Утилизация шпал деревянных: обзор различных способов. Виды железнодорожных шпал и их утилизация

Проблема утилизации железнодорожных деревянных шпал — острейшая для транспортной отрасли. Изъятые из пути шпалы подлежат захоронению на региональных полигонах промышленных отходов, однако из-за переполненности этих полигонов подразделения железной дороги зачастую вынуждены накапливать и складировать шпалы в местах, не предусмотренных для их хранения. В соответствии с законодательством такое несанкционированное размещение вредных отходов нередко дорого обходится их владельцам. Между тем, утилизация шпал деревянных не только замыкает жизненный цикл продукта, но и одновременно может стать альтернативным источником энергии и ценного сырья. Рассмотрим наиболее известные на сегодняшний день способы утилизации отработанных деревянных шпал.

Способ первый : сжигание Основной метод утилизации шпал деревянных, применяемый в настоящее время, - сжигание. Дешево и сер- дито, горят шпалы очень хорошо - благодаря все той же креозотовой пропитке. Его недостатки: конечные продукты прямого сжигания - зола и… огромный объем токсичных летучих веществ, выбрасываемый в окружающую среду! Периферийная часть шпалы на 80% состоит из каменноугольного масла, а оно в свою очередь содержит 20,1% фенолов, 17,2% фенантренов, 16,9% пиренов, 22% ацетона и 12% бутанола. Эти соединения, попав в воздух, способны вызвать тяжелые отравления у людей, а в отдаленной перспективе - способствовать появлению онкологических заболеваний. Вот почему эффективная утилизация должна строиться не на простом сжигании, а на процессе глубокой переработки с промежуточным процессом нейтрализа- ции креозота.

Способ второй : использование в качестве строительного материала Возможность вторичной эксплуатации шпал еще в эпоху тотального дефицита оценили садоводы и сельские жители, для которых отработанные деревянные изделия стали бес- платным строительным материалом. Несмотря на то, что трудностей с поиском стройматериалов в стране давно уже нет, случаи применения ОДШ для возведения надворных построек (бань , курятников) и даже дачных домиков - по-прежнему очень распространенное явление. Его недостатки: использование пропитанных креозотом шпал для сооружения ограждающих конструкций, равно как и их сжигание, категорически не рекомендуется специалистами - ежедневное вдыхание токсичных паров каменноугольного масла ни к чему хорошему не приведет.

Способ третий : газификация По сути, газификация - предельный случай диспергации (превращения топлива в пылевидный поток). Из- вестно, что диспергирование топлива уменьшает неполноту сгорания углеводородных соединений, при этом степень обезвреживания увеличивается примерно в тысячу раз по сравнению с обычным сжиганием. Газификация топлива осуществляется путем его разложения при недостатке кислорода. Полученный в газогенераторе газ, содержащий водород и окись углерода, сжигается в котельной установке на типовой горелке. В процессе газификации за счет длительного пребывания токсичных веществ в зоне окисления (десятки минут) при недостатке кислорода и умеренной температуре (около 400°) происходит расщепление сложных циклических соединений с получением газогенераторного газа, содержащего водород и окись углерода. Эти вещества сжигаются при избытке кислорода в котле или отдельной камере газогенератора, причем дымовые газы содержат только воду и углекислый газ. Полученная тепловая энергия может быть использована для отопления депо, мастерских, станционных сооружений. Его недостатки: как показывает практика, большинство газогенераторных установок недостаточно экономичны и имеют довольно низкую продуктивность при относительно высоком расходе дизельного топлива.

Способ четвертый утилизации шпал деревянных : переработка шпал в древесный уголь Технология глубокой переработки отслуживших свой срок железнодорожных шпал предполагает, что на первом этапе с помощью химических реагентов нейтрализуются соединения креозота, а уже на втором этапе перерабатывается древесина. Его недостатки: возможность утилизации шпал при соблюдении экологических норм - с образованием активированного угля и выделением тепловой энергии (которые затем также могут быть задействованы в производственном цикле предприятия) кажется привлекательной, однако эта технология на сегодняшний день достаточно затратна. Пока ее применение не может кардинально решить проблему размещения отходов.

