Шаман - это кто такой? Происхождение и значение слова. Интересные факты о шаманах

Взгляд шамана всегда направлен в самого себя. Шаманизм - это древнейшая философия о происхождении человека и мира, где есть третье измерение - жизнь Духов вокруг него. Природа и человек всегда взаимосвязаны: одно не бывает без другого. Есть Высший Дух, он рождает и забирает к себе все живое...

Мы перед смертью - все равны.

В каждом из нас находится целая вселенная: эмоции, родовые корни, приобретенные знания, опыты, отношения в социуме, отношение к самому себе, наше здоровье, наше тело - это все взаимосвязано с нашим Эго и отражает наше духовное начало. Мир человека духовен и многогранен, много мерен. Здесь все взаимосвязано между собой, социумом, где создаем группы и сообщества, коллективы.

Эмоции человека - это его психоэнергетическая сущность.

Насколько в человеке заложен душевный, духовный потенциал, настолько он силен в семейных отношениях, родовых, коллективных. Здоровье человека всегда зависит напрямую от его души и духа. Тело человека - проводник его духа. Мысли и действия приводят всегда к движению, а движение к изменению в человеке. Духовность - вот то, что необходимо человеку как воздух, вода, пища.

Духовность - это особая философия в человеке. Она связана с Богом или Высшим Духом, который является для шамана - его сутью, его жизнью, его самореализацией.

Шаманские сказания очень любят рассказывать о том, как создавался человек и его душа, его дух. В них аккумулирована мудрость, как например, шаманский эпос - это рассказы и песнопения о спокойствии внутреннего мира, его мысли, поступки всегда должны быть бескорыстными и беспристрастными, в сердце его должно присутствовать всепрощение и большая любовь. Все эти силы шаману, как и человеку, дает природа и Мироздание, наша Вселенная.

1. Кто такие шаманы?

Душа любого колдуна, мага, эзотерика отличается от души простого человека. Она имеет паранормальное начало именно в мысли, которая имеет четкую структуру, полновесность и объемность в своей электрической силе передачи через эфир в то место, где находится разорванность, разбитость, не Истинное начало. Энергия мысли такого индивидуума - короткая и ударная. Такая мысль может как "штопать эфир", так и разбивать его, в зависимости от духовного начала волшебника.

А что делает шаман? Он постоянно находится в таком энергетическом поле, которое осознанно, мерно и соприкасается с помощью своих Духов - помощников с эфиром, природой. Для шамана природа - первична, он набирает свою силу из природы, поэтому Дух шамана - это вольный Дух...Его не поймаешь и не убьёшь!

Шаман - всегда спокоен и мудр, улыбчив. Он, находится как бы в нирване, его Дух и Душа разделены на Начала и соединены в одном: Душа вырабатывает покой - она мягкая постель для шамана (духовности и знаний колыбель), а Дух - его волк, сторож, его охранник. Шаман живет как бы в двух измерениях: своего я, осознанного и видящего то, что многие не видят...И второго, своего Духа (яснобдеющего), который имеет связь через Тонкий Мир со своими сородичами - предками (родовыми Духами), а также "наработанными" из природы и социума. Шаман, потерявший свою Душу – мертвый шаман. Дух шамана не позволит, чтобы другой Дух забрал душу его хозяина. Если такое приходит извне, Дух шамана начинает искрить, нападать и тормошить мыслью на своего Хозяина и предпримет все (притянет из эфира ситуацию), чтобы сохранить покой своего хозяина и оберечь его от неприятностей.

Если изучить этимологическое происхождение слова "шаман", то можно выяснить его связь с корнем «са», что обозначает «знать». Якуты называют своих шаманов «ойуун», буряты - «боо», алтайцы - «кам», чуваши - «ырамащ», и т.д.

Дух шамана, является проводником между явью и иллюзией, между миром мертвых и живых.

Я, шаманка в 7 поколении по роду матери. Мои родичи с Забайкальских степей, некоторые из них жили и в Маньчжурии. Провидение (ясно бдение) было у нас именно по женской линии, так как мужчины были жилисты, выносливы и занимались физическим трудом, имели большое хозяйство.

