Война в Афганистане. История вопроса

«40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Ввод советских войск в Афганистан был объективной необходимостью. Об этом на круглом столе «Афганистан - школа мужества», который прошел в Тюменской областной думе, заявил председатель совета региональной общественной организации Союз десантников Григорий Григорьев .

«Афганистан - не только название страны. Это слово включает в себя всю гамму чувств и воспоминаний: боль и восторг, мужество и трусость, войсковое товарищество и предательство, страх и риск, жестокость и сострадание, которое довелось испытать бойцам в этой стране. Оно служит своеобразным паролем тем, кто воевал на афганской войне», – отметил Григорий Григорьев.

Глава Союза подробно проанализировал причины ввода советских войск в Афганистан. Это было оказание интернациональной помощи союзному правительству Демократической Республики Афганистан. Существовала опасность прихода к власти исламской оппозиции и как следствие опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Это угроза, что исламский фундаментализм поразит всю Среднюю Азию.

Необходимо было не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и желали переноса военных действий в Среднюю Азию. По данным одной из кувейтских газет, количество военных инструкторов, консультировавших исламистов, следующее: китайцы - 844, французы - 619, американцы - 289, пакистанцы - 272, немцы - 56, англичан - 22, египтяне - 33, а также бельгийцы, австралийцы, турки, испанцы, итальянцы и другие. Фактически в Афганистане против советских войск воевало 55 государств.

Еще одна причина ввода армии - это наркотраффик. Афганистан занимал второе место в мире по производству опиума. Он распространялся через среднеазиатские республики в Россию и Европу. Кроме того, нельзя было допустить усиления на своих южных границах КНР. Китай немало сделал для исламской оппозиции. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными, дело доходило до применения вооруженных сил. СССР имел с Китаем большую границу, которая была линией противостояния, а нередко и линией фронта. Руководство СССР не желало удлинения этой линии.

Ввод войск в Афганистан стал ответной мерой на развертывание ракет США в Европе. Необходимо было усилить собственные позиции в регионе против Ирана и Пакистана. Последний находился в состоянии перманентного конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом Союзу для оказания помощи Индии. Одна из экономических причин - защита и продолжение строительства объектов народного хозяйства. Более 200 из них построили советские специалисты - плотину, ГЭС, газопровод, авторемонтный завод, международные аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорога Саланг и другое. В Кабуле был выстроен целый советский микрорайон.

«Вхождение в Афганистан для нашей страны было необходимо. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Нельзя рассматривать причины этой войны обособленно друг от друга. Их надо рассматривать комплексно, не предвзято, на основе документов и свидетельств участников. Имея перечисленные причины, задаемся вопросом, должен ли был СССР сидеть сложа руки и дать исламской оппозиции свергнуть просоветский режим? И это при том, что население трех республик, граничащих с Афганистаном, исповедовали ислам. Свержение советского режима в пользу ислама было бы опасным примером», – подчеркнул Григорий Григорьев.

По его словам, за исламской оппозицией стояли интересы США, которые, потеряв свое влияние в Иране, старались срочно усилить свои позиции в регионе. Особо Григорий Григорьев подчеркнул, что у американцев существовала медаль «За реализацию национальных интересов». Национальные интересы СССР в среднеазиатском регионе тем более очевидны.

В подтверждение глава регионального Союза десантников зачитал письмо солдата 9 роты 345 отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Андрея Цветкова, написанное 17 мая 1987 года: «Отец, ты пишешь, что мы теряем здоровье, а порою жизнь за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг. Но кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, мы защищаем южные границы нашей родины, а стало быть, вас. Вот это является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая угроза нависла бы над СССР, если бы здесь были американцы, а на границе стояли их ракеты».

Таким образом, интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых , в охране собственных границ, во-вторых , в противодействии попыткам другой сверхдержавы и иных стран закрепиться в этом регионе. Другая причина - опасность переноса действий исламской оппозиции на территорию среднеазиатских республик. После ее усиления советско-афганская граница стала одна из самых беспокойных: отряды душманов постоянно нападали на советскую территорию. Это можно рассматривать как своеобразную разведку боем. Исламская оппозиция никогда не признавала вхождение среднеазиатских республик в состав СССР.