Способ пятый ( самый перспективный на сегодняшний момент ) : пиролиз. Методика пиролиза (термического разложения без доступа воздуха) отработанных деревянных шпал с дистилляцией каменноугольного масла недавно была предложена специалистами одного из предприятий. По их мнению, применение метода пиролиза для утилизации ОДШ позволит не только предотвратить загрязнение окружающей среды, так как процесс пиролиза осуществляется в герметичных условиях, но и позволит получить экономическую выгоду. Использование тепла от сжигания образующихся пирогазов позволит до минимума снизить энергозатраты на процесс. При правильной организации технологического процесса этот метод утилизации позволит не только покрыть энергетические потребности процесса пиролиза, но и использовать излишки вырабатываемого тепла в технических или бытовых нуждах. Кроме того, экономическая эффективность такого способа утилизации значительно повышается за счет реализации жидких и твердых продуктов пиролиза, которые могут быть использованы в промышленности. Полученные в ходе экспериментальных исследований результаты говорят о незначительном отличии адсорбционной активности угля, полученного из ОДШ, от сорбционной активности древесного угля из березы (в среднем ниже на 5%), что делает возможным его применение в качестве сорбента в технических целях - для адсорбционной очистки в промышленности. Его недостатки: пока очень мало информации о практическом применении этой методики. Итак, проблема выбора оптимального способа утилизации шпал во многом упирается в отсутствие достаточного опыта переработки этих отходов в соответствии с требованиями экологии, дефицит денежных средств и несовершенство экологического контроля, позволяющее свободно сжигать и складировать ОДШ. Однако шаги по изучению путей утилизации шпал деревянных, предпринимаемые пусть и не очень активно, позволяют надеяться, что со временем ОДШ станет еще одним ценным ресурсом.

По материалам журнала «РС Эксперт».

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Все мы не понаслышке знаем что представляют собой железнодорожные шпалы. Это подпорки для рельсов, которые используются при прокладывании железной дороги. Для производства шпал используются различные материалы. Таки образом, можно разделить шпалы на несколько категорий по типу материала:

  • Деревянные.
  • Железобетонные.
  • Стальные.
  • Пластиковые.

Деревянные железнодорожные шпалы

Эта категория наиболее сильно подвержена износу. Их ресурс примерно 7 – 40 лет в зависимости от древесины и нагрузок. Дерево имеет свои плюсы: оно легко поддается обработке, упругое, является диэлектриком, то есть не проводит электричество, почти не реагирует на изменение температуры. Но есть и минусы: дерево подвержено гниению, особенно в местах соединения с рельсами.

Для производства используются сосна, ель, пихта и кедр. Для того, чтобы опоры прослужили дольше, их пропитывают антисептиками ЖТК или маслами.

Более износостойкий вид. Изготавливают их с использованием бетона и арматуры, для увеличения прочности опор. При изготовлении применяется метод натяжения арматуры, которая в процессе передает напряжение бетону. Таким образом производятся железобетонные изделия, которые имеют высокую прочность. Таким образом, срок их срок службы не ограничен.

Но у этого продукта есть и недостатки: так как этот вид шпал производится из железобетона, они имеют большой вес, что непрактично, также есть вероятность усталостного крошения бетон.

Стальные шпалы

Изготавливаются из гнутого профиля. Несомненным преимуществом является маленький вес. Но, как известно, металл сильно подвержен коррозии. Поэтому в умеренном климате такие опоры не используются. Их применяют в странах с засушливым климатом, например в Марокко. Используют в сталеплавильном производстве, так как они устойчивы к нагрузкам и высоким температурам. Там деревянные могут сгореть, а железобетонные расслоиться.

Пластиковые шпалы – инновационный продукт, используется крайне редко на высокоскоростных дорогах в Японии.

Утилизация и переработка шпал

Ежегодно на железных дорогах остается большое количество отслуживших железнодорожных опор. Рассмотрим утилизацию деревянных.

Так как они пропитаны маслами, которые являются токсичными веществами, такие шпалы относят к 3 классу опасности. Их утилизация происходит следующими методами:

  1. Сжигают, но при этом наносится ущерб окружающей среде, так как дерево пропитано токсичными веществами.
  2. Подвергают газификации. С помощью этого метода увеличивается степень обезвреживания.
  3. Пиролиз – воздействие высоких температур без доступа воздуха. Предупреждает выбросы в атмосферы вредных веществ.
  4. Переработка – здесь подразумевается обезвреживание токсичных веществ, которыми пропитана древесина и ее последующая переработка, например в древесный уголь.

