Венчание не в церкви. Обязательно ли покупать кольца? Православные запреты в церкви

На самые часто задаваемые вопросы о смысле и значении венчания отвечает настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской г. Благовещенска иерей Святослав Шевченко.

– Батюшка, почему для брака непременно нужно венчание – церковное благословение? В чем суть венчания?

– Венчание – это таинство по соединению, слитию, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания – это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена – как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя мистическая жизнь, свои богослужения – в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Ничего подобного нет в других формах по созданию семьи. Поэтому для верующих людей Венчание – это важный шаг.

– Если нет желания и намерения жить именно церковной жизнью, во Христе, регулярно бывать на службах и так далее, но внутри есть понимание, что венчаться нужно, как быть?

– Ну, с чего-то же нужно начинать свой путь к Богу? У кого-то, возможно, он начнется с таинства Венчания. Лично я лично почувствовал на своей семье силу таинства. Мы с супругой сначала расписались. И было ощущение, что ничего особенного не произошло. Будто мы в ЗАГСе заключили какую-то имущественную сделку. Словно подписали соглашение о том, что не против жить вместе. Что-то пустое и бесцветное. Но когда нас венчал наш духовник в одном маленькой сельском храме, а вокруг с нами молились наши родные и близкие друзья – мы как-то мистически переродились. Стали ощущать на невербальном уровне духовную связь, ее не было – и вдруг она появилась. Примечательно, что таинство зафиксировал на видеокамеру наш друг. Когда мы просматривали эти кадры, то увидели, что в какой-то момент вдруг стали очень похожими друг на друга. Мы увидели то, что раньше не замечали, что было сокрыто от наших глаз. Поэтому просто уверен, что Венчание дало мощный импульс для нашего дальнейшего воцерковления.

– Как объяснить жениху или невесте, для чего венчаться?

– Если человек очень любит свою жену и считает себя христианином, то он должен довериться Церкви. Венчание – это пик, которого может достичь семья. Это высший, новый уровень бытия супругов в системе Небесных координат. Более того, на своем жизненном опыте убедился, что Бог помогает решать, казалось бы, неразрешимые – проблемы, конфликты, неурядицы. Венчанный брак Христос несет на своих руках (не без нашего стремления и старания, конечно). Главное впустить Его в свою семью. Ведь мы призываем во время семейных нестроений разных советчиков (друзей, подружек, сослуживцев, психологов) в качестве третейских судей. А в таинстве предлагается сделать таким добрым помощником Самого Небесного Царя. Именно в этом заключается суть венчания. Кто откажется от такой чести?

– Венчание – это серьезный шаг, на всю жизнь. Может быть, сперва стоит зарегистрировать брак в ЗАГСе и пожить вместе, а потом уже повенчаться, чтобы точно быть уверенными?

– Тут будет уместным вспомнить про традицию, которая, к сожалению, ушла в прошлое: традиция совершения Чина обручения за определенное время перед таинством Венчания. Сегодня священник делает это в храме одновременно – обручил и сразу обвенчал. Это было оправдано в советскую эпоху, когда каждое совершение богослужения и таинства было опасно. Нынче нам ничего не мешает обручать расписанных в ЗАГСе супругов, например, за полгода, год до Венчания. Таким образом, брачующиеся проходили бы испытательный срок до совершения Таинства, проверяя свои отношения на серьезность, потому что сегодня, к сожалению, приходится сталкиваться с таким явлением, когда венчанные некогда супруги осаждают местные епархиальные управления с настоятельной просьбой «развенчать» их. Но невдомек им, что Таинства не имеют обратной силы – нельзя раскреститься, разъисповедоваться, распричаститься, развенчаться. И если не было серьезных причин – то оба супруга будут отвечать перед Богом за то, что они не сумели сохранить семью, в чем они перед Ним обещались. А между обручением и Венчанием – будет период крепко подумать и принять окончательное решение.

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Таинство венчания уходит корнями в глубокую древность, и православные христиане всегда относились к нему с особым почтением, ведь этот обряд означал клятву перед Богом и людьми в любви и верности, которую влюбленные должны были пронести через всю жизнь. Эта клятва сдерживает их в порывах гнева, награждая семейным счастьем, объединяет супругов в духовном плане.

