Лиля брик краткая биография. Лиля брик - биография, информация, личная жизнь

Годы жизни: 1891 - 1978
Маяковский познакомился с этой женщиной в июле 1915 года. Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, люди достаточно обеспеченные, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Познакомила их младшая сестра Лили Юрьевны - Эльза, впоследствии французская писательница Эльза Триоле. Это за ней, еще до знакомства с Бриками, ухаживал Маяковский, бывал у нее дома, пугая добропорядочных родителей Эльзы своими футуристическими выходками.

После смерти отца - в июле 1915 года - Эльза приехала в Петроград к сестре. И на свое несчастье пригласила к ней Маяковского. Он пришел, читал свое «Облако в штанах»... Именно в тот вечер, как утверждает Эльза Триоле, все и случилось: «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю...»

Осип Брик, Лиля и Маяковский

«Ослепительная царица Сиона евреева» «умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - отмечал Виктор Шкловский. Искусствовед Н. Пунин записал в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками...»
Родилась Лиля Юрьевна Брик в Москве в 1891 году, в семье юриста Урия Александровича Кагана и Елены Юльевны, урожденной Берман. Отец большую часть своего времени уделял проблемам, связанным с правом жительства евреев в Москве. Мать, уроженка Риги, училась в Московской консерватории и была отличной пианисткой, писала стихи, сочиняла к ним музыку, устраивала у себя дома музыкальные вечера. Как и младшая дочь Каганов, Эльза, Лили (именно так звали ее на самом деле, Лилей ее придумал называть Маяковский) опекалась дома гувернанткой француженкой, училась в частной гимназии, в 1909 году поступила на математический факультет Высших женских курсов. Но интерес к математике вскоре ослабел, и девушка подалась в архитектурный институт - на отделение живописи и лепки... Весной 1911-го она уехала в Мюнхен и около года училась скульптуре в одной из студий. В конце 1915-го увлеклась балетом. Устроив в одной из комнат станок, стала брать уроки у балерины Александры Доринской.

Александр Родченко

«...Среднего роста, тоненькая, хрупкая, она являлась олицетворением женственности, - утверждала Доринская. - Причесанная гладко, на прямой пробор, с косой, закрученной низко на затылке, блестевшей естественным золотом своих воспетых... «рыжих» волос. Ее глаза действительно «вырывались ямами двух могил» - большие, были карими и добрыми; довольно крупный рот, красиво очерченный и ярко накрашенный, открывал при улыбке ровные приятные зубы... Дефектом внешности Лили Юрьевны можно было бы почитать несколько крупную голову и тяжеловатую нижнюю часть лица, но, может быть, это имело свою особую прелесть в ее внешности, очень далекой от классической красоты». Одна из мемуаристок восклицала: «Боже мой! да ведь она некрасива. Слишком большая для маленькой фигуры голова, сутулая спина и этот ужасный тик».

Александр Родченко

Когда очередная любовная история юной Лили закончилась беременностью, ее отправили в глушь - подальше от позора. Там ее ожидал то ли аборт, то ли искусственные роды, после чего Лиля навсегда лишилась возможности иметь детей….
С Осипом Бриком она познакомилась в тринадцать лет. Новый друг, который был старше ее на четыре года, оказался выходцем из богатой купеческой семьи. Родительские сделки, видимо, приносили доходы, если у отца была возможность даже в военных условиях впоследствии содержать семью сына в большой петроградской квартире. Прошло время, и зимой 1912 года (по другим сведениям, в марте 1913-го) состоялась свадьба Лили и Оси, как она называла мужа. Известно, что родные Брика были против его брака с Лилей, но Осип заупрямился. Окончив юридический факультет Московского университета, он не работал по специальности, а служил в фирме отца. Позднее стал юрисконсультом ЧК...


Александр Родченко

В июле 1914 года чета Бриков переехала в Петроград. Их квартира стала своеобразным маленьким салоном, где бывали футуристы, писатели, филологи, танцовщицы, деловые люди... Осип Брик, по словам Шкловского, «держал в доме славу Маяковского». Актом меценатства и расположения его к Маяковскому стало издание поэмы «Облако в штанах», которую никто не хотел печатать.