Исламисты не использовали таких терминов как «Советский Союз» или «Советские войска». Во-первых , слово «совет» в переводе совпадает с арабским «шура» - выборный исламский совет. Это считали чисто мусульманским термином. Кроме того, оппозиция не признавала влияние СССР в Средней Азии. В своих печатных изданиях они предпочитали говорить «Россия» и «Русские» с добавлением оскорбительных эпитетов «дикие», «варвары», «кровожадные».

Григорий Григорьев привел слова подполковника пограничных войск КГБ СССР, участника афганской войны, кавалера ордена боевого красного знамени Макарова: «Сейчас принято говорить про эту войну, что, мол, не нужна она, никто никому не угрожал со стороны Афганистана. А на деле было постоянное нападение бандитов и террористов на наши заставы, пограничные наряды, на колхозы с целью грабежа, угона скота, увода наших людей в плен, убийства партийных работников. Пытались распространять листовки, в которых призывали таджиков, узбеков, туркменов бороться против русских захватчиков. Постоянно приходилось быть на чеку. Не граница, а линия фронта. А когда пошли туда наши пограничные мотоманевренные десанты и штурмовые группы, тогда земля загорелась под ногами у бандитов. Не до советской территории им было. Одна задача была - как ноги унести от наших солдат, что далеко не всегда им удавалось».

Советские войска вошли на территорию Афганистана на расстояние 100 км, а пограничники закрывали границу. 62 тыс. пограничников участвовали в боевых действиях, создавали заставы. Офицеры, проходившие службу перед войной в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах и знавшие обстановку не понаслышке, в большинстве считают, что боевые действия были неизбежны, а войну лучше вести на чужой территории. Хафизулла Амин стал искать сближения с другими государствами. Опасение Кремля вызывала активизация деятельности западных спецслужб. В частности участившиеся встречи работников американского внешнеполитического ведомства с лидерами афганской вооруженной оппозиции.

12 декабря 1979 года группа в составе наиболее влиятельных членов политбюро СССР приняло решение ввести в Афганистан войска в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу и препятствованию антиафганских акций со стороны сопредельных государств. Весь период пребывания советской армии в Афганистане условно можно разделить на четыре этапа: ввод и размещение войск, введение активных боевых действий, переход от активных действий к поддержке афганских войск, участие советских войск в проведении политики национального примирения.

Операцию по вводу войск офицеры называют классический. 25 декабря в 15.00 по московскому времени с двух направлений вглубь Афганистана вошли несколько советских соединений. Кроме того, войсковые части высадились на аэродромы в Кабуле и Баграме. За несколько дней бойцы заняли территорию, на которой проживали 22 млн человек. 27 декабря штурмом взят дворец Амина. Генерал-полковник Громов - последний командующий 40-й армией в своей книге «Ограниченный контингент» писал: «Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, явно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили в отличие от американцев во Вьетнаме свои задачи и организованно вернулись на родину. Если в качестве основного противника ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключалось в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Потери советских войск в кровопролитной афганской войне составили 15 тыс. 51 человек.

Апрельская революция

В апреле 1978 года в Афганистане произошел переворот, позднее названный . К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). События развивались стихийно. Толчком к волнениям послужило убийство 17 апреля видного деятеля НДПА Мир Акбара Хайбара. На улицы вышли тысячи людей, требуя наказания убийц и отставки правительства. Чтобы пресечь беспорядки, президент Мухаммед Дауд распорядился арестовать всех вождей НДПА. Ответом на это стал военный переворот 27 апреля, в ходе которого Дауд был убит. Свергнувшие его офицеры освободили из заключения руководителей НДПА и передали им власть. Один из вождей партии, Хафизулла Амин, выступая с брони танка сразу после переворота, впечатляющим жестом показал толпе свои еще не снятые

Так, неожиданно не только для Советского Союза, но отчасти и для самой себя, НДПА оказалась у власти. Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки, проводивший радикальные реформы: запрет на деятельность всех политических партий, земельная реформа с конфискацией земли, новое брачное законодательство. Все это вызвало недовольство самых различных слоев населения, трактовавших реформы как наступление на священные традиции и исламские ценности. Уже в июне 1978 года в партии произошел раскол, вылившийся в репрессии и преследования не только заговорщиков и их лидера Б. Кармаля, но и всех несогласных с режимом, в первую очередь духовенства, которое Н. Тараки заклеймил как «препятствие на пути прогрессивного развития страны».

