Земельные реформы братьев гракхов. Реформы братьев Гракхов

Положение, в котором оказались крестьяне Рима к 130-ым годам до н.э., было довольно удручающим. Крестьяне были основой населения Италии в то время.

И важно отметить то, что работая на земле, они кормили не только свои семьи, но и обеспечивали продовольствием города и городское население.

Положение Рима до реформ

После Пунических и других войн положение крестьян, а значит и продовольственное положение страны значительно ухудшилось. Многие мужчины уходили на войну, а у женщин не хватало физических сил так основательно заниматься хозяйством.

Постепенно положение стало ухудшаться, из-за отсутствия большого количества урожая погибал скот. Общее положение крестьян было плачевным, многие семьи были полностью разоренны и постоянно голодали. Именно поэтому более просвященными и обеспеченными римлянами было принято решение улучшить положение крестьян.

Закон о земельных реформах: национализация земель

Тиберием Гракхом, в 134 году до н.э. выбранным в народные трибуны, было предложено принять закон о земельных реформах.

Большая часть плодовитой земли принадлежала римской знати на протяжении долгого времени и передавалась из поколения в поколение. Тиберий предложил вернуть ее государству и в дальнейшем разделить ее между обедневшими крестьянами.

Такая земельная реформа была одобрена народным собранием, но у богатой римской знати она вызвала протест и негодование.

Процесс осуществления реформы продвигался очень медленно, для этого была создана специальная комиссия, в которую входил брат Тиберия - Гай Гракх.

На следующий год кандидатура Тиберия снова была выдвинута на трибунских выборах. Это послужило причиной настоящего столкновения между его последователями и противниками.

Последние обвиняли Тиберия в том, что он хотел царской власти, так как защищаясь, он поднял руку над головой. Известие об этом мгновенно дошло до отцов-сенаторов, которые сразу же приняли участие в противостоянии.

В ходе жестокой драки Тиберий был убит ударом камня в голову, а его последователей арестовали и собирались судить. По причине этого земельная реформа Тиберия Гракха так и не была осуществлена.

Исправление ошибок - судебная и аграрная реформы

Продолжением истории стало выдвижение кандидатуры брата Тиберия - Гая Гракха - на трибунских выборах через 10 лет. Он продолжил земельные преобразования, только теперь старался учитывать интересы других сословий.

Он провел судебную реформу для всадников, которые стали отныне руководить множеством судов и иметь значительную власть над наместниками провинций.

И согласно одному из законов Гая, хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низкими ценам. По указу Гая, за пределами Италии создавались римские колонии, в результате которых крестьяне улучшали свое положение, покидая родину и получая на чужбине землю.

Но сенат не устраивала чрезмерная активность народного трибуна, и в частности - деятельность Гракха. В третий раз Гай так и не был избран. Это послужило тому, что сторонники реформ Гая стали организовывать отряды, вооруженые против его врагов.

Это вылилось в открытое противостояние между сенаторами и последователями Гракха. В результе битвы три тысячи сторонников Гая были убиты, в том числе и сам Гракх. К сожалению, обнищение крестьян продолжалось, а многочисленные земельные реформы братьев Гракх потерпели поражение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реформы братьев Гракхов

В начале 130-х годов до н.э в Риме обострился аграрный вопрос. Это было связано с начавшимся разорением римского крестьянства. Пока крестьяне, составлявшие основную часть римского войска, сражались в Африке, в Малой Азии, Испании или Греции, их хозяйство приходило в упадок, а земли захватывались богатыми землевладельцами (оптиматами). Разоренные крестьяне либо шли в батраки, либо уходили в города и жили там на подачки городских богачей. Чем меньше оставалось свободных крестьян, тем слабее становилось Римское государство, так как батрак не имел права служить в армии. А сильная армия защищала страну от внешних врагов и держала в повиновении сотни тысяч рабов в самой Италии. Таким образом, основная масса крестьянства начинала проявлять острое недовольство, требуя проведения аграрной реформы. Все это понял Тиберий Гракх, народный трибун 133 г до н.э, и решил бороться за преобразования в стране.

Тиберий и Гай Гракхи принадлежали к старинному римскому роду Семпрониев. Их отец дважды избирался консулом и удостоился триумфов за победы в Испании и на острове Сардинии. Когда в 151 г. до н. э. отец Гракхов умер, старшему сыну Тиберию было только 11 лет, а младшему едва исполнилось 3 года. Все заботы о воспитании мальчиков легли на плечи их матери Корнелии, дочери знаменитого полководца Сципиона, победителя Ганнибала. Корнелия старалась, чтобы ее дети были достойны славы отца и деда. Ее труды не пропали даром: дела братьев Гракхов навсегда прославили их имена.

Тиберий Гракх ещё юношей принимал участие в III пунической войне, находясь в свите своего шурина Сципиона Эмилиана. Близость к сципионовской группе оказала значительное влияние на формирование политических взглядов Тиберия, из которых возникла идея об аграрной реформе.

Под Каагрфеном молодой Гракх проявил большую храбрость и снискал себе широкую популярность в армии. В этот же период Тиберий женился на дочери представителя сената Аппия Клавдия.

После разрушения Карфагена Тиберий вернулся в Рим. Его слава была столь велика, что его избрали в коллегию авгуров, в которую входили только знатные и уважаемые граждане Рима. Отправленный квестором в Испанию, он сделал по дороге много поучительных наблюдений над состоянием римских земель; особенно в Этрурии он был поражён пустынностью страны и исчезновением крестьян-землевладельцев. В нём сложилось убеждение, что преобладание крупного землевладения и сильное обеднение среднего класса -- существеннейший недостаток римского экономического и социального строя и источник всех бедствий республики.

По существовавшим в Риме обычаям, предлагать проект новых законов мог только человек, занимающий государственную должность. Поэтому летом 134 г. Тиберий выставил свою кандидатуру на пост народного трибуна, обещая в случае избрания добиться передела земель. «Сильнее всего, -- пишет Плутарх, -- пробудил в нем честолюбивые стремления и решимость действовать сам римский народ, призывавший Тиберия надписями на портиках, стенах и памятниках отнять у богатых государственные земли для раздачи их неимущим»

Став народным трибуном в 133 г. до н.э., Тиберий выступил с требованием предоставить землю народу. В агитации за свой законопроект он исходил из основного тезиса сципионовской группы о возрождении римского военного могущества. «Цель Гракха, -- говорит Аппиан, -- заключалась не в том, чтобы создать благополучие бедных, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную силу».

Обращаясь к римлянам, он говорил: «Дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут спрятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света. Лишенные крова, точно кочевники, бродят они повсюду с женами и детьми. Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов могилы отцов и храмы: ведь у множества римлян нет ни отчего дома, ни гробниц предков,-- они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а они не имеют даже клочка земли».

По проекту закона, предложенного Тиберием Гракхом, общественные земли, незаконно присвоенные богатыми землевладельцами, возвращались государству. Они были розданы малоземельным и безземельным гражданам. Новые владельцы не имели права продавать свой участок, который должен был переходить по наследству от отца к сыну.

