П локоть всех радостей радость. Иконы России: Радость всех радостей (Серафимово Умиление), икона Божией Матери

Согласно жизнеописанию составленному по воспоминаниям близко знавших Серафима Саровского людей, вся его жизнь проходила под покровительством Пресвятой Богородицы: Она и Господь наш Иисус Христос являлись ему в видениях, исцеляли от смертельных болезней. Преподобный Серафим Саровский владел не одной иконой Богородицы, у него их было несколько, но келейная икона Умиление занимала среди них особое место. Никто не знает откуда у батюшки Серафима появилась эта икона Умиление, сам же он называл этот образ Божией Матери "Радость всех Радостей" : елеем от лампады, которая горела перед иконой, отец Серафим помазывал больных, после чего они исцелялись. Некоторые получали утешение в скорбях, когда преподобный Серафим давал им приложиться к образу Царицы Небесной. 2 января 1833 года во время молитвы и отошел ко Господу преподобный Серафим Саровский .

Изображение Богоматери на иконе - поясное, тоесть в полурост, со сложенными руками на груди, немного наклоненной головой и опущенным взором без Богомладенца. Икона Умиление написана маслом на холсте, который закреплен на дощечке из кипариса, размером 67х49 сантиметров.

Сестрам Дивеевского монастыря батюшка постоянно говорил, указывая на икону Умиление: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной ». После смерти отца Серафима икона Умиление была передана игуменом Нифонтом, осиротевшим сестрам в женский Дивеевский монастырь, основанный Серафимом Саровским и находившимся под его покровительством. По его благословению икона Умиление стала Верховной игуменьей монастыря, а настоятельницы его назывались наместницами Верховной игуменьи. Их место в соборе Живоначальной Троицы и в зимнем Тихвинском соборе находилось за большим киотом с иконой Умиление. Перед образом всегда теплилась лампада из серебра. Лампада была пожертвована императором Николаем II в октябре 1902 года. На чудотворную икону Умиление в Дивееве сделали серебрянную, золоченую ризу. Еще одну ризу с камнями подарил Николай II при прославлении Преподобного Серафима Саровского. Нимб на подаренной ризе выполнен в виде разливающихся лучей, которые сделаны из жемчуга и драгоценных камней. С чудотворной иконы Умиление дивеевские рукодельницы сделали много копий-списков, некоторые стали чудотворными.

В 1941 году после смерти игуменьи Александры, чудотворный образ Божией Матери (икона Умиление) хранила монахиня Мария (Баринова), а в конце своей жизни она подарила святыню патриарху Пимену.

В 1991 году все дивеевские иконы в том числе икона Умиление были переданы Святейшиму Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. И в настоящее время икона Умиление хранится в палатах Святейшего Патриарха - в церкви в честь иконы Владимирской Божией Матери. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - икона Умиление выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Название иконы происходит от церковнославянского перевода слова «умиление» – «сердечное сокрушение, смирение». Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим. Иногда икону называют по словам, написанным по нимбу Богородицы: "Радуйся Невесто Неневестная".

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

Тропарь, глас 4

Канон, Глас 4
Песнь 1

Ирмос:

Припев:



Слава:
И ныне:

Песнь 3

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Господи, помилуй, (трижды).

Седален, глас 5

Слава, и ныне:

Песнь 4

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 5

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 6

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Господи, помилуй, (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 3

Икос:

Песнь 7

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 8

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 9

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:


Слава, и ныне:

Молитва

Молитва иная

Канон Пресвятой Богородице Пред Иконой Ее «Умиление» Серафимо-Дивеевской («Всех Радостей Радость»)

Тропарь, глас 4

К Богородице со умилением припадем, / вси, грехми обремененнии, / чудотворную Ея икону Умиления облобызающе / и вопиюще со слезами: / Владычице, приими моление недостойных раб Твоих / и подаждь нам, просящим, / велию Твою милость.

