Немецкая пропаганда во время вов. Пропагандистские плакаты второй мировой войны

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ The Ducktators | World War 2 Era Propaganda Cartoon | 1942

    ✪ Мифы о великой войне. "Советские герои - выдумка пропаганды"

    Неудобные вопросы Второй мировой войны (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)

    ✪ Первая мировая война и как работала пропаганда

    ✪ Ленд лиз, вторая мировая война, опровержение мифов пропаганды СССР

    В СССР в период войны в пропагандистских целях стало использоваться историческое наследие добольшевистской России , прежде всего военное. В армии была воссоздана гвардия , в изменённом виде вернулись георгиевские награды и символы, кадетские корпуса . Начиная с 1943 года советские военнослужащие стали носить погоны , были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев - Александра Невского , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , Ф. Ф. Ушакова , П. С. Нахимова . В большом количестве стали издаваться брошюры о героическом прошлом русского народа.

    Предпринимались попытки использовать в пропагандистских целях Церковь . В 1943 году после большого перерыва было разрешено избрание нового Московского патриарха . О патриотической позиции Церкви широко сообщалось в печати. В частности, широкую известность получил факт создания на средства верующих танковой колонны «Дмитрий Донской» .

    Враги в пропагандистских материалах

    Враги в пропагандистских материалах предстают то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропагандистского материала становится не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Это связано с необходимостью одновременно подавить в своих солдатах страх по отношению к врагу, вселить в них решительность и деперсонифицировать образ противника - сделать так, чтобы он не воспринимался как человек и в него было легче стрелять. Как правило, в таких материалах сильны мотивы защиты своей страны, своего дома, а также мотив мести.

    Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства. В пропагандистской кинопродукции боевые и личные качества вражеских солдат описываются чаще всего как очень низкие. Зачастую, находясь в безопасности, они выглядят наглыми и глупыми, но проявляют трусость в бою. Врага в таком кинофильме оказывается очень легко убить. Так, например, в заключительном эпизоде советского фильма «Два бойца » (1943) главные герои вдвоём беспрепятственно расстреливают наступающие колонны немцев.

    Контрпропаганда

    Служит для отражения пропагандистских атак и действий противника, дезавуирует слухи и домыслы, распускаемые противником в пропагандистских целях, утверждает слабость, ложность и ошибочность позиции противника. В Великую Отечественную войну частым объектом контрпропаганды служил образ министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса (тогда же возникло идеологическое клише «геббельсовская пропаганда»).

    Со времён библейской давности народы мира, не надеясь только на грубую военную силу или разум своих правителей, всегда дополняли их важным фактором психологического давления на общественное мнение противников. К сожалению, наша страна оказалась совершенно неподготовленной к тому, чтобы бороться с Геббельсом и его компанией, уже имевшей большой опыт в демагогии, признаюсь, я не раз удивлялся, как искусно в Берлине отмывали чёрного кобеля добела. С тотальным государством вообще труднее бороться.

    Пропаганда в нейтральных государствах

    Пропаганда «в стане врага»

    Пропагандистская работа против неприятеля имела целью снизить его боевой дух, заставить отказаться от продолжения вооружённой борьбы и склонить к сдаче в плен. С этой целью стороны вели при помощи громкоговорящей аппаратуры трансляции через линию фронта пропагандистских программ, иногда чередуя их с музыкой. В расположение вражеских частей забрасывались агитационные печатные материалы (листовки , которые также служили и «пропуском» в плен) . Чаще всего в таких материалах содержалась мысль об опасности или бессмысленности сопротивления. Пропагандисты сообщали солдатам противника о том, что они находятся в тяжёлом положении, непосредственно угрожающем гибелью, что в тылу у них осталась семья, которая ждёт, что они вернутся живыми и здоровыми.

    Часто в качестве мотива отказа от сопротивления предлагался тезис о «неправильности» политического режима в стране, которую защищает солдат. В случае сдачи в плен противник обещал достойные, а то и роскошные условия содержания до конца войны. Многие печатные пропагандистские материалы были оформлены как «пропуска в плен» - предполагалось, что сдающийся солдат должен предъявить такую листовку первому же военнослужащему неприятельской армии. Часто агитационные материалы для противника создавались от имени коллаборационистских организаций - таких как «Русская освободительная армия » или «Свободная Германия ».

    Пропаганда, посвящённая союзникам

    В силу сложившихся обстоятельств, Вторая мировая война оставила особый пласт пропагандистских материалов - посвящённый союзникам [ ] . На время войны с общим врагом разногласия между странами Запада и Советским Союзом были забыты. Союзники, как и собственные воины, изображаются сильными, уверенными в себе. На первый план часто выходят тезисы о народах-братьях, общей борьбе за мир и свободу. Весьма примечательно, что пропагандистские штампы о «коммунистической угрозе» и «мировом империализме», которые вытеснялись «союзнической» пропагандой, после войны молниеносно оказались вновь востребованными, а плакат, на котором русский лётчик пожимает руку британскому в небе над Германией, стал восприниматься [кем? ] скорее как странный.

    • «Джеймс Кеннеди» - советская песня о британских союзниках

    Известные произведения

    Пропаганда союзников

    Вторая мировая война является одним из самых ярких примеров репрезентации образа врага в пропагандистских компаниях. От того как политики и их пропагандисты могли изобразить своих главных военных, политических и идеологических противников, намеренно исказить их образ, подчеркнуть негативные черты этого образа, мотивировать обычного человека на защиту не только интересов своей страны, но и определённой идеологии, зависели судьбы государств и народов, а также будущее всего человечества. Не являются исключением в этом плане и пропагандистские кампании союзников по антигитлеровской коалиции , в которых плакаты активно использовались в качестве основного инструмента визуализации вражеского образа.

    При анализе визуального отображения образа врага в пропаганде союзников, выделяются следующие черты:

    • Зооморфный образ врага, в особенности правящей верхушки нацистов. Эта особенность присуща большому числу советских плакатов времен Великой Отечественной войны и направлена на создание у гражданина СССР и бойца Красной Армии чувства отвращения к Гитлеру и нацистам. Эти приемы должны было привести к широкому восприятию оккупантов как зверей, неспособных на человечность. Тем самым оправдывалось отношение к захватчикам как к нелюдям, пресекалось всякое сочувствие к врагу.
    • Масштаб объекта в кадре - преувеличение и преуменьшение тех или иных элементов. Данная особенность характерна для практически любой визуальной пропаганды. Художники-пропагандисты показывали ту или иную сторону в конфликте преувеличенно сильной либо слишком ослабленной. Преувеличивались и преуменьшались личности (изображение сгорбленного карлика-Гитлера и огромного бойца рядом с ним), объекты (техника, вооружение) и географические величины (размер страны мог быть скорректирован, чтобы вселить в солдата ощущение скорой победы).
    • Особый акцент на больших потерях врага. Враг на пропагандистских плакатах часто изображался либо уже поверженным, либо близким к поражению.
    • Использование цветового контраста. Помимо масштаба, в визуальном отображении элементов образа врага учитывалась и цветовая палитра. Так, в контрасте с яркими (красными, белыми) союзными войсками, вражеские силы и персоналии чаще всего были затемнены и исполнены в темных тонах.
    • Присутствие исторических аллегорий и обращение к прошлому историческому опыту. Одним из ключевых приемов, используемых пропагандистами союзников для уничижения образа главного противника, являлось приравнивание его к уже поверженным врагам из прошлого страны. Проводя параллели между современными захватчиками и потерпевшими поражение историческими соперниками, пропагандисты стремились вызвать у человека мощный подъём патриотических чувств, возродить в его сознании миф об исторически обусловленной невозможности осуществления вражеских планов. [ ]
    • В пропаганде США и Великобритании активно использовался образ христианства как религии, противостоящей фашизму. В данном случае “добро”, представленное западными союзниками, стояло на защите христианского гуманизма от посягательств "сил зла” (германского нацизма). В основе данной плакатной тематики лежит утверждение о том, что нацисты, совершившие столько преступлений против народов мира и замышлявшие еще большие злодеяния, никак не могут быть признаны христианами. Можно заметить, что образ битвы добра и зла в христианстве переносится на схватку западных демократий и нацизма. Так, на британском плакате времен войны изображен христианский крест , противопоставленный нацистской свастике . При этом, крест свастику (которая изображена меньшей по размеру) заслоняет, донося до зрителя мысль о том, что христианство обязательно победит в этом глобальном противостоянии с нацизмом. Плакат должен был оказать воздействие на верующих в Бога солдат, показав им, что нацизм приравнивается к антихристу , несет миру лишь зло, и поэтому должен быть побежден во имя христианской веры. Американский плакат 1943 г., созданный Томасом Хартом Бентоном, также апеллирует к схватке христианства с «мировым злом». Плакатом “Снова!” автор хотел показать, что ценности христианской религии находятся в опасности из-за распространения "нацистской чумы". Изображенные на плакате германские солдаты, пронизывающие копьем тело распятого Христа и немецкий военный самолет, расстреливающий его с воздуха, олицетворяют попрание нацистами всяких норм морали и христианской этики. Своими действиями по уничтожению целых народов нацистская Германия бросает вызов самому Христу, христианской религии, что по мнению автора плаката должно быть остановлено. Как и британский плакат, американский нацелен на верующих солдат, но использует более яркую аллегорию, нежели противопоставление символов. Этот плакат эксплуатирует целый библейский сюжет . Советский Союз, по идеологическим причинам, не мог использовать образ христианства как гуманистической религии, противопоставленной "нацистскому варварству". Советские пропагандисты в основном прибегали к использованию коммунистических символов и образов, а также обращались к истории России, не затрагивая при этом православную тематику.

