Михаил Пришвин Лисичкин хлеб (сборник).

Гости у нас были. От штабелей дров рядом (два года лежат в ожидании большой воды) пришла к нам трясогузка, просто из любопытства, только чтобы на нас поглядеть. Мы рассчитали, что нам этих дров хватило бы для отопления лет на пятьдесят – вот сколько их было! И за несколько лет лежки бесполезной на ветру, под дождями и на солнце дрова эти потемнели, многие штабеля наклонились друг к другу, некоторые живописно рассыпались. Множество насекомых развелось в гниющих дровах, и в громадном числе тут поселились трясогузки. Мы скоро открыли способ, как снимать этих маленьких птичек на близком расстоянии: если она сидит на той стороне штабеля и надо ее к себе подозвать, для этого надо показаться издали и тут же от нее спрятаться. Тогда трясогузка, заинтересованная, побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя, и ты увидишь ее на том самом поленце, куда заранее навел аппарат.

Бывает очень похоже на игру в палочки-постукалочки, только там дети играют, а тут я, старый человек, играю с птичкой.

Прилетел журавль и сел на той стороне речки в желтом болоте среди кочек и стал, наклонившись, разгуливать.

Скопа, рыбный хищник, прилетела и, высматривая себе внизу добычу, останавливалась в воздухе, пряла крыльями.

Коршун, с круглой выемкой на хвосте, прилетел и парил высоко.

Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки вылетели из дров и помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны, сторожа своих гнезд. У громадного хищника был очень жалкий вид, этакая махина и мчится в ужасе, улепетывает, удирает во все лопатки.

Слышалось «ву-ву» у витютней.

Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих старых тростников.

Совсем рядом бормотал неустанно тетерев.

Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

И когда стало еще теплей, то листья черемухи, как птички с зелеными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели, фиолетовая анемона пришла, волчье лыко и так дальше, пока не стали показываться в зеленых почках все этажи леса.

Еще была ранняя ива, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и бабочка сложила крылышки.

Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках.

Гадюка просыхала, свернувшись на кочке.

И казалось, этому чудесному времени не будет конца. Но сегодня, перепрыгивая с кочки на кочку в болоте, я что-то заметил в воде, наклонился и увидел там бесчисленное множество комариных жгутиков.

Пройдет еще немного, они окрылятся, выйдут из воды и станут ногами на воду, для них твердую, соберутся с духом, полетят и загудят. Тогда солнечный день станет серым от кровопивцев. Но эта великая армия охраняет девственность болотного леса и не дает дачникам использовать красоту этих девственных мест.

Пошла плотва. Приехали на лодке два рыбака. И когда мы сложились, чтобы уехать, тут же на нашем месте они развели костер, повесили котелок, поскоблили плотву и потом без хлеба хлебали уху и ели рыбу.

На этом единственном сухом местечке, наверно, и первобытный рыбак тоже разводил костры, и тут же стала наша машина. Когда же мы сняли и палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки что-то клевать. И это были наши последние гости.

«БЕДНАЯ МЫСЛЬ»

Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. Солнце садилось пухлое. Лег спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».

Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда и вдруг останавливается и улыбается это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

«ЖИЗНЬ НА РЕМЕШКЕ»

Прошлый год, чтобы заметить место на вырубке, мы сломили молодую березку, она повисла почти только на одном узеньком ремешке коры. В нынешнем году я узнал то место, и вот удивление березка эта висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям.

«ДЕВУШКА В БЕРЕЗАХ»

На березах только что обозначилась молодая зелень, и леса оказались такими большими, такими девственными. Наш поезд в этих лесах не казался чудовищем, – напротив, поезд мне казался очень хорошим удобством. Я радовался, что могу, сидя у окна, любоваться видом непрерывных светящихся березовых лесов. Перед следующим окном стояла девушка, молодая, но не очень красивая. Время от времени она откидывала голову назад и озиралась по вагону, как птица нет ли ястреба, не следит ли за ней кто-нибудь? Потом опять ныряла в окно.

Мне захотелось посмотреть, какая она там про себя, наедине с зеленой массой берез. Тихонечко я приподнялся и осторожно выглянул в окно. Она смотрела в зеленую массу светящейся молодой березовой зелени и улыбалась туда и шептала что-то, и щеки у нее пылали.

