Понятия «раздражитель», «раздражение» в физиологии возбудимых тканей. Законы раздражения возбудимых тканей

Способность организма, его органов и тканей изменять обмен веществ в ответ на раздражение называется раздражимостью.

Раздражимость определяется пластичностью белковых тел. В простейшей форме раздражимость проявляется как непосредственное взаимодействие между и пищей, как захват и ассимиляция пищи. Определенные воздействия внешней среды вызывают усиление или ослабление , количественные и качественные его изменения. Эти изменения обмена веществ сопровождаются освобождением и могут проявляться в движениях всего организма или его органов. Эти движения возникают в результате ритмических биохимических процессов освобождения энергии, вызывающих передвижение, сжатие или растяжение белковых тел, что приводит к перемещению организма в пространстве при внешних воздействиях.

Раздражение - действие различных форм движения материи на организм или его органы, и клетки. Разнообразные формы движения материи, производящие раздражение, называются раздражителями.

На организм действуют следующие три группы раздражителей:

1. Физические - механические, электрические, световые - различной длины, видимые и не видимые глазом, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, радиоактивное излучение (радиоактивные «меченые» , альфа-, бета- и гамма-лучи, лучи Рентгена).

Раздражители отличаются друг от друга не только по своему качеству, но и по своей . Один и тот же раздражитель может быть слабой, средней или большой силы в зависимости от дозы. Раздражители могут действовать извне на внешнюю поверхность организма или внутри на внутренние органы, ткани и клетки.

Внешними раздражителями являются разнообразные формы окружающей организм материи (электрические, механические, химические и др.). Внутренними раздражителями являются изменения химического состава внутренней среды ( , тканевой и спинномозговой жидкостей), а также механические влияния и изменения давления, действующие на разнообразные рецепторы внутренних органов и тканей, вызывающие изменения функций организма и органов.

Раздражители могут быть естественными, действующими на данную ткань в обычных природных условиях существования организма. К этим раздражителям данная ткань или орган приспособились в процессе фило- и онтогенеза. Такие раздражители называются адекватными . Например, для скелетной мышцы адекватными раздражителями, вызывающими ее возбуждение, будут волны возбуждения, притекающие к ней по двигательным нервам. В соответствии с качеством адекватного раздражителя и рецепторы разделяются на воспринимающие световые, звуковые, химические, тепловые, холодовые и другие раздражения.

Раздражителями могут быть и такие изменения внешней или внутренней среды, к восприятию которых не приспособлены все рецепторы или только данный рецептор. Эти раздражители называются неадекватными , или инадекватными . К этой группе относятся механические, электрические и другие раздражители, которые могут при достаточной интенсивности вызвать возбуждение в любой клетке, ткани и органе при непосредственном действии на них. Из неадекватных раздражителей наибольшее значение для изучения физиологических свойств имеет электрический, ток. Его преимущества перед химическим или механическим раздражителем заключаются в том, что он, во-первых, легко и быстро дозируется по силе, длительности и характеру, во-вторых, вызывает возбуждение, не повреждая, и после прекращения раздражения не оставляет необратимых изменений в тканях, в-третьих, электрический ток образуется при возбуждении и поэтому его действие близко к природным механизмам возникновения и распространения возбуждения.

РАЗДРАЖИТЕЛИ

РАЗДРАЖИТЕЛИ факторы внешней среды, которые оказывают на рецепторы животных влияние, выражающееся в изменении активности последних. В соответствии с физической природой воздействия, раздражители делятся на световые, звуковые, механические, термические и др.

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


Смотреть что такое "РАЗДРАЖИТЕЛИ" в других словарях:

    - (биологические) различные изменения состояния внешней или внутренней среды организма, способные при воздействии на биологическую систему (например, на нервную, мышечную или железистые ткани) изменять её исходное состояние, т. е. вызывать… … Большая советская энциклопедия

    Разные виды электрической энергии (гальванический ток, фарадический ток, статическое электричество) обладают способностью раздражать ткани животного организма, вследствие чего и составляют в отношении к этим тканям так наз. Э. раздражители.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Прил., кол во синонимов: 2 невозмутимый (31) спокойный (90) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Иррелевантные раздражители - (фр. irrelevant – не относящийся к делу). Слова, которые, будучи включенными в ассоциативный эксперимент в качестве раздражителей, не вызывают аффективных реакций. В отличие от них неиндифферентные раздражители являются стимулами для такого рода… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Отвлекающие раздражители - любые раздражители и явления среды, вызывающие ориентировочную реакцию или интерес собаки. Отвлекая внимание собаки, О. р. мешают дрессировочному процессу. В связи с этим первый этап отработки навыка – образование условно рефлекторной реакции –… … Словарь дрессировщика

    ИРРЕЛЕВЕНТНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ - ИРРЕЛЕВЕНТНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ, такие слова, к рые при ассоциативном эксперименте не вызывают аффективных реакций. Когда испытуемому в ответ на произнесенное или прочтенное слово предлагают ответить первым пришедшим ему в голову словом, то нек рые… … Большая медицинская энциклопедия

    ключевые раздражители - биологически значимые для животных объекты живой и неживой природы (см. инстинктивное поведение животных). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Ключевые раздражители - (релизеры) – объекты, явления живой и неживой природы, вызывающие специфические реакции у животных. Считается, что отношение К. р. к вызываемой реакции строго предопределено, как отношение «ключа к замку», а реакция осуществляется благодаря… … Словарь дрессировщика

