Тяжелый танк т 10. Военное обозрение и политика

Закончилась Вторая мировая война. Отгремела артиллерия на полях сражения, военнопленные возвращались в свои дома, Германия выплачивала контрибуцию, а Советский Союз имел самую большую и технически оснащенную сухопутную армию. Это превосходство было видно любому военному специалисту по результатам советско-японской войны 1945 г.

В сентябре 1945 г. был проведен совместный военный парад войск в Берлине. Страны-союзницы демонстрировали друг другу свою силу и развитие. Кто имеет превосходство в танках, было видно невооруженным глазом. По сравнению с американскими М-24 «Чаффи» и британскими «Кометами» тяжелый танк ИС-3 в количестве 53 единиц 71-го Гвардейского тяжелого танкового полка выглядел настоящим стальным монстром, хищным и беспощадным. Но развитие танков на этом не остановилось и даже не замедлилось.

Предпосылки появления проекта «Объект 730»

По окончании войны производство ИС-3 продолжалось. Условия применения танков изменились, теперь они жили не несколько боев, а должны были служить несколько лет. Танки военных лет оказались непригодны для такой задачи. Последние надежды на ИС-3 рухнули, когда во время одного из испытаний в попал 100-мм бронебойный снаряд в ребро лобовой части (всем известный «щучий нос»). Корпус лопнул по швам, а машина вышла из строя. Все выпущенные экземпляры были направлены на устранение недостатков, а серийное производство ИС-3 было прекращено.

Теперь, с учетом накопленного опыта и новых задач, советским танкостроителям предстояло создать более совершенную боевую машину. На территории Союза в то время действовали два танковых завода - ленинградский Кировский и челябинский Тракторный. В Ленинграде после снятия блокады был организован филиал Опытного танкового завода № 100, директором стал Ж. Котин. Здесь и родился «Объект-260», или ИС-7.

Это был лучший танк своего времени, превосходящий по параметрам иностранные аналоги, но имевший ряд недостатков. Ряд неудач на испытаниях сыграл против танка. К тому времени от слишком тяжелых машин начинали отказываться. Их не выдерживали мосты и железнодорожные платформы.

В 1948 г. было выдано задание - создать новую машину, относительно недорогую, надежную, с массой до 50 т.

Второй ИС-5

В нумерации советских танков есть некоторая путаница. Проект «Объект 730» носил номер ИС-5. Но ИС-5 уже был - «Объект 248», но в серию так и не был запущен. В рамках работ по проекту «Объект 730» было задумано улучшение ИС-4. Были подготовлены к замене ряд узлов и агрегатов для снижения веса машины.

Разработки по нему начались в 1948 г. и к 1950-му еще не были завершены. Испытания выявили множество недоработок. Таким образом, номеру была дана вторая жизнь, ИС-5 - «Объект 730».

Работы затянулись на несколько лет, и в 1953 г. танк был принят на вооружение уже под другим названием. ИС-5 так и не попал в серию, но на нем были отработаны новые двигатели, трансмиссии, вооружение и проч.

Технические характеристики

Сварной корпус с наклонными верхними и гнутыми бортовыми листами и «щучий нос» были у окончательного варианта проекта «Объект 730». Танк имел литую башню обтекаемой формы. В качестве вооружения два пулемета, один спарен с пушкой 122-мм Д-25ТА, второй возле люка заряжающего. Боевая масса была равна 50 т. Машина способна преодолевать подъем в 32 градуса и пересекать рвы в 2,7 м. Мощность в 700 л. с. позволяла преодолевать стенки в 0,8 м и развивать скорость до 43,1 км/ч. Экипаж в привычные четыре человека, броня башни в 250 мм надежно их защищала. Запас хода составлял 180-200 км. К орудию имелось 30 снарядов, а для пулеметов - 1000 патронов.

Первые испытания

В апреле 1949 года деревянный макет танка был доставлен в Москву. Был составлен список доработок. Проект утвердили в мае, и тогда началась подготовка чертежей. Подготовка документов была закончена только к концу июня. Работы затянулись, и собрать опытные танки к испытаниям, назначенным на август, не успевали. Решено было использовать ИС-4 с навешенными агрегатами от ИС-5. «Объект 730» на время оставили в стороне. Мощность двигателей была ограничена до 700 л. с. Некоторые агрегаты были испытаны также и на ИС-7.