Что касается утилизации железобетонных опор, здесь все сводится к их переработке. Переработка железобетона дает большое количество вторичного сырья. Отслужившие или некондиционные железобетонные изделия подвергают дроблению в специальных установка. В этом процессе происходит переработка бетона с отделением от него металлической арматуры.

Для компаний и организаций в сфере железнодорожного строительства, обслуживания транспортных сетей существуют требования по утилизации изношенных или невостребованных шпал. Деревянные шпалы сегодня представляют огромную угрозу для экологии, от них отказываются, переводя все железнодорожные пути на бетонные основания. Но демонтаж старого оборудования требует качественного подхода к утилизации. Стоит ближе рассмотреть причины необходимости такого процесса.

Почему следует утилизировать железнодорожные шпалы?

Если бетонные элементы несущей конструкции просто разбиваются с последующим применением в строительстве для засыпки, то деревянные изделия должны быть утилизированы экологическими способами. Раньше такие отходы железнодорожного хозяйства просто сжигали. Но сегодня это недопустимо, так как вред от выделенных веществ доказан и подтвержден исследованиями. Основные аспекты влияния следующие:

  • выделение креозота во время сгорания, значительное загрязнение воздуха токсичными веществами;
  • заражение воздушных масс иными токсичными соединениями фенольной группы, ацетоном и прочими материалами;
  • сгорание каменноугольного масла, которым пропитывались деревянные детали несущей конструкции;
  • неполная переработка некоторых химических элементов, последующее загрязнение полигона.

Все это приводит к тому, что при активной переработке с помощью простого сжигания шпалы продолжают загрязнять окружающую среду, не образуя твердых отходов. Сегодня существуют более адекватные подходы к процедуре утилизации деревянных шпал, при этом цена процесса остается демократичной, а компания при выполнении должна выдать полный пакет документов заказчику.

Утилизация шпал – основные задачи сложного процесса

Существует несколько вариантов химической обработки продукции перед уничтожением. Эти процедуры проводятся для нейтрализации основных вредных веществ. С помощью пиролиза, к примеру, производится полная нейтрализация некоторых смол и химических веществ, которые при сгорании не уничтожаются. При профессиональной утилизации деревянных шпал можно получить такие результаты:

  • абсолютное уничтожение всех неприемлемых для природы химических соединений еще до переработки;
  • измельчение древесных остатков, которые уже не представляют значительной опасности для окружающей среды;
  • уничтожение всех твердых остатков путем сжигания в специальных печах без загрязнения воздуха;
  • использование методов ускоренного разложения с добавлением реагентов для уничтожения без доступа кислорода.

Все эти процессы используются в профессиональных компаниях по утилизации вредных отходов. Шпалы относятся к третьему классу веществ по опасности загрязнения окружающей среды. Это токсичные отходы транспортных сетей, которые необходимо перерабатывать. Необходимость таких процессов указана и в законодательном порядке, за нарушение таких требований присутствует ряд санкций и штрафов.

Заказываем качественную переработку шпал от Ж/Д

В компании «ЭКОУМВЕЛЬТ» вы можете заказать переработку любых отходов транспортной или промышленной сферы. Мы готовы принять наиболее опасные и токсичные материалы и полностью нивелировать их потенциальный риск для экосистемы. Заказывайте утилизацию железнодорожных шпал с получением полного пакета бумаг и актов для будущих проверок. Мы проводим все действия легально, основываем свою работу на принципах защиты окружающей среды. Все вопросы вы можете задать по телефону.

Модернизация железнодорожных путей, изменение их маршрута зачастую оставляют за собой огромное количество уже использованных деревянных шпал. Они негодны для строительства железных дорог. Однако просто оставить их гнить рядом с новыми железнодорожными путями нельзя как по экономическим, так по экологическим соображениям. Поэтому многие предприятия предпочитают избавляться от оставшихся материалов при помощи методов утилизации. Их сегодня как минимум пять.

