Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни. Николай II и Матильда Кшесинская, исторические факты, биография

Талантливая выпускница Императорского театрального училища, потомственная балерина Матильда Кшесинская родилась 19 августа 1872 года по старому стилю. Она стала первой русской танцовщицей, которая исполнила 32 фуэте подряд. В начале XX века это был балетный рекорд. О ней говорили, на неё мечтали равняться. Но в историю Кшесинская вошла совсем не как гениальная танцовщица, а как любовница последнего русского императора Николая II. Причём их история обросла мифами и легендами. Какие наиболее популярные из них и как всё было на самом деле.

Николай II обратил внимание на Кшесинскую во время танца на выпускном спектакле

Такой миф нам внушает фильм Алексея Учителя "Матильда". По сюжету тогда ещё наследник Николай во время выпускного спектакля обратил внимание на балерину. У неё же развязалась верхняя часть корсета прямо во время выступления. После этого наследник якобы пытался переспать с Матильдой, но та дала жёсткий отпор.

На самом деле всё было иначе. 20 марта 1890 года она появилась на званом ужине после выпускного спектакля, где присутствовала царская семья. Сама Кшесинская писала в дневнике, что якобы Александр III лично потребовал её присутствия, но историки подвергают эту версию сомнению: ну какое дело может быть императору до никому не известной на тот момент выпускницы. Версия о том, что Матильда, которая была на хорошем счету у руководства училища (благодаря папе) и смогла напроситься на этот ужин, кажется более правдоподобной.

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон, - напишет она через много лет в дневнике.

Николай же вспомнил этот день куда менее красочно: "Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками".

Первые упоминания о "Кшесинской второй" (так её именовали в афишах, первой была старшая сестра балерины Юлия) в дневнике Николая появились только в конце июля 1890 года.

Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится, - писал он.

Между ними сразу вспыхнул роман

В СМИ не раз упоминали, что роман между Кшесинской и Николаем вспыхнул сразу после первой встречи. Это не так.

Их первое свидание состоялось только в марте 1892 года. Дело в том, что вскоре после выпускного балерин в Театральном училище цесаревич отправился в кругосветное путешествие на крейсере "Память Азова". За границей он провёл около полутора лет.

Только по возвращении в 1892 году он начал заходить в Мариинский театр. А первое его свидание с Матильдой состоялось в марте этого же года. Ну как свидание - скорее встреча вне театра. Николай сидел в компании сестёр Кшесинских и вёл "приятную беседу".

Балерина не пользовалась связью с цесаревичем

После выхода фильма у Кшесинской появилось множество защитников. Так, они уверяли, что балерина якобы старалась не афишировать отношения с цесаревичем и "явно не пользовалась романом". Это тоже неправда.

Даже в собственных воспоминаниях Кшесинская не скрывает, что, например, обратилась в обход всего начальства лично к министру императорского двора барону Фредериксу, чтобы он разрешил ей устроить бенефис по случаю десяти лет на главной сцене страны. Дело в том, что такие подарки делали после 20 лет службы или перед уходом со сцены. А Матильде этот бенефис достался в обход всех правил в 1900 году.

В 1904-м Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Она отдыхала всё лето в своём доме в Стрельне. А в начале нового сезона получила предложение вернуться не в штат, а на "контрактной" основе. То есть за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей (более 250 тысяч рублей на современные деньги). А выступать она могла в постановках по своему выбору.

Наследник собирался жениться на Кшесинской

В той же "Матильде" зрителям рассказали историю, что Николай якобы до последнего не оставлял надежды жениться на балерине и даже способствовал тому, чтобы танцовщица нашла доказательства своей принадлежности к знатному роду. По законам Российской империи это было невозможно. Максимум, на что могла рассчитывать любовница императора, - морганатический брак (неравный, при котором супруга правителя не является императрицей, а его дети не могут унаследовать престол).

Причём ситуацию не исправил бы даже тот факт, что предки Матильды жили в Польше и относились к роду графов Красинских, ровней императору она бы не считалась всё равно.

Её прапрапрадед владел огромным состоянием. После его смерти наследство перешло старшему сыну. Однако и он умер. А непосредственному наследнику, Войцеху Красинскому, на тот момент было всего 12 лет.

Войцех (который в итоге стал прадедом Кшесинской) остался на попечении француза-воспитателя. Его дядя, который был уверен, что наследство поделили несправедливо, и нанял убийц для расправы над родственником. Однако один из них решил сохранить жизнь мальчику и сообщил о готовящемся преступлении его воспитателю.