Неудачи и доработки

Сентябрь был месяцем заводских испытаний. ИС-5 должны были пройти 2000 км, но проявились недоработки в трансмиссии. Было принято решение разработать и применить на машине 8-ступенчатую планетарную коробку передач. ВНИИ-100 занимались разработкой а ЛКЗ предоставил три опытных образца. Испытания показали преимущество нового агрегата.

Помимо прочего танк оснащали эжекционной системой охлаждения и новой схемой установки орудия. Еще три единицы техники для испытания были выпущены в марте 1953 г. После проверки одной из них на полигоне Ржевска начались очередные государственные испытания.

Теперь, несмотря на сложность трассы, 200 км были пройдены. Два танка проходили до 200 км в день, а третий более 280. Через полторы недели комиссия выдала заключение об удачном завершении испытаний. «Объект 730» удовлетворял заявленным требованиям и превосходил иностранные аналоги. Несмотря на все доработки и переделки, был оставлен потенциал для модернизации.

Перерождение в Т-10

Летом 1950 г. были созданы 10 опытных образцов танка. Они испытывались на различных полигонах. Не все было доработано, но тем не менее машина отвечала требованиям. Был составлен новый перечень работ, а выпуск в серию вновь отложили. Первоначальный проект подвергался серьезным изменениям неоднократно и менял свое название на ИС-8, ИС-9 и ИС-10.

Например, был предусмотрен специальный механизм досылания снаряда. Благодаря этому нарезное 122-мм Д-25ТА орудие выпускало по 3-4 снаряда/мин. Система наведения пулемета, спаренного с пушкой, регулировалась с помощью единого электропривода ТАЭН-1. Коробка была сделана 8-скоростной, а в качестве силовой установки использовалась В-12-5 в 700 л. с. Гусеницы, заимствованные у ИС-4, обеспечивали давление на грунт в 0,77 кг/м.

Окончательные испытания машины были закончены в декабре 1952 г. В марте 1953 г. произошло трагическое для того времени событие - смерть И. В. Сталина. А ведь аббревиатура ИС была принята в честь него - «Иосиф Сталин». И в приказе министра обороны о постановке танка в серию машина называлась Т-10.

Производство запускалось медленно, в этом же году было выпущено 10 единиц, в следующем - 50, а через год - 90.

Модификации

При достижении одной вершины надо двигаться к следующей, так же поступили и конструкторы. В ленинградском конструкторском бюро была создана система двухплоскостной стабилизации вооружения. Если раньше компенсировались вертикальные движения, то теперь и горизонтальные. Разработан и установлен новый прицел Т-2С. Запущен в производство в 1956 г., а в 1957 вышел в свет Т-10Б.

Уже спустя год появилась новая модификация. В серийном производстве его сменил Т-10М. На этом танке было установлено более мощное оружие М-62Т2С (2А17). Бронебойные снаряды развивали скорость до 950 м/с и пробивали 225 мм брони с 1000 м. щелевого типа поглощал большую часть отдачи при выстреле, сокращая время до следующего.

Все технические улучшения сделали его лучшим танком своего времени, в течение почти сорока лет «Объект 730» стоял на вооружении и модифицировался в зависимости от требований. Это самый массовый танк России, а возможно, и мира. На экспорт не создавался, единственный военный конфликт, в котором участвовал, - ввод войск стран в Чехословакию.

Итак, в пятидесятых годах был принят на вооружение последний советский тяжелый танк, дальше были различные его модификации. Это было лучшим творением военной промышленности, вобравшим в себя все технические наработки своего времени. Сняли его с вооружения уже после развала Союза, в 1993 г.

Следующая модификация танка Т-10 — «объект 272» — разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.

Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра.

Т-10М в засаде на учения западной группы войск.

Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М.Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Обновили на танке и вспомогательное — пулемётное — вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт — зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 — размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир — ТКН-1Т, механик-водитель — ТВН-2Т, наводчик — ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м.

Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм.

Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса.

Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.

В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т.

Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству.

К этому времени к выпуску новой модификации подключили Л КЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» — ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г.

С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива.

С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

Противотанковый ракетный комплекс «Малютка». Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-1 ОМ был включен и бронебойноподкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м.

В 1963 г. небольшое количество танков Т-1ОМ дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки.

Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков.

В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США — М103 (1956 г.) и Англия — «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 — вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б — двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроениии. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной линии противника.

Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлин-ская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Кор-суньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии.

Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» — ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Советский тяжелый танк Т-10 — последний серийный тяжелый танк в мире. Он стал венцом развития отечественных боевых машин этого класса.

Вконце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк ИС-8. Основным требованием стало ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода. Главным конструктором, ответственным за «объект 730» (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина.

СОЗДАНИЕ

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатуру «ИС» заменили на Т-10. Серийное производство началось на ЧКЗ в 1953 году и продолжалось до конца 1956 года. За это время было изготовлено 205 танков.

В 1955 году на Кировском заводе в Ленинграде изготовили пять опытных машин с новыми системами стабилизации. Эти новшества были внедрены на новой модификации Т-1 OA (объект 731). Серийное Т-1 OA производство велось в 1956-1957 годах на ЧКЗ, где выпустили 50 танков.

Пушка Д-25ТС имела стабилизатор в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган». Вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. На стволе пушки был установлен эжектор.

В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка-Т-10Б (объект 733) с двухплоскостным стабилизатором ПУОТ-2 «Гром» и прицелом Т2С-29-14, стабилизирующем поле зрения в обеих плоскостях. Танк Т-1 ОБ выпускался только один год — 1957-й. За это время выпустили 110 танков.

Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронейбойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих модификациях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — Т-1 ОМ — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1 -29-14 («Луна-2») и механика-водителя ТВН-2Т. Боекомплект состоял из 30 122-мм выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ. Танк Т-1 ОМ {объект 272) был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 26 сентября 1957 года. В 1962 году выпуск этих танков на ЛКЗ был прекращен, на ЧТЗ же он продолжался до 1965 года. Всего было выпущено 1079 танков Т-10М.

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА

Сварной корпус танка Т-10 имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным — для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы, кроме кормовой части, где оно было плоским (под силовой передачей). Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки его в танк имелся люк треугольной формы, закрывавшийся сдвижной крышкой.

Башня — литая, обтекаемой формы с переменными углами на клона стенок и переменной толщиной — от 250 мм в носовой части до 40 мм на литой части крыши. Большая часть стенок башни имела толщину 155 мм при углах наклона от 41° до 50°. Таким образом, приведенная толщина брони достигала 242 мм. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка.

ВООРУЖЕНИЕ

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 — 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстр/мин., а при заряжании вручную — 2-3 выстр/мин. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, пулеметов — 1000 патронов.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин. Силовая передача состояла из планетарной коробки передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивавшей восемь передач вперед и две назад, и двух двухступенчатых (с простым шестеренчатым и планетарным рядами) бортовых передач. Главного фрикциона в силовой передаче не было, нейтральное положение в механизме передач и поворотов получалось при выключении МПП. Передний фрикцион предназначался лишь для включения заднего хода. Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было семь литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом из семи стержней и упругим упором. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состояла из 88 траков.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-10 М

Боевая масса, т: 50
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина: 10 560
ширина: 3518
высота: 2585
клиренс: 460
Скорость макс, км/ч: 50
Запас хода, км: 350

ЛУЧШИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ
Основу современной бронированной военной техники составляют, как известно, . Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и Высокую .
Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый T-10M, который признан лучшим в своем классе.
Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов. Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет Л 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит; он как бы стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.
Для стрельбы применяются двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76кг. Как видим, выстрелы довольно внушительные, что заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой без малого полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание. В последнем случае заряжающий действует в два приема: сначала из одной боеукладки берет снаряд и досылает его в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки достает гильзу и досылает ее вслед за снарядом. Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе.
Надо сказать, что конструкторы сделали, пожалуй, максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает . Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту.
Танковая снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.
Устройство танковой пушки в принципе такое же, как и у обычного полевого орудия: длинный , дульный , затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом. Хотя несколько отличительных особенностей все-таки есть. Ведь внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие. Особая забота - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели.
Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект, как система, моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него м удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель практически с той же точностью, как и с места.
Теперь о пулеметах. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый), который является одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его - 200 г, из них на пулю приходится целых 64 г. Это, в сущности, уже небольшой снаряд, который к тому же разгоняется в канале ствола до весьма высокой начальной скорости - 945 м/с.
Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий.
Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.
Несколько слов о боекомплекте. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 Патрона к сигнальному пистолету.
Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня , вооружение, вооружения, силовая установка , силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т.
Броневой корпус и - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы.
Следующий важнейший показатель боевых качеств танка - маневренность. Несмотря на довольно значительную массу, тяжелый танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.
Первое из этих качеств - способность преодолевать за короткое время большие расстояния и самое главное - стремительно атаковать противника. Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч. Максимальная же скорость - 50 км/ч. Трудно переоценить важность и такого показателя, как запас хода, то есть дальность действия танка на одной заправке топлива. Здесь многое зависит от состояния пути; по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км.
Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке".
Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. Здесь есть предельные цифровые ограничения, о которых должен твердо помнить экипаж. Например, максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°. Такие показатели устойчивости считаются хорошими.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ


Разумеется, Т-10М не застрахован от попадания снаряда или противотанковой ракеты. При этом может возникнуть пожар. Бороться с ним призвана автоматическая противопожарная система, состоящая из термоэлектрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термоэлектрозамыкателя его мембрана прогибается и нажимает на микрокнопку - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается его мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет.
В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу. Для запала и сброса двух больших дымовых шашек, установленных на его корме, достаточно нажать кнопки на щитке в отделении управления.





