячется от врагов тоже на снегу. Запасов заяц не делает, обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тонкие веточки.

Очень разная жизнь у животных в лесу. Зимой от мороза зверей спасает теплая шерсть , а вот корм отыскать очень трудно. Поэтому люди, которые заботятся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки листвы, раскладывают сено и овощи.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Как помочь птицам». На нем мы узнаем, какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам в конце осени.

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.

3. Центр дистанционного образования "Эйдос" ().

1. Расскажите, как животные готовятся к зиме.

2. Расскажите, какие животные спят зимой, а какие - не спят.

3. Нарисуйте рисунок на тему: «Жизнь лесных зверей зимой».

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Светлана Недилько
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Жизнь диких зверей осенью»

Конспект НОД в области познавательное развитие (экология ) в подготовительной группе

Тема : «Жизнь диких зверей осенью »

Цели : Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; развивать интерес к объектам природы; расширять кругозор и представления детей об изменениях жизни зверей осенью , развивать речь, обогащать словарный запас детей, приобщать к музыке.

Материал : иллюстрация «Осенний лес » , маски диких зверей (медведь,лиса,волк, заяц, белка,ёж, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - ноябрь, ноутбук,картинки зверей на магнитах , корзина с лесными орехами.

Ход НОД.

Воспитатель : Ребята,мы много с вами уже беседовали об осени ,это очень красивое время года. Сегодня мы продолжим говорить на эту тему, о жизни зверей осенью в лесу . Какие изменения в природе происходят с приходом осени .

Дети : Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце реже балует нас своим теплом. Часто идут дожди,пасмурно,тучи,туман,грязь,лужи,которые долго не сохнут. Бывают солнечные, погожие дни. Краски осени-желтая ,красная,оранжевая,золотая, рыжая. Воспитатель : молодцы! Послушайте красивое стихотворение об осеннем лесе .

Лес осенний красок не жалеет -

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты .

Ветер по листве идёт прохладный

Он сорвёт узорчатый наряд,

И в лесу начнется вальс прощальный-

Золотой осенний листопад .

А сейчас я предлагаю послушать музыку П. И. Чайковского «Времена года-ноябрь» (дети слушают музыку) . Что вы представили себе,слушая музыку? Дети : Осенний ,погожий день в лесу; солнечно, красивые разноцветные листья на деревьях, листопад,заяц скачет и тд. Воспитатель : А теперь посмотрите на иллюстрацию осеннего леса . Кого не хватает в нашем лесу (зверей ,диких животных .) Загадка :

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень ,

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны.

(медведь)

(Воспитатель ставит картинку медведя на магните и продолжает рассказ)

Грамадный,одетый в тёплую шубу,неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь,потому и зовётся косолапым,а ступает так тихо,что не один сучёк под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя : Хорошо живётся нам,медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчёл ,собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди,а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями усыпать,душистой хвоей и сухим мхом,чтобы тепло было. Вот-вот начнуться снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу,и будет мне в ней тепло и тихо.

За деревьями,кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло,пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы? Это же плутовка

Рыжая головка,

Хвост пушыстый – вот краса!

А зовут её

(лиса)

(Воспитатель ставит картинку лисы)

Девочка в маске лисы : А мы,лисы,к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапах моих вырастает густая шерсть,точно валенки тёплые. Акаким пушистым хвост становиться!В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки- полёвки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Недотрога,весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери

(Воспитатель ставит картинку ежа и рассказывает)

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ёжик по -своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,узнать невозможно : копна копной!»

Мальчик в маске ежа : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой тёплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом,мышей и лягушек ловил,юрких ящериц,жучков и червей.

Физ-минутка.

Волк-серьёзный,грозный зверь .

