Почему церковь Спас на крови так называется? История создания.

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти. С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник. Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю. Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого. В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа. Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова. У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика. Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать. Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая. Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда. Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь. За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.

Однако не всем горожанам известно, какие тайны и загадки хранит Спас на Крови. Вы узнаете в этой статье, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, почему кресты были под водой, а также сколько лет неразорвавшийся фугас пролежал под куполом.

1. Фрагмент мостовой.

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала (ныне - Грибоедова).

2. Водолазы и кресты.

В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: «случайный прохожий», знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили послушаться совета и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению последние действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

3. Евангельская символика уживается с нумерологией.
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.

4. Шедевры.


Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

5. Таинственная икона.
В связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают ещё какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, доподлинно неизвестно, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

6. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Известный факт, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

7. Легенда о развале СССР.
Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

8. Неразорвавшийся снаряд.
При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Вероятно, он пробил купол и застрял в перекрытии его свода. Слава Богу, снаряд не взорвался, однако повреждения были серьезными. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти двадцать лет и был случайно обнаружен верхолазами. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечен, вывезен из города и уничтожен.

По материалам сайта «Русская Семерка»

Одной из наиболее знаменитых и красивых достопримечательностей города на Неве мы по праву можем назвать Собор Воскресения Христова на крови, он же - храм Спаса на крови.

Внешне он несколько напоминает знаменитый Покровский собор в столице на Красной площади, который (у этого храма тоже есть разноцветные купола, располагающиеся на различной высоте). Строился храм довольно долго – больше двадцати лет: конкурс архитектурных проектов объявили в 1881 году, утвердили проект и начали строить в 1887, а освятили храм только в 1907. Но почему храм – «на крови»?

Мы поймем это, если вспомним, какое событие произошло в 1881 году. Это была грандиозная трагедия, которая стала потрясением для всей страны – а относительно ее главных действующих лиц мнения расходятся до сих пор: кто-то считает их преступниками, а кто-то чтит как героев. 1 марта 1881 г. на член «Народной воли, организации, которая объединяла революционеров террористического толка и большие надежды возлагала на убийство царя, Игнатий Гриневицкий бросил под ноги Александру II бомбу. Это было не первое покушение революционеров на убийство царя, но императора словно оберегала сама судьба: в 1866 году в него стреляли, но император не пострадал, поскольку стрелявшего толкнул под руку крестьянин Осип Комиссаров (его тогда воспевали как «второго Ивана Сусанина», хотя, вероятнее всего, это вышло случайно). Годом позже в царя стрелял польский эмигрант – но попал в лошадь, 1879 год – опять неудачный выстрел (точнее, пять неудачных выстрелов). Дальше за дело взялась «Народная воля», но снова каждый раз что-то было не так: то сломается царский поезд, который народовольцы вознамерились взорвать, то царь опоздает к обеду – и вместо него погибнут 11 охранников…

Но 1 марта 1881 года судьба, видимо, была на стороне народовольцев: бомба взорвалась, император получил смертельные раны и примерно через час скончался.

Ситуация казалась парадоксальной: император, заслуживший прозвание «царь-освободитель», убит был именем того самого народа, который он освободил, отменив крепостное право…

Уже через день Городская дума предлагает новому правителю – Александру III возвести на месте убийства памятник или часовню. Император не возражает, но указывает, что лучше не часовню, а церковь. Все же сначала строят временную часовню, и только после этого заходит речь о строительстве собора, который мыслился как памятник убиенному императору.

Так вот что означают слова «на крови» в названии этого храма – он стоит там, где пролилась кровь, где было совершено убийство!

Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге – это не единственный в нашей стране православный храм, воздвигнутый «на крови».

В историческом центре города Углича – в Угличском кремле, на берегу Волги – выстроена Димитрия на крови. В 1591 году на этом месте погиб восьмилетний Дмитрий Углицкий, младший из сыновей Иоанна Грозного, последний из отпрысков Рюриковичей. Обстоятельства гибели мальчика остаются загадкой до сих пор, большинство историков полагает, что это был несчастный случай, связанный с опасной игрушкой и эпилептическим припадком, но в начале XVII века Василию Шуйскому, дабы заткнуть рот самозванцам, надо было объявить царевича мучеником, и на щит поднимают версию о злодейском убийстве «невинного младенца». На месте гибели строится часовня, позже - деревянная церковь, а в последнем десятилетии XVII века – каменная, которую можно видеть в Угличе и сейчас.

