Тотемные животные славян. Тотемное животное

Языческие верования древних славян неразрывно связаны с силами природы и животным миром. Священных животных у древних славян было много, у каждого племени был свой тотемный зверь — покровитель всего племени, который всегда защитит своих людей от природных опасностей, от врагов и болезней. Древние славяне верили, что тотемный зверь — медведь, конь, бык (тур), волк, сокол или олень, обеспечит продолжение рода, спасёт, обратившихся к нему за помощью, передаст им свою силу, ловкость, мудрость, выносливость, плодовитость. В языческие времена древние славяне считалось, что любая часть священного зверя (тотема) обладает такой же силой, теми же свойствами, что и сам живой зверь. Именно поэтому, археологи находят в курганах множество языческих оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап, и изображений зверей. Славянские языческие обереги, связанные с культом животных, отражают представления древних славян о «кровном» родстве людей определённого рода или племени с почитаемым животным (тотемом)….

Образы животных, тотемных предков древних славян, населяли мир славянских сказок. Это конь, собака, бык, медведь, волк, гусь, ворон, сокол, орел, лягушка, щука. В русских народных сказках и легендах нашла отражение и идея происхождения героя от тотема. Животные в сказках обычно становились помощниками человека, проводниками, вещунами, вспомните Серого Волка из сказки об Иване-царевиче и о молодильных яблоках. Многие поверья и магические обряды древних славян, связанные с животными сохранялись до XIX века, например, в святочных гаданиях часто используют петуха или курицу.

Тур и турица .

В средние века молот бога Тора считался в дружинно-торговый социуме варягов-«русов» амулетом, придающим воинам силы и выносливость, оберегающим от любых стихийных бедствий, защищающим от смерти, голода, нищеты, дающим плодородие.

Славянские обереги в виде рыбок входили в набор с другими бронзовыми оберегами из курганов Новгородской, Ленинградской и Брянской областей. Например, подвеска-рыбка из захоронения XII века, в Брянской области была прикреплена к арочной привеске вместе с ключом, ножами и коньком и лежала у правого плеча женского скелета.

Обереги-птицы.

Очень часто встречаются подвески-обереги, изображавшие птиц. С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов — петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние славяне верили, что птицы — посланники небес, вестники богов. Считалось, что птицы способны отогнать беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Древнейший тип плоских славянских оберегов, изображающий уточку с гладкой головкой, плоским широким клювом и выпуклой грудью, возник в Приладожье, во второй половине — конце X века. В конце X века такие обереги появились в Новгороде, а в XI-ХII веках они получили широкое распространение в Новгородской и Псковской землях и Верхнем Поволжье, где было налажено их производство.

Особый вид плоских прорезных сквозными отверстиями оберегов, составляют подвески с шумящими привесками. Оберег изображает петуха с одной или двумя головами. Такие обереги производили в Костромском Поволжье и найдены также в русских городах, расположенных по течению Оки и Клязьмы (Старая Рязань, Владимир, Суздаль — ХII-ХIII вв.). Отсюда обереги — петухи доходили до Волжской Болгарии, Перми Вычегодской.

Петух – эмблема восходящего солнца, прогоняющего сон, и петушиный крик с рассветом оповещает всех о наступлении нового дня, призывая всю живую природу к новой деятельности и жизни, и куриное яйцо – эмблема предстоящего рождения и плодородия, оставили глубокие следы в современных народных обычаях. Курица и утка были символом плодородия и благополучия.

Бодричи, то есть вендо-русы, называли себя Pерики (Reregi) или Соколы отсюда имя Рюрик или Rerik значит Сокол. Если призванный в Новгород варяжский князь действительно был князь бодричский , то ему более всего приличествовало называться прозвищем своего народа «Сокол» = Рерик или Рюрик , и если он считал род или народ свой происходящим от солнца – Хорса , то, ввиду вышеизложенного, опять самым естественным родовым наименованием должно было быть Ros или Rus (греч. ρωσ )

Медвежья лапа или коготь.

Медведь — хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь, которого боялись и уважали. Считалось, что медведь — зверь справедливый, и может защитить от зла, или наказать человека за проявленное зло. Во многих домах в качестве оберега держали коготь медведя. Славяне верили, что коготь грозного лесного зверя защитит людей от бед и болезней, оберегал от опасностей и приносил удачу.

Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями, но никогда не произносили вслух его по имени, так как считалось, что медведь тут же появится рядом. Имён у медведя было много — Миша, Дедушка, Михайло Потапыч, Хозяин леса, Косолапый, Таптыгин, Бирюк (от санскритакорня). Бирук, бирука – bhīruka - застенчивый, боязливый, одинокий бирюк, живёт в бер логе — в «медвежьем логове».