Таинство, прославляющее союз влюбленных сердец, для православной церкви играет огромную роль, поэтому пары, которые приняли решение получить божеское благословение на совместную жизнь в церковном браке и на рождение детей, должны подойти к этому осознанно. Обряд венчания в корне отличается от церемонии регистрации в загсе, известной большинству, поэтому стоит познакомиться с правилами венчания, знакомых далеко не каждому.

Кому недоступно таинство венчания

  1. Прежде чем принять такое ответственное решение, следует ознакомиться с ограничениями, без соблюдения которых венчание невозможно.
  2. Вступление в церковный союз даже второй раз проблематично, а более трех раз - недопустимо.
  3. Не могут венчаться люди, находящиеся в близких родственных связях (до 4-й ступени). Не допускается венчание и при духовном родстве – кум и кума, крестник и крестный родитель.
  4. То же относится и к людям с психическими отклонениями.
  5. Венчание не состоится, если молодожены считают себя атеистами и хотят венчаться не по зову сердца, а по другим мотивам – дань моде, желание родителей и т.п.
  6. Если один или оба молодожена исповедуют другую веру, не крещенные в православной церкви и не желают пройти обряд крещения перед венчанием.
  7. Если один из супругов состоит в церковном или гражданском браке. При церковном браке надо взять разрешение у архиерея на расторжение предыдущего, при гражданском – расторгнуть официальные отношения.
  8. Венчание проводится при наличии свидетельства о регистрации и паспортов со штампами гражданского брака.
  9. Возрастные ограничения для церковного брака: невесте на момент обряда должно быть полных 16 лет, жениху – 18 лет.

С чем надо приходить на венчание

  1. Если решение принято и препятствий для брака нет, можно согласовать со священником место и время венчания в специальном календаре, так как в некоторые дни, а также во время постов, накануне крупных церковных праздников: Святок, Масленицы, в течение Пасхальной недели - венчание не проводится.
  2. Если собираетесь снимать обряд на фото или видео, этот момент также надо обговорить: в каком месте можно находиться фотографу и видеооператору и какие моменты можно снимать. Во время чтения отдельных молитв ничто суетное не должно отвлекать присутствующих от происходящего.
  3. На венчании необходимо присутствие свидетелей, крещенных в православном храме. Когда венчание было единственным актом подтверждающим законность брака, к выбору поручителей относились очень серьезно, ведь они помогали скрепить союз. Сегодня требования к свидетелям смягчились, но их присутствие на обряде обязательно. Надо подобрать высоких и выносливых шаферов, которые смогут в течение всей службы держать венец над головами венчающихся. Что нужно купить для венчания в церкви? При подготовке к обряду надо приготовить:
  4. Свадебное платье и – два разных понятия. Для храма платье должно быть скромного фасона, с закрытыми плечами и рукавами, без декольте и открытой спины, не укороченное. Оттенки – только светлые, черный, синий, фиолетовый вообще под запретом. Дополняют наряд длинный шлейф – символ долгой супружеской жизни и (можно шляпка или белый платок, ведь длинная фата может воспламениться от множества свечей). Если даты регистрации брака и венчания совпадают, для открытого свадебного платья можно воспользоваться шалью, накидкой.
  5. Обручальные кольца для священника надо приготовить заранее, чтобы он успел провести обряд освящения. Традиционно муж носил золотое кольцо – символ солнца, а жена – – луна. Сейчас таких условностей не придерживаются.
  6. Также заранее надо передать в храм бутылку кагора, который используют в обряде венчания.
  7. В церковной лавке надо уточнить, какие купить свечи для венчания. Обычно используют специальные, праздничные. Чтобы зажженная свеча не обжигала воском руки, надо приготовить салфетки или платочки.
  8. для венчающихся обязательны.
  9. Венчальный рушник или белая ткань, на которые становятся новобрачные во время обряда.
  10. Обряд венчания длится в среднем около часа, а потому стоит подумать об удобной обуви.
  11. Надо подготовить и предварительно освятить иконы Спасителя и Богородицы, олицетворяющих мужское и женское начала, которые новобрачные будут держать на венчании, а потом сохранять дома как семейную реликвию, чтобы передать потом своим детям.