Методы утилизации шпал

  1. Сжигание. Самый распространенный способ избавления от старых шпал. Он же самый опасный. Помимо того, что большой очаг пламени может стать причиной пожара, стоит учесть, что каждая деревянная шпала пропитывается креозотом. Это химическое вещество при горении начинает выделять компоненты, которые отравляют окружающую среду: ацетон, бутанол, фенол. Они зачастую считаются одним из явных источников раковых опухолей.

  2. Применение как строительного материала. Не всегда удачная затея. По причине той же вредной пропитки нельзя использовать такие стройматериалы внутри дачных, частных домов, общественных заведений. Изредка разрешается применить их внутри складов, подсобных домиков, которые редко используются людьми.

  3. Газификация. В данном случае шпалы сжигают после создания особого вида топлива. Топливо сгорает относительно безвредно. Степень выделения вредоносных для атмосферы химических соединений сокращается более чем в тысячу раз, если сравнивать процесс с обычным сжиганием.

  4. Пиролиз. Термическое разложение, которое проводится внутри специальных герметичных камер. Соответственно, открытого горения не происходит, а уровень вредных веществ в атмосфере нисколько не отклоняется от нормы. Предложенная методика подходит всем типам старых шпал.

  5. Переработка. Она предполагает два этапа работы. На первом стараются устранить, нейтрализовать креозот, который представляет особую опасность. Затем, на втором периоде, очищенную древесину тщательно перерабатывают. Она становится новым, совершенно безопасным материалом, который возможно применить при строительстве, топке промышленных печей и многих других обстоятельствах в быту и промышленности.

Шпалы. Проблема утилизации и методы её решения

Важнейшими условиями стратегического развития железнодорожного транспорта до 2015 г. являются принципиальное повышение эффективности работы ОАО «РЖД» в условиях рыночной экономики, производительность труда должна приблизиться к уровню этого показателя мировых лидеров железнодорожного транспорта, внедрение высоких стандартов организации труда, использование при ремонте инфраструктуры ресурсосберегающих технологий, распространение технологий, исключающих участие людей, и улучшение качества ремонта пути за счет внедрения инновационных решений, использование путевых машин с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью, создание средств мониторинга объектов путевого хозяйства.
Ежегодно после ремонта железнодорожных путей скапливается огромное количество отслуживших свой срок железобетонных и деревянных шпал. При всех видах ремонта снимаются с пути около 600 тыс. железобетонных шпал, негодных для повторной укладки в путь, и 10000 тыс. деревянных шпал, при текущем содержании - 5000 тыс. деревянных шпал.
Для утилизации железобетонных и деревянных шпал разработаны комплексы соответственно КУШ-40 и КУШ-30. Годовая производительность при работе в одну смену КУШ-40 - 80 тыс. шт., КУШ-30 - 60 тыс. шт. До 2015 г. для переработки негодных железобетонных шпал требуется 15 комплексов, деревянных - 132 комплекса.

Раньше большую часть отслуживших свой срок шпал продавали населению для строительства домов. Сегодня в лучшем случае шпалы складируются на территории предприятий путевого хозяйства, что требует дополнительных финансовых затрат. Худший вариант - старые шпалы разбросаны вдоль путей. Они засоряют полосу отвода, мешают проведению работ. Да и для пассажиров поездов груды железобетона на обочине - не самое приятное зрелище.

Для железнодорожной отрасли проблема утилизации отработавших свой срок деревянных шпал является в настоящее время острейшей, что обусловлено применением различных антисептиков против гниения в качестве пропитки, что делает их экологически опасными. Из-за вредных примесей, а именно такого опасного токсичного компонента, как креозот, утилизация шпал методом прямого сжигания невозможна. В странах Европы и США нанесение экологического ущерба от открытых складов материалов, содержащих токсичные компоненты, карается крупными штрафами.

На территории РФ в связи с переполнением региональных полигонов промышленных отходов колоссальное количество бывших в употреблении деревянных шпал с классом опасности 3 несанкционированно хранится на не предусмотренных для этого открытых площадках. Законодательство Российской Федерации за нанесение экологического ущерба окружающей среде предусматривает строгую административную ответственность и огромные размеры штрафных санкций, которые постоянно ужесточаются, к собственнику отходов.