Еще один храм на крови – Во имя Всех святых, в земле Российской просиявших – стоит в Екатеринбурге. Он выстроен в 2003 году на месте расстрела Николая II, его жены, сына и четырех дочерей.

Санкт-Петербург - самый русский и в то же время европейский город России, построенный в лучших традициях отечественной и западной архитектуры. Ярким доказательством вышесказанному служит , возведенный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Святое сооружение выглядит неожиданно празднично и радостно на фоне окружающих его строгих построек. Но при этом он так органично вписался в облик города, что невозможно представить себе канал Грибоедова без этого строения.

"Русский стиль"

Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.

Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты "русского стиля". Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.

"Русскому стилю" присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что "русский стиль" зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его "канонам".

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько "затёрли" исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.

В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.

Архитектурный облик

Спас-на-Крови - это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения - четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам - луковичные.

Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлен ввысь. В основании его устроены восемь продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается. Венчает шатер фонарь с главкой, увенчанной крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создается впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.

Эти пять глав покрыты ювелирной эмалью, причем, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и легким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.

Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас-на-Крови схожим с московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.

Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху - самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.

Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.

В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатер поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра Второго. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части - 44,1 метра.

Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улицы.

Спас на Крови , или храм Воскресения Христова на Крови , - одна из самых значительных церковных построек в России рубежа XIX и XX веков, а ныне популярнейшая туристическая достопримечательность Санкт-Петербурга . Лакомо-многоцветный, сияющий золотом, мозаикой и эмалью, вырастает его силуэт над гладью канала Грибоедова . Несмотря на его праздничный вид, собор построен на месте одного из самых трагических событий в истории России - смертельного ранения Александра II , отсюда и обиходное название «Спас на Крови» .

Сегодня даже трудно представить, что когда-то этот район города выглядел иначе - таким знакомым стал этот растиражированный открыточный вид на храм со стороны Невского проспекта, в перспективе канала Грибоедова. Несмотря на его не петербургскую, а скорее московскую наружность, странную среди наших неброских классицистических ансамблей, Спас на Крови стал неотъемлемой частью питерского ландшафта и одним из самых любимых в народе храмов. Пестрый хоровод его глав определяет облик исторической части Петербурга наряду со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора и золотым куполом Исаакия.

В этой статье мы расскажем об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге, полюбуемся богатой декоративной отделкой и мозаиками на фасадах , а заодно и изгибами фигурной кованой решетки , отделяющей собор от Михайловского сада. В заключение познакомимся с краткой творческой биографией создателя Спаса на Крови - архитектора Альфреда Парланда .

Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в отдельной заметке .

Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) приводится ниже .

«Русский стиль»: откуда и зачем он взялся в Петербурге

Щедро украшенный, живописный и многоцветный, Спас на Крови неожиданно вторгается в традиционный классицистический ландшафт Петербурга. Создавая этот праздничный храм, А. А. Парланд в каком-то смысле вернулся на два столетия назад, к допетровской эпохе, обратившись к памятникам архитектуры Москвы и Ярославля XVII века .

Спас на Крови стал ярчайшим образцом «русского стиля », восходящего к православным традициям культового зодчества. Этот стиль начал зарождаться в России еще в 1830-х годах, в период заката классицизма и становления эклектики, и получил наибольшее развитие на рубеже XIX-XX веков. Представители данного направления стремились создать особый национальный стиль , укорененный в древнерусском зодчестве и народном искусстве, глубинных традициях этнической самобытности . «Русский стиль» воспринимался как противоположность петербургской архитектуре XVIII – начала XIX века, развивавшейся в русле общеевропейского барокко и классицизма.

Ниже мы рассмотрим архитектурные особенности Спаса на Крови более подробно и поговорим о богатом декоре его фасадов.

Архитектурная композиция храма Спас на Крови

Спас на Крови, или храм Воскресения Христова , - четырехстолпный храм. Это значит, что его свод опирается на четыре опоры, столпа. Основа сооружения - четырёхугольный в плане объем (в русской архитектуре принято название четверик ). Над ним возвышаются пять глав : средняя шатровая и боковые луковичные. Центральное место занимает восьмигранный шатер - ярко выраженная высотная доминанта, создающая впечатление устремленности вверх. Купол шатра по размеру уступает куполам боковых глав и колокольни, из-за чего кажется, что шатер будто уходит в глубину небесного пространства (; ) (фото с воздуха - с сайта ).