    Известные произведения

      За годы войны было выпущено 150-180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau » - в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце - уже полчаса.

      В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке , проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов , еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем . США рисовалась как страна низкой морали , а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже .

      Направленная на армию противника

      На передовой широко применялись громкоговорящие рупорные установки, для распространения листовок - агитацонные бомбы , снаряды и реактивные мины . Листовки Третьего рейха для СССР большей частью распространялись самолетами люфтваффе .

      Активно использовались факты захвата в плен или гибели значимых фигур противника (немецкие листовки с Яковом Джугашвили , сыном Сталина, сына Хрущёва Леонида , крупных военачальников), в том числе и с элементами фальсификации материалов (фотоснимков, высказываний и т. п.).

      Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и т. п. .

      Пропаганда на оккупированных территориях

      Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона - Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами », полноценными гражданами Рейха , которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры [ ] .

      Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой , то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание . В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные - например, БЦР , Украинский национальный совет , УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона , Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература, выпускались газеты соответствующего содержания , например, газета «За родину ». Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается - работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи , на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде . Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения . В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.

      Известные произведения

      Одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «

    Из статьи: Мараховский Е.Л. Информационная политика в СССР, США и Германии в период Второй мировой войны (на примере плакатной пропаганды) // Проблемы национальной стратегии, № 2, 2016.

    Изучая плакаты, созданные художниками СССР во время Великой Отечественной войны, трудно не заметить, что их отличает особое отношение к отображаемой реальности, повышенное стремление показать жизнь так, как она есть, насколько это вообще позволяет жанр. Речь идёт не только об "окопной правде", стремлением к которой, кстати, отличались и российские плакаты времён Первой мировой, а о том, что даже собственно герои советских постеров взяты из жизни, предстают не абстрактными персонажами, а самыми обычными людьми, подчас гнев и горе делают их лица некрасивыми с точки зрения общепринятых канонов. На работах советских плакатистов часто можно увидеть рядовых бойцов, женщин-тружениц, стариков в тылу. Примечательно, что на одном из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной "Родина-мать зовёт!" прототипом этого сильного собирательного образа стала жена художника И.Тоидзе. Он хорошо запомнил выражение её лица в тот момент, когда она вбежала к нему в мастерскую и сообщила, что началась война. Интересен этот факт прежде всего тем, что жена художника в жизни была красавицей, а на плакате мы видим суровое, гневное лицо, абсолютно лишённое красоты, т. е. художника волновала только внутренняя правда образа.

    Эта тенденция во многом связана с влиянием социалистического реализма: мастера этого направления искусства сознательно приближали визуальный ряд к реалиям, окружающим рядовых людей страны. Убедительнее наглядная агитация, которая показывает что-то знакомое и основана на достоверных фактах. Например, плакат В.Корецкого "Бей так: что ни патрон — то враг!" (1943 г.) изображает реального героя, прославившегося во время Сталинградской битвы, — снайпера Василия Зайцева (впоследствии его именем был назван теплоход).
    Совсем другой подход к отображению действительности был свойствен американским плакатистам. Вот один из довольно известных постеров того времени "Становись медсестрой! Твоя страна нуждается в тебе!". Дядя Сэм - этот национальный символ художники США использовали довольно часто - надевает шапочку на хорошенькую медсестру, та смотрит на него с неподдельным восхищением. Своеобразное "посвящение". Интересно, что постер создан с помощью раскрашенной фотографии, но тем не менее к реалиям жизни он имеет отдалённое отношение. Стоит отметить особенно "штатский" вид девушки: идеальная причёска, умело накрашенное лицо, отглаженная одежда. В таком виде не в медсёстры, скорее на подиум.
    Аналогичный советский плакат выглядит совсем иначе, да и сам призыв несколько другой, не абстрактный: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница — бойцу помощник и друг!" Плакат создан в похожей технической манере: используется фотография, помещённая на рисованный фон, но какая разница! На работе советского художника — реальные люди, с которыми легко отождествлять себя каждому, а не специально подобранные модели с безупречной причёской. Примечательна и разница в слоганах— в советском призывают служить не ради мифического Дяди Сэма и даже не во имя Родины — плакатисты обращаются к коллективистскому началу самосознания русского человека, предлагая вступить в боевое братство. Стоит также отметить динамику плаката и отлично использованный контраст между красными акцентами на флаг и буквы и чёрно-белым основным изображением.

    Медицинский уход является дорогостоящим.
    Покупайте облигации военного займа".
    А. Трейдлер (США)

    У немецких плакатистов ситуация с техническим подходом к созданию наглядной пропаганды обстояла несколько по-другому: к фотомонтажу прибегали значительно реже (что странно, ведь в Германии не было недостатка в хорошей фотоплёнке и фототехнике), да и само изображение отличал своего рода схематизм, художники явно не стремились реалистично нарисовать героев своих произведений. Среди плюсов такого подхода — большая эмоциональность. Портреты, написанные крупными мазками, не позволяли концентрироваться на деталях, оставаясь выразительными. Они чем-то напоминают современное граффити. Так, на плакате "Женщина в войсках ПВО" мы видим изображённую именно в такой манере женщину в военной форме, позади неё — знак свастики. Интересно, что на плакате нет ни самолётов, ни бомб, ни взрывов — всего того, с чем связана работа во время воздушных налётов. Наоборот, службу представляют как парад. Идеальная женщина служит в идеальных войсках ПВО — что-то подобное, как уже было сказано, часто встречается на американских плакатах (хотя манера письма заметно отличается) и почти никогда — на советских.
    Важный факт — службу в армии — художники сражающегося СССР не пытались подать как парад или нечто красивое. Апелляция шла в первую очередь к чувству благородного гнева народа. Очень характерны такие образцы плакатного искусства, как "Кровь ленинградцев взывает к мести!" или "Боец, Украина ждёт тебя!", "Боец, освободи от фашистского гнёта!" и многие другие. Плакатисты правдиво отображали ужасы войны и оккупации. Героями их работ становились раненые бойцы (художники не боялись рисовать поле боя с поверженными врагами) и их отвага, гораздо реже встречающаяся в работах их коллег с Запада. В США, которым война нанесла неизмеримо меньший ущерб, плакаты с такого рода иллюстрациями можно встретить в кампаниях рекламы гособлигаций, они взывали к жалости и изображали страдающих от ран бойцов или оставшихся без крова жертв войны, но в целом даже на таких постерах преобладали настроения, выраженные в слогане британского творения времён Первой мировой: "Вы покупаете облигации, мы сделаем остальное". Американские плакаты были не столь прямолинейны. "Если не можешь пойти, покупай военные облигации",— призывал их постер времён Второй мировой войны.

    "С нашими знамёнами Победа!" (Германия)

    С удалённостью театра боевых действий от мест проживания американцев связан элемент "фантастичности", "сказочности" некоторых сюжетов в работах заокеанских художников. Так, например, на советских плакатах государственные символы не выступают в роли активных участников действия. Звёзды, серп и молот могут быть изображены на каких-то фрагментах плаката (как, например, на плакате Николая Долгорукова "Врагу не будет пощады!" (1941 г.), где государственные символы нарисованы на авиабомбах), но трудно найти место, где в бой вступает не сам человек. Однако в американских и нацистских работах подобное как раз не редкость. На постерах США тех времён распространён сюжет с символом Америки — Дядей Сэмом. Так, на знаменитом плакате из серии "Покупай военные облигации" мифический персонаж выступает даже в роли божества. Дядя Сэм, словно Зевс, высовываясь из-за туч, несёт американский флаг и строго указывает пальцем на того, кто взирает на плакат. Под ним бежит в атаку пехота, над ним летят самолёты. Обыгрывался плакатистами и образ орла — гербовой птицы США и Германии, на постерах орлы летят в одном строю с самолётами, атакуя противника.

    Кто на кого похож?

    В годы Великой Отечественной войны мир для людей творческих профессий уже был глобальным. Регулярные обвинения СССР в сходстве с гитлеровской Германией на основании того, что некоторые элементы пропаганды были похожи, уводят дискуссию по ложному пути. Дело в том, что при внимательном сравнении наиболее характерных приёмов изображения и их разнообразия можно скорее сделать вывод, что наглядная пропаганда СССР имеет больше общего с аналогами в США.
    В обеих странах — достаточно большое стилистическое и сюжетное разнообразие работ (от карикатур до авангардных стилей живописи), приёмы также схожи. В Третьем же рейхе преобладал очень характерный стиль исполнения плакатов, такого множества методов рисунка, как в СССР и США, там не было. Выше на примере плаката Л.Хольвайна уже говорилось об особенностях этого стиля. Связано такое "однообразие" и с невероятно ограниченным количеством исполнителей (широко известны лишь Хольвайн и Мьёльнер), и с особенностями идеологии нацизма. Эти особенности можно объяснить следующим образом.

    "
    Победа Германии — свобода Европы (Германия)

    Во-первых, в Германии в то время было крайне затруднительно представить еврея на должности, связанной с пропагандой, тогда как в Советском Союзе и в Штатах многие успешные художники были именно евреями. Они были космополитами, глобалистами, что позволяло им хорошо ориентироваться в мировых тенденциях.
    Во-вторых, фашизм вообще и немецкая его интерпретация в частности склонны к идеалистическому типу культуры (по П.Сорокину). Это — "переходный" тип между собственно идеациональным, свойственным Средним векам (в Европе), когда вся культурная жизнь была неотделима от религии, и чувственным, при котором внимание творцов в первую очередь обращено на эмпирически познаваемые явления и факты. Только "идеациональная" часть этой культуры у немецких фашистов — неоязыческая (обычно у поздней Российской империи и других европейских стран она была христианской). У СССР и США к тому времени можно отметить наличие устоявшегося чувственного типа культуры. Это объясняет некоторые отмеченные выше особенности, в том числе и плакатной агитации и пропаганды Третьего рейха, так как немецкие неоязычники стремились воспитать сверхлюдей-арийцев, войти в сверхчувственную связь с духами предков и древнегерманских богов, получив от них силу для выполнения своих планов.
    На стиль плакатной пропаганды влияло и художественное наследие трёх стран. Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, которое в Первую мировую подчёркивалось традиционным готическим шрифтом; американские постеры, стилистически тесно связанные с традициями коммерческой рекламы; советские, сохранившие стремление к "окопной правде" и некоторые художественные приёмы дореволюционных российских плакатов.
    Отдельно стоит обратить внимание на схожие сюжеты и компоновочные подходы у плакатистов всех трёх стран. Именно такие плакаты и вводят часто в заблуждение неспециалистов, на их основе проводящих параллели между идеологиями. Отмечаемое сходство основано на архетипах и психологически обосновано, но во многом объясняется тем, что художники перенимали опыт коллег, изучая их работы.

    Кто с мечом к нам войдёт,
    от меча и погибнет!"
    В. Иванов, О. Бурова (СССР)

    Таковы были плакаты с "былинным витязем" или (в зависимости от страны) "сверхчеловеком", главный герой которых служил олицетворением силы, отваги, доблести, а также работы, изображающие героев в профиль (так художники показывали массовость народного порыва), плакаты, проводящие исторические параллели (у нацистов подобный приём активно использовался в странах, которые они считали "арийскими", например в Дании и Норвегии). Можно долго перечислять примеры сходства в работах художников трёх стран (например, плакаты с кулаком, крушащим врага, штыком или танком, солдатами, идущими в атаку, ранеными солдатами, медсёстрами), разница, конечно, будет, но — в деталях.
    Можно утверждать, что сюжеты и компоновка плакатов к моменту Второй мировой у лидирующих стран уже устоялись. Заметные отличия были в отдельных особенностях письма и превалирующих сюжетах. Так, в США плакатисты очень часто на постерах рисовали женщин (даже в тех сферах жизни, где они обычно в меньшинстве), значительная часть их постеров взывает не к праведному гневу или гордости, а к сочувствию, так как посвящены сбору средств. Влияние рекламы сказалось и на преобладающей идеализации образов, как, например, на вербовочном плакате Х.Хайдена, заставляющем вспомнить картины нашего художника А.Дейнеки.
    Наглядная агитация Советского Союза художественно выделялась активным использованием фотомонтажа, а также рифмованными лозунгами. Эта особенность — массовое присутствие поэзии на плакатах — присуща только СССР. Такая традиция берёт своё начало и в постреволюционных "Окнах РОСТА", создававшихся в том числе и великим поэтом В.Маяковским, и в более старых плакатах ещё Российской империи.

    Политический контекст

    Наглядная агитация и пропаганда являются своеобразным "барометром" политики, своего рода индикатором настроений общества, демонстрирует и темпоральные изменения. Так, бравурные постеры Германии начала войны сменились гораздо менее радостными призывами. В советском плакате во время войны можно увидеть обратную тенденцию: от мрачных работ начала сороковых — до праздничных, посвящённых концу войны и Победе.
    На плакатах нашлось место и "национальному вопросу". Впрочем, если немцы в основном обвиняли евреев в начале войны и вели однотипную пропаганду на окружающие их "арийские народы", то СССР и США ставили совсем иную задачу. Так, плакатисты Соединённых Штатов выпустили целую серию плакатов, которую можно озаглавить "United We Win" ("Вместе мы победим"). Задачей серии было показать роль негров в производстве и армейской жизни, ослабить предрассудки в обществе. Серию можно считать весьма успешной, в том числе потому, что она обращалась к личностям реальных людей: героя Пёрл-Харбора Д.Миллера и Дж.Луиса, известного боксёра, который вступил в ряды армии США.
    Уместно отметить, что Д.Миллера наградили Военно-морским крестом США лишь под давлением негритянской прессы. Это не помешало использовать его личность в пропаганде. Что касается СССР, то на фоне межнациональных трений двух других стран народы, его населяющие, жили просто душа в душу. Это нашло своё отражение и в замечательном плакате В.Корецкого "Самед на смерть идёт, чтоб не погиб Семён…".
    Союзные отношения тоже специфически преломлялись сквозь призму наглядной агитации и пропаганды. Так, постеры США, посвящённые антигитлеровской коалиции, обычно содержат флаги многих стран. Таким образом достигался эффект, при котором в общественном сознании граждан размывалась роль Советского Союза (кстати, на одном таком постере он назван просто "Russia") в борьбе и победе над нацистской Германией. С другой стороны, так проявляло себя американское мессианство, которое со времён президента США В.Вильсона называется вильсонианством: американцы стремились представить ситуацию так, словно в одном строю с ними идут "свободные нации всего мира". Иначе обстояли дела на плакатах СССР, наши художники обычно изображали лишь три флага: советский, американский и британский. Причина также ясна — изображались страны, реально оказавшие влияние на ход боевых действий, Советскому Союзу не нужно было затушёвывать чью-то роль, в отличие от Соединённых Штатов. Особенно интересен плакат "Европа будет свободной", на которой мечи союзников рубят цепь, сковывающую женщину-Европу с разных сторон. Мечи Соединённых Штатов и Великобритании как бы противопоставлены мечу СССР. Таким образом В.Корецкий довольно прозрачно намекал на то, сколь неустойчив на самом деле союз с этими странами.

    Есть основания утверждать, что советские плакаты времён Великой Отечественной войны достигли вершин плакатного искусства. Художники СССР активно перенимали лучшее из наработок коллег по обе стороны фронта, совершенствуя собственные, и в результате сегодня перед исследователями предстаёт действительно замечательная коллекция графических работ. Находки советских художников оказали значительное влияние на развитие наглядной агитации, причём не только в нашей стране.
    В чём секрет этого успеха? Очевидно, в большом историческом опыте, в гибкости, в готовности учиться даже у противника, но особенно в том, что советские плакатисты переживали войну вместе со всей страной, со всеми её жертвами и героями. У них не было возможности, как у американских художников, рисовать свои плакаты, находясь в безопасности за океаном, или, как у немецких, подбадривать население государства, армия которого воюет далеко за его границами.
    Тем не менее с американскими плакатистами советских роднит относительный интернационализм: среди известных художников того времени в СССР присутствовали представители самых разных народов. Нацистской Германии такая "роскошь" была недоступна по идеологическим причинам.
    Что касается визуальной и сюжетной схожести советских плакатов с немецкими, на основании чего иногда делаются далеко идущие выводы, то не стоит увлекаться сравнениями такого рода, так как похожие плакаты и сюжеты можно найти у всех трёх стран.
    При этом немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранялся в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты лиц "арийцев", словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов.
    Американские постеры, представляющие собой видоизменённую коммерческую рекламу, внесли в наглядную агитацию свой специфический вклад. Обилие симпатичных девушек на плакатах, активная идеализация действительности, рекламные приёмы, очень подходившие для целей многих работ — популяризации военных облигационных займов,— всё это подчёркивает основную особенность той войны для Америки: больше бизнеса, чем войны. При этом именно тогда появились интересные работы, которым было суждено надолго пережить своё время.

    Сегодня же наглядная политическая пропаганда в нашей стране чаще вызывает смех, чем искренние эмоции (когда, например, в очередной раз "неопытный дизайнер" использует "вражескую" технику в коллаже или допускает орфографическую, а зачастую и стилистическую ошибку в лозунге). Это печальная тенденция, и изменить её — наша общая задача.
    ________________________________________ ________________ __________
    Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр

    Глава 1. Материальная и кадровая база советской пропаганды 1. Пропаганда: сущность и основные категории 2. Институциональное измерение пропаганды 3. Ресурсы и кадры советской пропаганды

    Глава 2. Пропагандистские формы и образы 1. Механизмы, формы и методы пропагандистской работы 2. Основные пропагандистские образы и символы 3. Патриотическая пропаганда - центральное направление идеологической работы

    Глава 3. Военная пропаганда: успехи и провалы 1. Эффективность советской пропаганды в годы войны 2. Просчеты пропагандистской работы

    Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

    • Деятельность органов пропаганды и агитации в тыловых районах Европейской части РСФСР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2010 год, кандидат исторических наук Смирнова, Марина Васильевна

    • Советско-партийная пропаганда периода Великой Отечественной войны как проблема историко-политического анализа 2005 год, кандидат исторических наук Галимуллина, Надия Мидхатовна

    • Военно-патриотическая печатная пропаганда в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны 2005 год, кандидат исторических наук Срибная, Татьяна Александровна

    • Печать периода Великой Отечественной войны на территории Курской области 2010 год, кандидат исторических наук Бормотова, Александра Руменовна

    • Методы и технологии идеологического воздействия на население в 1944-1956 гг.: на примере Новгородской области 2011 год, кандидат исторических наук Асташкин, Дмитрий Юрьевич

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Основы советской идеологии

    В основу советской пропаганды военного и послевоенного периодов легли установки правительства, закрепленные в Конституции СССР 1936 года, а также решения XVIII съезда ВКП(б). В марте 1939г. на съезде в докладах И.В.Сталина и других партийных деятелей отмечалось, что в стране Советов обеспечено фактическое равенство граждан и демократические свободы, что СССР перегнал капиталистические страны в области техники производства и темпов роста промышленности. Особый упор делался на отсутствие антагонистических классов и «картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции». «На основе этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм», - констатировал И.В.Сталин. Единственное, что могло поколебать советский строй, считали руководители СССР, это убийцы, шпионы и вредители. Уничтожение их обеспечивало «однородность и внутреннее единство тыла и фронта на случай войны». Зарубежную критику советской внутренней политики И.В.Сталин называл «пошлой болтовней», которая стоит только того, «чтобы поиздеваться над ней». В докладе ставились задачи по укреплению советского государства, его карательных органов в условиях капиталистического окружения. Было принято решение о создании Управления пропаганды и агитации в составе ЦК ВКП(б) (УПА) 1 .

    Война и пропаганда

    С первых дней войны Политбюро (ПБ) ЦК ВКП(б) были приняты решения об организации пропаганды и контрпропаганды. 24 июня на Совинформбюро (СИБ) возлагалось руководство освещением международных событий, внутренней жизни и боевых действий на фронтах в печати и по радио, «организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской контрпропаганды». Начальником был назначен секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков, заместителем - С.А.Лозовский. 25 июня было создано советское бюро военно-политической пропаганды во главе с Л.З.Мехлисом и заместителем Д.З.Мануильским. В функции бюро входило ведение пропаганды и контрпропаганды среди войск и населения противника 2 . При СИБ была создана литературная группа, в которую вошли писатели и публицисты Н.Н.Вирта, Б.Н.Полевой, КМ.Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н.Толстой, А.А.Фадеев, КА.Федин, М.А.Шолохов, И.Г.Эренбург и другие. С ними сотрудничали немецкие антифашисты В.Бредель, Ф.Вольф.

    Статьи Эренбурга, Симонова, Петрова, Леонова, Федина имели за рубежом значительную аудиторию. Американское агентство Юнайтед Пресс передавало статьи Эренбурга в 1600 газет, а с письмом Леонова «Неизвестному американскому другу» ознакомилось не менее 10 миллионов радиослушателей США. «Литература вся становится оборонной», - констатировал В.Вишневский 3 .

    Руководство СИБ в лице С.Лозовского в марте 1942 г. обращало внимание на ответственность писателей за каждое слово в связи с выходом их творчества на мировую арену. «Отдельные факты, обобщения должны показывать боевые качества нашей армии, единство фронта и тыла... Не в том сила нашей страны, что мы все легко делаем, а в том, что, несмотря на огромные трудности, огромные жертвы, мы идем вперед при непоколебимом моральном единстве. Это значит по-настоящему изображать, что такое Советский Союз и в чем сила Советского Союза» 4 . Выход на международную арену потребовал от пропагандистов большей гибкости при воздействии на различные категории слушателей и читателей: И.Эренбург отмечал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы» 5 . Более подробно об этом писал весной 1942 г. секретарям ЦК ВКП(б) А.С.Щербакову и Г.М.Маленкову старший инструктор VII отдела Главного политического управления Красной Армии (ГЛАВПУРККА) батальонный комиссар С.И.Кирсанов. Он предлагал использовать в советской пропаганде разоблачение «идеологических» аргументов пропаганды фашистов, ее противоречия, факты ухудшения внутреннего положения Германии, роста ненависти к ней в Европе и мире, грабительский характер войны с ее стороны. В пропаганде среди красноармейцев предлагалось уделить внимание откровенным высказываниям фашистов о «новом порядке» 6 .

    Немецкая контрразведка признавала, что советская сторона владела всем арсеналом методов идеологической борьбы. Так, в ноябре 1942 г. штаб 2 немецкой армии отмечал систематичность, продуманность и целеустремленность работы советской пропаганды на немецких солдат и население. Пропагандисты не спекулировали коммунистической риторикой, щадили церковь, не затрагивали крестьянство и среднее сословие Германии. Основной удар направлялся против фюрера и НСДАП с целью оторвать их от народа, для чего использовались утверждения о привилегиях членам нацистской партии. Советские пропагандисты учитывали потребности и уровень культуры объекта воздействия: «С ними говорит она народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, дает возможность отдельным лицам, выдавая их за немцев, обращаться к немцам и злоупотребляет подписями убитых. При этом, она взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии...». В содержание пропаганды входило изображение превосходства союзных сил, обширность русской территории и несправедливый характер войны со стороны Германии. В прифронтовой полосе и на фронте распускались слухи; краткие сообщения без аргументации и рисунки несли, с точки зрения немецких штабистов, «жестокость и бесчеловечную грубость» 7 . Контрпропагандистские материалы по Эстонии в сентябре 1942 г. были рассчитаны на отдельные категории населения - крестьянство, рабочих, женщин, молодежь, партизан, интеллигенцию - и несли общие и конкретные призывы к борьбе с фашистами. Их содержание оперативно обновлялось в соответствии с планами руководства, положением на фронтах 8 .