    Ключевые раздражители - биологически значимые для животных объекты живой и неживой природы. Л.А. Карпенко …

    КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ - (от лат. complexus связь, сочетание...) условные сигналы, составленные из нескольких отдельных раздражителей (световых, звуковых, тактильных) . Различают одновременные и последовательные К. р. Если К. р. подкрепляются, а их компоненты не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Ямал в геополитической и цивилизационной динамике , Зубков К.И.. В коллективной монографии опубликованы материалы из истории развития Ямало-Ненецкого автономного округа как пространственной системы. Уделив существенное внимание пространственному измерению…
  • Анализ и синтез сложных раздражителей у сложных животных , А. Г. Воронин. Ленинград, 1952 год. Государственное издательство медицинской литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В первой главе издания представлен обзор литературы по условным рефлексам…

Для правильного понимания закономерностей воздействия внешних раздражителей на содержание сновидений вначале целесообразно ознакомиться с некоторыми фактами. Отметим, что феномен включения внешних раздражителей в состав сновидений является одним из хорошо и подробно изученных в области психологии сновидений. В литературе по этому вопросу накоплены многочисленные интересные факты.

Заметим прежде всего, что если человек находится в фазе парадоксального сна и имеет образные сновидения, то только часть внешних Раздражителей включается в структуру этих сновидений. В одном из с воих исследований У. Димептп и И. Вольпертп показали, что в состав сно- в идений входит от 20 до 60% раздражителей.

Исследования показали, что под воздействием слуховых раздражи- Те лей в психике спящего появляются в основном зрительные образы и их ассоциации. Нередки такие зрительные образы, которые в реаль-

ной жизни сочетаются с определенными звуками. Например, голос знакомого человека вызывает его же сновидный образ, мурлыкание кощ-ки - образ кошки, лай собаки - образ собаки и т. п. Зарегистрированы любопытные случаи, когда около спящего звучала оперная музыка, и он во сне видел зрительные сцены данного оперного представления (но только в том случае, если в реальной жизни воспринимал соответствующие сцены). Русский исследователь В. И. Касаткин из собственной жизни описывает случай, когда он и его племянница спали в соседних комнатах и во сне видели одни и те же сцены оперы «Евгений Онегин». Выяснилось, что они подсознательно восприняли арию Ленского, которую передавали по радио в то время, когда они спали. Такие факты подсказывают нам мысль, что, быть может, существует возможность активизации с помощью музыкальных раздражителей подсознательных творческих процессов музыкально одаренных людей. На этом пути основным препятствием мы считаем то, что как и звуки вообще, музыкальные раздражители, воздействуя на спящего, вызывают в его психике в основном зрительные образы и их ассоциации. Более или менее упорядоченные и осмысленные ассоциации неречевых звуков в сновидениях появляются редко. Замечено, что в сновидениях музыкально одаренных людей слуховые образы, в том числе музыкальные звуки и даже целостные мелодии, занимают значительное место.



В этом отношении представляют интерес результаты группового эксперимента, организованного В. Н. Касаткиным ".

За несколько минут до подъема для 16 солдат сначала в соседней комнате, а затем в самой спальне прозвучала песня «Широка страна моя...». После пробуждения 10 солдат воспроизвели свои сновидения. У восьми из них образы сновидений были связаны с содержанием песни. Некоторые видели во сне поля, горы и леса, другие присутствовали на концерте или на свадьбе, где пели эту песню. Гармонист рассказал, что во сне играл эту песню, причем намного лучше, чем днем, и, слушая свою игру, радовался за свой успех.

Как видно из этих наблюдений, в сновидениях некоторых испытуемых мелодия песни отразилась в прямой, непосредственной форме, у других - в виде зрительных образов. Те же испытуемые, которые не воспроизводили никаких сновидений, по-видимому, не включили данный музыкальный раздражитель в состав своей сновидной психической активности, хотя мы с уверенностью сказать этого не можем. Вполне возможно, что эти шестеро испытуемых в «момент» подачи

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 242.

«ешнего раздражителя находились в ортодоксальной фазе сна. К сожалению, при организации описанного эксперимента исследователь не учел того, в какой фазе сна находится каждый из его испытуемых. Знание этого обстоятельства предоставило бы в наше распоряжение пополнительную и весьма ценную информацию о том, какова специфика отражения внешних раздражителей в различные фазы и периоды сна, в которых функциональные состояния спящих в значительной степени различны.

Исследованием вопроса о том, каким образом кожно-мышечные ощущения связаны со сновидениями, еще в прошлом веке занимался шведский исследователь Морли Фолд. В результате многочисленных опытов он пришел к выводу, что во многих случаях зрительные галлюцинации являются зрительными выражениями кожно-мышечных ощущений, которые «визуализируются». М. Фолд выдвинул принцип функциональной замещаемости в сновидениях кожно-мышечных ощущений и зрительных образов. Он установил, что при давлении на кожу сюжет сновидения либо имеет отношение к предмету, который производит давление, либо в сновидении появляется другой сходный предмет. Этот сновидный образ предмета оказывается в зрительном поле спящего. Любопытно, что собственные ощущения и переживания в сновидениях часто приписываются другим лицам.