Последний собрал вещи и буквально среди ночи выехал во Францию. Они поселились под Парижем у родственников мужчины. Подростка записали под фамилией Кшесинский в целях конспирации.

Войцех женился на польской эмигрантке Анне Зиомковской. Они вернулись в итоге на историческую родину, но претендовать на богатства он не мог - очень многие документы были утеряны при миграции. Единственное, что сохранилось у семьи Кшесинской в доказательство их происхождения, - кольцо с гербом графского дома Красинских.

Николай II поддерживал отношения с Кшесинской после свадьбы

Цесаревич расстался с балериной незадолго до помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской, которая состоялась в апреле 1894 года. В прощальном письме она попросила оставить за собой право называть его на "ты". Николай с радостью согласился, назвав балерину самым светлым воспоминанием его молодости.

Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости, - написал он Матильде в прощальном письме.

После этого они не поддерживали отношений. Кшесинская писала в дневнике, что вспоминала о Ники, но о каких-либо встречах не упоминала.

Тоскливо прошёл для меня сезон 1895/96 года. Душевные раны заживали плохо и очень медленно. Мысли стремились к прежним, дорогим моему сердцу воспоминаниям, и я терзалась думами о Ники и об его новой жизни, - писала Матильда.

Матильда родила ребёнка от Николая II

Балерина в мемуарах писала, что была от Николая II. После отречения Романова от престола ходили слухи, что у неё даже был ребёнок от тогда уже бывшего правителя.

Однако тогда у неё случился выкидыш. Об этом стало известно благодаря мемуарам балерины, на которые особое внимание обратили в 2017 году, после выхода фильма "Матильда".

Зимою 1893 года со мною произошёл несчастный случай, когда я каталась по городу. Я выехала на своей одиночке в санях с Ольгой Преображенской, с которой тогда очень дружила, на набережную. Мы стали обгонять роту, которую вёл Великий Князь, как вдруг грянула музыка, моя лошадь испугалась и понесла. Кучер не мог её удержать, сани опрокинулись, - писала Кшесинская.

По воспоминаниям балерины, если бы не произошедшее, у неё бы был ребёнок от наследника престола.

Если бы не это несчастие, я стала бы скоро матерью. Только впоследствии, когда была старше, я поняла, что тогда потеряла. Говорили потом, что у меня были дети от Наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела, - писала она.

Однако у балерины был сын. В своих воспоминаниях некогда любовница императора практически не говорит об этом факте. В 1901 году она узнала, что беременна. Летом 1902 года у Кшесинской рождается мальчик.

"Имя мальчику было выбрано, а вот с отчеством возникли проблемы", - эта шутка оказалась как раз про Матильду. Дело в том, что вскоре после расставания с императором она поочерёдно соблазнила ещё троих представителей дома Романовых: Сергея Михайловича, Владимира Александровича и даже его сына Андрея Владимировича. То есть в "актив" балерины попали дяди и брат императора.

Признать ребёнка были готовы и Андрей Романов, и князь Сергей Михайлович.

Мальчика сначала хотели записать как Сергеевича, однако по невыясненным причинам передумали. Он фигурирует в письмах Матильды как Андреевич. Имя дали в честь "деда" - Владимир. К слову, балерина хотела назвать Николаем, но передумала - решила, что рискует перегнуть палку.

В октябре сего года зрители ожидают премьеру кинобестселлера «Матильда» (Кшесинская). Фильм Учителя Алексея снят в жанре исторической мелодрамы. Главной героиней его является фаворитка российского цесаревича Николая Александровича в 1892-1894 гг., прима-балерина Мариинского театра.

Публика ожидает, что показ станет событием в культурной жизни страны. Бюджет картины - 25 миллионов долларов. Для съемок сшито более 5 000 костюмов. Автором сценария стал российский писатель Александр Терехов, лауреат конкурсов «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Роль Николая II играет немецкий актер Ларс Айдингер, сенсационно трактующий шекспировских Ричарда III и Гамлета. Роль Кшесинской исполнит двадцатичетырехлетняя польская актриса Михалина Ольшанская.

Размещенный в Интернете официальный трейлер презентует грядущую картину как главный российский исторический блокбастер-2017. Броская реклама не скупится на эпитеты: «тайна дома Романовых», «любовь, изменившая Россию». Кинематографисты пытаются создать максимальную интригу вокруг этой премьеры.