Подготовка к венчанию

До сих пор речь шла о формальностях, но ведь главное здесь – не чистота и красота нарядов, а состояние души. Сейчас правила более лояльные, целомудрия до венчания никто не требует, но определенные ограничения все же есть. Что нужно для венчания в церкви? Три дня накануне венчания жених и невеста постятся, готовятся к исповеди и причастию. С начала дня венчания (с 0 часов) воздерживаются от приема пищи, воды, половых контактов, алкоголя и курения. В храме новобрачные исповедуются и причащаются, а потом уже переодеваются в наряд для венчания.

Как вести себя в храме

Не все придают должное значение таинству венчания, поэтому многие приходят в храм в обычной одежде, разговаривают. Вот некоторые общие правила, которые надо помнить, переступая порог храма:

  • наличие головного убора у женщин, нательного крестика и соответствующей одежды, прикрывающей ноги и плечи, тем, кто пришел в брюках, выдают специальные фартуки;
  • макияж – максимально приближенный к естественному;
  • в храм нужно прийти за 15 мин. до начала, поставить свечи, приложиться к иконам;
  • отключить мобильные телефоны;
  • не разговаривать во время службы;
  • правила венчания запрещают присутствующим ходить во время службы по храму;
  • сидеть на скамейках разрешается престарелым и немощным прихожанам;
  • во время обряда мужчины располагаются по правой стороне зала, женщины – по левой;
  • есть места, куда нельзя заходить вообще (например, алтарь);
  • не держаться за руки и не держать руки в карманах;
  • не стоять спиной к иконостасу;
  • если не уверенны, что выстоите весь обряд венчания, лучше остаться у входа в храм, ведь уход со службы раньше времени – демонстрация неуважения к православию.

Крестятся православные правой рукой и священника называют «батюшка». Эти правила должны неукоснительно соблюдать не только венчающиеся, но и все присутствующие на церемонии гости.

Обряд венчания

Описать венчание в деталях невозможно – разве словами передашь всю красоту и святость таинства? В обряде выделяют четыре этапа:

  • обручение (раньше оно проводилось отдельно и у молодых был испытательный срок, во время которого можно было расторгнуть отношения, а теперь вся процедура проходит в один день);
  • непосредственно само венчание;
  • разрешение венцов;
  • молебен — благодарность.

Сначала проходит обряд обручения, в ходе которого священник выдает жениху и невесте свечи, поэтому свадебный букет ей здесь не нужен. После обручения молодые проходят в центр к алтарю для венчания. После молитв и возложения венцов священник преподносит чашу с вином – символом бед и радостей супружеской жизни. Венчающиеся отпивают его трижды. Завершает обряд обход новобрачных вокруг аналоя и чтение назидания.

Венчание после свадьбы

До венчания многие хотят прожить вместе какое-то время, чтобы убедиться в своем выборе, ведь расторгнуть церковный брак не так просто – причин для такого поступка может быть две: лишение рассудка или супружеская измена. Что нужно для венчания в церкви после свадьбы? В принципе, то же самое - для церкви не имеет особого значения, сколько лет супруги живут вместе. Есть только дополнения благословения для супругов, доживших до серебряной или золотой свадьбы. Если кто-то из супругов состоит не в первом браке, то к церемонии добавляются покаянные молитвы.

Значение сего обряда во все века сложно переоценить, ведь значения семьи в нашей жизни пожалуй самое главное что есть.

Таинство брака в Православной Церкви

Таинство венчания (брака) установлено православным катехизисом (руководством вероучения христиан), в котором содержатся порядок подготовки к венчанию и проведения обряда, венчальные молитвы, дни, подходящие для венчания, обстоятельства, при которых запрещается проводить обряд, и другие Божественные установления. Обещание венчающихся перед Церковью сохранять супружескую верность является основанием благословления их супружеского союза, рождения детей и их христианского воспитания.

Брачный союз первой супружеской пары Адама и Евы благословил Бог, дав им завет плодиться и размножаться. Завет Бога и Таинство брачного союза отражается в книге Бытия и Евангелии, где великая тайна брака сравнивается с тайной союза Церкви с Христом. Подчеркивая высоту брачного союза в глазах Бога, Иисус Христос неоднократно уподобляет образ обитания в Царствии Небесном брачному пиру и торжеству.

