«РБК Стиль» вспомнил самые знаменитые работы легендарной женщины-архитектора.

ВСЕ ФОТО

Британский авангардный архитектор и дизайнер Заха Мохаммад Хадид, первая женщина, удостоенная Притцкеровской премии (архитектурного "Нобеля"), умерла утром в четверг, 31 марта, в возрасте 65 лет от сердечного приступа в больнице в Майами
Global Look Press

Британский авангардный архитектор и дизайнер Заха Мохаммад Хадид, первая женщина, удостоенная Притцкеровской премии (архитектурного "Нобеля"), умерла утром в четверг, 31 марта, в возрасте 65 лет от сердечного приступа в больнице в Майами, где она лечилась от бронхита. Об этом сообщает BBC .

"Ранее на этой неделе она заболела бронхитом и перенесла внезапный сердечный приступ во время лечения в больнице, - говорится в заявлении ее компании Zaha Hadid Architect, которое цитирует The Guardian . - Заха Хадид была широко известна как величайшая женщина-архитектор современности".

Ричард Роджерс, архитектор Центра Помпиду в Париже, заявил, что известие о смерти Хадид было "очень страшным": "Она была великим архитектором, прекрасной женщиной и замечательным человеком. Среди архитекторов, которые появились в течение последних нескольких десятилетий, никто не имел большего влияния, чем она", - заявил Роджерс.

Архитектор Грэм Моррисон заявил: "Она настолько отличалась от всех, что больше не было таких, как она. Она жила в собственном мире и была экстраординарной".

Британский министр культуры Эд Вейзи написал в Twitter , что "поражен" этой новостью, и отметил "огромный вклад в развитие современной архитектуры". На смерть Хадид отозвался мэр Лондона Борис Джонсон: "Так грустно слышать о смерти Захи Хадид, она вдохновляла, а ее наследие живет в удивительных зданиях в Стратфорде и по всему миру".

Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде (Ирак), получила математическое образование в Американском университете Бейрута. В 1977 году окончила Архитектурную ассоциацию в Лондоне, училась в Школе архитектуры британской Архитектурной ассоциации. Начала карьеру в бюро ОМА, созданном Ремой Кулхасом, учителем Хадид. В 1980 году она основала в Лондоне собственную архитектурную компанию - Zaha Hadid Architect.

Хадид считается представительницей деконструктивизма. По ее проектам построены около двух десятков объектов в разных странах мира, в том числе Центр водных видов спорта в Лондоне, в Баку, оперный театр в Гуанчжоу, CMA CGM Tower в Марселе (33-этажный небоскреб высотой 147 метров в историческом центре города), музей искусств Ордрупгаард в Копенганене, Национальный музей искусств XXI века в Риме, отель в Дубае и многие другие.

Из зданий, построенных по проектам ее компании Zaha Hadid Architects в России, можно назвать футуристический особняк в районе Рублево-Успенского шоссе и бизнес-центр Dominion Tower, открытый в 2015 году в районе Дубровки в Москве.

Кроме того, ей принадлежат много нереализованных проектов, с которыми она побеждала в престижных архитектурных конкурсах. Она является также автором нескольких экспериментальных коллекций мебели.

31 мая 2004 году она стала первой в истории женщиной-архитектором, награжденной Притцкеровской премией (ежегодная награда, вручаемая за достижения в области архитектуры и считающаяся аналогом Нобелевской премии, которой, как известно, архитекторы не награждаются; премия была учреждена в 1979 году Джеем Прицкером). Награждение состоялось в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Эта премия была присуждена ей за проект крытого моста-павильона в форме цветка гладиолуса, построенного в испанском городе Сарагоса к всемирной выставке "Экспо-2008".

В феврале 2016 года Заха Хадид была удостоена золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) за выдающиеся заслуги в архитектуре и также стала первой женщиной-архитектором, которая получила эту медаль. Она отметила этот факт на церемонии.