    В аппарате ЦК готовили письма-обращения советских партизан к участникам Сопротивления в Румынии, Финляндии, Словакии. Для реализации обращения при помощи листовок предлагалось использовать английскую авиацию 9 .

    Образ фашистского врага и патриотизм

    Универсальным приемом пропагандистов всех стран было резкое размежевание мира добра, под которым подразумевался мир субъекта, и мира зла объекта. Уничижение последнего происходило за счет сравнений с животными, «силами ада», «недочеловеками» - в зависимости от мировоззрения 10 . И.Эренбург точно сформулировал задачу пропагандистов: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого» 11 .

    Термин «фашист» стал синонимом «нелюдя», человека-оборотня, порожденного темными силами капитализма, нечеловеческим экономическим политическим строем и идеологией фашистской Германии. Вольно или невольно пропагандисты задействовали архаические, языческие пласты сознания советских людей. Фашисты изображались бездушными автоматами, методичными убийцами, эксплуататорами, насильниками, варварами. Главари рейха представлялись профессиональными неудачниками в мирной жизни, половыми извращенцами, убийцами и эксплуататорами, современными рабовладельцами 12 .

    Так же жестко пропагандисты разоблачали и союзников Германии: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен - им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь. Голодные финны начинают понимать, что их надули. Ропщут венгры. Злобно почесываются вшивые румыны. Ворчат словаки. В лакейской пахнет скандалом» 13 . В противовес захватническим планам фашистов советские пропагандисты подчеркивали народный, справедливый характер войны со стороны СССР, силу и мужество советских людей. Для начального периода войны характерны очерки П.Павленко и П.Крылова «Капитан Гастелло», И.Эренбурга «Испытание»; Л.Леонова «Твой брат Володя Куриленко»; М.Шолохова «Наука ненависти»; А.Довженко «Сто ураганов в груди» и другие 14 .

    В очерках подчеркивались огромные возможности советского общественного строя, сила и техническая оснащенность Красной Армии, успехи советских воинов, их умение вносить в месть «смекалку, даже хозяйственность» (И.Эренбург). Летчик Покрышкин, уничтожавший фашистских асов, танкист Чесноков, совершивший трехдневный рейд по тылам противника, комсомолец-партизан Куриленко, погибший в неравном бою - все они должны были стать образцами для советских людей, особенно молодежи. Акцент делался на всесокрушающую силу воли и ненависти советских героев: они могли отодвинуть смерть для выполнения долга, убивать врагов кулаками после того, как о них была разбита винтовка, стоять у станка две смены щупленькому мальчишке. Советская пропаганда рисовала облик советских воинов: простые и скромные люди, очень незлобивые в мирное время, настоящие друзья. Речь шла об «исключительном искусстве нового человека, нашего воина-рыцаря с новыми психотехническими качествами». Это был былинный герой, освобождающий Человечество от Всемирного Зла. Фашистские пропагандисты не прошли мимо кардинального поворота в советской пропаганде периода войны. В «Секретной информации для местных партийных руководителей за 1942- 1944 гг.» отмечалось: «Сталин мобилизовал в момент наибольшей для себя опасности (Москва, Сталинград) те духовные резервы, которые он до этого осуждал как реакционные и направленные против большевистской революции: любовь к родине, традиция (форма, ордена, звания, "матушка-Россия", дух народности, церковь), поощряя тем самым наивность, тщеславие, гордость и дух сопротивления. Этим изменением политической и идеологической линии и лозунгом "Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!" Сталин добился успеха» 15 .

    Патриотизм сочетался с панславизмом. В начале войны А.А.Фадеев обращался к «братьям угнетенным славянам» с призывом объединиться для разгрома врага. Один из аргументов гласил: «с нами все демократические страны» 16 .

    Отношения с союзниками

    Отношения между союзниками в творчестве публицистов представали не идиллическими, но дружественными. В очерке К.Симонова «Американцы» янки изображались веселыми парнями, любителями сувениров и настоящими воинами, очень похожими на русских. Всемерно подчеркивалась непобедимость союзников. Б.Полевой в июле 1942 г. выразил эту мысль устами немецкого перебежчика: «Русские, англичане, американцы, это гора. Кто пытается головой разбить гору, тот разбивает голову...» 17 . В целом советская пропаганда формировала положительный образ США, Великобритании, сил Сопротивления во Франции во главе с де Голлем 18 . Укреплению дружественных чувств советских людей к союзникам служила не только духовная пища, но и материальные блага: американская тушенка, юмористически прозванная бойцами «второй фронт»; 400 тысяч «Студебеккеров»; знаменитые конвои; яичный порошок; английские летчики в Мурманске.

    Пропаганда на союзников велась при помощи различных средств. Так, в августе 1942 г. УПА давало установки делегации, которая выезжала в США. Делегаты должны были подчеркивать при встрече с американцами важность поставок оружия, «в особенности танков и самолетов», выражать твердую уверенность народов СССР в прочности союза с Великобританией и США, желание молодежи СССР наладить тесный контакт с американской молодежью; убеждать собеседников в необходимости развертывания Второго фронта; пропагандировать советские ценности: морально-политическое единство народов СССР, объединившихся вокруг своего правительства для защиты Отечества, дружбу народов СССР, героизм советских людей, прочность связи между городом и деревней; разоблачать варварство немецких оккупантов 19 . Официально делегация называлась студенческой. Однако в ее составе был только один бывший - по причине призыва в армию, студент, Герой Советского Союза старший лейтенант В.Пчелинцев. Двое других - секретарь МГК ВЛКСМ, кандидат исторических наук Н.Красавченко и знаменитая снайпер, Герой Советского Союза старший лейтенант ЛЛавличенко, уже закончили высшие учебные заведения. Но для принимающей стороны это не имело никакого значения. Делегация в течение 130 дней посетила 43 города в США, Канаде, Великобритании и везде встретила самый радушный прием. Молодые советские люди - орденоносцы, представители державы, которая несла основную тяжесть войны с фашизмом, были авторитетны для западной публики 20 . Их авторитет работал на советскую пропаганду. Публицисты весьма часто использовали прием, с помощью которого пытались заставить зарубежных слушателей и читателей отождествить себя с советскими людьми. «Бой за Волгу - бой за Миссисипи. Все ли ты сделал, чтобы защитить свою родную, свою чудесную реку, американец», - взывал в августе 1942 г. К.Федин. В январе 1944 г. у И.Эренбурга это вылилось в апологетику общечеловеческих ценностей: «Забудем на час о границах, возьмем в обнаженном виде человеческие ценности и, глядя на наши прекрасные победы, с полным правом скажем: "Это прежде всего победа человека"» 21 .

    Появление в пропаганде термина «космополит»

    Однако правительства держав антигитлеровской коалиции не были склонны забывать «о границах». Об этом говорит реакция советского и американского правительств на конференцию сионистов, проходившую в два этапа - 10 мая 1942 г. и 29 августа 1943 г. в Нью-Йорке в отеле «Билтмор». Принятая программа предусматривала образование еврейского государства на территории Палестины, неограниченную иммиграцию на «землю обетованную» 22 . Подобные акции казались американскому правительству несвоевременными, с непредсказуемыми последствиями. В СССР, видимо, для запугивания евреев, профилактики от проникновения в аппарат власти чуждых элементов, были сняты ряд высокопоставленных работников еврейской национальности, гонениям подверглись евреи, работавшие в области искусства. Столь нервную реакцию советских руководителей невозможно объяснить только влиянием фашистской пропаганды и наличием антисемитов в ЦК ВКП(б) 23 .

    В перерыве между этапами Билтморской конференции стихийно возник спор о содержании советского патриотизма. В июле 1942 г. И.Эренбург писал, что «подлинный патриот любит весь мир». А.А.Фадеев весной 1943 г. в письме к В.В.Вишневскому обвинял И.Эренбурга в непонимании советского патриотизма и относил оппонента к «известным» кругам интеллигенции, «понимающим интернационализм в пошло-космополитическом духе и не изжившим рабского преклонения перед всем заграничным» 24 . Исторически традиционно русские связывали термин «космополит» с евреями 25 .