«ИВОЛГИ»

Свечи на соснах стали далеко заметны. Рожь в коленах. Роскошно одеты деревья, высокие травы, цветы. Птицы ранней весны замирают самцы, линяя, забились в крепкие места, самки говеют на гнездах. Звери заняты поиском пищи для молодых. У крестьян всего не хватает весенняя страда, посев, пахота.

Прилетели иволги, перепела, стрижи, береговые ласточки. После ночного дождя утром был густой туман, потом солнечный день, свежевато. Перед закатом потянуло обратно, с нашей горы на озеро, но рябь по-прежнему долго бежала сюда. Солнце садилось из-за синей тучи в лес большим несветящим лохматым шаром.

Иволги очень любят переменную, неспокойную погоду им нужно, чтобы солнце то закрывалось, то открывалось и ветер играл листвой, как волнами. Иволги, ласточки, чайки, стрижи с ветром в родстве.

Темно было с утра. Потом душно, и сюда пошла на нас большая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стрижей туча свалила, казалось, совсем куда-то в Зазерье, в леса, но скоро там усилилась и против нашего ветра пошла сюда черная, в огромной белой шапке Смутилось озеро ветер на ветер, волна на волну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в конец. Молния распахнула тот берег, гром ударил. Иволга петь перестала, унялись стрижи. А соловей пел до самого конца, пока, наверно, сто по затылку не ударила громадная теплая капля. И полилось, как из ведра.

Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины и расцветает сирень. Зацветет рябина, и кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето, и тогда осенью мы откроем охоту и до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины.

Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно не с чем сравнить, и не скажешь. В первый раз, когда весной я понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них, что ведь и они тоже нюхали черемуху и не могли, как и я, сказать, чем она пахнет. И деды, и прадеды, и те, что жили в то время, когда пелась былина о полку Игореве, и много еще раньше, в совсем забытые времена – все была черемуха, и пел соловей, и было множество разных трав, и цветов, и певчих птиц, и связанных с ними разных чувств и переживаний, составляющих наше чувство родины. В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым. И вот она отцветает. В последний раз я хочу поднести цветы к себе – в последней и напрасной надежде понять наконец-то, чем все-таки пахнет черемуха. С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом. Да, вот я вспомнил, перед самым концом своим, цветы черемухи пахнут не собой, как мы привыкли, а медом, и это говорит мне, что недаром были цветы. Пусть они теперь падают, но зато сколько же собрано меду!

«ВЕРХНЯЯ МУТОВКА»

Утром лежал вчерашний снег. Потом выглянуло солнце, и при северном холодном ветре весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая и угрожая.

В лесу же, в заветрии, как ни в чем не бывало продолжалась весенняя жизнь. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине – красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца, выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка.

Даже стволы нестарых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел новой будущей мутовки.

Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нем никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол – это его сила, это мы, взрослые.

Цели: Формирование познавательных интересов и познавательной мотивации; организация индивидуально-поисковой работы; развитие познавательной сферы ребёнка, развитие внимания, памяти, навыков преобразования информации; воспитание любви к родному краю, к природе через знакомство и исследование рассказа М. Пришвина «Гости».

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Введение в тему занятия.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей о природе. Название рассказа вам нужно расшифровать.

Соотнесите буквы из левой таблицы с цифрами из правой таблицы.

3. Знакомство с произведением.

Первый. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, эта профессия сблизила его с землёй, с природой, с крестьянской средой, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Особую известность принесли Михаилу Пришвину «Охотничьи рассказы», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг».

Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Второй. Михаил Михайлович Пришвин был уже очень старым, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. Пришвин так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрылась, а к дождю раскрылась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Видишь, словно перед глазами, всё о чём в них написано, учишься ещё лучше понимать и любить родную природу. Она становится и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

Пришвин был замечательный писатель. Он написал много книг, и они приносят нам радость всё новых и новых открытий.

– Давайте послушаем рассказ Михаила Пришвина «Гости».

4. Вопросы по содержанию.