Законопроект Тиберия не дошел до нас текстуально. Но содержание его может быть установлено. Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров государственной земли.

Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки, которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. Эти участки запрещалось продавать.

Наконец, третий пункт закона предусматривал образование комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания.

Народ восторженно встретил этот проект. Но он вызвал бурю негодования среди землевладельцев. Они решили не допустить принятия этого закона. Оптиматы стали распространять клеветнические слухи о том, что Тиберий переделом земель хочет вызвать междоусобицу в стране и захватить власть в свои руки. Однако авторитет Тиберия был слишком велик, народ полностью доверял своему трибуну.

Но враги Тиберия на этом не остановились. Они нашли другой способ борьбы с ненавистным законом. Оптиматы уговорили одного из трибунов, богатого землевладельца Марка Октавия, наложить вето на законопроект Тиберия. Думая, что Октавий боится потерять свои земли, Тиберий предложил из своих личных средств возместить ущерб, который ему нанесет новый закон. Октавий отказался.

Попытки Тиберия уговорить Октавия не дали результатов. Тогда Тиберий решил, в свою очередь, воспользоваться трибунским правом, чтобы противостоять оппозиции. Сначала он запретил магистратам заниматься государственными делами вплоть до того, пока законопроект не вступит в силу. Когда же это не помогло, он запечатал храм Сатурна, где хранилась государственная казна, и таким путем остановил весь государственный механизм.

Когда на другой день вновь собрались трибы, Тиберий еще раз попытался уговорить Октавия снять свое вето и только после его отказа поставил на голосование вопрос о нем самом. Все 35 триб единодушно ответили, что тот, кто идет против народа, не может оставаться народным трибуном. Этим голосованием Октавий был лишен своего звания, и на его место было избрано другое лицо.

После этого законопроект без всяких затруднений был стал законом. В аграрную комиссию избрали самого Тиберия, его тестя Аппия Клавдия и брата Гая. Такой родственный состав аграрной комиссии должен был служить гарантией их работоспособности, но, с другой стороны, вызвал новые обвинения со стороны противников реформы.

Однако в проведении закона возникли некоторые трудности. В частности, аграрный закон говорил только о наделении беднейших граждан землей, но не предусматривал выдачи им денежной суммы на обзаведение инвентарем, покупку семян и т. п. Такая выдача была совершенно необходима, так как в обратном случае реформа оказалась бы бессмысленной. Но как раз летом 133 г. в Рим было привезено завещание пергамского царя Аттала III. Согласно конституционной практике, сенат хотел принять наследство царя. Однако Тиберий внес в народное собрание законопроект, по которому сокровища Аттала должны быть употреблены в качестве денежного фонда, который шёл бы на распределение крестьянам, получившим земли.

Это было новым вызовом сенату. В этот момент нападки на Тиберия со стороны реакционных кругов достигли высшей точки, его обвиняли в стремлении к царской власти.

В это же время Тиберий выдвинул новые проекты демократических реформ: о сокращении срока военной службы, о праве апелляции к народу на судебные решения, о включении в число членов судебных комиссий наряду с сенаторами равного количества всадников, а также закон о даровании прав гражданства италийским союзникам и латинам. Все эти реформы позднее будут вновь поставлены и частично проведены Гаем Гракхом. Тиберий же осуществить их не успел.

На новый срок Тиберию Гракху не удалось быть избранным. Народное собрание было сорвано аристократами. Произошло столкновение, в результате которого Тиберий и 300 его сторонников были убиты. В стране началась жестокая реакция. Однако она носила чисто политический характер и не была продолжительной. Аграрный закон не рискнули отменить. Аграрная комиссия продолжала свою работу, а на место Тиберия избрали Публия Лициния Красса, тестя младшего Гракха, сторонника реформы.

В такой напряженной обстановке на широкую политическую сцену выступил Гай Гракх . В 124 г. он выставил свою кандидатуру в народные трибуны и вступил в должность. Гай Гракх пользовался в это время огромной популярностью. На выборы, по словам Плутарха, стеклась такая масса народа со всех концов Италии, что многие не могли найти себе пристанища в городе, а форум не вмещал всех явившихся на голосование. Многосторонняя деятельность Гая Гракха, сумевшего поставить в порядок дня все важнейшие вопросы эпохи и объединить их в одно целое, позволяет считать его одним из величайших государственных людей древности.

Начиная со 124 г. в течение двух лет он работал над осуществлением поставленных перед собою задач. Деятельность Гая в известной степени являлась продолжением дела его брата и была определена задачами, поставленными, но не решенными им.

Три проблемы требовали решения: аграрный вопрос, демократизация политического строя и наделение правами гражданства италиков. Именно этими тремя вопросами была определенна вся деятельность Гая Гракха.

В связи с этим можно отметить три закона, проведённых в 123 г.: аграрный, хлебный и судебный. Аграрный закон в основном повторял закон 133 г., но с некоторыми дополнениями и улучшениями. Кроме этого, он восстанавливал в прежнем объеме деятельность членов аграрной комиссии.

Хлебный закон установил продажу хлеба из государственных складов по пониженной, в сравнении с рыночной, цене. Значение хлебного закона было очень велико. Закон уберегал беднейшее население Рима от постоянных колебаний цен на хлеб. Таким путем в Риме впервые было введено государственное регулирование цен, облегчавшее положение беднейших слоев.

Судебный закон касался состава постоянных судебных комиссий. Теперь суд передавался всадникам, и тем самым устанавливался реальный контроль над деятельностью наместников. В целом, судебный закон явился тяжелым ударом по нобилитету и значительно поднял политический авторитет всадничества.

Также можно отметить ещё несколько законов, проведённых в 123 г. Так, например, военный закон. Он запрещал призывать граждан на военную службу раньше достижения ими 17 лет и предписывал снабжать воинов одеждой за счет государства, не вычитывая, как это практиковалось раньше, ее стоимости из военного жалованья.

Также был проведен закон об устройстве дорог и закон о консульских провинциях. Последний устанавливал более демократический порядок распределения провинций между консулами, отбывшими срок своей службы. По этому закону, провинции должны были определяться еще до выбора консулов на данный год.

Когда настал срок выборов народных трибунов на 122 г., Гай снова выдвинул свою кандидатуру и прошел без малейших затруднений. Гай Гракх по-прежнему пользовался авторитетом среди народа. Теперь он достиг вершины своего могущества, был народным трибуном, членом аграрной комиссии, ему принадлежало руководство большими общественными сооружениями.

Но на 123, начало 122 гг. падают два новых крупнейших мероприятия: закон о выводе колоний и проект о даровании прав гражданства италикам.

Что касается первого закона, то его необходимость вызывалась тем, что основные запасы государственной земли к этому времени были уже исчерпаны, а аграрный вопрос все еще оказывался далеким от разрешения. Вывод колоний и должен был служить дополнительной мерой к аграрной реформе.

Предложения Гая Гракха враги использовали против него. Консул Гай Фанний выступил перед народом с речью, в которой грозил римлянам, что новые граждане отнимут у них все имущества.