История обряда венчания

В старозаветный период первый обряд венчания упоминается в описании брака Исаака и Ревеки – переговоры слуги жениха с отцом невесты о предстоящем венчании, дарение Исааком подарков Ревеке, устройство брачного пира. Затем традиции дополняются брачным договором, благословлением венчающихся в присутствии друзей жениха (брачных сынов) и подруг, сопровождающих невесту.

Традиции дополняются символическими ритуальными действиями: 7-ю благословлениями раввина на брак, благопожеланиями гостей, одеванием золотого кольца женихом на палец невесты, чтением брачного контракта в присутствии раввина и свидетелей, 7-дневным пиром с передачей женихом невесте оговоренного приданного.

Ветхозаветные и греко-римские традиции и ритуалы оказали влияние на зарождающийся новозаветный христианский обряд венчания: таинство и святость венчания, установление Богом вечного союза полов. Апостол Павел называет сторонников запрещения браков лжеучителями.

Христианская Церковь, не отвергая старозаветные и греко-римские традиции, придает им новый смысл, но ритуалы Х-ХIII веков утеряны. В XIV- XIX веках появляются и постепенно отшлифовываются следующие традиции, основавшие современный обряд венчания:

  • XIV век – совершение Таинства брака мирскими священниками, обмен кольцами женихом и невестой, причащение венчающихся Преждеосвященными Дарами.
  • XV век – 3-кратное благословение новобрачных зажженными свечами.
  • XVI век – новобрачные просят благословения эпископа, архиерей выдает им “венечную память” с указанием священнику прихода проверить отсутствие канонических препятствий к венчанию (сватовства, кумовства, принадлежности к роду и племени). После проверки («обыска») заключается семейный сговор, священник в доме жениха провозглашает молитву “жениху по невесту ехать”, сопровождает, жениха в дом невесты, где читает молитвы, частично сохранившиеся в современном обряде. Родители благословляют новобрачных и вместе с ними направляются в церковь, где совершается Таинство венчания.
  • XVII век – в брачном договоре в случае развода предусматривается денежная компенсация.
  • XVIII век – Таинство венчания проводится в 2 этапа (обручение и венчание), промежуток между которыми продолжается 6 недель. Таинство венчания совершает священник прихода одного из молодоженов. В 1765-1775 г.г. выдача архиереем «венечной памяти» и временной разрыв между обручением и венчанием (за исключением венчаний родственников императора) отменяются.
  • XIX век – акт венчания подтверждают своими подписями в храмовой метрической книге свидетели жениха и невесты.

Канонические препятствия для венчания, или кому нельзя

Катехизис четко определяет исчерпывающие причины, препятствующие проведению церковного брака:

  • 4-е по счету венчание жениха или невесты;
  • венчание троюродных сестер и братьев;
  • кто-либо из молодоженов – атеист, руководствующийся проведением обряда венчания не духовными, а посторонними побуждениями;
  • кто-либо из венчающихся не крещен и не изъявляет намерения принять Крещение;
  • один из претендентов на венчание не оформил расторжение заключенного гражданского брака или не имеют согласия архиерея на расторжение существующего церковного брака и благословения на новый церковный брак;
  • венчание крестных отца и матери одного ребенка или крестника с крестным родителем;
  • исповедование кем-либо из венчающихся нехристианской религии;
  • венчание принявших обет монашества или рукоположенных священников и дьяконов;
  • отсутствие благословения родителей у венчающихся несовершеннолетнего возраста;
  • психическое или физическое заболевание, явившейся причиной отказа государственной регистрации брака.

Венчание по канонам католической или протестантской церкви или присоединение какого-либо супруга, венчавшегося по нехристианскому обряду, к Православной Церкви по их желанию остается в силе по православным канонам. При достижении совершеннолетия благословение родителей не обязательно, венчании может проводиться без их благословения.

Дни года, в которые не производится обряд венчания

Без благословения архиерея и при отсутствии чрезвычайных причин обряд венчания не может проводиться в нижеперечисленные дни:

  • все дни 4-х многодневных постов (Великого 49 дней от Чистого понедельника до конца Страстной недели; апостольского 1-5 недель через 1 неделю после дня Св. Троицы до 12.07; Успенского 2 недели 14-27.08; Рождественского 40 дней с 28.11 по 06.01);
  • 7 дней перед Великим постом (дни Сырной масленицы);
  • 1 неделя после Пасхи (дни Светлой седмицы);
  • 12 дней Святок (07-18.01);
  • все субботы, четверги и вторники;
  • накануне двунадесятых, престольных и великих праздников;
  • за день и в день празднования Воздвижения Креста Господня (10-11.09 и 26-27.09) и Усекновения главы И. Предтечи.