И это им, похоже, удается. Российского зрителя заинтересовала персона, ставшая прототипом главной героини картины. Многие задались вопросом о том, какой она была на самом деле, Кшесинская Матильда.

Спорная личность

Действительно ли любовь Кшесинской, как это трактует фильм, «изменила историю России»? Объективности ради следует сказать, что она являлась для Николая II лишь предметом краткой интрижки в молодости. Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя.

Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя.

Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина? Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…».

Облик Матильды

Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская. Рост балерины - 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав.

В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская. Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно.

Детство, юность

Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19.08 в 1872 году. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей.

С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки (так ее звали родные), занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование. Девушке давали уроки известные в Европе педагоги:

  • балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»;
  • танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы (до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий);
  • прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. Гюге.

На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы.

Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу.

Балерина театра

По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра.

В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай.

Продолжение знакомства с цесаревичем

Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман.

А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка - это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно!»

Во второй раз Маля нашла возможность встретить цесаревича, выступая в Красносельском театре. Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич.

Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами. Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление.

Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское».

Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда.

И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Знал ли о том, что происходит в бывшем доме Римского-Корсакова на Английском проспекте, Александр III? Несомненно!

Кшесинская и театр

Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова.

Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти.

Кшесинская Матильда на сцене Мариинского театра исполняла балетные партии Одетты-Одилии («Лебединое озеро»), феи Драже («Щелкунчик»), принцессы Авроры («Спящая красавица»), Никии («Баядерка»).

Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.

В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда.

Как Кшесинская готовилась к выступлениям

Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность.

Бриллиантовая балерина

Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами - подарками мужчин из рода Романовых.

Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение - играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.

После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали.

Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.

Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. Специально для Кшесинской Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка».

В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.

Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми

Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата.

В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской - Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых.

Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей.

Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем.

Бенефис

В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке (Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее).

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.

Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера (Париж), демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы.

Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.

Амбиции Кшесинской

Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке.

Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая.

Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу.

На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение. В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта.

Закат жизни Кшесинской

Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую - вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз.

После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана. А умерла балерина в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевье в Париже.

Заключение

Какой она была? Самая богатая балерина России Матильда Кшесинская? Фильм, выходящий в прокат осенью сего года, попытается внушить нам: пылкой, романтичной.

Следует признать, что русская дама польского происхождения имела балетный талант, но не горела желанием вписать свое имя в историю искусства. Для нее была важней светская жизнь. Балет был лишь средством привлечь внимание венценосных особ. Матильда жила не порывами души, а расчетом и интригами, попирая порядочность. Заручившись поддержкой государя, она устроила для себя безбедную, но неблагородную жизнь, закрутив романы одновременно с двумя великими князьями, вытаскивая доступные им казенные деньги у каждого.


Имя: Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya)

Возраст: 99 лет

Место рождения: Лигово, Петергоф

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: прима-балерина, педагог

Семейное положение: была замужем

Матильда Кшесинская - биография

Великая балерина, обладающая уникальной техникой и воздействующая на своих зрителей танцевальными па как гипнозом. Она являлась заслуженной артисткой Его императорского Величества.

Детство, семья балерины


Матильда Феликсовна была рождена недалеко от северной столицы России. И мать, и отец примы были артистами Мариинского театра балета. Дед Ян виртуозно играл на скрипке, пел в опере столицы Польши. Ян пользовался благосклонностью короля Станислава Августа, который очень ценил его голос. А прадед Матильды Войцех передал гены великого танцовщика своей внучке. У балерины польские корни, её братья и сёстры, так или иначе, связаны с танцами.


Сестра Юлия – балерина, брат Иосиф – танцовщик. С детских лет маленькая Малечка уже умела танцевать, а с 8 лет уже числилась ученицей балетного училища. После окончания школы выступала на Мариинской сцене вместе со своей старшей сестрой. Она не покидала сцену с 1890 по 1917 год. Биография балерины была начертана Матильде с самого её рождения.


Карьера

Самые известные партии были сыграны балериной: фея Драже, Одетта, Никия. Матильда танцевала балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу», срывая оглушительные овации. Она была знакома с П.И.Чайковским , получила статус примы-балерины. Танцовщица брала уроки у педагога Энрико Чеккетти, добиваясь выразительности движения рук, мягкости, пластики и чётких движений ног.