Пять глав основной части храма покрыты эмалированными медными пластинами, что было «первым в мире примером применения эмали, да еще на выпуклых плоскостях, в столь широких, грандиозных размерах » . Из-за технологических сложностей область применения эмали всегда была достаточно узкой: в основном она использовалась в ювелирном деле . Так что покрытие куполов храма ювелирной эмалью - очень смелое и необычное решение архитектора Парланда .

Эти сочные по краскам купола придают зданию особую живописность. Площадь их покрытия эмалью составляет 1000 кв. м - беспрецедентный случай в истории отечественного зодчества .

Именно из-за характерной формы, рельефности и полихромности этих луковичных глав в сочетании с центральным шатром Спас на Крови так часто сравнивают с московским собором Василия Блаженного . На самом же деле у построек совершенно разная композиция: московский собор состоит из девяти столпообразных храмов с девятью же куполами, а Спас на Крови имеет ясно выраженный крестово-купольный квадратный в плане объем с пятиглавием . К тому же не стоит забывать, что храм Василия Блаженного относится к XVI веку, а Парланд ориентировался на более поздние памятники зодчества допетровской эпохи . Хотя храм Василия Блаженного тоже отличается затейливым силуэтом и ярким многоцветьем убранства, впечатление сходства этих двух сооружений - это скорее лишь «поверхностное первое впечатление, на которое более всего наводят элементы орнамента; так сказать, колерно-оптический обман зрения » .

Что же касается постановки шатра вместо центральной главы пятиглавия, то этот прием мог быть навеян московской церковью Рождества в Путинках XVII века, шатер которой, как и у Парланда, имеет килевидные проемы . В основании восьмигранного шатра имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Выше шатер сужается, в нем прорезаны выступы с окошками. Заканчивается шатер фонарем, увенчанным луковичной главкой с крестом.

Фасады собора сплошным ковром покрыты сложными измельченными орнаментами, перенесенными из произведений московских и ярославских зодчих XVII века - периода, когда декоративная кирпичная облицовка и пестрое узорочье стен были одними из главных выразительных средств русского зодчества.

Аналогично этим прототипам, Спас на Крови украшают орнаменты в виде поясков и крестиков из цветных фарфоровых и керамических кирпичей, полихромные керамические изразцы в квадратных углублениях стен («ширинках»), поливная изразцовая черепица на кровлях апсид и шатровых крыш, ажурные арочки, резные колонки и кокошники из мрамора... На фоне коричневато-красного кирпича всё это великолепие смотрится особенно нарядно.

Как отмечают специалисты , форма лопаток (вертикальных выступов) с изразцами в «ширинках» навеяна ярославскими храмами. Для них же характерны и главы со световыми барабанами. Фронтонные кокошники северного и южного фасадов восходят к храмам с перекрытием «бочкой», а высокие окна с длинными колонками на центральной апсиде напоминают сходный мотив подмосковных церквей в Тайнинском и в Алексеевском . Карниз, насыщенный декоративными поясками, мог быть подсказан московской церковью Николы в Пыжах , а сплошной ковер «ширинок» с изразцами на стенах колокольни - церковью Николы в Хамовниках , также в Москве.

В оформлении теремообразных входов архитектор объединил шатровые рундуки московского типа (церкви Троицы в Никитниках , Рождества в Путинках) с ярославскими фронтонными крыльцами (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках).

Фигурные наличники окон , представленные в форме кокошников, тоже роднят Спас на Крови с постройками XVII века. В средней части боковых фасадов введены обрамления со сложным тройным завершением, в которое вкомпонована розетка (этот мотив известен по церкви Рождества в Путинках). Боковые части этих же фасадов отмечены наличниками с поднятым килевидным кокошником. Этот тип наличников взят от церкви Николы в Хамовниках , а оригиналами для очелий (так называют декоративное навершие наличника) могли послужить аналогичные детали Троицкой церкви в Останкине и других памятников Москвы и Ярославля XVII века .

Рельефные изображения равносторонних крестов в круге, стилизованных цветов и другие мотивы в оформлении изразцов, наличников и кокошников - не простое украшение. Все эти детали имеют глубокий смысл. Это древнейшие символы , которые встречаются у многих цивилизаций. Так, распускающийся цветок символизирует возникновение Вселенной из центра, символизирующего Абсолют. Круг, в котором расположен цветок, - это мир, находящийся в становлении, в круговом движении вокруг центра, а сердцевина цветка - семя, из которого рождается Вселенная. Равносторонний крест в круге символизирует расширение Вселенной из центра по четырем направлениям .