Во внешней политике Афганистан начинает ориентироваться на СССР и укрепляет связи по целому ряду направлений: на учебу в СССР направляются афганские студенты, происходит строительство целого ряда промышленных объектов в Афганистане, расширяется военно-техническое сотрудничество. В то же время большинство стран региона восприняло революцию в Кабуле как угрозу. Саудовская Аравия расценила ее как «угрозу исламу и целостности исламского мира» и «коммунистической экспансии». США изначально отрицательно отнеслись к событиям в Кабуле, но продолжали дипломатические и даже экономические отношения. Однако после исламской революции в Иране в феврале 1979 года и убийства американского посла, США стремятся вернуть влияние в регионе и прекращают всяческие отношения с Афганистаном, ориентирующегося на СССР. С этого времени США начали оказывать помощь оппозиции вместе с Великобританией, Францией, ФРГ и Японией.

Внутрипартийная борьба. Приход к власти Амина

Через несколько месяцев и внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 года вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. В ходе встречи в Москве на высшему уровне, Тараки предупредили о готовящемся против него заговоре, на что он попросил прямой военной помощи со стороны Советского Союза, но получил мотивированный отказ. По возвращении Тараки в Афганистан произошло неудачное покушение на Амина, в ходе которого его убил личный адъютант. После этого Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре бывший премьер-министр скончался - по официальному сообщению, «после тяжелой продолжительной болезни». По другим свидетельствам, его убили, задушив подушками. Начались новые массовые репрессии против его сторонников и других инакомыслящих. Все эти события, особенно смерть Тараки, вызвали недовольство в Москве. Осуждение вызвали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде. В то же время непродуманная аграрная реформа принесла лишь отрицательные результаты, зрело недовольство в армии, приведшее к вооруженным выступлениям и случаям массового дезертирства и перехода на сторону оппозиции.

Также начали появляться оппозиционные нелегальные партии и организации в разных районах страны. В Пешаваре (в Пакистане) при покровительстве власти страны формируется целый ряд партий, имевших в том числе ярко выраженную исламскую направленность. Усилиями этих партий в 1978 году создаются военные лагеря для подготовки повстанцев с целью ведения боевых действий в Афганистане. На долгие годы эти лагеря станут своеобразными базами, на которых повстанцы могли беспрепятственно укрыться от советских и афганских сил, пополнить припасы, вооружение, переформироваться и снова начать нападения. К тому же достаточно легко можно было получить пополнения из рядов многочисленных беженцев, наводнивших Афганистан. В результате к концу 1979 года в стране развернулись крупномасштабные боевые действия, при этом вооруженные столкновения шли уже в 18 из 26 провинций Афганистана. Критическая ситуация в стране вынудила X. Амина, неоднократно обращаться за военной помощью к Советскому Союзу.

Ввод советских войск в Афганистан

Отношение к правящему режиму в советском руководстве было неоднозначным, радикальные реформы, сопровождавшиеся массовыми репрессиями, оттолкнули многих от власти. Близость Китая также настораживала СССР, из-за борьбы между странами за лидерство в социалистическом движении. В ответ на просьбы «законного правительства Афганистана», и ссылаясь на статью 51 Устава ООН о праве государств на самооборону от «внешней агрессии», 25 декабря 1979 года СССР начал вооруженное вторжение в Афганистан. Решение по этому вопросу было принято узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС - , Д. Устиновым, А. Громыко, Ю. Андроповым и К. Черненко. Также созрел план по устранению независимого и склонного к авторитаризму Амина на ставленника СССР. 27 декабря произошел штурм президентского дворца Тадж-бек, подготовленный КГБ и ГРУ, в ходе которого Х. Амин был убит взрывом гранаты. После этого советские войска начали занимать все важнейшие пункты столицы, встретив сопротивление в здании МВД. Большинство казарм с афганскими силами было блокировано. Взяли они также тюрьму Пули-Чархи, из которой освободили ожидавших скорой казни противников режима. Среди них была вдова Тараки. Так закончилось стодневное правление Х. Амина.

Ставленником Москвы стал Бабрака Кармаль, бежавший в Чехословакию в 1978 году, а затем нашедший убежище в СССР. В 19 часов из Душанбе на частотах Кабульского радио прозвучало его обращение к народу, в котором он объявил о свержении Амина и провозгласил себя Генеральным секретарем партии. Ночью Кабульское радио передало: «Революционный суд приговорил предателя Хафизуллу Амина к смертной казни. Приговор приведен в исполнение». Бои в городе, начавшиеся около 18 часов, к утру 28 декабря затихли. Казалось, военная операция благополучно завершена. При этом присутствие советских войск и их участие в перевороте замалчивалось. Б. Кармаль попытался нормализовать обстановку в афганском обществе: из тюрем было выпущено около 10 тысяч членов партии, в 1980 году поднял над президентским дворцом новый национальный флаг, вернув ему традиционные цвета - черный, красный и зеленый - взамен целиком красного, учрежденного Тараки и Амином в октябре 1978 года, подтверждались права верующих и духовенства, закреплялась частная собственность. В 1981 году приняты меры по корректировке земельной реформы, правительство обещало компенсировать конфискованную землю.

Советские газеты теперь называли Хафизуллу Амина «агентом ЦРУ», писали о «кровавой клике Амина и его приспешников». На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты, поскольку Амин был главой государства, признанного в мире, и его убийство воспринималось как акт прямой агрессии. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода «иностранных войск» из Афганистана. За это решение проголосовали 104 государства. Более 50 стран приняло решение о бойкоте летней олимпиады, проходившей в Москве.

Гражданская война в Афганистане

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Многих возмущали неожиданные аресты самых разных людей - от мулл до торговцев. Но еще сильнее авторитет новой власти подорвала земельная реформа. Правительство попыталось отобрать землю у племенных вождей. Сельские жители с оружием в руках стали на защиту привычного им уклада жизни. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, и там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Сторонники Б. Кармаля окрестили их «душманами» (врагами). Между тем борьба разворачивалась по всем правилам партизанской войны. Чтобы уничтожить повстанцев, советские войска стали наносить удары по селам, служившим им опорой. В результате в Иран и Пакистан переселилось свыше 5 миллионов афганцев - около трети населения страны. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Одни выступали под лозунгами революционного ислама, другие поддерживали свергнутого в 1973 году короля Захир Шаха. Пестрота повстанческих групп отражала также многообразие народностей и племен Афганистана.

«Ограниченный контингент» советских войск (40-я армия) не был готов к длительной войне с партизанами, охватывавшей все больше районов страны. Советские войска захватывали базы моджахедов, несли большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Армия НДПА воевала против соотечественников неохотно. В армии существовала проблема с призывниками (большинство из них было из Кабула, остальные регионы фактически не подчинялись центральным властям) и с единством командования, раздираемого внутренними противоречиями. Если раньше к советским людям, или как их называли «шурави», в Афганистане относились дружественно, то теперь большинство населения - враждебно. Лидеры исламской оппозиции призвали афганцев начать джихад уже не только против кабульского режима, но и против «советского агрессора». В 1985 году большинство оппозиционных партий, базирующихся в Пешаваре, объединились. Помощь со стороны США и Саудовской Аравии возрастала год от года. В Афганистан направляются тысячи арабских наемников. Оппозиция создала на большей части территории Афганистана свою военно-политическую структуру - органы местной власти, называемые эмиратами или исламскими комитетами, фронты и вооруженные формирования.

Война в Афганистане стала одним из тяжелейших внешнеполитических кризисов, с которыми СССР столкнулся в 80-е годы. Москва была вынуждена наращивать военную мощь своего «ограниченного контингента», численность которого в этот период достигла 120 тысяч человек. Это вызывало соответствующую реакцию США и их союзников, методично расширявших масштабы военной и гуманитарной помощи афганской оппозиции. Однако ни одной из противостоящих в Афганистане сторон не удавалось добиться решающего перелома. Создалась тупиковая ситуация. Как для советского руководства, так и для его афганского союзника становилось все более очевидным, что кроме военного пути следует искать другие формы и средства выхода из тупика. В 1982 году по инициативе Москвы в Женеве начались афгано-пакистанские переговоры по мирному урегулированию афганской проблемы под эгидой ООН и при участии СССР и США. Однако в последующие годы Белый дом, прикрываясь миролюбивыми декларациями, на деле тормозил переговорный процесс. После прихода к власти в советском руководстве возобладало мнение о назревшей необходимости вывода войск. Против этого возражал Б. Кармаль. Под нажимом Москвы от Кабула требовали изменить политический строй в Афганистане с тем, чтобы расширить его социальную опору, но Б. Кармаль не собирался делиться властью и в 1986 году был смещен со всех постов.