Проблема утилизации шпал на сети дорог до сих пор системно не решалась. В силу этого приходится иметь дело со шпалами, уже находящимися в полосе отвода и на базах путейского комплекса дорог и ежегодно снимаемыми во время ремонтов пути (табл. 1). При этом предполагается отбор шпал для их последующего ремонта и возвращения в путь. Ориентировочный объем составляет не менее 3500- 4000 тыс. шпал в год, не считая уже накопленных на базах путевого комплекса и в полосе отвода (до 70 млн шт.).

Таблица 1. Количество деревянных шпал на сети дорог ОАО «РЖД»

Количество деревянных шпал на 2008 г., тыс. шт.

45 % шпал, подлежащих утилизации, тыс. шт.

Московская

Октябрьская

Приволжская

Северо-Кавказская

Куйбышевская

Горьковская

Северная

Западно-Сибирская

Красноярская

Восточно-Сибирская

Южно-Уральская

Свердловская

Дальневосточная

Сахалинская

Юго-Восточная

Забайкальская

Калининградская

Методы утилизации шпалы

В настоящее время разработаны и применяются распространенные методы и технологии утилизации старогодных деревянных шпал, представлен­ные в табл. 2.
По заданию Северо-Кавказской дороги кафедра «Безопасность жизнедеятельности» и научно-производственная экологическая лаборатория Ростовского государственного университета путей сообщения провели анализ существующих отечественных и зарубежных методов утилизации шпал. Полученные данные показывают, что к основным мероприятиям утилизации относятся технологии термического обезвреживания, химической иммобилизации, локализации источников загрязнения, биохимической и биотермической утилизации, применение новых антисептических материалов и вторичная переработка материалов.

Производи­
тель

Метод ути­лизации

Технологический процесс

Оборудование

Проектная мощность

Стоимость, тыс. руб.

ЗАО «Турмалин»

Термическое разложение твердых бытовых отходов

Максимальная потребляемая мощность - от 65 до 150 кВт. Сжигание отходов - при 850-900 °С в камере сжигания. Дожигание несгоревших органических газов - в камере дожигания. Резкое охлаждение отходящих газов до температуры 200 °С в теплообменнике. Очистка отходящих газов в пылеуловителе и от оксидов азота, серы, хлористого водорода в скруббере. Утилизация тепла отходящих газов.

Камеры сжигания, смешения, дожигания, горелки, водогрейный утилизатор, пылеуловитель, скруббер, дымовая труба

От 1000 до 3000 кг/ч (сжигание деревянных шпал не проводилось)

ЗАО «Полиинформ»

Газификация щепы из негодных деревянных шпал

Максимальная потребляемая мощность 200 кВт. Щепа превращается в газ в каталитическом дожигателе при недостатке кислорода. Полученный в газогенераторе газ, содержащий водород и окись углерода, сжигается в котельной установке на типовой горелке. Водород и окись углерода сжигаются при избытке кислорода в котле или отдельной камере газогенератора

Измельчитель шпал, газогенератор

Термическое разложение негодных шпал

На базе печей ИН-50 ЗАО «Турмалин» построен комплекс на Тихорецком ОШПЗ (Северо-Кавказская дорога). Получено разрешение на эксплуатацию регионального Ростехнадзора

Камеры сжигания, смешения, дожигания, измельчитель шпал, горелки, водогрейный утилизатор, пылеуловитель, скруббер, дымовая труба

150 кг/ч. Для увеличения произво­ дительности комп­ лекса до 1000 - 3000 кг/ч требуют­ся проектные работы

3500. Ориентировочная стоимость комплекса - 60000-90000

Белорусская дорога

Термическое разложение негодных
шпал

Сжигание щепы из шпал в угольной котельной. Получены разрешения для сжигания шпал вне селитебных (жилых) зон

Измельчитель шпал, транспортер для подачи щепы в топку угольной котельной

Украина, Южная дорога, г. Люботин

Максимальная потребляемая мощность - до 70 кВт. Сжигание отходов при 900 °С во вращающейся камере сжигания. Дожигание несгоревших органических газов в камере дожигания. Резкое охлаждение отходящих газов до температуры 200 °С в па­рогенераторе. Пятиступенчатая система очистки отходящих газов до нормативов ЕС. Утилизация тепла отходящих газов с получением электроэнергии до 1 МВт/ч

