Образ и характеристика риты осяниной а зори здесь тихие васильева сочинение. Борис Васильев А зори здесь тихие… Характеристика риты из а зори здесь тихие

Маргарита Степановна Осянина – одна из главных героинь знаменитой повести известного советского писателя Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие». На ее примере автор показывает, какое горе принесла война, как покалечила она судьбы людей.

Рита вышла замуж в семнадцать лет. С будущим мужем лейтенантом Осяниным юная Муштакова познакомилась на школьном вечере посвященном встрече с героями-пограничниками. Вскоре они поженились, и счастливая Маргарита, теперь уже Осянина, уехала из родного дома на пограничную заставу, где служил ее муж. Там ее записали в разнообразные кружки и избрали в женский совет. Все это было в 1939. В 1940 у Риты родился ребенок, сыну дали имя Альберт. Мальчику был только год, когда началась Великая Отечественная война.

Маргарита всегда была выдержанной и рассудительной, в первые дни войны раскрылись такие черты ее характера, как мужество, стойкость, упрямство. Она не поддалась паники и сразу начала оказывать первую помощь раненым. Несколько раз Риту насильно отправляли с линии фронта в тыл, но она упрямо возвращалась назад. Наконец ее взяли санитаркой, а спустя шесть месяцев отправили учиться в полковую зенитную школу.

Ее муж погиб на второй день войны, об этом Осянина узнала только в июле. Сына Альберта в мае она отдала на попечение своих родителей.

Окончив обучение, старшего сержанта Осянину по ее личному желанию направили в зенитный полк, стоящий на месте заставы, где героически погиб муж. На новом месте службы Маргарита держалась особняком. Ее окружали молоденькие девчонки. И дело здесь не в возрасте, а в жизненном опыте, вернее в его отсутствии. Сама Рита на практике знала, что такое семья. Став матерью она поняла, что значит нести ответственность за чью-то жизнь. Что настоящая любовь мало общего имеет с влюбленностью. Отношение с более серьезной помкомвзвода Кирьяновой тоже не сложились. И как это не странно лучшей подругой для Риты стала полная противоположность ей Женя. Такие разные по характеру они нашли общую цель, точнее общий личный счет – счет с войной. У обеих девушек она отняла самое дорогое в жизни – семью.

До самой последней минуты Рита продолжала думать о сыне, была ответственна за его жизнь, как и за жизнь окружающих. Получив осколочное ранение гранатой, она поняла, что станет обузой, и, приняв решение, рассказала Васкову о сыне Альберте, попросив позаботиться о нем. Получив положительный ответ, Осянина застрелила себя выстрелом в голову, тем самым дав шанс выжить другому человеку.

Рита Осянина это пример мужества и героизма, проявленного на войне. Она сумела перенести потерю мужа, нашла в себе силы жить дальше, жить, чтобы растить сына, помогать своей матери и Отечеству. И даже ее смерть – героический поступок. Осянина пример настоящего человека, к которому должен стремиться каждый.

Сочинение про Риту Осянину

Одной из главных героинь повести "А зори здесь тихие" является зенитчица Рита Осянина. Красивая молодая девушка, судьба которой истерзана войной. Она родилась в простой семье, в 17 лет вышла замуж. С будущим мужем она познакомилась еще учась в 9 классе. На зависть своим подругам и одноклассницам вышла раньше всех замуж, по большой любви. Через год родился сын, которого они назвали Альберт. В войну она служила санитаркой, а затем пошла в зенитчицы. Муж погиб на войне. Сын остался с бабушкой, которая очень больна. Сыну Риты всего три года.

Эта девушка очень храбра, надежна, рассудительна. Она готова бороться за победу, несмотря ни на что. Со всеми ведет себя очень сдержанно, порой даже скованно. Несмотря на свой возраст, она вовсю командует своими подчиненными. Она ведет себя очень скрытно, после смерти мужа не смотрит на других мужчин, является любящей матерью для своего сына. Люди считают ее очень странной. Ее душевная травма - потеря мужа в самом начале войны, не оставляет ей шансов остаться той юной и веселой девчонкой. Она очень любила своего супруга, а теперь от него осталось только воспоминание и маленький сынок на рыках.

Маргарита пользуется большим уважением и доверием со стороны своего начальства. Она на хорошем счету, ведь такие качества, как надежность и отвага так значимы в военное время.