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015

31 марта 2016 года умерла Заха Хадид. Она скончалась от сердечного приступа, когда лечила бронхит в госпитале Майами. Ей было 65 лет. К первой посмертной выставке кураторы собрали каталог из почти 70 воспоминаний близких Захи Хадид. Рем Колхас, Патрик Шумахер, Фрэнк Гери — все они возносят талант архитектора и рассказывают истории из жизни. Публикуем перевод наиболее эмоциональных моментов.

Фрэнк Гери

«Вчера утром моя подруга Заха Хадид умерла. Я встретил ее много лет назад, когда Заху только что представили миру как победительницу конкурса на проект The Peak в Гонконге. Ее рисунки показали новую идею, новый мир архитектуры. Мы все долгие годы смотрели на конструктивизм и всегда им вдохновлялись, но Заха привнесла в это течение характерные черты. Она дала новую свободу, новые обязательства и новые возможности. И это было „вау“. За три-пять лет она зарекомендовала себя как аристократка архитектурного клана, образно говоря, она стала одной из нас, одной из „мальчиков“».

Рана Хадид

Племянница Захи Хадид

«Она часами учила нас рисовать. Она рассказывала, зачем на самом деле нужны цветные карандаши и как ими пользоваться: как наклонить стержень, чтобы добиться цвета; как притупить кончик, чтобы получилась тень или как, наоборот, заострить стержень, чтобы вышло очень четкое, рельефное изображение. Это было задолго, сильно задолго до того, как она стала архитектором. Насколько я помню — с Захой всегда все начиналось с рисунка».

Стивен Холл и Заха Хадид на открытии первой крупной реализации архитектора — пожарной станции Vitra

Патрик Шумахер

«Заха была невероятно застенчивой и, пожалуй, уязвимой. Когда меня наняли, все 4-5 человек работали в одной студии № 9. Тем не менее Захе удавалось избегать меня, за первые четыре недели мы ни разу словом не перекинулись — даже ни разу не поздоровались. Она меня просто игнорировала. Думаю, она подозрительно ко мне относилась. Только потом, увидев, что я тружусь изо дня в день не поднимая головы, что ухожу очень поздно, она растаяла и начала смотреть на меня с меньшим скептицизмом и недоверием.

Только когда конкурс, над которым мы тогда работали, стал набирать обороты и отнимать все больше сил и времени, мы начали общаться. Она тогда взяла на себя руководство проектом, поэтому наставляла меня и говорила, что хочет видеть в итоге. Только после долгих затянувшихся рабочих вечеров, ночной работы, после незабываемой утренней поездки в Берлин, где мы представляли проект, я стал частью группы по-настоящему. Однако у этой приятной стороны была своя цена: много насмешек и гораздо большее давление на меня. Все это нужно было для того, чтобы достичь того нечеловеческого совершенства, к которому стремилась сама Заха.

У Захи был огромный интерес к жизни и странностям. Почти каждые ночь, будни и выходные, она стремилась завязать новые знакомства, она всегда поддерживала старую дружбу. Она была виртуозом мессенджеров и электронной почты — использовала три разных телефона, чтобы всегда оставаться на связи в любых странах и любых часовых поясах».

Брайан Кларк

Художник, один из попечителей Фонда Хадид

«Заха оставила 1381 платье, 471 пару обуви и 284 сумочки. Ее квартира на Даллингтон-стрит, конечно, была маловата.

Именно там Заха Хадид устроила обед для одних клиентов из Японии. Когда я приехал, то увидел, что они замешкались около гостиной, где она должна была появиться. Заха редко приходила вовремя — даже если встреча была в ее собственном доме. Гости пытались присесть на авторские диваны Захи, но не были уверены, на какую именно часть нужно сесть. Они все ждали, стараясь аккуратно примоститься в диванных трещинах, пытаясь не соскользнуть с полированных поверхностей, балансируя на обитой сталагмитами мебели. Наконец Заха появилась. За ней шла леди, она несла самый обычный стул, чтобы Захе было куда сесть. На нем она и устроилась».