Предвидение передано шаману через его род и на уровне психотического Начала.

Когда я начала серьезно изучать шаманизм, смотреть и вникать в ритуалы ко мне пришла шаманская болезнь.

Меня било и ломало так, что мои родные были напуганы, была неимоверная Т, жар сжигал меня изнутри. Предпосылок к болезни не было. Я, как обычно жила по режиму, делала повседневные дела, легла спать здоровой, а проснулась - как старая ива, вся разваленная...
Посмотрев на себя в зеркало я была сражена - я изменилась очень сильно, как будто я болела полгода.

Болело все - руки, ноги, голова. Тянуло все кости - из меня неведомая сила высекала искры: во всем теле, в голове, глазах.

Было начало весны, яркое солнце, купели от сосулек, за окном без умолку "болтали" воробьи.

Я лежала и думала, чем могла быть вызвана такая болезнь, я горю уже 2 дня и ничем не могу снять температуру. И тут во мне стало звучать мелодичное звучание: какой-то голос меня звал, манил и давал внутренние силы: "К воде! К воде! Холодная вода!"

Муж вызвал скорую. Приехали врачи с экспресс-лабораторией, взяли кровь, слушали меня, стукали, смотрели язык, пальпировали живот. Поставили уколы. расспрашивали меня, писали историю моей болезни.

Подождав, пока температура медленно поползла вниз, велели вызывать скорую и готовиться к госпитализации, так сказать "с вещами на выход!"

Когда врачи уехали, я сразу же поднявшись и собрав все силы, пошла в ванну.

Вода текла - чистая и свежая как хрусталь. Глядя на неё, как она заполняет ванну, мне показалось что цвет её отливает голубым. Я включила холодную воду, без добавления кипятка. Когда наполнилась ванна наполовину, я разделась и начала бродить по ней. Холод стал переходить из воды в меня, жар сползал, как колот - именно вниз, как что-то тяжелое и безобразное падало в холодную воду.

Я присела в ванну, в душе возникло огромное чувство благодарности - воде, воздуху, этому прекрасному краю, где живу, своей семье, природе и Мирозданию...

Из воды - шла очищающая, помогающая и исцеляющая Сила...Природа и Духи - приняли меня, я стала настоящей шаманкой.

Акхей. Шаманка. Хакасия, 20.08. 2015 год

Сибирский и североевропейский шаманизм был научно описан уже в конце XVIII - начале XIX века и наименован «урало-угорской религией». Но к концу XIX столетия собрано много этнографических фактов, свидетельствующих о присутствии аналогичных шаманизму религиозных явлений у многих неписьменных народов как Старого так и Нового Света. Шаманы обладают искусством общения с духами не только в Сибири и Центральной Азии, но и в Северной и Южной Америке, в Океании, на островах Малайского архипелага, писал Мирча Элиаде в своей специальной работе по шаманизму 1 .

Один из первых русских ученых, исследовавших феномен шаманизма, В.М. Михайловский, отмечал: «Мы имеем право говорить о шаманстве и шаманах у самых отдаленных народов, не имеющих по происхождению ничего общего с теми русскими инородцами, среди которых эти термины возникли или же приобрели права гражданства... При всей разнообразности племен и разбросанности по местностям, лежащим на большом расстоянии друг от друга, явления, носящие в этнографии общее название шаманства, повторяются с замечательной правильностью и последовательностью» 2 .

Ныне эта точка зрения общепринята среди религиоведов. Русский исследователь религиозных представлений народов Малайзии и Западной Индонезии Е.В. Ревуненкова без тени колебания именует шаманами халаков, похангов и дукунов - колдунов, практикующих среди племен внутренней Малайи и Суматры. Из местного, сибирского понятия шаманизм превратился в наименование

1 М. Eliade. Samanism. - Forgotten Religions. N.Y., 1950. P. 3-5; M. Eliade. Le chamanisme et les techniques archaiques de 1"extase. P., 1951.

