Ушедшие от мира, или современные отшельники. Самые интересные истории отшельничества из разных уголков света

Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

ЛЫКОВЫ

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги .

В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

ВИКТОР АНТИПИН

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

ФИЛИППЫЧ

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ

Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.

Все мы знаем историю о Робинзоне Крузо, который стал отшельником поневоле. Человек против природы - классический сюжет очень многих романов. В Одиссее Гомер описывает приключения Одиссея, легендарного греческого короля Итаки

Александр Селкирк

Александр Селкирк считается прообразом знаменитого Робинзона Крузо. Он провел в качестве отшельника 4 года и 4 месяца, начиная с 1705 года. Будучи буяном, сын сапожника Селкирк был на заметке у церкви уже с 1693 из-за своего неприличного поведения. Пытаясь избежать ответственности перед церковными властями, он решил стать пиратом и уже в 1694 грабил французские суда, совершал набеги на деревни в Панаме, и лишал торговые суда их ценного груза. Как опытный моряк, в 1704 году Селкирк оказался на борту Чинкве Портис, где выразил беспокойство относительно мореходных качеств судна и сообщил капитану, что предпочтет быть оставленным на заброшенном архипелаге Хуана Фернандеса. Его просьбу удовлетворили, и в течение следующих четырех лет он выживал на диете из моллюсков в гордом одиночестве. К тому времени, когда он был спасен, Селкирк углубился глубоко в остров, одомашнил диких кошек, чтобы предотвратить распространение крыс, пережил многочисленные серьезные раны и построил две хижины.

Филипп Эштон

Филипп Эштон стал отшельником в 1723 году и пробыл в одиночестве 1 год и 4 месяца. Филипп Эштон занимался своим делом, вылавливая рыбу в Атлантике, когда был захвачен Эдвардом Лоу. Лоу - пират, печально известный своей жестокостью, был описан автором Шерлока Холмса сэром Артуром Конан Дойлем как человек, демонстрирующий “удивительную и гротескную жестокость”. Несмотря на варварский характер Лоу, Эштон решительно отказался сотрудничать, и ждал спасения. Такая возможность возникла в 1723, когда его похитители остановились на острове Руатан, и Эштону удалось скрыться в окружающих джунглях. Испытывая недостаток в провизии, Эштон жил прежде всего на фруктах, пока его путь не пересекся с английским отшельником, потерпевшим кораблекрушение. подкараулив момент, Эштон совершил набег на жилище англичанина и, используя инструменты, которые он нашел, прожил больше года, охотясь на черепах, пока не был спасен.

Линдерт Хасенбош

Остров Вознесения - совсем не то место, откуда человек может позвонить домой. Со скалистым, вулканическим ландшафтом, остров использовался до 1815 в качестве места изгнания для преступных моряков. Наиболее широко известный из этих преступников - Линдерт Хасенбош, был осужден за гомосексуализм в апреле 1725. Месяц спустя, в мае, Хасенбош был доставлен к скалистому берегу острова и оставлен тут с палаткой, скудной порцией воды, горсткой семян, некоторой одеждой и письменными принадлежностями. Остров не предоставил ему источника пресной воды, и Линдерт в отчаянии пил кровь животных и мочу. Хотя его тело никогда не было найдено, письма Хасенбоша указывают, что он пережил шесть месяцев на неприветливой земле, где изведенный воображаемыми демонами, он в итоге умер от жажды.


Огури Юкичи

Один из первых японцев, которые прибудут в Америку, Огури Юкичи был рожден для океана. В 15 лет он стал членом команды грузового судна и 14 лет спустя был выдвинут на должность шкипера корабля Tokujomaru. Дела корабля и его шкипера не заладились буквально с самого начала. В ноябре 1813 штурвал и мачта корабля были сильно повреждены штормом у японского побережья. Сбитое с пути неуправляемое судно дрейфовало бесцельно в пределах Тихого океана в течение 484 дней. К тому времени, когда команда была спасена недалеко от берега Калифорнии, только Юкичи и еще несколько мужчин остались в живых.


Хуана Мария

Лидер в этом списке - Хуана Мария пережила 18 лет отшельничества, потерпев кораблекрушение недалеко от берегов Калифорнии в 1835 году. После того, как охотники на выдр уничтожили большинство коренных американцев, населяющих остров Сан-Николас, спасательная операция была послана, чтобы собрать и безопасно транспортировать на материк оставшееся племя. В беспорядке и суматохе Хуана Мария была оставлена на острове, как уединенный наследник земли, плучив прозвище “Одинокой Женщины острова Сан-Николас”. Хотя ее история кажется трагичной, “спасенные” с острова оказались в гораздо худшем положении. Изолированные в резервации Сан-Габриэля, индейцы были восприимчивы к болезням, и большинство из них умерло. Когда она была в конечном счете обнаружена, спасатели отметили, что Мария построила себе убежище из костей кита и сделала одежду из перьев местных птиц.