На древнеславянском языке медведей называли Комами и почитали их хозяевами леса. Всем известна поговорка «Первый блин комом» раньше писалась так: « », через А.
Ранней весной просыпались в лесу после зимней спячки большие, мохнатые, злые и голодные медведи, они были очень опасны, их надо было чем-то задобрить. Как-раз это время начиналась у славян масленичная неделя, которая на древнеславянском языке называлась Комоедица . Вот и кормили весной проснувшихся медведей первыми блинами, закидывая первый блин на дерево.
А сама присказка полностью звучит так: «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - родне, а четвертый - мне».
Конь.

«Из Риг-Веды известно , что первоначальным зооморфным воплащениемутреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется утренний свет…». [О Яриле. 81-82].

В языческих верованиях праславянских племён Солнце изображалось, в виде Горнего (Вышнего, Всевышнего) , движущегося по небу. От слова «гор ний» происходит имя языческого славянского — Хорс, Хорос. Имя славянского солнечного бога Хорс, Хорос - hṛṣ - неразрывно связан с огнём и солнцем. В Риг-Веде и в языческой религии славян Солнце изображалось, как конь, движущийся по небу . В Ведах hári = огненно-цветный, harī = огненно-цветные кони Индры; hari-vant, эпитет Индры – «снабженный конями». На санскрите: Хршу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; - трепетный момент восторга, и высшей (горней) радости.

В древнерусском Киеве имя Хорса Дажьбога засвидетельствовано летописью. В древней Умбрии имя Хорса записано в надписи, на Игувинских таблицах, как эпитета бога .


Эмблемой бога солнца повсеместно служил белый конь,
ему приносились в жертву кони белой (Ros(ss,s) и Rus(ss,s) — светлой) масти.

На санскрите Риг-Веды: Кинвин, киндин, килкин - kinvin, kindhin, kilkin – конь, лошадь , (от корня «кин» - kin – конь) — «светящийся, обладающий блеском». На санскрите Риг-Веды: Кнас – knas – сиять, светить. (родственное слово в рус. яз.: князь, княжий, княжеский…)

В конце VI-VII вв. обереги-коньки появляются в Волго-Вятском и Волго-Камском междуречьях. Обычно обереги-коньки встречаются в связке с другими амулетами: ложечками, бубенчиками, гребешками, клыками зверя и др. Чаще всего эти подвески носили на специальных цепочках на груди, левом плече, реже — у пояса. В конце XII века появляются полые коньки-подвески с шумящими привесками, они бытуют в Древней Руси до конца XIV века, коллекция этих подвесок насчитывает 260 экземпляров.

И в наше время не забыт древнерусский обычай – украшать крыши домов коньками, изображениями одной или двух конских головок. В каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки — подковы, колокольчики, конский череп служил оберегом для языческого святилища, а конские черепа, насаженные на заборах вокруг конюшен и хлевов, охраняют стада от моровой язвы. Коня часто изображали на древнерусских подвесках и амулетах XI – XIII веках, изображение коня считалось сильнейшим оберегом счастья и благополучия, защищающим жилище и всю семью от бед и болезней.

Волк у древних славян был тотемным зверем и называли его странным именем Симарьгл .

В «Слове» своём Нестор упоминая о богах языческих, пишет так: «Верують в перуна… и в сима, и въ рьгла » (по списку XIV века), то есть , а Семо (Semо) от древне-сабинского: «слава, достойность, совершен». Древнеславянские вожди называли себя Волками. В древнерусском Киеве Сим Яр = Яровит, или Сим Гер = Геровит, где «Сим» — «гений, полубог». Ферония (Heronia) = Герунья или Ярунья. Сын Феронии – Herilus = Ярило. Ἡρακλῆς - Херакл = Ерыл — представитель солнечного тепла и света, победоносный поборник чудовищ, приносящих мрак и стужу.

Семаргл. Георгиевский собор - 1234 г., Юрьев Польской, Владимирская область

Волк-Симаргл символ силы и справедливости у древних славян, победоносный защитник света и солнца, борец с чудовищами мрака и стужи.

Волк и волчица — символы преданной любви однолюбов, которые либо остаются в паре на всю жизнь, либо одиноки.

С середины I тыс. до н. э. на территории славян , живших в Дунайской котловине (Подунавье, Чехия, Моравия) , началась экспансией кельтов, из Галлии идущих на восток. Их называли вольки-тектосаги (вольки - «любители странствий») от германизированного имени (герм. *Walhōz < галльск.Volcae, кельтский этноним Volcae — «волки». Экспансии кельтов сопутствовал их культурный подъём в Гальштат ское и позднее - в Латент ское время IV-III вв. до н. э.