2 В.М. Михайловский. Шаманство. М., 1892. С. 115.

3 E.B. Ревуненкова. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980. С. 81.

одного из общечеловеческих типов религиозного поведения. Но как понимают исследователи сущность феномена шаманизма?

Ученые довольно рано установили, что шаман вовсе не обязательно отрицает обычное жречество. Он прекрасно уживается с ним там, где оно существует. Но само жречество постепенно слабеет, деградирует от близости с шаманизмом. Жречество, как отмечалось уже в наших лекциях, среди современных неписьменных народов есть скорее всего пережиток той далекой эпохи, когда теизм еще не сменился магизмом, когда жрец связывал общину с Богом.

Шаман занял в общине не место жреца, но место пророка. Говоря о южносуданских племенах нуэров, сэр Эванс-Притчард отмечал, что «через жреца человек обращается к Богу, а через пророка Бог говорит с человеком» 1 . Замечание это, казалось бы одинаково справедливо для всех религий, но из описаний самого британского ученого становится совершенно ясно, что нуэры почти забыли о Боге-Творце и живут в мире духов. Жрецы в установленные дни и в определенных обстоятельствах возносят молитвы и свершают жертвоприношения как Творцу мира, так и духам покровителям, а вот «пророки» активно вторгаются в области духов и не столько доводят их волю до общинников, сколько пытаются на волю эту воздействовать. «Пророки» нуэров на проверку оказываются типичными шаманами.


«Шаман действует благодаря своей оккультной силе, заручившись помощью духов помощников, подчиняющихся его воле, а жрец - просто смиренный проситель, сам подчиняющийся духам; шаман действует от своего имени, благодаря своему личному могуществу, а жрец - официальный представитель общины в ее взаимоотношениях с духами. Камлания шамана просты и, как правило, ограничены небольшим кругом лиц, в то время как жрец руководит широкими, тщательно разработанными общественными церемониями» - указывал британский религиовед Г. Вебстер 2 .

Научное открытие явления шаманства случилось в то время, когда западный мир переживал расцвет атеизма. Признать шаманизм - значило признать реальность существования духовных сил, которые наука XIX века отрицала со всей решительностью. Но факты шаманского камлания, впадения шамана в транс были многократно описаны. Объявить все это иллюзией не было никакой возможности. И тогда шаманизм был сочтен психической болезнью. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически

1 Э. Эванс-Притчард. Нуэры. М., 1992.

2 Н. Webster. Magic: A Sociological Study. L., 1948. P. 306.

больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» - отмечала Е. Ревуненкова в обзоре литературы по шаманству 1 . Именно так объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики» 2 . В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман - это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто - безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно - к сомнамбулизму».

Характерная для первой половины XX столетия, эта точка зрения может встретиться и сейчас в зарубежном религиоведении 4 . Но особенно была она присуща советской науке. «Что нервнобольные в Сибири - шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» - безоговорочно утверждал в 1936 году Д.К. Зеленин 5 . А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки В.Г. Богораз еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы прежде всего наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это - форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» 6 .

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия» 7 . Но как объяснить в таком случае шаманизм у народов средних и экваториальных широт? А он по своим формам и проявлениям почти не отличим от полярного.

Исследования русского этнолога С.М. Широкогорова, работавшего в Дальневосточной республике в 1919-1920 гг., а потом

1 Е.В. Ревуненкова. Народы Малайзии... С. 14. 2 ERE, V. XI. P. 441.

3 G.A. Wilken. Het schamaniwsme bij de volken van den lndischen Archipel // Verspreide geschriften. D. III. s"Gravcnhage, 1912. P. 325.

4 См., например, сборник: Man and His Culture. Psychoanalytic Anthropology after Totem and Taboo. L., 1969.

5 Д.К. Зеленин. Культ онгонов в Сибири // Пережитки тотемизма в идеологии сибирских шаманов. М.-Л., 1936. С. 363.

6 В.Г. Богораз. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. М., 1910. № 1-2. С. 3-5.

