Римские фрески. Презентация на тему "Римские мозаики."

«История Древней Греции и Рима» - Завоевания Александра Македонского. Греко-персидские войны. Спарта. Первоисточники по истории раннего христианства. Установление системы домината в Римской империи. Возникновение христианства. Социальная структура Греции. Эллинизм. Греческое влияние на культурную жизнь Рима. Введение в античность. История античности.

«Древние цивилизации Европы» - Зарождение античной цивилизации. Алфавитное письмо. Нравственное сознание. Античная цивилизация. Классическое рабство. Цивилизация эллинизма. Полисная система ценностей. Древние цивилизации Европы. Эллинизм- целостная культура. Культура. Расцвет древнегреческой цивилизации. Древнеримская цивилизация.

«Античная цивилизация» - Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Античность. Античная система хозяйства. А значит, не было условии для возникновения деспотии. Античная цивилизация сформировалась в Средиземноморье. Образование рабовладельческой экономики. Технологическая сфера античности.

«Античный полис» - Афинский стратег Перикл. Римские диктаторы. Народное собрание. Хронология. Октавиан Август. Гай Юлий Цезарь Август. Античная Греция. Упадок. Древний Рим. Периодизация истории Древней Греции. Римская империя периода домината. Ареопаг. Клеопатра VII. Римский император Константин Великий. Этапы развития Византийской империи.

«Микены и Троя» - Микены. Микены и Троя. Почему погиб Икар. Сокровища микенских царей. Нить Ариадны. Выступление войска из древних Микен. Карточка. Город Микены. Троянская война. Лабиринт. Артемида. Глиняные таблички. Троя. Реконструкция царского дворца в Микенах. Имя героя. Кинжал из царской гробницы. Большой остров.

«Эгейская культура» - Остров Крит. Смежные комнаты. Памятники погребального искусства. Эгейская кикладская скульптура. Кносский дворец. Богиня. Микены. Критское искусство. Образ «парижанки». Эгейская культура. Шедевры эгейской архитектуры. Ритуальный бой с быком. Античная культура. Вазы раскрашивали в яркие цвета. Главный вход.

Всего в теме 17 презентаций

Античная фреска

Термин "фреска" происходит от итальянского выражения "a fresco" - письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской.

Конечно, понятие фресковой живописи существовало и до эпохи античности. Например, в период Эгейской культуры (что было 2-е тыс. до нашей эры) фресковая живопись уже получила широкое использование. Но все же каждая эпоха обычно вносит что-то свое в искусство. Так и с античной фреской.

В Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы.

Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и, следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем.

В античную Грецию и Рим уходит корнями традиция использования живописных настенных «обманок». Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения - фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер. На фресках изображались понарошечные, но выглядевшие как взаправдашние гиперреалистические виды ландшафтов. Они воспринимались более чем натурально, чем вводили в заблуждение всякого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали - есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзажными - возникало ощущение необъятного простора.

Мозаика в античности

Моза́ика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по-черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Это было связано с тем, что вид этого декоративного искусства был сравнительно недорогой. В то время мозаика была самым долговечным видом отделки полов стен, дорожек, фасадов, потому как мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал, то есть материала для мозаики было в избытке, по сравнению с другими отделочными материалами. Керамика только начала развиваться в это время, и изготовление плиток из огромных монолитных камней было очень трудоемким и дорогим. Такой вид отделки, как древесина Аппенин и Греции был не слишком надежным и выносливым. Технология возведения мегалитических построек уже ушла в прошлое. То есть мозаика в то время стала самым удобным и распространенным способом отделки.

По истечении времени живописные возможности техники барбарикум (морская галька) практически себя исчерпали. Художники-мозаичисты перешли к использованию измельченных минералов. Это привело к изобретению новых техник.

Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу - камешку кубической формы - tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

Со временем художники перестают использовать в своих мозаиках округлые галечные камни, совершенствуют и усложняют сам рисунок. Швы между элементами мозаики становятся меньше и поверхность узора, рисунка шлифуется. Техника opus tesselatum (опус тесселатум) - та мозаика, которую мы привыкли видеть и воспринимать, как классику римской мозаики. Сделать мозаику более яркой и живописной, помогло использование цветных смальт. Открытие стекольных технологий, обогатили художников-мозаичистов новыми возможностями использования цветовых и световых бликов.

Развитие новых технологий привело к созданию новой техники - opus vermiculatum (опус вермикулатум). Эта техника близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее. Был сохранен общий для обеих техник принцип набора, но набор совершался из элементов, которые были почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, однако в этой технике были созданы художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедеврами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.

Самыми запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум) более кропотливой и дорогой, чем opus tesselatum (опус тесселатум), поэтому размер произведения, как правило, составлял не более одного-двух квадратных метров. Но все же кому-то из художников-мозаичистов удалось создать произведения, превышающие эти размеры. Таких мозаик было найдено, по крайней мере, две, это "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II - начало I века до н.э.

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле. Этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Эта техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Античная мозаика. Классическая Греция

Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8-6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7-6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.

Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе - концу 5 в. до н. э.

Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны - орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения - фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.

Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.

Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.

А в это время (8 в. до н. э.) в Греции - эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. - датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.

Решение было найдено столетия спустя - в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.

Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.

Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения - андроны.

Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше - маленькое панно-коврик в дверях и, наконец - панно в центре помещения.

Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.

Из фигур - изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.

Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.

Андрон (мужская комната) - часть древнегреческого дома, предназначенная для мужчин, собиравшихся на симпосии, для разговоров и обедов. Были самыми красивыми помещениями в доме: украшались мозаиками, фресками и статуями.

Фаюмские портреты

Это лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. Там были открыты мозаики, изображающие странствующих актеров, морское дно, дерущихся петухов, кошку с куропаткой в зубах. Самая интересная мозаика, исполненная около 100 года до н. э., найдена в доме Фавна. Он получил свое название от бронзовой статуи пляшущего сатира или фавна, обнаруженной в атриуме. Мозаика занимает 15 кв. м и сложена из 1.5 миллиона кубиков естественных горных пород. Оригиналом для мозаичиста послужила картина художника Филоксена (конец IV в. до н. э.), изображавшая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием.

С поразительным искусством мастер запечатлел решающий момент сражения. С правой стороны несется обратившаяся в бегство персидская конница. В центре на колеснице изображен Дарий в высоком головном уборе, с луком в руке. Его возничий нахлестывает коней, которые скачут по телам раненых и убитых. Навстречу персидскому царю устремился Александр, шлем свалился с него в пылу боя, волосы растрепались. Исхудалое обросшее лицо с грубыми, некрасивыми чертами исполнено энергии и решительности. Два знатных перса, прикрывая собой царя, бросаются навстречу победителю.

Художник умело передал грозное напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выразительные лица воинов. Мастерство композиции, реалистическая точность изображения, красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, желтого и красного цветов, индивидуальность образов - все говорит о большом таланте мастера и делает его произведение одним из выдающихся творений античной мозаики.

Стены богатых домов украшали фресковые росписи. Штукатурка, на которую накладывали краску, состояла из нескольких слоев, причем каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Во II веке до н. э. римляне заимствовали у греков роспись стены, подражающую кладке из цветного мрамора. Цвета фрески - красный, желтый, черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона.

В I веке н. э., в эпоху Римской империи, на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Иллюзорно написанные далекие колоннады, галереи и портики как бы раздвигают пространство комнаты, открывая перед зрителем необозримые просторы.

Фрески часто повторяли знаменитые картины греческих художников на мифологические темы, и мастера по просьбе заказчиков воспроизводили целые картинные галереи.

