Социальные институты примеры таблица. Современные социальные институты

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Институционализация, институциональные признаки.

Функции социальных институтов.

Институт семьи.

Институт (от лат. institutum "установление, учреждение") – это "опора"; основа, удерживающая от хаоса и распада.

Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений – институтов, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва.

Процесс институционализации или образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил и процедур т.е. их принятие и регулярное применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества .

Социальных институтов в обществе много. Это семья, государство и его органы (парламент, президент, правительство, суд), системы: образования, здравоохранения, социального обеспечения, заводы, банки, научные и культурные организации и учреждения, средства массовой коммуникации, религия, наука и т.д. Наиболее крупными, главными среди них являются: семья, государство, бизнес, образование и религия.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки. Их можно представить в виде следующей таблицы:

Признаки главных институтов общества

Государство

Образование

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Лояльность

Ответственность Уважение

Послушание Лояльность Субординация

Производительность Экономность Производство прибыли

к знанию

Посещаемость

Почтительность Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема Школьные песни

3. Утилитарные культурные черты

Квартира

Общественные здания

Общественные работы

Бланки и формы

Фабрика Оборудование Бланки, формы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы

Контракты Лицензии

Правила учащихся

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право

Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении

Православие Протестантизм

Социальные институты выполняют в обществе целый ряд разнообразных функций:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

2) Регулятивная функция. Она состоит в стандартизации поведения людей в рамках тех или иных институтов, в выработке шаблонов поведения.

3) Интегративная функция. Суть этой функции состоит в обеспечении сплочения членов института на основе взаимозависимости и взаимоответственности членов входящих в него социальных групп. Это происходит под воздействием институциализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из важнейших условий выживания организаций и институтов.

4) Транслирующая функция. Суть ее – в передаче социального опыта. В каждом институте существует механизм, способствующий усвоению новыми людьми, новыми поколениями его ценностей, норм, ролей. Например, семья, воспитывая ребенка, ориентирует его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан таким образом, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности и т.п.

5) Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института, с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вовне – во взаимодействии между институтами.

Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.

Это наиболее древний институт общественной организации. Ему присуще многообразие, систематизировав которое, мы получаем следующую типологию семейных структур:

В зависимости от характера супружества это может быть моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной) или полигамия (брак одного супруга с несколькими). Полигамия бывает двух видов: полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

По критериям родительства-родства выделяют патрилинейные и матрилинейные семейные структуры, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семьи (он зарабатывает средства на содержание семьи, он представляет семью в обществе и т.д.) и матриархальные , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет место эгалитарная семья (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). Выделяется еще такой тип как партнерская семья. В ней семейные решения обсуждаются и принимаются совместно.

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть гомогенными , где супруги из одной социальной группы, страты, касты, класса, и гетерогенными , где супруги происходят из разных.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные (молодые живут в доме отца мужа) и матрилокальные (молодые остаются жить у родителей жены). Если молодые селятся у тех родителей, у кого попросторнее жилище, то это – унилокальные семьи. Если молодая семья живет отдельно от родителей, то она называется неолокальной .

По структуре семьи бывают нуклеарными и расширенными . Нуклеарная семья включает мужа и жену, а также находящихся у них на содержании детей. Расширенная семья включает в себя две и более нуклеарных семьи с единым домохозяйством и состоит из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей. Наиболее распространены сегодня нуклеарные семьи.

Возникновение семьи связано с заключением брака.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной (как правило), устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Долгое время существенным фактом создания семьи выступала регистрация брака. В России до 1918 г. она носила церковный характер, а затем – гражданский. К настоящему времени формы брака стали разнообразнее:

Фактический брак (конкубинат – сожительство, которое обывательски неправильно именуют "гражданским браком"), когда мужчина и женщина живут вместе, но брак не регистрируют;

Гостевой брак, когда супруги не съезжаются, а навещают друг друга;

- "открытый брак", где каждый из супругов свободен в своих отношениях (в том числе и сексуальных) с третьим лицом;

Повторный брак, когда люди расставшись, порвав отношения, затем возвращаются друг к другу.

Возрождаются и некоторые формы группового брака.

При всем разнообразии мотивов вступления в брак все они в конечном счете сводятся к двум – любовь и расчет. У нас весьма распространен стереотип противопоставления этих мотивов. Однако между любовью и расчетом нет жесткой, непроходимой границы. Социальные психологи выделяют шесть наиболее распространенных видов чувства любви: эрос (сексуальное влечение, страсть), людус (любовь – игра, сиюминутность отношений, свободная смена влечений), агапэ (романтическая влюбленность на основе идеала, придуманного в подростковом возрасте), прагма (рассудочная любовь, связанная с практическим расчетом), сторге (любовь – дружба, умение ждать и прощать, понимать и терпеть) и мания (любовь – мука, сочетающая неуверенность в себе и партнере с подчинением страсти). Как видите, любовь бывает очень разной, в том числе и включающей расчет. При этом расчет понимается не как материальная, статусная или иная выгода, а с психологической стороны, т.е. как здравая оценка любимого человека, своей любви к нему, его ответного чувства. Если в основе семьи лежит людус, агапэ, мания или только эрос, она едва ли будет прочной.

Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций :

1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.

2 ) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.

3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.

4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.

5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.

6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.

7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.

8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.

9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.

10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.

Наиболее распространенным типом в РФ сегодня является малодетная, нуклеарная семья. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: многодетные (пять и более детей), среднедетные (три-четыре ребенка) и малодетные (менее трех). Исследования показывают, что доминирование в России малодетной семьи связано как с усложнением социально-экономической ситуации в стране, так и с изменением функциональных приоритетов. Родительство, родство отходят на второй план. Супруги живут в семье друг для друга и для себя.


Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.

Признаки основных социальных институтов

ИНСТИТУТЫ

СИМВОЛЫ

ОСНОВНЫЕ РОЛИ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

кольца, обручение, контракт

отец, мать, ребенок

дом, квартира, мебель

семейные запреты и допущения

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ

флаг, гимн, герб

законодатель, судья, избиратель

общественные здания

конституция, законы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

фабричная марка, деньги

работодатель, покупатель, продавец

фабрика, офис, магазин

контракты, лицензии

ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

диплом, степень

учитель, ученик

школа, библиотека, стадион

правила учащихся

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

крест, алтарь, библия

пастор, прихожанин

собор, церковь

вера, заповеди, посты

Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи . Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

§2.Основные социальные институты

    Семья, как социальный институт

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Функции семьи:

    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    Социализация личности , передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

    Социальной и эмоциональной защиты своих членов . В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

    Экономическая и хозяйственно-бытовая . Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

    Рекреативная , восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака .

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией . В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией . Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

В общем смысле термин "социальный институт" означает установленный порядок правил и стандартизированных образцов или моделей поведения, принятых в обществе, социальной общности, организации, группе. Чаще всего употребляемое значение понятия "социальный институт" связано с характеристикой упорядочения элементов социальной системы, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Важнейшей и необходимой предпосылкой возникновения социальных институтов является наличие потребностей, удовлетворение которых как на уровне общества, так и личности, является основной функцией любого социального института.

В курсе лекций по социологии А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 97 –– 104) обращают внимание на то, что социальные институты организуют совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей, и образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных лиц, социальных групп и иных общностей. Однако, как и другие социальные системы, они не могут быть сведены к сумме этих лиц и взаимодействий. Социальные институты имеют индивидуальный характер. Они обладают собственными системными качествами, т.е. представляют собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, и с этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью функций.

Развернутое представление о социальных институтах одним из первых дал американский социолог и социальный критик норвежского происхождения Веблен Торстейн. В своей книге "Теория досужего класса", критикуя образ жизни сознательного и демонстративного потребления, он рассматривает эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов.

Краткое изложение позиции Т.Веблена дается в книге С.И.Курганова и А.И.Кравченко Социология для юристов (38, С. 192 –– 200). Социальный институт он определял как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мыслей и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. Отсюда и термин "институционализация", означающий узаконение (формальное или неформальное) сложившейся практики общественных отношений в виде законов или норм.

В социологической литературе называется различное количество социальных институтов. Например, известный польский антрополог и социолог Бронислав Малиновский выделяет семь институтов, соответствующих биологическим и социально-психическим потребностям человека. В отечественной литературе подчеркивается, что у каждого человека индивидуальная комбинация потребностей, но фундаментальных, одинаковых для всех, всего пять, как и пять основных социальных институтов: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, в решении духовных проблем, смысла жизни. Именно этими потребностями детерминированы основные институты в каждом обществе. Кроме них выделяются не основные социальные институты, общее число которых тождественно числу социально значимых видов деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что не основные институты являются частью, элементом системы основного социального института. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как защита частной собственности, профессионального подбора и оценки кадров, маркетинга, которые, по существу, являются институтами, поскольку в их рамках реализуются соответствующие социальные потребности.

Каждый социальный институт: и основные, и не основные, выполняют соответствующие функции, смысл которых –– приносить пользу, т.е. обеспечивать реализацию соответствующих социальных потребностей. Функции подразделяются на: явные, если они официально заявлены, очевидны, всеми осознаются, и латентные, если они скрыты и не заявляются. К явным функциям института народного образования относятся обучение профессиональным ролям, усвоение студентами базисных ценностей общества. Но у него есть еще и такие скрытые функции, как приобретение определенного социального статуса, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Кроме того, функция того или иного института может быть явной для одних членов общества, и латентной –– для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, в то время как для других –– завязать знакомства или уклониться от службы в армии.

Таблица 5.3.1. Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества

Таким образом, социальный институт можно определить как такую социальную группу, посредством которой удовлетворяются общественные и личные социальные потребности на основе строгого соблюдения фиксированных социальных норм, правил и образцов поведения. Любой социальный институт имеет определенную структуру, –– он является организацией.

Выделяются следующие характеристики социальной организации.