Заха Хадид в своих апартаментах в Лондоне Miles Aldridge

Эва Иржична

Архитектор, Eva Jiricna Architects

«Заха была очень трудолюбивой. Для нее было естественным поздно встать, но и поздно закончить рабочий день. Она была настолько предана своему творчеству, что ждала такого же поведения и от остальных — она ждала, что люди вдохновятся ее примером. Когда во время поездок Заха пыталась связаться с архитекторами поздно вечером, а те были вне доступа — или даже не в офисе — она не понимала этого. С такими людьми она говорила раздражительно и всячески показывала, что недовольна их отношением к проекту — недовольна их незаинтересованностью и безответственностью. Но когда Заха клала трубку, она смотрела на часы и шептала: „Полагаю, все-таки уже довольно поздно“».

Питер Айзенман

«У меня был свой способ связываться с Захой Хадид — вероятно, как и у других ее друзей. Я научился до нее дозваниваться и обходить все эти бесконечные уровни безопасности телефонной связи, когда она уже стала феноменом мирового уровня.

Моим способом был специальный код, который всегда работал. Код был простым. Когда я звонил, то по голосовой связи спрашивал не Заху, а Зу Ху. После неловкой паузы и некоторого оцепенения на том конце, Лондон уточнял: „Кто звонит?“. Я всегда говорил: „Малыш“. Это было паролем. И независимо от того, насколько сильно Заха была занята, она всегда отвечала. Мы могли бы и сейчас сплетничать и смеяться вместе, и я мог бы называть ее Зу Ху. Для меня она всегда останется Зу Ху».

Рем Колхас

«Без сомнения, Заха была самым харизматичным человеком из всех, кого мне довелось встретить. Заха много плакала (боюсь, часто из-за меня). Ее слезы не текли струйками вниз, они надвигались на вас, как пули. Эти слезы выражали не грусть, но возмущение: они были свидетельством непоколебимых убеждений.

Со своим интеллектом и чрезмерным талантом Заха бы успешно занялась политикой, вопросами глобализации и технологий, архитектурой, она бы сдружила государства — ее жизнь в высшей степени прекрасная история нашего времени».

Заха Хадид с преподавателями и коллегами: Ремом Колхасом, Элиа и Зои Зенгелис и Маделон Вризендроп

Хани Рашид

На открытие павильона Серпентайн вместе с Захой ехал Хани Рашид, его супруга Лиза и сын Тайнан, или как его звала Хадид, Маленькая Пчела. Только они направились в сторону галереи, Заха велела остановить машину, открыла окно, что-то обсудила с продавцом на улице, купила непонятный сверток и вручила его Тайнану.

«Это оказался мыльный пистолет, странный, выпуклый и разноцветный. За считанные секунды Тайнан начал заполнять салон машины огромными, сияющими, прозрачными, тончайшими — словно стеклянными — пузырями всех размеров. Заха пришла в бесконечный восторг от этого потока геометрии, которая заполнила абсолютно все пространство — в котором мы и так были довольно ограничены.

Мы мгновенно погрузились с головой в пространство, которое сотворила мыльная пушка. Оно было и миром Захи Хадид — созданным ее безумным и прекрасным воображением. Мы замерли в нем, полностью состоящим из шаров, то появляющихся, то исчезающих, постоянно меняющихся цветами и формой. Этот временный мир красоты и волшебства открывался нам под аккомпанемент смеха: нашего, Тайнана и Захи. И этот мир остался с нами, он настолько врезался в память, что даже сегодня мы вспоминаем его — так, словно это был какой-то дурманящий сон».

***

Заха Хадид завела друзей по всему миру. Почти 70 человек поделились своими воспоминаниями в каталоге — и среди них были не только архитекторы. «Мир будет скучать по ней. Я буду скучать по ней», — эти строчки оставил дизайнер Карл Лагерфельд. Но под ними мог бы подписаться каждый.