Русскому балету не были доступны многие танцевальные элементы, которыми покоряли публику итальянские танцовщицы. Матильда Кшесинская первая смогла выполнить на сцене 32 фуэте подряд. Многие спектакли были написаны специально для русской балерины, некоторые вернулись на сцену благодаря сильной технике Матильды.

Новаторство

Кшесинская сотрудничала с хореографами – новаторами, создаёт свой новый стиль. Позже принимает решение уйти из театра, после чего заключает договор о разовых выступлениях с высокой оплатой. Матильда всегда была за развитие русского балета и выступала против наличия в труппе театра иностранных балерин. Матильда в революционное время уезжает навсегда из родного города, потом перебирается в Кисловодск и Новороссийск, откуда направляется за границу. С этого момента у балерины начинается новая биография.


Балерина получила французскую визу и поселилась на своей вилле. Она владеет собственной студией балета в столице Франции. Кшесинская начинает заниматься педагогической деятельностью. Одной из её талантливых учениц была Татьяна Рябушинская. Балерина решает написать мемуары о своей жизни, о жизни своих близких людей. Сначала воспоминания увидели свет на французском языке, а намного позже, через 32 года их напечатали в России.

Матильда Кшесинская - биография личной жизни

В личной жизни балерины Кшесинской было много моментов, которые связаны с царской семьёй Романовых. Матильду считают любовницей Николая Александровича. Их связь длилась в течение двух лет. Цесаревич купил дом балерине на одной из набережных Петербурга, где проходили их встречи. Женщина была страстно влюблена в Николая, но оба понимали, что их любовь не сможет существовать долго. Так и произошло, так как будущий царь был помолвлен.


В жёны Николаю II прочили внучку королевы Виктории Алису Гессен-Дармштадтскую. Матильда имела отношения с великими князьями, от одного из них родился сын Владимир, получивший при рождении отчество Сергеевич. Сыну Кшесинской, по величайшему указу, дали фамилию Красинский и дворянский титул, тем самым признав его родство с великими князьями.


Сергей Михайлович очень любил свою Матильду. Исторические факты свидетельствуют о том, что когда доставали из шахт тела казнённых Романовых, в руке Сергея был зажат медальон с изображением знаменитой балерины. Но состояла она в браке с другим великим князем Андреем, который решил усыновить Вову. Женщина приняла православие и получила имя Мария. С приходом революционно настроенных масс у Кшесинской отобрали особняк, и она с ребёнком решает покинуть Родину.

Биография балерины в фильмах и книгах

О Матильде Феликсовне ходит много слухов, её жизнь вызывает интерес в связи с тем, что её имя упоминается наряду с коронованными особами. Поэтому к истории её творчества и личной жизни обращаются многие писатели и режиссёры.

Имя: Матильда Кшесинская

Дата рождения: 31.08.1872

Возраст: 146 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Деятельность: балерина, педагог

Семейное положение: замужем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


Детство и юность Матильды

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

Матильда Кшесинская в детстве

На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

Родители Матильды

Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

Творческая карьера в России

Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

Известная балерина Матильда Кшесинская

Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

  • «Эсмеральда»;
  • «Баядерка»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Пробуждение Флоры»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Эвника» и др.

Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

Матильда во время танца

В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

Жизнь за границей

Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

Некоторое время танцовщица жила за границей

К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

Матильда в своем загородном доме

Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Матильда Кшесинская и Николай Александрович

С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь

Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

Матильда со своим мужем и сыном

Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

Матильда с семьей

В 1926-м году ее семейству было присвоена фамилия князей Красинских. А позже она стала зваться княгиней Романовской-Красинской. С этой фамилией балерина и была похоронена.

Смерть

У Матильды Кшесинской была поистине интересная судьба. Об этом свидетельствует ее биография и личная жизнь. Эта женщина мечтала стать известной и умереть в окружении друзей, детей и внуков. Можно сказать, что ее мечты осуществились. Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года, в солидном возрасте 99 лет, насладившись полнотой жизни.

Последние фото Матильды Кшесинской

Своей довольно завидной продолжительностью жизни Матильда обязана наследственности. Ее дед прожил сто шесть лет. Похоронена она в Париже, на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с мужем. Позже, в 1974 году, в этой могиле был захоронен и их единственный сын Владимир. Он пережил свою мать-долгожительницу всего на три года.