С недовольной,злою миной,

Зайцу ушы натрепал :

И ещё пообещал :

То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

(деты выполняют движения по тексту)

У него нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

(заяц)

(Воспитатель ставит картинку зайца)

Мальчик в маске зайца :Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах,другие в норах. Ая ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие ушы,быстрые ноги и неприметная шубка. Летом- серая, а зимой –белая. Глаза косые у меня не случайно,вижу ими не только,что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю :вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам- так безопаснее. Люблю полакомиться веточками,корой молодых деревьев и кустарников.

Хвост пушист, а глазки зорки

Прыгает по веткам ёлки.

На земле сорвёт грибок.

И в дупло с грибочком скок.

(белка)

(Воспитатель ставит картинку белку)

Девочка в маске белочки :

Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел немало ;

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром-

Тёплым пухом,мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите-

Непременно угощу.

Лист осенний облетает ,

Льётся с веток листопад.

Посмотрите,посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый-

Серенький,пушистый.

Серый страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались

Напугал зверей тех

(волк)

(Воспитатель ставит картинку волка и рассказывает)

Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится ещё гуще и пышнее.

Мальчик в маске волка :Запасов на зиму мы,волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе,что волка ноги кормят.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Небо, земля,вода»

(Называет живые объекты природы, дети имитируют движения,говорят,небо,или земля, или вода)

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы все очень хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним,что мы с вами сегодня делали, о чём говорили,что слушали. Как готовятся осенью звери к зиме ?Ой,а куда наша белочка пошла? (девочка в маске белки выносит корзину с лесными орехами и угощает всех детей, дети благодарят её)

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Непосредственно-образовательная

деятельность.

Познавательное развитие.

Формирование представлений

о мире и природе

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Жизнь зверей осенью»

Дата проведения:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.

Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».

Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
  2. Чтение русских народных сказок о животных.

Источники:

С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.

Ход НОД.

Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.

Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

Представьте, что мы в лесу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)

А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

«Медведь»

Воспитатель:

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

«Лисица»

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

А зовут её…(лиса).

Девочка в костюме лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

«Ёж»

Воспитатель:

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

Мальчик-ёж:

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

Воспитатель:

И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.

Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)

Воспитатель:

И я предлагаю отгадать загадку:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

«Заяц»

Мальчик-заяц:

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку

Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

«Белки»

Девочки-белочки:

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу,

  1. Лист осенний облетает

Льется с веток листопад

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый –

Серенький, пушистый.

«Волк»

Воспитатель:

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)

Воспитатель:

И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Физкультурная пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Вопросы:

Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

Д/игра «Найди домик».

Рефлексия.


Тютюнник Светлана Юрьевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области

Конспект НОД по экологии «Жизнь зверей осенью»

Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материал . Открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери)

Картины из серии «Жизнь зверей осенью»

Ход занятия

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.) .

Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)

Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь».)

А кого не хватает в нашем лесу? «Животных».) Давайте поместим на

нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.

Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.

«Медведь»

Воспитатель Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь.

Кто, скажите, он? (Медведь)

Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Медведь: Я в берлоге крепко сплю,

И меня нельзя будить.

С осени свой жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа

Крепко спать и весны ждать.

«Лисица»

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы! Это же плутовка

Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса! А зовут ее. (лиса) .

Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Лиса: Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Воспитатель: Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невоз-можно: копна копной! «

Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не при-греет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.

Фuзкультминутка «Прогулка в лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли! .

И немножечко устали!

«Заяц» Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет.

Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в

норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают

меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только,

что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не

раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

игрушка-белочка:

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите непременно угощу.

Лист осенний облетает, Льется с веток листопад. Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей, Хвостик серебристый Серенький, пушистый.

Воспитатель загадывает загадку, появляется игрушка- волк.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы.

Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и гово-рят о нас в народе, что волка ноги кормят. .

Воспитатель: Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мед, орехи, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.

Подходят к игрушкам и угощают их.

Пословицы о природе

А теперь послушайте пословицы о природе:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Воспитатель: вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте мы скажем до свиданья нашим гостям, им пора в лес.