    Термин «космополит», ранее употреблявшийся в частных разговорах и переписке, с 1943 г. появляется в печати. Эренбург, который был в курсе обвинений в свой адрес со стороны Фадеева, продолжал защищать свою позицию, приводил все новые аргументы. 3 июля 1943 года в статье «Долг искусства» он писал: «Мы знаем... что вне национальной культуры нет искусства. Космополитизм - это мир, в котором вещи теряют цвет и форму, а слова лишаются их значимости. ... В дни глубокого духовного затемнения, которое принес миру фашизм, необходимо с особенной страстью говорить о всечеловеческом значении искусства» 26 . В ноябре 1943 г., после окончания конференции сионистов и в связи с коренным переломом в ходе войны, появилась статья А.А.Фадеева с характерным названием «О национальном патриотизме и национальной гордости народов СССР», в которой содержится косвенная критика сионистских решений. Автор использовал термин «космополит» в другом контексте и с иным содержанием. Речь уже шла не о космополитическом понимании патриотизма кем-либо, а об образе врага. «Конечно, - писал Фадеев, - в нашей стране существует еще незначительное охвостье людей, враждебных нашему строю. Кроме того, враг засылает к нам своих агентов, которые могут пытаться путем разжигания националистических предрассудков и пережитков среди отсталых людей вносить национальную рознь в братское содружество народов СССР или подрывать в наших народах чувство национальной чести и гордости раболепным преклонением перед всем, что носит заграничную марку, или ханжескими проповедями БЕСПОЧВЕННОГО "КОСМОПОЛИТИЗМА", исходящего из того, что все, дескать, "люди на свете", а нация, родина - это, мол, "отжившее понятие"» 27 (выделено мною. - А. Ф.). В духе времени автор акцентировал внимание на том, что именно из этой среды в начале войны раздавались голоса о преимуществах немецкой техники и организации. Одновременно Фадеев обрушился на зарубежное искусство, некритическое его восприятие некоторыми советскими интеллигентами: «искусство для искусства», писал автор, ничего не дает искусству истинному, т.е. советскому. В высказываниях приближенного Сталина чувствуется не только естественная германофобия, но и жесткое отношение к любому западному - либеральному, влиянию вообще. Для нейтрализации этого влияния Фадеев немедленно прибегает к использованию образа внешнего и внутреннего врага в виде «космополита».

    Коренной перелом в войне и пропаганда

    Пристальное внимание советских руководителей к проблеме западного влияния было связано с началом коренного перелома в ходе войны. Ее результат был предопределен, возникла возможность заняться внутриполитическими проблемами в контексте планируемого послевоенного сотрудничества с западными демократиями.

    Внешне отношения держав антигитлеровской коалиции выглядели благополучно. В ходе Тегеранской (ноябрь-декабрь 1943 г.), Ялтинской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференций И.В.Сталин, Ф.Рузвельт и У.Черчилль решили вопросы с послевоенным устройством границ, принципами управления Германией, долями репараций. Советский союз получил Курильские острова, Ю.Сахалин, Кенигсберг в обмен на обещание начать войну против Японии. В октябре 1944 г. Сталин и Черчилль распределили сферы влияния в Восточной, Центральной и Юго-Западной Европе: под преимущественно советским контролем оказались Румыния, Болгария, Венгрия, под совместным - Югославия, английским - Греция. В ходе Тегеранской конференции Сталин и Рузвельт определились в принципах решения колониального вопроса: подготовка народов к самоуправлению через 30-40-летнюю опеку международной союзнической комиссии. В целом управление миром, как отмечал У.Черчилль, «должно было осуществляться "четырьмя полицейскими", а именно СССР, Соединенными Штатами, Великобританией и Китаем» 28 . Вместе с тем, по мере приближения победы все острее давали себя знать и противоречия между союзниками, что порождало определенное недоверие и непонимание другой стороны. Так, в июле 1943 г. советские представители не были допущены в Контрольную комиссию по Италии и удовольствовались присутствием в межсоюзническом консультативном Совете. А.М.Шлезингер в работе «Истоки холодной войны» справедливо отмечает, что этот прецедент И.В.Сталин использовал в отношении стран Восточной Европы.

    Антизападнические установки советского руководства подпитывались также антисоветизмом правых кругов Запада. На заключительном этапе войны пропагандисты вели полемику с американскими «обозревателями». Так, в январе 1945 г. И.Эренбург писал: «Почему обозреватели, уверявшие в 1939 г., что мы якобы хотим завоевать мир, в 1944 г. стали уверять, что мы из-за злостных побуждений не перейдем нашей государственной границы? Почему они обижаются, когда мы идем, обижаются, когда мы останавливаемся, и обижаются, когда мы снова идем? Можно подумать, что Красная Армия занята не разгромом Германии, а оскорблением некоторых американских обозревателей» 29 .

    Опросы представителей зарубежных компаний советскими руководителями в апреле 1944 г. показали, что в США имеется много фашистских и профашистских организаций и лиц. В стране не чувствовалось, по словам одного из них, что идет война. Антисоветски настроены чиновники Госдепартамента. Самые решительные из них были готовы воевать с СССР 30 . В феврале 1944 г. неудовольствие чиновников из общества по развитию культурных связей с зарубежными странами (ВОКС) и ЦК ВКП(б) вызывали действия американского Комитета помощи России в войне, который, по их мнению, занимался «саморекламой и раздуванием помощи, оказываемой Америкой СССР», «бесцеремонным изображением крупных советских деятелей» западной печатью. С возмущением воспринимались препятствия, чинимые американскими чиновниками на пути советской пропаганды: с точки зрения председателя правления ВОКС В.С.Кеменова, исключение из выставки фотографий изображений детских трупов мешало американцам «узнать правду о борьбе и страданиях советских людей» 31 . В середине мая 1944 г. в ЦК ВКП(б) придирчиво анализировали методы работы «Британского союзника», еженедельника британского посольства в СССР. Их признали провокационными, усыпляющими бдительность советских людей 32 .

    Неблагополучно, с точки зрения кремлевского руководства, было и внутри страны. Советское правительство, ЦК ВКП(б) беспокоили «ошибки националистического характера» в ряде регионов, например, Татарской АССР; неуважительное, якобы, отношение части интеллигенции к советским достижениям и рост влияния Запада в ее среде. Между тем, председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин и партийное руководство однозначно смотрели на советскую интеллигенцию всех национальностей: «она является проводником нашей идеологии в массах» 33 .

    Развивая в годы войны национальное самосознание народов СССР, ЦК ВКП(б) одновременно стремился не допустить национализма, который считался порождением буржуазной идеологии. Крайние формы национализм принял в только что освобожденных регионах - Прибалтике, Западной Украине. На его волне выросло повстанческое движение. 1 марта 1944 г. остроту вопроса признал Н.С.Хрущев, первый секретарь ЦК КП(б)У. Совсем в духе А.А.Фадеева он заявил на сессии Верховного Совета Украины: «Украинских националистов мы называем украинско-немецкими потому, что они являются верными псами и помощниками немцев в порабощении украинского народа. Они не имеют ничего общего с украинским народом. Они являются агентами немцев в украинской среде...» 34 . Хрущев требовал сурового наказания для «врагов нашей Родины». Между тем, масштабы сопротивления не имели тенденции к снижению 35 .

    Скрытый удар по либерализму

    Накануне освободительного похода Красной Армии в Европу созрели предпосылки для принятия решений по идеологическим вопросам. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О недостатках в научной работе в области философии» было проведено протоколом от 1 мая 1944 г. 36 В апреле 1944 г. журнал «Большевик» опубликовал его изложение и комментарий под заголовком «О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала XIX вв.» 37 . Поводом стал выход в 1943 г. III тома «Истории философии» под руководством начальника УПА Г.Ф.Александрова.

    Анализ документа позволяет еще раз взглянуть на универсальные приемы и метод пропагандистов всех стран, их умение «протаскивать» сквозь словесную мишуру нужные идеи. «Авторы III тома не учли, - говорилось в постановлении, - что противоположность идеалистической диалектики Гегеля и марксистского диалектического метода отражает противоположность буржуазного и пролетарского мировоззрения. Диалектика Гегеля была обращена исключительно к прошлому»; «...не подвергнуты критике такие реакционные социально-политические идеи немецкой философии, как восхваление прусского монархического государства, возвеличение немцев, как "избранного" народа, пренебрежительное отношение к славянским народам, апологетика войны, оправдание колониальной захватнической политики и т.д. Тем самым в томе замазывается тот факт, что идеологи немецкой империалистической буржуазии используют реакционные стороны философии Канта, Фихте и Гегеля».

