Мишка Япончик: биография, личная жизнь. Знаменитый одесский налётчик

, УНР

Ми́шка Япо́нчик (наст. имя - Мойше-Яков Вольфович Ви́нницкий ; 30 октября 1891 , Одесса - 4 августа 1919, Вознесенск , Херсонская губерния , УНР) - знаменитый одесский налётчик . По одной из версий, прозван Япончиком за характерный разрез глаз; по другой, его прозвище связано с тем, что он рассказал одесским ворам об образе жизни японских воров в городе Нагасаки . Японские «коллеги», по его словам, договорились о единых правилах «бизнеса» и никогда их не нарушали. Винницкий предложил одесситам брать с них пример.

Биография

Родился в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого в Одессе на Молдаванке . При рождении получил двойное имя Мойше-Янкель (Моисей-Яков), отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем». В 6 лет потерял отца. Работал учеником в матрацной мастерской, одновременно посещая еврейскую школу , затем поступил электриком на одесский завод аэропланов Анатра (отделение на улице Канатной , 22) .

Во время еврейских погромов в октябре 1905 года участвовал в еврейской самообороне . После этого присоединился к отряду анархистов-коммунистов «Молодая воля ». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (). В тюрьме познакомился с Г. И. Котовским .

Согласно данным исследователя Савченко В. А. , в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера.

У него смелая армия хорошо вооружённых уркаганов. Мокрые дела он не признаёт. При виде крови бледнеет. Был случай, когда один из его подданных укусил его за палец. Мишка орал как зарезанный.

Белогвардейцев он не любит…

Преступная деятельность

Попытки наладить в сформированной части «политработу» провалились, так как многие члены РКП(б) отказывались вступать в полк для ведения в нём пропагандистской работы, заявляя, что это опасно для жизни. Официальным комиссаром полка был назначен анархист Александр Фельдман , «Саша». По данным исследователя Виктора Ковальчука, прибывшего в полк комиссара Фельдмана «бойцы» Япончика встретили громовым хохотом.

Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й стрелковой дивизии И. Э. Якира и в июле направлен против войск Симона Петлюры . Перед отправкой в Одессе был устроен пышный банкет , на котором командиру полка Мишке Япончику были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя. Начать отправку удалось только на четвёртый день после банкета, причём в обоз полка были погружены бочонки с пивом, вино, хрусталь и икра.

Жена Винницкого Циля Аверман, после смерти мужа, оставив маленькую дочь Аду свекрови, уехала с мужем покойной сестры Винницкого за границу. Жила в Индии, г. Бомбей, затем переехала в Париж.

В искусстве

Киновоплощения

  • В 1967 году киностудией Ленфильм был снят фильм "Интервенция ", где прообразом Мишки Япончика стал персонаж Филипп, роль которого исполнил Ефим Копелян .
  • В 1968 году снят фильм «Первый курьер » (СССР-Болгария). Роль Яши Барончика сыграл одессит Николай Губенко .
  • Одессит Михаил Водяной исполнил роль Мишки Япончика в советском художественном фильме «Эскадра уходит на запад » (1965).
  • В фильме польского режиссёра Юлиуша Махульского «Дежа вю » (1989; СССР-Польша), действие которого происходит в Одессе в 1925 году, есть персонаж Японец, его роль исполнил Николай Караченцов . К биографии Михаила Винницкого данный персонаж отношения не имеет.
  • Персонаж Мишка-Япончик мелькает в биографическом сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь » (2006), в роли - Алексей Горбунов и Михаил Шкловский .
  • В 2011 году снят сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика » (в главной роли Евгений Ткачук), никак не претендующий на историческую достоверность и во многом ей противоречащий. Так, отец Япончика скончался, когда Мойше-Якову было около шести лет; Гришина-Алмазова , отстранённого от должности в марте 1919 года военного губернатора Одессы, обстреляли из пулемёта ночью и не Япончик; белых в мае и летом 1919 года вообще не было в Одессе, хотя они находились в городе после разгрома петлюровцев в марте-апреле 1919 года, а когда 23 августа 1919 года они опять вошли в Одессу, Мишки Япончика уже не было в живых, и т. п. Авторы сериала не преследовали цель создать досконально исторически привязанную картину, их целью была история любви по мотивам произведений Бабеля. Также в сценарий попали некоторые сцены из романа Валерия Смирнова "Гроб из Одессы" и книги Анатолия Барбакару "Гоп-стоп. Одесса бандитская".
  • В 2018 году выходит украинский сериал "Сувенир из Одессы". Снят по мотивам романа Валерия Смирнова "Гроб из Одессы". Сюжет романа значительно изменен. Роль Мишки Япончика исполнил Артем Алексеев.

