Самые сложные реки для сплава в мире. Категории сложности маршрутов

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Обозначение "у" - "усложненный" - маршрут имеет элементы следующей категории сложности

Маршрут: Р.Бия. Т/б "Артыбаш"-р.Бия-оз.Курево - гор. Бийск.
Определяющие препятствия на реке Порог Слив (2 к.с.), порог Юрток (2 к.с.), порог Кабыревский (2 к.с.), порог Пыжинский (2 к.с.)

Маршрут: Р.Ануй. С.Черный Ануй- р.Ануй - с. Усть-Ануй

Маршрут: Р.Чарыш. С.Усть -Кан - р.Чарыш - с. Краснощековоили Белоглазово

Маршрут: Р.Мрас-Су.Пос.Мрас-Су- р.Мрас - Судо устья.
Определяющие препятствия на реке Каскад Хомутовский (2-3 к.с.), шивера Подпорожная (2-3 к.с.), порог Водопадный (2-3 к.с.)

Маршрут: Р.Томь от истоков до г. Междуреченск

Маршрут: Р.Катунь из под порога Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Определяющие препятствия на реке порог Рыбалка (2 к.с.)

Маршрут: Р.Мундыбаш (весной) от Верхнего моста тракта на Таштагол до р.Кондома.

Маршрут: Р.Абакан. Оз.Телецкое - переход на р.Абакан - р.Абакан - гор. Абаза
Определяющие препятствия на реке Бол.Абакан порог Карбонак (2-3 к.с.), порог М. Карбонак (2-3 к.с.), на реке Абакан порог Кучеп (2-3 к.с.)

Маршруты 3 категории сложности

Маршрут: Р.Уба. Пос.Поперечное - р.Уба - пос. Верхубенка
Определяющие препятствия на реке Порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: Р.Песчаная. с. Ильинка - р. Песчаная - с. Солонешное
Определяющие препятствия на реке порог Челюсти (3-5 к.с.), порог.Перв.Розовый Бом (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Катунь (Нижняя). Устье р. Бийка - порог Манжерок
Определяющие препятствия на реке Порог Чебурах (3-4 к.с.), Порог Еландинский (3-4 к.с.), Порог Чепош (2-5 к.с.), Порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Сема - р.Катунь. с.Черга - р.Сема - р.Катунь - с.Сростки.
Определяющие препятствия на реке порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Бельсу от истоков до г.Междуреченск (в высокую воду до 4 к.с.)

Маршрут: Казыр (Шорский) переход вдоль р.Казыр, сплав по р.Казыр.

Маршруты 4 категории сложности

Маршрут: Сплав от устья р.Верхний Курган до пос.Чемал

Маршрут: Р.Кокса - р. Катунь. Пос.Усть-Кокса -р.Кокса - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке порог Щеки (4 к.с.), (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Черная Уба. Гор. Лениногорск - верховья. р. Черная Уба - р. Черная Уба - р. Уба- ст. Шемонаиха
Определяющие препятствия на реке Черная Уба порог Коварный (4 к.с.), на реке Уба порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: с. Онгудай - р.Урсул - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Урсул порог Замок (4-5 к.с.) на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Чуя - р.Катунь. Пос.Чибит - р.Чуя - р.Катунь - пос.Иня. (маршрут 4 категории сложности с элементами 5 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кумир - р.Чарыш - р.Коргон- р.Чарыш. Пос.Усть-Кумир - переход в верховья р.Кумир - сплав по р.Кумир (с обносом порог Большой) - р. Чарыш - переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов - сплав по р. Коргон - р. Чарыш - с.Чарышское
Определяющие препятствия на реке Кумир порог Красноярка (4 к.с.), порог Девий плес (4-5 к.с.), на реке Коргон порог Спартак (4-5 к.с.), порог Сюрприз (4 к.с.), порог Абзац (4 к.с.)