7 A. Ohlmarks. Studien zum Problem des Schamanismus. Kopenhagen, 1939. S. 5-6.

в эмиграции в Северном Китае, остались практически неизвестны мировой религиоведческой науке, а между тем он во времена всеобщей убежденности в психической ненормальности шамана утверждал, что тунгусский шаман вполне здоровый и полноценный человек, скорее психотерапевт, нежели сумасшедший 1 . Несколько десятилетий спустя эту мысль высказал видимо никогда не читавший Широкогорова К. Леви-Стросс 2 .

Во второй половине XX века, во многом благодаря работам М. Элиаде, отношение к феномену шаманства претерпевает изменение. Элиаде настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно. В период шаманской инициации 3 посвящаемый имеет вид душевнобольного, - подчеркивает М. Элиаде, - но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени. Признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения. У якутов, отмечает ученый, словарь шамана 12 тысяч слов, а у обычного якута - лишь около 4 тысяч; у бурятов шаманы - основные хранители устной народной поэзии 4 .

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они - сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» 5 .

Шаман безусловно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален. Но скорее всего правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему и в его камлания, должны иметь сходный

1 СМ. Широкогоров. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов II Ученые записки историко-филологического факультета. Вып. 1, Владивосток, 1919. С. 107. См. также: S.M. Shirokogoroff. Psychomental Complex of the Tungus. L.-Shanghai, 1935.

2 К. Леви-Стросс. Колдун и его магия // Природа. 1974. № 8. С. 93-94.

3 Слово «инициация» - посвящение, происходит от латинского глагола injicio - вводить, включать в круг лиц, вставлять в речь. Этот термин используется в религиоведении для обозначения обрядов и действий, результатом которых является включение инициируемого в круг лиц уже прошедших подобное посвящение и допущенных до участия в действиях, скрытых от непосвященных.

4 М. Eliade. Shamanism. An Overview // ER. XIII. P. 203.

5 A.B. Смоляк. Шаман... С. 40.

психический строй. А если шаман - шизофреник, то и всему племени, нуждающемуся в шамане, присуща ***.

Шизофрению и истерию шаману может приписать только исследователь, который отрицает существование духовного мира, не верит в личных волевых духов. Но весь парадокс шаманства в том и состоит, что только действительное существование духов дает смысл существованию института шаманства. Мы можем отрицать бытие демонов, но и шаман и его соплеменники всецело верят в них. Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А ежели признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым:

Общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам - миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Шаман

Определение шамана: кто такой шаман? Шаман — это духовный человек развивающий свои силы через шаманизм. Учения связанные с шаманизмом, вероятно являются одними из древнейших учений человека, его истоки относятся к каменному веку.

Термин «шаман» происходит от санскритского слова «сраман», означающего труженик.

Шаман и индейские верования

Шаманизм — это не религия, а мировозрение основанное на убеждении, что физическая природа может быть поставлена ​​под контроль человека в лице шамана. Считается, что шаман имеет духовную связь со всеми элементами природы.

Шаманизм смешивается с другими убеждениями, такими как Анимизм, Тотемизм, Ритуализм. Но это осталось в прошлом. Сегодня шаманизм другой, он свободен от традиций и прошлых ошибок. Традиции сдерживали правильное развитие шаманизма и шаманов. Слепо идти за традициями это и была главная ошибка шаманов прошлого. Они уповали на чужие силы и сами оставались в недоразвитом состоянии. Это продолжалось с каменного века и до сегодняшних дней.

Роль шамана

Шаман использовал подходящие слова, предметы и ритуалы, чтобы защитить людей от злых духов. Роль Шамана могла отличаться от племени к племени, так как были разные региональные и племенные вариации убеждений и верований. Есть, однако, несколько общих ролей, разделяемых каждым Шаманом.