Примечания

  1. Савченко В. А. Мишка Япончик - «король» одесских бандитов . Авантюристы гражданской войны: историческое расследование (2000 год) Архивировано 3 июня 2012 года.
  2. Владимир Ханелис. Мишка «Япончик»: вместо легенды . Проверено 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  3. Игорь Шкляев. Мишка Япончик - «Король» одесских бандитов или след в истории города . Проверено 30 декабря 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
  4. Запись о рождении в канцелярии городского раввина Одессы доступна на сайте еврейской генеалогии Jewish.Gen.org (требуется регистрация). Там же запись о рождении младшего брата Юды (Иегуды, 1900).
  5. В соответствии с надписью на памятной табличке, установленной на его монументе, дата смерти 29 июля 1919

Первый канал повторяет показ многосерийного фильма компании Star Media о жизни легендарного одесского налетчика Мишки Япончика.

Этот исторический персонаж уже не раз вдохновлял художников на творчество. В частности, с него Бабель писал в своих «Одесских рассказах» Беню Крика .

Япончик был необычным налетчиком. Стать королем воров, держать в страхе весь город и при этом быть народным любимцем мог только неординарный человек. Он имел колоссальную популярность, в нем видели Робин Гуда. Мишка Япончик утвердил свой «кодекс налетчика»: не грабить бедняков, не трогать врачей, юристов и артистов.

Его налеты были артистичными и остроумными - эдакий маленький спектакль. Мишка был расчетливым и рациональным, но при этом человеком с широкой душой: закатывал пиры для всей Молдаванки, снабжал деньгами и продуктами молодоженов, сирот, бездомных.

Актеру помогли раскосые глаза

Он пробыл королем воров короткий период - с 1917-го по 1919-й. Но это были его самые яркие годы, наполненные такими необычайными событиями, на которые у других не хватило бы и целой жизни.

Самым сложным, по словам режиссера фильма Сергея Гинзбурга , оказалось найти исполнителя главной роли:

Это было мучительно тяжело. Мы посмотрели всех, кого можно. В результате нашли потрясающего актера Театра Наций - Евгения Ткачука .


- Сначала меня утвердили на другую роль - Майорчика, правую руку Мишки, - рассказал молодой актер Евгений Ткачук . - В это время продолжали искать актера на главную роль, и мне тоже устроили пробы. Когда прочитал сценарий, очень пожалел, что пробуюсь не на Япончика. Но потом все встало на свои места. А мой однокурсник Алексей Филимонов сыграл Майорчика.

Кстати, во многом помогла Ткачуку характерная внешность: раскосые глаза, за которые Мишка и получил свою кличку - Япончик.

Одесситы нас оценят

Режиссер Сергей Гинзбург рассказал «Вокруг ТВ» о съемках в Одессе.

- Сергей Владимирович, по ТВ с большим успехом уже шли сериалы, показывавшие одесский колорит: «Сонька Золотая Ручка», «Ликвидация». Будет ли в Вашем кино делаться акцент на одесской речи, на юморе?