Маршруты 5 категории сложности

Маршрут: Р.Чаган-Узун - р Чуя- р.Катунь. Пос. Бельтир - Чаган-Узун - р.Чуя (с обносом Мажойского каскада) - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Чаган-Узун (4-5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р. Мал. Сумульта- р. Бол. Сумульта - р.Катунь. Пос.Эдиган - переход к стрелке р. Тюрдем и р. Сайгонош - сплав по р. Мал. Сумульта - р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Малая Сумульта Порог Веера (4у-5 к.с.), Кутурчакский каскад (5 к.с.) на реке Большая Сумульта Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.), на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Нижний Кураган - р.Катунь. Пос. Катанда - переход в верховья р.Нижний Кураган - сплав по р.Нижний Кураган - р.Катунь - пос Чемал. (5у к.с., 5 к.с.при сплаве от р.Осиновка)
Определяющие препятствия на реке Нижний Кураган Нулевой каньон (5-6 к.с.), 2-й каньон (6 к.с.), порог Каскадер (4у-5 к.с.), Каскад порогов Прорыв (5-5у к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кучерла - р.Катунь. Пос.Тюнгур - вверх по р. Кучерла - сплав по р.Кучерла - р. Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кучерла Кучерлинский прорыв (6 к.с.), Каньон Высоцкого (6 к.с.), 3-й каньон (5у-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Озерная (р.Мульта) - р Катунь. Пос. Усть-Кокса - с.Мульта - переход к Мультинским озерам - р.Мульта (или переход на оз.Тайменье - р Озерная) - р.Катунь до пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Мульта (5-6 к.с.), на реке Озерная (5-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Шавла - р. Аргут- р. Катунь. Пос.Чибит - переход в верховья р. Шавла - р. Шавла - р. Аргут - р.Катунь - пос. Чемал
Определяющие препятствия на реке Шавла порог Мономах (5 к.с.), порог Уйгур (6 к.с.), порог Тушкем (5 к.с.), порог Кечу (5 к.с.), порог Неустроева (5-5у к.с.), на реке Аргут порог Атланты (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Онгураш - р. Шавла -р. Чулышман. Пос. Бай-Тал- пер. Сайгоныш - р.Онгураш - р. Шавла - р. Чулышман (с обносом порог Каша) - оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Онгураш порог ОТК (4у-5 к.с.), на реке Шавла порог Сюрприз (4у-5 к.с.), порог Ребро (4у-5 к.с.), порог Веер (4у-5 к.с.), на реке Чулышман порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5 к.с.)

Маршрут: Р. Чульча - р Чулышман. Оз. Итыкуль - р. Чульча - р. Чулышман- оз.Телецкое (с нижним ущельем- 6 кс.).
Определяющие препятствия на реке Нижнее ущелье (6 к.с.)

Маршрут: Р. Курчум-р. Кальджир. Пос. Катон - Карагай - переход до устья р.Становая- сплав по р. Курчум до устья р.Сорная переход в верховья р. Кальджир - сплав по р. Кальджир- пос. Черняевка
Определяющие препятствия на реке Курчум Порог-водопад (5у-6 к.с.), порог Опасный поворот (5 к.с.), порог Стена (5 к.с.), на реке Кальджир 1-е ущелье (6 к.с.), 2-е ущелье (5-5у к.с.), 3-е ущелье (5-5у к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Бол.Сумульта. Сплав по р Башкаус от верховий до р. Тускуль (р. Джундук) - переход на р.Кызылтобрак - сплав по р. Кызылтобрак- р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Бол.Сумульта: порог Сумультинский (4у-5 к.с.), Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Чулышман. Пос. Акташ -р. Башкаус (выше устья р. Мукурачик) - сплав до п. Усть-Улаган - переезд на р.Чулышман (выше моста у пос. Язула) - сплав по р. Чулышман (с обносом порога Каша) - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), на реке Чулышман порог Кульминация (5 к.с.), порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5-6 к.с.)

Маршрут: Р.Башкаус (Верхний)- Чуя (от с.Чибит)
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.)

Маршрут: Р.Юнгур - р.Аргут- р.Катунь. Пос.Чибит - пер. Курунду- сплав по р. Юнгур - р. Аргут- р.Катунь - пос Иня. (маршрут 5 категории сложности с элементами 6 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Юнгур Порог Здравствуй Чибит (5-5у к.с.), Порог Сарымбель (6 к.с.), Порог Переправа (6 к.с.), Порог Турклуб Поиск (5у-6 к.с.), Порог Двойной капкан (5-5у к.с.), Порог Белокаменный (5-5у к.с.), Порог Щель (5у-6 к.с.), на реке Аргут Порог Белый (5у-6 к.с.), Порог Раздельный (6 к.с.), Порог Атланты (5 к.с.)

Маршруты 6 категории сложности

Маршрут: Р.Чуя- р.Катунь С.Кокорю или Бугузанская Застава - р.Чуя - р. Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5у-6 к.с.), порог (6 к.с.), порог Сито (6 к.с.), порог Русские горки (5у-6 кс.), порог Недотрога (5-6 к.с.), порог Малыш (6 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.).