С первых выступлений на сцене ее сопровождали слухи, повышенный интерес бульварных газет и многочисленных поклонников. Интерес к этой своеобразной и яркой женщине не ослабевает и в наши дни. Кем же была Матильда Кшесинская - эфирным созданием, всецело преданным искусству, или жадной охотницей за властью и богатством?

Первая ученица

Свои воспоминания, написанные в конце жизни, Кшесинская начала с легенды. Когда-то юный отпрыск графского рода Красинских бежал из Польши в Париж от родственников, охотившихся за его громадным состоянием. Спасаясь от наемных убийц, он сменил фамилию на "Кшесинский". Его сын Ян, прозванный "златогласным словиком", то есть соловьем, пел в варшавской опере, прославился и как драматический актер. Умер в 106 лет, передав потомкам не только долголетие, но и тягу к искусству. Сын Феликс стал танцовщиком, блистал на сцене Мариинского театра, уже немолодым женился на балерине Юлии Доминской, матери пятерых детей. В новом браке родилось еще четверо, все они, кроме рано умершего первенца, сделали успешную карьеру в балете.

В том числе младшая Матильда, которую в семье звали Малечкой.

Миниатюрная (153 см), изящная, большеглазая, она покоряла всех веселым и открытым нравом. С первых лет жизни обожала танцевать, охотно посещала репетиции вместе с отцом. Тот смастерил дочке деревянную модель театра, где Малечка с сестрой Юлией разыгрывали целые представления. А вскоре игры сменились тяжелым трудом - девочек отдали в театральное училище, где приходилось заниматься по восемь часов в день. Впрочем, балетную науку Матильда постигала легко и сразу вышла в первые ученицы. Уже через год после поступления она получила роль в балете Минкуса "Дон Кихот". Скоро ее начали узнавать на сцене, появились первые поклонники...

От праведных трудов Малечка отдыхала в родительском имении Красницы под Петербургом. Ей навсегда запомнились походы за ягодами, катание на лодке, многолюдные приемы - отец обожал гостей и сам готовил для них экзотические польские кушанья. На одном из семейных приемов юная кокетка расстроила чью-то свадьбу, влюбив в себя жениха. И рано поняла, что нравится мужчинам - не красотой (нос слишком длинный, ноги короткие), а яркостью, энергией, блеском глаз и звонким смехом. И, конечно, талантом.

Брошь на память

Свой роман с неженатым наследником Матильда описывает в воспоминаниях очень скупо. В начале 1894 года Николай объявил, что женится на Алисе, в апреле состоялась их помолвка, в ноябре, уже после его всхождения на престол - свадьба. Но нет ни строчки об уязвленном женском самолюбии в воспоминаниях Кшесинской, рассчитанных на массового читателя:

"Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко... Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца" - о Николае II. А это об Александре Федоровне: "В ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную, сердечную, больших душевных качеств и долга".

Они расстались, как сказали бы сейчас, цивилизованно. Именно поэтому Николай II продолжал покровительствовать Кшесинской, более того, вместе с женой они выбрали подарок для Матильды к 10-летию ее балетной карьеры - брошь в виде сапфировой змеи. Змея символизирует мудрость, сапфир - память, и балерине хватало мудрости не делать свою карьеру на очень личных воспоминаниях о прошлом.

Увы, постарались за нее и современники, распускавшие по стране сплетни, где переплетались были и небылицы, и, потомки, обнародовавшие через сто с лишним лет дневники Кшесинской, не предназначенные для посторонних глаз. Об этом взвешенно высказался в интервью "Российской газете" епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) после выхода ролика-трейлера к фильму "Матильда", который снимает известный режиссер Алексей Учитель (см. ниже).

К сожалению, как это часто бывает, за скандальными дискуссиями никого и никогда не интересовала личность неординарной женщины и великолепной балерины, которую сделали знаменитой все-таки не громкие романы (в том числе с великими князьями Сергеем Михайловичем, от которого родила сына, и Андреем Владимировичем), а талант и упорный труд.

Бегство с чемоданчиком

В 1896 году она получила вожделенное звание прима-балерины, танцевала ведущие партии в "Щелкунчике" и "Лебедином озере". К выразительности русской школы Матильда добавила виртуозную технику итальянской. При этом она старалась вытеснить конкурентов-иностранцев с питерской сцены и продвигала местные юные таланты, в том числе гениальную Анну Павлову. Кшесинская блистала в Париже, Милане, родной Варшаве, где "Газета Польска" писала: "Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией движений".