Без всякого сомнения. Это одесская история, и поэтому будет одесский акцент, колорит. Реальный, не фарсовый. Больше всего боялся, чтобы не получилось так, как изображают евреев в анекдотах.

- Актеров обучали одесской речи?

Да, мы брали консультантов и много на эту тему думали.

- А Ваша собственная речь обогатилась одесскими фразами, словами?

Конечно! Когда ты начинаешь изучать язык, то понимаешь структуру. С одной стороны, это достаточно просто, а с другой - не очень. Одесса - многонациональный город, в котором жили русские, украинцы, евреи, греки, румыны, татары. Это портовый город, южный, соответственно, происходила плавка языков. Сейчас «одесского языка» уже практически нет. Иногда где-нибудь на Молдаванке, на Привозе можно какую-то интонацию услышать. Тем более мы говорим про язык 1917 года: тут можем только догадываться и что-то достраивать, во многом из литературы.

- Скажите, почему Вас заинтересовал именно Мишка Япончик?

Во-первых, потому что это невероятно интересный персонаж. Во-вторых, это уникальная возможность оказаться в стилевом пространстве того времени, и не просто того времени, а Одессы того времени, и не просто Одессы, а авторской Одессы. В этом фильме мы использовали и мотивы рассказов Бабеля, и исторические документы. Это такая яркость, красочность! Сам город безумно манкий. Плюс в этом фильме будет огромное количество песен. Роль молодого Утесова, кстати, играет кумир нынешних детей Павел Прилучный .

- Как Вы прятали современную Одессу в кадре? С помощью компьютерной графики?

Во-первых, мы пытались найти то, что еще сохранилось. Но что-то приходилось подправлять и с помощью компьютерных технологий, и декорациями.



- Не так давно у всех на слуху был другой Япончик - вор в законе Вячеслав Иваньков, убитый в 2009 году. Как Вы думаете, отличаются ли современные криминальные авторитеты от воров времен Мишки Япончика?

Абсолютно! В период Мишки Япончика время было романтическое, бандиты были сентиментальны. Следовали принципам, правилам, ценили свой «почерк». Я бы даже сказал свой стиль. Мишка Япончик не хотел называться бандитом, он вообще не любил этого слова. Он и был не бандитом, а королем - человеком, который вершил ту справедливость, которую не свершил Бог. Забирал у богатых и делился с бедными, не забывая, естественно, про себя.

- Все-таки Вы показываете миф? Не стоит ждать от фильма биографической точности?

Биографической точности в данном случае и не может быть. Есть отдельные сюжеты, отдельные эпизоды, а реальное уголовное дело уничтожено. В художественном произведении в конечном итоге не важно, каким был реальный персонаж. У нас есть и абсолютно документальные вещи, и вымысел, и литература. Мы уходили от некой опереточности, которая присутствует в рассказах Бабеля.

- Одесситы трепетно относятся к образу своего города в кино. Не боитесь, что им не понравится то, как Вы показали их родину?

Мы пытались почувствовать Одессу, проникнуться ее духом, делали это с любовью, поэтому я надеюсь, что нас оценят и поймут…


Циля во всем права

Несмотря на авантюрный характер, Мишка Япончик был любящим мужем. Его единственную любовь звали Циля Аверман. Девушка выросла в аристократической семье и долго отказывала во взаимности юноше не своего круга. Но, выйдя замуж за Мишку, любила его до конца дней. «Вокруг ТВ» побеседовал с Еленой Шамовой , молодой актрисой, сыгравшей жену Япончика.

- Елена, близка ли Вам героиня по характеру?

Не совсем, это собирательный образ, но какие-то мои черты, конечно, присутствуют, мы все-таки берем из личного багажа.


- Вы считаете, что при других обстоятельствах Мишка Япончик встал бы на путь исправления и зажил бы честной жизнью?

Конечно. Циля ведь призывала его все бросить и жить спокойно. Не нужно ничего завоевывать, не нужен этот город - ей нужен не король, а простой человек.