Маршрут: Р.Башкаус - р.Чулышман. Устье р.Мал.Кокури -р.Башкаус -р.Чулышман - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия Нижний каньон: порог Баррикадный (5у-6 к.с.), порог Крутой (5у-6 к.с.), Мельница порог Ключевой (6 к.с.), порог Капкан (6 к.с.), порог Мясорубка (5-6 к.с.), порог Камикадзе (5у-6 к.с.), порог Семейный (5у-6 к.с.), порог Упрямый (5у-6 к.с.), порог Тесный (6 к.с.), порог Селевой (6 к.с.)

Маршрут: Р.Чулышман. Верховья р.Чулышман -оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Чулышман: порог Чертов мост (6 к.с.), порог Оборотень (5у-6 к.с.), порог Бол.Глыбы (5у-6 к.с.), порог Три Вовы (6 к.с.), порог Затычка (6 к.с.), порог Винт (6 к.с.), порог Марьивановна (н/п - 6 к.с.), порог Каша (6 к.с.).

Маршрут: Р.Аргут-р.Катунь. Пос.Джезатор - р.Джезатор - р.Аргут (с обносом Карагемского прорыва) -р.Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный(6 к.с.).

Маршрут: Р.Карагем-р.Аргут- р.Катунь. Верховья р.Карагем- р.Карагем- р.Аргут - р. Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Карагем порог Олимпийский (5-5у к.с.), порог Эридан(5-5у к.с.), порог Селевой (6 к.с.), порог Разбойник (5у-6 к.с.), порог Винт (5-6 к.с.), Чибитские пороги (5-5у к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Аргут -р.Катунь. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха - р.Аргут - р.Катунь -пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха Порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Кара-Алаха - р Аргут. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха до устья р.Кара-Алаха - переход на р Кара-Алаха (выше 3 каньона) - р Кара-Алаха - рАк-Алаха - р.Аргут - р Катунь - пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха 3-ый каньон (5-6 к.с.), 4-ый каньон (5у-6 к.с.), порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), водопад Сапожникова (6 к.с.), порог Белый (5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Кадрин - р.Катунь. Пос.Акташ -переход в верховья р.Кадрин - сплав по р.Кадрин (с обносом водопада и порога Уфимский) р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кадрин порог Завальный (6 к.с.), порог Динозавр (6 к.с.), порог Водопадный (6 к.с.), порог Караташ (6 к.с.), порог Плотовый (6 к.с.), порог Кадринские Ворота (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Прислать свой отчет о путешествии (информация)

Отчет о своем путешествии присылается в виде заархивированного файла (*.rar, *.zip, *.ace). Архив должен содержать текст с указанием автора; фотографии маршрута и их описание; время прохождения маршрута; привествуются карты с обозначенной ниткой маршрута. После обработки фотографий, отчет будет помещен с указанием авторства на сайте.

Первая категория, третья, пятая категории препятствий - что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская - но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне? Что чувствует себя человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности? Что можно ожидать в том или другом случае?

На все эти вопросы вы получите ответы из нашей небольшой статьи, которую можно было бы озаглавить «в спасжилете по порогам».

Класс I: почти отдых

Что такое препятствие первой категории? Это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло - берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в целости и сохранности. Правда, лодку может немного поцарапать.

Класс II: для любителей

Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется - активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным - как правило, это мелкие предметы. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.

Класс III: будь всегда готов!

Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт - легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.

Класс IV: экстрим начинается

Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами - потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде - удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.

Класс V: только для спецов

Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства - это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов Цельсия и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть - здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе - секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, - переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!

Класс VI: не для пловцов

Рафтинг - это экстремальный сплав по горной реке на надувных плотах. Для туристов и непрофессиональных спортсменов существует шесть категорий сложности - от первой, самой простой, до шестой, самой сложной. Есть, конечно, совсем опасные маршруты, но это уже удел профессиональных рафтеров, где они развлекаются на свой страх и риск.

Рафтинг на реке Замбезе считается самым сложным коммерческим рафтингом: на нашем маршруте было четыре порога пятой категории и один шестой. На последний не пускают новичков и неподготовленных туристов, поэтому мы обошли его по суше. Впрочем, эта предосторожность все равно не застраховала нас от экстремального купания...

Перед началом с нами провели инструктаж. По выражениям лиц можно заметить, что все скептически отнеслись к советам инструктора о том, что делать в случае падения за борт. Девушка Арина, сидевшая рядом со мной, спросила: "Зачем они это рассказывают? Мы что - действительно можем перевернуться?" Я сказал, что эти советы, как противопоказания к таблеткам - теоретически могут быть, но происходят крайне редко:

После инструктажа у нас забрали все вещи и выдали по каске, веслу и спасательному жилету:

4.