Шаман был целителем, коммуникатором и просветителем:

Коммуникатор: Шаман предоствлял помощь и советы членам племени
Шаман был хранителем мифов, традиций и племенной мудрости
У Шамана были способности Духовного Исцеления и способность лечить болезни — отсюда и древнее название шамана
Мистик: Шаман обладал способностью общаться с духовным миром, покидать тело и входить в сверхъестественный мир для поиска ответов

Во многих племенах, Шаман также играл роль война или военачальника.

Инструменты шамана

Состояние повышенной осознанности
Использование священных предметов
Символическая магия, заклинания, военные танцы, пляжные танцы и охотничьи танцы с использованием погремушек и барабанов
Пост и очищающие ритуалы

Медицина, тайна и шаман

Исцеляющая роль Шамана была решающая. Человек, знающий духов и сверхъестественное, был шаманом. Шаман знал слова защиты и песнопения и знал предметы, которые, если их нести, разоружили бы плохих духов и защищали их владельцев. Коренные американцы, которые потратили свои жизни, пытаясь получить такие знания, называются: медиками, медиками, тайными людьми или шаманами.

Шаманские регалии — маски, погремушки и барабаны

Шаман был снабжен целым рядом предметов, которые помогали ему общаться с духами в других мирах. Они использовали танцы, жесты и звуки в качестве символических сил Шамана, чтобы войти в духовный мир. Шаман также носил церемониальную одежду и носил священные предметы, такие как погремушки и барабаны.

Шаманы некоторых племен также использовали маски, которые как полагали, обладают духовными силами и идентифицируют их с духами в других мирах и активируют их силы.

Шаман, Церемонии и Тайные общества

Среди некоторых племен, особенно среди юго-западных индейцев, есть тайные общества, которые практикуют духовную мудрость на благо индивида или на благо всего племени. Тайные общества шаманов могут работать, чтобы вылечить болезнь у отдельных людей или работать на всё племя, чтобы бороться с недугами.

Это краткий экскурс в традиционный шаманизм, но как мы говорили ранее сегодня расцвет свободного шаманизма.

Сеансы исцеления современных шаманов .

Спиритуалистические системы в разных племенных культурах основаны на признании внемировых реальностей, в которых жрец, священник или шаман ищет потерянные души живых, вступает в общение с разными тотемными духами и духами мертвых; в отношении этих реальностей он совершает разнообразные сверхъестественные действия. Шаманизм имеет много общего с западным медиумизмом и сеансами.

Термин "шаманизм" происходит от тунгусского saman и в узком смысле применяется к реальностям обществ Сибири и Центральной Азии; обычно его применяют и к сходным практикам во всем незападном мире. Находки археологов свидетельствуют, что шаманские техники существуют не менее 20 000 лет.

Традиционно человек - обычно мужчина - становится шаманом по наследству или, будучи выбран "сверхъестественными силами". Об их выборе может говорить постигшая его серьезная болезнь, из которой посвященный должен выбраться собственными силами. Во время болезни он учится тому, как выходить в необычные реальности, где он встречает духов и души мертвых, которые помогут ему в его магически-духовной работе. В некоторых культурах шаманы осознают свое призвание во время поисков прозрения, бдений в пустыне, которые представляют собой попытку выведать свою судьбу у сверхъестественных сил.

После уяснения своего призвания шаман проходит жесткий тренинг под руководством старшего шамана. Он проходит инициацию в ритуале символического расчленения, смерти и воскресения; в некоторых случаях деревенские жители воспринимают его буквально как призрака.

Духи, помогающие шаману, имеют много форм, включая животных, птиц, насекомых, рыб, растения или духов умерших. Каждый дух выполняет специальную функцию и помогает шаману выполнять его обязанности. Шаманы также могут иметь духа-хранителя. Будучи призваны к исполнению своих функций, - а это главным образом лечение и гадание, - шаманы входят в неординарную реальность посредством использования таких техник, как бой в барабан, трещотки, монотонные песнопения, танцы, посты, сексуальное воздержание, потогонные ванны, пристальное вглядывание в огонь, концентрация на воображаемом или изоляция в темноте. В некоторых обществах применяются психоделические средства.