- Вас впечатлил колорит Одессы?

Я была там впервые и просто влюбилась в этот город, он прекрасен! Я влилась в Одессу, в ее культуру. Гуляла по городу, смотрела старинную архитектуру. Это дало мне понимание, что за люди жили и живут там.


Панталоны везли из самой Франции

Кроме любовной и приключенческой линии, а также неповторимого одесского колорита, фильм интересен и воссозданием духа эпохи начала прошлого века. Герои фильма щеголяют в элегантных костюмах, а девушки красуются в старинных нарядах. Как удалось добиться эффекта аутентичности, «Вокруг ТВ» рассказала художник по костюмам Светлана Литвинова .

- Светлана, как Вы подбирали костюмы героям?

Мы создавали их по историческим документам. Есть в картине какие-то фантазийные вещи, но в основном мы старались максимально приблизиться к эпохе. Аутентичных вещей в сериале мало. Как правило, костюмы мы шили конкретно под актеров.


- Чем интересна мода периода, показанного в сериале?

Мне вообще та эпоха очень нравится. В сериале много постельных сцен, и на девушках вы увидите корсеты, кружева - все это подлинное. Я даже ездила во Францию на блошиный рынок - покупала кружева, рубашки.

- Какие костюмы оказались самыми сложными?

Были две большие сцены в театре. Пришлось попотеть, потому что в кадре показана богатая публика 1901-1905 годов. Сами декорировали шляпы, придумывали какие-то аксессуары, искали старые кружева, перчатки, кольца. Все старались максимально приблизить к истории, и вроде бы получилось.

А вот получилось ли - об этом вы узнаете, посмотрев сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» на Первом канале.

Ирина Ефимова

Лидер десятков тысяч преступников, контрабандистов и налетчиков – так вошел в историю король Одессы – Миша Япончик. Такой огромной банды не знала ни одна из европейских стран. Банда одесского авторитета насчитывала около 20 тыс. Они совершали тысячи наглых и отчаянных преступлений.

Миша Япончик был первым главарем, который запрещал убивать своим подчиненным. Бедняки называли его Робин Гудом и считали своим защитником.

Будущий Король родился в 1891 г. в семье Мейера Вольфа Винницкого. Отец работал биндюжником (грузчик в порту) и был очень рад рождению сына. На него возлагались надежды, как на помощника прокормить семью. Мальчика назвали Мойша-Яков. И уже в 4 года отец стал брать его с собой в порт. На Мойшиных глазах тяжелейший труд в порту превращал его отца в пьяницу. Изрядно подпитый он становился грубым, и неоднократно избивал сына. Уже тогда Мишка решил, что никогда не будет работать в порту.

Подрастающий мальчик любил шататься с друзьями по улицам и наблюдать за преступным миром Молдаванки (так назывался район Одессы, в котором жил Миша), тогда это казалось увлекательной игрой. Воры вырвались из нищеты и жили, по его понятиям, роскошной жизнью, о которой он так мечтал.

Тогда Мойша-Яков принял решение, что немного подрастет и убежит из дома, присоединится к преступной группировке и отец больше никогда не поднимет на него руку.

Однако, не суждено было исполниться Мишкиным планам. В день его рождения (ему исполнилось 6 лет) отец, выпив за здоровье своего сына, подошел к лошади, и та его лягнула копытом в грудь. Никто не знал, что животное, которое недавно приобрели, не переносило запах спиртного. Увиденное маленький Мойша запомнил на всю жизнь. После этого случая он не мог переносить даже вида крови.

Семья осталась без единственного кормильца. Два младших брата и сестра были слишком малы, чтобы пойти работать и Мише пришлось возложить на свои детские плечи это тяжелое бремя.

Целых 10 лет он был добытчиком, сначала работал помощником на матрацной фабрике, в 14 – перешел на завод. Измученный и голодный он проводил за станком целый день и мысли об изменении жизни почти перестали приходить в голову.