Вот такой пример: человек спит на спине, лежа на i гескольких поленьях, а во сне видит большого зверя с горбами и с сидящим на них человеком. М. Фолд показал также, что если определенный орган спящего подвергается кожно-двигательным раздражениям, то ему обычно снятся активные действия, при выполнении которых этот орган играет преобладающую роль. В других случаях такие активные действия приписываются другим сновидным персонам. «Например, в случае подошвенного сгибания стоп спящему снится, что он бежит, подымается по лестницам или поднимается на цыпочках, либо он видит других лиц, выполняющих эти движения. При надевании на ночь перчаток спящий видит во сне, что его рука (или чужая) ударяет по другой его Руке, сжимает ее и т. д. Обычно все тело участвует в этих движениях, но иногда спящий видит двигающейся только конечность, соответствующую той, которая подвергается раздражению. В более редких случаях движение в сновидении представляется "задержанным", когда, например, спящему снится, что он стоит на цыпочках. Иногда снится велосипед или другой аналогичный образ (например, в случае подошвенного сгибания обеих стоп). Иногда спящий видит, что кто-то ступает по его телу» ".

вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 27.

Поскольку соответствующие сновидения вызывают и те раздражители, которые воздействовали до опыта, в бодрствующем состоянии, и они тоже имели кожно-мышечный характер, то установленные этим автором экспериментальные факты могут служить ключом для понимания роли недавних впечатлений в образовании сновидений. Свежие следы этих впечатлений вызывают к жизни сновидения, однако в объяснении их смысла эти раздражения мало чем помогут. Сновидение есть выражение тех личностио значимых проблем, которые на подсознательном концептуальном уровне уже вызывали интерес личности, но как бы ждали сигнала для образного выражения. Именно поэтому у разных индивидов один и тот же раздражитель вызывает различные сновидения.

Сходные сновидения в большом количестве появляются и в естественных условиях, под влиянием усталости конечностей, ревматизма, рефлекторных движений спящего и т. д. Многие галлюцинации и навязчивые представления, по-видимому, обусловлены этим.

Микродвижения органа вызывают сновидный образ соответствующего движения. Возможно, что в образовании сновидения такую же роль играют мозговые следы прошлых действий: во сне они не только вызывают образы, но приводят к повторным иннервациям соответствующих органов. Таким образом, в образовании сновидений огромную роль играет идеомоторный механизм, который действует то в направлении от движений к образу, то от образа к движению.

Поскольку даже в бодрствующем состоянии восприятие движений других вызывает у нас микродвижения в соответствующих органах, во сне может иметь место обратный процесс: раздражение органов может привести к возникновению образов других лиц, совершавших соответствующие движения. Однако подобные явления все же нуждаются в психологическом истолковании: почему появились образы именно этих людей, почему эти воображаемые лица совершают именно эти движения и в данной воображаемой ситуации и т. п.? Каковы бы ни были физиологические механизмы сновидения, не следует забывать, что любое сновидение представляет собой комплексное выражение личности и наиболее значимых для нее проблем.

В механизмах возникновения сновидений и галлюцинаций имеются сходные черты. В психиатрии известны многочисленные случаи, когда у больных зрительные галлюцинации возникают под воздействием ненормальных мышечных и кожных раздражений. Таков, по-видимому, механизм возникновения гипногогических галлюцинаций.

Зрительные впечатления, воспринятые человеком перед сном, в сновидении если и появляются, то в измененном виде. Чаще всего, как

отмечал еще М. Фолд, в сновидении появляется естественный или до-[олнительный цвет воспринятого предмета.

Интересные мысли об этой проблеме в очень сжатой форме выска-ял исследователь прошлого века 77. Йессен.

Он писал: «Каждый случайно воспринимаемый шум вызывает соответствующее сновидение. Раскаты грома переносят нас на ноля сражения, крик петуха превращается в отчаянный вопль человека, скрип двери вызывает сновидение о разбойничьем нападении. Когда ночью с нас спадает одеяло, нам снится, что мы ходим голые или же что мы упали в воду. Когда же мы лежим в постели в неудобном положении или когда ноги свешиваются через край, нам кажется, что мы стоим на краю пропасти или же что мы падаем с огромной высоты. Когда голова попадает под подушку - над нами висит громадная скала, готовая похоронить нас под своей тяжестью. Накопление семени вызывает сладострастные сновидения, локальные боли - представление о претерпеваемых побоях или тяжелом поражении и увечьи» ".

Эти эмпирические факты вполне реальны. В последующие годы получено огромное количество новых фактов сходного характера. Однако остается открытым важнейший вопрос: а почему указанные раздражители вызывают к жизни такие сложные и личностно значимые сновидения, причем каждый раз и у разных людей различные? Сновидения всегда являются крайне персонифицированными образованиями, их богатство и личностная значимость ни в коей мере не сводятся к тем раздражителям, которые явились поводом для их возникновения. И речи быть не может о том, чтобы сновидения считать отражениями непосредственно воздействующих на спящего человека Внешних и внутренних раздражителей. Даже в тех случаях, когда сновидение начинается под воздействием внешних раздражителей, оно, как творчество психики, формируется центром личности из содержаний подсознательного.

Еще в 1938 году Л. А. Орбели высказал интересную мысль о том, что естественные сновидения возникают без соответствующих внешних раздражителей. К сожалению, ни В. Н. Касаткин, ни другие российские исследователи не смогли по достоинству оценить это высказывание и продолжали утверждать, будто сновидения возникают только под воздействием внешних и внутренних сугубо физиологических раздражителей. Эта идея в значительной степени задержала развитие научной Пс ихолопш сновидений в СССР.