Войдя в состояние транса, шаман приобретает дар ясновидения и умение видеть духов и души, а также медиумическую способность общения с этими реальностями. Он может восходить на небеса и выступать посредником перед богами или же нисходить в преисподнюю, в земли мертвых, где обретаются потерянные души. Считается, что похищение или потеря душ живущих являются причинами многих болезней. Исцеление может принести только возвращение душ. Другим лечебным средством является "вытягивание" расстройства или болезни с помощью духов шамана.

Шаманы, как и некоторые медиумы, используют трюки, требующие ловкости рук, особенно при изгнании болезней. Они используют предметы, например, камни или куски кости, которые объявляют причиной болезни, а потом зажимают их в руке, дабы принудить их к "магическому" исчезновению. Некоторые шаманы утверждают, что ловкость рук не имеет ничего общего с настоящим исцелением, но нужна лишь для того, чтобы доставить пациенту и очевидцам "свидетельство" излечения. Подобно западным медиумам, многие шаманы демонстрируют свои способности на сеансах, которые проходят в затемненных местах, например в палатках. Иногда их связывают по рукам и ногам, чтобы не допустить трюкачества. Сеансы сопровождаются пением. Явления духов дают знать о себе духовными голосами, стуками и другими шумами, всплесками полтергейстов, раскачиванием тента, движением предметов, которых никто не касается, парением предметов. Шаман без всякого ущерба для себя берет руками горячие угли, говорит на разных языках (глоссолалия) и вызывает вой животных ("голос" духовных помощников).

Что касается помощи шаманам со стороны духовных помощников, то их роль аналогична функциям "хозяев" западных медиумов; однако они гораздо более деспотичны и оказывают гораздо более сильное воздействие на подконтрольное им человеческое существо. Духовные помощники диктуют шаману, как он должен одеваться и жить и что он будет делать. Традиционно считается, что если человек будет пренебрегать их инструкциями, то союз с ним сделает их несчастными и они могут убить его.

Еще одной чертой сходства между шаманскими и западными сеансами является вера в то, что дестабилизация состояния шамана или медиума до окончания сеанса - например, путем включения света или вмешательства в общение с духами - угрожает его жизни.

Существуют и различия. Некоторые шаманы во время сеанса не впадают в состояние транса. В целом сеанс энергетически обогащает и стимулирует шамана, тогда как западного медиума - обычно истощает. Прежде чем стать шаманом, человек чаще всего должен пройти долгий и болезненный путь, что является скорее исключением для медиума. Шаманы отчуждены от повседневной жизни своих общин и рассматриваются как часть другого мира. Некоторые мужчины-шаманы даже духовно изменяют свой пол и берут себе в жены мужчин; они имеют также "сверхъестественных мужей" в потусторонней реальности. Западные медиумы продолжают вести обычную жизнь.

Западные ученые, которые исследовали феномен шаманизма, пытались разъяснить его отношение к западному медиумизму. Согласно одной теории, шаманов и медиумов связывает существенная общность, восходящая к более примитивной фазе существования человечества.

