Подвижные игры с детьми в лесу и парке. Развитие речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кустовская средняя общеобразовательнаяшкола»

Номинация «Сохраним леса России»

Игра – путешествие по теме:

«Лес и его обитатели»

Выполнила: Лежнева О.С

учитель начальных классов

МБОУ «Кустовская СОШ»

Цель: прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Пробудить интерес к урокам окружающего мира.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.
  • Учитель : Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь, мы свои!

    Сегодня мы с Вами проведем необычную игру – путешествие по теме: “Лес и его обитатели”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. В игре принимают участие две команды, болельщики. По итогам игры мы сможем поощрить лучшую команду и самого лучшего знатока леса. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и покажет знания по правилам поведения в лесу.

    (Звучит музыка “Звуки природы”).

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.
    - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.
    А в синем море синий кит
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.
    - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!
    Итак, наша игра начинается!

    1Тур “Сложи пословицу”

    Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

    Аист на крыше - // мир в доме.
    Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
    Жизнь дана // на добрые дела.
    Доброе дело // само себя хвалит.
    Много воды - // много травы.
    Растение - // земли украшение.
    Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
    Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
    Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
    Срубили кусты - // прощай птицы.
    Увидел скворца - // весна у крыльца.
    Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
    Рощи да леса - // родного края краса.
    Судьба природы - // судьба Родины.

    2 Тур “Что мы знаем о деревьях ”

  • Из какого дерева делают флейты, кларнеты? (Из клёна.)
  • Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт. (Лиственница.)
  • Какие дрова горят самым жарким пламенем? (дубовые, берёзовые.)
  • Из какого дерева сделаны спички? (Из осины.)
  • Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха, липа.)
  • Какое дерево используется для изготовления лыж? (Берёза.)
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
  • Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
  • Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
  • Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
  • Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
  • Из какого дерева делают корабли? (Из дуба.)
  • Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)
  • У каких деревьев листья осенью красные? (У осины, рябины, клёна.)
  • Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
  • 3 Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

    С песней праздник веселее,
    Без нее нам жить нельзя,
    Потому на конкурс песен
    Приглашаем Вас, друзья!

    Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

    4 Тур “Отгадай загадки”

    Белобокая сорока
    прилетела из далека,
    Не сказала, где была.
    - Но зато она, ребята
    Очень хитрые загадки
    На хвосте нам принесла.
    Кто быстрее отгадает,
    Тот и фишку получает.

  • Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  • Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  • Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  • Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  • Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  • У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  • А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  • Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  • Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  • Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  • Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  • Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  • Что не сеяно родится? (Трава)
  • У занесённых снегом кочек
  • Под белой шапкой снеговой

    Нашли мы маленький цветочек

    Полузамёрзший, чуть живой! (Подснежник)

  • Синенький звонок весит,
  • Никогда он не звонит. (Колокольчик)

  • Дом со всех сторон открыт,
  • Заходя в зелёный дом –

    Чудеса увидишь в нём. (Лес)

    5 Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

    Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

    Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

    Лето – чудная пора,
    Детвора кричит …. (Ура!)
    - Нам и реки, и леса
    Дарят летом …(чудеса)
    - Кто же чудо совершил
    Летом в сказку … (превратил)?
    - Сделал кто весь мир таким:
    Звонким, радостным …(цветным)?
    - Стала вся Земля кругом
    Ярким, красочным …. (ковром).
    - Где над куполом небес
    Зеленеет пышно … (лес).
    - А вокруг цветут цветы
    Небывалой … (красоты).
    - Вот, приветствуя ребят,
    Колокольчики … (звенят).
    - Как приятно бегать нам
    По ромашковым … (лугам)!
    - Словно солнечные зайчики,
    Золотятся … (одуванчики).
    - В мир добра и красоты
    Превращают мир … (цветы)!

    Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.

  • «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
  • Ваш дятел».

  • «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!
  • Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».

    Учитель: Какие ответы вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

    Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы.

  • Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.
  • (Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)

  • Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.
  • (Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)

    6 Тур “Экологические знаки”

    Берегите Землю,
    Землю берегите!
    Берегите жаворонка
    В голубом зените.
    - Берегите горы,
    реки и леса,
    Пусть не исчезает
    В жизни красота!

    Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  • Не рви цветы.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Нельзя брать яйца из гнезд.
  • Не разводите костер в лесу.
  • Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  • Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  • В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  • Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
  • Помогайте птицам и животным зимой, когда им трудно.
  • Учитель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

    … Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей.
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей!
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Не жги ее напропалую
    Нас мало – а она одна! (В. Шефнер)

    Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

    Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

    Учитель: Ребята, надеюсь, вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наши конкурсы помогли вам расширить свои знания о природе, а также проявить своё бережное отношение к ней. Спасибо.


    Лежнева Оксана Сергеевна

    В работе с дошкольниками значительное место занимают , в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры. Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

    Предлагаемые дидактические игры - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

    В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного .

    Дидактическая игра «Продай дерево»

    Цель: закрепление признаков и названий деревьев; совершенствование движений в природных условиях; упражнение в быстроте, ловкости.

    Правила игры

    1. Покупатель и продавец должны знать название дерева. Если покупатель неправильно называет дерево, продавец не имеет права его продать. Если продавец не знает название своего дерева, оно передается покупателю.

    2. Если продавец отказывает в продаже, он обязательно должен поменяться с кем-то деревьями, сказав: «Меняю дуб на… (называет нужное дерево)».

    3. Перед началом игры оговаривается движение, которое будет использоваться при обмене деревьями (бег, прыжки, ходьба быстрым шагом и т. д.).
    Содержание: 3-5 детей занимают места под «своим» деревом. Ведущий игрок - покупатель - дерева не имеет. Одного из владельцев дерева он просит: «Человек, человек, продай свой дуб (…)», - на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если продавец говорит: «Не продаю, иди к соседу», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.

    Дидактическая игра «Три задания - три желания»

    Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;
    совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

    Материал: чудесный мешочек, плоды деревьев, карточки с заданиями.

    Правила игры

    1. Тот, кто не сможет отыскать в мешочке названные предметы, выбывает из игры.

    2. Нельзя повторять «чужие» движения, необходимо внести в них хотя бы маленький элемент новизны (например, бросить желудь можно не только в ствол, но и в ветку, в лист и т. д.).

    3. Игра постепенно усложняется: дети выбирают плоды из мешочка не по заданию, а по желанию, предварительно описав их словами; перед началом игры каждый продумывает последовательность всех трех действий и кратко излагает их.

    1. Детям даются разные задания (каждому - свое): взять из мешочка на ощупь желудь со шляпкой или без нее, самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких и т. д.

    2. Выполнив первое задание, каждый находит дерево, «подарившее» эти плоды, и придумывает игру-движение с ним (попасть желудем в ствол с определенного расстояния, перебросить через ветку и пр.).

    3. В конце следует поблагодарить дерево. Как это сделать, ребенок придумывает сам: погладить его рукой, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, сказать ему добрые слова. В игре можно использовать любое дерево, имеющее плоды (ель, сосну, рябину). Задания могут быть оформлены в виде карточек с рисунками. Победителем считается тот, кто придумает самое интересное, необычное движение, сумеет искренне «поблагодарить» дерево.

    Дидактическая игра «Найди дерево»

    Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

    Правила игры

    1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

    2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

    Содержание: воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.

    Дидактическая игра «Березонька, выручай»

    Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

    Правила игры

    1. Начинать бег и ловить можно только по окончании «кричалки».

    2. Не разрешается ловить игрока, добежавшего до дерева и выполнившего дополнительное движение.

    Дидактическая игра «Записки в лесу»

    Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.

    Материал: небольшие листочки бумаги с рисунками и надписями.

    Правила игры

    1. Снимать записки с веток осторожно, чтобы не повредить дерево.

    2. Ходить по лесу бесшумно; найдя записку, не бежать и не кричать. Содержание: воспитатель заранее развешивает на кустах и ветках «записки». Дети должны их отыскать. Победителем считается тот, у кого записок окажется больше.

    Дидактическая игра «Мишень»

    Цель: совершенствование навыков метания в естественных природных условиях, закрепление названий хвойных деревьев. Материал: палочка, веревочка, шишки.

    Правила игры

    1. Дети предварительно собирают для себя по 10 шишек (еловых, сосновых), раскладывают их в ряд.

    2. Прежде чем бросить шишку, необходимо сказать, с какого она дерева. Если дерево названо неправильно, игрок теряет право одного броска.

    3. Каждый сам подсчитывает очки (могут быть разные варианты подсчета: в уме, откладывая палочки или другие мелкие предметы по количеству очков). Содержание: на земле рисуют несколько кругов (один в другом), пользуясь палочкой с привязанной на конце веревочкой и воткнутой в землю (используя это приспособление как циркуль). Дети по очереди (по договоренности или жеребьевке) бросают шишки в круги, стараясь попасть в центральный. За попадание в центральный круг присуждается 5 очков, в каждый последующий - на одно меньше. Набравший большее количество очков считается победителем.

    Дидактическая игра «По нарисованной дорожке»

    Цель: совершенствование навыков разных способов ходьбы в природных условиях, развитие наблюдательности, сообразительности, творчества, выдержки.

    Правила игры

    1. Ведущий должен оставить четкие следы и определенный «узор» на земле.