Женя Комелькова, с которой по воле случая сблизилась Рита, некоторым образом влияет на нее. Ведь Женя озорная и жизнерадостная натура. Она помогает Рите быть стать чуть более открытой, ведь у них, несмотря на различия, имеются и некоторые сходства. Женя из-за войны потеряла всю свою семью, нопродолжает верить в светлое будущее.

Федор Васков считает Маргариту очень вдумчивой девушкой и хорошо к ней относится. Во время перестрелки Рита получает смертельное ранение и понимает, что вряд ли выживет. Тогда она просит Федора присмотреть и позаботиться о ее сыне. Понимая, что не вылечится от этого ранения, Рита стреляет себе в висок. Васков конечно же сдерживает обещание и ее сын Альберт вырастает и считает Федора своим отцом.

Вариант 3

Маргарита Осянина – главный персонаж в знаменитом произведении « А зори здесь тихие». Пример главного персонажа хорошо показывает, как жестока война, как несправедливо все тогда было, и сколько горя война принесла людям.

Маргарита вышла замуж очень рано, всего в семнадцать лет. Со своим будущим мужам юная девушка познакомилась на встрече с героями-пограничниками. У Риты с лейтенантом Осяниным закрутился роман, вскоре они поженились. Тогда еще юная Маргарита уехала за своим мужем жить на пограничную заставу. Там девушка посещали разные кружки и секции, была членом женского совета. Действия происходят в 1939 году. Уже в 1940 году у семейной пары родился сын Альберт. Сыну было всего лишь год, когда началась война.

Маргариту можно оценить как мужественную, внимательную и рассудительную девушку, которая стойка выдерживает все «подарки» судьбы. Особенно явно все ее мужество проявляется в годы войны. Девушка не паниковала, а взяла себя в руки и помогла тем, кто нуждался.

К сожалению, муж Риты погиб уже на второй день войны, а про трагедию девушка узнала только в июле.

Окончив обучение, Маргарита сама изъявила желание поехать в тот полк, где работал ее погибший муж. Прибыв на место Освянина не сразу завела друзей, в основном, держалась особняком от всех. Ей было дико все, что было вокруг. Парой, она даже побаивалась всего, но не показывала этого. Кругом, в основном, были только молоденькие девочки. Рита отличалась от них даже не в возрастом, а своим жизненным опытом. Только когда у девушки родился сын, она поняла, насколько ценна жизнь. Со временем у Риты появилась подруга – полная противоположность девушки. Ее зовут Женя. Их сблизило горе, которое настигло девушек. Они двое потеряли семью. Главная цель молодых женщин - сделать всё, чтобы этот ад(война) закончился.

Осянина не хотела быть обузой для сына, поэтому нашла человека, который позаботиться об сыне. Затем, к сожалению, она выстрелила себе в голову и погибла.

Рита Осянина – пример мужества и героизма. Настоящая женщина. Она стойкая, помогает всем и не сбивается с пути. Даже ее смерть – это пример героического поступка. Рита – это настоящий Человек.

  • Анализ пьесы Вампилова Утиная охота

    Произведение по жанровой направленности представляет собой драматическую пьесу, в которой воплотились авторские размышления о судьбах русских людей, переживших эпоху застоя.

  • Самсон Вырин является одним из главных и ключевых персонажей произведения «Станционный смотритель» из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

  • Сочинение Роль музыки в жизни человека

    Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души

  • Старшину мог сыграть Тихонов, а Риту Осянину - Градова [видео]

    Изменить размер текста: A A

    Что сейчас происходит в жизни актеров из этого любимого народом фильма.

    Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий .

    В мае ровно 40 лет назад Ростоцкий сумел пробить свой сценарий будущего фильма на киностудии и получил отмашку начать работу над картиной.

    Об этом народном кино мы и решили вспомнить накануне Дня Победы. Мы поздравили исполнительниц главных ролей с праздником и расспросили о съемках и их сегодняшней жизни.

    Посвятил фильм спасительнице

    Станислав Ростоцкий говорил, что картина - посвящение русским женщинам и персональная благодарность Анне Чегуновой (Бекетовой ), вынесшей истекающего кровью кавалериста Ростоцкого из боя. Анна дошла до Берлина . Потом родила двоих детей, но вскоре ослепла - сказались последствия ранений. Ростоцкий вспоминал:

    Я привез Анну на студию и рассказывал все, что происходило на экране, а она плакала... Я отношусь к женщине на войне как к героине. Главная идея фильма - в центральной фразе: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло...» Мы не раз слышали такое по радио. В моей картине фраза звучит, чтобы сказать: «Может, ничего существенного не произошло, но ведь погибли прекрасные люди».

    Мастера, создававшие этот легендарный фильм - сам Ростоцкий, главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов , ассистент художника по костюмам Валентина Галкина , директор Григорий Рималис, - прошли войну и знали, как сделать материал достоверным. К сожалению, из них в живых сегодня только Вячеслав Шумский.

    Все они побывали в самом пекле, а Валентина Галкина под огнем выносила раненых с поля боя. Они знали все тонкости и нюансы, - рассказал «КП » художник-декоратор фильма Евгений Штапенко . - Никто из зрителей и не заметит, какие подошвы у сапог немецкого десанта, а я вместе со специалистом вкручивал шестигранные шипы в подошвы, чтоб все натурально было.

    Старшину мог сыграть Тихонов

    Станислав Ростоцкий планировал на роль старшины Федота Васкова кого-то из звездных актеров, а на роли девушек - неизвестных актрис. Первыми пробовали Вячеслава Тихонова и Георгия Юматова . Тихонов был любимым актером Ростоцкого, а фронтовика Юматова выбрал Борис Васильев. Но после кинопроб Ростоцкий продолжил поиск актеров. Следующими кандидатами стали Юрий Оськин из Театра Комиссаржевской и Виталий Шаповалов из Таганки, игравший Васкова на сцене Таганки. Но в итоге героя-старшину сыграл 26-летний актер Московского ТЮЗа Андрей Мартынов . Девушек-претенденток искала по всей стране второй режиссер Ростоцкого Зоя Курдюмова .

    Елена Драпеко (Лиза Бричкина)

    О героине

    Я хотела получить роль Женьки Комельковой . У меня с Женькой общие черты характера, но Ростоцкий убедил сыграть спокойную деревенскую Лизу Бричкину . С Лизой мы мало похожи, и поэтому пришлось меняться. Я «сделала» для нее вологодский говор. Меня и Остроумову каждое утро по два часа «прихорашивали». Ольке покрасили волосы в рыжий цвет и гримировали под Грету Гарбо. А мне гример Алексей Смирнов наклеивал сотню веснушек, да так, чтобы они «сидели» на одном и том же месте.

    Что сейчас

    Сегодня заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко - кандидат социологических наук и депутат Госдумы от «Справедливой России ». На Московском кинофестивале покажут новый фильм с участием Драпеко «Смерть в пенсне, или Наш Чехов». Свободное время она посвящает выращиванию цветов в своем загородном доме в Ленинградской области и путешествиям - она поставила целью познакомить жителей стран третьего мира с творчеством Александра Пушкина . На родине прадеда Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее (Восточная Африка ) Елена с единомышленниками на свои деньги установила памятник русскому поэту, а 23 мая откроет памятник Николаю Рериху в Индии .

    Первый муж Елены умер, в браке со вторым родилась дочь Анастасия. Сегодня Анастасия - продюсер радио «Маяк» и еще продюсирует Полину Гагарину , победившую на «Фабрике звезд-2».

    Ирина Долганова (Соня Гурвич)

    О героине

    Актриса признается, что очень страдала на съемках. У ее Сони сапоги на два размера больше - и это в итоге стоит ей жизни.

    Я мучилась с этими сапожищами, постоянно теряя их на ходу. Что только не придумывала: и двойные портянки, и газеты за голенища. Один раз взмолилась: «Станислав Иосифович, на экране же не будет видно сапог! Можно поменять их, а то сил уже нет?» На что он философски ответил: «А достоверное воплощение образа?»

    Свою звездную роль Ирина чуть было не упустила. Возвращаясь в Саратов , она не оставила на киностудии своего адреса. Через месяц ректор училища, схватив ее за руку, сказал: «Срочно отправляйся в Москву !» Оказывается, ей много раз звонили, сообщали об утверждении на роль. Но завуч это от нее скрывала. Ирина еле успела, чтобы сыграть сцену на катке с Костолевским, - снег в Москве уже начал таять.

    Что сейчас

    Ирине пришлось делать выбор между распределением в театр и предложением Киностудии Горького остаться в Москве. Решив, что театр - это надежнее, она отправилась в Горький. Спустя несколько лет Станислав Ростоцкий, в доме которого Ирина останавливалась всякий раз, как приезжала в Москву, посетил ее в Горьком и снова предложил переехать в столицу. Но к тому времени Ирина Валерьевна уже была замужем, растила сына и бросать родной город и театр не захотела. В кино снялась всего несколько раз (в том числе в фильме «Мать» Глеба Панфилова ). Сегодня прима Нижегородского ТЮЗа, заслуженная артистка России Ирина Долганова преподает актерское мастерство в нескольких детских коллективах и в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского . А еще она известный в городе защитник бездомных животных, помогает им обрести хозяев. Супруг Ирины занимается бизнесом, а сын работает врачом.

    Ирина Шевчук (Рита Осянина)

    О героине

    Я так проникла в образ своей героини, что уже реально жила ее жизнью. Когда снимали сцену смерти Риты, врач рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от разорвавшейся гранаты. Я так детально представила, как задыхаюсь и мучительно умираю, что в кадре потеряла сознание! Все испугались.

    Как раз во время съемок Ирина переживала трудный разрыв с любимым мужчиной - популярным актером Талгатом Нигматуллиным , и жизненные страдания еще больше усиливали ее игру...

    У нас был долгий роман. Практически два года неразлучно, а потом только встречи и расставания. Я сознательно пошла на разрыв, но все же для меня это стало тяжелым переживанием.

    Что сейчас

    В конце 1970-х заслуженная артистка Украинской ССР Ирина Шевчук вышла замуж за композитора Александра Афанасьева . Сегодня Ирина Борисовна - гендиректор кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», член правления Гильдии актеров кино России. Недавно, 26 апреля, в Театре киноактера состоялась премьера ее спектакля «Веер леди Уиндермир» (по пьесе Оскара Уайльда). Еще она пишет стихи. Дочь Александра Афанасьева-Шевчук работала на телевидении в программе «Криминал», сейчас снимается в кино (сыграла Ирину Сомову в сериале «Монтекристо»), учится во ВГИКе.

    Ольга Остроумова (Женя Комелькова)

    О героине

    Остроумовой очень хотелось сниматься у Ростоцкого. И она вовсю старалась на пробах. Просила Ирину Шевчук, с которой была в паре , отыграть на пробах максимально хорошо. Говорила:

    Пусть все у нас получится, мне необходимо заполучить Женьку!

    Что сейчас

    После премьеры «Зорь...» не появлялась на экранах два года, а потом приглашения в кино посыпались как из рога изобилия. Сегодня Остроумова - народная артистка России, ведущая актриса Театра им. Моссовета . Сейчас она занята в репетициях спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» (по популярному в 1960 - 70-х гг. роману Нодара Думбадзе ), премьера которого состоится 13 мая.

    Дочь от первого брака Ольга Левитина окончила РАТИ (ГИТИС ) и занята в постановках театра «Эрмитаж» и Мастерской Петра Фоменко . У нее уже двое детей. Сын Михаил учится на режиссера. В 1996 году Остроумова вышла замуж за Валентина Гафта , о котором говорит: «Жизнь с Гафтом - это абсолютный подвиг. Когда утром мне нужно побыть одной и настроиться на весь день, он вдруг начинает читать стихи, которые сочинил в пять утра. Приходится слушать...»

    Екатерина Маркова (Галя Четвертак)

    О героине

    Я очень полюбила свою героиню, хотя вспоминаю съемки со страхом, - призналась «КП» Маркова .

    В фильме ее Галя выбегает из кустов с криком «Мама!» и получает выстрел в спину. Ростоцкий захотел сделать крупный план спины с дырками от пуль. В доске просверлили отверстия, прикрепили емкости с красной жидкостью, присоединили электрический шнур и надели на спину Екатерине Марковой. Электрический шнур замыкали, гимнастерка прорывалась изнутри, и со стороны казалось, что течет кровь. Но пиротехники просчитались - гимнастерку разорвало в клочья. По счастью, актриса не пострадала.

    А в реальной жизни чудом уцелел на войне отец Марковой. «Папа, фронтовой корреспондент, должен был лететь на передовую. Но, когда самолет уже вырулил на взлетную полосу, приказ отменили, и папа получил другое задание. А самолет сбили через несколько минут. Хочешь не хочешь, а поверишь в судьбу. Если бы папа погиб, я бы не появилась на свет».

    Что сейчас

    Маркова стала драматургом и писателем. Она автор десяти книг, по ее сценариям сняты 5 фильмов. За сценарий картины «Третий в пятом ряду» награждена на Международном телефестивале в Праге . Недавно вышел ее роман «Плакальщица». В этом году исполняется 40 лет счастливому семейному союзу актера Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой. А познакомила их в такси общая подруга актриса Ирина Короткова .

    Муж - самое лучшее, что у меня есть. Я нашла свое счастье, у меня замечательная семья, - призналась «КП» Маркова. - Сын Филипп - историк, пишет докторскую диссертацию, у него двое сыновей. Дочь Анна Тараторкина работает в РАМТе, участвует в спектаклях Театра Моссовета. 9 мая на канале «Россия» состоится премьера фильма «Смертельная схватка», где Анна играет снайпера Ольгу.

    И еще все эти годы Екатерина Маркова дружит с Андреем Мартыновым, сыгравшим старшину Васкова.

    Я обрела в нем поддержку и заботу, - призналась Маркова «КП». - Когда мой муж работал еще в Ленинградском ТЮЗе, а я жила в Москве и тоже играла в театре, Андрюша приходил и говорил мне: «Отдохни...» А потом гулял с маленьким Филиппом, кормил его.

    После выхода фильма Мартынова пригласили на роль Кирьяна Инютина в «Вечный зов». Много лет Мартынов работал на дубляже -мало кто знает, что его голосом говорит Марлон Брандо в «Крестном отце».

    В 1975-м в Германии Мартынов познакомился с литературоведом Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно владеющей русским. В том же 75-м они расписались в Германии. Но Франциска не могла переехать в Москву, и через несколько лет брак распался. Их сын Александр - известный театральный художник в Берлине.

    О СЪЕМКАХ

    Актрисы хотели мыться в бане в купальниках

    Натурные съемки проходили в Карелии на берегу Сямозера . Киногруппа жила в Петрозаводске , а «зенитчицы» и «Васков» - в деревне. Целый месяц актрисы вставали чуть свет и под руководством майора маршировали, учились козырять и стрелять, ползали по-пластунски, разбирали и чистили винтовки. В их солдатские рюкзачки с хлебом, котелком, кружкой режиссер подкладывал по два-три кирпича, чтоб тяжелее было.

    Снимали в лесах, где было полно клещей. Ростоцкий настоял, чтобы все актрисы сделали прививки. Но сам не привился, и укус клеща достался именно ему!

    Режиссера отвезли в больницу, клещ оказался энцефалитным. И Станислава Иосифовича потом кололи 7 дней подряд. Слава богу, не заболел! - рассказала Маркова.

    Когда пришло время «топить» в болоте Лизу Бричкину, актрису Елену Драпеко облачили в гидрокостюм, ведь со дна били холодные ключи. Но в гидрокостюме остается прослойка воздуха. И девушку все время выталкивало. На берегу с чайником стоял Евгений Штапенко и заботливо перед каждым дублем смывал с лица Елены тину. Это выглядело так смешно, что съемка трагической сцены проходила под дружный хохот. Снимали дубль за дублем, а актриса все «не тонула». Тогда с помощью динамита сделали в болоте воронку, но и она не помогла. Пришлось расстаться с гидрокостюмом, и с первого же дубля сняли уходящую под воду актрису.

    Для банной сцены в кадре нужны были обнаженные женские тела. Но мы долго не соглашались раздеться. Тогда Ростоцкий сказал: «Ну и наплевать! Вот наберу девок из Дома моделей, пусть покажут свои красивые тела, - вспоминает Ирина Долганова. - Но через неделю снова к нам: «Поймите, надо показать, что смерть уродовала юные тела, созданные для материнства!» Тогда мы поставили условие: репетируем только в купальниках и чтобы никого не было в павильоне, кроме оператора. Ростоцкий подавал команды с пульта. На полу лицом вниз лежал Женя Штапенко и подпускал пару. Когда мы влетели в кадр, каждая старалась занять место, чтоб ее поменьше было видно. Катя Маркова нырнула в огромную лохань, и, так как она девушка миниатюрная, из лохани торчали только коленки и голова, да еще и веником прикрылась. Ленка Драпеко легла на полати на живот, и видна была одна спина. Когда все заняли выгодные места, я хитро поступила - села спиной к камере. И на крупном плане как раз моя спина. Так что оголенной осталась только Оля Остроумова.

    x HTML-код

    Фрагмент фильма "А зори здесь тихие". Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий.

    Великие русские женщины великой войны: партизаны, разведчики, лётчики, снайперы, зенитчики... Одни 70 лет назад встретили Победу, другие остались в вечности, в книгах и фильмах... Впереди рискованный эксперимент - выпускаемый к 70-й годовщине Победы ремейк пронзительной ленты «А зори здесь тихие». Какой он будет? Кто воплотил образы девушек? Об этом поговорим в следующем «Синескопе», за день до премьеры, а сейчас - время классики.

    Повесть, пьеса, режиссёр...
    В 1969 году в одном из номеров журнала «Юность» начала публиковаться повесть фронтовика Бориса Васильева о подвиге пяти девушек-зенитчиц «...А зори здесь тихие». Произведение вызвало огромный резонанс. В короткое время повесть вышла отдельной книгой. Уже через год «Зори» можно было увидеть - повесть была инсценирована Юрием Любимовым в театре на Таганке. Спектакли шли с аншлагами (одноимённая пьеса идёт там до сих пор).

    Такое произведение кинематограф не мог не заметить, за идею экранизации ухватился режиссёр Станислав Ростоцкий, автор картин «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах» и «Доживём до понедельника». Ему, фронтовику, тема войны была близка, но главное - он стремился отдать дань памяти, уважения и героизму женщин тех страшных сороковых. Одна из которых, медсестра, рискуя жизнью, вынесла его с поля боя в феврале 1944-го и несла на руках тяжелораненого несколько километров.

    Начало
    В феврале 1971 года сценарная киноверсия повести Васильева была готова, утверждена худсоветом студии им. Горького и запущена в производство. Киногруппа, знавшая о войне не понаслышке (не менее половины её состава были так же, как и режиссёр, фронтовиками) занялась подбором на роли главных героев. Перед утверждением актрис на роль Ростоцкий проводил голосование среди своих коллег-фронтовиков за каждую девушку. Потому пять отважных девушек-зенитчиц, отправившихся в лес со старшиной Васковым, и получились идеальными.

    Рита Осянина

    Командиром отряда девушек, старшиной Осяниной - Железной Ритой, сбившей самолёт-разведчик, стала актриса Ирина Шевчук, мелькнувшая прежде в крохотных эпизодах фильмов «Гольфстрим» и «Приключения жёлтого чемоданчика». Шевчук прочла медицинскую литературу и незадолго до съёмок сцены гибели своей Риты встретилась с военным медиком, который детально рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от взрыва гранаты. Во время съёмки Ира так детально и реалистично представила, как она задыхается и мучительно умирает, что прямо в кадре потеряла сознание! Группа страшно перепугалась. Шевчук наконец пришла в себя, а её Рита погибла. Этот кадр вошёл в фильм.

    Женя Комелькова


    На роль дерзкой красавицы-шутницы режиссёр утвердил единственную из девушек, имевшую опыт киносъёмок - начинающую актрису Ольгу Остроумову (за неё дружно проголосовала вся киногруппа), которая снималась в 1968 году у Ростоцкого в картине о школе «Доживём до понедельника». Правда, Олю едва не отстранили от съёмок. Из-за грима. Русоволосую девушку выкрасили в рыжий цвет и сделали «химию», отчего волосы завились мелким бесом, что явно не шло образу. Первые кадры вышли нелепыми. Увидев их, руководство студии стало требовать снять это «рыжее чудо-юдо» с роли. Режиссёр отреагировал оперативно: «Перестаньте её гримировать и оставьте в покое». За неделю Оля умудрилась загореть на майском солнышке, и «химия» начала сходить. С таким внешним видом зенитчицы Комельковой начальство согласилось.

    Лиза Бричкина


    Молчаливую дочку лесника Бричкину, которая погибает самой страшной смертью - тонет в болоте, помощники Ростоцкого нашли в Ленинграде, в театральном институте. Прочитав сценарий, Елена Драпеко захотела исполнить роль Женьки Комельковой, но Ростоцкий убедил актрису стать Лизой Бричкиной и даже обрести особый, «окающий» вологодский говор. Перед съёмкой девушку подолгу гримировали, клеили на лицо не менее сотни веснушек - и каждая всякий раз должна была «сидеть» на своём месте, как на прошлой съёмке. Уже когда были сняты первые сцены, отправлены в Москву, проявлены и просмотрены, Драпеко сняли с роли. Причина?

    «По сценарию Лиза была бойкой девахой, румяной, кровь с молоком, титьки колесом, - вспоминает актриса Елена Драпеко. - А я была второкурсницей, девочкой-тростиночкой и слегка не от мира сего. Занималась балетом, играла на скрипке и рояле. Ну какая у меня могла быть деревенская, лесничья хватка?».

    Ситуацию спасла жена режиссёра. Она позвонила Ростоцкому и заявила, что он неправ. Режиссёр ещё раз отсмотрел материал, собрал группу и голосованием Елену решили оставить, но в «отместку» девушке вытравили брови и нарисовали уже не 100, а 200 веснушек и отменили её «окающий» говор.

    Соня Гурвич

    На роль тихой отличницы Сони была утверждена студентка саратовского театрального училища Ира Долганова. Девушка едва не упустила свой киношанс. Возвратившись после проб из Москвы в Саратов, она даже не оставила на студии своего адреса. Через месяц директор училища поймал студентку Долганову на перемене: «Срочно в Москву!». Оказалось, ей уже много раз звонили, сообщали, что она утверждена на роль. Но завуч училища умышленно скрывала это от студентки.

    Галя Четвертак


    Зенитчицей Четвертак стала Екатерина Маркова. Во время съёмок девушка едва не погибла. В одной из сцен Галя выбегает из кустов с криком: «Мама!», и её в спину срезают выстрелы. Режиссёр решил поразить зрителей реализмом - снять крупным планом спину Четвертак, которую вспарывают пули, а через раны начинает идти кровь. Приготовили небольшую доску, просверлили отверстия, к ним прикрепили пузырьки с искусственной кровью и пиротехнические заряды. «Устройство» замаскировали под одеждой. В момент выстрела электроцепь замыкалась, гимнастёрку пробивали заряды, а затем текла кровь. Однако пиротехники не рассчитали - «выстрел» оказался настолько мощным, что гимнастёрку Марковой разорвало в клочья... От серьёзного увечья актрису спасла лишь доска.

    Старшина Васков

    На роль старшины Федота Васкова пробовалось немало актёров, в первую очередь Вячеслав Тихонов (любимый актёр Ростоцкого) и Георгий Юматов (фронтовик, кандидатуру которого выбрал сам Борис Васильев). В итоге на роль старшины был приглашён 26-летний актёр московского ТЮЗа Андрей Мартынов. Его тайным голосованием утвердила вся съёмочная группа, включая установщиков декораций и водителей. Однако Мартынову предстояло «состарится» до более солидного возраста - лет сорока, для чего он отрастил усы.

    Солидный, практичный, толковый Федот Васков, настоящий, всё умеющий русский мужик и воин, «за кадром» не умел ни бегать, ни стрелять, ни рубить дрова... Когда дело касалось каких-либо физических действий, съёмки страшно затормаживались - у Андрея всё валилось из рук. Режиссёра раздражал актёр-неумеха. Но Мартынов хотел сниматься и начал учиться работать. Всё лучше и лучше. Потом уже, когда старшина истошным криком: «Лягайт!!!» обезоруживал немцев, в кинотеатрах страны не раз гремели аплодисменты герою...

    Съёмки фильма «А зори здесь тихие» начались в мае 1971 года. Кинематографисты выехали на натуру - в Карелию...

    Продолжение рассказа о съёмках легендарной классической картины С. Ростоцкого - в следующем «Синескопе», за 24 часа до премьеры новой версии «Зорь» в кинотеатре «Удокан».

    ЭТО ЛЮБОПЫТНО. В 2005 году китайские телевизионные кинематографисты под руководством режиссёра Мао Вэйнина (в сотрудничестве с российскими коллегами) сняли свою версию фильма «А зори здесь тихие» с российскими актёрами, в 19 сериях. Сериал прошёл с большим успехом в КНР, где к его «первоисточнику» - фильму Ростоцкого - китайские зрители относятся с большой любовью и уважением.

    Но Кирьянова пока молчала.

    Стояли безветренные белые ночи. Длинные - от зари до зари - сумерки дышали густым настоем зацветающих трав, и зенитчицы до вторых петухов пели песни у пожарного сарая. Рита таилась теперь только от Васкова, исчезала через две ночи на третью вскоре после ужина, а возвращалась перед подъемом.

    Эти возвращения Рита любила больше всего. Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, забросив связанные ушками сапоги за спину. Шлепать и думать о свидании, о жалобах матери и о следующей самоволке. И оттого, что следующее свидание она может планировать сама, не завися или почти не завися от чужой воли, Рита была счастлива. Но шла война, распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно. И, обманывая коменданта тихого 171-го разъезда, младший сержант Маргарита Осянина и знать не знала, что директива имперской службы СД за №С219/702 с грифом «ТОЛЬКО ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ» уже подписана и принята к исполнению.

    А зори здесь были тихими-тихими.

    Рита шлепала босиком: сапоги раскачивались за спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед разъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину. Старшина же Васков вставал ни свет ни заря и сразу шел щупать замки на пакгаузе. А Рита как раз туда должна была выходить: пенек ее был в двух шагах от бревенчатой стены, за кустами.

    До пенька осталось два поворота, потом напрямик, через ольшаник. Рита миновала первый и - замерла: на дороге стоял человек.

    Он стоял, глядя назад, рослый, в пятнистой плащ-палатке, горбом выпиравшей на спине. В правой руке он держал продолговатый, туго обтянутый ремнями сверток; на груди висел автомат.

    Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал ее росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела сквозь редкую еще листву на чужого, недвижимо, как во сне, стоящего на ее пути.

    Из лесу вышел второй: чуть пониже, с автоматом на груди и с точно таким же тючком в руке. Они молча пошли прямо на нее, неслышно ступая высокими шнурованными башмаками по росистой траве.

    Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Они прошли рядом: крайний коснулся плечом ветки, за которой она стояла. Прошли молча, беззвучно, как тени. И скрылись.

    Рита обождала - никого. Осторожно выскользнула, перебежала дорогу, нырнула в куст, прислушалась.

    Задыхаясь, кинулась напролом: сапоги били по спине. Не таясь, пронеслась по поселку, забарабанила в сонную, наглухо заложенную дверь:

    Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

    Наконец открыли. Васков стоял на пороге - в галифе, тапочках на босу ногу, в нижней бязевой рубахе с завязками. Хлопал сонными глазами:

    Немцы в лесу!

    Так… - Федот Евграфыч подозрительно сощурился: не иначе, разыгрывают… - Откуда известно?

    Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…

    Нет, вроде не врет. Глаза испуганные…

    Погоди тут.

    Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре. Хозяйка в одной рубахе сидела на кровати, разинув рот:

    Что там, Федот Евграфыч?

    Ничего. Вас не касается.

    Выскочил на улицу, затягивая ремень с наганом на боку. Осянина стояла на том же месте, по-прежнему держа сапоги за плечом. Старшина машинально глянул на ее ноги: красные, мокрые, к большому пальцу прошлогодний лист прилип. Значит, по лесу босиком шастала, а сапоги за спиной носила: так, стало быть, теперь воюют.

    Команду - в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!

    Бросились в разные стороны: деваха - к пожарному сараю, а он - в будку железнодорожную, к телефону. Только бы связь была!..

    - «Сосна»! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо поломка… «Сосна»!.. «Сосна»!..

    - «Сосна» слушает.

    Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепе!..

    Даю, не ори. Чепе у него…

    В трубке что-то долго сипело, хрюкало, потом далекий голос спросил:

    Ты, Васков? Что там у вас?

    Так точно, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…

    Кем обнаружены?

    Младшим сержантом Осяниной…

    Кирьянова вошла, без пилотки, между прочим. Кивнула, как на вечерке.

    Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать…

    Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим - тоже по голове не погладят. Как они выглядят, немцы твои?

    Говорит, в маскхалатах, с автоматами. Разведка…

    Разведка? А что ей там, у вас, разведывать? Как ты с хозяйкой в обнимку спишь?

    Вот всегда так, всегда Васков виноват. Все на Васкове отыгрываются.

    Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?

    Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.

    Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл. Кирьянова там?

    Тут, товарищ…

    Дай ей трубку.

    Кирьянова говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да раз пять поддакнула. Положила трубку, дала отбой.

    Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.

    Ты мне ту давай, которая видела.

    Осянина пойдет старшей.

    Ну, так. Стройте людей.

    Построены, товарищ старшина.

    Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года…

    Женя, Галя, Лиза…

    Сморщился старшина:

    Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…

    Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

    Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

    Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

    Боец Гурвич.

    Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

    Хенде хох.

    Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич…

    Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

    Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут. Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина - со мной.

    Пока бойцы завтракали и готовились к походу, старшина увел сержантский состав к себе на совещание. Хозяйка, по счастью, куда-то уже смоталась, но постель так и не прибрала:две подушки рядышком, полюбовно… Федот Евграфыч угощал сержантов похлебкой и разглядывал старенькую, истертую на сгибах карту-трехверстку.

    Значит, на этой дороге встретила?

    Вот тут, - палец Осяниной слегка колупнул карту. - А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.

    К шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала?

    Промолчала Осянина.

    Просто по ночным делам, - не глядя, сказала Кирьянова.

    Ночным? - Васков разозлился: вот ведь врут! - Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?

    Насупились обе.

    Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана, - опять сказала Кирьянова.

    Нету здесь женщин! - крикнул комендант и даже слегка пристукнул ладонью по столу. - Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…

    То-то у вас до сих пор постелька распахнута, товарищ старшина среднего рода…

    Ох и язва же эта Кирьяновна! Одно слово: петля!