Исследованием вопроса возникновения сновидений под воздей- тв ием внешних раздражителей занимался также известный психиатр

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1967. - С. 34.

И. Е. Вольперт. Для этого он пользовался методом гипноза и внушения сновидений в гипнотическом состоянии. Он доказал, что в психике человека, находящегося в таком состоянии, под влиянием внешних раздражителей, в том числе внушения гипнотизера, возникают сновидения, в которых так или иначе отражаются эти раздражители.

Во время одного из опытов около спящей женщины в течение 5 секунд прозвучал камертон. Под воздействием этого раздражителя у нее возникло сновидение, в котором она бежала, чтобы успеть сесть на пароход, слышала гудок парохода. Кругом было много людей, она не успела на пароход, вспотела и т. п.

Другая загипнотизированная особа под воздействием запаха скипидара видела сон: она в магазине покупала сахар, встретила знакомую, разговорились, а в магазине красят и стоит сильный запах краски.

Наконец, еще одна испытуемая, когда к ее носогубной складке приложили на 10 секунд пробирку с холодной водой (+ 5"), увидела во сне, что стоит зима, кругом много снега, а сама она раздета и находится на улице".

Внешние раздражители нередко включаются в состав уже протекающих сновидений, иногда полностью меняют их ход, вызывают новые темы и сцены.

Например, одна испытуемая И. Е. Вольперта видела себя на сенокосе, когда психиатр пять раз проводил в области ее левой носогубной складки волоском Фрейя № 4: она видела во сне, что хочет лежать на сене, но оно «в лицо лезет, все лицо исцарапало». Здесь внешнее воздействие отражено довольно адекватно. В других же случаях оно видоизменяется до неузнаваемости. Например, другая испытуемая И. Е. Вольперта под воздействием волоска Фрейя на левое крыло носа видела во сне, что встретила в трамвае психиатра (Вольперта) и тот случайно задел ее щеку локтем. Затем они поехали на ее лекцию, после чего вместе ужинали дома. Таким образом, определенное внешнее воздействие в сновидении преобразилось в другое, вплетаясь в сложный сюжет сновидения, не лишенного сексуальных и других социальных мотивов (мечта о семейном уюте и т. п.), активизировавших познавательные процессы сновидца вокруг образа лечащего врача.

В ходе других опытов И. Е. Вольперта были получены интересные данные о том, как отражаются в сновидениях проприоцептивные раздражители. Выяснилось, что под воздействием таких раздражителей возникают сновидения, в которых сновидцы совершают определенные действия теми органами, которые раздражаются. Но в этих искусственно порожденных сновидениях возникают такие дополнительные образы и воображаемые события, в которых выражаются основные заботы, надежды и тревоги личности. Во время

Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 204-205.

одного из опытов И. Е. Вольперт у загипнотизированной испытуемой продел «10 пассивных движений в первом межфаланговом суставе третьего пальца правой руки размахом в 30°». Сразу после этого, разбудив ее, он с просил, видела ли она сои. «Да... шила я... вышивала...», - ответила испытуемая. Затем И. Е. Вольперт повторно усыпил ее и внушил, что ей снится сон, после чего 10 раз двигал ее правый локтевой сустав. Разбудив и спросив о сновидении, он получил ответ: «Я в прачечной стирала белье». После пробуждения она рассказала сновидение, в котором сначала у себя дома вышивала какой-то узор, затем «будто пряла на самопрялке» и т. д."

Удивительно, как относительно простые раздражения воспроизводят упорядоченные картины таких сновидных событий, которые могли бы случиться в реальной жизни, а некоторые фрагменты их действительно случались. У другой испытуемой, например, под воздействием 10 движений в правом локтевом суставе появилось сновидение: к ней привели ребенка, которого она начала качать. Ясно, что во всех подобных сновидениях, несмотря на их искусственное происхождение, проявляются основные заботы и мотивы личности сновидца.


Информация и жизнедеятельность организма

Жизнедеятельность организма или выполнение определенной работы (тренировки) – это постоянная работа морфологических структур организма. Регулируется количество включенных в работу структур изменением влияний (условий) внешней среды с ее биотическими и абиотическими компонентами. Особое внимание следует обратить на постоянно действующие факторы: состав атмосферного воздуха, воды, геомагнитного поля, излучения приборов и различных транслирующих радио- и телестанций, проникающей радиации, ультрафиолетовое изучение и т.д. Часть этих факторов играют основную роль в изменении микроструктур. Постоянно действующие внешние факторы чрезвычайно важны, в исчезновение одного из них может повлиять на жизнь организма, усиливая либо угнетая ее.

К биотическим факторам – взаимодействие с живой природой с патогенными и сапрофитными микроорганизмами – должно быть серьезное отношение, как к антропогенным и социальным факторам.

Живой материи присуще отражение внешней среды, которое начинается с восприятия информации. Информация всегда материальна, так как ведет к различным (химическим, биохимическим, электрическим) сдвигам в организме. Изменение силы потока информации, его частоты, уменьшения или увеличения - всегда приводит к ответным реакциям со стороны отдельных систем организма. Исчезающий или появляющийся поток информации (это может быть и слово) называется раздражителем.