    2. Игроки соизмеряют длину и постановку своих шагов точно с обозначенными на земле.

    Содержание: выбирается ведущий. Он становится впереди колонны и «рисует» дорожку: идет по песку (снегу), стараясь оставить своеобразный рисунок из следов (идет широким, узким, приставным шагом, спиной вперед, ставя стопу прямо, под разным углом). При этом следует предусмотреть определенную повторяемость «узора». Дети должны идти друг за другом «след в след», точно повторяя «рисунок». Победителями (их может быть несколько) считаются те, кто правильно выполнит задание.

    Дидактическая игра «Листопад»

    Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

    Правила игры

    1. Дети должны подбирать наиболее подходящие к заданию движения,
    выполнять их эмоционально, грациозно.

    2. Начинать и заканчивать движения следует точно по сигналу.

    Например: ветра нет - листья уснули (все приседают, закрывают глаза); подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед);
    закружились листья на месте; стих ветер - листья отдыхают и т. д. Роль ветра можно поручить кому-либо из детей.

    Дидактическая игра «Найди предмет»

    Цель: развитие внимания, наблюдательности.

    Материал: камешки, шишки или другие предметы, найденные в лесу.

    Правила игры

    1. Предмет прячется таким образом, чтобы он выделялся на общем фоне (на пеньке, в развилке ветки, на перекрестке тропинок и т. п.).

    2. На поиски спрятанного предмета отправляются все дети по сигналу. Содержание: спрятав какой-либо предмет (или несколько), воспитатель сообщает участникам игры, что он спрятал и приблизительно где. Предлагает найти предмет. Тот, кто выполнит задание первым, считается победителем и получает право продолжить игру в качестве руководителя.

    Дидактическая игра «Кто дальше бросит копье»

    Цель: упражнение в метании, развитие внимания, ловкости. Материал: прутики, ленточки, поощрительные фишки. Правила игры

    1. Копье для себя каждый изготавливает сам.

    2. Бросок выполняется одновременно по сигналу.

    3. Способ метания дети выбирают самостоятельно.

    Содержание: копье готовится из найденного на земле прутика, к которому привязывается пучок травы или ленточка. Дети становятся вдоль тропинки (начерченной линии) и бросают копье, точно выполняя задание воспитателя: кто дальше? выше? попади в цель (в ствол, в нарисованный круг) и др. Количество бросков и правильность выполненных заданий подсчитывается с помощью поощрительных фишек.

    Дидактическая игра «Перелет - недолет»

    Цель: упражнение в разных способах метания, развитие внимания, быстроты реакции.

    Материал: шишки по количеству детей, поощрительные фишки.

    Правила игры

    1. Шишка должна перелететь через деревце; застрявшая в ветках или недолетевшая очка не дает.

    2. Бросок выполняется поочередно по сигналу.

    Дидактическая игра «Пройди и запомни»

    Цель: совершенствование различных видов и способов ходьбы в естественных условиях; развитие внимания, наблюдательности, памяти. Материал: шишки, веточки, коряги и другие предметы.

    Правила игры

    1. Идти нужно указанным способом (на носках, пятках, боком, спиной вперед и т. д.) и выполнять движения правильно.

    2. При повторении игры меняется расположение предметов и их количество. Содержание: на тропинке раскладываются разные предметы (5-7 шт.), найденные в лесу. Дети идут по тропинке друг за другом разными способами (по указанию воспитателя) и одновременно запоминают порядок расположения предметов. Затем каждый рассказывает об увиденном. Допустивший ошибку проходит тропинку повторно и говорит, в чем он ошибся.

    Дидактическая игра «Парашютист»

    Цель: совершенствование навыков прыжка в природных условиях, закрепление названий способов прыжков; развитие ловкости, внимания, точности движений.

    Материал: поощрительные фишки.

    Правила игры

    1. Прыгать по сигналу, приземляясь на носки, сохраняя равновесие.

    2. Поощряется усложненный прыжок (с поворотом в воздухе, спиной вперед, боком и пр.).

    Дидактическая игра «Пройди прямо»

    Цель: упражнение в ориентировке в пространстве; развитие внимания, памяти; закрепление различных способов ходьбы. Материал: заостренные палочки для рисования дорожки.

    Правила игры

    1. Начинать и заканчивать движение точно по сигналу.

    2. Во время движения глаза не открывать, не подглядывать.

    3. Правильно выполнять предлагаемый способ движения.

    4. Нарушающий правила выбывает на один период игры.

    Дидактическая игра «Точный прыжок»

    Цель: упражнение в различных способах прыжков и точности приземления, в ориентировке в пространстве; развитие внимания, самооценки. Материал: поощрительные фишки.

