Почему мы ругаемся матом? Почему люди ругаются матом.

- Начиная разговор о мате, уточним, что мы говорим не о тех людях, которые раз в год могут выругаться в сердцах, а о тех, которые приправляют всю свою речь матерными словами. Эти люди явно отличаются от тех, которые не матерятся. Какие психологические причины могут подвинуть их к этому?

Эти психологические причины легко понять на основе нашего с вами обывательского опыта. Что такое мат как языковый институт? Это какая-то табуированная часть языка, то есть язык, которым нельзя разговаривать. Странно: почему должен существовать язык, на котором нельзя разговаривать? Он есть, но говорить на нем нельзя. Если над этим противоречием задуматься, тогда чисто логически становится понятно: он нужен, чтобы показать, что я этот культурный барьер проламываю, я с ним не считаюсь. Вот я какой мощный, вот я какой крутой, вот я какой независимый!

Это инструмент, регулирующий отношения. Можно сказать, что мат у людей - аналог рычания у животных, предупредительный сигнал: я небезопасен.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Проще говоря, чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!

Испуганы мы бываем по самым разным причинам. Из расшифровок «чёрных ящиков» известно: последним, что говорят пилоты, успевшие понять неизбежность гибели, является не слово «конец», а его матерный аналог.

Но вы спрашиваете о других людях, которые матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими «матерщинниками», но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что «я плохой», и что меня за это ждёт наказание.

Есть другое представление о том, почему люди матерятся: это представление о «дурном примере», от которого все родители хотят оградить своих детей. Кажется, что если ребёнок услышит «много новых слов» от приятеля, он захочет ему подражать и тоже начнёт материться.

Это поверхностное представление. Ведь этот пример матерщины (и любой другой агрессии) предъявлен более-менее всем на свете детям и подросткам. Но все по-разному ему следуют, все с разной податливостью ему подчиняются. И с большим энтузиазмом ему следуют неуверенные в себе люди. Чем меньше чувство самодостаточности, тем больше желание сойти за своего.

- Но ведь есть примеры крутости и самодостаточности совершенно другого рода. Есть люди интеллигентные, умные. Почему из всех примеров крутости будущие матерщинники выбирают именно такую крутость?

Крутость для них важна именно как физическая внешняя защита. Ведь им страшно!

Еще раз вернемся к природе матерщины. Какое впечатление на нас этот язык производит? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От матерщины до удара гораздо меньше дистанция, чем от корректной фразы: «Ну, Васильич, ты меня и удивил» (как в известном анекдоте). И поэтому перепуганные люди энергично матерятся. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю. И поэтому для детей, которые чувствуют себя незащищенными, подлежащими заслуженно плохому обращению с собой, это такой заманчивый щит.

- А можно предположить, что влияют такие факторы, как недостаточность словарного запаса? Человек не знает, как выразить свою мысль или эмоцию. И вот он прибегает к этим словам. Возможна такая связь: человек недостаточно читал книжки, поэтому у него не хватает чисто выразительных средств?

Нет, такой прямой связи нет. Если у психологически сохранного человека не хватает слов, чтобы выразить какое-то тонкое чувство или описать какую-то новую реалию, он может испытывать затруднения, может прибегать к междометиям, «мекать - бекать», но у него не будет потребности материться. Тем более что мат заменяет пустоты в эмоциональном плане, но не в смысловом, он не помогает собеседнику лучше понять: о чем, собственно идет речь.

На самом деле связь между бескультурьем и матом есть, но не прямая, а, так сказать, опосредованная. Нехватка слов для выражения тех самых тонкостей возникает от того, что ребёнок этих слов просто не слышит. Это ребёнок, в чьей семье говорили в основном на конкретные материально-хозяйственные темы. «Дай соль. Уже поздно. Сколько раз тебе повторять». А о тонких чувствах не говорили, красотой не восхищались, чужому горю не сочувствовали. Значит, в той семье не говорили и о чувствах самого ребёнка, и его переживаниями не сочувствовали. Так и формируется неуверенность ребёнка в себе, чувство непринятости, которое потом провоцирует его на «матерщинную защиту».

- Имеется в виду неблагополучная среда в психологическом и нравственном отношении, или то, что окружающие матерятся, и это как заражение?

Это одно и то же. Внешне это может выглядеть так, что отец матерится, сосед матерится, и поэтому наш пациент матерится. Но это не инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. Эта «инфекция» передается иначе. Если отец матерится, значит, у него повышена агрессивность (то есть, как мы поняли, страх). А это в свою очередь означает, что отец мало принимающий, он не будет сильно вникать в состояние ребенка, да и жены. Поэтому ребенок будет чувствовать себя незащищенным, испуганным. Вот от этого у него будет потребность материться.

