На данном уроке будет рассмотрена тема «Жизнь лесных зверей зимой». В ходе урока познакомимся с жизнью лесных зверей в самое холодное время года – зимой. Узнаем, как меняется окраска у некоторых животных, какие звери впадают в спячку.
Урок: Жизнь лесных зверей зимой
Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой меняется окраска шерсти у зверей - зайца, лисы. Некоторые животные не запасают корм на зиму - это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей - запас пищи , он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам. Давайте выполним задание. Назовите животных, которые не запасают корм на зиму.
Это медведь, еж и барсук.
Представьте, что вы летите на вертолете и смотрите вниз на зимний лес. Некоторых животных мы видим: лося, зайца, лису, а некоторых животных - нет, они спят в своих берлогах, а другие прячутся в норках и дуплах.
Давайте рассмотрим следы животных на снегу.
На рисунке 7 изображен след медведя.
На рисунке 8 - следы зайца.
На рисунке 9 - следы белки.
На рисунке 10 - следы лося.
На рисунке 11 - следы кабана.
Давайте рассмотрим жизнь некоторых животных зимой.
Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка - яма в снегу, по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка.
Белку спасает от мороза теплая шубка и гнездо. Она строит гнездо из прутиков, а щели конопатит мхом. В гнезде даже в сильные морозы всегда около 18 о тепла. А прокормиться ей помогают сделанные запасы. Обычно у белки не один домик, а несколько: для сна, для зимовки, для выведения потомства.
За городом - лес. На пригорке - одинокая березка, ее ветви свесились прямо к сугробам. Интересно, а что там? А там - норка ежей. Осенью ежик хорошо ест, копит жир на зиму, чтобы было чем питаться в спячке. На зиму еж устроится в укромном месте, свернется клубочком и спит до весны.
Скачками передвигается заяц. Зимой он белый, шубка теплая. Адомика у него нет, спит заяц на снегу. Прячется от врагов тоже на снегу. Запасов заяц не делает, обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тонкие веточки.
Очень разная жизнь у животных в лесу. Зимой от мороза зверей спасает теплая шерсть , а вот корм отыскать очень трудно. Поэтому люди, которые заботятся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки листвы, раскладывают сено и овощи.
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Как помочь птицам». На нем мы узнаем, какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам в конце осени.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
3. Центр дистанционного образования "Эйдос" ().
1. Расскажите, как животные готовятся к зиме.
2. Расскажите, какие животные спят зимой, а какие - не спят.
3. Нарисуйте рисунок на тему: «Жизнь лесных зверей зимой».
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.Дети должны знать:
Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
Где спрячется ежик? В норе.
Где будет спать медведь? В берлоге.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.
Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.
Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):
Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.
Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.
Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"
Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):
В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.
Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".
У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).
Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Игра "Кому что дадим?"
Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.
Игра "У кого – кто?"
У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.
Светлана Недилько
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Жизнь диких зверей осенью»
Конспект НОД в области познавательное развитие (экология ) в подготовительной группе
Тема : «Жизнь диких зверей осенью »
Цели : Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; развивать интерес к объектам природы; расширять кругозор и представления детей об изменениях жизни зверей осенью , развивать речь, обогащать словарный запас детей, приобщать к музыке.
Материал : иллюстрация «Осенний лес » , маски диких зверей (медведь,лиса,волк, заяц, белка,ёж, музыка П. И. Чайковского «Времена года» - ноябрь, ноутбук,картинки зверей на магнитах , корзина с лесными орехами.
Ход НОД.
Воспитатель : Ребята,мы много с вами уже беседовали об осени ,это очень красивое время года. Сегодня мы продолжим говорить на эту тему, о жизни зверей осенью в лесу . Какие изменения в природе происходят с приходом осени .
Дети : Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце реже балует нас своим теплом. Часто идут дожди,пасмурно,тучи,туман,грязь,лужи,которые долго не сохнут. Бывают солнечные, погожие дни. Краски осени-желтая ,красная,оранжевая,золотая, рыжая. Воспитатель : молодцы! Послушайте красивое стихотворение об осеннем лесе .
Лес осенний красок не жалеет -
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты .
Ветер по листве идёт прохладный
Он сорвёт узорчатый наряд,
И в лесу начнется вальс прощальный-
Золотой осенний листопад .
А сейчас я предлагаю послушать музыку П. И. Чайковского «Времена года-ноябрь» (дети слушают музыку) . Что вы представили себе,слушая музыку? Дети : Осенний ,погожий день в лесу; солнечно, красивые разноцветные листья на деревьях, листопад,заяц скачет и тд. Воспитатель : А теперь посмотрите на иллюстрацию осеннего леса . Кого не хватает в нашем лесу (зверей ,диких животных .) Загадка :
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень ,
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны.
(медведь)
(Воспитатель ставит картинку медведя на магните и продолжает рассказ)
Грамадный,одетый в тёплую шубу,неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь,потому и зовётся косолапым,а ступает так тихо,что не один сучёк под его лапами не хрустнет.
