Сравнительная характеристика Остапа и Андрия по повести Н. В

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Героическая борьба порабощенного украинского народа восхищает и сегодня. Мы узнаем о ней из многочисленных казацких дум, песен, исторических исследований и литературных произведений. Одной из лучших прозаических работ, воспевающих патриотизм и преданность своему делу, является «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Сравнительные и Андрия, главных персонажей книги, мы подадим в нашей статье.

Сюжет повести

«Тарас Бульба» - повесть фантастическая, а герои ее вымышленные. Хотя сюжет был позаимствован Гоголем из жизни. Остап и Андрий - братья, которых разделила война, но они имели своих прототипов. С писателем учился Григорий Ильич Миклуха, родственник некоего Емельяна. У него было еще два брата, один из которых предал родину, влюбившись в польку, а другой погиб, пытаясь привести к отцу предателя. Также прототипом атамана Тараса можно считать и который, по преданию, убил двух сыновей от полячки-жены. Но история эта вымышленная, так как женат Иван был на русской.

В повести Тарас Бульба постает отцом, который одинаково любит своих детей, но долг перед родиной для него превыше всего. Можно только посочувствовать родителю, который видит, как его потомок предает все, ради чего он боролся, то, ради чего он потом и сгорел на костре. Пережив своих детей, он также умирает, но без страха и без сожаления.

Младший Андрий

Повесть действительно сложная, полна противоречий и философии, радости и трагизма. А еще она буквально переполнена удачными фразами, остроумными выражениями, народной мудростью. Она написана мелодичным языком, а сквозь строки читается любовь к родной земле. И всем своим произведением автор пытается передать читателям свою убежденность в счастливом завтра, которое обязательно наступит.


Среди мужских характеров в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя Андрий стоит отдельно. Он единственный из них покорился чувствам. Любовь к красавице – стала смыслом его жизни, она заменила ему Мать, Родину, Веру и преданность народу.

Образ и характеристика Андрия в повести «Тарас Бульба» помогут разобраться, каким должен быть настоящий запорожский казак.

Внешность младшего сына

В семье Бульбы младший красив и удивительно схож с утонченностью черт, привлекающих взгляды женщин. Эпитеты, которые подбирает для него автор, выделяют Андрия среди всех мужских образов литературного произведения:

«…всех (красивей) взрачней…»;
«… всех бойчее, всех красивее…»;
«… загорелые щеки блистали яркостью девственного огня…».


У молодого запорожца черные волосы,

«нежно всклоченные кудри».

Черные, как темная украинская ночь, брови, бархатная кожа, бледная и интеллигентная, подтверждающая благородство крови. Высокий и крепкий молодой человек 21-22 лет. Если знать размер сажени, то получается, что казак ростом выше 2 метров (2,13м). Его сложением любуются все: отец, брат, красавица полячка, мать и автор. Его привлекательность усиливается, когда мужчина начинает взрослеть:

«…черты лица…стали теперь грозны и сильны…»;
«…крепостью дышало…» казачье тело;
качества личности «…приобрели широкую силу льва…».


Красивый молодой человек интересно одевается: медного цвета головной убор, модный женский шарфик повязан на запястье, красные сафьяновые сапожки, серебряные подковы на каблуках. Шаровары такие широкие, что автор сравнивает их с Черным морем по ширине, переливом складок, блеском ткани. Ремешок, перетягивающий их, вышит золотыми нитями, украшен различными побрякушками и украшениями.

Андрий Бульба – воин

Младший казачок бросается в битву, как в пучину моря. Война для парня, вступающего в жизнь Запорожской Сечи, – стихия, здесь можно разгуляться, показаться и раскрыть мощь характера. Хлопец не просчитывает действия, не выстраивает схему будущей схватки, не управляет событиями.

«...Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы…».


Старый Бульба, наблюдая, «не раз дивился…». Сын,

«…понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

Запорожец. Но судьба благоволила к молодому парню, «…бешеным натиском…» Андрий «…производил такие чудеса…», что изумляли опытных и много воевавших запорожцев, повидавших славу и смерть. Нерасчетливость и азарт увлекают, безумная схватка, благодаря смелой молодости, завершается победой.

Андрий – сын

Младший изобретателен, хитер и практичен одновременно. Он обретает лидерские черты уже с рождения. Ум помогает ему выстроить тактику так, чтобы избежать наказания, скрыть свои настоящие чувства. Он легко учится, восхищается музыкой. Для понимания учебных понятий ему не требуется стараться и напрягаться. Красавец – настоящий потомок семьи, перенявший и впитавший яркие черты личности главы дома и чувственность матери:

Гордость. Парень не представляет ситуации, где он

«…отдастся в плен живым…».