Канон, Глас 4
Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умилися, умилостивися, умилосердися, Владычице, / на мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего, / дерзающаго воспети Твоя чудеса.
Мати Божия Пречистая, / не отрини мене, окаяннаго и нечистаго, / дерзающаго пети Твоя чудеса, Умиление.
Слава: Инаго прибежища и теплаго предстательства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имам, Всепетая, / темже сподоби мя, многогрешнаго, восхвалити Твоя чудеса.
И ныне: Леностию одержимь и страстьми обуреваемь есмь аз, / неключимый раб Твой, Владычице, / недоумею по достоянию восхвалити и прославити Твоя чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Един аз, окаянный, житием согреших паче всех человек, Пречистая, / но, на щедроты Твоя уповая, зову: / душевнаго мя умиления сподоби.
Никтоже, прибегаяй с верою под Божественный Покров Твой, Владычице, / тощь от Тебе исходит, / темже и аз, многогрешный, дерзая, зову: / Божественнаго мя умиления сподоби.
Слава: Иаков, лествицу Божественную видев, рече: / степень Божия сия, Яже еси Ты, Препетая; / темже молю Тя: / благаго восхождения к добродетели и мене, люте недостойнаго, сподоби.
И ныне: Юже всем благопослушную в скорбех и обстояниих душевных и телесных / яви Тя Господь, Богородице Благая, / тако и мне, люте обуреваемому страстьми безместными, слезы умиления подаждь / и Твоего, Дево, Матерняго заступления сподоби.

Господи, помилуй, (трижды).

Седален, глас 5
Превзыдоша главу мою греси мои, Владычице, / осквернен ими есмь, и несть исцеления в плоти моей, / но Ты, Многоблагоутробная, даруй души моей слезы покаяния на очищение скверн греховных / и телесныя недуги уврачуй, Врача всяческих и Господа рождшая.
Слава, и ныне: Раны душевныя привлекоша на мя и болезни телесныя, Владычице, / но Ты, яко Премилостивая, обоя исцели, подавающи мне неоскудный дар духовнаго умиления, / и да непрестанно славлю Твое всемощное заступление.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Идеже осенит благодать Твоя, Владычице, / тамо всякая скорбь потребляется, веселие же водворяется, / еяже и мене, недостойнаго, сподоби, вопиюща: / радуйся, Богородице, всех радостей Радосте.
Слез не имам, окаянный аз, ниже душевнаго умиления, / но Сама, яко Милосердая, сия ми подати благоволи, да взываю: / радуйся, Дево Пречистая, всех радостей Радосте.
Слава: Немощна мя суща и окаянна струпы греховными, / уврачуй, Пречистая, милосердия Твоего елей изливающи, / и воздвигни пети Тебе: / радуйся, Владычице, всех радостей Радосте.
И ныне: Омрачихся умом в житейских сластех, / но Ты, Владычице, свете помраченныя души моея, разгони тьму страстей моих, / да просвещся Тобою, вопию: / радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей, / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Доколе поносит враг и низлагает долу мя, немощнаго и разслабленнаго люте душею и телом: / умилися, Владычице, и низложи борющих мя врагов, Всепетая, / души моей мир подавающи.
Вышши всех Ангел и Архангел явилася еси, Чистая Богоотроковице, / темже молю Тя, стрелы вражия, на мя изощренныя, сокрушити, / души мир подавающи.
Слава: Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих, конца не имущи греховному обычаю, / возникни из глубины зол, взирающи державному заступлению Пречистыя, всегда на помощь тебе скорыя / и благодатию Своею мир души и телу подавающия.
И ныне: Радость, и веселие, и радование Божественное, / Дево Неискусомужная, нам умножися Божие: / се бо, плачущиися люте, радуемся молитвами Твоими.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радости Божественнаго величия, яко от начала нам веселия, / благодарения гласы приносим, / прилежно почитающе Ю, яко Предстательницу нашу.
Достойно Ти песнь радования, Чистая Дево, веселящеся, приносим, / избавльшеся от бед Твоими молитвами.
Слава: Ангельстии языцы достойно Твоя хвалы воспети не могут, Чистая, / мы же ныне, рабски вземшеся, / радование Гавриилово приносим Ти.
И ныне: Яко Божественное прибежище, мы покров Твой вси стяжавше к Богу, / в напастех, и в гонениих, и гресех к Тебе прибегаем / и Тобою изменение приемлем, Пречистая.