Например, во втором полугодии 2015 г. выбрать день венчания можно только из 65 дней в июле-ноябре месяцах, в декабре нет дней, разрешенных для венчания.

Кроме выбора дня венчания необходимо договориться со священником о часе венчания, т.к. практически обвенчаться можно только с 14 до 17 часов. Это связано с тем, что венчание не проводится в темное время суток. Невеста должна до венчания посетить литургию, которая проводится с 13 до 14 часов, а после 17 часов в церкви начинается вечернее богослужение. Таким образом, молодоженам для венчания отводится во втором полугодии 2015 г. 66 х 3 = 198 часов.

Подготовка к обряду венчания

Прежде всего, молодожены выбирают Православную Церковь, в которой священник не находится под каноническим запретом, не является монахом или отцом одного из молодоженов и может провести Таинство венчания отдельно для данной пары. Учитывая ограниченное количество часов венчания в храме, нужно сделать предварительную запись заранее.
До венчания необходимо зарегистрировать светский брак и проверить, не имеется ли причин, запрещающих венчание. В договоренный со священником день венчания до начала Таинства пара должна пройти совместное Причастие, подготовка к которому включает:

  • 1-3-дневный пост, исключающий мясные и молочные продукты;
  • 100-процентный сухой пост и отказ от курения с 24 часов до Причастия;
  • 3-дневный отказ от половой жизни;
  • чтение перед Причастием 3-х канонических молитв.

При подготовке к венчанию требуется закупить обручальные кольца, рушник, венчальные свечи и иконы, платок для покрытия головы невесты, пройти Божественную литургию. Невесте следует обуть удобную на низком каблуке обувь, обойтись без украшений и минимальной косметикой. Венчающиеся должны надеть нательные крестики.

Отношение Церкви к расторжению брака

Церковь считает развод нарушением порядка, установленного Богом, т.к. венчание объединяет плоть супругов в единое целое, человек не должен разъединять сочтенное Богом. Разрушение брака является следствием жестокосердия и немощи человека, который не всегда может прислушаться к запрету Бога.

Церковь, проявляя снисходительность к немощи человека, осуждает его за расторжение брака, но в допускает исключения в течение всей его жизни максимум три рази при снятии архиереем благословения, данного раннее, и согласии проведения венчания повторно. Разрешение архиерей может дать только в случае получения развода в светском браке и при отсутствии канонических причин, препятствующих новому браку.

Первоначально Бог указал только прелюбодеяние, которое допустил кто-либо из супругов, причиной распада венчанного брака, но со временем перечень причин расширился и, кроме прелюбодеяния, включает:

  • новый брак супруга;
  • принятие супругом неправославной веры;
  • наличие пороков, неприемлемых для человеческого естества;
  • самокалечение, приведшее к неспособности половой жизни;
  • пропажа без вести;
  • действия одного супруга, приводящие к ущербу здоровью или угрозе смерти другого супруга или своих детей;
  • заболевание психики, признанное неизлечимым, алкоголизм, сифилис, проказа, СПИД, наркомания;
  • аборт по инициативе супруги, не получившей согласия отца ребенка.

Как показала практика, перечень причин, допускающих распад брака, не может быть исключительным и постепенно расширяется.

Обряд венчания включает обручение и само венчание.

Обручение с благословлением Церкви подтверждает искренность намерений, обещаний и чувств венчающихся, т.к. они удостоверяются перед всеми прихожанами. Обручение производится в определенной последовательности.