Но пришел 1905 г. – год и Санкт-Петербург захлестнула волна митингов и демонстраций. Участники мирных митингов обращались к Николаю Второму с политическими и социальными требованиями. Митинги привели к столкновению с царскими войсками и к массовым расстрелам. В Одессе началась анархия – множество банд и политических группировок пытались завоевать право контролировать город.

Четырнадцатилетний Мишка присоединился к группировке «Молодая воля» и уже через немного времени за подрыв начальника жандармерии попал в тюрьму и был осужден к виселице. Но в последний момент над ним сжалились и отправили на каторгу в Сибирь.

Десять лет каторги не прошли даром, они стали для парня школой, школой бандитских законов. Тогда Мишка и понял, чтобы быть авторитетом не обязательно убивать.

Миша Япончик изучил расстановку сил в уголовном мире города и вступил в ряды одной из самых крупных преступных группировок. Его быстро заметил главарь и назначил своим последователем. Вот так начался период учтивого грабежа и эпоха Короля Миши Япончика.

Он виртуозно контролировал бандитов и контрабандистов. Король приказал уничтожить все документы, заведенные на его подчиненных, таким образом сгорело 16 тыс. дел. Распрощавшись с прошлым, Миша Япончик стал надеждой и защитником города.

Все богатые люди стали платить дань, а вся полиция тайно работала на него. И Миша Япончик имел в жизни все, что хотел. Носить корону пришлось недолго, на него началась охота. Арест не замедлил себя ждать, но сидеть в тюрьме почти не пришлось. Вооруженные бандиты окружили здание контрразведки, преградили движение и вежливо попросили вернуть главаря целым и невредимым. Властям пришлось отступить.

Вскоре Одессу освободила Красная Армия и объявила войну бандитизму. Мишка понимает, что либо придется сдаться – либо объявить им войну. Вот здесь он принял неверное решение: возглавить подразделение Красной Армии

из числа бандитов.

В первом же бою с петлюровцами отряд Мишки Япончика одержал блестящую победу, во время боя налетчики действовали быстро, решительно и нахально. Пока подчиненные праздновали победу, их предводитель понял, что это конец. Вокруг снова была кровь и с врагом никак не получится договориться.

А вот руководство Красной Армии эта победа не радовала, они решают разоружить отряд Япончика, а его самого порешить без суда и следствия.

Через пару дней отряд получил новый приказ – сразиться с бандой Махно. Отряд столкнулся с войском, превышающим его по количеству в несколько раз и был обречен. Командир до последнего ждал обещанного подкрепления, которое так и не появилось. Бывшие налетчики дрогнули и бежали с поля боя, а позже обвинили своего предводителя в измене.

Был получен приказ вернуться в Киев для пополнения состава. Стало понятно, что по дороге домой их ждет засада. Тогда Король Одессы принимает поистине королевское решение, он тайно отправляет своих бойцов. С собой берет лишь 150 человек и по дороге представляет пистолет к голове машиниста поезда, требуя изменить маршрут.

Однако, уже возле следующей станции кавалеристы преграждают дорогу поезду. Мишка приказывает своему войску выйти из поезда и глазами прощается с каждым из них. Он понимает, что это конец. Затем поворачивается и уходит в сторону леса, он понимает, что туда ему не дойти…

Выстрелы не заставили себя ждать. Так Король Одессы поплатился за свою ошибку. Его тело похоронили возле железной дороги.

Бандиты из бывшего отряда Миши Япончика дожили свой век в Одессе, а память о невероятной жизни и смерти своего Короля передали другим.

Одесса без Япончика не Одесса. Именно Моисей Винницкий, он же Миша Япончик, ужас жандармов и народный любимец, сделал провинциальный приморский город криминальной столицей России и правил в этой столице безраздельно. Пусть всего несколько месяцев, но правил. И ведь как красиво правил! С собственным кодексом чести, с церемониями, почти по-японски.