Господи, помилуй, (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу, / аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, / но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, / стеню от сердца и вопию: / умилися, Благосердая, / и мне, окамененному сердцем, / благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Икос: Превзыдох грехи моими блудницу, и блуднаго, и мытаря, / и разбойника, и ниневитяны, аз един, окаянный паче всех человек, / и, лишився благодати и дерзновения ко Господу, стеню от сердца и вопию: / Тя Ходатаицу и Споручницу спасения многогрешней души моей благосотвори, / подающи ми душевное и сердечное умиление.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Реку неисчерпаемую милости Твоея / к грешным всем, Владычице, изливаеши, темже молю: / напои мою жаждущую душу и изсохшее грехи сердце мое ороси, да, благословя, воспою: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Яже всем благопослушная в скорбех и обстояниих душевных и телесных, Владычице, / не отвержи и мене, недостойнаго, но сподоби пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.
Слава: Не отрини, Богородице, мене, уязвленнаго советом змииным, / не возгнушайся мене, смраднаго грехи многими, / но сподоби всегда пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.
И ныне: Егда престоли на Суд поставятся и Судищу Христову предстанут вси земнороднии, / тогда яви мне, Владычице, Матернее Твое заступление, неоскудную помощь, вопиющу: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страха мя избави, о Владычице, злобы и воздушных мытарств. / Покажи на мне, недостойнем, велию милость Твою, воспевающем: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
Избави мя, Пренепорочная, озлобления злых человеков и лукавых бесов, / трепещут бо имене Твоего великаго, яко дым исчезают; / мене же во умилении сердца сподоби пети: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
Слава: Темныя власти князя, всегда борющаго мя, немощнаго и унылаго, разжженныя стрелы угаси, Всепетая, / и сподоби мя благодарственно воспевати: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во веки.
И ныне: Пение мое приими убогое, Всемилостивая Госпоже Дево, Владычице Богородице, / Матерним Твоим милосердием покрывающи поющия: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная Богородице, / Чистая Приснодево.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егда изнемогати крепости моей / во исходе души моей грешней от окаяннаго и сквернаго сего телесе, / тогда наипаче яви на мне, недостойнем, крепкую мышцу Твою, Всеблагая, / даждь в час смерти моея радостно взывати Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Нищ и убог есмь от дел благих, не имый умиления душевнаго, Премилостивая, / Ты Сама дарствуй ми, да благодарственно вопию: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Слава: Иссопом милосердия Твоего окропи мя, Пречистая, / да очищуся от тяжких и лютых беззаконий моих и во умилении души да взываю от сердца: / радуйся, Всеблаженная, Чистая Приснодево.
И ныне: Еже помыслих в души моей, по силе принесох пение Тебе, Владычице, / не отрини убо обычным Твоим милосердием / и не омерзи мною, многогрешным и нечистым, / но сподоби всегда во умилении пети Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Светилен. Подобен: Посетил ны есть:

Теплое заступление в бедах, и Помощницу, и к Богу примирение, / Еюже тли избавихомся, / Богородицу, вернии, ублажим.
Слава, и ныне: Тя Предстательницу имамы, грешнии, о Пречистая Дево, / Ты благопремененна сотвори Сына Твоего и Бога нашего / Матерними Твоими молитвами.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Молитва иная

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей Небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.

«Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление», Умиление Серафимо-Дивеевская) - поясное изображение Богоматери без Младенца Христа, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография имеет западноевропейские источники, появилась в России в XVII веке. Венец Божией Матери обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

Иконография получила распространение как келейная икона преподобного Серафима Саровского (1754 - 1833). Согласно жизнеописанию, составленному до прославления преподобного по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся жизнь святого проходила под покровительством Богоматери. Он удостоился нескольких явлений Божией Матери, Она исцеляла его от смертельных болезней. У преподобного Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона Умиление, которую сам старец называл «Радость всех радостей». Перед этой иконой он скончался, стоя на коленях.

Келейный образ был написан на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преподобного Серафима келейную икону передали в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу, в Троицком соборе устроили особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Митрополит Серафим (Чичагов) составил особую службу прославленной иконе. К открытию мощей преподобного Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации в 1903 году началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преподобного Серафима.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография/ Составитель и отв. редактор Н. Н. Чугреева. М., 2004.

3. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

4. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

5. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

6. Святые образы: Русские иконы XV - начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.

7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

8. Belik Zhanna . Pyhittäjä Serafimin ikonit Suomessa. (Иконы преподобного Серафима в Финляндии) // Nunna Ksenia. Pyhittäjä Serafim Sarovilainen. Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari, 2008. Р. 321- 367.

Хотела в церковной лавке приобрести для доченьки икону Богоматери. Но была удивлена - точно знаю, что выбранный мною образ называется «Умиление», однако в лавке его назвали по-другому, «Серафимово умиление», а потом вообще сказали «Радость всех радостей».

Я чуть было не рассердилась, хоть и грех (как можно путать названия икон, тем более тех, которые предлагаешь людям?), но Бог надоумил - расспросила. Услышала много интересного об этом лике с тремя названиями. И конечно, купила его в дом - думаю, нам нужен именно такой.

Она создана в конце 18 века, писана маслом на полотне, основой послужила кипарисовая дощечка. Иконографы утверждают, что родственная ей по стилю написания икона - Остробрамская Божья Матерь. Однако «Умиление» не украшено западными атрибутами (звездами вокруг нимба, лунным крестом снизу).

В свое время она висела в келье Серафима Саровского. Он каждый день молился ей, и именно этому святому мы и обязаны основным названием иконы («Радость Всех Радостей»). Возле иконы все время горела лампада. Маслом отсюда преподобный помазывал приходящих к нему больных, и они исцелялись.

Даже душу Богу он отдал во время одной из молитв в келье возле Богородицы. Это случилось 2 января 1833 года. Погребен святой на территории Дивеевского монастыря. После смерти преподобного монастырь был назван Серафимо-Дивеевским.

Есть много икон, изображающих коленепреклонного Серафима Саровского, стоящего перед этим образом. Например:

Дальнейшую историю образа можно рассказать так:

  • После погребения святого лик Приснодевы передали в Дивеевский монастырь. И не просто так, ведь еще во время жизни преподобный говорил сестрам, что они будут поручены заботам этой небесной Матери. Его повесили в Троицком соборе, находящемся на территории монастыря. Снимали только для крестного хода.
  • До революции икону украшал богатый оклад, который заказал сам Второй. Скажем, нимб из разлетающихся в разные стороны лучей был сделан из жемчуга и многочисленных драгоценных камней. С прославившейся частыми исцелениями иконы делались списки, причем многие тоже стали известны как чудотворные. К сожалению, не все они дошли до наших дней, «сгорев» в горниле атеистической революции.
  • После революции в 1927 году монастырь был закрыт, архиепископ, епископ и игумения арестованы. Впрочем, игумения матушка смогла освободиться. Собрав некоторых сестер и вещи батюшки Серафима (в их числе и эту икону), они уехали в Муром.
  • При советской власти святой образ несколько раз перевозился ради его сохранения. В частности, в Кратово (поселок в Подмосковье). Причем хранящие образ монахиня и (впоследствии) батюшка не запрещали верянам подходить к нему. Они часто замечали, что он исцелял больных.
  • В 1991 году, когда православие опять вошло в свою законную силу, все личные вещи святого Серафима были переданы Патриарху из Москвы (им на тот момент был Алексий Второй).