Звучание храма как памятника самодержавию усиливают такие символические детали, как увенчанный короной крест на колокольне и двуглавые орлы (трёхсторонние) над шатрами крылец.

Мозаика на фасадах Спаса на Крови

Спас на Крови - непревзойденный образец мозаичного зодчества . Этот храм стал первым в России примером столь широкого применения мозаики в украшении фасадов. Гигантская площадь мозаичного поля, покрывающего фасады и внутренние стены собора, в сочетании с высоким уровнем исполнения мозаик, делает Спас на Крови памятником мирового значения.

Мозаика отмечает основные композиционные детали здания и играет особую роль в создании праздничного облика здания. Общая площадь мозаичных композиций на фасадах Спаса на Крови - более 400 кв. м .

Изготовлением мозаик Спаса на Крови занимались отечественные и иностранные фирмы, причем самый крупный заказ получила знаменитая мастерская А. А. и В. А. Фроловых . Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики, основанной А. А. Фроловым на Кадетской линии. После ранней смерти А. А. Фролова в 1897 году его заменил младший брат В. А. Фролов, и мастерская переехала, а позднее разместилась в собственном здании Фроловых на Васильевском острове. За сравнительно короткий период в этой мастерской было создано почти все мозаичное убранство Спаса на Крови . Владимир Александрович Фролов (1874-1942) стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) .

Напомним, что в мастерской Фролова также был выполнен фриз дома Набоковых и здания Общества взаимного кредита в Петербурге, мозаики для доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского , Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.

Воплощением эскизов в материале занимались также и талантливые русские мастера из Мозаичного отделения Академии художеств .

Эти работы начались в 1895 году, и к 1900 году было изготовлено большинство фасадных и половина интерьерных сюжетов .

Подробно об истории создания Спаса на Крови , а также о ходе его строительства и дальнейшей судьбе храма читайте в заметке «История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова) ». О мозаиках внутри храма .

Наиболее насыщена мозаикой западная часть храма, а именно колокольня , построенная над местом смертельного ранения Александра II и потому несущая особую смысловую нагрузку, ведь собор, как мы знаем из истории , должен был играть роль мемориала царя-освободителя , осененного ореолом мученика. Так что его создатели всеми средствами старались акцентировать эту идею, «обращая особое внимание на ту часть храма, которая окружает место катастрофы, то есть на колокольню » .

Отличительная особенность колокольни - расположенные в квадратных углублениях с трех сторон ее основания 134 мозаичных герба (по эскизам художника А. П. Черкасова): это гербы всех губерний и областей Российской империи, дополненные некоторыми уездными гербами. Такое оформление наглядно иллюстрировало тему всенародной скорби и покаяния. Гербы были призваны отражать скорбь по императору, «охватившую при роковой вести все сердца на необъятном пространстве общей родины » . Также они свидетельствовали о том, что храм «строила вся Россия» (хотя, как мы теперь знаем , вклад народных пожертвований был гораздо меньше, чем принято считать).

Под куполом колокольни мозаикой выложены слова молитвы святого Василия Великого, отражающие покаянную идею храма («Самъ безсмертный Царю, пріими моленія наша... и остави намъ прегршенія наша, яже дломъ и словомъ и мыслію, вдніемъ или невдніемъ согршенная нами »).

Однако одними гербами мозаичный декор колокольни не ограничивается. В этой же технике выполнены церковные сюжеты, выражающие главную тему Спаса на Крови как «Голгофы для России» (). В центре западного фасада основание колокольни отмечено открытой часовней, где под золоченым навесом находится мозаичное «Распятие» на рельефном кресте из мрамора и гранита. Мозаика выполнена по эскизу самого архитектора А. А. Парланда . Это, наверное, самый пронзительный мотив крестных мук, выпавших на долю Христа и уподобляемого Ему погибшего императора. В верхней части композиции изображен Бог Отец, окруженный шестикрылыми серафимами.