С этого момента начался , как назвала кельтов начальная русская летопись , отразив германскую форму.

Лаврентьевская летопись: « …почаша воевати на жиоущаiа ту. Волхi и Словѣни сѣдѧху бо ту преже Словѣни. и Волъхве . приiаша землю Словеньску посемь же Оугри прогнаша Во лъ хи . и наслѣдиша землю [ту]».

Славяне, отступившие к северу, на Вислу, увлекли за собой кельтов. Кельты и кельтские влияния шли также на восток, на территорию Правобережной Украины и Северного Причерноморья. Галич, Галичина, Галиция вероятно сближать с именем галатов.

Вольки-тектосаги известны на Висле и в Галиции, на Волыни - вольки прямо уже не прослеживаются, выступают невры, племя под другим названием. Однако вот что рассказывает о неврах Геродот :

«Скифы и эллины, живущие в Скифии, говорят, что раз в год каждый из невров превращается в волка на несколько дней и снова обратно становится тем, чем был» (Herodoti historiae IV, 105.Rocognovit С. Hude. Oxonii, 1976).

В древней этногеографии , дошедшей до нас благодаря располагались на запад от скифов, на рубеже с агафирсами, т. е. балканским миром. У Плиния и Аммиана Марцеллина упоминаются нервии у истоков Борисфена (Припяти), и Nervii в Галлии.

Вольки-тектосаги распространились в Подунавье неподалеку от племен даков этимологически - тоже «волки». Слав. *vьlkъ «волк» , полностью отсутствующее в антропонимии (личных именах) большинства славянских языков, выступает в личных именах части южных славян - у сербов, хорватов . У серб.-хорв.: Vukobrat, Vukoman, Vukomil, Vukomir, Vukosav, Vukovoj, Bjeloruk, Dobrovuk, Milovuk

Особое место занимают славянские обереги в виде змей. В Верхнем Поволжье, в кургане XI века в Загорье у женского костяка лежали три бронзовые круглые прорезные подвески, в центре которых было помещено изображение свернувшейся змеи, соединенное с ободком подвески шестью лучами.

Обереги в виде вырезанных из железных пластинок змей найдены в кургане деревни Васильки Владимирской области. Несомненно, что образу змеи придавалось

 14.02.2011 00:00

Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши — отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Пословицы и приметы:
Волка нога кормят
Либо с волками выть, либо съеденным быть
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Таскал волк, потащат и волка
Сколько волка не корми, все в лес тянет
Волки появляются в селениях — голоду.
Волк дорогу перейдет — к счастью

Мифологические животные

Медведь — Зверь Велесов

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый,черный

Пословицы и приметы:
Силен медведь, да в болоте лежит
Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы
Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
Не продавай шкуры, не убив медведя
Два медведя в одной берлоге не живут
Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса — Зверь Макошев

Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы — начало и середина зимы. Цвета — красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:
Лисичка всегда сытей волка бывает
Лисой пройти — хитростью
Кто в чин вошел лисой — править волком будет
Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
Лиса и во сне кур считает
Лиса дорогу перебежала, быть беде.
Лисий лай услышать — к несчастью.

Заяц — Зверь Ярилин

Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый

Пословицы и приметы:
Без собаки зайца не поймаешь
Коня положили, да зайца уходили
За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
Заяц по селу бежит — к пожару
Заяц дорогу перебежал — к несчастью

Кабан — Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:
Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
Где свинье на небо глядеть!
Сердит да бессилен — свинье брат.
Гусь свинье не товарищ.
Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
Не пинай свинью — заболеешь.
Свиньи хрюкают — к беде.
Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Кошка — Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки — самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка — ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот — вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) — частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил — земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки — зима. Цвета — черный, белый

Пословицы и приметы:
Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
Кошка умывается — к гостям или перемене погоды.
Лежит кошка брюхом вверх — к теплу, прячет голову — к холоду, распушает хвост — к метели.
Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
Язык блудлив, что кошка
Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь — Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне — символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь — это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня — конец весны. Цвета — белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге — к беде
Конь воина нюхает — к гибели
Больной бредит о конях — скоро умрет
Ржание коня — к добру, но при расставании — к долгой разлуке
Не в коня корм
Царство без грозы, как конь без узды
Счастье на коне, безсчастье под конем
Свинья коню рылом и по хвост не вышла
Дареному коню в зубы не смотрят
Кто в кони пошел — тому и воду везти

Корова — Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова — одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти
Но светлые коровы — это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко — это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы — середина весны. Цвета — белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:
Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
Долог у коровы язык, да не велели говорить
Та бы корова молчала, что под медведем была
И одна корова, да жрать здорова
Которая корова пала, та по три удоя давала
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается — медведь
Черная корова идет вечером впереди стада — к ненастью, пестрая — к переменной погоде, белая или рыжая — к вёдру

Бык — Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка — середина весны. Цвета — рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:
Хвать быка за рога — ан вилы в руках
Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень — Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе — к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя — середина зимы и конец лета. Цвета — золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:
Хотел оленя словить — да в лес убежал.

