Виктор Шурыгин: «Балалайка — музыкальный символ России. Шурыгин виктор александрович Город рвался в будущее

Шурыгин Виктор Александрович

(род. 23.12.1945 в г. Тверь), ученый, генеральный директор и генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро «Титан», специалист в области создания ракетной техники, кандидат технических наук (1997), член-корреспондент РАРАН, Заслуженный машиностроитель РФ (1996). Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1969).

Работал: в ЦНИИ машиностроения, г. Калининград Московской обл. - инженер (1969-1970); в ОКБ на производственном объединении «Баррикады», г. Волгоград: инженер-конструктор, начальник КБ, заместитель главного конструктора ОКБ-2 (1970-1983), начальник отделения - заместитель главного конструктора, главный конструктор научно-технического направления ЦКБ ПО «Баррикады»; главный конструктор научно-технического направления ЦКБ «Титан» (1983-1991), директор-главный конструктор ЦКБ «Титан» (1991-1997). С 1997 - директор и генеральный конструктор ЦКБ «Титан», с 2001 - генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП ЦКБ «Титан», г. Волгоград. Принимал участие в разработке самоходных пусковых установок (ПУ) и наземного оборудования ракетных комплексов (РК) тактического и оперативно-тактического назначения «Точка» и «Ока», 152-мм буксируемой гаубицы «Мста-Б», артиллерийского вооружения для 203-мм самоходного артиллерийского орудия «Пион» и 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С», 130-мм берегового самоходного артиллерийского комплекса «Берег». Под его руководством были разработаны: самоходные ПУ и наземное оборудование РК «Точка-У» и «Ока-У», РК оперативно-тактического назначения «Искандер-Э», подвижного грунтового РК для универсальной по типу базирования межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М», пусковых стендов и установок для семейства транспортабельных РК «Старт» и др. Автор более 100 научных трудов, имеет 19 авторских свидетельств на изобретения и патенты.

Награжден: орденом Почета (1999), «Золотой медалью SPI» французской Ассоциации содействия промышленности (2002).

Энциклопедия РВСН . 2013 .

Смотреть что такое "Шурыгин Виктор Александрович" в других словарях:

    Сухоруков, Виктор Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сухоруков. Виктор Сухоруков … Википедия

    Список депутатов Верховного Совета СССР 6 созыва - # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш … Википедия

    Оренбургский областной комитет КПСС - существовал с 1934 года по август 1991 года в Оренбурге. 1 е секретари Оренбургского (в 1938 1957 гг. Чкаловского) обкома ВКП(б) и КПСС Горкин Александр Фёдорович (декабрь 1934 июль 1937) Митрофанов Пётр Васильевич (июль октябрь 1937) Раков… … Википедия

    Коммунистические организации - после победы Февр. рев. 1917 большевистские орг ции четырех ур. губ. Перм., Оренб., Уфимской и Вятской были малочисленными и насчитывали в своих рядах ок. 500 чел. Выйдя из подполья, они развернули активную работу по приему новых чл. и к сер.… … Уральская историческая энциклопедия

    Воронов, Геннадий Иванович - Геннадий Иванович Воронов … Википедия

    Верховный Суд Российской Федерации - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967-1979) - Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия Википедия

    Член-корреспондент АН СССР - Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

Балалаечник-виртуоз, заслуженный артист России Виктор Шурыгин начал работу в Омской филармонии в 1986 году. К этому времени за его плечами был уже солидный опыт концертной и сольной деятельности.

Виктор Шурыгин родился на Дальнем Востоке. С юношеских лет в нем проснулось стремление к музыке, особенно к ее народным истокам. В 11 лет он начал заниматься в кружке - оркестре русских народных инструментов, играя на балалайке, затем окончил музыкальную школу по классу «домра». Идя навстречу пожеланиям своего отца, Виктор освоил и баян. В период обучения в Хабаровском музыкальном училище, на 3 курсе, он съездил в Японию, где ему рукоплескал зал.

После окончания музыкального училища молодой, перспективный балалаечник Виктор Шурыгин поступил в Новосибирскую консерваторию им. М.И. Глинки. Уже на пятом году обучения он был принят в один из известнейших коллективов Советского Союза – Государственный академический оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения под руководством И.М. Гуляева. Десять лет работы в оркестре, ежегодные гастроли по стране по стране подарили музыканту колоссальный опыт. Однако, по его словам, в нем всегда жило стремление «играть соло».

Благодаря жене-омичке Виктор Шурыгин переехал из Новосибирска в Омск. Здесь он преподавал в музыкальной школе, а через три года был приглашен в Омскую филармонию.
Деятельность в филармонии Виктор Павлович начал с сотрудничества с баянистом Сергеем Чупахиным. Этот творческий союз просуществовал десять лет. Музыканты активно гастролировали по Омской области и по другим регионам России. В исполнительском багаже Виктора Шурыгина – не только дуэт с баяном, но и с фортепиано, а за последние шесть лет окреп и стал хорошо известен слушателям его дуэт с гитаристом Константином Беляковым. Основу их совместных выступлений составляют народные произведения, которые сам Виктор Павлович выделяет на фоне всех других за их особую мелодичность, «выражающую все – красоту, печаль, радость». По его убеждению, «балалайка создана для этого». При этом репертуар коллектива Шурыгин–Беляков огромен, в нем есть все – от обработок народных мелодий до высокой классики, что как нельзя лучше доказывает способность простого с виду инструмента – балалайки – выражать всю гамму чувств и быть органичным даже в академическом репертуаре.

Сам Виктор Павлович скептически относится к высокой степени техничности при игре на его любимом инструменте. Высокий уровень техники исполнения ради иллюстрации этой техники, по его убеждению, лишает смысла всякое выступление. Он считает, что «слушателя нужно брать музыкой, а не танцами». Искусство игры для него - «исполнять музыку душой, сердцем», ведь только в этом случае возникает особый резонанс, взаимопонимание со слушателем.

Артисту и его балалайке, уникальному инструменту XIX века работы скрипичного мастера Его Императорского Величества Федора Посербского, рукоплескали не только в Омске, других городах России, но и в Венгрии, Швейцарии, Египте, Японии, Китае. Аплодируют виртуозу Виктору Шурыгину, в первую очередь, за искренность его выступлений. Он не считает нужным заигрывать с аудиторией, которую не обманешь, но при этом всякий раз слушатель готов настроиться на его лирический, народный лад, независимо от того, какую программу он исполняет. Любимая фраза Виктора Павловича «делай, что должен; пусть будет, что будет» хорошо иллюстрирует этот внутренний посыл.

Программы Виктора Шурыгина многочисленны и разнообразны. Их названия говорят сами за себя: «Звучащая история России», «В новом стиле» (совместно с солисткой филармонии Анной Шинковой), «Поговори и ты со мной, гитара семиструнная», «Согрета страстью нежной» (неаполитанские песни), «Удаль молодецкая, девичья печаль» (народные песни), «Звени, звени, златая Русь» и другие. В планах исполнителя - добавить в свой репертуар еще несколько интересных композиций, есть у него желание создать красивую, лиричную программу о России, а также классическую программу в дуэте с фортепиано.

Виктор Алексеевич Шурыгин родился 27 февраля 1926 года в деревне Власиха Некоузского района Ярославской области в семье служащего. В 1932 году его семья переехала в Ленинград. Учился в школе №331 Невского района.

В первый же день Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт отец. А в феврале 1942 года от голода умерла мама. Сыну самому пришлось хоронить ее в братской могиле на блокадном Волковом кладбище. Пятнадцатилетний Виктор остался совсем один в городе, осажденном врагом. Его направили на окопные работы в район Пулковских высот. Но в конце февраля он был эвакуирован в Ярославскую область по месту рождения и, наверное, благодаря этому остался жив. Больше года работал в местном колхозе.

В 1943 году в возрасте 17 лет был призван в ряды Красной Армии. Прошел подготовку в учебном полку на должность командира 45-миллиметрового противотанкового орудия. После окончания краткой учебы Виктор Шурыгин был направлен на фронт. Участвовал в боевых операциях на 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах. В составе советских войск освобождал территории прибалтийских республик - города Шауляй, Паневежис, за это был награжден Грамотой Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Форсировал реку Сож, участвовал в освобождении Белоруссии, территории Польши. Осенью 1944 года часть в составе 2-го Белорусского фронта, в которой служил Виктор Шурыгин, освобождала концентрационный лагерь Освенцим.

В начале 1945 года командир стрелкового отделения старший сержант Виктор Шурыгин участвовал в освобождении Восточной Пруссии, взятии Кенигсберга. После окончания войны он был направлен на учебу в Рыбинское танковое военное училище, а потом переведен в Ярославское общевойсковое училище, которое и окончил в 1947 году. Был направлен в Группу советских войск в Германии. Там проходил службу на должностях командира мотострелкового, а затем и танкового взвода, помощника начальника штаба батальона и полка.