Восприятие информации производится специальными структурами, называемыми рецепторами. Рецептор, иначе приемник, как правило, это специализированное нервное окончание, способное трансформировать внешний раздражитель в биоэлектрический сигнал. Рецепторы являются началом афферентных (чувствительных) нервных волокон. Они могут воспринимать раздражение из внешней и внутренней среды. Воспринимающих рецепторов из внешней среды называют экстерорецепторами. Они могут быть контактными – воспринимающими раздражение при непосредственном соприкосновении с предметом (средой), или дистантными – воспринимающими сигналы (информацию) на расстоянии.

Рецепторы, несущие информацию от мышц (мышечно-суставных веретен), сухожилий, фасций, суставных сумок, надкостницы, получают название проприорецепторов. Они сигнализируют в ЦНС о состоянии натяжения и расслабления перечисленных образований и тем самым создают условия для характеристики отдельных суставов или тела в целом.

Имеются еще интерорецепторы - информирующие ЦНС о состоянии внутренних органов, сосудов и т.п. Каждый рецептор «настроен» на восприятие определенного раздражителя. В основе строения рецептора лежат гликопротеины или гликолипиды. Рецепторных окончаний чрезвычайно много, так на одной клетки печени имеется около 250 000 молекулярных рецепторов. Не все рецепторы связаны с ЦНС. Информация от клетки к клетке передается через межклеточные контакты, путем перехода через мембраны молекулярных структур. Такой механизм передачи информации называется донервным, или химической передачей раздражения.

При встрече рецептора с раздражителем запускается механизм молекулярного ответа молекулярная перестройка мембран, происходит активация ферментов, расположенных в мембране. Процесс раздражения одного клеточного рецептора приводит к активации всей клетки в целом в виде усиления ее функциональной активности. По межклеточным контактам происходит передача раздражителя на соседние структуры, доходя до нервного рецептора.

Нервные рецепторы – это начальные структуры дендритов чувствительных клеток. Они заложены во всех тканях и органах. Обычно одноименные рецепторы группируются воедино, образуя сенсорные поля (или системы). Передача раздражения по дендритам (и аксонам) происходит в виде электрического потенциала, который возникает в результате изменения проницаемости клеточной мембраны для калия и натрия и происходит перемещение отрицательных и положительных зарядов на внутренних и внешних сторонах мембраны.

Передача раздражения с нервной клетки на нервную клетку происходит через специальные образования – синапсы с помощью молекулярных структур – медиаторов. «Передающая» структура синапса всегда находится на ответвленной веточке нервной клетки. «Воспринимающая» часть может находиться на любой части мембраны нервной клетки – исполнителя. Энергия передачи нервного импульса всегда продуцируется за счет АТФ.

Следует отметить, что восприятие информации всегда происходит за счет противодействия, приводящего к повышению активности раздражаемой структуры. Характер ответа может быть различным и зависит от природы, мощности раздражителя, продолжительности его действия. В передаче раздражения действует правило Шульца, согласно которому слабые раздражители не оказывают влияния, средние – стимулируют, сильные – угнетают, сверхсильные – нарушают жизнедеятельность.

Понятие о реактивности

Реактивностью (нормой реакции) принято называть свойство организма отвечать изменением активности на внешние воздействия. Реактивность теснейшим образом связана с основными факторами жизни: наследственностью, деятельностью нервной системы, обменом веществ, питанием. Реактивность связана с жизнедеятельностью организма, с его защитно-приспособительным характером.

На фоне общей биологической активности формируется индивидуальная активность, которая отличается широкими ответными реакциями в ответ на одни и те же раздражители. Факторы, определяющие силу индивидуальной реактивности, определяются рядом биологических особенностей: наследственностью, конституциональными особенностями, половой принадлежностью, возрастом субъекта, состоянием нервной и эндокринной системы, состоянием здоровья, предварительной настроенностью и опытом.

В спортивной практике индивидуальная реактивность как нигде имеет огромное значение. Известно, что на пике формы реактивность может резко снижаться – появляется чувствительность к факторам, которые раньше были нейтральными. Так, перед соревнованиями спортсмены чаще простужаются, болеют ангинами, реагируют на перепады барометрического давления.

Воздействия на организм физиологических и чрезвычайных раздражителей

Физиологическими (нормальными или адекватными) называют такие нагрузки и раздражители, в ответ на которые организм (клетка, орган, система органов), биологическая система увеличивает свою специфическую активность, то есть выполняет работу, при которой расход энергии структур и их синтез не превышает уровня физиологических колебаний, характерных для конкретных биологических систем. Адекватный раздражитель, действуя на рецепторный аппарат, вызывает свойственную ему активность при минимальных тратах энергии и нагруженности рабочих структур. Адекватный раздражитель не всегда соответствует «нормальному» для организма, иногда при сдвиге реактивности он становится чрезвычайным, иногда – минимальным.

Все остальные раздражители И. П. Павлов предлагал называть «чрезвычайными», или «экстремальными», или «неадекватными».

Примером сильной ответной реакции на минимальный раздражитель может быть слово. Слово тренера (замечания, указания) вызывает яркую ответную реакцию ученика, это же слово товарища по тренировке может быть нейтральным, оставаться без ответа со стороны структур организма.