Белка — Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) — мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами — поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки — конец лета, начало осени. Цвет — золотой, белый

Пословицы и приметы:
Белки в деревню забежали — быть войне или другой большой беде
Векша стрекочет — гостей пророчит

В древние времена наши предки имели подобие восточного (японского) гороскопа животных по году рождения. Среди особенностей славянского тотемного гороскопа животных стоит отменить шестнадцатилетний цикл, а не двенадцатилетний как в восточном гороскопе. Каждому году посвящен особый зверь, который может управлять характером человека, родившимся под таким знаком.

Лось (темный сох) – (1928г; 1944г; 1960г; 1976г; 1992г; 2008г)

Лось имеет свойство делать открытия и вести за собой остальных. Это тотем человека, который не может усидеть на одном месте и постоянно ищет новые достижения. Постоянное стремление к чему-то новому может ставить в тупик близких людей родившегося человека под этим знаком. Таким людям свойственно сомнение, с которым желательно бороться тогда удача может повернуться лицом во всех начинаниях.

Оса (жалящий шершень) – (1929г; 1945г; 1961г; 1977г; 1993г; 2009г)

Особое свойство характера таких людей – лидерство во всех его проявлениях. Причем к намеченной цели люди- осы идут, применяя любые методы. Язвительность и колкость можно считать постоянными спутниками таких людей. Но в, тоже время они имеют большую целеустремленность и интуицию. Отличная память, бережливость и ревность у них в крови с рождения.

Волк (притаившийся лют) — (1930; 1946; 1962; 1978; 1994; 2010)

Для людей, рожденных под знаком Волка характерно умение находить выходы из любых неприятных ситуаций. Основными чертами характера можно считать щедрость, ангельское терпение, доброта. Но при всех положительных свойствах этот знак очень любит свободу и не даст получить посягательство на свою территорию. Это хищник с мгновенной реакцией на раздражитель, причем ограничения и обязательства могут быть, только такими, какими человек себе представил.

Белка (огненная векша) – (1931г; 1947г; 1963г; 1979г; 1995г; 2011г)

Люди, появившиеся на свет в этот год, имеют большую ловкость и подвижность не только в физическом плане, но ив сфере умственной деятельности. Они способны схватывать все на лету, быстро производить расчеты из сложившейся ситуации неизменно с выгодой для себя. Это чревато нервными напряжениями, поэтому люди – белки часто впадают в депрессии. Расчет только на свои силы приводит к тому, что родившиеся под этим знаком рано становятся независимыми или создают свою семью.

Жемчужная Щука – (1932г; 1948г; 1964г; 1980г; 1996г; 2012г)

Общение с такими людьми, как правило, прямолинейное и откровенное, они всегда скажут то, что действительно думают без лишней лести и эмоций. Это люди склонные к консерватизму и полностью уверенные в своих мыслях и действиях. Покровительство предков наделяет их внутренним покоем и умиротворенностью.

Бородатая Жаба – (1933г; 1949г; 1965г; 1981г; 1997г; 2013г)

Человек со стойким отношением к жизни, способен ценить то, что имеет, отличается хозяйственностью и бережным отношением к окружающему. Такие люди не любят перемен, четко знают, чего хотят от жизни. Скромность, гостеприимство, аккуратность это все качества характера присущие этому знаку. Любитель постоянства во всех сферах жизни.

Кабан (Дикий Вепрь) – (1934г; 1950г; 1966г; 1982г; 1998г; 2014г)

Не пытайтесь стать на дороге рассерженного Кабана, снесет и даже не оглянется. Это люди без страха и имеющие возможность дать отпор любому врагу. Если такого человека что-либо заинтересовало, то он будет рыть землю до тех пор, пока желаемое не окажется в его личной собственности. После этого они обычно успокаиваются и ведут размеренный образ жизни до нового увлечения. В состоянии покоя Кабаны имеют чрезвычайную разумность и способность принимать правильные действия.

Белый Филин — (1935г; 1951г; 1967г; 1983г; 1999г; 2015г)

Филины отличаются замкнутостью, мнительностью часто подвержены суевериям. Его главным талантом можно считать способность к экстросенсорике. Это люди, которые духовное ставят выше материального.

Шипящий Уж — (1936; 1952; 1968; 1984; 2000; 2016)

Гармония – вот главная черта людей родившихся в этот год. Любители секретов и противники пустых разговоров. Работоспособность, бережливость, целеустремленность при малой толике скрытности делает таких людей идеальными подчиненными. В случае непреодолимых препятствий ужи способны отказаться от своих идей.