Он ведь почему стал Япончиком? Не просто за раскосые глаза и широкие скулы. Он предложил одесским джентльменам удачи жить по законам якудза: создать свое воровское сообщество с армейской иерархией, не грабить бедняков и вообще работать красиво. И те согласились. Какой же одессит не захочет работать красиво! Каждый налет Япончика был маленьким, но хорошо поставленным спектаклем. Ограбленным непременно оставляли по 10 целковых «на извозчика».

Непострадавшая публика Япончика обожала. Артистизма ему было не занимать – он ведь одессит, Мишка (родился в 1891 году во дворике по улице Тихая, 9). Да и налетами занимался еще с детства. В 14 лет прибился к дружине анархистов и за убийство полицейского загремел на каторгу. А после революции вернулся вербовать воров под черные и красные знамена.

Моисей Винницкий, он же Мишка Япончик

Именно тогда, в начале 1918-го года, после роскошной свадьбы с работницей фабрики Жако Цилей (в 1923 году она сбежала во Францию, где дожила до седин) в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров». В нем биндюжники клялись грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Самого Япончика уважают в Одессе до сих пор. И даже видят призрак Япончика: узнают они его по характерному отличию - узкому разрезу глаз и полосатому костюму. Чаще всего его призрак разгуливает в окрестностях улицы Тихой. Работница одного из баров, которая живет неподалеку, едва не договорилась о свидании с покойным вором. «Помню, когда ночью возвращалась с работы домой, заметила симпатичного молодого человека, только одет он был как-то странно, - рассказывает администратор кафе Наталья. - Он обратился ко мне и предложил пойти выпить чашечку кофе, однако я спешила домой и отказала мужчине, но как только я прошла несколько метров, оглянулась, а его и след простыл».

Вор в законе

Одесский историк Игорь Шкляев задался целью раскопать документы о Мишке Япончике, чтобы отделить реальность от мифов.

– Вполне логичным представлялось, что материалы о столь маститом уголовнике можно найти в фондах Одесского сыскного отделения, однако ни в каких крупных уголовных делах Моисей Винницкий в дореволюционное время замешан не был. Удалось обнаружить несколько документов только в Центральном госархиве Советской армии. Вот свидетельство секретаря одесского Оперативного штаба Военно-революционного комитета Френкеля: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу главным образом лимонки и револьверы». В разговоре с Федором Фоминым, начальником Особого отдела 3-й Украинской Советской армии, Винницкий уже заявлял: «Я пришел не каяться. У меня есть предложение, я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии…»

А вот свидетельство о торжественном марше отряда Японца по улицам города: «Впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие – от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок».

До фронта, правда, добрались лишь 700 человек, да и те сбежали после первого боя с петлюровцами. Во время того отступления в августе 19-го большевики и застрелили Япончика, который считается первым российским вором в законе.

От Япончика 20-х до Япончика 90-х

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, – чуть ли не первый «благородный бандит» в советской литературе.

– Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х, – уверяет исследователь отечественного криминала профессор Яков Гилинский. – Япончик создал «воровской» стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть, а потом эта же власть его убила. В результате смерть Япончика помогла создать «бульон», из которого потом получились воры в законе.

После Мишки Япончика честный вор не должен был не только воевать за государство, он вообще не должен был иметь с ним отношений: ни жениться (через загс), ни работать (через отдел кадров).

– Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе, – считает Гилинский. – Однако нынешним «коронованным» уже можно убивать самим, хотя ворам в законе запрещалось. Кстати, Япончик, который Иваньков, содержался в тюрьме именно по подозрению в убийстве. Кроме того, почетное звание вора в законе теперь можно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться «законники», ни одной ходки не имевшие. Они легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов власти. Поэтому сегодня грань между бандитами и ворами в законе очень условна.