Приход к власти Наджибуллы

В июне 1987 года были сделаны первые, пока символические, шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство во главе с выступило с программой «национального примирения», предусматривавшей прекращение огня, приглашение оппозиции к диалогу и формирование коалиционного правительства. Предпринимались усилия по возрождению многопартийности. В апреле 1988 года прошли многопартийные выборы с многочисленными нарушениями, часть оппозиции их бойкотировала. Однако многопартийность, провозглашенная президентом Наджибуллой, оказалась для режима упущенным шансом - ни один из деятелей оппозиции не вошел ни в парламент, ни в правительство. В то же время предпринимались шаги к привлечению на свою сторону независимых полевых командиров, им оказывалась материальная помощь, передавалось оружие, частично это принесло свои плоды. 14 апреля 1988 года в Женеве представители Афганистана, Пакистана, СССР и США в присутствии Генерального секретаря ООН подписали соглашение о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. Афганистан и Пакистан обязывались не вмешиваться в дела друг друга, США - не поддерживать вооруженную борьбу против режима Наджибуллы. Советский Союз принял обязательство вывести войска из Афганистана к 15 февраля 1989 года. В этот день прямое участие СССР в Афганской войне прекратилось. Он потерял погибшими 14453 человека; пропали без вести и попали в плен 417 военнослужащих.

СССР продолжал оказывать поддержку режиму Наджибуллы, но после распада страны в 1991 году всякая помощь прекратилась, и в апреле 1992 года режим Наджибуллы пал. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов. Однако борьба в стране на этом не прекратилась - начались межэтнические столкновения в Кабуле и других городах страны между моджахедскими группировками, которые впоследствии назвали «гражданской войной». В 1996 году к власти в Кабуле пришли талибы.

Об авторе: Никита Мендкович – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Проблемы вооруженного противостояния в Афганистане до сих пор активно обсуждаются в научной литературе. В частности, предметом дискуссий все еще являются потери в вооруженном противостоянии с участием советских войск с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Ниже приведенный текст является попыткой обзора оценок существующих данных о потерях сторон-участниц конфликта.

Для начала можно констатировать, что несколько в лучшем состоянии находится статистика потерь советских войск, сражавшихся на стороне кабульского правительства. Уровень исходного учета потерь был достаточно высок: этому способствовала порядок в вооруженных силах СССР, нормы учета передвижения и убыли личного состава. К тому же, несмотря на политические перемены, затронувшие постсоветское пространство, сравнительно неплох уровень сохранности военных архивов, что позволило специалистам министерства обороны с высокой точностью оценить потери прошедшей войны.

Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, включая 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 21 тысячу гражданских служащих, 95 тысяч представителей КГБ (включая пограничные войска), внутренних войск и милиции .

Общее число погибших за период более чем девятилетнего военного присутствия составило 15051 человек, из них — 14427 бойцов вооруженных сил, которые погибли как в результате боевых ранений, так и от несчастных случаев и болезней. Процент боевых потерь составляет 82,5%. В число безвозвратных боевых и небоевых потерь включены и лица, скончавшиеся в госпиталях, и лица умершие от последствий болезней уже после увольнения из вооруженных сил. Поэтому, видимо, эти данные о погибших практически полны, и следует оставлять без внимания более высокие оценки, встречающиеся в западной литературе: в представленную здесь статистику не вошли только лица, скончавшиеся до увольнения из армии при излечении в госпиталях вне территории ДРА .

В статистику безвозвратных потерь также не включены 417 человек, которые в период боевых действий пропали без вести или попали в плен. По состоянию на 1999 год не были возвращены на родину 287 человек.