    • Предмет и основные понятия истории религии
    • Всеобщность веры
    • Почему человек верит в бога
      • Почему человек верит в бога - страница 2
      • Почему человек верит в бога - страница 3
  • Ранний и средний палеолит
    • Палеоантропология как предмет истории религий
    • Современный «дикарь» и доисторический человек
    • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека?
      • Что можем мы сказать о религии древнейшего человека? - страница 2
    • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения
      • Религиозные представления среднего палеолита. Мустьерские погребения - страница 2
    • Медвежий культ в среднем палеолите
    • Этические представления неандертальца
  • Религия верхнего палеолита
    • Религия верхнего палеолита
    • Погребения верхнего палеолита
    • Души умерших
    • Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи
    • Идея бога в верхнем палеолите
      • Идея бога в верхнем палеолите - страница 2
    • «Великий колдун»
    • «Палеолитические Венеры»
    • Этические представления верхнего палеолита
  • Религиозные представления неолита
    • Теория «неолитической революции»
    • Мистика зерна и начало земледелия
    • Почитание предков и начало оседлой жизни
    • Мать - сыра земля
    • «Незнаемый бог» неолита
    • Святилище и храм
      • Святилище и храм - страница 2
    • «Мир мертвых» и «мир живых»
      • «Мир мертвых» и «мир живых» - страница 2
    • Человеческие жертвоприношения
  • Мегалитическая религия
    • Культура «больших камней»
    • Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию
    • Зачем возводились постройки из «больших камней»
    • «Должно вам родиться свыше»
    • «Совиноглазая богиня»
    • Отец небесный
      • Отец небесный - страница 2
    • Конец мегалитической религии
  • Религии современных неписьменных народов: бог и духи загадки неписьменных культур
    • Загадка неписьменных культур
    • Представления о боге-творце у неписьменных народов
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 2
      • Представления о боге-творце у неписьменных народов - страница 3
    • Мать-земля
    • Мир духов
      • Мир духов - страница 2
    • Тотем
    • Мировое древо и сверхъестественный переход
  • Религии современных неписьменных народов: человек и его мир
    • Многосоставный человек
    • Человек - бог или зверь?
    • Зеркало вместо инобытия
      • Зеркало вместо инобытия - страница 2
      • Зеркало вместо инобытия - страница 3
    • Нравственный императив в религиях неписьменных народов
      • Нравственный императив в религиях неписьменных народов - страница 2
    • Каннибализм и человеческие жертвоприношения
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 2
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 3
      • Каннибализм и человеческие жертвоприношения - страница 4
    • «Неписьменные народы» - причины социальной стагнации
  • Шаманизм
    • Происхождение и смысл понятия шаманизм
    • Кто такой - шаман
    • Кто и как становится шаманом
    • Шаманское посвящение
    • Внутренний смысл шаманского посвящения
      • Внутренний смысл шаманского посвящения - страница 2
    • Загадка тудинства
    • Что такое камлание?
    • Собирание духов
    • Магический жар и шаманский полет
    • Исцеление
    • Сохранение спасенной души
    • Заключительное кормление и роспуск духов
    • Шаманизм как культурно-религиозное явление
      • Шаманизм как культурно-религиозное явление - страница 2

Кто такой - шаман

Сибирский и североевропейский шаманизм был научно описан уже в конце XVIII - начале XIX века и наименован «урало-угорской религией». Но к концу XIX столетия собрано много этнографических фактов, свидетельствующих о присутствии аналогичных шаманизму религиозных явлений у многих неписьменных народов как Старого так и Нового Света. Шаманы обладают искусством общения с духами не только в Сибири и Центральной Азии, но и в Северной и Южной Америке, в Океании, на островах Малайского архипелага, писал Мирча Элиаде в своей специальной работе по шаманизму.

Один из первых русских ученых, исследовавших феномен шаманизма, В.М. Михайловский, отмечал: «Мы имеем право говорить о шаманстве и шаманах у самых отдаленных народов, не имеющих по происхождению ничего общего с теми русскими инородцами, среди которых эти термины возникли или же приобрели права гражданства... При всей разнообразности племен и разбросанности по местностям, лежащим на большом расстоянии друг от друга, явления, носящие в этнографии общее название шаманства, повторяются с замечательной правильностью и последовательностью».

Ныне эта точка зрения общепринята среди религиоведов. Русский исследователь религиозных представлений народов Малайзии и Западной Индонезии Е.В. Ревуненкова без тени колебания именует шаманами халаков, похангов и дукунов - колдунов, практикующих среди племен внутренней Малайи и Суматры. Из местного, сибирского понятия шаманизм превратился в наименование одного из общечеловеческих типов религиозного поведения. Но как понимают исследователи сущность феномена шаманизма?

Ученые довольно рано установили, что шаман вовсе не обязательно отрицает обычное жречество. Он прекрасно уживается с ним там, где оно существует. Но само жречество постепенно слабеет, деградирует от близости с шаманизмом. Жречество, как отмечалось уже в наших лекциях, среди современных неписьменных народов есть скорее всего пережиток той далекой эпохи, когда теизм еще не сменился магизмом, когда жрец связывал общину с Богом.