- Как влияет привычка материться на способность человека поддерживать полноценное общение с близкими людьми?

Влияет очень сильно, но только не сама матерщина, а её истоки. Те же психологические причины, что провоцируют мат, портят отношения человека с окружающими.

Для наших близких полноценным является такое общение, когда мы принимаем в них участие. Когда мы к ним реально присоединяемся, представляем себе их чувства, сосредотачиваемся на их обстоятельствах. Когда мы больше выслушиваем, чем выговариваемся.

Посмотрев на отношения под этим углом зрения, вы сразу заметите, что участливые люди гораздо меньше матерятся, чем люди, чьё участие остаётся в основном виртуальным. Вы не увидите человека, который склонен выслушивать, сосредотачиваться на собеседнике, и при этом энергично матерится. Это какие-то разные образы.

- То есть человек, который матерится, испытывает трудности в близком общении?

Да. Не потому, что он матерится, а по той же причине, по которой он матерится: из-за неуверенности в себе. От этого он матерится, и от этого же такой человек бывает менее участлив. Его собственный психологический дискомфорт так велик, что ему трудно сосредотачиваться на дискомфорте другого человека. Мат как проблема речи отражает проблему его менталитета. Очень редко человек матерщиной сопровождает предложение помочь. Как правило, матерщина сопровождает отказ в помощи: «Да пошел ты… туда-то и туда-то». Матерящийся человек бывает более негативен для окружающих, для домочадцев.

Есть и другая сторона этой проблемы. Жизненная позиция матерщинника близка к позиции кулачного бойца. А надо сказать, что люди любят или не любят себя ровно за то же, за что они любят или не любят окружающих. Поэтому кулачный боец безотчётно не любит себя. У него, как говорят психологи, негативное самопринятие. Ведь никто из нас - ни интеллигенты, ни отъявленные матерщинники, - никто не любит партнера, который стоит перед тобой в кулачной стойке. Поэтому когда человек в такой стойке живет, у него развивается аутоиммунная агрессия, он себя не любит.

- У нас издавна принято женщин ограждать от мата, говорить, когда кто-то матерится: «Что ты делаешь, здесь же женщины, дети». Можете как-то это психологически объяснить?

Мне кажется, это связано с двумя причинами. Главная - то, что мат действительно является прелюдией к удару, к толчку, к негативному физическому воздействию. И женщин и детей первыми уводят из-под этого удара. Другая причина состоит в том, что словарь мата на 90 % связан с сексуальными реалиями.

- Сейчас мы видим, что молодые девушки зачастую не смущаются, а сами матерятся. Можете как-то прокомментировать это?

С чем это связано, точно не скажу, у меня есть два предположения. Одно состоит в том, что это есть закономерное следствие общего феминистического движения, на мой взгляд, губительного для человеческой культуры и человеческой психики.

А второе объяснение состоит в том, что сейчас матерщина вообще гораздо больше пропитывает всю культуру, язык, в том числе публичные выступления, чем это было 15-20 лет тому назад. И, если справедлива наша логика, что матерятся перепуганные люди, то это есть результат гигантской социальной ломки, вследствие которой люди в своей массе сейчас перепуганы. Старые устои приемлемой жизни сломаны, а новые не только еще не сформировались, их даже еще не видно на горизонте. И люди потеряны, поэтому чувствуют обостренную потребность в самоутверждении.

- У человека есть разные способы удовлетворения своих потребностей. Здоровые, не здоровые. Вот мат - это один из способов удовлетворения потребности в защищенности и самоутверждении. Вот человек матерится. И что происходит с его потребностью при этом?

Ничего хорошего. Это наркотик, а не витамин С.

- Кстати, слово «наркотик» очень подходит, в контексте следующего вопроса. Вопрос о том, как люди отучаются от этого дела. Мы знаем, что от наркотика очень тяжело отучиться, и мы все встречали людей, которые когда-то матерились, теперь они засоряют язык какими-то странными междометиями, типа «ля» (кусочек одного матерного ругательства). Это делает из них каких-то клоунов. Смотришь, человек взрослый, серьезный, а как только он начинает «лялякать», представление о нем меняется. Почему они не могут легко отучиться и говорить нормально?

Вы приводите случаи чисто механического избавления от мата. Механического, а не содержательного. То есть человек осознал, что лучше бы не материться, и начинает бороться с этим на уровне лексики, а не на уровне причины. Тогда неизбежно возникают всякие эвфемизмы, тот или другой. Иногда эти эвфемизмы выглядят комично, иногда вполне культурно. Например, человек начинает без конца говорить «как бы».