В росписях встречаются изображения садов и парков, городов и гаваней, храмов и рек. В них сказывается характерный для городской культуры интерес к пейзажу. Художники умеют с большим мастерством передавать птиц и животных, жанровые сцены. Продуманной красотой композиции отличается изображение фруктов и посуды, написанное на стене дома в Геркулануме. Спокойным мягким светом освещены персики и стеклянная ваза, расположенные на деревянных полках. Искусно положенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. На темно-красном фоне запечатлел художник изящно изогнутую ветку с зеленовато-желтоватыми плодами и темно-зелеными листочками. Фреска написана широкими свободными мазками и радует глаз гармоничным звучанием цветовых пятен.

Украшения богатых домов в Помпеях служат яркой иллюстрацией блистательного расцвета декоративно-прикладного искусства в эпоху Империи.

На отношение римлян к этим произведениям проливает свет любопытное замечание одного из поэтов, который сравнивал хорошо сложенную мозаику с искусно составленной речью. Великолепные фрески и совершенные по исполнению, мозаики открыты не только в италийских городах, но и в многочисленных общественных зданиях и на виллах рабовладельцев во всех римских провинциях -- в Малой Азии, Сирии, Египте, северной Африке, Испании, Галлии, Греции, Северном Причерноморье.

Во второй главе я познакомилась с такими живописными стилями как канделябрный и декоративный, а также немного узнали о фресках и мозаиках периода Римской Империи.

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны. В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Фрески становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в середине. Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив - ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр - он разделяет фрагменты росписи.

Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный. Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый - имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля. Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

Оба этих стиля относятся к периоду Римской Империи.

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. А стены богатых домов украшали фресковой росписью. Краску накладывали на штукатурку, которая состояла из нескольких слоев, причем последний слой был тонким и мелкозернистым. Римляне очень много заимствовали у греков. Например, цвета фресок: красный, желтый, черный и белый.

В Римской Империи на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Фрески часто писались на мифологические темы. Римляне проявляли интерес к пейзажу. Изображали сады и парки, различные гавани и реки. Так же они изображали животных и птиц, писали натюрморты.

Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик.

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов»


«Древние языки и культуры»


Реферат на тему:

«Античная живопись, мозаика, фрески, вазопись»


Подготовила: Студентка I курса

группы Л-101

Кривская Елена

Проверила: Семенихина Мария Васильевна


Санкт-Петербург



Что такое живопись

Фаюмские портреты

Светотень

Линейная перспектива

Воздушная перспектива

Античная фреска

Мозаика в античности

Вазопись

Список используемой литературы


Что такое живопись


Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Живопись античности

В античную эпоху живопись, выступавшая в художественном единстве с архитектурой и скульптурой и украшавшая храмы, жилища, гробницы и др. сооружения служила не только культовым, но и светским целям. Раскрылись новые, специфические возможности живописи, дающей широкое по тематике отображение действительности. В античности зародились принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая живопись (на досках, реже на холсте) главным образом в технике энкаустики (см. Восковая живопись); некоторое представление об античной станковой живописи дают фаюмские портреты.


Фаюмские портреты


Это лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев - наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Так как именно в античности зародились принципы светотени, линейной и воздушной перспективы, наверное, стоит раскрыть это понятие.


Светотень


С помощью светотени можно сделать растения более выразительными и объемными. Поверхность любого предмета отражает световые лучи, падающие на него, и оставляет на земле неосвещенный участок, называемый тенью. На той части поверхности, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень, а от границы собственной тени в сторону света падает полутень. Внутри самих теней могут возникать рефлексы - свет, отраженный от других предметов. Рефлексы хорошо заметны на блестящих предметах, на которых дополнительно присутствуют блики - сверкающие пятна. Все эти особенности света и тени зависят от места расположения предмета относительно источника света. Цветовые градации в светотени определяются силой освещения, окраской самого предмета и густотой тени.

При фронтальном освещении, когда источник света находится впереди предмета, переходы от света к тени практически незаметны и композиция выглядит невыразительно. При боковом освещении светотень становится более выраженной и рельефной. Когда освещаемый предмет находится между источником света и наблюдателем, появляется контражур. В этот момент солнце высвечивает фактуру предмета, подчеркивает силуэт, его окраска становится более яркой.


Линейная перспектива


Ее принципы:

·фигуры и предметы, о которых мы знаем, что они имеют одинаковые размеры, кажутся нам тем меньшими, чем дальше от нас они находятся;

·параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности; эти линии в таких проекциях на снимке сокращаются в размерах, кажутся более короткими, чем они есть в действительности.


Воздушная перспектива


Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более светлой, чем передний план. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем (в воздухе. - Л. Д.) видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Все эти возможности живописи, о существовании которых порой даже не догадывается человек, впервые создавались именно в эпоху античности.


Античная фреска


Термин "фреска" происходит от итальянского выражения "a fresco" - письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской.

Конечно, понятие фресковой живописи существовало и до эпохи античности. Например, в период Эгейской культуры (что было 2-е тыс. до нашей эры) фресковая живопись уже получила широкое использование. Но все же каждая эпоха обычно вносит что-то свое в искусство. Так и с античной фреской.

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние - мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и, следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

В античную Грецию и Рим уходит корнями традиция использования живописных настенных «обманок». Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения - фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер.

Изобретение техники росписи стен в виде trompe loel или "фресок-обманок" исторически приписывают древнеримскому зодчему Северу. Древние римляне, если верить Петронию, обожали домашние оргии. Эти неутомимые гедонисты устраивали их в интерьерах своих роскошных вилл - таблинумах, вестибюлиях, триклиниях и патио. Но надо сказать, что и хозяева, и их многочисленные гости страдали оттого, что всех присутствующих невозможно было посадить, а затем положить поудобней. А зодчий Север, не будь дурак, взял да и прибег к визуальным мистификациям. На фресках изображались понарошечные, но выглядевшие как взаправдашние гиперреалистические виды ландшафтов. Они воспринимались более чем натурально, чем вводили в заблуждение всякого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали - есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзажными - возникало ощущение необъятного простора, дающего возможность хотя бы мысленно разгуляться.


Мозаика в античности


Моза ? ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Это было связано с тем, что вид этого декоративного искусства был сравнительно недорогой.

В то время мозаика была самым долговечным видом отделки полов стен, дорожек, фасадов, потому как мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал, то есть материала для мозаики было в избытке, по сравнению с другими отделочными материалами. Керамика только начала развиваться в это время, и изготовление плиток из огромных монолитных камней было очень трудоемким и дорогим. Такой вид отделки, как древесина Аппенин и Греции был не слишком надежным и выносливым. Технология возведения мегалитических построек уже ушла в прошлое. То есть мозаика в то время стала самым удобным и распространенным способом отделки.

Самая первая и, соответственно, самая примитивная техника набора мозаики зародилась на Ближнем Востоке. Она называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Значительное усовершенствование эта техника получила в Греции. Эта мозаика составлялась из морской или речной гальки, но была не слишком яркой и выразительной. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII - VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Так же они найдены в Испании, на Сицилии (мозаика из карфагенской Мотии, во дворце Ай Ханум в Афганистане) и в столице Македонии (мозаики IV-III веков до н. э., которые являются образцами монохромной живописи, такие как "Дионис на леопарде", "Охота на оленя", "Охота на льва").

По истечении времени живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали. Художники-мозаичисты перешли к использованию измельченных минералов. Это привело к изобретению новых техник. Потребность в новых техниках была так же вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цветоразделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу - камешку кубической формы - tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

Со временем художники перестают использовать в своих мозаиках округлые галечные камни, совершенствуют и усложняют сам рисунок. Швы между элементами мозаики становятся меньше и поверхность узора, рисунка шлифуется. Техника opus tesselatum (опус тесселатум) - та мозаика, которую мы привыкли видеть и воспринимать, как классику римской мозаики. Сделать мозаику более яркой и живописной, помогло использование цветных смальт. Открытие стекольных технологий, обогатили художников-мозаичистов новыми возможностями использования цветовых и световых бликов.