Лиля и Осип. Двойная экспозиция
Александр Родченко

Перед поэмой появилось имя (посвящение: «Тебе, Лиля»). Лиле Брик была посвящена - уже самым прямым образом - и поэма «Флейта-позвоночник». Страсть поэта потрясла воображение читателей пылающими метафорами.
И небо,
в дымах забывшее, что голубо,
и тучи, ободранные беженцы точно,
вызарю в мою последнюю любовь,
яркую, как румянец у чахоточного.
По мнению биографов, чрезвычайно впечатлительный, легкоранимый, постоянно подвергавшийся нападкам прессы, только у матери и сестер находивший приют и ласку, Маяковский с распахнутой душой откликнулся на сочувствие и внимание, проявленные к нему Бриками. Будучи человеком по-рыцарски благородным, он, несмотря ни на какие личные обстоятельства, до конца жизни сохранял в душе теплые чувства к тем, кто когда-то помог ему, а в предсмертном письме назвал Л. Ю. Брик среди членов своей семьи.

Поэт снял жилье неподалеку от Бриков и все свободное время проводил у них. Познакомил Осю и Лилю со своими друзьями: Николаем Асеевым, Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Борисом Пастернаком, Велимиром Хлебниковым. В этом гостеприимном доме они засиживались допоздна. Лиля Юрьевна частенько говаривала: «Подождите, будем ужинать, как только Ося придет из Чека». Сама она (сие обнародовано совсем недавно) тоже имела удостоверение этого печально известного заведения. Зная этот факт, легко объяснить ее «легкие» выезды за рубеж. И многое, многое другое...

Лиля в центре

В мае-июне 1918 года Лиля и Маяковский снялись в главных ролях в киноленте со странным названием (по сценарию Владимира Владимировича) «Закованная фильмой». Она играла балерину, он - художника. Именно в этот период поэт подарил Лиле кольцо с буквами ЛЮБ в круге, чтобы можно было непрерывно читать их «люблюлюблюлюблю...». Внутри кольца было написано: «Володя». А вскоре Маяковский прописался в доме, где жили Ося и Лиля. В марте 1919-го вместе с ними переехал в столицу... Об обожании поэтом «Лилички» вскоре знала уже вся Москва. Однажды некий чиновник посмел пренебрежительно отозваться об «этой Брик», и Маяковский, развернувшись, от души влепил ему по физиономии: «Лиля Юрьевна - моя жена! Запомните это!»
В конце 1922 года в их отношениях назрел первый кризис. Два месяца работал Маяковский над поэмой «Про это». Художник А. Родченко, с согласия автора, оформил поэму фотомонтажами, чем еще более подчеркнул ее реальную основу. На обложке, например, дан фотопортрет Л. Ю. Брик. Как ни «смирял» в себе Маяковский интимное, «становясь на горло собственной песне» во имя общего, социально-разумного, тема любви брала свое.



А. Бохман

Отношения Маяковского с Лилей Брик складывались неординарно с самого начала. По свидетельству Лили Юрьевны, она только через три года «могла с уверенностью сказать» О. М. Брику о том, что они с Маяковским любят друг друга.

Соломон Волков и Лиля Брик

Л. Брик писала о том, что ее отношения с мужем «перешли в чисто дружеские, и эта любовь не могла омрачить» их тройственную дружбу. О дальнейшей жизни сказано: «Мы с Осей больше никогда не были близки физически, так что все сплетни о «треугольнике», «любви втроем» и т. д. - совершенно не похожи на то, что было. Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, ни в какой литературе».
И еще: «Я не могла не любить Володю, если его так любил Ося». Вряд ли тут что-либо надо объяснять, настолько все это действительно ни на что не похоже. Ведь каждый из Бриков в это же время имел по второй семье на стороне, а еще раньше Лиля Юрьевна пыталась распространить эти принципы в лефовском окружении.

Уже в старости Лиля Брик потрясла Андрея Вознесенского таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...» «Она казалась мне монстром, - признавался Вознесенский. - Но Маяковский любил такую. С хлыстом...»

Эльза и Лиля

У Лили имелся свой подход к мужчинам, который действовал, по ее мнению, безотказно: «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Одна из ее подруг вспоминала: «Влюблялась Лиля часто - красивая, рыжая, наверное, сильно бушевали в ней «страсти-мордасти»; из-за Пудовкина даже чуть не отравилась...»