Досье

Жертва режима

«Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, – могу показать документы, находившиеся в контрразведке, а также и приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещали 100 тысяч рублей как за организатора отрядов против контрреволюционеров, но только благодаря рабочим массам я мог, укрываясь в лачугах, избежать расстрела».

Из автобиографии Япончика

Яна Поплавская: У Япончика была своя идея, у Соколовской – своя

– Роль революционерки Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» («Первый канал») я выбрала себе сама. Тогда у меня еще была такая возможность (режиссер сериала – Сергей Гинзбург, с которым актриса развелась лишь недавно. – Ред.). Соколовскую захотела сыграть по той причине, что она отличалась от тех ролей, которые мне предлагают в других сериалах. Было очень интересно. То время отличала готовность людей нарушать любые социальные нормы. У Мишки Япончика была своя идея, у Соколовской – своя. Мне удалось застать своего прадеда, служившего офицером в царской армии. Помню его рассказы про безумных женщин, которые, будучи дворянками, совершали во имя идеи абсолютно идиотские поступки. Многие, объявляя себя борцом, становились бесполыми. Моя Соколовская именно такая. Играя женщину, которая подменяет свое женское счастье борьбой за идею, хотела показать, как это нелепо.

Бандит с испитой рожей

«По улицам для поддержания порядка дефилирует полк Мишки Япончика…

Ужасом веет от этих разбойничьих физиономий. До чего может дойти советская власть… Недели две тому назад Мишка Япончик устроил в городском театре спектакль – концерт, на котором сам выступал с речью.

И в том самом театре, где хранились лучшие традиции русского искусства, в том самом театре, стены которого видели Комиссаржевскую, Савину и Давыдова, Моисей Винницкий – Мишка Япончик – бандит с испитой рожей осипшим голосом призывал к новым убийствам». - Из дневника В. Маргулиеса, 1919 год

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мишки Япончика

Мишка Япончик – одесский налетчик.

Детство и юность

Легенда преступного мира Мишка Япончик родился в Херсонской губернии 30.10.1891 года в семье фургонщика. Отцом будущего одесского налетчика был Меер-Вольф Мордкович Винницкий, который назвал новорожденного Мойша-Яков. Через четыре года семья перебралась в Одессу, поселившись на известной всем Молдованке. В 6-летнем возрасте Мойша-Яков лишился отца. В отсутствии кормильца ему пришлось пойти на работу еще ребенком, сначала учеником в мастерской по ремонту и изготовлению матрацев, а после окончания школы – электриком на местный авиастроительный завод «Анатра».

Карьера

Свою головокружительную в прямом и переносном смысле карьеру Мойша-Яков Винницкий начал исключительно из добрых побуждений. Осенью 1905 года в Одессе начались еврейские погромы. Пытаясь защитить своих родных и знакомых, он вступил в ряды самообороны, а затем продолжил бороться с царским режимом вместе с анархистами-коммунистами из организации «Молодая воля». Одна из ее акций окончилась убийством полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря. Как один из участников этого преступления Мойша-Яков был осужден на смертную казнь. Подача апелляции позволила ему остаться в живых. В 1907 году наказание изменили на 12 лет каторжных работ, на которых он познакомился с еще одним «борцом с режимом» Г.И. Котовским.