    Правила игры

    1. Правильно выполнять предлагаемый способ прыжка (без предварительного показа).

    2. Начинать движение по сигналу.

    3. Уметь оценить правильность своего прыжка, точность приземления. Содержание: каждый рисует для себя круг и становится в его центр. По сигналу дети подпрыгивают и, повернувшись в воздухе на 180°, приземляются внутри круга. При повторении используется двойной прыжок, прыжки на одной ноге, с закрытыми глазами и др. Дети сами оценивают, насколько удался им прыжок - за правильную оценку они получают каждый раз поощрительную фишку.

    Игра «Кривые дорожки».

    Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

    Материал: палочки, мел для рисования.

    Правила игры

    1. Все нарисованные дорожки должны быть разными по форме и длине (до 10 шагов).

    2. Дорожка может быть продана при двух условиях:

    1) количество шагов соответствует названному (равномерность шага не требуется, поэтому шаги можно «подогнать» к названному количеству);

    2) пройти надо точно по начерченной линии.

    Содержание: несколько детей рисуют «кривые дорожки» (зигзагом, змейкой и т. п.), остальные наблюдают за ними, подсказывают. Готовые дорожки «продаются». Покупатель подходит к владельцу дорожки и говорит: «Хозяин, хозяин, продай дорожку». Тот в свою очередь спрашивает: «Сколько за нее дашь?» Покупатель должен примерно рассчитать длину дорожки в шагах и ответить, например, так: «Десять шагов и все точные». Покупатель идет по нарисованной дорожке и считает шаги. Если количество шагов соответствует предложенной цене, он становится «хозяином» дорожки.

    Дидактическая игра «Ветер и ветерки»

    Цель: упражнение в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

    Правила игры

    1. Движения всеми игроками должны выполняться правильно и четко.

    2. Неправильно выполнивший движение или запоздавший выходит из игры. Содержание: ведущий - ветер - выполняет движения: бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом и т. д. Ветерки должны повторять их в точности.

    Дидактическая игра «Метелица, вьюга, пурга, буран»

    Цель: закрепление названий природных явлений зимы; упражнение в различных видах и способах движений.

    Правила игры

    1. Точно дифференцировать движения в зависимости от сигнала.

    2. Начинать движения одновременно.

    3. После игры помочь друг другу отряхнуть снег.

    По сигналу «Вьюга» дети становятся в ряд и двигаются вперед, захватывая снег двумя руками и подкидывая его вверх. По сигналу «Пурга» - становятся вокруг небольшой ели, каждый лепит снежок и бросает его, стараясь перебросить через ель. По сигналу «Буран» дети кружатся на месте и с продвижением вперед, одновременно подкидывая вверх снег ногами. При повторении игры воспитатель или кто-либо из детей повторяет сигналы в произвольном порядке.

    Дидактическая игра «Раз тропинка, два тропинка…»

    Цель: упражнение в ходьбе различными способами, в ориентировке в пространстве; знакомство со свойствами снега.

    Правила игры

    1. При «рисовании» тропинки каждый использует только один способ ходьбы, точно дифференцируя и называя его.

    2. При ходьбе по тропинкам выбирать соответствующие способы ходьбы. Содержание: каждый из детей «рисует» на снегу свою, не похожую на другие, тропинку, используя разные способы ходьбы (приставным шагом прямо, боком, спиной вперед и т. д.). Тропинка может быть широкая, узкая, с препятствиями из снежного сугроба, длинная, короткая, извилистая, круглая и пр. После того, как тропинки будут нарисованы, дети рассматривают их, пытаются угадать использованный «при рисовании» способ ходьбы, а затем проходят по ним соответствующим шагом. В конце игры все тропинки соединяются вместе - «строится большой дом».

    Дидактическая игра «Зима надоела»

    Цель: закрепление знаний о признаках зимы; упражнение в беге с ловлей и увертыванием; развитие ловкости, быстроты.

    Правила игры

    1. Ответ должен состоять из одного предложения с четко выраженным признаком.

    2. Бег можно начинать только после последнего произнесенного слова. Содержание: воспитатель читает стихотворение: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела… » - и спрашивает детей, почему зима надоела. Каждый из детей находит свой вариант ответа. Ответивший первым убегает, а все остальные его ловят.

    Дидактическая игра «Найди такой дуб»

    Цель: упражнение в быстроте, ловкости; закрепление представлений о дубе; обогащение активного словаря.

    Правила игры

    1. Бег начинать одновременно по сигналу «Беги!»

    2. Дети по очереди выбирают дерево, к которому надо бежать.

    3. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить как можно больше слов.