Г - направляющее колесо с механизмом натяжения, 2 - прицел Т2С-29, 3 - прицел ТПН-1, 4 - наблюдения наводчика ТПВ-51, 5 - осветитель ОУ-ЗТ, 6 - командирская башенка с семью призмами наблюдения и прибором ТПКУ-2, 7 - кормовой ящик ЗИП, 8 - над двигателем, 9 - поддерживающий каток, 10 - кормовой , 11 - ведущее колесо с грязеочистителем, 12 - большие дымовые шашки БДШ, 13 - трак гусеницы с пальцем, 14 - , 15 - выпускные окна эжекторов, 16 - сетки окон над радиаторами, 17 - окно впуска воздуха в зимой, 18 - укрывочный брезент, 19 - Л-2, 20 - смотровой прибор заряжающего ТНП, 21 - спаренный пулемет КПВТ, 22 - люк заряжающего, 23 - бревно для самовытаскивания, 24 - щитки-отражатели, 25 - ящик ЗИП, 26 - люк механика-водителя танков Т-10 ц Т-10А, 27 - люк механика-водителя танка Т-10М, 28 - окно для пулемета ДШК, 29 - колпак вентилятора, 30 - прицел ТПС-1, 31 - окно прицела ТУП, 32 - окно для спаренного пулемета КПВТ, 33 - окно для впуска воздуха в двигатель летом, 34 - люк для обслуживания системы смазки, 35 - люк запасного выхода, 36 - зенитный пулемет КПВТ.
А - башня танка Т-10, Б - башня танка Т-10А, В - маска пушки Д-25ТС танка Т-10А, Г - башня танка Т-10М, Д - люк заряжающего танка Т-10М, Е - зенитный пулемет ДШК, установленный на турели люка заряжающего танков Т-10, Т-10А, Ж - днище корпуса.
Тяжелые танки серии Т- 10 (
Т-10 , Т-10А. Т-10Б и Т-10М) были созданы в 50-е годы на основе опыта, накопленного при конструировании танков ИС-4 и ИС-7.
Корпуса танков имеют идентичную конструкцию с наклонными верхними и с гнутыми бортовыми листами и конфигурацией лобовой части по типу ИС-3 ("щучий нос"). Башни - литые, обтекаемой формы, с переменной толщиной и разным наклоном стенок. Ходовые части танков состоят из 44 необрезиненных опорных и 6 поддерживающих катков, 2 направляющих и 2 ведущих колес. У каждого из последних спереди установлены грязеочистители, закрепленные болтами на борту танка. Подвески - независимые, торсионные, с гидравлическими амортизаторами. Гусеницы - мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с 88 траками каждая.
Установленная на танке Т-10 122-мм пушка Д-25ТА была спарена с пулеметом ДШК. Другой пулемет ДШК был смонтирован на турели люка заряжающего. Наведение пушки осуществлялось при помощи телескопического прицела ТШ-2-27. На Т-10 применялся 12-цилиндровый V-образиый быстроходный В-12-5 мощностью 700 п. с.
Танк Т-10А отличался от базового образца установкой на нем пушки Д-25ТС со стабилизатором вертикального наведения ПУОТ и эжекциоиным устройством для продувки канала ствола. Вместо прицела ТШ-2-27 были установлены перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Кроме того, на танке появился ночной прибор механика-водителя ТВН-1.
Следующей модернизацией была установка двухплоскостного стабилизатора и нового прицела Т2С-29. Этот танк получил марку Т-10Б.
Все эти модификации внешне отличались друг от друга лишь наличием или отсутствием эжектора на стволе пушки, а также формой и расположением амбразур выходов и бронировок приборов наблюдения и прицеливания.
На танке Т-10М была установлена 122-мм пушка М62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором "Ливень" и прицелом Т2С-29, а также двигатель В-12-6 с турбонаддувом. Этот танк отличается от всех предшествующих наличием новой пушки, имеющей большую длину ствола и щелевой дульный тормоз, установкой спаренного и зенитного пулеметов КПВТ вместо ДШК, конструкцией крыши силового отделения, наличием ночных приборов командира, наводчика и водителя и, наконец, новой формой бронировок прицелов и приборов наблюдения, с новым их размещением на башне. Кроме того, изменена конструкция крышки люка механика-водителя.
Танк Т-10М - последний серийный тяжелый танк в мире и одновременно последний серийный танк, на котором была применена лобовой части корпуса "щучий нос". В начале 80-х годов она вновь возникла на английском опытном танке "Чифтен-900".
В ходе одностороннего сокращения Советских Вооруженных Сил танки Т-10 снимаются с вооружения. Часть их будет отправлена на переплавку, часть передается в народное хозяйство для установки на них различного оборудования.
Библиография:
Моделист-Конструктор №2 за 1990 г.

Энциклопедия танков . 2010 .


В конструкцию Т-10М неоднократно вносили изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовали только каждый пятый танк.

В 1960-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1962 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. В 1963 году танк получил систему ПАЗ (противоатомной защиты). Система ПАЗ обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва и радиоактивной пыли за счет броневой конструкции и герметизации корпуса и башни. Броневая конструкция лобовой части танка выдерживала давление во фронте ударной волны 0,39 МПа (4 кгс/см;). Была обеспечена подача очищенного воздуха в обитаемые отделения и защита членов экипажа от воздействия радиоактивной пыли за счет создания избыточного давления с помощью специального нагнетателя-сепаратора. Кратность ослабления проникающей радиации при ядерном взрыве была равна 3, а гамма-излучения на РЗМ — 12. С 1964 года ввели автоматическую систему ППО «Роса-2» с более эффективным огнегасящим составом «3,5». В состав боекомплекта пушки с 1964 года начали включать выстрелы с кумулятивными снарядами с начальной скоростью 950 м/с, а с 1967 года — с бронебойно-подкалиберными снарядами с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный на дальности 2000 м — броневую плиту толщиной 320 мм. На базе танка Т-10М был создан командирский танк Т-10МК (объект 272К). Он выпускался серийно с 1959 по 1962 год на ЛКЗ и в 1964 году — на ЧТЗ. Всего за это время обоими заводами было изготовлено 100 командирских танков. Т-10MK отличался от линейного танка наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 с 10-метровой телескопической антенной, бензоэлектрического агрегата АБ-1-П/30 мощностью 1 кВт и навигационной аппаратуры ТНА-2.