Не отбыв 2 года из назначенного срока наказания, Мойша-Яков Винницкий вышел на свободу по амнистии, объявленной в 1917 году. В течение нескольких летних месяцев он сколотил под своим началом достаточно многочисленную и хорошо вооруженную банду, обозначившую свое лидерство в одесском преступном мире рядом дерзких налетов. Именно в этот период он получил свое прозвище Япончик. Существовало две версии ее происхождения. Одна из них гласит, что она появилась из-за характерного «азиатского» разреза глаз, а вторая – благодаря рассказу Япончика о нравах якудзы в Нагасаки, услышанным им у португальских моряков. По его словам, японская мафия ведет свои дела по единым для всех правилам, нарушение которых жестко карается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Одним из таких правил был призыв грабить только «буржуазию и офицеров». Один из «коллег», нарушивших его и ограбившем рабочего, был убит Япончиком лично. В том же 1917 году находящаяся под его «руководством» одесская блатная шпана оформилась в полулегальную организацию – Еврейская революционная дружина самообороны. По воспоминаниям , дружившего с Япончиком, это была «смелая армия хорошо вооруженных уркаганов» . Как и в 1905 году, целью организации была защита еврейского населения Одессы от насилия и грабежей. Но на самом деле не только евреев, но и «коллег по цеху». Штаб организации находился в очень аутентичном месте – в декабре 1917 года анархисты и дружина Япончика захватили публичный дом Айзенберга.

В январе 1918 года Япончик и сотрудничавшие с ним анархистские организации примкнули к большевикам и эсерам, организовавшим в Одессе восстание. В ходе уличных боев его «подчиненные» совершили налёт на Регистрационное бюро полиции. В результате картотека, где содержалась информация на 16 тысяч местных уголовников, была уничтожена. В конце того же года он организовал налёт на одесскую тюрьму, благодаря чему из нее совершили побег большинство заключенных.

В начале 1919 года его банда стала «боевым крылом» большевистского подполья, одним из руководителей которого был знакомый Япончика по каторге Григорий Котовский. Бандиты занимались своим привычным делом, а именно – похищениями и ограблениями, что мешало белогвардейцам и франко-греческим интервентам организовать прочную оборону Одессы от Красной Армии. В апреле 1919 года город перешел под ее контроль.

На службе в Красной Армии

После захвата Одессы Красной Армией Япончик стал одним из ее командиров. Поначалу он командовал бронепоездом, воевавшим против атамана Григорьева. В мае 1919 года он сформировал 54-й полк, входивший в состав 3-й армии. Личный состав – в основном одесские уголовники и анархисты, а также отмобилизованные студенты местного университета. Красноармейцев только что сформированного воинского соединения можно было отличить по форме одежды. В ее привычном виде не существовала – большинство предпочитало носить тельняшки, цилиндры и шляпы канотье.

Специфичные политические убеждения бойцов 54-го полка пресекали на корню все попытки наладить «политработу». Именно по этой причине официальным комиссаром этого воинского формирования был не коммунист, а знакомый одесской шпане анархист Александр Фельдман по кличке «Саша».

Полк воевал в составе бригады Котовского против Петлюры очень короткое время. Причем дезертирство из него началось еще до отправки на фронт в августе 1919 года. Непосредственно к месту боевых действий прибыли лишь 704 человека из 2202, кто участвовал в пышных празднованиях, предшествующих поездке на войну. Боевое крещение оказалось успешным. Полку даже в таком малочисленном составе удалось одержать победу с трофеями и пленными. Однако последовавшая за этим контратака петлюровцев привела к тому, что уголовники сбежали с поля боя, попытавшись уехать в Одессу на пассажирском поезде. Он был остановлен на одной из станций частями особого назначения Красной Армии. Все, кто оказывал сопротивление, были убиты, включая Япончика. Его гибель (4 августа 1919 года) повлекла за собой целую череду смертей. В октябре 1919 года был убит комиссар полка Фельдман, которого поначалу обвинили в убийстве Япончика. Спустя 7 лет печальный конец ждал Котовского. Бывший начальник штаба 54-го полка Мейер Зельдер застрелил его, отомстив за убийство немногих уцелевших в августе 1919 года своих подчиненных.

Став легендой еще при жизни, Мишка Япончик продолжил жить в советской литературе, театре и кинематографе. Вплоть до распада Советского Союза он регулярно становился прообразом главных персонажей очень многих произведений – от музыкальных кинокомедий до драматических театральных постановок.