Стало ясно, что Гай не в состоянии выполнить своих обещаний, так как народ не склонен был делиться с италиками своими привилегиями и имуществом.

На пост консула был избран главный враг Гая, вождь оптиматов Опимий. Однако Гай не падал духом. Он в третий раз выставил свою кандидатуру в народные трибуны, но на этот раз не был избран. Говорили, что трибуны пошли на обман и исказили результаты подсчета голосов.

Теперь богачи перешли в наступление: по их требованию был изменен ряд законов, и народ лишился многих прав, добытых для него Гаем Гракхом.

Сторонники Гая организовывали вооруженные отряды. Сенаторы стали подозревать их в покушении на законную власть. Тем не менее некоторые из законов Гая Гракха были предложены для утверждения народному собранию.

Римские историки рассказывают, что весь Рим собрался в тот день на Капитолии. На оскорбление, последовавшее от посланца консула, сторонники Гая Гракха ответили самым решительным образом. Посланец был заколот. Тогда сенаторы и изменившие Гракху всадники вооружились. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентине. С Капитолия на них двинулись вооруженные отряды. 3 тысячи сторонников Гая Гракха были убиты. Сам Гай вынужден был приказать своему рабу убить себя, сказав ему: «Друзей у меня больше нет, а врагам не хочу достаться живым».

Таким образом, реформы братьев Гракхов потерпели поражение. Обнищание римского крестьянства продолжалось.

Значение деятельности братьев Гракхов в истории Рима было очень велико. Их реформы ускорили развитие производительных сил и содействовали укреплению рабовладельческого строя. Разделом большей части государственных земель, выводом колоний, улучшением путей сообщения они помогали развитию частной собственности, торговли и денежного хозяйства. Они подготовили вопрос о включении италиков в состав римского гражданства и вплотную подошли к его решению. Их реформы укрепили экономические и политические позиции всадничества, окончательно обособив его от нобилитета. Гракхи внесли значительные улучшения в римский государственный аппарат путем административных и конституционных реформ. При них римская демократия достигла высшей точки своего расцвета.

Список использованной литературы:

гракх тиберий аграрный вопрос

1. Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 2005. С. 70-75.

2. Ковалёв С.И. Истрия Рима. Л., 1986. С. 333-353.

3. Сергеенко М.Е. Земельная реформа Тиберия Гракха и рассказ Аппиана// Вестник древней истории. М., 1958. № 2.

4. Фельсберг Э. Р. Братья Гракхи. Юрьев, 1910

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Гай Гракх - последователь реформ своего брата Тиберия Гракха. Характеристика законопроектов Г. Гракха. Проведение земельной реформы при продержке народа. Отход от дальнейших замыслов Гая крупных землевладельцев. Провал на выборах в сенат и гибель Гракха.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Рост рабовладения и развитие товарно-денежных отношений. Реформы братьев Гракхов. Ослабление власти и авторитета народных собраний, сената и консулов. История монархии в Риме. Принципат и доминат. Монархическое устройство римского государства.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Развитие крестьянского вопроса в начале ХIХ века. Исследование положения крестьян в отечественной историографии, отрицание кризиса крепостного права, закономерности его падения. Обоснование необходимости изменения политического строя дореформенной России.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Истоки кризиса Римской республики. Война с этрусками. Нашествие галлов. Законы Лициния и Секстия. Цензорская деятельность Аппия Клавдия. Завершение борьбы между плебеями и патрициями. Завоевание Центральной Италии Римом. Падение республиканского строя.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Аграрный вопрос в России в начале ХХ века, кризис полуфеодального социально-экономического уклада. Крестьянское и помещичье землевладение. Значение третьеиюньского государственного переворота для жизни страны. Главный урок столыпинской аграрной реформы.

    реферат , добавлен 08.02.2012

    Становление аграрных отношений в Древней Руси. Аграрные отношения в историческом развитии России. Аграрный вопрос в современности. Утверждение Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства".

    реферат , добавлен 01.07.2006

    Репарационный вопрос и попытки его решения в начале 20-х годов ХХ столетия. Главные направления первых лет внешнеполитических взаимоотношений США с Веймарской Германией. Урегулирование вопроса выплат германских репараций. Переход США к изоляционизму.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Учреждение, состав и принципы работы Российской Государственной Думы в начале XX века. Политический портрет Столыпина. Программа реформ П.А. Столыпина, изменение избирательного закона. Решение аграрного вопроса. Политический кризис в марте 1911 г.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2013

    Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане в начале XX века. Сущность Генерального межевания в 1798 - 1842 гг. Особенности поземельной Столыпинской аграрной реформы в Башкирии. Особенности проведения колониальной политики. Анализ результатов реформы.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Особенности экономического и политического положения в России в конце XIX - начале XX века, промышленный подъем и экономический кризис начала XX ст. из-за несбалансированного хозяйства. Сущность и предпосылки аграрной реформы Столыпина, причины провала.

Были членами народных трибунов.

1) Тиберий: Через народное собрание провел аграрный закон, устанавливающий количество земли, которую получал римский гражданин. Она была неотчуждаема.

2) Гай выступил с большой программой преобразований. Создал комиссии, следившие за римскими наместниками. Жители провинций Азии облагались налогами. Завершение земельной реформы. Были упорядочены сроки военной службы, уменьшено число обязательных войнов. Установлено жалование для войнов, а не доля военной добычи, вооружение выдавалось бесплатно. Даровалось право аппеляции. Суд вершил претор. Стремился укрепить магистратуру, народную трибуну. В своей политической деятельности Гай опирался на плебс, всадников. Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами . Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати - сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна. Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение , сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх , избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123-122 гг . до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената - распоряжаться государственными расходами , так как финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, роль которого значительно возросла. Гай провел и военную реформу . Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание. Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций. Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.



Принципат Августа.

Формирование системы Принципата С гибелью Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма . Окончание гражданских войн открывало новый период - период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций. Масштабы римской державы, неспособность сенаторского правительства обеспечить эффективное управление ею, возраставшая роль армии все более склоняли самые различные слои общества к мысли о необходимости единоличного правления . Приход Октавиана к единоличной власти не был неожиданностью и не мог вызвать серьезного сопротивления. Вместе с тем, трагический прецедент с Цезарем заставлял Октавиана проявлять осторожность. В 29 г. до н.э. Октавиан, вернувшись в Рим, отпраздновал роскошный триумф. Затем, сложив с себя сан триумвира, Октавиан получил от сената и комиций почетное звание императора (еще в республиканском смысле). Получив цензорские полномочия, он провел чистку сената, удалив из него оппозиционные элементы и оставив 600 человек. В списке сената его имя значилось первым - princeps senatus, что означало его первое положение среди всех граждан государства. Это положение, оформленное особым образом и послужило основой для названия всей новой политической системы - принципат . Началом формирования новой политической системы можно считать получение Октавианом различных государственных должностей, которые он получи благодаря ловкому политическому ходу. Присутствовавшие на заседании буквально со слезами на глазах стали умолять его остаться и не покидать их в столь трудное для государства время. Октавиан некоторое время для приличия сопротивлялся, но в конце концов "уступил" мольбам и просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий . Отчасти тогда же, отчасти с течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус и фактически закреплявшие за ним верховную власть. По сути Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему.Власть Октавиана, который принял теперь новое имя - Император Цезарь Август (т.е. возвеличенный богами, священный), сын божественного, основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической республики. Империум теперь помимо традиционного командования армией дает право объявлять войну и заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию, право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Также империум в соединении с проконсульской властью дает власть над провинциями. С 19 г. до н.э. Октавиан получил пожизненные знаки консульского достоинства и 16 раз избирался консулом. С 36 г. до н.э. он получил пожизненную трибунскую власть, которая не только давала ему право вето и законодательную инициативу, но и определяла его положение как главы и вождя плебса.