В ответ на экстремальный раздражитель биологические системы (организм, аппарат и т.д.) отвечают необычайной активностью – резким усилением функции, приводящей к разрушению структур (вплоть до микротравм). Нарушается равновесие между разрушением и воссозданием действующих структур – происходит нарушение гомеостаза. Если ситуация повторяется, обязательно возникает перетренировка, срыв адаптации. После воздействия чрезвычайного раздражителя обычный, адекватный раздражитель приобретает все черты чрезвычайного раздражителя. Чрезвычайными, или неадекватными, раздражителями могут быть:
- физиологические раздражители, действующие на биологическую систему, которая в данный момент находится в возбужденном состоянии;
- физиологические раздражители, но значительно длительно действующие на систему, или в высоком темпе;
- раздражители, с которыми организм встречается впервые или обладает к ним повышенной чувствительностью;
- отсутствие или резкое снижение величины постоянного действующего фактора (гравитации, силового или магнитного поля, не привычная пища, вода и т.д.).

Раздражители в физической культуре и спорте

Ребенок, начавший заниматься спортом, на каждом занятии сталкивается с новыми непривычными раздражителями. Вначале ответные реакции бурные, неадекватные, но со временем они сглаживаются.

Физические нагрузки являются весьма мощным фактором внешней среды, но фактором легко дозируемым – это их прекрасное свойство. В умелых руках они как из пластилина лепят организм устойчивым к внешним раздражителям.

Физические нагрузки в спорте принято различать по мощности воздействия (максимальные, субмаксимальные, большие, умеренные, переменные), по характеру воздействия (циклические, ациклические, однократные, повторные), по времени воздействия (кратковременные, длительные).

Начальные занятия физической культурой, а затем и спортом приходится на первое детство или преддошкольный период. Это период повышенной сенситивности, и дозирование нагрузок должно быть не только строгоопределенным, но обязательно соответствовать соматическим особенностям ребенка и его варианту развития. Тренер должен помнить, что завтрашний ребенок – это ребенок с новой реактивностью, с измененным гомеостазом. В период до 6 лет время идет в ускоренном темпе, создавая новые структуры и новые функции.

У спортсменов 10-16 лет подход должен быть иным. Время, потраченное на создание и обновление внутриклеточных структур, растягивается, но меняется от полугодия к полугодию из-за вступления в активный период желез внутренней секреции (препубертатный и пубертатный период). Реактивность организма становится неустойчивой, гомиорез? подвижным и контролируемым внешними факторами. Опыт тренера и наблюдения за ответными реакциями – инструменты разумного дозирования нагрузок. В этот период необходим строгий педагогический и медицинский контроль для предупреждения неблагоприятных последствий неадекватных нагрузок. Также необходимо обратить внимание на то, что бывшие нормальные (адекватные) нагрузки становятся максимальными, поэтому необходимы факторы восстановления и т.д.
У спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды добавляются к физическим нагрузкам антропогенные факторы – изменение собственного эмоционального состояния, воздействие публики, сбивающие факторы, свет софитов и т.д.

У спортсменов в период тренировок постоянно действуют добавочные факторы, которые обычный подросток на уроках физической культуры почти не ощущает – это угловые ускорения, изменение сил земного притяжения, смещение внутренних органов, кратковременная невесомость. Сглаживающими моментами служат гигиенические факторы: гигиенические условия проведения тренировок, закаливание, особенности питания и т.д.

Изменение структур в ответ на тренировочные воздействия

Все раздражители по своей сути сходны в действии на жизнедеятельность организма, если не в макро-, то в микроструктурах. Объединяющим фактором служат обменные процессы, обмен веществ, энергии и информации. Жизнь и работа любого организма, органа, клетки, органоида возможны только за счет расхода энергии и структур. В процессе работы (тренировки) структуры клеток изнашиваются и восстанавливаются в количествах, пропорциональных работе. При длительных воздействиях происходит избыточное восстановление, то есть строится разрушившийся органоид плюс новый. В общем, образование энергии в клетках человеческого организма происходит за счет сложных превращений животных и растительных белков, жиров, углеводов и кислорода, поступающих в организм. В каждой клетке отдельно путем анаэробного и аэробного расщепления глюкозы и жирных кислот образуется универсальный носитель энергии – АТФ, который и обеспечивает все функции клетки. Для образования этого универсального носителя энергии, кроме глюкозы и жирных кислот необходимы различные классы ферментов (белковых молекул), катализирующих расщепление и синтез, а также белковые структуры – матрицы, на которых и происходит окисление и синтез.

Для обеспечения обычной жизнедеятельности необходимо поступление из внешней среды: животных и растительных белков – 125 г, жиров – 75 г, углеводов – 450 г, кислорода – 460 л, воды – 2-2,5 л и множество (до 40 наименований) других компонентов. В течение суток синтезируется и расщепляется 30-70 кг АТФ.

Следовательно, выполнение любой функции организма, поддержание жизнедеятельности всегда связано с затратой энергии, распадом одних структур и одновременным синтезом энергетических веществ и реставрацией поврежденных структур. Внешняя среда при этом играет роль поступления «полуфабрикатов» и информации. Организм существует до тех пор, пока два взаимнопротивоположных процесса – распад и синтез – стойко уравновешивают друг друга и поддерживают единство структуры и функции. Нарушение этих процессов ведет к гибели или клетки, или органа, или организма.

Жизнедеятельность любой структуры, клетки, ткани, органа, организма обязательно характеризуется двумя видами работы - внутренней и внешней.