    В угоду политической целесообразности авторы постановления проигнорировали исторические особенности создания произведений, например, Гегеля, контекст его высказываний, не объяснили причины его иллюзий. Исторические заслуги классика мерились не тем, что он сделал по отношению к предшественникам, а масштабом предъявленных к нему претензий составителями постановления. Так, Гегель констатирует объективность войн и колониальных захватов в свою эпоху: они - «в природе вещей»; его объявляют апологетом войн. При этом умалчивалось, что освобождение колоний классик философии считал «величайшим благом». Философ действительно приветствовал войны, которые «предохраняют народы от гниения». Подобные идеи были навеяны влиянием наполеоновских войн на развитие феодальной Германии и находились в русле его концепции об источнике движения. Советские пропагандисты не желали вникать в подобные «мелочи», уподобляясь тем самым «идеологам немецкой империалистической буржуазии», которых они подвергали критике. Провозгласив советскую политическую систему высшим типом демократии, а себя - единственными истинными выразителями интересов народа, советские руководители и идеологи повторили реакционные черты системы гегелевской философии.

    Гегель не принимал общественное устройство современной ему России, в которой была «крепостная масса и та, которая правит». Его идеалом было процветание среднего сословия, образующегося в гражданском обществе, «где существуют права относительно независимых особенных кругов и где произвол чиновного мира предотвращается сопротивлением подобных правомочных кругов» 38 . Данная либеральная установка полностью противоречила принципам организации власти в СССР и была важнейшей в выборе объекта критики в лице философии Гегеля.

    Дискредитация немецкой классической философии при помощи подмены понятий, игнорирования контекста произведений критикуемого автора, исторических условий их создания, абстрактности, псевдонаучности и антифашистской формы понадобились составителям постановления для протаскивания антилиберальных идей, укрепления идеологической мощи советского правительства в условиях сотрудничества с либеральными державами - США и Великобританией. Кроме того, постановление нацеливало актив партии на усиление идеологической работы с «политическими недорослями», которых, как показали инспекции комиссий ЦК ВКП(б), оказалось немало среди руководящих работников в различных регионах СССР39.

    Постановление Политбюро «О недостатках в научной работе в области философии» показало коренную противоположность идеологических и других интересов СССР и либеральных держав антигитлеровской коалиции, стало важной идеологической предпосылкой возникновения послевоенного образа внешнего врага. Однако до тех пор, пока общий враг - фашизм, не был разбит, пока существовали иллюзии руководителей держав о послевоенном сотрудничестве, возникающие противоречия в коалиции преодолевались.

    Образ союзников на заключительном этапе войны не претерпел никаких изменений в советской печати, публицистике. По-прежнему прославлялась мощь Красной Армии, ее верность традициям Суворова, Румянцева, Кутузова; духовное, военное, экономическое превосходство связывалось с советским общественным строем, рожденным Октябрем 40 . Нацистов советские авторы называли не иначе как «выутюженные немецким шаблоном механические человеки»; И.Эренбург использовал для обозначения врага американизм: «гангстеры» 41 . В очерке Леонида Леонова «Утро победы», который датирован 30 апреля 1945 г., образ фашистского врага звучит в контексте сдержанного торжества победителей: «Мы победили потому, что добра мы хотели еще сильней, чем враги наши хотели зла. Германия расплачивается за черный грех алчности, в который вовлекли ее фюрер и его орава. Они сделали ее своим стойлом, харчевней для жратвы, притоном для демагогического блуда, станком для экзекуций, плац-парадом для маниакальных шествий... Тогда мы хлынули на эту страну, как море, - и вот она лежит на боку, битая, раскорякая, обезумевшая» 42 .

    С ненавистью отзывались советские журналисты и писатели о всех, кто посмел замолвить слово за фашистов или просто не осудил их: о турецком журналисте Ялчине, лорде Брейлсфорде, папе Римском 43 . Фашистский враг был сокрушен, но уже возникали элементы, из которых в скором будущем сложится новый стереотип «образа врага».

    Некоторые выводы

    Таким образом, в борьбе против немецко-фашистских захватчиков советские пропагандисты приобрели уникальный опыт ведения современной психологической войны . Они успешно решали все задачи, поставленные перед ними правительством. Силу советской пропаганды признавали даже фашисты.

    С началом войны стало ясно, что только социалистических ценностей в борьбе с врагом будет недостаточно. Одним из важнейших средств пропаганды стал советский патриотизм, фактически - великодержавность, игравшая в течение войны огромную роль: с ее помощью народы СССР были мобилизованы на отпор реальному страшному врагу.

    Во время войны были отработаны газетные и публицистические штампы, приемы, ходы, при помощи которых создавался образ фашистского агрессора - «нелюдя», варвара, садиста, «автомата», полового извращенца, эксплуататора, рабовладельца, лицемера. Действенность подобной пропаганды усиливалась опытом десятков миллионов людей - солдат, жителей оккупированных территорий. В результате - доверие советских людей к тому, что писали газеты.

    Великая Победа стала символом мощи и успеха СССР, позволила закрепить все стереотипы, которые насаждала советская пропаганда, советские ценности. Война способствовала выходу творчества многих писателей, журналистов на международную арену, приобретению опыта воздействия на людей с другим мировоззрением. Одновременно не прекращалась контрпропагандистская работа, с помощью которой советские руководители стремились не допустить влияния Запада на народы СССР. В период Второй мировой войны возникали элементы послевоенного образа врага: пропагандисты критиковали и дискредитировали зарубежных журналистов, выражавших интересы правых кругов Запада, папу Римского.

    С 1943 г. советские пропагандисты - прежде всего А.А.Фадеев, стали использовать термин «космополит» для обозначения советских людей, которые попали под идеологическое влияние Запада. Однако в целом советский пропагандистский аппарат, пресса сделали немало для создания позитивного образа союзников по оружию - США, Великобритании. В результате среди значительной части народа, интеллигенции возникли иллюзии относительно возможностей длительного послевоенного сотрудничества с либеральными державами антигитлеровской коалиции.

    Не было свободно от этих иллюзий и высшее руководство СССР. В конце войны советское правительство предпринимало конкретные шаги для получения у правительства США займа в 6 млрд. долларов на восстановление разрушенного хозяйства. Большую роль играл субъективный фактор - личное сотрудничество и даже приязнь И.В.Сталина и Ф.Рузвельта. Смена американского руководства в апреле 1945 г. изменила ситуацию. Вскоре выяснилось, что, по словам У.Черчилля, борьба против общего врага была «единственным звеном», которое связывало державы коалиции. Уже в мае 1945 г., глядя на ликующие толпы народа, премьер-министр Великобритании размышлял о создании антисоветского блока 44 .