Развитие новых технологий привело к созданию новой техники - opus vermiculatum (опус вермикулатум). Эта техника близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее. Был сохранен общий для обеих техник принцип набора, но набор совершался из элементов, которые были почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, однако в этой технике были созданы художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедеврами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.

Самыми запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум) более кропотливой и дорогой, чем opus tesselatum (опус тесселатум), поэтому размер произведения, как правило, составлял не более одного-двух квадратных метров. Но все же кому-то из художников-мозаичистов удалось создать произведения, превышающие эти размеры. Таких мозаик было найдено, по крайней мере, две, это "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II - начало I века до н.э.

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле. Этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Эта техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Античная мозаика. Классическая Греция

Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8-6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7-6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.

Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе - концу 5 в. до н. э.

Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны - орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения - фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.

Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.

Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.

А в это время (8 в. до н. э.) в Греции - эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. - датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.

Широко известно выражение «гордиев узел» - так называют какой-либо запутанный, трудноразрешимый вопрос. По преданию, царь Гордий, чьим именем назван город, привязал свою повозку в храме Зевса таким узлом, что никто не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который сможет это, покорит весь мир.

Решение было найдено столетия спустя - в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.

Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.

Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения - андроны.

Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше - маленькое панно-коврик в дверях и, наконец - панно в центре помещения.

Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.

Из фигур - изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.

Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.

Андрон (мужская комната) - часть древнегреческого дома, предназначенная для мужчин, собиравшихся на симпосии, для разговоров и обедов. Были самыми красивыми помещениями в доме: украшались мозаиками, фресками и статуями.

Подколка или тeccелирование

Источники сообщают, что во время похода Александра за ним специально возили плиты, отделанные мозаикой, которыми выстилали пол его палатки во время стоянок.

Четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку - все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.

Подколку или тесселирование камешков начинают в 3 в., долго применяется смешанная техника: галька и обработанный камень. Процесс становления новой техники нелинеен, спорадичен: нельзя с уверенностью назвать ни времени, ни места «изобретения» тесселированной мозаики: это время экспериментов.

На данный момент самыми ранними памятниками, где была использована техника тесселирования в чистом виде без использования галечной техники считаются мозаичные панно маленького сицилийского города Моргантина.

Во всех мозаиках использованы не только одинаковые тессеры кубической формы, но и тессеры, подколотые специально под конкретные участки рисунка.

Самая известная из них - «Мозаика Ганимеда», изображающая момент похищения Ганимеда орлом Зевса.

Несомненно, здесь мастер ориентируется на живописный образец, однако, использованные тессеры слишком крупны, чтобы реалистично передать живопись - здесь тесселирование еще не показывает всех своих возможностей.

Центром художественной промышленности высшего уровня и местом появления многих ремесленных техник стала Александрия, столица птолемеевского Египта, основанная в 332 г. до н. э., однако утверждать об ее первенстве в истории новой мозаичной техники нет оснований.

Первым панно из мозаики, где тесселирование используется в полную силу считается мозаика египетского города Тмуис в дельте Нила.

В центральной части панно - погрудный женский портрет в военном костюме, с прической, украшенной элементом в форме носа корабля, держащая корабельный флаг.

Существует две версии трактующие изображение на мозаике: большинство считают изображение персонификацией города Александрии, некоторые - портретом реальной царицы Береники II. Портрет обрамлен тройным бордюром, выложенным из ровных, плотно сидящих тессер, размерами от 1 до 0,4 см2. Размер тессер самого портрета еще мельче и достигает в некоторых местах 0,1 см2 - это позволяет достичь невероятной детализации.

Принципиально нова и колористика работы: это уже не «белое на черном», но портрет в естественных цветах на светло-голубом фоне. Свободно использованы полутона, переходы цвета.

Ганимед - в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты был похищен Зевсом, превратившимся в орла, и унесен на Олимп, где исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. По другой версии - был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Сюжет «Похищение Ганимеда» - один из популярнейших как в античном, так и в европейском изобразительном искусстве.