    Содержание: игра проводится в дубовой роще. Дети рассматривают деревья и находят среди них самое большое, низкое, старое, молодое, развесистое, могучее, красивое и т. д. После такой предварительной беседы они становятся в шеренгу, хором произносят: «Раз, два, три… К самому большому (низкому и т. д.) дубу беги!» - и стараются как можно быстрее добежать до цели.

    Игра «Мое любимое дерево».

    Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

    Правила игры

    1. Следует правильно назвать дерево и для его характеристики выбрать наиболее яркий признак.

    2. Не выполнивший это задание с первого раза повторяет его. Содержание: каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали с тем, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «О дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак дерева или свое отношение к нему. Затем они бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. После игры дети рисуют дерево.

    Дидактическая игра «Стежки-дорожки»

    Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, памяти, внимания.

    Правила игры

    1. Ведущий, прежде чем поменять движение, останавливает колонну и
    называет следующее движение.

    2. Ведущий меняется, если он повторяет уже использованное ранее движение.

    3. Идущие в колонне должны точно повторять предлагаемые движения. Содержание: дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего - провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения (идут разными способами, бегут, продвигаются прыжками и т. д.). Ведущий, придумавший больше движений, считается победителем.

    Дидактическая игра «Что мы видим?»

    Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

    Правила игры

    1. Называть слово надо быстро, не задумываясь.

    2. Нельзя повторять слова и движения.

    Дидактическая игра «Кто быстрее?»

    Цель: упражнение в беге, ориентировке в пространстве; развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.
    Правила игры
    1. Бег начинать по определенному сигналу (словесному, звуковому).
    2. Правильно называть ориентир, до которого следует бежать. Содержание: желающий посостязаться в беге подходит к кому-нибудь из детей. Он закладывает за спину свою левую руку и хватает ею за локоть правой так, чтобы та была свободна только до локтя. Если вызов принимается, желающий состязаться делает то же. Затем оба ударяют в ладони друг друга. Они договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенек и т. д. Задача - добежать первым.

    Дидактическая игра «Прыгни дальше»

    Цель: упражнение в прыжках, ловкости, ориентировке в пространстве.

    Правила игры

    1. Перед игрой следует договориться о способе прыжка (с места, с разбега, прямо, боком и т. д.).

    2. Сидящие на земле игроки не должны менять позу во время прыжков. Содержание: двое игроков садятся на землю друг против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше. Те игроки, кто прыгнет на меньшее расстояние, заменяют сидящих на земле.

    Дидактическая игра «Не замочи ног»

    Цель: упражнение в прыжках, ловкости, быстроте. Материал: различный природный материал.

    Правила игры

    1. При каждом повторении игры ширина ручья постепенно увеличивается.

    2. Прыжок выполняется всеми одновременно.

    3. Количество повторений игры оговаривается заранее.

    Содержание: из прутиков, шишек (палочек, камешков и т. д.) выкладывается ручей шириной 50-80 см. Дети делятся на две команды. Одна из команд строится вдоль ручья и по сигналу второй перепрыгивает ручей. Тот, кто не смог преодолеть препятствие, выходит из команды. Таким же образом прыгает и вторая команда. Выигрывает та из них, которая заканчивает игру с большим количеством игроков.

    Дидактическая игра «Подарки от березы»

    Цель: закрепление представлений и воспитание любви к природе; развитие памяти, внимания; активизация словаря. Материал: поощрительные фишки.

    Правила игры

    1. Нельзя повторять сказанное или выполненное другими игроками.

    2. Каждый из игроков должен иметь возможность проявить активность.

    3. Оригинальное высказывание и движение поощряется дополнительной
    фишкой.

    Содержание: воспитатель называет признаки березы или другого дерева; дети должны выбрать те, которые относятся к березе. За правильный ответ выдается «подарок от березы» - фишка. Далее детям предлагается подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу, сопровождая каким-нибудь движением. За каждый ответ получают по фишке. В конце подсчитывается их количество у каждого из игроков. В заключение проводится хоровод «Во поле береза… »

    Дидактическая игра «Моя находка»

    Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

    Правила игры

    1. Выбирая находку, необходимо придумать несколько вариантов ее использования.

    2. В конце игры называются лучшие способы обыгрывания найденных предметов.

    Содержание: детям предлагается разойтись по лесу, найти «что-нибудь» и принести все находки в определенное место. Затем все они рассматриваются, высказываются предположения, что можно с ними делать. Например, сухая легкая палочка длиной 80-100 см похожа на посох, с которым ходят лесные сказочные герои. Детям предлагается изобразить любого героя (Гнома, Бабу Ягу, Кащея и т. д.). Эту же палочку можно использовать для прыжков - положить на землю и прыгать через нее разными способами (вдоль, прямо, боком, спиной вперед, на одной и двух ногах и т. д.). Прочный легкий шест длиной до 1,5 м можно использовать для прыжков через узкую канавку, опираясь на него. С таких же позиций рассматриваются и другие находки - желуди, чашечки желудей, шишки от разных деревьев, листья, камешки.