В 1951 году откомандирован для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военный округ. В 1964-1971 годах занимал должность Военного комиссара Сестрорецкого района, с 1971 по 1975 годы был Военным комиссаром Невского района города Ленинграда. Уволен в отставку в звании полковника. В 1976 году пришел на Сестрорецкий инструментальный завод редактором заводского радиовещания и проработал там 17 лет.

Виктор Алексеевич по мере возможности работает в районном Совете ветеранов, а также пишет стихи - изданы уже четыре сборника его стихотворений о войне и Великой Победе.

Награжден орденом Отечественной войны II степени и 21 медалью, в том числе: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Белоруссии». В 2006 году Муниципальный совет города Сестрорецка присвоил Виктору Алексеевичу Шурыгину звание «Почетный гражданин города Сестрорецка».

Умер в 2014 году, похоронен на Сестрорецком городском кладбище.

Праздник в день рождения

– Виктор Павлович, порази­тельный факт: с 2008 года 23 июня отмечается День балалаечника как Международный праздник музыкантов-народников – в ваш день рождения!

– Я сам удивился. В архивах нашли, что первое упоминание о балалайке содержится в документе от 23 июня 1688 года. Он называется «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ».

– Но могли праздник музыкантов-народников назвать и днем гармониста?

– Гармонь, конечно, тоже наш народный инструмент. Но, я считаю, сердцу русского человека все-таки ближе балалайка. Под гармошку хорошо веселиться, а балалайка и для веселья, плясок, и для того, чтобы взгрустнуть, поплакать. Она мелодичнее, затрагивает все струны души. Поэтому и считается музыкальным символом России.

– Расскажите свою историю любви к балалайке.

– До десяти лет я жил в поселке Палатка Магаданской области, куда семья приехала на заработки, и никаких инструментов не видел. А потом мы переехали в Хабаровск, и однажды к нам в школу пришел молодой руководитель оркестра народных инструментов из Дворца культуры и пригласил в свой коллектив. Пришло записываться человек 50. Помню, зашел в комнату, где висели инструменты, и сразу взял в руки балалайку. Руководитель говорит: «Может, на другом инструменте попробуешь?». А я отвечаю: «Нет, только на этом».

Я занимался в самодеятельном оркестре и ходил в музыкальную школу. Потом, когда поступил в Хабаровское музучилище, осваивал и домру, и баян. Но однажды на гастроли приехал знаменитый балалаечник Михаил Рожков. Как услышал – решил: я должен научиться играть, как он. Окончил Новосибирскую консерваторию, десять лет играл в оркестре народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, был солистом. По семейным обстоятельствам переехал в Омск.

Зрители встали на колени

– Виктор Павлович, самый народный инструмент сегодня забыт. Можно услышать выступления солистов с консерваторским образованием, но в деревнях уже почти никто не играет. Можно ли вернуть балалайке былую популярность?

– Я помню время, когда в каждом сельском доме на стене висела балалайка, украшенная бантом. Но в 70 – 80-е годы, когда я преподавал в музыкальной школе, училище, институте культуры, на предложение освоить мой любимый инструмент мне в лицо смеялись. Балалайка вышла из моды. А сегодня, спустя 30 лет, уже другое, серьезное, отношение к инструменту. Наверное, пришло осознание, что мы и так много потеряли из культурного наследия. В городе есть хорошие коллективы народной музыки – филармонический «Тарские ворота», муниципальный «Лад», в школах искусств № 3, 5. Жаль, что в сельских районах до сих пор нет обучения игре на балалайке. Ситуацию нужно менять.

– А ведь уже было время, когда балалайка уступала гитаре. В XIX веке – семиструнной, во второй половине XX – шестиструнной, электрической. А вы часто выступаете вместе с гитаристом Константином Беляковым. Значит, эти инструменты уже не спорят между собой?

– Все время спорят. Но очень хорошо сочетаются. Балалайка в сопровождении гитары звучит выразительнее. Мы стараемся сопоставить каждую ноту, каждую музыкальную фразу. Со времени Василия Андреева балалайка на концертной сцене не звучит без аккомпанемента. Он писал произведения для балалайки и фортепиано, целые сборники. А мы делаем обработки для балалайки и гитары.