НА БАЗЕ Т-10

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин. В 1957 году был создан танк-объект 266, на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.

С 1953 по 1956 год испытывали опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.

В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение объект 268 и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с.

Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187 мм. На крыше рубки устанавливали 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В боекомплект входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из четырех человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Другая судьба была у более экзотической машины — подвижной атомной станции (объект 27). Этот аппарат, иначе не скажешь, массой 90 (!) тонн представлял собой удлиненное (10 катков!) шасси танка Т-10 и ограниченно использовался на Крайнем Севере. В 1957-1961 годах были разработаны проекты ракетных танков(объект 281 и объект 282), вооруженные противотанковыми ракетными комплексами. В 1962-1963 годах на серийных Т-10 испытывали трехракетные пусковые установки с ПТУР 9М14 комплекса «Малютка». Все эти машины так и не вышли из стадии экспериментов. Примерно то же самое случилось и с пусковыми установками или, как их официально называли, стартовыми агрегатами для баллистических ракет. В виде проектов и даже опытных образцов их делали в великом множестве, но ни одна так и не пошла в серийное производство. Из всей этой плеяды наиболее известны две машины: объект 815 для комплекса с РСД РТ-15 (8К96) разработки ОКБ-1 С. П. Королева и объект 820 для ракетного комплекса с МБР РТ-20 (8К99) разработки ОКБ-586 М. К. Янгеля. Обе эти машины некоторое время участвовали в парадах на Красной площади, после чего и приобрели мировую славу.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ВОЙСКАХ

Первые серийные танки Т-10 в 1955-1956 годах поступили на вооружение 7-й отдельной кадровой танковой дивизии и 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа. Примерно в то же время новые танки получил и тяжелый танко-самоходный полк 42-й гвардейской Прилукской танковой дивизии Киевского военного округа. Вскоре, однако, было принято решение о формировании тяжелых танковых дивизий. В каждую такую дивизию по штату должны были входить три тяжелых танковых полка по 65 танков в каждом. Еще пять машин имелось в учебном танковом батальоне. Таким образом на вооружении дивизии должно было состоять 200 танков Т-10. В 1957-1958 годах в тяжелые танковые были переформированы восемь дивизий — 14-я и 18-я гвардейские, 5, 13, 17, 24, 25-я и 34-я. Стоит отметить, что в первую очередь новые тяжелые танки получали дивизии и танкосамоходные полки Группы Советских войск в Германии (ГСВГ).

На основании директивы Генштаба Вооруженных Сил СССР от 30 декабря 1967 года тяжелые танковые дивизии предписывалось переформировать в обычные танковые с заменой тяжелых машин средними. Высвобождавшиеся тяжелые танки поступали на вооружение отдельных танковых батальонов армейского подчинения. К концу 1960-х годов в ГСВГ имелось до 20 таких батальонов по 70 танков Т-10/Т-10М в каждом. Впрочем, наряду с «десятками» на вооружении этих частей состояли и ИС-3М. Неофициально эти части называли «батальонами прикрытия государственной границы». Экипажи имели сокращенный состав — отсутствовал заряжающий. После выхода по тревоге к границе ФРГ им становился механик-водитель, так как никаких дальнейших маневров не предусматривалось — нужно было стоять до последнего! Эти батальоны просуществовали до 1976 года, когда их расформировали или переформировали на новые штаты и вооружили новой матчастью. Танки Т-10 первоначально передавали в учебные танковые полки ГСВГ, а затем постепенно вывозили в Советский Союз. «Десятки» на экспорт не поставляли и в боевых действиях не применяли. За исключением маневров единственной крупной операцией, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, стала операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. Это были танки из состава 9-й тяжелой танковой Бобруйско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. В последующие годы по мере поступления в войска современных боевых машин танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавали в парки на долговременное хранение, а частично они отправлялись на разделку.

Часть танков служила в качестве мишеней на различных полигонах. Формально же они были сняты с вооружения Российской армии приказом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1997 года, то есть спустя более 40 лет после принятия на вооружение.