Крадущийся Лис — (1937г; 1953г; 1969г; 1985г; 2001г; 2017г)

Приключения и ловкость, изобретательность и хитрость, осторожность и целеустремленность – это все черты родившихся людей в год Лисы. Умело проведенная интрига, только добавит настроения таким людям.

Свернувшийся Ёж — (1938г; 1954г; 1970г; 1986г; 2002г; 2018г)

Этим людям присуща непредсказуемость и суета. Любят шум и веселые компании. Но при этом обладают уникальной памятью к деталям. Отличаются верностью не только в семье, но и в дружбе.

Парящий Орел — (1939г; 1955г; 1971г; 1987г; 2003г; 2019г)

Аристократы по своей натуре не терпящие манипулирования и диктатуры. В чертах характера можно выделить смелость, гордость и неприятие навязывания чужих идей. Орлы могут видеть будущие неприятности, поэтому если о них предупреждают то стоит прислушаться.

Паук (Прядущий Мизгирь) — (1940г; 1956г; 1972г; 1988г; 2004г; 2020г)

Люди – пауки это великие организаторы, которые могут объединить людей в большую группу. Творчески подкованы, любят власть, но чувствительны к изменениям вокруг. При этом отличаются надежностью в семейном плане, преданы традициям.

Кричащий Петух — (1941г; 1957г; 1973г; 1989г; 2005г; 2021г)

Оригинальность и возможность быть первым во всех начинаниях – это про людей, родившихся в год Петуха. Бесстрашность, большие амбиции, активность считаются основными чертами характера. При этом очень любят детей и свой дом.

Бык (Златорогий Тур) — (1942г; 1958г; 1974г; 1990г; 2006г; 2022г)

Противоречивость характера Быка можно оправдать желанием защитить слабого. При этом у Быка поразительная выносливость и терпение. Не смотря на это при экстремальных ситуациях, такие люди способны на агрессию.

Огнегривый Конь — (1943г; 1959г; 1975г; 1991г; 2007г; 2023г)

Экстрим, по жизни чередующийся с постоянными путешествиями – это основная часть жизни родившихся людей под знаком Коня. Они отличаются отважностью и активностью, имеют талант в творческой сфере.

Возможно вам также понравится:

Тотемное животное волк что это значит? Тотемное животное лебедь — характеристика и значение Тотемное животное Косуля – характеристика и значение Тотемное животное беркут- характеристика и значение Тотемное животное витарь — характеристика и значение

В наше время великое множество гороскопов, которые помогают нам лучше ориентироваться среди окружающих нас людей, действительно, каждый человек при рождении уже наделен характерными для него чертами. Так и у древних славян было огромное количество гороскопов. Один из таких – это древнеславянский гороскоп животных по дате рождения. Он включает в себя 12 знаков, хотя, бытует мнение, что раньше гороскоп был намного больше и часть характеров пришлось убрать. С его помощью можно не только узнать какому временному отрезку покровительствует то или иное животное, но и понять сильные и слабые стороны человека, родившегося в конкретный отрезок времени. Такой гороскоп поможет лучше узнать о своих возможностях и подскажет, как легче реализовать их в жизни.

Славянский гороскоп сопоставляет характер животного с существующими человеческими качествами и наделяет ими людей, рожденных в определенный период.

Древний славянский гороскоп животных по дате вашего рождения

Росомаха считается зверем, с которым не хочет связываться ни один охотник. Этот зверь внимательно следит, кто ходит по его территории, не любит чужаков, которые обустраиваются на его владениях и всячески охраняет их.

Люди-Росомахи ставят общественные интересы превыше своих личных. Они не любят бывать в центре внимания, избегают открытых мест. По отношению к себе критичны, прекрасно знают свои сильные и слабые стороны, могут похвастаться верными и преданными друзьями.

Жилище такого человека опрятное и чистое. В нем уютно и комфортно.

У такого человека железный характер, он справедливый и только избранные могут попасть в круг его друзей.

Ворон издавна считался мудрой и понимающей птицей. Кроме того, мудрость эта не приобретенная, а уже заложена от рождения.

Люди Вороны на самом деле открыто видят всю мирскую сущность, а мудрецу понадобились бы годы, чтобы прийти к такому пониманию. Именно поэтому, про таких людей говорят, что им вполне хватит и спинного мозга, головной может попросту отсутствовать.

Человек, родившийся в период Ворона всегда знает правильный ответ на вопрос. Он интуитивно находит нужное решение вопроса, сам до конца не осознавая, как к нему пришел. Такой человек очень далеко видит, смотрит в будущее, как в открытую книгу, но управлять и руководить ему тяжело. Люди не понимают его стремлений и амбиций, не хотят менять свой привычный уклад и делать лишние телодвижения для достижения цели.