Ребёнок в маске медведя : Хорошо живётся нам,медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчёл ,собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди,а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями усыпать,душистой хвоей и сухим мхом,чтобы тепло было. Вот-вот начнуться снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу,и будет мне в ней тепло и тихо.
За деревьями,кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло,пробежало.
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы? Это же плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушыстый – вот краса!
А зовут её
(лиса)
(Воспитатель ставит картинку лисы)
Девочка в маске лисы : А мы,лисы,к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапах моих вырастает густая шерсть,точно валенки тёплые. Акаким пушистым хвост становиться!В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки- полёвки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
Недотрога,весь в иголках
Я живу в норе под ёлкой
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери
(Воспитатель ставит картинку ежа и рассказывает)
Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ёжик по -своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,узнать невозможно : копна копной!»
Мальчик в маске ежа : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой тёплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом,мышей и лягушек ловил,юрких ящериц,жучков и червей.
Физ-минутка.
Волк-серьёзный,грозный зверь .
С недовольной,злою миной,
Зайцу ушы натрепал :
И ещё пообещал :
То ли будет впереди
Ну, заяц, погоди!
(деты выполняют движения по тексту)
У него нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
(заяц)
(Воспитатель ставит картинку зайца)
Мальчик в маске зайца :Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах,другие в норах. Ая ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие ушы,быстрые ноги и неприметная шубка. Летом- серая, а зимой –белая. Глаза косые у меня не случайно,вижу ими не только,что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю :вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам- так безопаснее. Люблю полакомиться веточками,корой молодых деревьев и кустарников.
Хвост пушист, а глазки зорки
Прыгает по веткам ёлки.
На земле сорвёт грибок.
И в дупло с грибочком скок.
(белка)
(Воспитатель ставит картинку белку)
Девочка в маске белочки :
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел немало ;
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром-
Тёплым пухом,мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите-
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите,посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый-
Серенький,пушистый.
Серый страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались
Напугал зверей тех
(волк)
(Воспитатель ставит картинку волка и рассказывает)
Воспитатель : Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится ещё гуще и пышнее.
Мальчик в маске волка :Запасов на зиму мы,волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе,что волка ноги кормят.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Небо, земля,вода»
(Называет живые объекты природы, дети имитируют движения,говорят,небо,или земля, или вода)
Воспитатель : Молодцы ребята! Вы все очень хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним,что мы с вами сегодня делали, о чём говорили,что слушали. Как готовятся осенью звери к зиме ?Ой,а куда наша белочка пошла? (девочка в маске белки выносит корзину с лесными орехами и угощает всех детей, дети благодарят её)
Публикации по теме:
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Непосредственно-образовательная
деятельность.
Познавательное развитие.
Формирование представлений
о мире и природе
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Жизнь зверей осенью»
Дата проведения:
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Задачи:
Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.
Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».
Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
- Чтение русских народных сказок о животных.
Источники:
С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.
Ход НОД.
Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.
Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)
Представьте, что мы в лесу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)
А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?
Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь»
Воспитатель:
Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.
Ребёнок в маске медведя:
Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,
Хвост пушистый – вот краса!
А зовут её…(лиса).
Девочка в костюме лисы:
А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Ёж»
Воспитатель:
Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»
Мальчик-ёж:
На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…
Воспитатель:
И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.
Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)
Воспитатель:
И я предлагаю отгадать загадку:
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
«Заяц»
Мальчик-заяц:
Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
Воспитатель:
Послушайте следующую загадку
Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?
Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.
«Белки»
Девочки-белочки:
- Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу,
- Лист осенний облетает
Льется с веток листопад
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была я рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк»
Воспитатель:
Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.
Мальчик в костюме волка:
Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)
Воспитатель:
И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)
Физкультурная пауза «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так и вот так
Медвежата воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
Вопросы:
Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)
А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)
Д/игра «Найди домик».
Рефлексия.
Тютюнник Светлана Юрьевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области
Конспект НОД по экологии «Жизнь зверей осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал . Открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери)
Картины из серии «Жизнь зверей осенью»
Ход занятия
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.) .
Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь».)
А кого не хватает в нашем лесу? «Животных».) Давайте поместим на
нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.
Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.
«Медведь»
Воспитатель Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь.
Кто, скажите, он? (Медведь)
Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Медведь: Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа
Крепко спать и весны ждать.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы! Это же плутовка
Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса! А зовут ее. (лиса) .
Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Воспитатель: Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невоз-можно: копна копной! «
Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не при-греет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.
Фuзкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли! .
И немножечко устали!
«Заяц» Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет.
Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в
норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают
меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только,
что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не
раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
игрушка-белочка:
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало:
Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите непременно угощу.
Лист осенний облетает, Льется с веток листопад. Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей, Хвостик серебристый Серенький, пушистый.
Воспитатель загадывает загадку, появляется игрушка- волк.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы.
Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и гово-рят о нас в народе, что волка ноги кормят. .
Воспитатель: Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мед, орехи, яблоко, морковь и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.
Подходят к игрушкам и угощают их.
Пословицы о природе
А теперь послушайте пословицы о природе:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой народ не любит.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Воспитатель: вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте мы скажем до свиданья нашим гостям, им пора в лес.