    Дидактическая и гра «Картинная галерея»

    Цель: закрепление способов движений в естественных условиях; развитие внимания, памяти, фантазии.

    Правила игры

    1. Точно дифференцировать движения по способам их выполнения.

    2. Следы на «картине» располагать в виде рисунка.

    Содержание: каждый из детей выбирает ровную песчаную площадку (примерно 1 м2), очерчивает ее в виде рамы. Это картина, на которой надо оставить разные следы. Предварительно дети должны опробовать, какие следы остаются от разных движений (прыжок на двух ногах прямо, боком, с поворотом, на одной ноге, ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы и т. д.). Затем дети выбирают понравившиеся и запечатлевают их, предварительно загладив старые следы. Проводится просмотр готовых картин, угадывание движений.

    Дидактическая и гра «Найди камешки»

    Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

    Правила игры

    1. Находить камешки в соответствии с заданием.

    2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение. Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования - кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком. Выигрывает тот, кто больше придумает движений.

    Дидактическая игра «Послушный камешек»

    Цель: упражнение в ручных двигательных умениях; закрепление различных способов бросков; развитие ловкости, быстроты, внимания, памяти. Материал: небольшие камешки.

    Правила игры

    1. Выполнять движения правильно, дифференцировать их по названию.

    2. Обронивший камешек получает штрафное очко.

    3. Выигрывает тот, у кого меньше или совсем нет штрафных очков. Содержание: последовательно выполнять различные виды бросков: перебрасывать камешек из руки в руку; подбрасывать и ловить одной рукой (правой и левой поочередно); подбрасывать одной, а ловить другой рукой; подбрасывать вверх и ловить двумя руками; подбрасывать вверх двумя руками, а ловить одной и наоборот; перекатывать камешек между ладонями; перекатывать одной рукой вокруг ладони другой; бросать сверху одной рукой и успеть поймать падающий камешек двумя руками (позднее одной); подбрасывать и ловить с хлопком во время полета. Те же движения повторяются с двумя камешками. Первый раз движения выполняются после показа, затем - только по названию.

    Дидактическая игра «С камешком у воды»

    Цель: летние забавы; закрепление навыков метания в естественных условиях; развитие ловкости, зрительного и слухового внимания, выдержки.

    Правила игры

    1. Начинать движения по сигналу.

    2. Задание выполнять как можно точнее.

    Содержание:
    1. «Брось и послушай» - кто-либо из детей бросает камень в воду, остальные сидят с закрытыми глазами. По всплеску воды они должны определить, далеко или близко упал камень.
    2. «Точно в цель» - один из детей бросает камень, остальные по очереди должны бросить камень в то же место.
    3. «Поющие фонтаны» - дети бросают одновременно несколько камешков. Затем рассказывают друг другу, у кого какой получился фонтан (большой - маленький, громкий - тихий и т. д.).

    Дидактическая игра «Рисунки из камешков»

    Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, фантазии; упражнение в счете.

    Правила игры

    1. Рисунок из камешков должен быть понятным, нельзя повторять чужие рисунки.

    2. Правильно называть количество камешков.

    3. Придумать как можно больше разных движений.

    Содержание: детям предлагается найти как можно больше камешков и выложить из них простой рисунок: спираль, извилистую линию, лестницу, солнце с лучами и т. д. Затем дети придумывают движения в соответствии со своим рисунком - количество повторений движений должно соответствовать количеству камешков. Победители определяются дважды: по количеству камешков в рисунке и по выполненным движениям.

    Дидактическая игра «Потерянный предмет»

    Цель: развитие наблюдательности, внимания; упражнение в умении ходить бесшумно, сдерживать эмоции.

    Материал: различные предметы: блокнот, карандаш, пакет и т. п.

    Правила игры

    1. Ходить по лесу медленно, бесшумно; обнаружив предмет, не бежать с ним и не кричать.

    2. Начинать поиск после сигнала.

    Дидактическая игра «С горки на горку»

    Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

    Правила игры

    1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.

    2. Выполнять движения правильно.

    Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию воспитателя (например, на горку - лошадки, с горки - зайчатки; на гору - зайчата, с горы - медвежата; на гору - стрекозы, с горы - козы; на гору - муравьи, с горы - журавли и т.д.). Побеждает тот, кто точнее подберет движение и правильно его выполнит. Победитель становится руководителем игры.

    Дидактическая игра «Ребята и зверята»

    Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.

    Правила игры

    1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.

    2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
    - На зеленом на лугу бегают ребята. (Дети бегают кто как хочет.)
    - Это вовсе не ребята, а какие-то зверята. (Изображают с помощью движений различных животных.)
    - Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята. (Выполняют любые движения.)
    Воспитатель отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.

    Дидактическая игра «Меткий стрелок»

    Цель: закрепление навыков метания; развитие глазомера, ловкости. Материал: мелкие предметы для метания.

    Правила игры

    1. При выполнении броска не заступать за черту.

    2. Засчитывается попадание в любую лунку независимо от
    последовательности ее расположения.

    Дидактическая игра «Спрячь предмет и опиши дорогу к нему»

    Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения точно описать ситуацию.

    Правила игры

    1. Как можно точнее объяснять дорогу к спрятанному предмету.

    2. По договоренности игроков предмет может быть на виду или тщательно замаскирован.

    Дидактическая и гра «Посмотри и скажи» (упражнение для глаз)

    Цель: укрепление глазных мышц; развитие внимания, памяти, речи.

    Правила игры

    1. Движения головой не разрешаются.

    2. Рассказ об увиденном должен быть точным и кратким.

    Дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники»


    Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
    Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
    Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Деревья и кустарники». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о деревьях и кустарниках в игровой форме.

    Дидактическая игра: лото «Деревья и кустарники».


    Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
    Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).
    Ход игры: Игра для детей от 4 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет дерево или кустарник, изображённый на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом деревья или кустарники, изображённые на одном игровом поле.


    1. Дуб, берёза, ива, липа, каштан, клён – это лиственные деревья.


    2. Черёмуха, сирень, мимоза, магнолия, шиповник, жасмин – это кустарники.


    3. Лимон, слива, груша, вишня, персик, яблоня – это плодовые деревья.


    4. Ель, сосна, кипарис, можжевельник, туя, кедр это хвойные растения.


    Дидактическая игра «Отгадай растение»
    Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.
    Дидактический материал : Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.
    Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
    Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза).
    У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
    Очень прямо я расту,
    В высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна).
    Дидактическая игра «Собери картинку»
    Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
    Дидактический материал : Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
    Ход игры: Игра для детей от 4 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
    Например: Дуб – это дерево. На нём растут жёлуди.
    Сирень – это куст с сиреневыми цветами.
    Карточки для разрезания.











    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»


    Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
    Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
    Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
    Например:
    1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.


    2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.


    3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья.


    4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.


    Дидактическая игра « Что сначала, что потом?»


    Цель : умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
    Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
    Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.






    Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
    Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
    Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
    Ход игры : Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
    1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.
    Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.

    Игры для летнего отдыха с детьми. Игры для детей от 8 до 13 лет. Игры для летнего лагеря. Эстафеты и состязания в лесу и на лесной поляне.

    ЭСТАФЕТА ЛЕСНЫХ СЮРПРИЗОВ

    Коробка с секретом . Ведущий выносит коробку с различными предметами летней тематики. Игроки по наводящим фразам стараются угадать, что лежит в коробке. Угадавший получает приз. Другой вариант: из коробки достают предмет и проводят аукцион. Например, если это баночка с вареньем, участники должны по очереди, не повторяясь, называть разные ягоды, назвавший последним получает приз; если это сувенирный пряник-«грибок», следует назвать съедобные грибы, и т. д.

    Загадочная полянка. На лесной поляне спрячьте карточки с загадками. Кто найдет больше карточек и разгадает больше загадок за отведенное время, тот получает специальные призы, остальные — по конфете.

    Кто я? Заранее приготовьте тантаморески с изображениями обитателей леса. Участник игры подходит к тантамореске, вставляет голову в вырезанное окошко и пытается отгадать, кто изображен на рисунке, задавая 3-5 вопросов. Ответом на них может быть только «да» или «нет».

    Лесная эстрада . Организуйте концерт, в котором ребята выступят от имени различных обитателей леса.

    Шишкин день. В программу дня включите следующие конкурсы: мастерская самоделок из шишек «Шишкофантазия»; «Шишкине многоборье» — шишка-дартс (метание в цель), шишкоброс (кто дальше кинет шишку), шишка-банка (шишка на веревке, веревка привязана к талии игрока как хвост, игрок должен попасть шишкой в трехлитровую банку); «Шишколюб» (кто больше унесет шишек в руках); «Шишкосбор» (конкурс сборщиков шишек на время);

    «Шишкобижутерия» (конкурс на самое оригинальное украшение из шишек или самые длинные бусы из шишек и пр.). Награды: кедровые, шоколадные шишки.

    СОСТЯЗАНИЯ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ

    Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим веселые спортивные состязания. Поприветствуйте команды!

    Под музыку входят команды с капитанами во главе, в каждой команде по 8-10 человек.

    Ведущий : А теперь разрешите представить вам наше жюри!

    Уважаемые зрители! Чтобы вы могли лучше познакомиться с участниками состязаний, предоставляем им слово.

    Представление команд. Каждая команда показывает инсценировку песни в соответствии со своим названием, например, «Утята» и «Умки».

    Команды, на старт!

    Меткий стрелок

    Каждому члену команды дается по две шишки. На земле проводится черта, за ней на определенном расстоянии устанавливаются два ведра. Добежав до черты, участник должен попасть шишками в ведро своей команды. При подсчете баллов учитывается количество, шишек в ведре и скорость.

    Бег в брюках

    Каждой команде выдается пара брюк. Участвуют одновременно по два человека от команды. Один игрок просовывает ногу в одну штанину, другой — во вторую. Задача — обежать вокруг пенька (дерева), вернуться на старт и передать брюки следующей паре.

    Найди пару

    Ведущие собирают у участников обувь с одной ноги и складывают в мешки. Мешки кладут на поляне на расстоянии от команд. Задача участников — по очереди как можно быстрей добежать до мешка своей команды, найти там свою пару обуви, обуться, вернуться назад и передать эстафету следующему игроку.

    Пронеси мяч

    Задача — пронести мяч на ракетке, огибая установленные по прямой линии кегли.

    Кенгуру

    Командам выдается по баскетбольному мячу Участники по очереди прыгают, зажав мяч коленями, огибают пеньки (деревья), возвращаются на старт.

    Помоги белочке набрать грибов

    На дальнем конце поляны устанавливаются две переносных доски с листами бумаги, кладутся фломастеры. Участники игры по очереди, добежав до листа бумаги, рисуют один гриб, возвращаются к команде и передают фломастер, как эстафетную палочку. Победит команда, быстрее справившаяся с заданием.

    Музыкальная пауза

    Ведущий : Вы нарисовали такие замечательные грибочки, что они ожили.

    Подготовившиеся заранее ребята в костюмах исполняют танец грибов.

    Сорви шишку

    На ветвях деревьев подвешены шишки. Задача — забраться на дерево, сорвать одну шишку, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку.

    Загаси огонь

    Командам раздаются пластиковые баночки по числу участников.

    Ведущий : Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром заливать кошкин дом.

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

    ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
    Береза – березовый.
    Ель – еловый.
    Рябина – рябиновый.
    Сосна – сосновая.
    Осина – осиновый.
    Смородина – смородиновый.
    Липа – липовый.
    Яблоня – яблоневый.

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
    Как называется это дерево?
    Дерево или кустарник?
    Какое оно по величине?
    Где чаще всего растет?
    Из каких частей состоит?
    Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
    Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
    Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
    Какую пользу может принести людям?
    Как изменяется в разные времена года?
    Что можно сделать из этого дерева?
    Почему люди сажают деревья на улицах города?

    ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
    Взрослое дерево выше куста.
    У дерева один ствол.

    РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
    Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

    Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
    Дерево состоит из трёх основных частей.
    Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
    Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
    Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

    Деревья бывают лиственные и хвойные.
    Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

    У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

    Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
    Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

    БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
    Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
    Где растут деревья?
    Какие бывают леса?
    (Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
    Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
    Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
    Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
    Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
    Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
    Почему они так называются?
    Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
    Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
    Деревья живые или неживые?
    Кто (или что) им помогает расти?

    ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
    Жёлуди растут на … дубе;
    грозди рябины растут на – рябине;
    яблоки растут на – яблоне;
    серёжки растут на – березе, ольхе;
    круглая шишка на – сосне;
    длинная шишка на – ели. И т. д.

    ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
    Ель – ёлочка.
    Сосна – сосенка.
    Береза – березка.
    Иголка – иголочка.
    Ветка – веточка.
    Шишка – шишечка.

    ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
    Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
    Грустная, печальная, плакучая…(ива)
    Стройная, зеленая, колючая…(ель)
    Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

    ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
    У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

    БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
    Где росла ель?
    Что сделала мама из шишек?
    Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

    Весной веселит,
    Летом холодит,
    Осенью питает,
    Зимой согревает. (Дерево)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают:
    Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

    У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна)

    Вроде сосен, вроде елок,
    А зимою без иголок. (Лиственница)

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

    Русская красавица стоит на поляне,
    В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

    Кудри в речку опустила
    И о чем-то загрустила,
    А о чем она грустит,
    Никому не говорит. (Ива)

    Ее в лесу найдешь,
    Пойдем гулять и встретим.
    Стоит колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.(Ель)

    Летом - снег! Просто смех!
    Снег по городу летает,
    Почему же он не тает? (Пух с тополя)

    Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)