Если же Ворону все-таки удается занять высокий пост, то лишь потому, что он не договаривает многих вещей, иначе его бы приняли за безумца и выгнали со всеми идеями.

Знак Ворона нетороплив и спокоен, так как суета и истинная мудрость – две несовместимые вещи. Он может прогнозировать и предугадывать исход событий. Ему не нужно клевать катящееся по дороге яблоко, а достаточно заранее занять место там, где оно остановится.

Такой человек отличается хорошей интуицией, рассудительностью, неторопливостью, справедливостью, умением выстраивать логические цепочки.

Это зверь прекрасно ощущает в себе великую силу, которая не просто переполняет его, а изливается отовсюду. Ему не свойственно сидеть сложа руки. Он должен постоянно быть в движении. Если же вдруг кто-то застанет его в расслабленном состоянии и решит, что Горностай прибывает в покое, то будет глубоко ошибаться. Даже будучи в недвижимом и развалившемся положении, он строит планы как избавиться от ненавистных ему белок или как попасть в соседний лес и обокрасть своих сородичей.

Человек-Горностай ловкий, уверенный в себе и своих мыслях и изречениях.

Его не интересуют закон, правила и нормы. Он совершенно точно уверен в том, что делает все правильно и для общего блага. Его поступки, порой, заслуживают восхищения.

На самом деле, рожденные в это время люди бескорыстные, отзывчивые, быстро приходят на помощь, могут одолжить нуждающемуся.

Горностай четко осознает, что есть хорошо, а что плохо, но живет по своим убеждениям и помыслам. У него сильный характер. Любую добычу он несет в дом и семью, помогает своим друзьям, которые часто пользуются его великодушием.

Жабу можно по праву назвать самым удивительным зверем. Ей свойственно жить в воде, под водой, на суше, даже на деревьях в лесу. Она обладает удивительной способностью – умеет ко всему приспосабливаться. Так и люди, рожденные под знаком Жабы, могут быть не только простыми рабочими, но и возглавлять высокие посты.

Человек-Жаба может работать в поле, руководить войском. Ему интересна музыка, литература, искусство, наука, где он также может найти себя.

Жабы редко падают духом, им везде хорошо, уютно. Из-за этого они теряют стремление к большему. Они привыкли довольствоваться тем положением, которое имеют и не взвешивать на себя слишком много ответственности. Но, если Жаба чего-то захочет, то потрудившись сможет получить высокий пост. Однако, их вполне устраивает то, что есть сейчас.

Люди тянутся к этому знаку, ценят за его золотую душу, но сама Жаба не очень любит сходиться с людьми, раскрывать себя и узнавать собеседника. Ей привычнее и уютнее наедине с собой, где ничего не нужно менять и познавать.

Рожденные в этот период характеризуются как

  • умные,
  • позитивные,
  • честолюбивые,
  • способные найти себя в любой сфере деятельности.

Кузнечикам не свойственна усталость, поражения и несчастья. Они всегда задорны, веселы, игривы и олицетворяют солнечную энергию. Глядя на Кузнечиков, у людей появляется улыбка, радость.

Люди этого периода очень легки на подъем. Они боятся новых задач, открытий, но борясь с самим собой, все равно идут к цели. Их пугает незнакомое, непривычное, но Кузнечики не сдаются и продолжают свой путь до конца. Они прекрасно понимают, что на пути могут быть трудности, но в конце может ожидать счастье и покой. Двигающий ими интерес, умение все быстро схватывать — позволяет дойти до конца и пройти все тяготы, поборов свои страхи.

Человек-Кузнечик никогда не покажет свою трусливость перед окружающими, только наедине с собой и близкими, он сможет признаться в этом.

Для всех остальных, он остается беспечным и веселым, у которого все легко получается.

Кузнечик легко сходится как с другими знаками гороскопа, так и со своим. Ему не свойственны трудолюбие, усидчивость, постоянство, может бросить начатое. Однако, имея множество незаконченных дел, со временем, возвращается к ним и быстро доводит до конца.

Эти люди постоянно скачут то туда, то сюда, ищут что-то новое, но окружающие ценят и любят их за добрый и веселый нрав.

Всем известно, что хомяки любят поспать. Порой создается впечатление, что сон их длится на протяжении девяти месяцев. Однако, когда время доходит до сбора урожая, они успевают забить до потолков свои кладовки.