Камеры сжигания, смешения, дожигания, горелки, пылеуловитель, блок каталитической очистки, парогенератор - турбоэлектрогенератор, скруббер, рукавный фильтр, дымовая труба

1000-2000 кг/ч

35000, 65000 (с производственными помещениями)

Институт химической физики РАН

Газификация щепы из негодных деревянных шпал в слоевой печи

Максимальная потребляемая мощность 20 кВт. Щепа превращается в газ в каталитическом дожигателе при недостатке кислорода. Полученный в слоевой печи газ, содержащий водород и окись углерода, сжигается в котельной установке на типовой горелке или турбогенераторе для получения электроэнергии и тепла. Из жидкой золы изготавливают строительные материалы

Слоевая печь, частичное сжигание газогенераторного газа на горелках в турбине- электрогенераторе, подача газа в котельную установку, устройство утилизации жидкой золы

150 кг/ч 3500
На базе слоевой печи построен комплекс для термического обезвреживания отравляющих веществ 1000 кг/ч (для обезвреживания деревянных шпал требуются проектные работы) 45000

Примечание. Масса одной шпалы, не годной к повторной укладке в путь, составляет 50-60 кг.

Технологии термического обезвреживания в настоящее время наиболее проработаны. Среди существующих способов предпочтение отдается пиролизу, так как он позволяет не просто ликвидировать и обезвреживать отходы, но регенерировать энергию и материалы. Вывоз шпал на полигоны и свалки, реализация их населению и применение в строительстве непригодны, потому что вредны для здоровья лю­дей и окружающей среды.

К наиболее известным зарубежным технологиям пиролиза твердых отходов относится метод Tarrax (США), заключающийся в проведении пиролиза с подачей воздуха, нагретого до 1100 °С. При температуре в зоне горения 1650 °С пиролизный газ содержит около 62 % азота и имеет очень низкую теплоту сгорания (3-3,7 МДж/м3). Другой способ высокотемпературного пиролиза Purox (США) предусматривает применение для газификации вместо воздуха кислорода, что позволяет получать неразбавленный азотом газ с теплотой сгорания 11-13 МДж/мЗ. Оба способа предусматривают использование высоких температур для жидкого шлакоудаления, способствующего переработке твердых отходов. Система, разработанная американскими компаниями Conrail и Koppers Industries, предусматривает использование образующегося при сжигании старых шпал пара для обработки древесины и получения электроэнергии.

Фирма из Германии «Эйзенманн» предлагает для сушки, газификации, пиролиза или сжигания различ­ных отходов новые вращающиеся барабанные реакторы с пропускной способностью от 200 до 2000 кг/ч. Реакторы оснащены автоматизированными системами, позволяющими регулировать подачу кислорода в рабочее пространство. Предусмотрены также системы очистки отходящих газов в камерах дожигания.

В 1985 г. в Швеции создана компания Industrial Quality Recycling (IQR), специализирующаяся на обезвреживании древесных отходов, в том числе деревянных шпал, негодных к укладке в путь. Завод производительностью 135 тыс. т или 15 т/ч по обезврежива­нию древесных отходов, пропитанных креозотом, построен в г. Тролхетан. Негодные деревянные шпалы, поступающие из Швеции, Норвегии, Германии, Нидерландов, Швейцарии, Франции и Италии, сортируют, извлекают из них металлические детали, затем измельчают и сжигают в специальных паровых котлах. При этом получают до 12,3 МВт электроэнергии и 10,6 Гкал тепла в виде горячей воды. Сейчас в Швеции уже построено восемь таких заводов. Выбросы заводов превышают российский норматив по оксиду углерода в 16-30 раз, по диоксиду серы - в 2000 раз, по оксиду азота в 3000 раз, минеральной пыли в 10 раз, по бензапирену в 10-100 раз.

Из отечественных разработок представляют интерес инсинераторы АО «Турмалин» из Санкт-Пе­тербурга, установка НПО «ЯрЭнергоМаш» из Ярославля и установка утилизации твердых отходов «Эчуто», изготавливаемые ОАО «Компания Славич» на основе проекта АООТ «ЭНИН им. Г.М. Кржижановского». Начиная с 1985 г. ВНИИЖТ разрабатывал установки пиролизного обезвреживания нефтеотходов (мусор, загрязненный нефтепродуктами, ветошь, нефтешлам моечных машин, отработанные масла и смазки). Производительность пиролизной установки составляла 50 кг/ч. Данная технология не получила признания, однако нашла свое продолжение в разработках АО «Турмалин».

Инсинераторы АО «Турмалин» охватывают широкий спектр утилизируемых отходов, в том числе старые деревянные шпалы. Производительность сжигания - от 50 до 1000 кг/ч. В стандартной поставке инсинераторы комплектуются пылеуловителями после­довательного разделения потоков, в которых за счет
внутренних насадок и специфической центральной части отработавшие газы очищаются от пыли до 90- 93 % сатураторами для мокрой очистки. Кроме этого, они комплектуются котлами-утилизаторами. Наиболее приемлемым для утилизации старых деревянных шпал является инсинератор ИН-50А с производительностью до 150 кг отходов в час в комплексе с котлом-утилизатором, сухой и мокрой очисткой отработав­ших газов.

НПО «ЯрЭнергоМаш» предлагает проект установки для утилизации старых шпал производительностью 10 т/сут с термическим разложением отхо­дов методом высокотемпературного пиролиза. Для термического уничтожения твердых отходов также применяется технология, созданная АООТ «ЭНИН им. Г.М. Кржижановского». Она заключается в непрямом, двухступенчатом сжигании, включающем предварительное термическое разложение органической части исходного сырья, сжигание газообразных продуктов и дожиг коксового остатка. На основе этих разработок ОАО «Компания Славич» изготавливает установки для экологически чистого уничтожения отходов «Эчуто 150-02» и «Эчуто 150-03». Они рассчитаны на локальную переработку ветоши, красок, резинотехнических изделий, пластмасс и др. Также по этой технологии могут уничтожаться старые деревянные шпалы.

Одним из направлений, не относящихся к технологиям утилизации, но позволяющих снизить загрязнение окружающей среды, является применение новых антисептических материалов. Антисептический состав предохраняет древесину от разрушения микроорганизмами, повышает прочность, а также влаго- и химостойкость, снижает растрескиваемость и может заменить антисептики каменноугольного происхождения. Преимуществом нефтяного антисептика является малая степень токсического воздействия на организм человека. Данное направление изучается в СамГАПС при сотрудничестве со специалистами Уфимского государственного технического университета.

В странах Западной Европы уделяется большое внимание вторичной переработке материалов. Европейская Ассоциация конвертирования пластмасс предлагает изготовлять из шпал ДСП. При переработке старых ДСП и ДВП плиты измельчают, обрабатывают дереворазрушающими грибами и горячей щелочью, а затем прессуют с добавлением связующего вещества.

СП «Олнова» совместно со своим партнером фирмой «Кригер», производителем современного котельного оборудования, предлагает использовать измельченные шпалы для сжигания в твердотопливных, отопительных и водогрейных котлах. Известно, что утилизация шпал прямым сжиганием невозможна вследствие наличия в них вредных примесей и особенно токсичного компонента наполнителя - крезола. Специалисты фирмы «Кригер» с помощью ряда авторитетных лабораторий и научно-исследовательских институтов, работающих в сфере охраны окружающей среды, получили предварительные положительные результаты использования измельченных шпал в качестве топлива и соответствие их Директивам ЕС 94/67 от 16 декабря 1994 г. по сжиганию вредных отходов. Это стало возможным благодаря оптимизации режимов работы котлоагрегатов. В дальнейшем можно будет эффективно применять старые шпалы для отопления производственных и жилых помещений.

Для измельчения железнодорожных шпал без предварительного отделения металлических пластин и костылей предлагается специализированная дробильная машина VB-750 DK производительностью до 25 т/ч. При дроблении одновременно отделяются металлические изделия от древесины с помощью магнитного сепаратора. Для получения щепы можно использовать доизмельчители типа NZS или роторную дробилку DP-660 P.