Сегодня это - одна из самых чтимых святынь в нашей стране. Ее оригинал постоянно находится в резиденции Патриарха. Правда, веряне тоже могут ее увидеть. В субботу акафиста (5-я неделя Великого Поста, переходящий праздник Похвалы Богородицы) ее торжественно приносят в Богоявленский собор, где ей можно поклониться.

День памяти этой иконы

  • 10 августа (по старому стилю 28 июля).

Есть еще одна дата, связанная с этим ликом Богородицы: 22 (или 9 по старому) декабря. В этот день в Дивеевском монастыре отмечают дату основания этой святой обители.

Нельзя также не упомянуть еще одну короткую дату, а именно год - 1903. В этом году произошла канонизация Серафима Саровского.

Но что означает сама икона «Умиление»

Дева изображена здесь сама, со сложенными руками и смиренно опущенными глазами. Этот момент - Благовещение. Только что к ней явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Мария избрана стать Матерью Сына Божьего. Как известно, услышав эти слова, Мария смиренно произнесла: «Пусть будет по слову твоему».

Как правильно молиться этой иконе

Трудно сказать сейчас, с какими словами обращался к любимому лику Богородицы святой Саровский. Очевидно, за многие годы, которые эта икона висела в его келье, он молился по-разному. Мы тоже можем обращаться с разными, главное - чистыми и искренними словами, в которые будем облекать свои просьбы и благодарности.

Но в наши дни существует особенная молитва, которую батюшки советуют адресовать именно иконе «Серафимово умиление». Вот ее текст:

А еще есть тропарь. Это короткое церковное песнопение, которое исполняется в честь праздника, святого или (как в нынешнем случае) иконы. Часто в тропаре раскрывается сущность того, о чем поется. Данному лику поется тропарь иконы «Умиление»:

Кому следует молиться ей в первую очередь

  • Больным или за больных, так как он дарует исцеление.
  • Женщинам в положении. Многие верят, что это - икона беременных, так как многим она действительно помогла зачать, выносить и родить здоровых малышей.
  • Молодым девушкам. Известно, что икона помогает хранить чистоту даже в наше развращенное время, а также встретить достойного человека, который станет мужем.
  • Также иконе молятся подростки или их родители. Она помогает утихомиривать буйный переходный возраст.
  • Наконец, этот лик помогает умилять злые сердца. Как собственное, сгораемое от душевных тягот, так и чужое, поэтому ее иногда просят помочь примириться с кем-то или послать кому-то доброту.

Кстати, в наши дни можно не только молиться иконе, но и носить маленький нательный кулон с изображением «Радости Всех Радостей». В церковных или ювелирных магазинах можно найти как скромные серебряные, так и украшенные бриллиантами кулоны.

На обороте таких иконок можно увидеть слова приветствия, с которыми Ангел обратился к Мадонне, или же изображение лилии - именно этот цветок он вручил ей в знак ее чистоты.

Но помните: купленную в обычном магазине нательную иконку очень желательно освятить. Только тогда она будет истинно соединять вас с той, кому вы молитесь.

Преподобный Серафим Саровский жил не так давно - с 1754 по 1833 год. Но столько изменилось за это время, и в вопросах веры, и в нашей стране! Этого святого мы, веряне, почитаем не единожды, а дважды в году: 2 (или 15 по старому стилю) января и 19 июля (или по старому 1 августа).

Но за что он снискал столько уважения среди верующих? Какими чудесами прославил свое имя, и почему даже его любимая икона так почитаема? Обо всем этом вы узнаете из часового фильма о святом Серафиме - чудотворце. Поверьте, вы не пожалеете о времени, потраченном на просмотр!