  1. Целевая природа, т.е. всякая организация создается для достижения определенной цели, это объединение и регламентация поведения людей в процессе совместной деятельности для реализации такой цели, которая не может быть достигнута индивидуально.
  2. Всякая организация возникает на основе разделения обязанностей, т.е. функций, и строится по иерархическому принципу с четким выделением управляющей и управляемой систем.
  3. В этой связи члены социальной организации распределены по статусам и ролям. Таким образом, социальная организация есть система социальных позиций и ролей.
  4. Каждая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов на основе внутриорганизационных норм, которые создаются соответствующими институтами и проводятся в жизнь их властью и влиянием.
  5. Кроме того, на основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные взаимодействия и отношения. Отсюда они выводят пятую характеристику.

  6. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. А целое больше своих частей. Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный, или кооперативный , эффект. Он означает синергию, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников социальной организации. Этот эффект складывается из трех его составляющих:
    1. организация объединяет усилия многих ее членов, а одновременность многих усилий уже дает прирост энергии;
    2. сами единицы, включенные в организацию становятся несколько иными, т.е. они превращаются в частично специализированные. Следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие определенную функцию, также усиливают энергию, поскольку она направлена в одну точку;
    3. благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, что служит мощным источником повышения общей энергии социальной организации.

Иную характеристику социальной организации дают С.И.Курганов и А.И.Кравченко (38, С. 180). Отталкиваясь от утверждения о том, что под социальной организацией понимается социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (замещения) членов, авторы выделяют следующие характеристики социальной организации.

  1. Социальная структура –– совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в процессе взаимодействия. Включенность индивида в социальную группу предполагает, что они имеют, как минимум, одну общую черту, и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
  2. Коллективная идентичность –– название, признанное всеми его членами и обществом, например: либерально-демократическая партия, научно-исследовательский институт и т.д. В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.
  3. Точный список. Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
  4. Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в самых общих ее чертах. Но в любом случае существует определение цели деятельности и способы ее достижения.
  5. Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.

В учебной и научной литературе социальные организации классифицируются и по другим признакам. Выделяются, например, формальные и неформальные организации. В первых всегда присутствует цель деятельности, определенная структура власти и управления, строгое распределение функциональных обязанностей между ее членами, формальный контроль за их действиями. Вторая, по существу, является объединением людей по интересам, склонностям, симпатиям и т.п. В таких организациях отсутствует формальный контроль, взаимодействия носят межличностный характер, и регулируются в рамках обычаев, традиций, принятых в данной группе, и нравственными нормами.

Под социальным институтом понимают комплекс социальных ролей и норм, которые регулируют отношения в ходе реализации этих ролей. К социальным институтам относят государство, семью, армию, церковь. Все они имеют в обществе свой набор функций. Узнаем, каковы функции социальных институтов.

Функции

Наука выделяет основные общие и специфические черты, отражающие назначение социальных институтов.

Попробуем наглядно их представить, составив в виде таблицы социальные институты и их функции.

Функции, общие для всех институтов

Функции можно подразделить на явные и латентные (скрытые).

  • явные функции: удовлетворение какой-либо потребности;
  • скрытые: повышение собственного престижа, создание установок, влияние на сознание и другие.

Специфические функции

Материальное, экономическое обеспечение, удовлетворение естественных потребностей человека, а также потребности в заботе, поддержке, воспитание детей, организация совместного хозяйства.

Удовлетворение потребности в приобретении новых знаний, общении, познании законов окружающего мира, социализация человека, приобретение необходимых умений и навыков.

Удовлетворение духовных потребностей, общение с единомышленниками, приобретение новых знаний, восприятие ценностей.

Социализация личности, приобретение новых знаний и навыков, осуществление важной для государства деятельности, осознание себя гражданином.

Не всегда социальные институты оказываются способными выполнять свои функции. В том случае, если скрытые функции начинают приобретать негативные черты, а явные функции перестают реализовываться, можно говорить о дисфункции социального института.

Примером дисфункции может служить следующая ситуация: государственный орган, призванный решать насущные проблемы, регулировать общественные отношения, перестает выполнять свои функции. Внешне его участники продолжают занимать свои должности, составлять документы, но их действия перестают отражаться на жизни людей, падает авторитет государственного органа в обществе.

Также стоит проиллюстрировать примером понятия явной и скрытой функции. Рассмотрим советскую школу. Явная цель обучения - приобретение учениками знаний об окружающем их мире, становление их личности, а скрытая - навязывание идеи социализма, создание негативных установок в отношении к капиталистическим странам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Что мы узнали?

Изучив вопрос о функциях социальных институтов, мы выяснили, что они играют большую роль в жизни общества. Они наделяют человека набором определенных моделей поведения, которым необходимо соответствовать. В социальной системе значение институтов предопределяется тем, что они направлены на удовлетворение потребностей людей. Но помимо явных функций, институты имеют и скрытые: например, средства массовой информации предназначены для передачи информации, но при этом они же неявно влияют на сознание, навязывают какие-либо установки.