Брик, Параджанов и Катанян

Между тем чувства других людей Лиля Юрьевна в расчет не принимала. В своем кругу позволяла себе высказываться о Маяковском иронически: «Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности»; «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой - рифмой». Что касается его переживаний, то они, видимо, мало трогали Лилю Юрьевну, наоборот - она видела в них своеобразную «пользу»: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Маяковский и Лиля

В ее собственной жизни ничего не менялось. Была совместная с Маяковским поездка в Ленинград, потом - вместе с Бриком - за границу. А в июне 1924 года родились строки поэта: «Я теперь свободен от любви и от плакатов».
Что же произошло? Л. Брик призналась Маяковскому, что не испытывает больше прежних чувств к нему. Факты указывают на вполне правдоподобную причину - очередное увлечение Лили Юрьевны, на сей раз А. М. Краснощековым (Абрамом Моисеевичем Тобинсоном), председателем Промбанка и заместителем Наркомфина. Лицо более чем важное, не чета «простому пролетарскому» поэту... Когда впоследствии над Краснощековым, который неплохо погрел руки на государственных деньгах, сгустились тучи, Лилю Юрьевну, его «официальную» любовницу, не тронули. Хотя могли бы... «Что делать? - жаловалась она Маяковскому, когда тот находился в Париже в 1924 году. - Не могу бросить А. М. пока он в тюрьме. Стыдно! Так стыдно как никогда в жизни. Поставь себя на мое место. Не могу. Умереть - легче...»



Лиля и Эльза

За Краснощековым следовали все новые и новые увлечения: Асаф Мессерер, Фернан Леже, Юрий Тынянов, Лев Кулешов. Для Лили крутить романы с близкими друзьями было так же естественно, как дышать. Приятное разнообразие в ее жизнь вносили и регулярные поездки в Европу. А Маяковский все чаще сбегал в Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, пытаясь найти за границей прибежище от оскорбительных для его «чувства-громады» Лилиных романов.

Òàìèäçè Íàéòî, Á. Ïàñòåðíàê, Ñ. Ýéçåíøòåéí, Î. Òðåòüÿêîâà, Ë. Áðèê, Â. Ìàÿêîâñêèé

«Семья» Бриков по-прежнему опекалась Маяковским, и с переезда в общую квартиру фактически им целиком обеспечивалась. («Все благополучно. Жду денег» - обычный вариант телеграфных посланий Лили.) В четырехкомнатной квартире поэту принадлежала одна комната. Смежная с нею была общей столовой или гостиной. Две остальные занимали Брики.
Лиля Юрьевна, как и раньше, имела большую власть над Маяковским. Привязанность поэта к ней была настолько сильна, что мешала ему в отношениях с другими женщинами. Л. Брик легко относилась к его увлечениям, но сразу «принимала меры», если чувствовала, что дело заходит далеко. Например, когда Владимир Владимирович отдыхал в Ялте вместе с Натальей Брюханенко, писала ему: «Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!» Маяковский оправдывался в письмах: «Никакие мои отношения не выходят из пределов балдежа». А когда Лиля узнала о его чувстве к Татьяне Яковлевой, на которой поэт «всерьез» собирался жениться, то отрезала: «Ты в первый раз меня предал...»

Легко догадаться, что женитьба Маяковского «всерьез» означала бы для Бриков определенные финансовые неудобства - ведь поэт нес немалые расходы по обеспечению их жизни. Письма Лили Юрьевны пестрели бесконечными просьбами о деньгах. Включался в это и Осип Брик. «Киса просит денег», - телеграфировал он в Самару Маяковскому. Владимир Владимирович оплачивал ее заграничные поездки, выполнял бесконечные заказы - от дамских туалетов до - «Очень хочется автомобильчик! Привези, пожалуйста!» Да еще «непременно Форд, последнего выпуска...».