  • Понравился ли вам прочитанный рассказ?
  • Что особенно запомнилось?
  • Где происходят события, описанные в рассказе?
  • Кто первым пришёл в гости к автору? (Трясогузка ).
  • Как вы думаете, почему эту птичку назвали именно так?
  • Как себя вёл прилетевший журавль?
  • Как называется птица, которую автор описывает так «Нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые»? (Скопа ).
  • Какую птицу автор называет любителем птичьих яиц? (Болотный лунь ).
  • Какую птицу автор называет «громадным хищником»?
  • Расскажите, как вёл себя гусь?
  • Что он делал в заводи?
  • Как вы думаете, нравилось ли автору наблюдать за животными?
  • Почему вы так считаете?
  • Случалось ли вам наблюдать за поведением животных в природе? Расскажите.

5. Разгадайте кроссворд.

Вставьте пропущенные названия животных.

1. Первая прибежала … так просто, чтобы на нас посмотреть.

2. … пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

3. Прилетел …, большой любитель птичьих яиц.

4. Ещё … прилетела, рыбный хищник, - нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые.

5. … вымахнула из сухих старых тростников.

6. Неустанно куковала в бору ….

7. … пискнула в старой листве.

8. К трясогузкам вскоре присоединились … и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы.

9. … лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.

10. И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели … и стали что-то клевать.

11. … запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине хвостом.

12. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая … сложила крылышки.

13. … просыхала на камне, свернувшись в колечко.

14. … с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.

15. Прилетел к нам в гости … и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.

Ответы: 1.Трясогузка. 2. Болотная овсянка. 3. Болотный лунь. 4. Скопа. 5. Цапля. 6. Кукушка. 7. Землеройка. 8. Вороны. 9. Лисица. 10. Овсянки. 11. Гусь. 12. Бабочка. 13. Гадюка. 14. Коршун. 15. Журавль.

6. Тест.

а) в лесу, б) в городе, в) в деревне.

а) журавль, б) трясогузка, в) скопа.

а) гусь, б) скопа, в) гадюка.

а) болотный лунь, б) журавль, в) болотная овсянка.

а) синички, б) воробышки, в) овсянки.

6. Какое животное грелось на камне, свернувшись в колечко?

а) змея, б) кошка, в) гадюка.

а) гуся, б) скопу, в) трясогузку.

Слайд 44 , .

7. Расшифруйте названия животных.

Читайте только русские буквы.

RТQРWЯFDSСJОLГZУIЗUWКRFАY

RЖYUУILРJGАDВFSZЛQWRЬY

UGЛVИZWСRYGИLЦQАR

ZСZКWОRYGПFQWАRSD

JLNПVЧZSЕWЛQАR

YUIJШМLRYZЕQЛWЬWRY

ZБNRАYUIWБQWRОGFDSSЧZVКUIYАW

WQRГYUАIZNLДSWЮRYUIКRWQАYI

WГRУLUGСFЬWS

ZVЗNGFЕRYUМIQWЛSЕWRYРUIJLОWQЙSZVNКWQА

FОYВUСIЯDНSКQАQQW

WDВZОVNРIURОWНQАW

DЦFАRYПUIЛJZЯQWR

Ответы: трясогузка, журавль, лисица, скопа, пчела, шмель, бабочка, гадюка, гусь, землеройка, овсянка, ворона, цапля.

8. Цифровой диктант.

  1. События в рассказе происходят в лесу.
  2. Автор жил в палатке.
  3. Первой гостьей была землеройка.
  4. Кукушка куковала в бору.
  5. Автор цаплю называл рыбным хищником.
  6. Болотный лунь – любитель птичьих яиц.
  7. Свернувшись в колечко, на камне просыхала кошка.
  8. К черёмухе прилетели шмели.
  9. Автор называет «громадным хищником» коршуна.
  10. Последними гостями автора были синички.

Ответы: 1101010000

Классный час

По страницам любимых книг

(Литературная игра - путешествие по творчеству

М. Пришвина для младших школьников)

2011 – 2012 учебный год

Цель : познакомить с жизнью и творчеством писателя – натуралиста; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : компьютер, книги с произведениями, указатели « названия станций», конверты с буквами, жетоны, призы.

Ход мероприятия.

На доске:

Для рыбы нужна чистая водабудем охранять наши водоемы .