В каталог вошло и эмоциональное эссе «Новое путешествие в пространстве», в котором архитектор Стивен Холл представил свою версию биографию Захи Хадид из рисунков, реализованных и нереализованных работ и выставок. Полную галерею мы собрали в материале .

Сегодня сообщили, что от сердечного приступа в Маями в возрасте 65 лет умерла британский архитектор Заха Хадид.

Заха Хадид (Zaha Hadid) — выдающийся архитерктор иракского происхождения, жила и работала в Великобритании. Она известна, как первая женщина архитектор, получившая Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской премии в области арихтектуры). Заха Хадид работала в стиле деконструктивизма, а здания, построенные ей, всегда хорошо узнаваемы. Вспомним ещё раз её удивительные работы, которые представляют собой странную смесь воображения, искусства и архитектуры.

Проект Performing Arts Centre в Абу-Даби

Хадид изучала архитектуру в Архитектурной ассоциации с 1972 года и получила диплом в 1977 году. Затем она стала партнером комании Office for Metropolitan Architecture, а позднее возглавила собственную студию, чем занималась до 1987 года. С тех пор Хадид не раз становилась приглашенным профессором в архитектурных институтах по всему миру, проводила множество мастер-классов в школах дизайна и архитектуры. Кроме того, Заха Хадид была почетным членом Американской академии искусств и литературы и научным сотрудником Американского института архитектуры, является профессором в университете прикладных искусств в Вене.

Заха Хадид испытывала границы архитектурного проектирования в серии исследований, а также принимала участие в архитектурных конкурсах. В числе проектов Захи, которые получили призы, входят: Пик в Гонконге (1983), Kurfürstendamm в Берлине (1986), Центр искусства и масс-медиа в Дюссельдорфе (1992/93), здание оперы Cardiff Bay в Уэльсе (1994), Thames Water/Royal Academy Habitable Bridge Competition (1996), Центр современного искусства в Цинциннати (1998), Университет Северного моста Холлоуэй-роуд в Лондоне (1998), центр современного искусства в Риме (1999) и станция для лыжных прыжков в Инсбруке, Австрия (1999).

Кроме архитектуры Заха Хадид занимается созданием мебели, широко известны такие её работы как кресло Cristal и светильник Chandelier Vortexx. Интересно, что Заха Хадид не раз бывала в России, в том числе в Эрмитажном театре в Санкт Петербурге в 2004 году, где состоялась церемония вручения Притцкеровской премии, лауреатом которой стала Заха.

Performing Arts Centre - проект архитектуры будущего в Абу-Даби

Лондонская студия архитектора Захи Хадида предложила на суд властей Абу-Даби и широкой общественности свой новый арт-проект Performing Arts Centre, который предлагают возвести на острове Саадият.


Объект будет строиться в общем проекте Zayed National Mueum. Футуристическая архитектура национального музейного комплекса одним своим видом может привлечь в ОАЭ множество туристов. Концепция строилась на увлечении главного шейха ОАЭ, Заида бен Султана Аль Нахайяна, соколиной охотой. Такие же сильные и стремительные линии охватывают все здание, превращая здание в некий аллегорический объект. Основным наполнением данного гигантского проекта будут 5 театров: оперный театр, мюзик-холл, концертный зал, драматическая сцена и театр для разных видов творчества.

National Stadium of Japan - проект стадиона в Японии от Zaha Hadid Architects


Впрочем, нужно отметить, что, несмотря на великолепное портфолио Захи Ахдид, за новый контракт ее фирме пришлось соперничать с другими дизайнерскими и архитектурными бюро со всего мира, включая серьезных конкурентов из самой «Страны восходящего солнца».