Люди этого знака могут трудиться без отдыха днем и ночью, выпить быстро кофе и продолжить снова работу. За время таких дней, Хомяк успевает выполнить огромный объём работы, который трудяга, рожденный под знаком Муравей, делал бы месяц. После таких рабочих забегов Хомяк очень сильно устает и уходит на отдых, чтобы восстановить свои силы. Муравей же продолжает безостановочную работу, а когда подходит время для сравнения результатов, шансы на победу могут быть одинаковыми.

Человек-Хомяк добрый душой, неторопливый, в нем нет злости. Он очень любит отдыхать, даже если не устал от работы. Полежать под лучами солнца и ничего не делать – лучшая награда.

Люди любят Хомяков и прощают их нерасторопность, так ка знают, что они могут включиться в нужный момент и довести дело до конца.

Для Равлика характерна особая чувствительность, которая помогаем ему точно и тонко разбираться в людях. Из людей этого знака выходят отличные вожаки. Равлики знают, как смотивировать людей, что нужно сказать, умеют повести за собой хоть на край света. Нередко, их сверхчувствительность имеет обратную сторону. Бывают периоды, когда эти люди могут отдать все имеющееся чужому, а осознав это, стараются отгородиться от близких и уйти в себя, так как понимают, что их снова обманули.

Из-за своей сверхчувствительности, Равлики становятся уязвимыми. Спасая себя, они замыкаются и наблюдают за внешним миром, ни во что не вмешиваясь. Им привычно жить в выдуманном ими мире, нежели бороться с жестокой реальностью. Равликам тоскливо существовать в таком мире. Они на полном серьезе считают, что родись на несколько веков пораньше, могли бы стать не холопами, а князьями.

Равлик – отличный собеседник. Обладая врожденной сверхчувствительностью, он насквозь видит настроение собеседника, не позволит грубости в его адрес, придет на помощь и поможет выйти из неудобного положения.

Это умный знак, но ум не помогает им обогатиться, построить удачную карьеру, добиться процветания в своем деле. Они отлично представляют себе красивое будущее, но в своих мечтаниях, очень много растрачивают сил и энергии на пути к нему.

Муравьи, пожалуй, единственные в мире создания, которые не боятся перетрудиться. Их практически невозможно увидеть без дела. Даже в минуты, свободные от работы, Муравей занимается чем-то, к примеру, чистит уши или лапы, доводит до блеска свои доспехи. Так и человек, рожденный в этот период, готов в моменты отдыха планировать свой день наперед и стараться эффективнее выполнить поставленные задачи.

Человек этого знака находится в постоянной занятости, у него всегда есть работа и мелкие хлопоты. Он может пасти скот, строить дом, искать добычу и пропитание.

У него нет границы сделанного, ему нужно все время быть чем-то занятым. Это максималист, который сделает лучше больше, чем меньше. Именно поэтому, людей Муравьев уважают и ценят в обществе, зачастую, стараются повесить как можно больше работы на них.

Благодаря трудолюбию, Муравей не остается без внимания. Такого человека быстро замечают, дают ответственную и сложную работу, могут повысить по службе. Муравья нельзя назвать гением или умным, он всего добивается благодаря своему труду и выносливости.

Из Муравьев получаются отличные семьянины, однако, на почве трудолюбия могут часто возникать проблемы.

Хрущу не привыкать испытывать резкие перемены в жизни. Роясь в земле червяком и поедая корни, он глубоко убежден, что так будет на протяжении всей жизни. Но, превратившись в куколку и обретя великий покой, на него наступает озарение. Для себя он решает, что теперь познал житейский смысл, знает, что и как нужно делать, каких правил постоянно придерживаться.

Однако, спустя время, из лопнувшего кокона появляется и выползает из земли молодой жук. Он расправляет крылья и летит к новым открытиям.

Человек-Хрущ больше других озабочен вопросом житейского смысла. Он прекрасно осознает, что нельзя никому, даже детям, объяснять, как стоит жить.

Каждый должен сам пройти через весь путь и сделать свои выводы. Поэтому, многие люди этого знака так и остаются толстыми слепыми червями и редко превращаются в настоящего крылатого хруща, не сумев найти свою дорогу.

Люди этого знака любят увлекаться

  • философией,
  • религией,
  • искать истину,
  • искать морально-этические врата к правильной жизни.

В работе Хрущи способны достичь легко любых высот, если никто не собьет их с намеченного карьерного пути.

Хрущам свойственна ветреность, романтичность, но удержать в браке таких людей очень сложно и тяжело. Очень часто они любят менять обстановку и жизненные устои, легко оставляя позади прошлое.

Этот знак, как и сам Бобер любит покой и порядок. Не случайно, Бобры научились строить плотины, делать запруды, поднимать уровень рек и ручьев. Эти звери не привыкли подстраиваться под погоду, им проще приспособить ее под себя, свой распорядок и характер.