Значительный вред советской группировке наносили и т.н. санитарные потери, включающие в себя лиц, выбывших из войны по состоянию здоровья. В них включаются как раненные в период боевых действий, так и заболевшие по причинам не связанным с ранами и контузиями. Для афганской войны был чрезвычайно высок уровень потерь связанных с «небоевыми» факторами: на их долю приходилось 89% санитарных потерь.

По оценкам американских исследователей 1990-х годов, 56,6% небоевых потерь приходились на долю инфекционных заболеваний, 15,1% — бытовых травм, 9,9% – дерматологических заболеваний, 4,1% — болезней легких. По данным Грау и Джоргенсена на всем протяжении войны до 1/4 личного состава группировки Советской Армии было небоеспособно. Как пишут авторы: «В октябре-декабре 1981 года, вся 5-я мотострелковая дивизия стала небоеспособной, когда более 3 тысяч человек одновременно заболело гепатитом» . Видимо, высокая заболеваемость связана с нехваткой чистой питьевой воды, перебоями с поставками новой одежды, создававшими проблемы со стиркой обмундирования, нетипичными для Европейской России, откуда происходило большинство бойцов, инфекционными заболеваниями. Из-за радикальной смены климата практически у всех вновь прибывших в страну бойцов через определенное время появлялись симптомы расстройства желудка. Были часты случаи дизентерии, гепатита и брюшного тифа.

Всего за время присутствия вооруженных сил в стране за медицинской помощью обращались 466 тысяч военнослужащих. Из них по причине болезни были уволены из вооруженных сил 11284 человека, из которых 10751 человек получил инвалидность.

Самые высокие безвозвратные потери Советской Армии относятся к периоду с марта 1980 по апрель 1985 г. Именно к этому времени относятся также самые высокие среднемесячные безвозвратные потери. Самые высокие среднемесячные санитарные потери (и, видимо, пик заболеваемости) относятся к маю 1985 г. — декабрю 1986 г.

Более сложна ситуация с потерями вооруженных сил ДРА, антиправительственных вооруженных формирований и мирного населения. Потери вооруженных сил, подчинявшихся Кабулу, известны по оценке А.А.Ляховского и составили с 1979 по 1988 год: 26595 человек – безвозвратных боевых потерь, 28002 – пропавших без вести, 285541 – дезертировавших. Аномально высокий уровень дезертирства отражен во многих мемуарных источниках и объясняется хаотичной мобилизационной политикой правительства ДРА и низким уровнем идеологической работы среди личного состава. Пик боевых безвозвратных потерь пришелся на 1981 год, когда афганские вооруженные силы потеряли 6721 человека убитыми. Пики потерь от дезертирства (более 30 тысяч человек в год) пришлись на 1982 и 1988 годы.

С одной стороны данный уровень потерь значительно выше, чем у советской стороны, что указывает на большую вовлеченность в боевые действия, однако здесь важно учитывать разницу в технической оснащенности и количестве и качестве работы медицинского персонала, что вело к большим летальным потерям.

В том, что касается потерь «моджахедов» и гражданского населения, ситуация еще более запутана. Точная статистика практически отсутствует. За период с 1980 по 1990 годы ООН зарегистрировала 640 тысяч смертей жителей Афганистана, из которых 327 тысяч человек пришлось на долю мужского населения страны . Однако эти данные заведомо неполны и могут считаться лишь нижней границей потерь населения.

Запутан, прежде всего, вопрос о численности отрядов оппозиции. Наиболее распространена в литературе оценка: от 20 до 50 тысяч человек постоянного состава, и 70-350 тысяч лиц, участвовавших их деятельности на нерегулярной основе . Наиболее аргументированной представляется оценка Крайла, который, со ссылкой на воспоминания сотрудников ЦРУ, утверждал, что США финансировали отряды численностью примерно 150 тысяч бойцов из 400 тысяч, действовавших в стране .

Сколько из них погибли? Автор не встречал в литературе, посвященной военной истории, каких-либо достоверных оценок. Их появление представляется маловероятным хотя бы из-за проблем идентификации принадлежности «нерегулярных моджахедов», документирования текущих потерь отдельных отрядов и централизованного учета этих данных, который вряд ли вообще проводился во время войны.