Новый Национальный Стадион сделают своего рода символом японского лидерства в Азии: сооружение будет располагаться на месте старого стадиона, который также был построен для Олимпийских игр (которые проходили в Токио в 1964 году и должны были показать миру, что Япония восстановила свою мощь после Второй Мировой Войны).


Старый стадион планируют разобрать в 2015 году, тогда же начнется строительство нового спортивного комплекса. Япония выиграла право на проведение у себя мирового чемпионата по регби в 2019 году - именно к этому сроку японцы и собираются построить Национальный Стадион.


Дизайн будущего сооружения выполнен в традиционном для множества других проектов Захи Хадид футуристичном стиле и внешне напоминает, к примеру, Аква-Центр в Лондоне, открытый к Летней Олимпиаде 2012.


Проекты Захи Хадид превосходны тем, что в них продумана каждая деталь: даже если это «обычный» жилой дом, дизайн квартир в нем обязательно окажется в фокусе внимания компании Zaha Hadid Architects.

Комплекс Galaxy SOHO в Пекине по проекту Захи Хадид

Строительные работы на участке 47 000 кв.м продолжались около тридцати месяцев, то есть, с 2009 по 2012 год. Это первый объект, возведенный по проекту Захи Хадид в столице Китая и, пожалуй, самая заметная ее работа в Азии.

«Без углов» - так можно было бы назвать концепцию, разработанную Zaha Hadid Architects (критично настроенные коллеги по цеху часто называют объекты Хадид жестче - «обмылками»), но соратник Захи Патрик Шумахер придумал более изящный термин - «панорамная архитектура».

Комплекс площадью 330 000 кв. м состоит из пяти объемных элементов, но все внимание фиксируется сразу на четырех из них. Это куполообразные структуры высотой до 67 м, плавно соединенные между собой на разных уровнях платформами этажей и крытыми переходами. Скругленные межэтажные перекрытие создают ощущение постоянного движения, трансформации, перехода из одного состояния в другое. Четыре купола образуют в центре композиции атриум с балконами и галереями и несколько замкнутых внутренних дворов, которые можно назвать данью традиционной китайской архитектуре. Внутренний двор в культуре Поднебесной играет важнейшую роль, как пространство, соединяющее интерьер и окружающую среду.

Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com

В столице Сербии планируется построить многофункциональный комплекс на месте фабрики Beko. В него войдут жилье, магазины и кафе, конгресс-центр и отель 5*. Все корпуса и элементы программы соединены вместе как «текучие», извивающиеся объемы, сочетающиеся с аналогичным решением ландшафта.

Специфика проекта — в его расположении в самом центре города, рядом с парком Калемегдан, у стен Белградской крепости. Как и недавний проект Со Фудзимото, работа Хадид может нарушить цельность этого исторического ландшафта.

Кроме того, как отмечают комментаторы, инвесторы нередко предлагают реализовать в Белграде проекты зарубежных «звёзд», но дело редко доходит до строительства: причина и в сложной сербской бюрократической системе, и в уловках самих застройщиков: они получают разрешение на строительство для одного проекта, а реализуют другой, дешевый. Хотя подобный метод практикуется и на Западе, например, в Нью-Йорке.

В Багдаде Хадид собирается построить не менее амбициозное сооружение. Это новая штаб-квартира Центрального банка Ирака.

Это будет 37-этажное здание на берегу Тигра с фасадами, облицованными стеклом и светлым металлом. Обращенная к реке сторона будет полностью остеклена, чтобы «обеспечить» сотрудников панорамными видами реки.

Центральный банк Ирака Zaha Hadid Architects

http://www.zaha-hadid.com/
http://en.wikipedia.org/ wiki/Zaha_Hadid



Культурный центр имени Гейдара Алиева .