Во 2 г. до н.э. от имени сената и народа Октавиан был назван "отцом отечества ". Это звание предполагало повиновение подданных и их благоговейное почтение. При всей концентрации полномочий, которые делали Августа настоящим монархом , он гордился лишь тем, что превосходил всех остальных только своим авторитетом и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам. Он никогда не стремился выделяться и внешне: был скромен в быту, в одежде, в манерах . Впрочем его реальный авторитет основывался на огромной армии, находившейся у него в подчинении и на громадных богатствах, награбленных во время военных походов, собранных в виде контрибуций и налогов с провинций, полученных в качестве доходов с обширных земельных владений. Август, несомненно, был богатейшим человеком во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно прочным. Октавиан Август сохранил все республиканские учреждения. Сенат формально оставался высшим органом государства. Ему даже дополнительно были переданы некоторые функции народного собрания, законодательные и судебные полномочия. Однако Август очень мудро произвел раздел провинций. Он оставил в управление сенату старые и давно замиренные провинции, а себе взял недавно завоеванные. Мотивировал он это тем, что не хочет доставлять сенату излишних забот и беспокойств. На самом же деле в новых провинциях была сосредоточена большая и лучшая часть римской армии, кроме того, старые провинции были давно ограблены, новые же еще сулили немало богатств. Были поделены и финансы : у сената оставалась старая республиканская казна - а себе Август создал особую казну - императорский фиск . Сенату разрешалось чеканить только медную монету, Августу - золотую и серебряную . Август имел реальные рычаги, с помощью которых он влиял на всю деятельность сената. Народные собрания при Августе по прежнему собирались. Первоначально они еще принимали законы, но постепенно эта их функция перешла к сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, но выборы не были свободными - все кандидаты на должности должны были быть рекомендованы Августом. Также сохранились и все магистратуры, но число их значительно увеличилось, следовательно, уменьшалась власть каждого из магистратов. В условиях единовластия Августа консульство превратилось в почетную должность, а цензура потеряла всякое значение. Вся деятельность магистратур зависела от воли Августа, который давал "дружеские" и "отеческие" советы, воспринимавшиеся в новых условиях как обязательный приказ. При Августе был завершен переход к профессиональной армии. Ее командный состав находился у него в непосредственном подчинении. Помимо традиционных государственных структур при Августе появились и новые. Была создана преторианская гвардия, как личная охрана принцепса . Новым органом стал совет принцепса - консилиу м, состоящий из приближенных Августа и обсуждавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности - префекты . Несмотря на это, пока еще формирующаяся римская империя могла обходиться практически без бюрократии, как впрочем и Римская республика. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве писцов, секретарей, разносчиков корреспонденции и т.д.

1.Ухудшение положения крестьян в Италии. Основным населением Италии были крестьяне. Возделывая поля, они кормили свои семьи, снабжали продовольствием города. Однако проводившиеся в Риме переписи показывали, что после победоносных Пунических и других войн зажиточных крестьянских хозяйств в самой Италии становилось все меньше и меньше. Ведь мужчин отвлекали от крестьянского труда военные походы, а женщинам было трудно одним справляться и с хозяйством, и с семьей. Часть земель переставала обрабатываться, не всегда удавалось собрать весь урожай. Из-за нехватки кормов и плохого ухода погибал скот.

Воины, возвращаясь на родину из походов, находили свои дома разоренными, а семьи - голодающими. Многие из них покидали свои земли и отправлялись на поиски лучшей доли в Рим, где пополняли ряды римского плебса, жившего за счет подачек властей.

Просвещенные и заботящиеся об общественных интересах римляне понимали, что необходимо предпринять шаги, которые помогли бы улучшить положение крестьян. Их вдохновителем и главой стал Тиберий Гракх.

2.Земельный закон Тиберия Гракха . Тиберий и его брат Гай были внуками победителя Ганнибала Сципиона Африканского Старшего. С детства им прививали высокие идеалы служения отечеству и народу.

Мать Гракхов Корнелия, дочь Сципиона Африканского, очень гордилась своим отцом и мечтала о том, что ее сыновья когда-нибудь сравняются с ним славой. Корнелия, взывая к гордости сыновей, спрашивала их: "Когда же меня будут называть матерью Гракхов, а не дочерью Сципиона?"

В 134 году до н. э. Тиберий Гракх выдвинул свою кандидатуру на выборах в народные трибуны, ведь по отцу он принадлежал к знатному плебейскому роду. Народ с восторгом проголосовал за Тиберия Гракха, известного своим умом и благородством души.

Тиберий Гракх предложил народному собранию и сенату принять закон о земельной реформе. Римская знать столетиями пользовалась землями, принадлежавшими всем римлянам, и богатела. Тиберий Гракх предложил вернуть эти земли государству и затем разделить их между беднейшими римскими гражданами, неимущими крестьянами.

Народное собрание приняло этот закон. Для его осуществления была создана комиссия, которую возглавил Тиберии Гракх. В нее вошел и его брат Гай. Дела комиссии продвигались непросто. Знатные и богатые римляне сопротивлялись осуществлению закона. Для защиты Гракхов был образован вооруженный отряд из сторонников Тиберия. Через год Тиберии Гракх вновь был выдвинут кандидатом на трибунские выборы.

Римские историки рассказывают, что в день выборов стали возникать столкновения между его сторонниками и противниками. Защищаясь, Тиберии поднял руку над головой. Противники тут же обвинили его в том, что он требует царской короны. Эта весть мгновенно долетела до сената. Разгневанные "отцы"-сенаторы кинулись на площадь, где происходили выборы. Их возглавлял двоюродный брат Тиберия. Началась жестокая драка. Сенаторы орудовали посохами, обломками скамей, в ход пошли камни. Тиберий погиб от удара в голову. Его труп бросили в Тибр, а сторонников арестовали и судили.



Предложенная Тиберием Гракхом земельная реформа не была осуществлена. Кровавые события в Риме, когда брат пошел на брата, а народ оказался ввергнутым в кровопролитие, стали началом затяжного периода гражданских войн.