На этом же западном фасаде колокольни по обеим сторонам «Распятия», на общем с ним фоне из золотой мозаики, помещены мозаичные иконы в обрамлении из эстляндского мрамора. Они изображают святого Зосима Соловецкого и святую Евдокию . Дни празднования этих святых совпадали с датами рождения и смерти Александра II : преподобный Зосима был покровителем дня рождения императора (17 апреля), а день святой преподобной мученицы Евдокии совпадает с днем цареубийства (1 марта) .

До 1917 года перед «Распятием» горела неугасимая лампада.

Над «Распятием», по сторонам большого полукруглого окна, - крупная трехчастная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном ». Она создана по эскизам художника М. В. Нестерова и изображает несомый ангелами плат с ликом Христа, к которому обращены взоры предстоящих, молящихся об искуплении греха за убийство . Справа стоит исполненный благоговения апостол, слева - Богоматерь с молитвенно поднятыми руками.

Удлиненные фигуры Богородицы и Иоанна Богослова, представленные на фоне холмистого «умбрийского пейзажа», отличаются изысканностью силуэтов и мягкими переливами цвета. В этом произведений Нестеров заметна связь с прерафаэлитскими традициями и одновременно с ранним модерном . Прорезающее колокольню в этой части огромное окно освещает интерьер храма с сенью над «памятным местом» .


Еще выше на фасаде колокольни находится икона благоверного князя Александра Невского (по эскизу художника В. П. Павлова).

Центральную часть южного и северного фасада колокольни занимают сцены прославления Богочеловека. С южной стороны находится мозаичная икона «Божия Матерь, Иоаким и Анна » («Богоматерь на троне с Предвечным младенцем и предстоящими праведными Иоакимом и Анною»), созданная по оригиналу художника Н. А. Бруни. С северной стороны - мозаичная икона «Деисус » («Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей») по эскизу В. В. Беляева. Христос здесь представлен на троне, в величии славы, в архиерейском облачении .

Кокошники колокольни, как и кокошники, служащие основанием глав, заполнены мозаичными изображениями множества русских святых , а также святых, соименных представителям царствующего дома .

Треугольные тимпаны четырех крылец по обе стороны колокольни Спаса на Крови также украшены мозаичными панно . Эти поразительные по колориту и композиции панно над входами в храм созданы по эскизам художника В. М. Васнецова и в соответствии с назначением колокольни-мартирия посвящены евангельским сюжетам, а именно самым страшным моментам земной жизни Христа.


На северном и северо-западном тимпанах представлены сцены «Несение креста » и «Распятие »; на южном и юго-западном - «Снятие с креста » и «Сошествие во ад ».

По манере композиции В. М. Васнецова ближе к образцам академизма, чем к модерну.

К академическим приемам восходит и большое мозаичное панно фронтонного кокошника южного фасада «Христос во славе » («Спас на престоле» или «Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским»), созданное по эскизу художника Н. А. Кошелева . Сверкающий золотой фон сочетается с яркой пестротой колорита. Центральное место в треугольной композиции занимает образ Христа, от которого исходит золотой поток лучей, пронизывающий всё пространство мозаики. У основания трона - коленопреклоненные фигуры предстоящих: справа изображен святой Николай (покровитель Николая II, при котором был освящен Спас на Крови) с книгой Нового Завета, слева - святой Александр Невский (покровитель императора Александра II и один из покровителей Санкт-Петербурга ). В руке Александра Невского - модель храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Композиция этой мозаики столь органично вписалась в тимпан, что мозаичист А. Фролов называл ее одной из своих лучших работ .

Симметрично этой композиции во фронтонном кокошнике на северном фасаде установлено мозаичное панно «Воскресение Христово » по оригиналу М. В. Нестерова .На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой плащанице, с красным крестом в левой руке . Несмотря на смиренное выражение лица Господа, Он весь - воплощение торжества жизни над смертью. Сбоку изображена бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. В этой мозаике нашла отражение главная утверждающая тема храма - надежда и спасение. Строгая и утонченная, полная внутренней экспрессии, композиция выдержана в сдержанной, приглушенной гамме и созвучна стилистике модерна .

Наконец, центральную апсиду Спаса на Крови украшает мозаика «Благословляющий Спаситель », созданная по эскизу А. А. Парланда .

Доски с надписями о реформах Александра II и событиях его царствования

В 1905 году во впадинах цоколя Спаса на Крови были установлены двадцать мемориальных досок из темно-красного норвежского гранита - летопись жизни императора Александра II и важнейших событий его царствования, которое вошло в историю России как эпоха «Великих реформ».