Внутренняя работа идет беспрерывно, не прекращаясь ни на минуту. К этой работе относится переработка поступивших питательных веществ, образование энергии, синтез белково-липидных компонентов, замена изношенных структур, образование тепла. Внутренняя работа направлена на поддержание гомеостаза.

Внешняя работа совершается периодически. Основой ее является внутренняя работа. Внешняя работа это не только перемещение тела в пространстве или перемещение отдельных звеньев тела друг относительно друга. К этой работе относится и выделение секрета, обезвреживание и выведение продуктов распада, образование тепла за счет сокращения мышц и т.д.

Спортивные движения – также продукт внутренней работы. У детей преддошкольного возраста большая часть энергии тратится на сохранение положения тела и позы, на выполнение простых движений из-за не устоявшейся координационной системы. Однако на простые движения ребенок 2 лет тратит энергии, по мнению Н. А. Бернштейна, значительно меньше, чем взрослый субъект, так как движения ребенка в большей мере совершаются с использованием инерции. Биомеханические и энергетические процессы проходят по той же схеме, что и у взрослого.

Длительные наблюдения за человеком в течение дня показали, что энерготраты в различные часы суток существенно отличаются, как и реактивность организма. В утренние часы системы энергообеспечения работают менее активно, чем после 15 часов. Поэтому соревнования по целому ряду видов спорта проводятся в вечерние часы.

Биоритмы и их характеристика

Говорить, писать о возрастной морфологии, о спортивной морфологии, оторвав ее от временной характеристики процессов, протекающих в организме, невозможно. Нельзя разделить пространственные и временные характеристики организма, как невозможно представить вселенную без движения. Движения присутствуют во всех жизненных процессах, так как они протекают ритмично. Изменение ребенка в период детства бросается в глаза за счет происходящих макроизменений, но и в зрелом, стареющем организме оно присутствует, просто на ином уровне. Адаптация целого организма к новым условиям среды, в том числе и высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными в пространстве и времени и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами. Рациональная подготовка организма (тренировка) невозможна без знания природы биоритмов. В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обуславливают адаптационные процессы, проявляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена.

Вспомним анатомию – человеческий организм обладает большим количеством одноименных органов и структур, особенно на тканевом и клеточном уровне организации. Так, в организме имеется две почки, два надпочечника и т.д., даже нервная система имеет два полушария. Рассмотрим почку. Каждая почка состоит примерно из 1 млн. нефронов, в каждом нефроне множество клубочков и т.д. Такое множество одноименных структур вначале наводило на мысль об их попеременной работе. Это подтвердилось, одноименные органы работают попеременно – одно полушарие мозга бодрствует, другое «отдыхает». Т. Н. Крыжановский доказал, что в организме существует принцип неодновременности работы соименных структур. К одноименным структурам относятся парные органы, органы-синергисты, структурно-функциональные единицы – например, мышечные волокна, дольки печени, ацинусы легкого, дольки желез, отдельные одноименные клетки, органоиды (ядрышки, митохондрии, лизосомы, рибосомы). Лежащие рядом структуры обычно работают чередуясь или находятся на разном уровне функционирования. Принцип асинхронности рабочих циклов одноименных структур обеспечивает ритмическую, циклическую работу внутриклеточных структур, создает оптимальные условия для работы и «отдыха» любой структуре. При увеличении работы увеличивается и число работающих структур, не доводя работавшие ранее структуры до разрушения.

Еще следует обратить внимание на полифункциональность клеток (приставка «поли-» говорит о многоцелевом назначении). Из курса анатомии мы знаем, что один и тот же орган может выполнять ряд не похожих действий, а в экстремальных ситуациях могут взять на себя функцию поврежденного органа. К таким полифункциональным клеткам относятся клетки гладкой мускулатуры, лаброциты, макрофаги, фибробласты, гепатоциты. Материальной основой полифункциональности являются качественные особенности строения органов клетки. Установлено, что одни и те же органоиды клетки могут синтезировать разные секреты. Эти особенности работы клеток создают условия для быстрой интенсификации работы и восстановления какой-либо функции. Рассредоточенность клеток, способных выполнять одни и те же функции, создает большую надежность всей биологической системы.

Периодичность раздражений, сочетающаяся с асинхронностью, и полифункциональность клеток обуславливают периодичность смены функциональной активности и функционального покоя структур – ритмичность работы всего органа или организма в целом. В основе этой ритмичности работы лежат биоритмы живых структур, которые находятся как под сложнейшим контролем наследственных, средовых, эндокринных факторов, так и под влиянием космических законов. Примером может служить ухудшение состояния метеочувствительных людей к сменам фаз луны или вспышкам на солнце.

Биоритмы являются неотъемлемыми свойствами любой биологической системы, изучение их, несомненно, позволит перестроить индивидуальную подготовку спортсменов, а у детей приблизить задаваемые нагрузки к индивидуальному ритму жизни.