Жених и невеста становится соответственно справа и слева от алтаря, повернув к нему лица. Священник через Царские врата выносит из алтаря крест и Евангелие, а дьякон обручальные кольца, которые при совершении Литургии оставлялись на Престоле. Священник благословляет обручающихся зажженными свечами три раза. Если обряд венчания молодыми совершается впервые, священник передает им символизирующие целомудрие зажженные свечи. Священник с молодыми входит внутрь храма и совершает каждение, возглашая «благословен Бог наш», (кадильный дым – символ благодати Бога, окутывающей молодых подобно дыму). После чтения «обычного начала» начинается великая ектенья (прилежное моление) с прошениями о даровании венчающимся детей, ниспослании совершенной любви и благословении непорочной жизни, сохранении в единой вере и единомыслии. В кратких молитвах восхваляется Бог, испрашивается у него благословение венчающимся. Священник с золотым кольцом в руке три раза провозглашает об обручении жениха, творя крестное знамение над его головой, и надевает золотое кольцо на палец его руки. Аналогичные действия производятся с невестой с серебряным кольцом. После трехкратного обмена кольцами, символизирующего отдачу жениха и невесты друг другу, золотое кольцо переходит к невесте, передавая мужественный дух женской слабости. Оканчивается обряд заключительной молитвой, испрашивающей благословение и сугубой ектеньей с прошением об обручении.

Венчание создает основание для семейной жизни в лоне и под покровом Православной Церкви. В начале венчания священника с кадилом выходит в центр храма, за ним следуют молодые с горящими свечами. Хор исполняет 127-й псалом, прославляя венчание, благословленное Богом. Молодые становятся на плат перед аналоем. Священник обращается к венчающимся со словами поучения, задает им вопросы, получает подтверждение, что они искренне желают быть супругами и не связаны обещаниями другой невесте или жениху, и начинает венчание возгласом “Благословенно Царство”. Великая ектенья (мирная) провозглашает прошения о душевном и физическом благосостоянии венчающихся, произносятся 3 молитвы о них. Происходит главное действие Таинства венчания – священник крестообразно знаменует венцом жениха, затем невесту и венчает их. Произносится тайносовершительная молитва, богородский прокимен (один стих псалма), 230-е зачало из «Послания Павла к Уфесянам», Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11), ектеньи (сугубая и просительная), молитва о новобрачных. Церковный хор, венчающиеся и присутствующие на венчании провозглашают молитву «Отче наш». Священник над принесенной молодым чашей вина читает молитву о благословении сочетающихся браком, совершает крестное знамение над чашей, жених и невеста три раза принимают ее, символизируя общность предстоящих радостей и скорбей. Священник трижды проводит венчающихся вокруг аналоя под исполнение торжественных тропарей (молитвенных песнопений о сущности венчания). В заключение Таинства священник снимает венцы с обвенчанных, приветствует их, призывая соблюдать Божьи заповеди, произносятся 2 заключительные молитвы, новобрачные целуются, поздравляя друг друга. После отпуста (окончания обряда) и заключительной молитвы обвенчанные целуют иконы Спасителя и Божьей Матери и принимают поздравления с бракосочетанием от присутствующих.

Особенности венчания в греко-католической Церкви в Украине

Венчание в греко-каталической Церкви отличается некоторыми более демократичными деталями обряда. Перед венчанием проводится курс обучение в объеме 19 занятий, исповедаться и накануне венчания принять причастие. Для оформления брака дополнительно предоставляются справка о проведенном обучении и протокол подготовки к обряду.

Язык богослужения, как правило, украинский. Но в храме Пресвятой Евхаристии по договоренности со священником для иностранцев, не владеющих украинским языком, венчание проводится на русском и пяти европейских языках.

Вместо оплаты за обряд церковь принимает добровольное пожертвование, а не обязательный строго регламентированный платеж, размер пожертвования определяют новобрачные в соответствии со своими материальными возможностями, желанием пригласить праздничный хор и использовать другие атрибуты, подчеркивающие важность венчания.

Венчание с верующим другой религии требует благословения и согласия эпископа, который индивидуально рассматривает каждую конкретную ситуацию.

Женские менструальные циклы не считаются препятствием для посещения церкви и проведения Таинства венчания.

Причины, препятствующие церковному браку, строго не регламентируются, при возникновении определенных сложностей они рассматриваются индивидуально с соблюдением правил Греко-католической Церкви.