Памятные доски , чередующиеся с блоками серого гранита, помещены с южной, восточной и северной стороны храма.

На них высечены и покрыты позолотой надписи , излагающие основные деяния Александра II .

Ниши с расположенным в них памятными досками образуют аркаду цоколя - своего рода символическое основание высящейся над ним части храма, где события земной жизни убитого царя возводятся на уровень высших духовных ценностей христианства .


Часть досок содержит сведения о событиях, предшествовавших началу царствования Александра II: Рождение Великого Князя Александра Николаевича в Московском Кремле (17 апреля 1818 года); Бракосочетание Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича с Великою Княжною Мариею Александровною, Принцессою Гессен-Дармштадтскою (16 апреля 1841 года); Провозглашение Великого Князя Александра Николаевича Наследником Престола (12 декабря 1852 года).


Далее следуют первые официальные события царствования: Восшествие на Престол Государя Императора Александра II (19 февраля 1855 года) и Священное Коронование и Миропомазание Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны в Москве (26 августа 1856 года).

На одной из этих досок сохранились следы немецкого снаряда. (Подробнее о судьбе Спаса на Крови во время блокады ).

Затем начинается собственно перечень основных реформ Александра II , а также территориальных расширений Российской империи и прочих внешнеполитических достижений.

Из внутренних реформ отмечаются следующие:

Освобождение крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1861 года); Положение о Государственной росписи и финансовых сметах и об обнародовании их во всеобщее сведение (22 мая 1862 года); Преобразование Государственного Контроля. Развитие сети железных дорог и телеграфов (1862–1866 гг.); Ограничение телесных наказаний (17 апреля 1863 года); Народное образование (Положение о начальных народных училищах 1864 г., Городские училища и учительские институты 1872 г., Уставы гимназий и прогимназий 1864-1871 гг., Уставы реальных училищ 1872 г., Университетский устав 1863 г., Попечение о развитии женского образования); Судебные уставы (20 ноября 1864 года); Устройство быта крестьян Царства Польского (19 февраля 1864 года); Положение о земских учреждениях (1 января 1864 года); Закон о предоставлении печати возможных облегчений (6 апреля 1865 года); Городовое положение (16 июня 1870 года); Всеобщая воинская повинность (1 января 1874 года).


Из внешнеполитических достижений Александра II на досках Спаса на Крови запечатлены:

Заключение мира, положившего конец Восточной войне 1853–1856 гг . (19 марта 1856 года); Присоединение к России Амурского и Уссурийского края (Айгунский договор 16 мая 1858 года, Пекинский договор 2 ноября 1860 года); Покорение Кавказа (Взятие Гуниба и пленение Шамиля (1859), Окончание Кавказской войны (1864)); Завоевание Средней Азии (1860-1881 гг.); Возвращение Россией своих державных прав на Черном море (19 октября 1870 года); Война за освобождение балканских христиан (12 апреля 1877-19 февраля 1878 года); Заключение мира в С.-Стефано (19 февраля 1878 года) (Воссоединение отторженного участка Бессарабии, присоединение Карса и Батума, независимость Румынии, Сербии и Черногории, Освобождение Болгарии).


Двадцатая доска посвящена собственно Спасу на Крови.

Она сообщает, что храм был сооружен на месте смертельного ранения Александра II на пожертвования царской семьи и всего народа русского; заложен в царствование Александра III, а окончен и освящен в царствование Николая II.

От Михайловского сада храм Воскресения Христова (Спас на Крови) отделяет причудливая полукруглая кованая ограда с воротами напротив восточного фасада собора . Эта изумительная решетка в духе раннего модерна является одной из самых красивых в Петербурге и составляет неотъемлемую часть архитектурного ансамбля храма Спаса на Крови .

Полукруглая ограда длиной более 250 метров была изготовлена в 1903-1907 годах на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер » . Мастера этого завода внесли наиболее крупный вклад в создание металлического кружева в петербургской архитектуре. Именно на предприятии «Карл Винклер» было создано большинство кованых решеток начала ХХ века, по сей день украшающих старые дворы Петербурга, балконы и ограждения лестниц . Однако решетка Михайловского сада у храма Воскресения Христова стала самым значительным произведением завода .