Образец представляет собой технику opus vermiculatum в ее полном развитии: мельчайшие кусочки камня, уложенные так, как это требует сам характер изображения.

Одним из центров мозаичного искусства эпохи эллинизма был Пергам. Среди множества пергамских мастеров особенно славился один и до нас дошло его имя - Сос. Только имя, увековеченное истоиографической традицией в лице одного из римских историков - Плиния Старшего - и ни одной работы, только описания.

Сос создавал не просто искусные панно из мозаики - он создал самые модные сюжеты для панно, подхваченные впоследствии многими - среди них т. н. asarotos oikos («неубранное место»).

Береника II - супруга Птолемея III Эвергета, третьего правителя эллинистического Египта. Ради счастливого возвращения мужа из военного похода, она пожертвовала свои волосы Афродите и поместила их в храм богини, откуда они таинственно исчезли. Астроном Конон Самосский объяснил это тем, что они были взяты на небо и превратились в созвездие, названное Волосы Береники.

Известна копия или интерпретация этой мозаики, выполненная мастером Гераклитом. На ней с максимально возможным реализмом показаны... объедки разбросанные по полу после роскошного обеда: рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей и... уже подбирающегося к этому «богатству» мышонка.

Однако, Сос не был только автором в духе trash-design. Из текста Плиния также известно о другой не сохранившейся, но знаменитой работе Соса - голубе, склонившимся над водным зеркалом для питья и отражающемся в нем - сюжете, ставшем не просто модным, но пережившим саму античность на полтысячелетия: его отголоски можно встретить даже в мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии - шедевре раннехристианского мозаичного искусства 5 в. н. э.

Как и в случае с asarotos oikos этот сюжет мастера Соса дошел в интерпретации другого мастера. Кроме того, это один их ранних примеров применения тессер из смальты - глушеного (непрозрачного) стекла, изготовлявшегося в Египте.

Пергам - столица одного из четырех эллинистических царств и один из экономических и культурных центров эллинистического мира. Здесь была вторая по величине (после александрийской) библиотека античности. Здесь же изобретен пергамент - материал для письма из недубленой кожи животных, использовавшийся до появления бумаги.


Вазопись

живопись фаюмский портрет светотень фресковый

Вазопись - орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.

Античная вазопись - роспись античных керамических сосудов. Античная вазопись достигла расцвета в искусстве Древней Греции. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, голубой, розовой, красной, желтой и позолотой.

Вазопись Древней Греции

Древнегреческая вазопись - декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства..

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIX в. в Греции. С XIX в. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Протогеометрический и геометрический стили

С закатом микенской культуры после дорийского вторжения все достижения прежней вазописи утрачены. В течение примерно столетия существует субмикенская керамика, для которой характерно полное отсутствие орнамента (в редких случаях она украшена несколькими незамысловатыми линиями). Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. На ранних этапах (протогеометрический стиль) до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики, начиная с 900 г. до н. э., происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были, прежде всего, характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Чернофигурная вазопись

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой - красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ???????? (epóiesen - он сделал), а вазописцы - др.-греч. ??????? (égrapsen - он нарисовал). Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Центры вазописи

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства - и соответственно вазописи - в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII в. до н. э. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV в. до н. э. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветам использовались белая и красная краска.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. Часто на вазах встречаются и эротические сцены. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются «наисковые вазы», получившие своё название соответственно по изображённым на них наискам и предназначавшиеся для погребальных ритуалов.

Форма

После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами (Геродот II 36) и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э., он описан в Илиаде (XVII 599-601). Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках.

После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.

Роспись

Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-гравёров. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали. Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. Примером может служить амфора Клеофрада, на которой изображён сатир с копьём, который по изначальному замыслу должен был быть одет в нагрудные доспехи. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.

На сосуды наносились различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены изделия либо клеймо изготовителя.


Список используемой литературы


1.#"justify">2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Вазопись_Древней_Греции


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.