    1 XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии(б). 10-21 марта 1939 г. С. 26.
    2 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1041.Л. 26,29.
    3 От советского информбюро... 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет. В 2-х т. Изд. второе. М., 1984. Т. 2. С. 460.
    4 От советского информбюро... Т. 2. С. 470.
    5 Там же. Т. 1. С. 14; Т. 2. С. 458, 459.
    6 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 95. Л. 123.
    7 Там же. Л. 207,210,211.
    8 Там же. Д. 89. Л. 35-37, 39-48, 57 об.
    9 Там же. Л. 8, 9.
    10 Там же. Д. 322. Л. 118, 119; От советского информбюро... Т. 2. С. 424; Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина. М., 1995. С. 186.
    11 Эренбург И. Долг искусства // Литература и искусство. 1943. 3 июля.
    12 Эренбург И. Близится час! М., 1942. С. 28, 36, 44; От советского информбюро... Т. 1. С. 187; Т. 2. С. 410.
    13 Эренбург И. Близится час! С. 50.
    14 См.: От советского информбюро... Т. 1, 2.
    15 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 322. Л. 119.
    16 Фадеев А. Указ. соч. Т. 5. С. 362.
    17 От советского информбюро... Т. 1. С. 191.
    18 Эренбург И. Война. Июнь 1941 - апрель 1942 г. М., 1942. С. 249, 250, 251, 253.
    19 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 89. Л. 24, 25.
    20 Автор выражает благодарность за консультацию по данному вопросу д.и.н. ведущему научному сотруднику ИРИ РАН Н.К.Петровой.
    21 От советского информбюро... Т. 1. С. 246, 251, 252, 258; Т. 2. С. 178.
    22 Динамика арабо-израильского конфликта. Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 1991. С. И, 12.
    23 См. об этом: Костырченко Г. Указ. соч. С. 8-22.
    24 Симонов К, Эренбург И. В одной газете. М., 1984. С. 103; Фадеев А. Указ. соч. Т. 7. С. 140-141.
    25 Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми т. Библиотека «Огонек». Т. 5. Фрегат «Паллада». М., 1952. С. 130.
    26 Эренбург И. Долг искусства // Литература и искусство. 1943. 3 июля.
    27 Под знаменем марксизма. 1943. № 11. С. 34-35.
    28 Черчилль У. Указ. соч. Кн. 3. С. 205, 448, 449.
    29 От советского информбюро... Т. 2. С. 352.
    30 РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 248. Л. 26, 29.
    31 Там же. Л. 1-6.
    32 Там же. Л. 44, 45.
    33 Там же. Д. 212. Л. 173-182; Вопросы партийного строительства. С. 219-221.
    34 Правда. 1944. 16 марта.
    35 См.: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1050. Л. 145-152.
    36 Там же.
    37 Большевик. 1944. № 7-8.
    38 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. § 248, 297, 324, 338 и др.
    39 Вопросы партийного строительства... С. 225. О переходе советской пропаганды к наступательной тактике в отношении союзников в конце войны пишет и В.А.Невежин. См.: НевежинВ.А. Культурные связи СССР с Великобританией и США в рамках антигитлеровской коалиции. Дисс. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. М., 1990. С. 186.
    40 От советского информбюро... Т. 2. С. 345, 347, 362, 417.
    41 Там же. С. 358,404.
    42 Там же. С. 429.
    43 Там же. С. 339,426,428.
    44 Черчилль У. Указ. соч. С. 574,575, 631.

    Одной из черт Второй мировой войны стала активная информационная война советского и нацистского режимов. Москва и Берлин активно использовали технические новинки XX века: радио, кинематограф, массовую печать. Великие державы активно изучали и использовали методы по воздействию на психику людей, их сознание и подсознание.

    Методы были одинаковы, и для «демократических» Соединенных Штатов, и для тоталитарных Германии и Советского Союза. Постоянное влияние на людей, с самого раннего возраста, включение их в различные массовые детские, молодежные, женские, профсоюзные и пр. организации. Постоянное вдалбливание в сознание лозунгов, тезисов. Жесткий контроль СМИ. Создание образа врага – внутреннего и внешнего. На Западе – это были коммунисты, жидобольшевики и евреи (в Третьем рейхе), «комиссары», в СССР – буржуазные плутократы.


    Режимы Муссолини и Гитлера отличались большой воинственностью, милитаризацией своей пропаганды. Культ силы стал основой их идеологии – проводились постоянные военные парады, воинственные речи, военизированные массовые движения. Европейских обывателей запугивали, старались сломить их волю к сопротивлению ещё до начала большой войны. К примеру, именно на такой эффект был рассчитан немецкий фильм «Крещение огнём» 1939 года, о действиях люфтваффе в Польской кампании.

    Особенность пропаганды Соединенных Штатов было присвоение ими положения «борца за мир», «демократию», это отличие они сохранили до нынешних времён. Это подтверждают названия нескольких американских организаций того времени: Американский комитет борьбы против войны, Мировой конгресс против войны, Американская лига против войны и фашизма и др. Этим же грешил и Советский Союз, хотя советская внешняя политика действительно была направлена на сохранение мира в СССР, в отличие от Италии, Германии, США, которые сознательно разжигали мировой пожар войны.

    Помогали в мощнейшем информационном воздействии на людей, повсеместная ликвидация безграмотности, рост роли радио и кинематографа. Уже в тот период психологи знали, что люди делятся на две категории – легко внушаемое большинство (90-95%) и небольшую категорию трудновнушаемых людей. Работу ведут с обеими группами населения: для первой достаточно обычной простейшей агитации, идею изо дня в день упорно вдалбливают в головы, до тех пор, пока она не овладеет массами. Вторую группу увлекают более изощрёнными учениями, идеями.

    Для безграмотных и полуграмотных существовали плакаты, которые должны были самым простым образом объяснить суть явления, события.

    Огромную роль стал играть и играет до сих пор кинематограф. Фильмы несут в себе большой посыл убеждения. Их можно использовать, как во благо народа, так и для его разложения, обмана. К примеру, в СССР важнейшее значение играл соцреализм, когда жизнь людей идеализировалась. Он задавал высокую социальную и культурную планку, к которой были должны стремиться советские люди. Снимались фильмы о тружениках, историко-патриотические картины, например: «Стальной путь (Турксиб)» в 1929 года, «Александр Невский» 1938 года.

    В 30-е годы в СССР стали исправлять ошибки и злоупотребления, которые были допущены после Октябрьской революции 1917 года. Так, снизили давление на христианство, стали восстанавливать образы героев периода «проклятого царизма». Хотя ещё в 20-е годы считалось, что с «царским наследием» надо покончить полностью, в том числе и с Кутузовым, Суворовым, Ушаковым, Нахимовым, Румянцевым и т. д. Постепенно пришло понимание, что советского патриота надо воспитывать и на примерах дореволюционной поры. Были реабилитированы и великие деятели русской культуры – Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Чехов и т. д.

    Большое значение по-прежнему играли плакаты, самыми знаменитыми мастерами по их созданию были художники военного времени Соколов-Скаля, Денисовский, Лебедев, коллектив Кукрыниксов - это псевдоним трех известных советских художников, который был получен по начальным буквам их фамилий. Они работали вместе на протяжении 20 лет - Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Многие из этих работ напоминали о подвигах давних русских национальных героев, так на одном из плакатов был изображён Александр Невский князь-герой, победитель шведов и немецких рыцарей, непобедимый полководец Александр Суворов, бивший турков и французов, Василий Чапаев, советский герой Гражданской войны. В параллель с большим контрнаступлением Красной Армии под Москвой в 1941–1942 годах был массово выпущен плакат с Михаилом Кутузовым, который за 130 лет до этого разгромил «Великую армию» Наполеона.

    Часть работ советских художников носила сатирический характер, рисовали карикатуры гитлеровских лидеров, в частности Геббельса. Другие описывали злодеяния нацистов – грабежи, убийства, насилие. Их быстро распространяли по всему Союзу, на каждом заводе, колхозе, в вузах и школах, больницах, частях Красной армии, на кораблях флота, чтобы они затрагивали практически каждого советского гражданина. Бывало, что такие агитационные материалы сопровождались едкими стихами, авторами которых были поэты, такие как Самуил Маршак. Популярность плакатов и карикатур военного содержания была достигнута благодаря таланту советских художников, которые рисовали их в самой простой и доступной для людей форме.

    Для поддерживания боевого духа и в тоже время для определённого расслабления психики людей, были созданы пропагандистские поезда, агитационные бригады. Комплектовались передвижные бригады лекторов, художников, поэтов, певцов, артистов. Они ездили по всему Союзу, в том числе и на фронт, проводили беседы, лекции, показывали фильмы, организовывали концерты, и снабжали людей информацией о ходе войны.

    Кино также играло огромную роль, именно во время войны были сняты также знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами.

    В период Великой Отечественной войны была снята серия отличных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

    Пропаганда СССР в годы Второй мировой войны как в пределах страны, так и за границей, была удивительно успешной. За границей Москва смогла сыграть на симпатиях народов мира к советскому строю и народу, так пострадавшему от зверств нацистов. Советские люди были для большинства людей освободителями Европы, победителями «коричневой чумы». А СССР был образцом государства будущего.

    Внутри страны жесткая дисциплина и обращение к глубоко укоренившимся в людях чувствам любви к своей родине, отечеству позволили Сталину проводить настолько успешную военную кампанию, что в Берлине, Лондоне и Вашингтоне были сильно удивлены. Они считали, что СССР это колосс на глиняных ногах, который не выдержит удара вооруженных сил Третьего рейха.