В чем состоит содержательная борьба с матом, как с наркотиком? Действительно, это хорошая аналогия. Пока наркоман не найдет, не нащупает своей правильной, содержательной деятельности, никакие химические, медицинские меры не окажутся долгосрочными. Он быстро скатится обратно. Здесь то же самое. Поскольку матерщина провоцируется ощущением собственной несамодостаточности, то вытесняется этот негатив поиском собственной достаточности.

Прежде всего, речь идет о развитии своей участливости, о навыке сосредотачиваться на любом человеке, который появился в поле зрения. Это трудно. Чем более человек истощен, тем труднее, но в преодолении этой трудности его главное спасение.

- Попробуем поставить себя на место этого человека. Он держался за мат как за некую оболочку, защищающую от внешнего мира, он был как ощетинившийся ежик. И вдруг он эти иголки сбросил, он ощущает себя таким голеньким и беззащитным. Наверное, ему будет страшно, «как я такой без мата, меня все могут обидеть»? И как его участливость поможет ему переменить отношение к людям, поможет чувствовать, что они не угроза, а наоборот, что они, может быть, нуждаются в его участии, защите, и так далее?..

Почему люди матерятся? По какой причине сквернословие до сих пор не исчезло и не собирается сдавать позиции? Что происходит с человеком, когда он нецензурно бранится? Будем разбираться.

Матерились ли пещерные люди?

Ученые, занимающиеся изучением развития языка и психологией ругательств, утверждают, что «нецензурные» слова присутствуют в любом человеческом языке. Каждый язык, диалект или наречие, мертвое или живое, используемое миллионами или немногочисленным племенем, имеет свою часть «запрещенных» слов.

Уже в первых образцах человеческой письменности, датируемых около 3000 лет до н. э., были обнаружены неприличные описания частей человеческого тела и их функций - а письменные памятники служат, безусловно, отражением устной традиции. Большинство психологов и эволюционных лингвистов предполагает, что появление ругательств произошло одновременно с появлением языка как такового, то есть, как минимум, около 100 тыс. лет д.н.э.

Кто бранится больше всех?

По статистике больше ругаются подростки и мужчины. А ректоры университетов сквернословят чаще, чем библиотекари и сотрудники детских садов. Употребление ругательств положительно коррелирует с экстраверсией и эмоциональным холерическим темпераментом. И, наоборот, отрицательная зависимость наблюдается с уровнем уступчивости, религиозности и сексуального возбуждения.

Так зачем же мы выражаемся?

Ученые выделяют множество функций сквернословия. В древней Руси, например, брань выполняла ритуальную функцию, включаясь в обрядные тексты. Всем нам известна ругань как междометие, как аффективное проявление эмоций, как акт агрессии, как средство унижения, как дружеское подшучивание и подбадривание. Сквернословие может быть способом выражения бунта или даже средством установления контакта между людьми.

Что происходит с организмом во время сквернословия

Некоторые исследователи считают брань неким символом связей между рациональными областями мозга, и частями, отвечающими за эмоции.
Когда человек произносит ругательства, его пульс учащается, дыхание становится более поверхностным – налицо все признаки психологического возбуждения.

Но точно так же как ругательства могут быть возбуждающим фактором, они, зачастую, становятся показателем покоя и гармонии. Существуют исследования, свидетельствующие о том, что, находясь в компании близких друзей, мы ругаемся тем больше, чем более мы расслаблены.

Известен курьезный случай со столпами русской литературы – Львом Толстым и Максимом Горьким. Когда Горький приехал в Ясную Поляну, Толстой в разговоре с ним употреблял много нецензурных выражений. Горького это расстроило: он решил, будто гений пытается «подстроиться» под его «пролетарский» уровень, и не понял: Л. Толстой, напротив, хотел таким образом показать, что принимает его «как своего».

Какие нейроны «ответственны» за брань

Все мы знаем, что человеческая речь не является полностью контролируемым процессом, тем более, речь эмоциональная.
Последние годы ученые исследуют нейронные механизмы сквернословия, изучая мозг больных синдромом Туретта.

Синдром Туретта - редкое неврологическое расстройство неизвестного происхождения, характеризующееся нервными тиками, гримасничанием и непроизвольным выкрикиванием грубой нецензурной брани. Такая болезненная непреодолимая ругань получила название «копролалия» (от греч. «копрос» - кал, грязь и «лалия» - речь).