Видимо, потери оппозиционных отрядов можно учесть только в общей массе населения, оценки потерь которого сильно рознятся. Так, по состоянию на 1987 год, в Афганистане по данным USAID погибло 875 тысяч человек, по данным исследования «Гэллап» — 1,2 миллиона человек . Наибольшая оценка суммарных безвозвратных потерь населения, встречающаяся в литературе, – 1,5-2 миллиона человек, но автору они представляются завышенными. Численность беженцев традиционно оценивается в 5,7 миллионов человек в 1987 году и 6,2 миллионов – в 1990-м на территории Пакистана, Ирана и некоторых других государств . Впрочем, важно отметить, что заметная часть лиц, зарегистрированных в качестве «беженцев», были афганскими гастарбайтерами, стремившимися таким образом легализоваться за границей и надеявшимися получить гуманитарную помощь. Их численность была велика и в довоенный период, так в начале 1970-х с целью поиска работы Афганистан покинуло до 1 миллиона человек. Поэтому оценить реальные процент тех, кто вынужденно покинул Афганистан в период войны непросто.

Приведенные данные о численности сторон и потерях в конфликте 1979-1989 годов могут быть неполными, однако, на взгляд автора, они, по крайней мере, аргументированы в отличие от ряда явно завышенных оценок, которые используются при политических спекуляциях вокруг истории этой войны.

Разумеется, любые военные потери, особенно несознательных участников конфликта, а населения, проживающего на территории, где он развернулся, ужасны и с точки зрения простой этики не могут быть оправданными, и не может быть оправдана сама война как страшнейшее проявление насилия человека над человеком. Однако, как видно и из событий дня сегодняшнего, уровень развития общества и международных отношений все еще не исключает применения этого инструмента для разрешения противоречий между государствами. А значит – новых потерь и новых человеческих трагедий.


  1. Здесь и далее статистика советских потерь приводится по: Россия в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. Москва: Олма-Пресс, 2001.
  2. Сообщение профессора кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова // РИА «Новости», 15 февраля 2007.
  3. L. W. Grau, W. A. Jorgensen Medical support in counter-guerrilla war: epidemiologic lesson learned in Soviet-Afghan war
  4. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана
  5. United Nations Statistics Division
  6. J. B. Amstutz Afghanistan. The first five ears of soviet occupation. Washington D. C., 1986. P. 155-156.
  7. Д. Крайл Война Чарли Уилсона. Перевод с английского К. Савельев. М., 2008. С. 205.
  8. D. C. Isby War in a Distant Country: Afghanistan, Invasion and Resistance. London, 1989.
  9. М. Ф. Слинкин Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX века). Симферополь, 2003. С. 119-120.
Фото: about.com

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан. Вокруг причин этого события до сих пор ведутся ожесточенные споры, в которых сталкиваются полярные точки зрения.

К моменту ввода войск СССР и Афганистан уже много десятилетий подряд находились в добрососедских отношениях. Политика Мухаммеда Захир-Шаха была сбалансированной и устраивала СССР, который осуществлял в Афганистане множество экономических проектов, поставлял в страну оружие, и обучал афганских специалистов в своих ВУЗах. Однако, не допуская резких рывков, Захир-Шах консервировал обстановку в стране, что вызывало недовольство со стороны различных политических сил - от исламистов до прогрессистов. В результате, в момент очередного отъезда за рубеж, он был отстранен от власти своим двоюродным братом Мухаммедом Даудом.

Переворот, ставший первым звеном в цепочке дальнейших политических событий, не оказал заметного влияния на отношения Афганистана и СССР. Тем не менее обстановка внутри страны постепенно начала накаляться. Из страны в соседний Пакистан эмигрирует ряд исламистских деятелей - Раббани, Хекматияр и другие, которые потом возглавят вооруженную оппозицию и составят так называемый «Альянс семи». Тогда же США начинают налаживать отношения с будущими лидерами моджахедов.

В 1977 году отношения между СССР и Афганистаном начали портиться - Мухаммед Дауд начал зондировать почву на предмет установления связей с монархиями Персидского залива и Ираном. В 1978 году в Афганистане начались репрессии против членов НДПА - Народно-демократической партии Афганистана, исповедовавшей марксистскую идеологию, поводом для которых стали волнения после убийства исламскими фундаменталистами Мир-Акбара Хайбара, одного из видных деятелей НДПА. Фундаменталисты рассчитывали этим убийством добиться двух целей - спровоцировать выступления НДПА и их подавление Даудом.