«Эта страна, расположенная на перекрестке Восточной Европы и Западной Азии, пережила головокружительное число оккупаций и освобождений. Так что просто сделайте глубокий вдох и пропустите эту историю, чтобы оказаться в самом ее конце, или, если быть более оптимистичным, в самом начале новой истории современного Азербайджана», - отмечает Ведущий телеканала «Discovery», эксперт по глобальной архитектуре Дэнни Форстер, который снял один из сюжетов о Культурном Центре Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид.



Это масштабное сооружение общей площадью 111292 квадратных метров станет доминантой нового района в Баку, где, помимо него, будут созданы также жилые, административные, торговые, офисные и культурные здания.

















В самом же Культурном центре имени Гейдара Алиева будет находиться музей, библиотека, конференц-холл, а также зал для торжественных и культурных мероприятий. В здании будет максимум прозрачных, стеклянных стен, как наружных, так и внутренних, что позволит уменьшить до минимума необходимость в искусственном свете. А самое светлое место (север здания, где солнечного света максимум от возможного) в этом комплексе будет отдано под библиотеку.








Тайчжун Метрополитен -опера , Тайвань. (Metropolitan Opera House. Taichung, Taiwan)















Cairo-Expo-City

За достижения в области архитектуры Заха Хадид в 2004 году стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию. А в июне этого года Заха Хадид получила титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи, что соответствует рыцарскому званию и позволяет использовать перед именем приставку «Дама». Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.

Courts of Law (Civil Courts of Justice), Madrid, Spain (Здание Гражданского суда комплекса «Кампус правосудия», Мадрид, Испания)

Заха Хадид родилась в 1950 году в Ираке. Девочка росла в мусульманской стране. Однако, ей повезло — ее отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру. В 11 лет девочка уже точно знала, что хочет стать архитектором, а в 22 поехала учиться в Архитектурной ассоциации в Лондоне. В 1980 Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

Она предлагала варианты постройки обитаемого моста над Темзой, перевернутого небоскреба для английского города Лестера и клуба на вершине горы в Гонконге. Проектировала здание оперы в Кардиффе, Центры современного искусства в Огайо и Риме. Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом — из-за неготовности заказчиков принять ее нестандартный и оригинальный дизайн.

Пожарная часть «Витра»

Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra (1994). Всплеск интереса к ее творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 1998 году, идеи Захи Хадид становятся по-настоящему востребованными.

Центр современного искусства Розенталя

Сегодня Заха Хадид строит много, строит по всему миру, не стесняясь смелости стоимости собственных проектов. Кроме работы с крупными формами, Заха Хадид создает инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Ее работы есть во многих музейных коллекциях — таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории. Заха Хадид неоднократно бывала и в России.

Оперный театр Гуанчжоу

Elk grove civic centre — проект развития пригорода Сакраменто

Заха Хадид скончалась от сердечного приступа сегодня утром в больнице в Майами, куда ее госпитализировали в начале этой недели для лечения бронхита. Хадид была одним из самых известных и заслуженных архитекторов наших дней, помимо прочего, став первой женщиной - лауреатом Золотой медали RIBA и Притцкеровской премии.

Хадид родилась в Багдаде в 1950 в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в детстве она решила, что хочет стать архитектором. В 1972, после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.

Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык всегда оставался ярко оригинальным. Колхас назвал ее «планетой на своей собственной орбите». Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей - особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.

В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects. Ее проект клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился.

В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик - под влиянием общественного мнения - после полутора лет конфликтов отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения.


Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993).

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (открылся в 2003) - с этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира, ее бюро стало одним из ведущих международных архитектурных фирм.

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МoМА) в Нью-Йорке (1988) в составе группы архитекторов-деконструктивистов, в Гарвардском университете (1994) и даже зале ожидания Центрального вокзала в Нью-Йорке (1995), а также в венском MAK (2003) и нью-йоркском Музее Гуггенхайма (2006). Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности - МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).

Заха Хадид имела звания командора французского Ордена искусств и литературы, дамы-командора Ордена Британской империи, была лауреатом японской Praemium Imperiale.