Безусловно, копролалия приносит множество неудобств больным синдромом Туретта: поток брани может доставлять дискомфорт окружающим, порой, исторгаясь из уст ребенка или подростка. Кроме того, ругательства, зачастую, оказываются крайне некорректными, касаясь расовой принадлежности, сексуальной ориентации и внешности окружающих.

Ученые заинтересовались копролалией больных синдромом Туретта в надежде выяснить механизмы побуждающие человека к нецензурной брани. Было выяснено, какие области мозга больных синдромом Туретта активизируются во время приступа копролалии.

Оказалось, что во время таких приступов активизируется сразу несколько групп нейронов: базальные ганглии – нейроны, отвечающие за координацию частей тела, и так называемый центр Брока – участок коры головного мозга, обеспечивающий понимание и организацию речи.

Также было замечено возбуждение нейронных цепей, связанных с лимбической системой, как известно, участвующей в регулировании эмоций. Одновременно, что особенно важно, оказались задействованы «исполнительные» участки мозга, где принимаются решения, стоит ли действовать или воздержаться от действий.

Эти исследования демонстрируют нам, каким сложным и противоречивым может быть механизм возникновения нецензурной брани. Сначала возникает сильное эмоциональное побуждение произнести нечто грубое, дальше речевая система активизируется, чтобы придумать ругательства, затем центр «контроля» пытается сдержать речевой акт, и, иногда, это ему удается. Таким образом, как мы видим, в процессе ругани участвуют как и высокоразвитые области головного мозга, так и его архаичные участки.

Как нецензурная брань повышает болевой порог

Многие знают, что ругательства, порой, становятся, хорошим способом борьбы со стрессом через выплескивание эмоций, но этому есть и научные подтверждения. Согласно исследованиям Британских ученых, ругань способна повысить переносимость боли у сквернословящих испытуемых.

В эксперименте о влиянии брани на болевой порог приняла участие группа студентов: молодые люди помещали руки в ледяную воду и пытались держать их под водой как можно дольше.

В контрольной группе испытуемые не имели возможности сквернословить, произнося нейтральные фразы. В экспериментальной же группе даже те, кто не использует обсценную лексику в повседневной жизни, должны были материться. Результат исследования впечатляет: ругательства повышали пульс, уменьшали восприятие боли и помогали студентам терпеть боль дольше на 75%. Такое изменение болевого порога скорее всего связано с повышением уровня адреналина сквернословящего.

Интересно, что положительный эффект брани (снижение боли) у женщин был выше, чем у мужчин, даже если имелась тенденция к драматизации боли. У мужчин же, напротив, тенденция к драматизации снижала положительный эффект от брани. Это особенно интересно в свете других исследований, показывающих, как мы помним, что мужчины чаще употребляют обсценную лексику, тогда как женщинам, по статистике, более свойственно преувеличивать и драматизировать свои физические страдания.

Сквернословие во многих таких сообществах имеет
разнонаправленную подоплеку: поскольку анонимность является причиной изначального равенства интернет-пользователей, то в данных условиях равенства, брань оказывается инструментом проявления агрессии, силы, власти и унижения. И, в конечном счете, наряду с виртуозным владением словом, способом построения своеобразной иерархии среди анонимных интернет-пользователей.

Также нецензурные выражения часто используются с целью создания юмористического эффекта, иногда доброжелательного, но зачастую и агрессивного, что тоже объединяет сообщество за счет унижения объектов шуток, а в некоторых случаях сквернословие может служить одним из способов построения некоей специфичной идентичности группы.


Сегодня – простенькая статья. В смысле, не супер-глубокая, но для понимания. Итак, предположим, собралась психотерапевтическая группа. Или пришел на личную (индивидуальную) терапию клиент. И использует мат (нецензурные слова): что же психологически “за ними” стоит? Это сила (сказать, что думаю) или слабость (некультурный, не может сдержаться)?

Что обозначает собой мат? Только ли плохое воспитание и неправильное поведение?

“Шах и мат”: какая функция у мата и сниженной лексики?

Если брать самое простое, самое первое значение мата – то это банальный сброс напряжения. Как правило – избыточного. Поэтому психотерапевта, скорее всего (но зависит от его личных предпочтений), мат не “покорежит”, особенно если уместен, но заинтересует.

Что же такого происходит, что без мата не обойтись?

Второй момент:

Что же такое происходит, что образуется “избыточное давление”, которое нужно выпускать из бутылки “пузырьками отборного мата”? Как оно образовалось?

Третий момент:

С чем связано использование именно матерных слов?

Итого – там, где можно было бы сильно разозлиться, сильно испугаться, в общем, прийти к сильным чувствам, человек психологически через мат “стравливает давление”.