Однако подавление завершилось неудачей - всего через 10 дней после гибели Хайбара в стране произошел очередной переворот. Офицеры армии, поголовно обучавшиеся в СССР, поддержали лидеров НДПА. День 28 апреля вошел в историю как день Апрельской революции. Мухаммед Дауд был убит.

Апрельская революция, как и переворот Дауда, стала неожиданностью для СССР, стремившегося к сохранению стабильности у своих южных границ. Новое руководство Афганистана приступило к коренным реформам в стране, при этом СССР стремился погасить революционность этих реформ, которые, учитывая крайне низкий уровень развития афганского общества, имели очень мало шансов на успех и доброжелательный прием со стороны населения.

Тем временем в Афганистане начался раскол между двумя основными фракциями НДПА - более радикальной, «разночинной» «Хальк» и умеренной «Парчам», основу которой составляла аристократическая интеллигенция с европейским образованием. Лидерами «Халька» были Хафизулла Амин и Нур-Мухаммед Тараки, лидером «Парчама» - Бабрак Кармаль, который после революции был направлен послом в Чехословакию с целью его устранения из политической жизни Афганистана. Ряд сторонников Кармаля также были смещены со своих постов, многие из них казнены. Симпатии СССР в этом противостоянии были скорее на стороне умеренных «парчамистов», тем не менее, советское руководство поддерживало отношения и с «Хальком», надеясь повлиять на лидеров Афганистана.

Реформы НДПА привели к дестабилизации обстановки в стране. Возникают первые отряды «моджахедов», которые вскоре начинают получать помощь от США, Пакистана, Саудовской Аравии, Китая. Эта помощь постепенно росла в объемах.

СССР не мог позволить себе потерять контроль над Афганистаном, а разгорающаяся в стране гражданская война делала эту угрозу все более реальной. Начиная с весны 1979 года афганские лидеры все активнее просили СССР о прямой военной поддержке. Советское руководство соглашалось увеличить поставки вооружения, продовольствия, оказать финансовую помощь и расширить подготовку специалистов, но посылать в Афганистан войска не хотело.

Проблема усугублялась неуправляемостью афганского руководства, убежденного в своей правоте - особенно Амина. Между ним и Тараки также возникли противоречия, постепенно переросшие в открытый конфликт. Тараки был обвинен в оппортунизме и 14 сентября 1979 года убит.

Амин фактически прямо шантажировал советское руководство, требуя прямого военного вмешательства в ситуацию. В противном случае он предрекал захват власти проамериканскими силами и появление очага напряженности у самых границ СССР, угрожающего дестабилизацией уже советской Средней Азии. Более того, Амин сам обратился к США (через пакистанских представителей) с предложением улучшить отношения между странами и, что было едва ли не хуже в тот период - начал прощупывать обстановку на предмет установления отношений с Китаем, который искал союзников в противостоянии с СССР.
Считается, что именно убийством Тараки Амин подписал себе приговор, однако единое мнение на тему истинной роли Амина и намерениях советского руководства в его отношении отсутствует. Некоторые специалисты считают, что советское руководство рассчитывало ограничиться отстранением Амина, а его убийство стало случайностью.

Так или иначе, в конце осени 1979 года позиция советского руководства начала меняться. Юрий Андропов, глава КГБ, до этого настаивавший на нежелательности ввода войск, постепенно склонился к мысли о необходимости этого шага в целях стабилизации ситуации. К тому же мнению с самого начала склонялся и министр обороны Устинов, при том, что ряд других виднейших представителей советской военной элиты был против этого шага.

Главной ошибкой советского руководства в этот период, видимо, следует полагать отсутствие продуманной альтернативы вводу войск, которая таким образом становилась единственным «просчитанным» шагом. Однако расчеты пошли прахом. Первоначально предполагавшаяся операция по поддержке дружественного руководства Афганистана обернулась длительной контрпартизанской войной.

Противники СССР использовали эту войну по максимуму, поддерживая отряды моджахедов и дестабилизируя обстановку в стране. Тем не менее, СССР удалось поддержать в Афганистане работоспособное правительство, имевшее шансы для исправления сложившейся ситуации. Однако ряд дальнейших событий воспрепятствовал реализации этих шансов.