3.Деятельность Гая Гракха . Через 10 лет народным трибуном был избран Гай Гракх. Он учел печальный опыт старшего брата. Предложив новые земельные преобразования, Гай постарался учесть не только интересы крестьян. Он попытался опереться и на всадников, землевладельцев, которые не участвовали в управлении государством, а также на низшие слои народа.

Гай провел судебную реформу в пользу всадников. Всадники с 3 века до н. э. превратились во второе после сенаторов сословие. Всадники владели крупными земельными наделами, имели высокий имущественный ценз. Политическое влияние всадников в римском обществе было намного слабее, чем влияние патрициев. В результате преобразований Гая Гракха всадники стали руководить судами, разбиравшими дела о вымогательстве в провинциях. Это давало им большую власть над наместниками провинций, открывало путь к их обогащению. Римским беднякам, согласно одному из законов Гая Гракха, хлеб должен был продаваться государством по самым низким ценам.

Главным же направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии. Таким образом часть крестьянства, покинув родину, могла получить землю и улучшить свое положение. В эти колонии предполагалось также послать "наилучших граждан" для организации строительства и жизни поселенцев. В пылу преобразовании Гай Гракх презрел религиозное проклятие, тяготевшее над землей города Карфаген. Он замыслил организовать там большую римскую колонию.

Сенат с тревогой наблюдал за чрезмерно активной, как ему казалось, деятельностью народного трибуна. Был поставлен вопрос о незаконности основания колонии на месте Карфагена. Сенат сделал ставку на другого народного трибуна, соперничавшего с Гаем Гракхом, На каждое предложение Гракха тут же поступало предложение его противника, доводившее идеи Гракха до абсурда. Если Гай Гракх предлагал основать одну колонию, его противник говорил об основании 12 колоний. Авторитет Гая Гракха падал, и в третий раз он не был избран народным трибуном.

4.Гибель Гая Гракха . Сторонники Гая Гракха организовывали вооруженные отряды. Сенаторы стали подозревать их в покушении на законную власть. Тем не менее некоторые из законов Гая Гракха были предложены для утверждения народному собранию.

Римские историки рассказывают, что весь Рим собрался в тот день на Капитолии. На оскорбление, последовавшее от посланца консула, сторонники Гая Гракха ответили самым решительным образом. Посланец был заколот. Сенат, узнав об этом, объявил: "Отечество в опасности" Сенаторы и изменившие Гаю Гракху всадники вооружились. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентине. С Капитолия на них двинулись вооруженные отряды. В рядах плебеев началась паника. 3 тысячи сторонников Гая Гракха были убиты. Сам Гай вынужден был приказать рабу убить себя. Его голова была доставлена в сенат, что вызвало ликование у сенаторов.

Реформы братьев Гракхов потерпели поражение. Обнищание римского крестьянства продолжалось.

В начале своей деятельности Гай Гракх сказал: "Я бросаю ножи на форум, чтобы римские граждане перерезали ими друг друга". Это страшное пожелание Гая Гракха сбылось. После его гибели непрочный мир в Риме был восстановлен ненадолго. Противоречия не угасли. Вскоре они вспыхнули с новой силой.

Римский народ, словно очнувшись, снова воздал почести братьям Гракхам. В общественных местах были установлены их изображения, освящены места их гибели. Сюда люди приносили жертвы, здесь молились. Особым почетом была вознаграждена мать Гракхов Корнелия. Хоть и трагическим образом, но исполнилась ее мечта. Корнелию стали называть матерью славных героев Гракхов.

1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный и судебный законы

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание «земского мира»

2.2 «Каролина»

3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

3.2 Право справедливости

4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

Список литературы


1. Реформы братьев Гракхов

1.1 Избрание народным трибуном Тиберия Гракха. Аграрный закон. Гибель Тиберия Гракха

Братья Гракхи были сыновьями Тиберия Гракха – цензора, дважды консула и дважды триумфатора и Корнелии. Судьба распорядилась так что из их двенадцати детей в живых осталось трое - Тиберий, Гай и их сестра которая вышла замуж за Сципиона Младшего .

Еще юношей Тиберий принимал участие в Третьей Пунической войне, находясь в свите своего шурина Сципиона Эмилиана. Близость к сципионовской группе (в Африку Сципиона сопровождали Гай Лелий и Полибий) не могла не оказать влияния на формирование политических взглядов Тиберия. Под Карфагеном молодой Гракх проявил большую храбрость и снискал себе широкую популярность в армии. В этот же период Тиберий женился на дочери сената Аппия Клавдия.

В 137 г. Тиберий становиться квестором в армии Манцина, осаждавшей Нуманцию. Отказ сената признать договор, заключенный фактически Тиберием, явился первым его столкновением с сенаторской олигархией. Он на практике смог убедиться в несовершенстве римского государственного механизма и в порочности правящей клики.

Летом 134 г. Тиберий выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 133 г. Выборы сопровождались страстной агитацией за аграрную реформу. Тиберий, уже давно зарекомендовавший себя как сторонник реформы, был избран единогласно. Вступив в должность 10 декабря1 134 г., он сразу же внес свой аграрный законопроект. Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли (ager publicus) разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров (250 га) государственной земли. Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. эти участки запрещалось продавать. Третий пункт законопроекта предусматривал образование полномочной комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания ее членов. Реформа вызвала ожесточенное сопротивление крупных землевладельцев и большинство сената, а Марк Октавий, один из народных трибунов и друг Тиберия под давлением сената выступил против Тиберия и наложил трибунское вето на его законопроект. Среди народных трибунов сила на стороне того, кто налагает запрет, и если даже все остальные согласны друг с другом, они ничего не достигнут, пока есть хотя бы один, противящийся их суждению. Октавий был непреклонен. На следующий день, когда народ снова заполнил площадь, закон был одобрен и народ выбирает троих для размежевания и раздела полей – самого Тиберия, его тестя, Аппия Клавдия, и брата, Гая Гракха.

Тиберий добивался повторной должности трибуна,– по закону 342 г. это разрешалось только через 10 лет. В день выборов, народ собирался на Капитолии, Тиберий двинулся туда же к Храму Юпитера Капитолийского (собрание происходило на площади перед ним). Атмосфера собрания накалялась. произошло вооруженное столкновение между сторонниками и противниками Гракха сенаторы шли прямо на Тиберия. Все защитники Тиберия бросились врассыпную. Тиберий тоже побежал, но поскользнулся и упал. Пытался привстать, но Публий Сатурей, один из его товарищей по должности, первым ударил его по голове ножкою скамьи, на второй же удар заявлял притязания Луций Руф.

В этом столкновение между сторонниками и противниками Гракха погибло больше трехсот человек. Несмотря на просьбы брата Гая, враги не разрешили ему забрать тело и ночью предать погребению, бросили Тиберия в реку вместе с другими мертвыми. друзей убитого они изгнали без суда, других схватали и казнили.

В сложившихся обстоятельствах сенат считал нужным успокоить народ, а потому больше не возражал против раздела земли.

1.2 Трибунат Гая Гракха. Аграрный, хлебный, судебные законы

В 124 г., ровно через 10 лет после брата, Гай Гракх выставил свою кандидатуру в народные трибуны на 123 г.

Важнейшими мероприятиями первого трибуната (123 г.) были три закона: аграрный, хлебный и судебный. Аграрный закон в основном повторял закон 133 г., но с некоторыми дополнениями и улучшениями. Кроме этого, он восстанавливал в прежнем объеме деятельность аграрных триумвиров. Содержание хлебного (lex frumentaria) закона такое: он установил продажу хлеба из государственных складов по пониженной, в сравнении с рыночной, цене. Значение хлебного закона было очень велико. Если даже государственная цена на зерно и не отличалась слишком сильно от рыночной, то все же закон гарантировал беднейшее население Рима от постоянных колебаний цен на хлеб. Таким путем в Риме впервые было введено государственное регулирование цен, облегчавшее положение беднейших слоев. Еще важнее было то, что хлебный закон послужил исходным пунктом для позднейшей организации государственных раздач беднейшему городскому населению.

Судебный (lex iudiciaria) же закон касался состава постоянных судебных комиссий, в частности комиссии по делам о вымогательствах провинциальных наместников. Здесь традиция расходится. По Ливию, Гай оставил суды в руках сената, но увеличил число сенаторов, присоединив к ним 600 новых членов из всадников. По Плутарху «Гай присоединил к сенаторам-судьям, которых было 300, столько же всадников и, таким образом, учредил смешанный суд из 600 судей». Другой вариант традиции, представленный Аппианом, Цицероном, Диодором и др., расходится с первым. Согласно этому варианту, судебные комиссии вообще были изъяты из рук сенаторов и целиком переданы всадникам. У Ливия и Плутарха отражен первоначальный проект закона, внесенный Гаем в первый период его деятельности, когда оппозиция сената еще не выступала слишком открыто и Гай предполагал ограничиться сравнительно умеренной реформой. Но после того как он встретил открытое противодействие нобилитета, он придал судебному закону более радикальный характер. Гай хотел положить конец тем злоупотреблениям, которые чинили провинциальные наместники: они чувствовали себя совершенно безнаказанными, пока суды находились в руках их товарищей по сословию. Теперь суд передавался всадникам, и тем самым устанавливался реальный контроль над деятельностью наместников. Таким образом, судебный закон явился тяжелым уда ром по нобилитету и значительно поднял политический авторитет правого крыла демократии - всадничества.

Гай внес еще два законопроекта: во-первых, если народ отрешает должностное лицо от власти, ему и впредь никакая должность дана быть не может, а во-вторых, народу предоставляется право судить должностное лицо, изгнавшее гражданина без суда. Среди законов, которые он предлагал, угождая народу и подрывая могущество сената, один касался вывода колоний (lex Sempronia) и, одновременно, предусматривал раздел общественной земли между бедняками. Наряду с перечисленными мероприятиями первого года трибуната, нужно отметить еще несколько законов, падающих, по-видимому, также на 123 г. Прежде всего - военный закон (lex militaris). Он запрещал призывать граждан на военную службу раньше достижения ими 17-летнего возраста и предписывал снабжать воинов одеждой за счет государства, не вычитывая, как это практиковалось раньше, ее стоимости из военного жалованья.

Так же законопроекты – о новых колониях, о строительстве дорог и хлебных амбаров. Больше всего заботы вкладывал он в строительство дорог, имея в виду не только пользу, но и удобства, и красоту.

На очередных консульских выборах 122 г. победил Фаниий, благодаря поддержке Гая. А Гай, во второй раз был переизбран народным трибуном (между выступлениями Тиберия и Гая Гракхов был принят закон, по которому, если после голосования оказывалось избрано меньше кандидатов, чем нужно, то на вакантные места народ избирал, кого хотел, без ограничений народным трибуном). Ненависть сената становится открытой, и потому укрепил любовь народа новыми законопроектами, предлагая вывести колонии в Тарент и Капую и даровать права гражданства всем латинянам. Трибун Рубрий, предложил вновь заселить разрушенный Сципионом Карфаген. Жребий руководить переселением выпал Гаю, и он отплыл в Африку. Там все устроив и завершив в течение семидесяти дней вернулся в Рим.

1.3 Гибель Гая. Судьба реформ Гракхов

Гай не получил должности трибуна в третий раз, хотя громадное большинство голосов было подано за него: объявляя имена избранных, его сотоварищи прибегли к преступному обману. Враги, поставив Опимия консулом, тут же принялись хлопотать об отмене многих законов Гая Гракха и нападали на распоряжения, сделанные им в Карфагене. Народное собрание, которое должно было решить судьбу Юнонии, собралось на Капитолии. На этот же день Опимий назначил заседание сената. Но дело дошло до вооруженной борьбы на площедях и улицах Рима. Сторонники Гракха заняли Авентин. В сенат был послан младший сын Фульвия, друга Гая для переговоров. Но из последней попытки избежать кровопролития ничего не вышло. Молодой Флакк был арестован, а консул Опимий дал приказ своим вооруженным силам атаковать Авентин. Сопротивление гракханцев было быстро сломлено. Гай вообще не участвовал в схватке он ушел в храм Дианы и хотел покончить с собой, но двое самых верных друзей, Помпоний и Лициний, его удержали и уговорили бежать. Враги бросились вдогонку и настигли беглецов. Гая сопровождал только один раб, по имени Филократ, он успел добраться до маленькой рощицы, посвященной Фуриям и там Филократ убил сначала его, а потом себя. Головы Гая Гракха и Фульвия Флакка были отрезаны и принесены консулу Опимию, их трупы брошены в Тибр. Женам запретили оплакивать своих мужей, а у Лицинии, супруги Гая, даже отобрали приданое.Общее число гракханцев, погибших в этот день и позднее, достигло 3 тыс. человек. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным потребностям. Суды надолго остались в руках всадников, откупная система получила дальнейшее развитие в том направлении, которое было намечено Гаем. Удержался и новый тип колоний вне Италии. В Юнонии фактически остались колонисты, хотя законом Минуция Руфа колония как таковая была упразднена. Сложнее обстояло дело с аграрной реформой. Но и она была изменена и в 121 г., наследственная аренда и неотчуждаемость гракханских участков были отменены. Затем была упразднена аграрная комиссия (вероятно, в 119 г.). Тогда же было установлено, что государственные земли не подлежат дальнейшим переделам и что участки государственной земли в рамках законной нормы, находящиеся в руках посессоров, являются их полной собственностью. Однако такие участки были обложены особым налогом. Суммы, полученные отсюда, подлежали раздаче народу. В 111 г., было отменено и это последнее ограничение частной собственности. По закону народного трибуна Спурия Тория (lex Thoria), подытожившему предыдущее законодательство, все бывшие государственные земли, независимо от того, являлись ли они мелкими наделами, полученными по lex Sempronia, или крупными участками в рамках лимитов, установленных тем же законом (500-1 тыс. югеров), объявлялись частной собственностью, не подлежащей ни дальнейшим переделам, ни обложению. В будущем частным лицам запрещалось занимать государственные земли, которые исключительно должны были сдаваться в аренду цензорами или служить общественными пастбищами. Чтобы задобрить мелких собственников, для бесплатного пользования пастбищем был установлен очень низкий максимум: 10 голов крупного и 50 голов мелкого скота. Таким образом, окончательным результатом аграрной реформы оказалось полное торжество частной собственности на землю.


2. Общеимперское законодательство средневековой Германии

2.1 Поддержание земского мира

Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств (рейхскамергерихт). Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкцияхуказаний,какследуетразрешить тот или иной вопрос,они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно- представительными органами, чем рейхстаг.

2.2 «Каролина»

Одним из наиболее важных источников права Германии является «Каролина», принятая в 1532 и опубликованная в 1633 году. Она получила свое название в честь императора Карла V (1519-1555). Являясь единственным общеимперским законом раздробленной Германии, «Каролина» имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах. Первая ее часть посвящена стадиям судебного процесса, а вторая выступает в роли уголовного кодекса. Уложение было общепризнанно в качестве источника права во всех землях. «Каролина» не классифицировала состава преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы. Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира, бунт против властей); против личности (убийство, отравление, клевета, самоубийство преступника); против собственности (поджог, грабеж, воровство, присвоение); против религии (богохульство, колдовство, кощунство, нарушение клятвы, подделка монет, документов, мер и весов, объектов торговли); против нравственности (кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности, сводничество, похищение женщин и девушек).

К общим понятиям уголовного права, известным «Каролине», можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Освобождались от ответственности:

· за убийство – умалишенные;

· за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен был убийца.

Обстоятельства, смягчающие вину:

· отсутствие умысла;

· возраст до 14 лет;

· совершение преступления при исполнении служебного долга.

Отягчающие обстоятельства:

· совершение преступления против лица особо высокого положения;

· наличие “злого умысела”.

Пособничество:

· помощь до совершения преступления;

· помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание);

· помощь после совершения преступления.

Цель наказаний - устрашение. Наказания:

· смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное);

· членовредительство и телесные наказания;

· позорящие наказания;

· изгнание из страны;

· штрафы.

В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный (состязательный) процесс. Не было разделения процесса на гражданский и уголовный. «Каролина» сохранила некоторые черты отменительного процесса. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый – оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки» В целом же основной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Можно выделить следующие суды:

· Суд феодала - сначала - только крепостные, затем - все население территории;

· Церковный суд - распространялся на духовенство и некоторые другие разряды людей, для всех - дела о браках, духовных завещаниях;

· Городские суды имели различное устройство: судья + заседатели (шеффены) или городской совет;

· Суд князя (главы округа) - низший суд.

Распространяется институт послания (Aktenversendnung). Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический факультет, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи. Суд состоял из шеффенов или заседателей суда, судьи, писца. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям. Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Процесс начинался по доносу потерпевшего, его показания точно записывались. Требование к истцам: представление прямых улик преступления, влекущих наказание. Обвиняемый заключался в тюрьму независимо от виновности. Истец мог быть также помещен в тюрьму, если он не предоставил соответствующего залога, признанного судьями и шеффенами достаточным при отсутствии улик.

Все это делалось согласно гражданско-правовому предписанию, чтобы оплатить произведенные издержки, а также бесчестье, ущерб, если истец не сможет доказать уголовное обвинение или свои права, или если в течении определенного назначенного судом срока он не сможет предъявить такие улики и подозрения, которые суд признает достаточными, если истец проиграет дело по др. причинам.

Следующим этапом является проведение допроса под пыткой, который применяется лишь при получении прямых улик преступления. Наличие косвенных улик не ведет за собой применение допроса под пыткой. Для достаточных улик необходимо два добрых свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказательством. Окончательное осуждение на уголовное наказание должно происходить на основе собственного признания. Во внимание принимается и записывается лишь то, что было сказано подозреваемым после пытки. Виновный, который будет подвергнут уголовному наказанию по приговору суда, предупреждается за три дня (чтобы было время подумать о грехах). В случае просьбы истец или ответчик могут иметь годатая в составе суда. Последний в силу своей присяги должен был поддерживать справедливость. Окончательный приговор - в письменном виде.


3. Эволюция английского прецедентного права в XVII-XIX в.

3.1 Общее право

После революции в Англии продолжало действовать прецедентное право, выработанное в предшествующую эпоху в общей системе королевских судов (“общее право”), и в суде лорда-канцлера (“право справедливости”). “Общее право” способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный им к XVII в. принцип прецедента (staredecisis) стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма.

Для развития судебной практики и укрепления ее роли важно было то, что уже в то время в королевских судах заседали, профессиональные юристы. Их общая позиция была выражением профессионального мнения. Общее право изначально формировалось как «право юристов». Э.Дженкс отмечает, что нельзя точно определить, как произошло общее право. «Каким-то путем, который не может быть точно определен, королевские судьи, встречавшиеся между своими разъездами в Лондоне для рассмотрения дел в централизованных королевских судах... и Вестминстере, пришли к соглашению о необходимости слить различные местные обычаи в общее или единое право, которое могло бы применяться по всей стране».

3.2 Право справедливости

В средние века наибольшую конкуренцию общему праву составляло право справедливости, развивавшееся в судах канцлера. “Право справедливости”, которое в отличие от “общего права” не было сковано прецедентом, несло в себе благотворное влияние римского права и было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Этот парадоксальный на первый взгляд факт объяснялся тем, что председатель суда справедливости - лорд-канцлер - одновременно являлся высшим судебным чиновником короля. Он был всего лишь исполнителем королевской воли.

Право справедливости разработало институты, ранее неизвестные английскому праву. К примеру, право доверительной собственности, которое стало применяться в самых разнообразных ситуациях. Введение данного института явилось правовым обоснованием права замужней женщины раздельно пользоваться имуществом с супругом (по общему праву личная собственность жены переходила к мужу). Институт пересмотрел вопрос о закладных, обеспечил право выкупа по закладным. Так же получило защиту движимое имущество, обеспечивалась передача имущества при договоре купли-продажи.

Эти системы по-прежнему составляли костяк английского права и длительное время значительно превосходили по своему весу и значению статутное право, даже после его обновления революционным законодательством. После революции, как и раньше, английская правовая система была далека от того, чтобы быть внутренне согласованной и гармоничной. В ней ясно обнаружились по крайней мере два противоречия. Первое - это противоречие между двумя ветвями прецедентного права: “общим правом” и “справедливостью”. Второе - это внутреннее противоречие, присущее прецедентному праву, а именно: противоречие между принципом прецедента и судейским правотворчеством (judge-madelaw). В традиционном противостоянии права и справедливости “общее право” в послереволюционные годы в целом одержало верх. Росту авторитета “общего права” способствовал конфликт, который возник еще в предреволюционный период между двумя соперничающими системами королевского суда. Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 г. В этом деле лорд-канцлер Энесмер в соответствии с принципом “справедливости” пересмотрел решение суда “общего права”, вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э. Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела. В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по “общему праву”. Это решение представляло собой чувствительный удар по престижу “общего права”, вызвав ответную критику политической оппозицией суда канцлера. Парламентарии жаловались на то, что “справедливость” - жуликоватая вещь, что она “зависит от длины ноги лорда-канцлера”. Хотя в ходе революции попытки парламента упразднить суд лорда-канцлера не имели успеха и дуализм судебной системы в Англии сохранился, революция оставила заметный след в деятельности этого судебного органа. Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII в. лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы “справедливости” с “общим правом”. Так, лорд-канцлер Ноттингэм, которого в Англии называют “отцом современной справедливости”, заявил, что справедливость должна “определяться правилами науки”, что нельзя допускать, чтобы “состояние людей зависело бы от прихоти суда”. Эта линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII в. система “справедливости” начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система “общего права”. Но и в XVIII, и в XIX в. в системе “справедливости” право не переставало развиваться. Так, например, непоследовательность революции XVII в. в вопросе о собственности, сохранение старых феодальных конструкций собственности, ограничения в распоряжении так называемыми “реальными” вещами привели к дальнейшему развитию института “доверительной собственности” (trust). Этот институт отличался значительной сложностью и условностями, но он позволял обходить ряд стеснительных формальностей “общего права” и расширять возможности, реальные правомочия собственника в распоряжении своим имуществом. При этом канцлерам удалось сблизить конструкцию “доверительной собственности” с конструкцией собственности по “общему праву”. Однако и в XIX в. процедура “справедливости” вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. Несколько иной путь в это же самое время проделало “общее право”. Здесь после революции по существу наблюдается противоположный процесс: отход от жесткого принципа прецедента в сторону увеличения судейского правотворчества. Судьи “общего права” понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они освободятся от ряда старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнутся на потребности капиталистического развития. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Мэнсфильде (1756-1788 гг.), который выработал ряд вполне современных и удобных для судебной практики доктрин. Недаром в английской литературе его называют “первым судьей, говорившим на языке живого права”. Не порывая формально с принципом прецедента, Мэнсфильд вместе с тем внес существенные изменения в “общее право”, руководствуясь при этом несвойственной этой системе идеей “справедливости” и “здравого смысла. Например, при рассмотрении дел о завещаниях он порвал с присущей “общему праву” абсолютизацией внешней формы, которая предопределяла исход дела. Он стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя, утверждая, что “законное намерение, если оно ясно выражено, должно корректировать правовой смысл терминов, неосторожно использованных завещателем”. Также и в сфере договорного права Мэнсфильд, в соответствии с новыми представлениями о контракте, придавал решающее значение “истинным намерениям” и воле сторон. Мэнсфильд положил конец существованию особого купеческого (торгового) права, сложившегося еще в эпоху средневековья, и слил его с единой системой “общего права”. Это сделало “общее право” более удобным и близким коренным интересам предпринимателей, подняло его авторитет в английском обществе. Наконец, он упростил саму систему рассмотрения дел в судах “общего права”, заложив основы современного судебного процесса: расширил право сторон приводить доказательства, ввел апелляцию и т. д. Таким образом, в процессе своей эволюции “общее право” приобретало такие важные качества, как стабильность и гибкость. В связи с окончательным установлением принципа прецедента в XVIII-XIX вв. оно как источник права начинает застывать и уступать свое место законодательству. Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX в., когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы. Несмотря на то, что после судебной реформы 1873-1875 гг. (объединение общей системы королевских судов с судом лорда-канцлера в единый Высокий суд) и до настоящего времени “общее право” и “право справедливости” выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального права (например, доверительная собственность и др.), то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями. Таким образом, ко второй половине XIX в. в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины “верховенства права”. Первая из них означала, что решения суда палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать сами эти суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательность прецедента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила. В случае расхождения между прецедентами общего права и права справедливости приоритет должен быть отдан последнему. Доктрина “верховенства права” выводится в английской юриспруденции еще со времен Э. Кока, у которого, как отмечалось выше, уже встречаются мысли о том, что выше любого закона должна стоять сама “идея права”, которая “открывается” прежде всего в судебной практике. Доктрина “верховенства” или “господства” права стала английским эквивалентом более широкой концепции правового государства. Развитие судейского права в силу жесткой связанности судей прецедентами вышестоящих судов во многом зависит теперь от позиции палаты лордов, возглавляющей судебную систему Англии. В современный период истории прецедентного права с большой остротой встает вопрос, насколько сама палата лордов обязана следовать своим собственным решениям. В течение нескольких десятилетий (с знаменитого “трамвайного дела” 1898 г.) палата лордов категорически отказывалась изменять выработанные ранее прецеденты. Она исходила из того, что должна следовать своим собственным решениям, и только за законодательной властью сохранялось право отменять прецеденты. Такая позиция лордов привела к существенному ограничению судебного нормо-творчества, которое в XX в. было связано главным образом с толкованием законов, а не с установлением новых правовых норм. Практически это означало, что с конца XIX в. дальнейшее развитие права осуществлялось в Англии уже не путем судейского нормотворчества, а посредством принятия новых писаных законов.


4. Новый курс Франклина Рузвельта

4.1 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для США

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. Экономический кризис, обостривший все капиталистические противоречия, привёл к нарастанию в США глубокого политического кризиса. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. В этой обстановке в ноябре 1932 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу на выборах одержал представитель демократической партии Франклин Делано Рузвельт (1882-1945г.). 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса». Он добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Мероприятия суть которых состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

4.2 Программа Нового курса, ее реализация, итоги

В июне 1933 г. была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе "кодексов честной конкуренции". В соответствие с этим в американской промышленности, разделённой на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное условие "кодексов честной конкуренции" состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы.

Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят в мае 1933 г. закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг., так же устанавливал объём производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Приняты чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

Начало деятельности Рузвельта совпало с окончанием мирового экономического кризиса. Другие страны вышли из кризиса без каких-либо специальных мероприятий, подобных "новому курсу". Крупнейшие монополисты США, после того как прошла высшая точка кризиса и началось экономическое оживление, выступили против антикризисного законодательства Рузвельта. В 1935 - 1936 гг. по требованию монополий Верховный суд США отменил законы о деятельности НИРА и ААА.

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда - высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» - увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.


Список литературы

1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания

2) Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., «Мысль», 1972. С.390. ст.81

3) C.И. Ковалев «История Рима», новое издание, исправленное и дополненное/Под ред. Проф. Фролова Э.Д. СПб.: ООО «Издательство «Полигон». - 2002.- 864 с., ил. Ст.417.

4) Черниловский З.М., Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.

5) Страшун Б.А. «Конституционное право зарубежных стран» т.з. М.: Изд-во БЕК, 1998 г.

6) Богдановская И.Ю. «Прецедентное право», М.: Наярна, 1993 г.

7) Уткин И.А. Рузвельт.-М., 2000.

8) Кредер А.А. «Американская буржуазия и «Новый курс», 1988г.

9) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.2.- М., 2005.

10) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.1.- М., 2005.