Лиля и Маяковский

Как человек широкой души, поэт даже в стесненных обстоятельствах не оставлял без внимания ни одной просьбы Бриков.
Хотя вряд ли Лиля Юрьевна бедствовала. Человек энергичный и деловой, она много работала. В июле 1926 года Л. Брик была ассистентом А. Роома на съемках фильма «Евреи на Земле». Весной 1928-го в качестве режиссера вместе с В. Жемчужным начала съемки кинофильма «Стеклянный глаз». В эти же годы работала над сценарием ленты «Любовь и долг», переводила теоретические работы немецких литераторов Гросса и Виттфогеля. Помимо киносценариев известны ее теоретические работы о Достоевском, поэтах XX века. Ее скульптурные работы (бюсты Маяковского, Брика, очередного мужа - Катаняна, автопортрет) хранятся в музеях и частных коллекциях.



Лиля и Маяковский

«Маяковский все переживал с гиперболической силой - любовь, ревность, дружбу», - как-то призналась Л. Брик. И в конце концов рука поэта не дрогнула, целясь из револьвера в собственное сердце…

Лиля Юрьевна стала неофициальной вдовой поэта, а также редактором, составителем и комментатором его книг. В 1940 году Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского. «Общаться с ними было мне трудно, - признавалась Лидия Корнеевна, - весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом... Более всех невзлюбила я Осипа Максимовича: оттопыренная нижняя губа, торчащие уши и главное - тон не то литературного мэтра, не то пижона... была удивлена небрежностью их работы, полным равнодушием к тому, хорош ли, плох получится однотомник, за который они в ответе».

Когда стихи Маяковского стали предавать забвению, именно Лиля Юрьевна отправила в Кремль на имя вождя тревожное письмо по этому поводу. На это послание легла резолюция Сталина:
«Тов. Ежов, очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление…»



Рисунок Маяковского

А через два года имя Лили Юрьевны было вычеркнуто из «черных» списков врагов народа. «Не будем трогать жену Маяковского», - сказал Сталин…

Лиля Юрьевна говорила, что у нее было четыре мужа: О. Брик, В. Маяковский, В. Примаков (видный советский военачальник, расстрелянный в 1937-м) и Василий Катанян. С литератором Катаняном она прожила на удивление долго.

Эльза и Лиля

Лиля Брик мешала советским литературоведам выстраивать образ поэта-трибуна. В начале 1970-х закрыли старый музей Маяковского в Гендриковом переулке, где жили Брики и поэт в 1926-1930-е, и открыли новый, в проезде Серова, где у Маяковского была рабочая комната и где он покончил с собой. С этой же целью ретушировались многие фотографии, где Маяковский запечатлен с Лилей Юрьевной.

Пасынок Лили Юрьевны Василий Катанян вспоминал: «12 мая 1978 года, рано утром, ЛЮ упала возле кровати и сломала шейку бедра. В преклонном возрасте - а ей было почти 87 лет - это не заживает, и больной обречен на постельный режим. От операции она решительно отказалась. Летом мы перевезли ее на дачу в Переделкино... В школьной тетрадке, которая лежала у нее на кровати, она написала слабеющим почерком:
«В моей смерти прошу никого не винить. Васик! Я боготворю тебя. Прости меня. И друзья, простите. Лиля».



Закованная фильмой

И приняв таблетки, приписала:
«Нембутал, нембут...»


Согласно ее завещанию пепел был развеян в подмосковном поле... «Я завещаю после смерти меня не хоронить, а прах развеять по ветру, - при жизни говаривала Лиля Юрьевна знакомым. - Знаете, почему? Обязательно найдутся желающие меня и после смерти обидеть, осквернить мою могилу…»

Текст Е.Н. Обойминой и О.В. Татьковой

Она была одной из самых загадочных фигур XX века. Кем была Лилия Брик для Маяковского? Почему она оказала такое влияние на поэта? Виновата ли она в смерти Владимира Владимировича? Узнаем!

Краткая биография Лилии Брик

Родилась 11 ноября 1891 года в Москве. Отец был юристом, который защищал права евреев, мать - домохозяйкой, посвятившей жизнь двум дочерям. И Эльза, и Лиля получили хорошее образование - свободно владели русским, французским и немецким языками. Родители частенько устраивали дома творческие вечера, и девочки принимали в них активное участие. Играли на рояле, а в пятом классе у Лили обнаружили способности к математическим наукам. Девушка поступила на курсы, но любовь к искусству заставила ее бросить обучение. Живопись и скульптуры стали ее настоящей страстью, и в 19 лет девушка отправилась в Мюнхен продолжать обучение в области архитектуры.

Брак

Первые нежные чувства пришли к Лиле в юном возрасте. Девушка посещала кружок, где изучали политологию. Руководителем был Осип Брик. Парню в то время было 17 лет. Он был сыном обеспеченных родителей - его отец владел торговой компанией. Целых семь лет он ненавязчиво ухаживал за девушкой и в 1911 году наконец сделал ей предложение. Свадьбу сыграли через год. Молодожены переехали жить в Большой Чернышевский переулок. Но устраивать быт в четырехкомнатной квартире им не пришлось - Осип постоянно был в разъездах, и супруга сопровождала его в дальних путешествиях. Они даже хотели навсегда осесть в Туркестане, но началась война.

Салон

В 1914 году супруги перебираются в Петроград. Пока Осип служил в петроградской автомобильной роте, Лиля открыла салон. Гостями становилась вся столичная интеллигенция. Знаменитые поэты, музыканты, артисты - все стремились попасть в квартиру на Жуковского, 7, чтобы засвидетельствовать свое почтение хозяйке. Очаровательная Лилия Брик с горящими глазами и страстью к танцам запомнилась всем посетителям как девушка, у которой на все есть свое собственное мнение. Осип же пленил всех своим интеллектом и обширными познаниями во многих областях.

Конец брака

Сама Лиля в своих воспоминаниях писала, что ее брак стал формальным уже в 1915 году. Между ней и мужем прекратились все близкие отношения, но ни о каком разводе она даже не помышляла. Всем сердцем она любила этого человека, но это были те чувства, которые можно испытывать к родственнику. Их отношения, которые начали развиваться в то время, когда Лиля была совсем девочкой, не могли закончиться банальным разводом. Они продолжали принимать гостей в салоне и частенько устраивали карточные вечера. В такие дни они полностью погружались в игру и закрывали квартиру для посетителей.

Маяковский

В 1913 году произошло знакомство поэта с Эльзой - младшей сестрой Лили. Девушка пришла в гости к старым знакомым и там увидела необычайно высоко и нескладного поэта в черной блузе из бархата. Он не привлекал к себе внимания, пока не начал читать «Бунт вещей». Гости переключились на этого странного парня, и вечером Маяковский уже пошел провожать Эльзу домой. Девушке в то время было всего 17 лет. Они стали встречаться, и он познакомился с ее родителями. В это время Лиля с мужем были в постоянных разъездах. Два года поэт ухаживал за Эльзой. Этот факт очень заинтересовал всех, кто изучал биографию Маяковского. За такое продолжительное время он не написал ни единой строчки о своей девушке. Хотя славился тем, что любил посвящать стихи и поэмы близким или просто понравившимся людям.

Встреча

В 1915 году Лиля прибыла в Москву. В доме родителей она впервые увидела Маяковского, который пришел пригласить Эльзу на прогулку. На замужнюю даму не произвел впечатления ни рост, ни манеры поэта. Она скорее с опаской отнеслась к увлечению сестры. Только через месяц ей представилась возможность присмотреться к этому странному мужчине. Эльза и ее спутник приехали в Петроград и посетили салон Бриков. Именно там впервые поэт зачитал свою поэму «Облако в штанах». Услышанное произвело неизгладимое впечатление на всех присутствующих, а сам Маяковский был без ума от хозяйки и попросил разрешения посвятить ей эти стихи. Своей рукой он сделал дарственную надпись: «Лилии Юрьевне Брик».

Сближение

После обсуждений и восторгов все вернулись к обычному застольному разговору. Но с этого момента было понятно - этот вечер станет историческим. Прямо сейчас происходило нечто эпическое, что изменит многие судьбы. В то время у Маяковского неважно обстояли дела с изданием его стихов и поэм. После нескольких попыток отправить в печать «Облако в штанах» он доверяет это дело Осипу. Тот на свои деньги выпускает первые 1050 экземпляров. К этому моменту поэт уже не мыслил жизни без Лилии. Он разорвал все отношения с Эльзой и переехал на Надеждинскую улицу, откуда до дома Бриков было рукой подать.