Смелость. Безумная смелость и храбрость:

«…Украйне не видать …храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее...».


Физическая сила. Словами описать мощь казака невозможно. Автор предлагает понять, насколько он силен такими строчками:

«...с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу...».


Андрий перенял от матери черты доброго и способного сострадать другим человека (

«…движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб…»

Так ведет себя Андрий в осажденном городе врагов). Ему жалко мать, парень любит быть один, тишину и гармонию с собой.

Андрий Бульба – мужчина

Любовь красавицы становится для мужчины самым важным чувством. Он так поглощен любовью, что не может реально оценивать события. Андрий выпадает из всей системы мужских характеров – сильных и увлеченных войнами и битвами. Сердце парня таяло от слов женщин. Жажда любви и потребность в чувствах появилась в 18 лет. Имя полячки заменяло ему все дорогие имена. Любовь поселилась в душе и стала смыслом, от которого казак не смог убежать. Мужчина отказывается от отца, брата, товарищей. За чувства Андрий намерен биться против всех. Не у всех читателей возникает желание осуждать парня, многим становится жалко и непонятное отношение сострадания селится в голове. Невозможно помочь. Сколько параллелей можно провести, поняв любовь мужчины:
  • различие религий;
  • границы стран.
Человек ищет свою половину, но она может оказаться недоступной и недосягаемой.

Андрий гибнет от рук Тараса Бульбы, отца. Он не противится отцу, покорно принимает свою судьбу. Отец смотрит на красоту мертвого сына и сожалеет о случившемся, о таком отличном казаке, но изменившим своей Отчизне.

У главного героя повести, Тараса Бульбы, было двое сыновей – Остап и Андрий. Обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. Однако после определённых событий его отношение к детям меняется. Главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. В тексте повести «Тарас Бульба» характеристики Остапа и Андрия даны достаточно объёмно. Читатель может узнать не только о жизни на Сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. Эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – очень похожи. Именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение Остапа и Андрия.

Автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. На них нелепый наряд, что и подмечает отец. Старшего, Остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. Тарас Бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. Остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. Андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?» – спрашивает его Тарас. Но в диалог вмешивается жена Бульбы, и разговор переходит в другое русло.

В беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. Остап не хочет говорить об этом, Андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. В этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: Остап рассудительнее и спокойнее Андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.

Обучение в семинарии

По пути в Запорожскую Сечь рассказывается о времени, когда Остап и Андрий были учениками в киевской семинарии. Старший сын не отличался поначалу особым усердием. Он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот Тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. Слова Бульбы сильно подействовали на Остапа. Через некоторое время благодаря своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. Можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару заданий. Но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. Гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.

Остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. Его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников». Остап был хорошим товарищем. Стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны благодаря наказаниям в виде ударов розгами. Позже именно эти качества сделали Остапа славным козаком. Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Андрию учёба давалась легче. Можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. Так же, как и Остап, Андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать благодаря своей изобретательности. Всякого рода подвиги были и в мечтах Андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. Андрий рано открыл в себе потребность любить. Юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.

Любовные переживания

Андрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. Линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. Андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. Андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.

Под городом Дубно, где разместились козаки, решив взять город измором, Андрия находит татарка – служанка польской панны, той самой, в которую Андрий влюбился в Киеве. Зная, что воровство в козацкой среде считается серьёзным нарушением, юноша под страхом смерти вытаскивает мешок с продовольствием из-под уснувшего на нём Остапа. Это было сделано для того, чтобы не дать любимой и её семье умереть от голода.

Из-за чувств Андрий решается на невероятно сильный, возможно безрассудный, поступок. Юноша отрекается от всего козачества, от родной земли и христианской веры ради того, чтобы остаться с панной.

Козачество

Важно упомянуть о том, как проявили себя молодые люди на Сечи. Им обоим нравилась козацкая удаль и царившая атмосфера свободы. Прошло не так много времени, прежде чем сыновья Тараса Бульбы, недавно прибывшие на Сечь, начали сражаться наравне с опытными козаками. Остапу пригодились аналитические способности: он мог оценить уровень опасности, знал сильные и слабые стороны противника. В Андрие кипела кровь, он был очарован «музыкой пуль». Козак не раздумывая бросался в эпицентр событий и проделывал такое, чего у других бы попросту не получилось.

Их обоих ценили и уважали другие запорожцы.

Смерть

Смерть обоих героев показана через призму восприятия Бульбы. Он убивает Андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». За казнь Остапа Бульба мстит сожжённым городами и войной.

Из характеристик Остапа и Андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. У них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. Переход Андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что Остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.

Благодаря проведенному анализу характеристик Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. Это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению