Новый обзор The Elder Scrolls: Skyrim. The Elder Scrolls V: Skyrim - Обзор игры

Снег на мониторе и за окном. Skyrim повезло не только со стильной датой релиза «11-11-11», но и с погодой, по крайней мере, в подмосковных краях. Климатическую гармонию портит лишь одна досадная мелочь — на Земле, в отличие от Тамриэля, не летают драконы.

Там, на севере

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon X2 2 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon X1900

6 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Quad/Phenom X4 2.5 ГГц

4 Гб памяти

GeForce GTX 260/Radeon HD 4890

6 Гб на винчестере

Провинция Скайрим покоряет сердце с первого взгляда. Суровые полярные панорамы — не диковинка в RPG, однако их обычно подают как часть стандартного слоеного торта из зеленых дубрав, пустынь и тропических пляжей. Здесь же — скандинавские красоты и ничего более. Высоченные горы с белыми шапками ледников, гигантские руины, редкие леса с пожелтевшими березами и лавовые поля, поросшие бурой травой. В ясные ночи на небе переливается северное сияние, а если природа гневается и насылает метель, округу заметает процедурным, почти всамделишным снегом. На картинку идеально ложится музыка Джереми Соула , словно вспомнившего о том, что когда-то он написал мелодии для близкой по духу Icewind Dale .

Спрячьтесь от непогоды в каком-нибудь подземелье, и вашему взору предстанет зрелище, ничуть не уступающее пейзажам. Гробницы викингов с резными орнаментами на камне, золотое великолепие двемерских поселений, древние храмы, подернутые зловещей сизой дымкой… Пожалуй, так атмосферно художники Bethesda еще не рисовали.

Конечно, рано или поздно сердитые нордические скелеты в окружении пузатых урн встанут поперек горла, но этот грустный миг наступит нескоро. Skyrim подкупает открытостью и, подобно ударной вступительной теме, зовет на приключения. Абсурдный «autoleveling» противников и трофеев, отравивший Oblivion до мозга костей, минимизирован. Авторы ловко балансируют между здравым смыслом и стремлением бросить игроку вызов. Многие области безопасны для новичков, но пещеры с особо дорогим барахлом или гиганты, охраняющие пастбища мамонтов, собьют с вас спесь. Возьмите наглецов на заметку, чтобы потом вернуться и непременно дать сдачи.

Клуб путешественников

Собственно, фэнтезийный туризм всегда был главным развлечением в The Elder Scrolls . Гражданам, пришедшим ради насыщенного сюжета, советую направить стопы в The Witcher 2 или Dragon Age 2 . С повествованием у TES нелады от рождения — как и в предыдущих частях, цепочка основных квестов коротка и уныла. Не ждите колоритных NPC, увлекательных бесед и уймы судьбоносных ветвлений. Странствия героя-«довакина», чья цель — уничтожить дракона Алдуина, несущего гибель всему живому, завершатся, не оставив в памяти ярких моментов.

Поэтому лучше быстренько проскочить с полдюжины стартовых квестов, выучить «крики» (заклинания на драконьем наречии: плевок огнем, заморозка, телекинез, дразнилка, отвлекающая врагов…) и тотчас нырнуть в глубины побочных заданий. Благо есть куда податься: четыре гильдии (наемники, маги, воры, ассассины) с большими «линейками» миссий, детективные расследования в девяти городах, поручения местных жителей, опасная, но прибыльная работа на побегушках у капризных даэдр, участие в гражданской войне на стороне Империи или сепаратистов, ведомых цареубийцей Ульфриком… Уф!

Удивительно, как Bethesda умудряется раз за разом профукивать сюжетные полимеры при столь богатой вселенной. На трехгрошовую режиссуру ключевых скриптовых сценок больно смотреть, а эпизоды, которые Obsidian или BioWare превратили бы в эффектную драму, пущены под откос. Взять хотя бы мирные переговоры имперцев и борцов за независимость Скайрима, где наш подопечный выступает в роли арбитра. Удачный повод отточить мастерство убеждения! Ан нет, все сведено к беззубому дележу столиц.

Скуренные свитки

В общем, как обычно — факультативные занятия гораздо бодрее тех, что предлагает сценарий. Здесь и жаркие политические раздоры, и шпионские страсти, и моральные дилеммы… Да и ценное добро — мощное оружие и броню, уникальные таланты (оборотни! призрачные убийцы!), ударопрочных скакунов с пылающими глазами — выдают именно за них. Ну а чтобы музыка длилась вечно, игра придумывает «на лету» случайные миссии, используя ворох готовых шаблонов типа «убей <имя> в <локация>». Этим «radiant quests» на самом деле почти 20 лет — их подбрасывали еще в Daggerfall . Только мотивировать на RND()-подвиги нечем. Герою, чьи карманы и так разбухают от золота, не нужны чаевые, а манчкинских радостей вроде опыта в The Elder Scrolls нет.

Тут вообще много чего нынче нет. Базовая статистика упрощена до индикаторов здоровья, энергии и маны. Забудьте о силе, выносливости, интеллекте и прочих параметрах ролевой системы, забудьте о классах. Второстепенные таланты (бег, прыжки и иже с ними) срезаны под корень, уцелевшие разделены по трем категориям: воинские, воровские и колдовские. Как положено в TES , чем чаще мы применяем способность, тем лучше ей владеем. Правда, у каждой теперь вырос скромный кустик с «перками», дающими разные бонусы. Открывают их, конечно, не сразу, а по ходу развития. Желаете, допустим, оглушать оппонентов щитом — потрудитесь увеличить «Block» до 30.

В остальном же ветераны Morrowind и Oblivion почувствуют себя как дома. Кому охота узнать, что стало с алхимией, зачарованием, кузнечным делом и доброй дюжиной знакомых элементов, рекомендую на наших «Летописях Тамриэля». Кстати, пуристы, презревшие TES 4 за квестовые GPS-маркеры и мгновенные путешествия по карте, могут снова хвататься за вилы. Впрочем, кто-нибудь наверняка ваяет «хардкорный» мод для самых упорных поклонников. Вон, Creation Kit недоступен, а энтузиасты уже прикрутили к Skyrim подобие Google Street View.

Жаль, дизайн подземелий «заплатками» не вылечить. Решив проблему с однообразием и «copy/paste», разработчики накликали другую беду — «синдром Call of Duty ». Что ни склеп, то прямая кишка с короткими боковыми отростками. По-настоящему многоярусных карт не существует. Заплутать в этих полутора соснах нельзя, даже если вы с детства страдаете топографическим кретинизмом. Знать, в Bethesda полагают, что от нормального лабиринта у современной публики вскипят мозги. Да и от головоломок тоже, иначе зачем вешать ответ на стену рядом с задачкой?

«Вот опять голову потеряла Москва»

Bethesda, как и BioWare, напоминает садовника, каждую осень спиливающего засохшие ветки у яблони и не прививающего молодые. Daggerfall Morrowind Oblivion Skyrim . Чем симпатичнее обертка, тем проще идейное наполнение. Ну хорошо, снесли кошмарные порталы Обливиона, заменили их крылатыми рептилиями. Твари внушают страх и видом, и воплями, хищно кружат над равнинами, опаляя шкуры залетным медведям, однако после приземления умирают в считанные секунды. Причем шустр на расправу не только наш довакин, но и кодла рядовых стражников с хлипкими луками (а мы стоим поодаль и поглощаем драконьи души).

Старых родовых болячек тоже немало. Неуклюжий «стелс» опять испытывает терпение. Персонажи блестят лакированной кожей и передвигаются так, будто сидят на диете из осиновых кольев. Ближний бой, несмотря на жестокие добивания а-ля Fallout 3 , по-прежнему схематичен. Физика преподносит дикие курьезы — наберите в YouTube «skyrim basket» или «skyrim glitches» и приготовьтесь хохотать до упаду. Забавляет и то, что под «новым движком» Creation Engine скрывается пенсионер Gamebryo — дедуле просто сделали пару подтяжек лица.

Хотя интерфейс трогать не следовало. Пусть в Skyrim он на километр выше уродливого Pip-Boy 3000, я очень хочу встретить создателей сего чуда и спросить, о чем (и чем) они думали. Почему, заглянув в рюкзак, я всякий раз должен прокручивать столбец категорий, дабы целиком вытащить его на экран? Зачем столько места отведено под 3D-модели и скупые описания скарба? Может, стоило расширить вторую колонку с названиями вещей и добавить значки? Кто вынудил нас метаться по спискам оружия и аксессуаров в поисках того, что надето на аватара? Как информация о болезнях и иных статус-эффектах угодила в раздел «Магия»?

РС-версия подливает масла в огонь раздражения. Курсор странным образом «промахивается» мимо нужной строки в диалоге и попадает в соседнюю. «Горячие» клавиши 1-8 дозволено закреплять лишь через консольную систему «любимых предметов»: чтобы клинок или заклинание прописались в меню быстрого выбора, их сперва надо выделить нажатием F. А чтобы напрямую из инвентаря — шиш. Впору требовать компенсации за неудобства — четкие текстуры, честные тени, DX11-вкусности… Увы, последние волны технического прогресса не докатились до Тамриэля. Видимо, в следующий раз?

* * *

А до тех пор у нас есть Skyrim , на прогулки по которому уйдет не один десяток часов. Полный изъянов и разбитых надежд, как и любая игра Bethesda, но вместе с тем заманчивый и интересный. Дождитесь парочки патчей, скачайте самые полезные моды, подкрутите гайки в SkyrimPrefs.ini, и виртуальный рождественский отпуск обеспечен.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 7 из 10

Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA. В игровой тусовке сложно найти человека, который никогда не слышал о серии TES , а если точнее, то The Elder Scrolls , но если вы вдруг пропустили мимо ушей лучшую серию РПГ от первого лица с открытым миром, то этот текст как раз для вас.
На данный момент серия насчитывает пять частей, вершиной из которых является Skyrim . Эта игра, как и любая игра в серии, да и вся серия в целом – особенная. В ней, как и прежде, существует полная свобода действий, просто неимоверно огромное количество побочных заданий, масса различной экипировки, крафтинг, отношения, развитие умений персонажа, охота, алхимия, зачаровывание, драконы, эльф, подземелья и даже гражданская война.

Основа в ТЕС.

Сам сюжет повествует о том, как на земли, поделённые на части войной за власть, нападает дракон, причем он не один, а пришел с друзьями. Никто не ожидал этого, так как считалось, что всех драконов давно загнали или в вечный сон, или в другое измерение, так что в мире не осталось драконоборцев, способных защитить и себя и свой народ. Игра же начинается с того, что вас и ещё трёх подозрительных типов везут в повозке на казнь. Оказывается, что один из них – простой конокрад, а вот два других оказались тут вовсе не случайно, это два брата, один из которых заявляет права на трон Скайрима и до этого успел убить предыдущего короля своим Ту’умом, а если проще, криком. После нескольких диалогов вам, по традиции, предлагают выбрать того, кем вы хотите играть. Вы можете менять пол, вес, детали лица, типа бровей и так далее так, как вам захочется и так же вы можете выбрать одну из множества рас. Ваш выбор повлияет на то, какие бонусы получит персонаж, например, ящерецы, ожидаемо, могут дышать под водой, а каджиты-кошки видеть в темноте, но это вовсе не значит, что вы выбрали какой-то класс, ведь вы можете создать из вашего персонажа КОГО УГОДНО, все навыки прокачиваются не какими-то очками, а прям по ходу использования. Любите прокрадываться мимо врага? Со временем научитесь незаметно воровать из карманов, убивать скрытными ударами и так далее. А можете расстрелять всех из лука. Или убить мечом. Мечи можно комбинировать, в каждую руку взять по оружию, причем не обязательно одинаковому, или же взять щит. Или, если хотите, можете бегать с огромным двуручником. Во всех этих случаях вы будете прокачивать разные умения, получать разные бонусы, но никто не запретит вам прокачивать всё сразу. Это же касается и брони, вы можете выбрать тяжелую, лёгкую или мантию для мага, всё это, кстати, броню вы можете сделать себе сами, но об этом ниже.

Крафт в The Elder Scrolls 5 Skyrim.

Как я писал выше, вы можете прокачивать навыки кузнечного дела и собиать для себя броню или улучшать ту, что у вас уже есть. Вы можете лично пойти и накопать руды, подстрелить оленя, содрать с него шкуру и так далее, а затем вернуться и создать ту броню, которая вам по вкусу, но это ещё не всё. Существует навык зачарователя, с помощью него вы сможете наложить на броню, украшения или оружия всевозможные чары. Изучать разные эффекты и комбинировать их. А заодно, вы можете изготовить для себя зелья, или смертельные яды для ваших врагов и применять их в бою. К тому же, всё это вы можете сделать в одном из своих домов.

Обзор Быта игры.

Вы могли догадаться, что на просторах Скайрима вы можете найти для себя жилище, но не только вы даже можете обустроить их по своему вкусу, а в дополнениях и полностью построить своими руками. В этом доме вы можете жить и не в одиночестве, а со спутником жизни, совершив обряд бракосочетания. Так же в вашем доме вы можете готовить себе еду или пользоваться библиотекой, которую вы можете собрать себе сами, книги постоянно попадаются и тут и там и, что крайне важно, это не просто декорация, абсолютно все книги несут в себе какие-то истории, все прекрасно написано и вы даже можете наткнуться на начало какого-либо квеста, просто читая книги. В них так же есть сноски на историю и мифилогию этого мира, которая может соперничать по глубине с Толкиеном. Skyrim настолько глубока и обширна, что про неё можно было бы написать ещё очень-очень и очень много, но спойлеры – это плохо, а целую книгу здесь читать никто не будет. Если вы не стали читать этот текст, то просто поверьте, The Elder Scrolls Skyrim – одна из лучших игр, которые есть на сегодняшний день.

Если говорить об обзоре The Elder Scrolls V, нельзя не сказать, что легендарная, потрясающая игра, которая просто сорвала всех людей в мире с мест и на долго приманила к себе. Игра необычна сюжетом, реализмом и конечно, атмосферой. Прекрасные пейзажи, кучи природных зон вдохновили многих любителей игры «Древние Свитки». Да, вы попадаете в необычный, фантастический мир, где каждый игрок, смотря на свои вкусы может создать персонажа, будущего героя и спасителя - Довакина!

Игра близка к реальной жизни, действия многих персонажей, похожи на повадки настоящих людей. Барды с радостью распевают сладкие песни, о жизни, героях, врагах и подвигах доблестных воинов того времени.

Все начинается с того, что мир меняется… Долгие годы страна жила мирно, пока не вернулись они… Чтобы отомстить за прошлое всему человечеству, они готовы на все. Начинается их время, время крови и потерь, это то время, когда вернулись - драконы! Нет надежды на спасение, многие погибнут, так и не увидев свет, от того, что когти чудовищ и дикий огонь разрушит их тело…

Но вернется он, спаситель и великий герой. О нем слагали песни и рассказывали легенды, в его жилах течет кровь, кровь драконов! Довакин твой час настал!

Сюжетная часть игры, это спасение всего мира от ужасных и злобных драконов, которые восстали из своих могил. Никто не знает, чем это вызвано, неужели приезд Довакина вызвал их с того света? На все вопросы можно найти ответы, просто поиграв в эту игру. Вы выберите, что-то одно, либо Братьев Бури, либо останетесь преданным Империи. Решать вам. Помимо главной линии, множество других, не менее захватывающих заданий. Мир Скайрима - это не только мир войн и горе, это и мир где вы имеете практически любую власть над вашими действиями, окунитесь в атмосферу игры и вы поймете, что значит быть Довакином!

Сейчас активно вышли дополнения к игре Скайрим. Они включают еще более интересные задания и квесты. Вы попадете вместо эпических битв между злом и добром.

Вы не думали, что до вас уже был кто-то, кто также спасал мир, и о том, что есть еще или были те, у кого в жилах течет кровь драконов? Ответ на этот вопрос вы найдете тогда, когда отправитесь из Скайрима на остров Саммерсет, где и решится ваша будущая жизнь.

Скайрим - идеальная и просто непревзойденная игра, в нее просто обязан поиграть каждый, качество и атмосфера игры всегда на высшем уровне! Ты Довакин! Отправляйся в Скайрим и спаси эти земли от невиданного зла, которое восстало из своих гробниц…

Скачать игру The Elder Scrolls 5 Skyrim можно по ссылке

Скрывшись под одеялом Bethesda, Fallout и The Elder Scrolls после двух продолжателей дела первой серии наконец-то родили мальчика прямого наследника второй. Skyrim ждали, намаливая триумфальное возвращение серии после спорного Oblivion’а, пуская слюни на публикуемые разработчиками видео и прикидывая, как же именно на родине фэнтезийных викингов-нордов будут относиться ко всяческим хаджитам и прочим темным эльфам-данмерам. И как именно придется драться с драконами. И за какими приключениями пойти первым делом.

Пятая часть TES была обречена на по крайней мере коммерческий успех. Нам обещали многое - геймплей, контент на сотни часов, атмосферу, эпичность и прочее, и за всеми посылами от Bethesda отчетливо слышалось эхо «мы делаем второй Morrowind». Который, если кто не помнит - RPG на все времена, то есть, теперь — на все времена, оставшиеся в перерывах между походами по Скайриму.

Начало начал

Само собой, перед полным погружением игра традиционно предложит разобраться, какой расы и наружности будет наш нордонафт(ка). Предлагаемые буратинки все так же в большинстве своей не особо приятны на глаз, а визуальный редактор в руках большинства геймеров их скорее только еще больше калечит, но теперь - возрадуемся, братья и сестры - из представителя любой представленной в Скайриме народности можно сделать и сумасшедшего варвара с двуручником наперевес, и ловкого вора, и кого угодно, стереотипного и не очень искателя левел-апов.

Классовой системы как таковой в игре нет. Вообще. Привычные вроде бы раскидывания бонусных очков по десятку разных параметров ушли в небытие. Теперь система The Elder Scrolls жестко завязана на перках, даже жестче, чем в Fallout. Юмор в том, что очков опыта теперь тоже нет, есть только навыки, улучшаемые в процессе применения. Уровень героя растет после того, как эти самые навыки прокачаются n-ное количество раз, и вот в момент очередного большого просветления уже можно будет выбрать чего-нибудь эдакое, благо расщедрившаяся игра теперь выдает аж по целому перку на каждый уровень (конечно, доступ к самым крутым перкам придется еще открывать). Параллельно можно будет выбрать, куда накинуть «физическую» прибавку - в очки здоровья, выносливости или магии (те самые моментально узнаваемые три полоски синего, красного и зеленого цвета).

Обновленная система очень логична и при этом невероятно гибка. Как уже говорилось выше, из вашего подопечного может вырасти просто кто угодно (в этом месте должен был быть еще какой-нибудь пример сумасбродной смеси классов и подбора оружия). Подставьте любую расу, любые навыки и приверженность любой фракции - вы все равно получите способного зачистить подземелье, завалить дракона и организовать кружок «Сделай сам» на-все-руки-мастера. Если он вам понадобится, конечно.

Зачаровываем оружие и доспехи. Торчащую из груди ледышку в персонажа засадил лежащий сейчас трупом в углу некромант.

Большинство занятий в мире Skyrim в общем-то необязательно. Например, никто не заставляет игрока самостоятельно изготавливать зелья, хотя всяких трав, грибов, сердец местных леших и других монстров на вашем пути встретится просто немерено, как и тучи ингредиентов и материалов, используемых в других ремеслах. С покупкой и декорированием домов, семьей, вступлением в гильдии и другими бесчисленными мелочами можно также не заморачиваться, но тогда не спрашивайте, почему же в Скайриме так скучно. Тем более, что на самом деле в игре хочется сделать и то, и это, везде успеть и всех победить.

Ах да, куда же делись боги The Elder Scrolls? Все эти созвездия, под которыми рождался наш персонаж и которые влияли затем на его способности? Да, в начале игры больше нельзя проставить галочку напротив «Родился под девой, потому регенерирует аки тролль» плюс «молится богу Васе, за что получает +10 к устойчивости ядам», но переживать по этому поводу не стоит - божества никуда не делись, просто теперь ваше им поклонение выражается в, хм, поклонении как таковом. Чтобы получить благословение какого-нибудь Талоса, нужно прийти к алтарю Талоса и помолиться (то есть, активировать его статую; а ведь могли бы для языческих богов еще какие-нибудь жертвоприношения устроить, тем более что, судя по священным местам Скайрима, местные так и делают). С такими раскладами божественных покровителей можно менять, как перчатки. Они вроде бы даже не сердятся на это - после смены религии старые бонусы, конечно, исчезают, но больше никакой кары от преданного небожителя не следует.

Ну и последняя полезная информация перед выдвижением на позицию. Завязка TES 5 такова: вас ловят при пересечении границы Скайрима (куда мы шли, зачем мы шли, кто его знает), причем ловят в ту же ловушку, куда попадает главный местный бунтарь Ульрик Стормклок сотоварищи. Ульрику не нравится, что Римская Империя поставила нордов в известную позу и держит ее в таком положении уже который год, но еще больше ему не нравится,.. а, ему много чего не нравится, но это уже не важно, потому что минут через пять его буйная голова слетит с плеч. Как и ваша. И все бы хорошо, да только на казнь помимо нескольких зевак заглядывает самый настоящий дракон, каких на севере не видывали уже несколько тысяч лет. Ну а дальше пляшем сами, даром что основная сюжетная квестовая цепочка - фактически капля в море.

«Обычные» представители фауны Skyrim — тоже серьезные соперники.

Путешествие длиною в вечность

С сотнями часов геймплея разработчики нам не соврали. Skyrim огромен, просто огромен. После гигантского северного полотна, унизанного различными замками, подземельями, храмами, городами и всем, чем угодно, Dragon Age 2 вспоминается как страшный сон. Если бы творению BioWare довелось выйти через неделю после релиза Skyrim, критики просто растоптали бы игру.

Простые путешествия по различной степени красоты просторам - без посещения всяких там шахт и прочего - могут занять целые часы, а уж если по дороге еще и заглядывать в обжитые бандитами и разными монстрами достопримечательности, то про точку назначения можно забыть часов на пять. В лучшем случае. При этом, ты на самом деле понятия не имеешь, что ждет тебя за следующим поворотом. Любая одинокая разрушенная башня вместо небольшого убежища для пары бандитов может обернуться огромным тайным подземельем, в котором лежит мощнейший сломанный артефакт, починка которого - отдельный квест на вечера три интенсивной игры.

Где-то здесь подвох, думал я. Наверное, это разработчики просто ненавязчиво подталкивают меня идти именно туда, куда надо и как бы из ниоткуда получать большие важные сюжетные квесты и «случайно» натыкаться на драконов. И резко повернул с намеченного пути куда-то в лес. Ничего не изменилось. В лесу и спрятавшейся за ним горе также крылись вагоны всякой бесконечной всячины, уводящей еще глубже в леса-горы-болота, где было еще больше ждущей своего героя ерунды. На каком именно часу игры этот клубок распутается окончательно, я до сих пор не имею ни малейшего понятия. Про DLC думать страшно.

Между тем, свои сюжетные рельсы через Скайрим Bethesda все же проложила, но в пику моей воспаленной фантазии, ни от кого она их в общем-то не скрывает и неотложные по ним покатушки при этом не навязывает. А, кстати, до определенного момента надо было бы. Одна из ключевых игровых механик, крики-заклинания на драконьем языке, становится доступна только после прохождения более-менее начального сюжетного задания. Без боевых кричалок играть в общем-то все равно можно, но во-первых - зачем долгое время лишать себя дополнительного удовольствия, а во-вторых, посещение многих мест и бои с собственно драконами теряют половину смысла. Всем начинающим искателям северных приключений на заметку: пока не убьете своего первого дракона, с сюжетного пути не сворачивайте. Ну а дальше уже поступайте как заблагорассудится.

И это мы еще не говорили о городах и кипящей в них жизни. Даже в не самых больших поселениях всегда найдутся несчастные со своими проблемами, решать которые не может никто, кроме зашедшего на огонек странника, и чем усидчивее последний подслушивает разговоры на улицах и на постоялых дворах, тем дольше он рискует задержаться в гостях. Почти за всеми выдаваемыми нам заданиями стоят свои, иногда небольшие, а иногда очень даже глубокие и запутанные истории. Разбираться в каждой из них, впрочем, совершенно не обязательно: кто там что потерял, кого хотят убить, в чем весь сыр-бор, почему оно все важно — спокойно сделать дело зачастую можно, даже опустив лишние для себя подробности.

Другое дело, что преподносятся все эти разнообразные коллизии очень хитро. Просто так, с восклицательным знаком над головой никто на дороге стоять не будет и с разбегу делиться сокровенными тайнами и наболевшими проблемами тоже. Геймер должен сам проявить инициативу и поинтересоваться, а почему кузнец ругается со своим подмастерьем, что делает темнокожий редгард в северном краю, зачем алхимик скупает вон те травы и так далее. Получается, что стоящая за квестом история по крайней мере частично рассказывается еще до того, как персонаж решит в нее впутаться. Ну а если бытовые и прочие проблемы жителей Скайрима герою не интересны, то и посылать их решать его никто не будет.

Закаты и драконы

Bethesda умеет сделать если не безоговорочно красиво, то уж точно умеет сделать атмосферно. Те же подземелья в основном все также скучны и неприглядны, но при этом зачастую за каждым камнем очередных казематов лежит по своему кусочку общей картины, проливающий свет на историю места, в которое занесло геймера, прошлое его обитателей и прочая и прочая. Ну а стоит выбраться из шахты на свет божий, как к атмосфере присоединяется и пресловутая красота. Скайрим - это страна . Иногда совсем уж срывающихся на клише типа северное сияние, очередной Рохан на холмах и осенние березки, но вместе с тем неизменно завораживающих. Можно сколько угодно придираться к не сильно привлекательным человеческим (а также эльфийским, хаджитским и всем остальным) моделькам и размазанным текстурам, но сказать, что де Skyrim некрасив или даже просто посредственен, не повернется язык.

Если большинство игр хочет, чтобы от их графики у геймеров моментально отпадали целюсти, то в нашем случае эти самые челюсти падают ме-е-едленно. Взять тех же драконов. Первая встреча с огнедышащей рептилией не впечатляет. Ну прилетела заскриптованная тварь, ну посморкалась файерболами по крышам. Второе свидание тоже, в общем-то, ни о чем, но вот дальше… Идешь ты, значит, по болоту, а тут откуда-то из-за гор вылетает эта тварь. Вдалеке вылетает - машет крыльями на фоне заходящего солнца и приютившегося у подножия скалы языческого алтаря; ты ей глубоко безразличен - дракон ледяным вихрем кружится вокруг бедного мамонта. Тот отбивается от огромной ящерицы как может - ты уже подкрался ближе и видишь, что морда у дракоши вся в крови. Тут подбегают великаны, мирно выгуливавшие своего ручного мамонтенка, и начинают давать дракону большой такой сдачи. Снайперский выстрел из геройского лука - и летающее нечто добито, а ты уже со всех ног бежишь к добыче, стараясь одновременно поживиться драконьими костями и самому не отправиться в полет от великаньей дубины. Кое-как сбежав из горячей точки, поднимаешь голову - на дворе ночь, да мало того, что ночь, вышла кровавая луна. Вот тут-то, как говорится, челюсть и отваливается.

Главное — выждать подходящий момент.

К слову, разрекламированные эпические бои с пресловутыми драконами оказались таковыми лишь отчасти. Динамичность противостояния с гигантской рептилией зависит от того, где именно вы ее (или она вас) подловили. На какой-нибудь равнине любая схватка с драконом — это сущий ад и именно то, про что нам взахлеб рассказывали разработчики. Кругом огонь, над тобой кружит здоровая скотина, один невернй рывок, и ты труп, здоровье утекает с бешеной скоростью, ты судорожно ищешь какой-нибудь камень поогнеупорнее, отсылаешь тычки из лука, тут тебя внезапно начинают жевать сзади, ты разворачиваешься — и давай работать из двуручника… А вот в тех же горах можно запросто найти магическую точку и поливать смиренно ждущего своей участи несчастного змея, страдающего из-за не справившегося с ландшафтом алгоритма поиска пути. Ну да два-три реально напряженных боя с драконами стоят двух десятков утыканных издалека незадачливых рептилий. Хорошие схватки с драконами есть, все по-четсному, а уж за то, что не каждое первое столкновение оборачивается запоминающимся боем, мы Bethesda благодушно простим.

Звуковое сопровождение тоже больше работает на атмосферу, чем на что-либо другое. В такой большом проекте, как Skyrim, наверно, просто невозможно держать высокий общий уровень актерской игры - в голоса каких-то персонажей ожидаемо веришь, а кого-то просто невозможно воспринимать серьезно. Особенно, когда человек двадцать стражников в пяти различных поселениях сообщают тебе о том, что их братья сейчас все где-то там, сражаются с драконами. А потом все как один просят тебя зачаровать им мечи. А что, теперь каждый первый NPC наделен голосом, почему бы и не поболтать с проходящим мимо игроком, пусть и учились они этикету по одному и тому же Стандартному Разговорнику Стража Порядка?

Конечно, новая игра серии TES не была бы таковой, если бы в ней не было тучи . К ним большинство геймеров было готово заранее, и никого большое количество технических курьезов не удивило. Что порадовало, так это действительно ничтожное количество глюков, по-настоящему ломающих игру. Летающие лошади и уже упомянутые выше полеты в космос после знакомства с великаньей дубиной - это смешно и уж точно не раздражает так, как в свое время раздражали застревания персонажа в каких-нибудь камнях (между тем, провалиться под полигоны все же кое-где можно, но еще ни разу мне не удавалось застрять где-нибудь так, чтобы без загрузки последнего сейва было не обойтись). Некоторые игроки рапортовали о вылетах клиента Skyrim, но лично я с таким несчастьем не столкнулся ни разу. К тому же, Bethesda кует патч за патчем (коих за неделю с небольшим вышло уже несколько штук) и останавливаться не собирается.

В каком-то смысле Skyrim – даже слишком большая игра. Если проходить ее, скажем, по три часа в день, то хотя бы на две трети вы освоите ее хорошо если через два месяца. «До конца» ее пройти невозможно в принципе: «прошел Skyrim» — это какой-то оксюморон. Вы не убьете всех драконов (они респавнятся, муахаха), вы не выполните все квесты, вы не отыщете всех секретов. Вы не сможете пройти Skyrim, зато сможете получить столько удовольствия, сколько долгие годы не доставляла ни одна компьютерная RPG.

Дата выхода: 10 ноября 2011 Издатель: Bethesda Softworks Разработчик: Bethesda Game Studios Жанры: RPG Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 28 место Оценка редакции: 94 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 8 (9 положительных / 1 отрицательный)

The Elder Scrolls V: Skyrim была одной из самых красивых ролевых игр прошлого поколения консолей. Масштабное приключение в фэнтезийном сеттинге поражало размахом пейзажей и сложностью открытого мира, где покрытые снегом величественные горы и леса соседствовали с относительно теплыми долинами, реками, древней архитектурой и поселениями нордов. При этом, в отличие от Oblivion , разработчики смогли оптимизировать работу своей технологии и сделали картинку поразительно детализированной - особенно по меркам песочниц того времени.

Еще недавно казалось, что такие проекты - прерогатива домашних приставок и PC , но потом вышла The Legend of Zelda: Breath of the Wild , которая изменила представление пользователей об играх на портативных системах. И вот теперь на рынок поступила обновленная версия культовой RPG от Bethesda для гибридной консоли Nintendo Switch . Насколько качественным получился порт? Давайте разбираться.

Для Switch базируется на Special Edition версии проекта - и это заметно по графике. Пользователи Nintendo получили “Скайрим” с обновленным освещением, большим количеством мелких деталей, реалистичными эффектами воды и тумана, а также улучшенной детализацией задников.

Мы протестировали игру и в портативном, и в стационарном режиме. В первом случае игра выглядит максимально четко. Судя по всему, она работает в родном для экрана Switch разрешении - 720p . Картинка лишена пикселей и “мыла”. Окружение смотрится симпатично за счет плотной геометрии, четких текстур и удачной работе со светом и эффектами. Художники из Bethesda еще в оригинале радовали симпатичными рельефами и витиеватыми узорами на каменных поверхностях. Но в обновленной версии этот арт стал объемнее и выразительнее.

Величественные пейзажи природы Скайрима смотрятся феноменально - особенно в портативном режиме. Конечно, Zelda уже на старте показала как могут выглядеть открытые миры на Switch , но она навеяна классической японской мультипликацией, а проект от Bethesda все же выполнен в реалистичной манере. И когда в кадр попадают горы, по склонам которых медленно плывут облака, а ветер задувает снег, и все это на экране Switch где-нибудь в метро и при этом не порезано на небольшие секции, сшитые экранами загрузки, то сложно поверить, что карманные консоли дошли до такого.

Тут главное не забыть взять с собой хорошие наушники, потому что божественный, пробирающий до глубины души, саундтрек от Джереми Соула как всегда усиливает атмосферу в несколько раз.

Темные подземелья, заросшие паутиной и заполненные туманом, смотрятся чуть ли не лучше. Здесь хорошо заметны объемные поверхности и мелкие детали. Именно начиная со Skyrim художники Bethesda активно начали создавать в своих играх множество небольших штрихов к портрету подземелий, будь то проросшая сквозь дыры в потолке растительность, наспех брошенная утварь, мерцающие в темноте свечи или обитатели подземных бастионов, которые не успели выбраться из под обвала и теперь их скелеты навеки покоятся в пыльных комнатах и полуразрушенных залах.

Все это дополняется неплохими, хоть и довольно простенькими загадками, в которых игрокам требуется исследовать окружение и совмещать необходимые символы на каменных обелисках. Или, как вариант, вращать огромные плиты, согласно подсказкам, нарисованным на древних ключах. Последнее и вовсе отсылает к изучению предметов в стиле старых Resident Evil .

Изучая заброшенные храмы с плитами, испещренными текстом на драконьем языке, ваш герой научится особенной магии. Эти новые способности - Крики - как нельзя кстати приходят на помощь в преодолении многочисленных ловушек. Так, например, один из них позволяет ускоряться и телепортирует вас вперед, что помогает быстро убежать от опасного врага или преодолеть зал с копьями и бьющими из-за стен секирами.

Мир игры настолько обширен и богат, что глаза разбегаются с чего начать свои приключения. Пока вы идете по сюжетному заданию, постоянно обнаруживаете на карте новые точки интереса, будь то древние заброшенные храмы, неизведанные пещеры, новые поселения, лагеря бандитов или каменные монолиты, дарующие те или иные бонусы.

И это уже не говоря о сражениях с драконами, победа над которыми, кроме опыта и предметов, вознаграждается душой, открывающей новые Крики.

Общение с персонажами не только разблокирует новые задания и помечает интересные локации на карте, но и расширяет ваши знания о мире и быте народов, населяющих Скайрим. Разговаривая с местными жителями вы узнаете множество новых деталей о культуре Тамриэля: о древних легендах и божествах, традициях и праздниках, религии и политике.

Дополнительные знания можно почерпнуть из книг, которые можно встретить где угодно - в том числе и на пыльных полках заброшенного подземелья.

Кроме этого, книги и записки могут активировать новые миссии, а специальные тома научат вас свежим заклинаниям. На доскональное изучение богатого игрового мира Скайрима может уйти до 250 часов реального времени. И это не будет простой зачисткой местности от толп бандитов.

При этом, как и раньше, ваши действия улучшают способности героя, позволяя развиваться более естественным образом. Хотите стать местным Солидом Снейком? Используйте стелс чаще - и со временем навык сам станет лучше. Хотите поджигать врагов издалека - экипируйте магию Разрушения, со временем делая ее сильнее. Всевозможные виды холодного оружия, щиты, разные типы брони, алхимия и кузнечное дело, взлом, карманные кражи, красноречие - все прокачивается от использования. А заполняя полоску уровня навыка, вы можете разблокировать те или иные бонусы на карте созвездий, которые представляют ветви ролевой системы.

Конечно, всегда можно прокачаться у мастера, если найти нужного человека, но это стоит дорого. Золото можно заработать за квесты, получить с побежденных противников и найти в мире игры. Отличный доход приносит честно награбленный лут. Исследуя подземелья, вы найдете огромное количество дорогих предметов, которые с удовольствием купят торговцы.

Причем даже если вы не прокачиваете навык общения, то можете просто одеть на себя специальную экипировку, которая делает цены в магазинах лучше для вас. Для удобства разработчики практически сразу дают вам в помощь напарника, который не только помогает в бою, но и служит осликом - дополнительным мешком для лута.

Сражения, как и прежде, могут проходить с видом как от первого, так и от третьего лица. Bethesda не стала ничего менять, поэтому в Skyrim все та же анимация из 2011 года. К счастью, при игре с видом от первого лица это почти незаметно и битвы воспринимаются отлично. Боевая система осталась без изменений, поэтому вы, как и раньше, можете комбинировать магию и холодное оружие, использовать два заклинания одновременно или соединять обе руки для создания одного более мощного магического потока, если использовать один спелл.

В отличие от Doom выглядит симпатично и в стационарном режиме. Но именно здесь становятся очевидны различия с остальными версиями игры. Судя по всему, в док-станции Skyrim работает в 900p , в отличие от 1080p на PS4 и Xbox One . Игра смотрится значительно четче, чем оригинальная версия для Xbox 360 даже на телевизоре формата 4K , но все же не дотягивает по чистоте картинки до остальных платформ этого поколения.

На большом экране также видны упрощения по части растительности: в версии для Switch небольших кустиков вокруг персонажа ощутимо меньше, правда заметно это лишь на большом экране. Там же сильнее видны и устаревшие анимации.

К счастью, мы так не обнаружили никаких проблем с фреймрейтом. Skyrim на Switch успешно держит планку в 30 кадров в секунду, как и версии для PS4 и Xbox One . Загрузки тоже оказались довольно быстрыми.

В версию для Switch попали все три дополнения, Dawnguard , Hearthfire , Dragonborn . Первое рассказывает о нападении вампиров и об организации, которая с ними борется. Второе позволяет построить собственный дом и усыновить ребенка. А третье - самое интересное и большое - отправляет на Солстейм - остров неподалеку от Морровинда, где герою предстоит сразить древний культ.

Bethesda хорошо поработала над оптимизацией файлов, из-за чего общий вес игры на Switch составляет всего 14.5 Гб . Сюда, правда, не входит бесплатное дополнение с русской звуковой дорожкой, которое должно появиться в день выхода игры 17 ноября 2017 года . Изначально в игре доступны лишь русские субтитры, меню и текст в книгах и записках, а голос - на английском языке.

Для Nintendo Switch - это прекрасный повод перепройти культовую ролевую игру от Bethesda где бы вы ни находились. Удачная адаптация для гибридной консоли позволяет запускать масштабную RPG даже в дороге, что казалось невозможным еще год назад. Если вы являетесь поклонником серии и у вас есть Switch , то попробовать определенно стоит, а новые игроки просто обязаны ознакомиться с одним из самых ярких проектов в современной истории жанра.