Отличие светского брака от церковного

Светский брак не всегда заключается на основе любви жениха и невесты друг к другу, не редки случаи браков по расчету. Венчание в Церкви предполагает единение душ и следование заповедям Бога. В этом суть Таинства венчания. Церковь не считает светский брак греховным, т.к. он не является греховным прелюбодеянием и предусматривает определенные нормы поведения в семейной жизни, установленные светскими законами. В отличие от светского брака, сожительство, которое модно называть гражданским браком, является по церковным канонам грехом, являющимся основной причиной невозможности венчания. Супруги, прожившие много лет в светском невенчанном браке, могут при желании пройти Таинство венчания особым чином, несколько отличающимся от канонического венчания.

Светский брак предусматривает широкий круг причин для развода, более половины светских браков оканчиваются разводами. Церковь строго ограничивает расторжение церковного брака исключительными обстоятельствами и не использует понятие «развенчание», хотя может, в порядке исключения, благословить второй и третий брак. Ответственность супругов в церковном браке несравнимо выше, чем в светском, т.к. они отвечают перед объективным Божьим судом, а не перед субъективными законами, созданными человечеством. Это подтверждает неофициальная статистика, проведенная выпускником духовной семинарии в г. Пушкино. Венчанные браки распадаются в 68% случаев из-за неверности одного из супругов, а причинами разводов светских браков являются различие в характерах, утрата взаимоуважения, фактическое отсутствие брачных отношений, несложившаяся брачная жизнь и прочие причины.

Вам понадобится

  • - cвидетельство о браке;
  • - свечи;
  • - иконы Спасителя и Божией Матери;
  • - одежда;
  • - договоренность со священником в храме;
  • - белое полотенце или плат, рушник;
  • - деньги.

Инструкция

Подготовьтесь к венчанию с помощью поста, молитвы, причащения и покаяния. В день обряда нельзя есть, пить, курить и иметь сексуальные отношения. Запреты обусловлены обрядом причастия, предшествующего церемонии. Об этом предупреждает священник, когда вы обсуждаете предстоящий праздник.

Договоритесь со священником в храме на конкретное время венчания. Лучше всего на утро. Делать это надо не менее, чем за три дня до мероприятия. Покажите священнику свидетельство . Если вы планируете церемонию в день бракосочетания, покажите документ перед началом Таинства. Не проводят обряд в четные дни недели, во время постов, в (Святки, Рождество, Великий Пост и др.)

Приготовьте две иконы, Спасителя и Божией Матери. Приобретите две венчальные свечи, все это продают в храме. После венчания оставите у себя, их следует хранить всю жизнь. Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Купите белое полотенце или плат, рушник. На него во время венчания встают молодые. Плат после Таинства остается в храме.

Не стоит приобретать специальную одежду , важно, чтобы она была чистой, аккуратной и достаточно скромной. Свадебные наряды - всего лишь традиция. В Церкви нет на этот счет строгих указаний.

Вы не сможете пройти венчание, если являетесь атеистом, имеете близкое родство с супругой (-ом), кто-то из новобрачных не крещен, официально состоит в браке с другим лицом, ранее дали монашеский обет или приняли рукоположение в священный сан. Могут не повенчать, если между супругами большая разница в возрасте, если последний брак - четвертый и более по счету.

Установите препятствие, если оно есть, для этого обратитесь к архиепископу, с его согласия вам разрешат провести Таинство. Это относится к бракам между крестным и крестником, возрастным бракам, когда один из супругов намного старше другого, а также к бракам православных и католиков или протестантов.

Допустить некрещеных супругов к венчанию можно только после крещения. Если предыдущий брак был освящен Православной Церковью, перед повторным венчанием необходимо получить разрешение на развод и новый брак от архиепископа. При этом он не может проводить дознание о мотивах расставания с бывшим супругом (-ой).

Пригласите родственников и друзей. Священник, который проводит обряд, не может находиться под каноническим запрещением (т.е. должен быть членом Православной Церкви, иметь глубокую и твердую веру, безукоризненную нравственность, умственное и душевное здоровье. Отсутствия этих качеств являются каноническими препятствиями к священству, которые определены правилами святых Соборов). Кроме того, каноническими препятствиями являются: ранее совершенные уголовные преступления, смертные грехи (блуд, прелюбодеяние, алчность и др.), брак с разведенной женщиной, монашеские обеты. По желанию, организуйте фото- и видеосъемку. Закажите ресторан или проведите банкет на дому. Праздновать венчание не запрещено.