“Оговорочка по Фрейду”

Еще один важный нюанс – как, какой и когда используется мат.

Иной слишком воспитанный клиент еле выдавливает из себя “русский аналог” артикля, и это - большая победа и для него (нее), и для терапевта. Ведь действительно, бывают в жизни ситуации, когда взматериться как следует – самое адекватное и быстродействущее, доходчивое средство, и к тому же, идеально подходящее культурной среде!

Другой же, “сильно культурный” клиент, применяющий мат каждый день, может НЕ выматериться – и это тоже будет победой . Буквально: человек каждый раз сбрасывал напряжение, не давая ему накопиться (и заодно – выразить мысль). Сохранить напряжение, выдержать ситуацию и сформировать свою потребность, высказать желание вместо невнятного “артикля” для такого – настоящая победа над собой и подъем по эволюционной ступеньке!

Важны ли слова?

Как правило, “за” матерным выражением стоит или описание чего-то, связанного с половой деятельностью / принадлежностью, либо направление (мужское крепкое “в” или женское наслаждательное “на”). Слова на самом деле могут быть важны, но не обязательно. Играет скорее роль:

  • окраска экспрессивных слов,
  • общая динамика (сказал и замолчал, как бы оттолкнув всех от своих границ, “напугав”, или сказал и “как прорвало”, нашел свое подлинное желание),
  • было ли выражение попыткой “достучаться” до собеседника или просто описанием ситуации.

Кроме того, очень часто мат выполняет описательную функцию, подменяя собой чувства: “…., какой закат”, “…, какая лунная дорожка”, “и она выходит – такая …!”, “да пошел бы он …, …!”

Применение в общении матерных слов — это плохой тон. Некоторые люди матерятся, чтобы повысить самооценку или доказать свою правоту. Но существует и болезнь, когда ругаются матом дети и взрослые абсолютно непроизвольно. Она называется синдром Туретта и является обычным заболеванием нервной системы. А лечат ее с помощью нейролептиков.

Болезнь, когда человек ругается матом

Данный синдром выражается не только в нарушении речевой этики. Главными его признаками выступают:

  1. Навязчивые страхи;
  2. Нервный тик;
  3. Проблемы с речью;
  4. Беспокойство и иные психологические симптомы.

При этом, человек попросту не отдает себе отчет о том, что он говорит. Маты вырываются у него без повода и без видимой причины. Это связано с проблемами в концентрации внимания, раздражительности и иными факторами.

Важно отметить, что часто синдром Туретта передается по наследству. Его могут получать дети, которые родились у нервно больных родителей или людей, чрезмерно употребляющих алкоголь.

Как лечат Синдром Туретта?

Такая проблема требует комплексного подхода. С помощью лекарственных препаратов человек получает возможность бороться с нарушениями в нервной системе. Также применяется снотворное для создания комфортного сна и подавления резких перепадов настроения.

Большую роль играет и помощь психолога. Специалист учит человека контролировать свои эмоции и отдавать отчет всему сказанному. В итоге, острые симптомы удается подавить.

Эта проблема вполне поддается контролю. Если в детском возрасте начать с этим бороться, то человек может вырасти вполне полноценным. Многие люди с синдромом Туретта добились больших успехов в разных сферах. Поэтому бояться такого недуга не стоит.

Мат: болезнь или глупость?

Болезнь, когда люди ругаются матом, проявляется в детстве. Она ярко выражена в дошкольном и школьном возрасте. Часто учителя, родители и иные взрослые считают, что ребенок говорит гадости по глупости, от злости или из-за плохого примера.

Часто, такие дети получают хорошую взбучку от родителей и мучаются с недугом всю оставшуюся жизнь. А ведь кроме самого мата, у человека может развиться тремор (подергивание конечностей), психоз, шизофрения, паралич и проч. Значит, не стоит оставлять данную болезнь без внимания.

Важно отметить, что больной человек выкрикивает гадости произвольно. Он не хочет пошутить, с кем-то поспорить и прочее. Часто, такие люди сами признают себя больными. А окружающим остается лишь оказать им квалифицированную помощь.

У меня синдром Туретта!

Если вы хотите скрыть свое сквернословие, симулируя такое отклонение, то это сделать не получится. Ведь подобная болезнь встречается 1 раз на 2 тысячи человек. Причем, только 30% больных непроизвольно ругаются матом. Все остальные заболевшие просто испытывают проблемы с нервами и ничего более.

Отклонение, при котором люди кричат нецензурные слова, вполне существует. Но это не значит, что каждый матерщинник болен. Следовательно, стоит отделять ложь от правды и больше следить за своей речью, чем за справочником психических расстройств.