Наш сплав начинался под , перед мостом, который соединяет Замбию и Зимбабве. Мы долго спускались к воде, а потом долго карабкались по вертикальной стене к плотам. Усевшись на них, мы прежде сплавали вверх по течению и посмотрели на водопад. Потом отплыли в тихое место, где наш рулевой предложил всем выпрыгнуть из плотов в воду. К такому предложению никто не оказался готовым, все отказались, и мужик спрыгнул сам, дав нам понять, что никакого сплава не будет, пока мы не искупаемся. Пришлось прыгать, что было довольно щекотливо, если учесть, что в Замбезе живут крокодилы. И хотя нам объяснили, что они обитают выше по течению, плавали мы с поджатыми ногами.

После того как все выпрыгнули из рафта, инструктор забрался на плот и начал затаскивать каждого обратно, объясняя как себя при этом вести. Мы потренировались и, настороженные столь серьезным отношением к безопасности, вышли на сплав:

5.

Вместе с нами шли четыре спасателя на каяках. Они следили за тем, чтобы никто не упал, а если такое случалось, подгребали к тонущему и возвращали на место:

6.

А падали, между прочим, часто:

В нашей группе было два рафта - на одном сидели мы, на втором компания австралийцев:

8.

Я греб на рафте в первом ряду:

9.

Может возникнуть вопрос - зачем грести, если река и так несет нас? Дело в том, что маневренность и управление рафта зависят от скорости относительно потока, поэтому на подступах к порогу необходимо грести с максимальной силой. Что мы и делаем на этом снимке:

10.

А во время прохождения порога, напротив, нужно убрать весла и спрятаться. В эти моменты кормчий кричал нам "Down!", мы пригибались и держались за веревку вокруг плота:

11.

Самое важное при этом - не потерять весло:

12.

Ну и не вылететь из рафта, разумеется:

13.

После энергичной тряски порог заканчивается, и мы благополучно идем дальше:

14.

А это пример неудачного прохождения порога, который продемонстрировали австралийцы. Девушка не крепко держалась за канат и вылетела за борт. Обратите внимание, что ее сосед, хоть и находится в рафте, погружен в воду с головой:

15.

После порога все приходили в себя и радовались:

16.

Мы исполняли "Дай пять!" на рафтинговский манер, используя вместо ладоней весла:

17.

Приближается еще один порог и все добавляют хода:

18.

Пара кадров о том, как нас ласкала водная стихия:

19.

20.

У нас была возможность обойти последний порог пятой категории, но мы, уже прошедшие три таких и заматеревшие, решили не отступать:

21.

Я первым попал под раздачу и встретил волну, которая задрала плот и перевернула его на бок:

22.

После меня рафт покинули и остальные члены экипажа:

23.

Это был очень страшный момент: ты пытаешься вынырнуть на поверхность чтобы вздохнуть, но так как "поверхность" у порога очень условна, барахтаешься и хлебаешь воду. Не спасает даже жилет:

24.

К счастью, в этом месте было достаточно глубоко, и никто не ударился о камни. Мы с рулевым забрались на плот, привязали веревку к левому борту и перевернули рафт. Все залезли обратно, напуганные и с глазами по пять копеек:

25.

Последний порог был четвертой категории, мы прошли его более-менее нормально. А лодка, которая шла за нами, перевернулась:

26.

Это был очень запоминающийся рафтинг и очень жесткий. Тем, кто будет в Замбии или Зимбабве и не боится таких приключений, я советую обязательно попробовать:

27.

Поскольку по понятным причинам взять с собой камеру было проблематично, нас снимали с суши. Я купил эти фотографии с правами, обработал (оригиналы были бледные и невыразительные).

В следующем посте читайте о прыжке на тарзанке с моста в водопад Виктория. Stay Tuned!

Использование металлов в повседневной жизни началось на заре развития человечества, и первым металлом являлась медь, поскольку является доступной в природе и легко поддается обработке. Недаром археологи при раскопках находят различные изделия и домашнюю утварь из этого металла. В процессе эволюции люди постепенно учились соединять различные металлы, получая все более прочные сплавы, пригодные для изготовления орудий труда, а позже и оружия. В наше время продолжаются эксперименты, благодаря которым можно выявить самые прочные металлы в мире.

  • высокая удельная прочность;
  • стойкость к высоким температурам;
  • низкая плотность;
  • коррозийная стойкость;
  • механическая и химическая стойкость.

Титан применяется в военной промышленности, медицине авиации, кораблестроении, и других сферах производства.

Самый известный элемент, который считается одним из самых прочных металлов в мире, и в нормальных условиях представляет собой слабый радиоактивный металл. В природе находится как в свободном состоянии, так и в кислых осадочных породах. Он достаточно тяжел, широко распространен повсеместно и обладает парамагнитными свойствами, гибкостью, ковкостью, и относительной пластичностью. Уран применяется во многих сферах производства.

Известен как самый тугоплавкий металл из всех существующих, и относится к самым прочным металлам в мире. Представляет собой твердый переходный элемент блестящего серебристо-серого цвета. Обладает высокой прочностью, отличной тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям. Благодаря своим свойствам поддается ковке, и вытягивается в тонкую нить. Известен в качестве вольфрамовой нити накаливания.

Среди представителей данной группы считается переходным металлом высокой плотности серебристо-белого цвета. В природе встречается в чистом виде, однако встречается в молибденовом и медном сырье. Отличается высокой твердостью и плотностью, и имеет отличную тугоплавкость. Обладает повышенной прочностью, которая не теряется при многократных перепадах температур. Рений относится к дорогим металлам и имеет высокую стоимость. Используется в современной технике и электронике.

Блестящий серебристо-белый металл со слегка голубоватым отливом, относится к платиновой группе и считается одним из самых прочных металлов в мире. Аналогично иридию имеет высокую атомную плотность высокую прочность и твердость. Поскольку осмий относится к платиновым металлам, имеет схожие с иридием свойства: тугоплавкость, твердость, хрупкость, стойкость к механическим воздействиям, а также к влиянию агрессивных сред. Нашел широкое применение в хирургии, электронной микроскопии, химической промышленности, ракетной технике, электронной аппаратуре.

Относится к группе металлов, и представляет собой элемент светло-серого цвета, обладающий относительной твердостью и высокой токсичностью. Благодаря своим уникальным свойствам бериллий применяется в самых различных сферах производства:

  • ядерной энергетике;
  • аэрокосмической технике;
  • металлургии;
  • лазерной технике;
  • атомной энергетике.

Из-за высокой твердости бериллий используется при производстве легирующих сплавов, огнеупорных материалов.

Следующим в десятке самых прочных металлов в мире является хром – твердый, высокопрочный металл голубовато-белого цвета, стойкий к воздействию щелочей и кислот. В природе встречается в чистом виде и широко применяется в различных отраслях науки, техники и производства. Хром Используется для создания различных сплавов, которые используются при изготовлении медицинского, а также химического технологического оборудования. В соединении с железом образует сплав феррохром, который используется при изготовлении металлорежущих инструментов.

Бронзу в рейтинге заслуживает тантал, поскольку является одним из самых прочных металлов в мире. Он представляет собой серебристый металл с высокой твердостью и атомной плотностью. Благодаря образованию на его поверхности оксидной пленки, имеет свинцовый оттенок.

Отличительными свойствами тантала являются высокая прочность, тугоплавкость, стойкость к коррозии, воздействию агрессивных сред. Металл является достаточно пластичным металлом и легко поддается механической обработке. Сегодня тантал успешно используется:

  • в химической промышленности;
  • при сооружении ядерных реакторов;
  • в металлургическом производстве;
  • при создании жаропрочных сплавов.

Вторую строчку рейтинга самых прочных металлов в мире занимает рутений – серебристый металл, принадлежащий к платиновой группе. Его особенностью является наличие в составе мышечной ткани живых организмов. Ценными свойствами рутения являются высокая прочность, твердость, тугоплавкость, химическая стойкость, способность образовывать комплексные соединения. Рутений считается катализатором многих химических реакций, выступает в роли материала для изготовления электродов, контактов, острых наконечников.

Рейтинг самых прочных металлов в мире возглавляет именно иридий – серебристо-белый, твердый и тугоплавкий металл, который относится к платиновой группе. В природе высокопрочный элемент встречается крайне редко, и часто входит в соединение с осмием. Из-за своей природной твердости он плохо поддается механической обработке и обладает высокой стойкостью к воздействию химический веществ. Иридий с большим трудом реагирует на воздействие галогенов и перекиси натрия.

Этот металл играет важную роль в повседневной жизни. Его добавляют к титану, хрому и вольфраму для улучшения стойкости к кислым средам, применяют при изготовлении канцелярских принадлежностей, используют в ювелирном деле для создания ювелирных изделий. Стоимость иридия остается высокой из-за ограниченного присутствия в природе.