Жизненный ритм меняется постепенно с возрастом. У детей ритм сна и бодрствования за год претерпевает существенные изменения, устанавливаясь окончательно в виде индивидуального к 7 годам. Однако у всех животных и человека к периоду начала полового созревания четко устанавливается суточный ритм жизни, то есть каждые 24 часа происходят в определенном порядке смены активности и угнетения деятельности систем. Такой ритм получил название циркадного ритма, однако, в пределах суточного ритма имеются широкие вариации длительности того или иного процесса. Регулируются они, с точки зрения одних исследователей, сменой и проницаемостью клеточных мембран для ионов натрия и калия. Эта теория нашла своих сторонников, но позже появилась еще одна обоснованная теория, утверждающая, что индивидуальный ритм зависит от соотношения «РНК-ДНК». Эти аминокислоты считаются «хозяйками» биоритмов. В настоящее время превалирует «теория периодических процессов», основанная на ритме поступления веществ в клетку, их утилизации. Так или иначе, но проблема, несомненно, связана с биохимией и морфологией клеточных структур. Ритмы – реальность, ждущая своих исследователей и мыслителей, которые вы- строят теорию их возникновения и существования, У каждого человека свой сердечный ритм, свой ритм утилизации поступающих с пищей веществ, но во всех случаях он связан с поддержанием оптимального гомеостаза. Собственный ритм направленными воздействиями можно изменить. Наивысшая активность наблюдается между 4 и 5часами утра, но мы этот период благополучно просыпаем.

Направленными ритмическими упражнениями можно укрепить собственный ритм, повысить волевые качества и жизненную энергию, а возможно, расшатать и прийти в состояние, которое называют «вегетоневрозом».

Работы последних лет по биоритмологии, проведенные в детских дошкольных учреждениях, показали, что в тех детских садах, где систематически проводятся занятия по художественной гимнастике, где общеразвивающие упражнения сочетаются с элементами ритмической гимнастики, дети меньше болеют и легче переносят заболевания.



Разработанная в нашей лаборатории методика И. Е. Вольперта лишена недостатков методики Ленца, так как содержание сновидения не внушается. Она является физиологически более точной, чем методика Клэйна, так как проводится строгая дозировка внешнего раздражителя по силе и продолжительности. Кроме того, наши исследования сопровождаются объективной регистрацией процесса гипнотического сна при помощи указанных выше электрофизиологических методик. Главное же наше преимущество перед американской работой состоит в том, что мы экспериментируем на основе о . Это существенное теоретическое преимущество.

И. Е. Вольперт применил метод дробного анализа внушенных сновидений в гипнозе. Во время гипнотического сна гипнотизер говорит испытуемой «вам снится сон» и при этом производит какое-либо раздражение. Через 2 мин. врач будит испытуемую и спрашивает о сновидении. Испытуемая сообщает о только что виденном сновидении. Снова продолжается . Через некоторое время опять производится внушение сна с нанесением раздражения. Через 2 мин. испытуемую будят, и она рассказывает сновидение, которое видела за второй период сна. То же производится в третий раз. Некоторым лицам, ранее тренированным, дается какое-либо раздражение, а внушения «вам снится сон» не делается. После окончания гипнотического сеанса испытуемая опрашивается относительно всех ее переживаний во время гипнотического сна.

Такой метод исследования сновидений представляет дальнейшее экспериментальное усовершенствование метода внушенных сновидений в гипнозе. Для примера приводим описанного исследования.

На этом примере можно видеть, как производимое исследователем раздражение (в данном случае кожно-проприоцептивное) входит в содержание сновидения, которое состоит из комбинации элементов раздражения и элементов прошлого жизненного опыта. Ничего непонятного с точки зрения причинного анализа в этих сновидениях не остается.

Таким образом, при гипнотическом сне и при естественном наблюдается взаимодействие наличных раздражений и нервных следов бывших раздражений во время развития сновидений. При этом имеют большое значение индивидуальные особенности и тип нервной системы (о чем будет идти речь далее, в разделе XII). В связи с этим для физиологического понимания сновидений большое значение имеет учение Павлова об анализаторах. Роль отдельных корковых анализаторов неодинакова у разных лиц. Так, у художников более развит зрительный анализатор, у музыкантов - слуховой. Это физиологическое различие находит свое отражение в их сновидениях. У некоторых невротиков (особенно у истеричек) нередки обонятельные сновидения. Так, больная Г. имела обостренное обоняние и часто переживала обонятельные сновидения. О себе она говорила, что «жила в области звуков и запахов всю свою жизнь».

Изложенное в этом разделе приводит нас к следующим заключениям. Внешние и внутренние раздражители, действующие во время сна, играют роль первого толчка в развертывании цепи растормаживания нервных следов. При этом возможен механизм суммации длительно действующего раздражения, ведущего к растормаживанию следов.

Действие наличных внешних и внутренних раздражений во время сна сводится к следующим вариантам:

1) к общему растормаживанию сна и появлению неглубоких фаз сна, что связано с развитием сновидений за счет воспроизведения нервных следов; в этом случае наличные раздражения вызывают растормаживание сна, но сами непосредственно сновидений не вызывают;
2) к растормаживанию и возникновению сновидения с участием данного анализатора; в этом случае наличные раздражения вызывают растормаживание, вызывают сновидение и входят в его содержание;
3) к растормаживанию и возникновению сновидения за счет другого анализатора или других анализаторов; в этом случае наличные раздражения вызывают растормаживание, вызывают сновидение, но не входят в его содержание;
4) в сновидениях может получаться искажение силы внешних раздражителей на основе закономерности парадоксальной гипнотической фазы.*
Все вышесказанное освещает только одну сторону физиологии сновидений. Другая сторона состоит в растормаживании нервных следов без участия наличных раздражителей.

* О нервном механизме сновидений на основе павловских гипнотических фаз мы будем говорить далее, в разделе VIII.