Люди Бобры отличаются уверенностью, спокойствием, неторопливостью.

В работе всегда имеют все необходимое под рукой, что помогает им качественно ее выполнять. Им завидуют, хотя полностью осознают, что жить как Бобры не смогут.

Человек, родившийся в это время, много знает и умеет. Он создает свою жизнь и обстановку вокруг таким образом, что все чувствуют себя рядом с ним защищенно и спокойно. Для такого человека любая катастрофа покажется пустяком, потому что он привык быть готовым ко всему и всегда имеет запасной выход.

Это сильные, амбициозные люди, которые могут достигать поставленных целей, умеют рассчитать пользу и выгоду, создать себе комфортную жизнь, привыкли все раскладывать по полочкам и систематизировать.

Рожденный в этот период человек, отличается верностью и бесстрашием. Это, пожалуй, единственный, кто до сих пор соблюдает старые каноны чести, держит слово и остается верен ему. Он не станет бить лежачего и пользоваться представленным моментом, ради достижения своей выгоды. Пес старомоден в своих убеждениях, но именно за честность и порядочность его так ценят.

Люди этого знака — верные друзья. Даже измены и предательство не мешают Псам продолжать защищать людей и верить им. Стоит отметить, что в глазах противников они имеют такое же доверие, как и у своих друзей. Этим людям можно спокойно доверять тайны, деньги и даже собственную жизнь. Узнав, что близкий друг находится в беде, Пес побежит ему на помощь без оглядки. Его не пугают трудности, он готов защищать своего ближнего даже ценой собственной жизни. Эти люди всегда придерживаются своих принципов и остаются верными и преданными в любой ситуации.

Пес превыше всего ценит совесть, он привык жить с ней в ладу, а законы меняются изо дня в день. У него нет особого стремления к карьерному росту, но его можно встретить на хороших постах. Среди Псов много бизнесменов, политиков, управленцев и это неслучайно. Они заслуживают абсолютного доверия у всех, кто окружает их.

Все привыкли считать медведя хозяином леса, но он никогда не был царем зверей, степей, лесов и пустынь. В действительности медведя губит его лень. Он прекрасно знает это и не переживает. Может спокойно рассказать что-то про себя и заставить смеяться над собой.

Однако, неповоротливый Медведь может легко обогнать скаковую лошадь, придушить лося и в передних лапах нести свою жертву. Он лучше кота учует мышиное гнездышко и ловко выловит мышонка из-под твердого слоя земли. Однако, хозяином леса его считают не из-за силы и ловкости, а потому, что, будучи удивительно мощным, он сохраняет простоту и беспечность, снисходительность к слабым. Его смело можно назвать консервативным добряком.

Человек – Медведь привык довольствоваться малым, он умный и рассудительный. Ему будет достаточно полежать уже в обустроенном им месте и наслаждаться жизнью, никому не мешая.

Из Медведя получится отличный бизнесмен, но не карьерист. Он слишком любит жить в свое удовольствие и окружать себя всем необходимым.

Видеоролик: «Славянский тотемный гороскоп животных»

В эпоху, когда основным занятием у славянских племен была охота, они верили, что дикие животные являются их прародителями. А потому животные считались могущественными божествами, которым следует поклоняться.

В результате у каждого племени был свой тотем, иначе говоря, свое священное животное, которому поклонялось племя.
Так, например, несколько племен своим предком считали волка и почитали его как божество.

Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а себя называли лютичами. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк для этих племен считался могущественным защитником, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

Однако после принятия христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» (т.е. облаченный в длаку - волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее «волкодлак» превратился в «вурдалака».

Так как хозяином языческого леса был самый сильный зверь - Медведь, - он считался защитником от всякого зла и богом плодородия, а потому именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. По этой же причине практически до XX в. многие крестьяне хранили в своих домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Славяне полагали, что Медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Это же мифологическое представление о медведе как о хозяине леса и могущественном божестве нашло свое отражение и в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь - это прозвище зверя, означающее «недоед», в слове «берлога» сохранился и более древний корень - «Бер», т.е. «бурый» (берлога - логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из числа травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха). Это была древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня представлялась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей.

Русские женщины, надевавшие головной убор с рогами, сделанными из ткани - кичку, - уподоблялись богиням. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы - Лось и Лосенок.

Небесные богини - Оленихи - посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Среди домашних животных больше всего славяне почитали Коня. Это было связано с тем, что когда-то предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Несколько позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом. Постепенно человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и потому постепенно звериные черты в образах божеств начали уступать место человеческим.

Теперь хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему как покровителю охоты всегда оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника. При этом, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.

Основными божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьев, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу.

По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь его за собой на дно озера.