Уйдя из труппы Мариинки, она стала гастролировать самостоятельно, беря за выступление 750 рублей - громадные по тем временам деньги. (Плотники и столяры зарабатывали в июле 1914 года от 1 рубля 60 копеек до 2 рублей в день, чернорабочие - 1 рубль - 1 рубль 50 копеек. - Авт.). Гвоздем ее выступлений была главная партия в балете "Эсмеральда" по роману Виктора Гюго, последний раз исполненная вскоре после начала Первой мировой войны. В тот день ей особенно горячо аплодировали, а под конец поднесли огромную корзину цветов. Ходили слухи, что цветы прислал сам царь, который присутствовал на представлении.

Ни он, ни она не знали, что видятся последний раз.

В годы войны Матильда помогала раненым: на свои деньги оборудовала два госпиталя, вывозила солдат в театр, а иногда, скинув туфли, танцевала для них прямо в палате. Для друзей, уходивших на фронт или приехавших в отпуск, устраивала приемы - придворные связи помогали добывать продукты и даже запрещенное "сухим законом" шампанское. Последний прием состоялся накануне Февральской революции, после которой "царская содержанка" бежала из дома в чем была, прихватив сына, чемоданчик с украшениями и любимого фокстерьера Джиби.

Она поселилась у своей верной горничной Людмилы Румянцевой, а оставшийся в особняке дворецкий-швейцарец приносил ей спасенные вещи вместе с грустными новостями. Ее особняк разграбили солдаты, а потом там разместился штаб большевиков. Кшесинская подала на них в суд, но законы в России больше не действовали. Она бежала в Кисловодск, где прожила три с половиной года: голодала, прятала драгоценности в ножке кровати, спасалась от чекистов. На Курском вокзале ее провожал Сергей Михайлович.

Уже в Париже ее навестил следователь Соколов, рассказавший о гибели великого князя, которого вместе с другими Романовыми сбросили в шахту под Алапаевском...

Слезы примы

В 1921 году, после смерти родителей великого князя Андрея Владимировича, он женился на Матильде, получившей "наследственную" фамилию Романовская-Красинская. Муж занялся политикой, поддерживая притязания своего брата Кирилла на канувший в Лету российский престол. Сын не желал работать - пользуясь своей красотой, "Вово де Рюсс" жил на содержании пожилых дам. Когда кончились накопления, кормить семью пришлось Матильде. В 1929 году она открыла в Париже балетную студию. И вновь обрела славу: лучшие балерины мира приезжали в ее школу, ее приглашали на заседания Всемирной федерации балета, журналисты выпытывали, как ей удается сохранять форму. Она честно отвечала: два часа прогулок и физических упражнений каждый день.

В 1936 году 64летняя прима станцевала легендарную "Русскую пляску" на сцене Ковент-гарден, заслужив бурю аплодисментов. А в 1940м бежала от войны на юг Франции, где ее сына арестовало гестапо, заподозрив (по-видимому, не зря) в участии в Сопротивлении. Кшесинская подняла все связи, побывала даже у самого начальника тайной государственной полиции (гестапо) группенфюрера СС Генриха Мюллера, и Владимир был освобожден. С окончанием войны вернулась прежняя жизнь, перемежаемая печальными событиями - уходили друзья, в 1956м умер муж. В 1958 году в Париж приехал на гастроли Большой театр, и Матильда расплакалась прямо в зале: ее любимое искусство не погибло, императорский балет жив!

Она скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив нескольких месяцев до столетия. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с мужем, а через несколько лет в ту же могилу лег сын, так и не продолживший род Кшесинских-Красинских.

"Не требование запретов, а предупреждение о правде и неправде..."

ЕПИСКОП ЕГОРЬЕВСКИЙ ТИХОН (ШЕВКУНОВ):

Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "Главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника", в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой... Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей". < >

Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: "Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня... Смогу ли я быть его достойной?!" Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. < >

Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МАТИЛЬДА" АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ:

Для меня главное избежать эстетической пошлости. Вымысел возможен, когда помогает лучше узнать главных героев картины. < >

Я считаю, что "кровавый" и "безвольный" - не самые справедливые характеристики Николая II. Этот человек вступил на трон в 1896 году и до 1913 года - за 17 лет правления - привел страну с помощью людей, которых он собрал во власти, к расцвету политическому, экономическому, военному. Да, у него были недостатки, он был противоречив, но он создал самую мощную Россию за все время ее существования. Она была первой в Европе, второй в мире по финансам, экономике, по многим показателям.