Ограда закреплена на высоком гранитном цоколе, между фигурными цилиндрическими колоннами, которые облицованы глазурованным кирпичом двух тонов (предприятие князя Голицына) . Капители и базы мощных опор сделаны из эстляндского мрамора фирмы «Кос и Дюр» (она же, как мы знаем из истории строительства храма , поставляла мрамор для облицовки самого Спаса на Крови ) . Ограда состоит из 50 больших (4 на 3,7 м) звеньев с крупным растительным орнаментом. Несколько секций аналогичной ограды отделяют ризницу Спаса на Крови от проезда ко 2-му Садовому мосту.

Автор решетки точно неизвестен, но в подавляющем большинстве источников указывается, что она была создана по рисунку самого архитектора А. А. Парланда (правда, в ряде изданий авторство ограды приписывается художнику Э. К. Кверфельдту ).

Ограда Михайловского сада в Петербурге - поистине уникальное произведение раннего модерна , одновременно похожее на фантастическую флору древнерусских «травных росписей». Это чугунное кружево, служащее достойной оправой нарядному храму, как бы парит в воздухе, практически не опираясь на гранитный постамент. Основу рисунка эффектной ограды составляет крупный растительный орнамент с изумительными коваными цветами. Эти диковинные цветы, окутанные элегантными переплетениями металлических стеблей, раскинулись по всей ограде. Ворота ограды выполнены в тех же узорах, а их столбы украшены фонарями и изразцовыми майоликами.

Первозданный вид этой симметричной ограды был нарушен в 1960-е (по другим данным - 1970-е) годы, когда вдоль Марсова поля проложили трамвайную магистраль с выездом на Троицкий мост, через мост, названный в 1975 году мостом Гриневицкого (ныне Новоконюшенный). В связи с прокладкой трамвайного проезда между Михайловским садом и зданием бывшей Школы народного искусства (дом № 2-а по набережной канала Грибоедова) ограду около ризницы пришлось «разорвать», а снятые секции установить вдоль трамвайного проезда .

В 1990-е годы стало очевидным, что одна из красивейших оград города пришла в плачевное состояние. От неё осталось лишь 50% деталей (железо, которое в начале XX века использовалось на заводе «Карл Винклер», было не высшего сорта и не выдержало скверного питерского климата). Итак, половина металлических конструкций была утрачена, а сохранившиеся 52 звена ограды были повреждены коррозией . Облицовочный кирпич потрескался, исчезли фонари (лампионы) над воротами ограды и майоликовые изразцы со столбов . Реставрация требовала серьезных затрат. Спонсором этого масштабного проекта в 1998 году выступила табачная компания J. T. International .

Реставрационные работы по восстановлению ограды Михайловского сада начались в конце 1990-х годов. История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий... Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам). На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот .

В ходе реставрации решетки удалось восстановить цоколь, 33 звена ограды, столбы, а также ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари . Звенья ограды снимали и отвозили в кузнечную мастерскую в Царском Селе, где кружево разбирали, чистили и, сверяясь с архивными фотографиями и чертежами, отковывали по старинным технологиям недостающие фрагменты (; ). За каменные работы (опорные колонны, цоколь ограды) отвечали умельцы реставрационных мастерских предприятия «Специалист». Металлический декор реставрировала фирма «СТЭК» . Изразцовая майолика на столбах ограды была утрачена практически полностью. На место удалось вернуть 25 изразцов с 5 видами орнаментов, причем за образец брали кусочки изразцов, сохранившиеся на ризнице Спаса на Крови . Нестандартной конструкции стеклянные плафоны для фонарей заказывали в Гусь-Хрустальном (; ).

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

Частью ансамбля Спаса на Крови является стоящая рядом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери , построенная также по проекту А. А. Парланда . Она была освящена 27 апреля 1908 года. В Иверской часовне-ризнице хранились иконы и предметы церковной утвари, поднесенные в память о кончине императора Александра II . Также тут находился крест с частицами от Живоносного Гроба, кусочками камней от Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер . Помимо этого, ризница была предназначена для экспонирования чертежей и эскизов. Здесь же были представлены образцы камней и прочих материалов, использованных в отделке храма . Ризница была устроена как музей, доступный для всех желающих .

Ризница построена по образцу симметричных павильонов, предусмотренных архитектором А. А. Парландом в нереализованном проекте под девизом «Старина» (1882). Одновременно она является копией угловых башен галереи из грандиозного проекта , созданного Парландом в 1883 году (официально - в соавторстве с архимандритом Игнатием). В окончательном варианте часовня была построена лишь одна, причем в виде отдельно стоящей постройки.