В лесах, степях, горах разныеценные животные – будем

охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

Здравствуйте, ребята! Бывают ли на свете волшебники? Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет. Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил …Кто же был этот волшебник?

А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин (показ фото писателя Слайд2). Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».

Он учил любить свою родную землю, беречь её. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!

Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по страницам книг Михаила Пришвина. Но путешествие не простое:

Мы сегодня поиграем,

Все загадки разгадаем.

А сейчас поторопитесь –

Hа команды разделитесь.

Начинается игра,

В путешествие пора!

Первая станция - "Загадкино ". Вам предстоит, как вы уже поняли, отгады­вать загадки. Но загадки непростые. В них зашифрованы названия рассказов Пришвина. Первая загадка:

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово дрозд-приятель!»

И ставит подпись…(Дятел)

Правильно! Так называется один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. Давайте его послушаем. Но будьте внимательны, в конце зададим вопросы. (Чтение рассказа вслух).

«Дятел»

Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Хорошо слушали? Тогда внимание – вопросы!

На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА) (За правильный ответ вручается жетон).

С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ) (За правильный ответ вручается жетон).

Как повёл себя дятел (выбрать ответ):

а) выбросил новую шишку, чтобы освободить клюв и удалить старую шишку;

б) ничего не делал, сидел на ветке и смотрел по сторонам;

в) не выбрасывая новую шишку, освободил для неё место в развилине дерева, где у него защемляются шишки. А как он это сделал, мы узнаем из рассказа (чтение рассказа).

Следующая загадка: Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками. (Ёж).

Про ежа у Пришвина тоже есть рассказ. Давайте послушаем. (Чтение отрывка из рассказа "Ёж").

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

"Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

Следующая станция - "Творческая ". Каждая команда получит сейчас конверт с буквами. Ваша задача составить из них слово как можно быстрее. (Пока команды собирают слова, звучит весёлая музыка. Самая быстрая команда получает жетон).

Слова у вас получились не простые. Это названия рассказов Пришвина. Первая команда , прочитайте своё название: «Филин ».(Слайд 5) Этот рассказ о том, как ночной хищник - филин устроил в тихом лесу переполох (чтение рассказа).

Вторая команда , прочитайте своё слово: «Лимон ». Этот рассказ вовсе не о тех лимонах, которые мы покупаем в магазинах, а о маленькой собачке, которая держала в страхе всех обитателей дома директора совхоза, где жил Пришвин. Подробнее о лимоне в узнаете, если прочитаете рассказ.

А как называется следующий рассказ Михаила Михайловича Пришвина, нам ска­жет третья команда . «Силач ». Что же это за силач, мы сейчас узнаем (чтение рассказа "СИЛАЧ"). Вот такой маленький рассказ, всего из двух предложений.

«Силач»

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой , а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.

Так о каком силаче шла речь? (О грибе).

Ребята, перед вами закрыто слово, которое означает название птицы. Вот её описание из одноимённого рассказа Пришвина: «...маленькая птичка с чёрным галстучком, в светло-сером, отлично натянутом платьице, живая, подвижная…» Эта птичка бегая, постоянно трясёт длинным хвостиком. В давние времена задок у птиц называли «гузкой». Вопрос: как же называется эта птица? (Слайд 6) (за правильный ответ вручается жетон).

Путешествие продолжается.

Третья станция - "Запоминайка". Сей­час, ребята, вы услышите рассказ. Но его нужно слушать очень вниматель­но. Ваша задача заключается в том, чтобы запомнить как можно больше животных, которые в нём упоминаются. Это могут быть звери, птицы, насе­комые и т. д. Готовы? Тогда слушаем. (Чтение рассказа "Гости" и показ фото животных на мониторе компьютера). (Слайды 7-24)

«Гости»

Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка , просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.

Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.

Прилетел болотный лунь , большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина – и улепётывает от птиц во все лопатки.

Неустанно куковала в бору кукушк а.

Цапля вымахнула из сухих, старых тростников.

Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела , и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал.

Гадюка просыхала на камнях, свернувшись колечком.

Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.

И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.

Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.(Слайд 25- музыка)

(Команды по очереди читают свои списки. За правильные ответы команды получают жетоны. Затем определяется победитель конкурса). ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА.

Завершается игра,

Подвести итог пора!

(По количеству жетонов определяется победитель игры).