Джозеф Рангель

Недельный отпуск Джозефа Рангеля и Лоренсо Мадрида превратился в кошмар две недели длиной, когда их лодка отделилась от главного судна в 2000 году. Они оказались на пустынном, скалистом острове вместе со своим гидом. Им пришлось есть улиток и кузнечиков и пить остатки жидкости из бутылок, которые прибило к берегам острова. Их первая попытка спасения провалилась - уставшие от постоянной гребли, люди выбились из сил и были прибиты течением назад к острову. Их лодка была уничтожена, а Мадрид уступил истощению и жажде и умер в течение нескольких дней. Наконец, Рангель и гид построили плот из очищенной древесины, и приплыли к северной оконечности острова, где были спасены группой рыбаков после 13 мучительных дней.


Хосе Сальвадор Альваренга

Хосе Сальвадор Альваренга отбыл от Коста Азул в декабре 2012. Сопровождаемый мальчиком подросткового возраста по имени Эзекииль, Хосе попал в шторм, был дезориентирован и дрейфовал в течение всего следующего года. Четыре месяца спустя Эзекииль потерял надежду, отказался есть и, в конечном счете, умер от голода. Альваренга, с другой стороны, Опирался на свои религиозные верования и сохранил надежду на спасение. Выживая на комбинации рыбы, птиц и акул, Альваренга пил дождевую воду, или, в крайних случаях - собственную мочу, чтобы победить жажду. После путешествия приблизительно в 6,000 миль, страшный бородатый Альваренга и его судно были прибиты к берегу Маршалловых островов.


Человек – существо социальное и не представляет жизни вне общества. Всего несколько дней полной изоляции воспринимаются как серьезное испытание для психики. Это справедливо для многих – но не для всех. Некоторые представители рода людского готовы отправиться на край света, лишь бы не встречать себе подобных.

Совсем недавно такого «Робинзона» насильно вернули в цивилизацию. Японец с 1989 года жил один на необитаемом острове Сотопанари в архипелаге Рюкю. Все это время он прекрасно обходился без таких излишеств, как зажигалка, водопровод, электричество и сотовая связь. Но в конце концов здоровье 82-летнего старика серьезно пошатнулось, и местные власти решили перевезти его в дом престарелых.

«МИР 24» предлагает вспомнить самых известных отшельников, выбравших жизнь наедине с природой.

Лыковы . Семья Лыковых скрылась в густых сибирских лесах в конце 1930-х годов, спасаясь от гонений – они были староверами. У Карпа и Акулины на руках было двое детей – девятилетний Савин и двухлетняя Наталья. Уже после побега на свет появились еще двое – Дмитрий и самая младшая, Агафья.

В первые годы Лыковы выживали буквально на подножном корму – ели картофель, шили одежду из конопли, которую сами выращивали, делали берестяные галоши. Когда дети подросли и научились охотиться, на столе стало иногда появляться мясо. В 1961 году летние заморозки уничтожили все посевы, и Акулина умерла от голода.

В 1978 году домик Лыковых случайно заметили геологи, пролетавшие над теми местами на вертолете. Они решили познакомиться с отшельниками. Дети, никогда не видевшие чужих, сначала сильно испугались, но быстро привыкли. Карп же принял гостей доброжелательно. Он с интересом выслушивал рассказы о научных открытиях и полетах на Луну, был поражен, увидев целлофан.

Но встреча с цивилизацией не принесла семье счастья. В ближайшие несколько лет Савин, Наталья и Дмитрий умерли от болезней, против которых у них не было иммунитета. Старый Карп протянул до 1988 года. С тех пор Агафья осталась одна.

Сейчас ей 74 года. Несмотря на почтенный возраст, она и ведет хозяйство. Впрочем, ей помогают и добровольцы, и местные власти.

Кристофер Джонсон Маккэндлесс . Американцу Кристоферу Джонсону Маккэндлессу никогда не нравилось устройство современного общества. Он взял себе псевдоним Александр Супербродяга и в апреле 1992 года отправился в одиночное путешествие по Америке в сторону Аляски, где намеревался жить один среди дикой природы. Однако его приключение продлилось всего 189 дней. Маккэнднесс был не слишком хорошо подготовлен к выживанию, плохо умел охотиться и обрабатывать добытое мясо, затрудняло передвижения и отсутствие карты. В сентябре 1992 года его нашли мертвым. Последней записью в его дневнике было «Прекрасная голубика!» В полиции предположили, что горе-отшельник отравился ядовитыми ягодами.

Дэвид Глэшин . Жизнь австралийского биржевого брокера резко изменилась в 1987 году, когда из-за неудачной операции на фондовом рынке он потерял 6,5 миллионов фунтов. После этого он решил уйти не только из профессии, но и вообще – от цивилизации. На оставшиеся «крохи» Глэшин в 1993 году арендовал островок Возрождения у северо-восточного побережья Австралии. В настоящий момент он продолжает там жить, хотя «Робинзоном» его можно назвать с оговорками – отшельник пользуется интернетом и торгует ценными бумагами, чтобы продолжать оплачивать аренду, наладил спутниковую связь. В меню Глэшина входят овощи, рыба и крабы, а также собственноручно сваренное пиво, а компанию ему составляют пес Квази и женский манекен по имени Русалка.