– И не только. Вы выступали с исполнителями на разных инструментах, даже с органисткой Оксаной Кулешовой. Хотели показать неизвестные возможности балалайки?

– Это интересные эксперименты. Один раз сыграл с органом, а потом был концерт «Балалайка во фраке», где добавился рояль. У органа протяжный звук, который трудно совмещать с балалайкой, а рояль фиксирует звук, и соло на балалайке хорошо звучит. Слушатели были удивлены. Но это не главное – удивить. Я был на концерте известного балалаечника – виртуоза. Что он творит – непревзойденный технарь, словно фокусник, осовременивает любую классическую мелодию. Эффект, как от яркого шоу, а второй раз слушать этого мастера не тянет. Зачем переиначивать песню «Волга-реченька»? Она должна жить своей жизнью, в народной традиции. Трава не растет без корней, и народ не может жить без корней.

– Но ведь и на ваших концертах есть зрелищные эффекты: переворачиваете балалайку, играете на ходу.

– А играю-то «Светит месяц». А недавно с Константином Беляковым в Большеречье сыграли известные довоенные танго, фокстроты – патефонную музыку в своей обработке. «Рио-Рита» – это же у всех на слуху. Как люди замечательно реагировали!

– А как принимают балалайку за рубежом?

– Я выступал в Японии, Китае, Швейцарии, Египте, Венгрии. Везде принимали хорошо. Во второй раз в Японии давали концерты с солистом Музыкального театра – тенором Володей Никеевым. Когда он под мой аккомпанемент запел «Ах ты, душечка» и взял верхнюю ноту, зрители первого ряда встали на колени. Напевная нация.

От мастера императорского двора

– Виктор Павлович, вы обладатель уникального, говорят, даже достойного музейной коллекции инструмента. Как вы с ним встретились?

– Совершенно случайно. У меня была балалайка современного мастера Солдатова, я сам ее заказывал в подмосковной деревне Шихово. Однажды мы с ансамблем песни и пляски омской милиции поехали на гастроли в Новосибирск. У меня там осталось много знакомых. Встречаю Алика Венгерова, музыканта-гобоиста, и он говорит: «Получил посылку из Ташкента с целым мешком скарба от деда. Там есть и балалайка. Посмотри». Я взял инструмент в руки, балалайка – красавица, из палисандра, ели, черного дерева, вся в перламутре. Посмотрел на свет и увидел надпись: «Санкт-Петербург, 1877 год». И рядом роспись мастера Императорского двора Посербского. Когда-то Василий Андреев еле уговорил этого знаменитого скрипичного специалиста переделать балалайку по своим чертежам. Федор Посербский изготовил всего три или четыре балалайки, никто точно не знает – сколько, но мало. Венгеров говорит: «Купи у меня балалайку за 1000 рублей. Мне нужно сыну приобрести хорошую скрипку». Я растерялся – в советское время это были большие деньги. Продал свой инструмент, сколько-то занял, и Алик отдал мне балалайку за 800 рублей.

– И решилась проблема с инструментом для юного Максима Венгерова, ставшего знаменитым скрипачом. Как все связано в музыкальном мире! А за что вы полюбили старинную балалайку?

– Прежде чем понять ее преимущества, я отвез ее в Москву. И мастер помог сделать из этой балалайки концертный инструмент: увеличил диапазон, по-иному наметил лады, изготовил накладку и панцирь. И сказал, что нужно много играть, чтобы почувствовать огромные возможности инструмента. Скоро я убедился, как старинная балалайка может долго нести звук. Сейчас делают более плотные инструменты, мощные. Год поиграешь – и где эта сила? Инструмент не поет. А мой поет.

– А долог ли век балалайки?

– Если постоянно играть и бережно относиться, то возраст инструмента – в плюс.

– Наверное, многим интересно спросить, не болят ли у балалаечника пальцы?

– Когда-то болели, а теперь вечные мозоли. Вот, например, на домре играют с медиатором. Так и звук не тот – холоднее. Медиатор стучит, а соприкосновение пальцев со струнами дает возможность передать чувства музыканта.

– Есть ли у балалаечников такое понятие, как у пианистов, – переиграл?

– Конечно, есть. Я в молодости занимался по шесть часов, хотелось стать профессионалом. А сейчас играю четыре часа каждый день. И в отпуске не расстаюсь с балалайкой. Иначе нельзя. Если пару дней летом отвлекусь на внуков, меня особенно тянет к инструменту. Впрочем, такое редко бывает.