Шаман занял в общине не место жреца, но место пророка. Говоря о южносуданских племенах нуэров, сэр Эванс-Притчард отмечал, что «через жреца человек обращается к Богу, а через пророка Бог говорит с человеком». Замечание это, казалось бы одинаково справедливо для всех религий, но из описаний самого британского ученого становится совершенно ясно, что нуэры почти забыли о Боге-Творце и живут в мире духов.

Жрецы в установленные дни и в определенных обстоятельствах возносят молитвы и свершают жертвоприношения как Творцу мира, так и духам покровителям, а вот «пророки» активно вторгаются в области духов и не столько доводят их волю до общинников, сколько пытаются на волю эту воздействовать. «Пророки» нуэров на проверку оказываются типичными шаманами.

«Шаман действует благодаря своей оккультной силе, заручившись помощью духов помощников, подчиняющихся его воле, а жрец - просто смиренный проситель, сам подчиняющийся духам; шаман действует от своего имени, благодаря своему личному могуществу, а жрец - официальный представитель общины в ее взаимоотношениях с духами. Камлания шамана просты и, как правило, ограничены небольшим кругом лиц, в то время как жрец руководит широкими, тщательно разработанными общественными церемониями» - указывал британский религиовед Г. Вебстер.

Научное открытие явления шаманства случилось в то время, когда западный мир переживал расцвет атеизма. Признать шаманизм - значило признать реальность существования духовных сил, которые наука XIX века отрицала со всей решительностью. Но факты шаманского камлания, впадения шамана в транс были многократно описаны. Объявить все это иллюзией не было никакой возможности. И тогда шаманизм был сочтен психической болезнью. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» - отмечала Е. Ревуненкова в обзоре литературы по шаманству.

Именно так объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики». В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман - это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто - безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно - к сомнамбулизму».

Характерная для первой половины XX столетия, эта точка зрения религиоведении. может встретиться и сейчас в зарубежном Но особенно была она присуща советской науке. «Что нервнобольные в Сибири - шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» - безоговорочно утверждал в 1936 году Д.К. Зеленин.

А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки В. Г. Богораз еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы, прежде всего, наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это - форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых».

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия». Но как объяснить в таком случае шаманизм у народов средних и экваториальных широт? А он по своим формам и проявлениям почти не отличим от полярного.

Исследования русского этнолога С.М. Широкогорова, работавшего в Дальневосточной республике в 1919-1920 гг., а потом в эмиграции в Северном Китае, остались практически неизвестны мировой религиоведческой науке, а между тем он во времена всеобщей убежденности в психической ненормальности шамана утверждал, что тунгусский шаман вполне здоровый и полноценный человек, скорее психотерапевт, нежели сумасшедший. Несколько десятилетий спустя эту мысль высказал видимо никогда не читавший Широкогорова К. Леви-Стросс.

Во второй половине XX века, во многом благодаря работам М. Элиаде, отношение к феномену шаманства претерпевает изменение. Элиаде настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно. В период шаманской инициации3 посвящаемый имеет вид душевнобольного, - подчеркивает М. Элиаде, - но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени.

Признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения. У якутов, отмечает ученый, словарь шамана 12 тысяч слов, а у обычного якута - лишь около 4 тысяч; у бурятов шаманы - основные хранители устной народной поэзии.

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они - сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах».

Шаман безусловно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален. Но скорее всего правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему и в его камлания, должны иметь сходный психический строй.

Шизофрению и истерию шаману может приписать только исследователь, который отрицает существование духовного мира, не верит в личных волевых духов. Но весь парадокс шаманства в том и состоит, что только действительное существование духов дает смысл существованию института шаманства. Мы можем отрицать бытие демонов, но и шаман и его соплеменники всецело верят в них.

Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А ежели признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым:

Общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам - миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.