Тимоти Тредуэлл . Природа не всегда бывает добра к человеку, и история Тимоти Тредуэлла (Человека-гризли) – тому доказательство. В течение 13 лет он изучал медведей и каждое лето отправлялся жить рядом с ними в национальный парк Катмай на Аляске.

Тредуэлл часто подбирался совсем близко к диким медведям и даже играл с детенышами. Он утверждал, что хорошо понял их характер и повадки, и ладит с хищниками едва ли не лучше, чем с людьми. Однажды такая беспечность привела к трагедии – в 2003 году Тимоти и его подругу нашли мертвыми. Их растерзали двое голодных гризли. Служители парка после этого рассказали, что не удивлены таким исходом – вопрос был не в том, случится ли нападение медведя на человека, а в том, когда это случится.

Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.

Лыковы

Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.

Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.

Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.

В 1981 году три человека из семьи Лыковых — Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) — скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.

В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.

Виктор Антипин

Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.

В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.

В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).

Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.

Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей — они научили их писать, читать, рисовать и т. д.

Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.

Филиппыч

Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.

Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.

Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.

Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.

Житомирские отшельники

Житомирские отшельники — это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.

Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.

Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.

Самарские отшельники

Самарские отшельники — это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.

Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.

Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.

Что заставляет человека бросить комфортную, благоустроенную жизнь, покинуть привычные места и поселиться где-то вдали от цивилизации? Кого-то толкают на это личные обстоятельства, кого-то - политические или религиозные соображения, а кто-то просто хочет жить в гармонии с природой… Сегодня мы поговорим о самых известных отшельниках наших дней.

Первое место в "рейтинге", конечно, занимают Лыковы , которые стали знамениты на всю страну благодаря публикациям в "Комсомольской правде". Семья староверов из Хакасии - Карп и Акулина Лыковы с детьми - еще в 30-е годы прошлого столетия ушли в тайгу. Лыковы построили неподалеку от берега горной реки деревянную избу. Пропитание стали добывать охотой, рыбной ловлей, собирали в лесу грибы и орехи. У избы развели огород, сажали картофель, репу, горох… Огонь получали по старинке - при помощи кремня и кресала, одежду шили из конопли на самодельном станке…

В конце 70-х на усадьбу отшельников наткнулись геологи. Так о них стало известно остальному миру. В 1981 году два брата и сестра Лыковы - Дмитрий, Савин и Наталия - скончались от пневмонии, вызванной вирусной инфекцией. Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семьи исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым… В живых осталась лишь младшая сестра Агафья.

В какой-то степени судьбу Лыковых повторила чета Антипиных . Глава семьи, Виктор Марцинкевич, был родом из Смоленска, получил два высших образования и смолоду мечтал жить в тайге, наедине с дикой природой… Во время путешествия в Сибирь Виктор женился на местной жительнице - Анной Антипиной. Он решил взять фамилию жены - Антипин.

В 1983 году Виктору удалось уговорить супругу уйти в тайгу. Они поселились примерно за 200 километров от ближайшего населенного пункта. Двое родившихся у Антипиных детей умерли из-за отсутствия медикаментов. В 1986 году семья перебралась поближе к речке Бирюсе, где Виктор устроился на лесозаготовки. Лесозаготовочное предприятие выделило Антипиным небольшой лесной участок с хижиной. Но вскоре предприятие закрылось. К тому времени в семье появилось еще трое детей, и Антипину пришлось устраиваться на временные работы, чтобы кормить жену и чад…

Семья пыталась также добывать пищу и все необходимое для жизни самостоятельно. Антипины охотились, ставили ловушки на таежных птиц и зверей, сами изготавливали одежду… Детей родители сами обучали грамоте и прочим наукам. В начале 2000-х жизнь, полная лишений, наскучила Анне Антипиной, и она вместе с детьми вернулась к людям. Виктор отказался уйти вместе с ней и несколько месяцев умер от голода в своей хижине…

Владимир Филиппович Еменка родом из Коми, из села Датта. Тайгу он хорошо знал с детства. Жизнь парня сначала складывалась обычно: работа в рыбном колхозе, армия, женитьба… После развода с женой Еменка перебрался в район реки Уды, где было много дикого зверья, стал промышлять охотой, а потом ушел к реке Таге, поближе к родному селу. Сейчас он ведет отшельнический образ жизни, занимается в основном добычей пушных зверей. Изредка его навещают местные охотники, которые приносят отшельнику книги и журналы - Филиппыч (как они его называют) очень уж любит читать…

Самарскими отшельниками называют бывшего православного священника отца Константина и группу его последователей. По религиозным мотивам они переселились из Самарской области в Тыву, в район озера Беллин-Холь. Добрались туда на вертолете, поселились в заброшенных рыбацких домиках, потом построили деревянные дома… Хотя отшельникам удалось наладить быт и никто из них на новом месте не страдал от голода и болезней, в конце 2000-х спасательные службы эвакуировали их как "оказавшихся в опасной для жизни ситуации" и переправили назад в Самару…