Ризница выстроена в «русском стиле», соединенном с мотивами византийской архитектуры. Она представляет собой прямоугольное в плане здание, облицованное, как и собор, зигерсдорфским декоративным кирпичом. Композиционная схема постройки - «восьмерик на четверике» (это значит, что восьмигранный купол поставлен на куб). Купол имеет сомкнутый свод и шестнадцатискатное ребристое покрытие .

Фасад ризницы, обращенный к каналу Грибоедова, оформлен колонками из эстляндского мрамора. Главный вход выделен сдвоенными колонками, а над проемом помещен кокошник-фронтон, в центре которого находится мозаичная икона «Спас нерукотворный». По бокам фасада - массивные столбы, в углубления которых блестят глазурованные изразцы. Шпиль крыши завершается хризмой - монограммой Иисуса Христа в кольце .

В советское часовня использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства, а также навершие крыши. В 1996 году здание было отреставрировано, восстановлена мозаичная икона над входом, а в 2005 году по архивным фотографиям воссоздали венчающую купол хризму.

В 2013 году в отреставрированной часовне-ризнице Иверской иконы Божией Матери открылся Музей камня . Первый раздел экспозиции посвящен поделочному камню, использовавшемуся в оформлении интерьеров Исаакиевского собора и Спаса на Крови . Здесь представлены образцы отечественного и итальянского мрамора, российских яшм и порфиров, серпентинита, малахита и других цветных поделочных камней, а также предметы декоративно-прикладного искусства из этих минералов.

Второй раздел посвящен драгоценным изделиям из янтаря. Здесь можно увидеть янтарную модель Исаакиевского собора работы современного мастера Александра Крылова и шесть янтарных мозаичных икон из его коллекции.

Об архитекторе А. А. Парланде

Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд (1842-1920) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, чиновник VI класса, был сыном выходца из Шотландии, сделавшего в России блестящую карьеру. Мать будущего архитектора была родом из Штутгарта. Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова в Петербурге, а затем в штутгартской Политехнической школе. В 1863 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств.

Вскоре по окончании Академии художеств (1871) Парланд создал свои первые сооружения: храм Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни (1872-1876) (не сохранился) и особняк Н. Г. Глушковой в Петербурге (1874) (перестроен в 1913-1914 гг.). Позднее Альфред Александрович преподавал в Академии художеств, на кафедре архитектурных ордеров, и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица , на кафедре акварельного рисунка.

В 1881 году Парланд вернулся из пенсионерской поездки за границу, где провел 5 лет (в основном в Италии), и получил звание академика архитектуры. С 1882 года - профессор Академии художеств, а с 1905 - ее действительный член .

Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре . Безусловно, главным произведением зодчего - и одним из ярчайших образцов «русского стиля» - стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови) , сооруженный в 1883-1907 годах на месте смертельного ранения Александра II на Екатерининском канале (нынешнем канале Грибоедова). Помимо Спаса на Крови и всего храмового ансамбля , включавшего часовню-ризницу , жилой флигель и художественную ограду Михайловского сада , Парланд создал и ряд других церковных построек , включая упомянутую церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни. В 1880-1890-х годах он возвел Успенскую церковь в Опочке, храмы в Новгородской и Смоленской губерниях, перестроил Знаменскую церковь в Петергофе (1892-1896) (утрачена) . В 1910 году архитектор занимался реставрацией Казанского собора, а в 1915 году создал надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. С 1915 года А. А. Парланд был почетным членом Археологического общества.

Альфред Парланд был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструировани. национального стиля» . В своей работе он часто использовал декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы.

После революции у Парланда были отобраны все регалии . Он умер от голода (истощения и воспаления легких) в возрасте 77 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище . В 1924 году во время наводнения крест с могилы был смыт . Только в 2012 году на Смоленском лютеранском кладбище при содействии музея «Исаакиевский собор» был установлен памятник на могиле архитектора Парланда .

Архитектор Парланд не был женат, но имел талантливых родственников. Брат Парланда, Андрей, тоже был архитектором. Дети Андрея (племянники архитектора) тоже оставили свой след в истории искусств: Алиса Андреевна Парланд (1874-1938) была художницей, а Георгий Андреевич - писателем. Внучатый племянник архитектора - Генри Парланд (1908-1930) был известным финским писателем-модернистом, писавшим на шведском языке.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие