Византий, Константинополь и Стамбул–единение трёх эпох.

Константинополь, Царьград, Новый Рим, Второй Рим, Истанбул, Стамбул – во всех случаях речь идет об одном городе, ставшем в 330 году столицей Римской империи, по распоряжению римского императора Константина I Великого. Новая столица империи появилась не на пустом месте. Предшественником Константинополя был древнегреческий город Византий, основанный, по преданиям, в 667 г. до н.э. Византом – сыном богаПосейдона.

Константин, чуравшийся надменного Рима, решил перенести столицу государства на периферию. Константинополь не являлся «полноценно» европейским городом – это единственный город на земле, который расположен сразу в двух частях света: Европе (5%) и Азии (95%). Город расположен на берегах пролива Босфор, являющегося границей континентов. Город контролировал Босфор и торговлю из Европы в Азию.

По распоряжению первого христианского императора Константина, в городе началось масштабное строительство: он расширяется, строятся крепостные стены, возводятся церкви, со всей империи в город свозятся произведения искусств.

За всю истории Константинополя в нём правили 10 римских и 82 византийских императоров, 30 османских султанов. Город осаждали в общей сложности 24 раза. Во времена наивысшего расцвета численность населения Константинополя достигала 800 тысяч человек.

Город обрёл новую жизнь, увеличившись в несколько раз. Уже через полвека, во времена правления императора Феодосия, построены новые городские стены - они сохранились до наших дней. Местами городская стена достигает 15 метров в высоту, а толщина её достигает 20 метров.

Золотой век город переживает во времена правления императора Юстениана (527 – 565). Разрушенный на пятый год правления Юстениана в ходе восстания «Ника», город отстраивается неутомимым императором вновь – для этого привлекаются лучшие архитекторы того времени. Возводится вновь и сгоревший собор Святой Софии, который более чем на тысячу лет становится крупнейшим христианским храмом на земле. Золотой век правления Юстениана был омрачен эпидемией чумы, которая в 544 году унесла жизни почти половины жителей столицы Византии.

С середины VII до X века Константинополь преследует череда нападений и осад. Город атакуют арабы, болгары, славяне.

Второе рождение Царьград (как называли город славяне) переживает в IX веке, с приходом Македонской династии. Этому способствует ряд побед, которые удается одержать над заклятыми врагами – арабами и болгарами. Наука и культура переживают невиданный подъем. После раскола в 1054 году христианского мира на православный и католический Константинополь становится центром православия, активно проводя миссионерскую деятельность, особенно среди славян.

Начало угасанию города положили рыцари–крестоносцы Четвертого крестового похода. Вместо того, чтобы освобождать Гроб Господень, они решили поживиться сокровищами богатейшего европейского города. В 1204 году они предательски захватили его, разграбили и сожгли, вырезав большое количество горожан. Более чем на полвека город становится столицей нового государства крестоносцев - Латинской империи.

В 1261 году византийцы освобождают Константинополь, и к власти приходит династия Палеологов. Однако городу уже никогда не суждено достичь своего былого величия и могущества.

В 1453 году Константинополь захватывают турки-османы. Османы переименовали город в Стамбул и сделали его столицей своей империи. Султан Мехмед II застроил город мечетями, медресе, дворцами султанов. Собор Святой Софии превратили в мечеть, пристроив к нему минареты.

В 1923 году, после отмены султаната, Стамбул теряет статус столицы Турции – она переносится в Анкару.

В настоящее время Стамбул является крупнейшим городом мира, численность населения которого составляет около 15 миллионов человек. Это самый промышленно развитый город Турции. Кроме того, в городе сосредоточено огромное количество памятников Римской, Византийской и Османской империй.

см. Константин.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

греч. «город Константина») был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного ок. 600 г. до н.э. как мегарская колония (Мегара – торговый город в Средней Греции, конкурировавший с Афинами). С конца VI в. до н.э. и до 478 г. до н.э. Византий входил в состав Персии, с середины V в. до н.э. – в состав Афинского морского союза, с I в. до н.э. – в состав Римской империи. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. С окончательным отделением от Рима в 395 г. Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, позднее – Ромейской (Византийской) империи. Официально он именовался Новым Римом, а в аккламациях – Царствующим или Божиим градом (Теуполем). Рядовые ромеи называли его «светильником мира», «оком земным», «украшением Вселенной». Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Еще при римском императоре Септимии Севере (193 – 311) в городе был построен ипподром на центральной площади Августион, окруженной крытой колоннадой из мрамора. Константин I пышно украсил его статуями и возвел рядом с этим сооружением Большой императорский дворец, выходивший на площадь Августион, портики, здание сената, Новый форум для общественных собраний, дворцы для сенаторов, термы, цистерны и другие сооружения. В годы его правления началось возведение крепостных стен. На площади Августион находились статуи богини Юноны, императора Феодосия I и позолоченный столб (Миллиарий) – «пуп» всего мира, точка отсчета дорог европейской части Византии. В V в. Константинополь был разделен на 14 районов и на 322 квартала. Русский квартал («Русский убол» от греч. embolos – улица с аркадами и примыкавшими к ним лавками и домами) был расположен в районе церкви св. Георгия, а его конец находился неподалеку от церкви 40 мучеников. При Юстиниане I на площади был построен храм св. Софии и установлена конная статуя императора. К площади Августион еще при Константине I была проведена широкая улица Меса (греч. средняя), вымощенная камнем и проходившая через форумы Константина I, Тавра, Анастасия, Аркадия. Возле Амастрианской площади она разделялась на две улицы, одна из которых вела к Золотым воротам, другая – к Харисийским воротам. По обеим сторонам Месы возвышались каменные многоэтажные дома с крытыми колоннадами, позволявшими укрыться от летнего зноя и ливней. Между колоннами располагались различные лавки и мастерские. На Месе находились палаты константинопольского архиепископа, здание сената, главная тюрьма, рядом с ней – ведомство эпарха, управлявшего Константинополем. В его руках была сосредоточена административнохозяйственная и судебнополицейская власть: он заботился о городском хозяйстве и о порядке в городе. Эпарх назначался императором. Близ царского портика были расположены книжные лавки, где встречались библиофилы и философы. На северозападе столицы располагался Влахернский дворец, построенный в 1150 г. и ставший резиденцией византийских императоров. Часть территории Константинополя была занята монастырями, окруженными мощными стенами, которые были выложены из крупных плоских кирпичей – плинфы, скрепленных широкими светлорозовыми полосами раствора. Внутри монастырей находились церкви с куполами, покрытыми поливной черепицей или позолоченной медью. Самыми крупными были монастырь Хора и Студийский монастырь. Напротив Влахернского дворца, вне городских стен, располагался монастырь св. Косьмы и Дамиана. Крестоносцы называли его «замком Боэмунда», так как во время крестового похода 1096 г. монастырские строения были отведены отряду предводителя южноиталийских норманнов Боэмунду Тарентскому. К числу древнейших монастырских храмов относились церковь Спасителя монастыря Хора, основанная в 413 г. императором Феодосием II, и базилика Иоанна Предтечи (463 г.). Юстиниану I приписывали сооружение 25 церквей в столице, среди которых были церковь св. мучеников Сергия и Вакха (527 – 736), церковь св. Ирины (532 г.), церковь св. Апостолов, собор св. Софии. При Юстиниане Константинополь достиг максимальной численности населения – 350 – 000 тысяч жителей. По данным средневекового хрониста Альбрика де Труафонтэна в начале XIII в. в Константинополе насчитывалось около 500 церквей и монастырей. Русский путешественник Добрыня Андрейкович в своей «Книге паломника» сообщал, что в церквах несли службу 40 тыс. священников, не считая тех, кто служил в монастырях. Константинополь, раскинувшийся наподобие гигантского треугольника, с двух сторон был защищен морем, с третьей стороны – двойной цепью крепостных стен на протяжении 16 км, построенных в основном при Феодосии II (первая половина V в.) и укрепленных 400 башнями. Ромеи называли их стенами Феодосия или Сухопутными стенами, за которыми был прорыт каменный ров глубиной 10 м, шириной 20 м., наполненный водой. В них находилось 10 ворот – Адрианопольские, Силиврийские, Ксилопорта, св. Романа и др. Над внутренними воротами возвышалось 98 (или 96) восьмиугольных, шестиугольных и четырехугольных башен высотой от 20 до 40 метров с двумя оборонительными площадками каждая. Их основания уходили под землю на 10 – 02 м. В город можно было попасть через Харисийские ворота в северной части Сухопутных стен. На юге, близ Пропонтиды, находились Золотые ворота, через которые император въезжал в Константинополь. Они были украшены колоннами из зеленого мрамора с изображениями древних героев и фантастических животных. По обеим сторонам Золотых ворот возвышались 4 башни. За Сухопутными стенами был вырыт глубокий ров, наполненный морской водой из Золотого рога и Пропонтиды. Через ров были переброшены деревянные мосты, которые уничтожались при появлении врага. С VIII в. вход в залив Золотого рога преграждался железной цепью, она поднималась и натягивалась при приближении вражеских кораблей. Укрепленная на прочных балках, цепь тянулась от Галатской башни в Пере, предместье столицы, до городских стен и поддерживалась на поверхности воды деревянными брусьями – поплавками. Ее мог прорвать только боевой корабль, оснащенный гигантскими ножницами или прочным тараном. Цепь натягивалась 5 раз для противодействия вражеским судам (в 717 – 718 гг. – против арабского флота; в декабре 821 г. – во время восстания Фомы Славянина; в 969 г. – перед грозящей со стороны Руси опасностью; в 1203 г. – в связи с угрозой нападения крестоносцев; в 1453 г. во время осады Константинополя туркамиосманами). Через Золотой рог был перекинут Юстинианов мост. В столице – центре православия и административного управления империей – находились все ведомства, резиденция константинопольской патриархии, императорский двор, культурные и образовательные учреждения (см. византийская школа). Императорская резиденция Филопатион располагалась вне пределов городских стен. Одо Дейльский, капеллан французского короля Людовика VII, сопровождавший своего правителя во время переговоров с Мануилом I Комнином в 1147 г., отмечал хорошее снабжение города съестными припасами и водой, которая подводилась по акведукам к подземным хранилищам, расположенным повсюду (см. цистерны). Он же описал трущобы столицы, где царили нищета, мрак и преступления. Ритор IV в. Фемистий назвал Константинополь «огромной мастерской великолепия». Действительно, византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).

Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.

Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.

Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.

Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.

Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.

Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.

Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.

Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…

Константинополь (Царьград) - одна из древних столиц мира. Константинополь - исчезнувшая столица исчезнувшего государства - Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в .

Константинополь (Царьград) - столица Римской империи, затем Византийской империи - государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал . Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился .

Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 - 337) в 324 - 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное - «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 - 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 - 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом - один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе - самый знаменитый храм Византии - построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это - синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 - 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 - 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее - передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии - источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови - подбриты, щеки - сильно нарумянены.

Константинополь в 7 - 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Так, императорская ложа на ипподроме (длина - 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов - Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 - 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Константинополь - столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 - 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 - 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам - это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле - бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Константинополь был переименован в От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня - это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 - 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 - 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») - Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.