Непонятная роль

Настала пора странных и непонятных отношений между Маяковским и Лилией Брик. Два с половиной года он был тенью своей возлюбленной и музы. Он посвящал ей практически все свои произведения. По воспоминаниям Лилии, он так сильно давил своей любовью, что ее пугала такая необузданная страсть. Он ревновал ее безмерно, что вылилось в стихотворение «Ко всему». В нем он описывал первую брачную ночь Лилии с Осипом и не скрывал своей ревности даже к прошлому.

Странная семья

Если сначала девушка относилась к Маяковскому только как к хорошему другу и талантливому поэту, то в 1918 году она уже не могла противиться судьбе. Невозможно было не ответить на любовь, когда человек буквально сходил с ума от своих чувств к ней. Она призналась супругу, но было принято решение не расставаться и жить вместе. Сначала Маяковский прописался в их с Осипом квартире, а потом они съехали в загородный дом. К тому моменту Лилия уже значительно повлияла на поэта - он перестал носить яркие провокационные наряды и стал выглядеть как джентльмен. Строгий костюм, трость и пальто - теперь это был постоянный образ поэта.

Москва

1919 год. Вернувшись в родные пенаты, они сняли небольшую квартиру и завели щенка. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве. Лилия активно помогала ему в раскрашивании плакатов и агитационных лозунгов. Следующие три года они живут этим тройственным союзом. Поэт пишет стихи, Осип помогает найти издателя. Но в 1922 году случается первый кризис. Девушка устает от быта и предлагает Маяковскому временно съехать от них с мужем. Поэт съезжает в другую квартиру. Два месяца он стоит под окнами Лилии и делает ей неоднозначные подарки и пишет письма. К своим строкам он добавляет рисунки, которые громче слов кричат о любви. Осип навещает поэта каждый день и помогает ему с его творческими делами. Спустя два месяца в биографию и личную жизнь Лилии Брик возвращается из «добровольного изгнания» влюбленный поэт.

Путешествия

В 1922 году девушка уезжает в Берлин. Ей был необходим отдых, так как ее измучили постоянные собрания футуристов в их квартире. Осип и Маяковский присоединились к ней осенью. Начался период релаксации - они посещали дорогие рестораны и жили в шикарной гостинице. После российской суровой реальности, заграница казалась поэту чудесным сном. Он не скупился на подарки для возлюбленной - каждый день ей доставляли свежие букеты. Семья ходит на поэтические и литературные чтения. Для поэта большой город был как новая игрушка для ребенка - он восхищался и не мог не растрогаться его оживленностью.

Следующий раз они отправились в Германию на самолете. Маяковскому не позволили взять с собой рукописи - жандармы изъяли их прямо в аэропорту. Перелет не испугал поэта - он получил массу новых впечатлений. Затем было путешествие на курорт в Нордернай. Снова для Маяковского настал период открытий - море. По воспоминаниям Шкловского, поэт играл с морем, как мальчик. В 1928 году Владимир Владимирович едет один в Париж. У него есть важное поручение от Лили - купить ей автомобиль "Рено". Она точно описала, какая именно машина ей была нужна, и поэт доставил в Москву покупку, невзирая на то, что в то время у него были трудности с деньгами. Лилия стала второй женщиной в Москве, которая сама ездила за рулем.

Слухи и домыслы

В 1920-х годах в разных кругах начали появляться предположения о том, что Брики могут быть причастны к спецслужбам. Некоторые утверждали, что сами слышали, как Лиля говорила в салоне, что Осип ходит в ЧК. Вскоре появились и более страшные слухи - теперь в квартире происходят встречи чекистов и писателей. Для посторонних вход туда закрыт. Появление в салоне начальника ОГПУ Агранова уже не было неожиданностью. Некоторые даже приписывали ему близкие отношения с хозяйкой салона. Майя Плисецкая в своих воспоминаниях писала, что Лиля была любовницей чекиста.

В годы перестройки были найдены записи о том, что удостоверения были у обоих Бриков. Но Осип получил его в 1920 году, а в 1924-м уже был освобожден от службы. Лиле выдали в 1922 году, что вероятнее всего было нужно для скорейшего оформления визы. Тем не менее о лояльности самого Маяковского к ЧК сомневаться не приходится - он посвятил чекистам немало стихов.

Смерть поэта

В 1925 году между Маяковским и Лилей прекратились близкие отношения. Он по-прежнему любил ее больше жизни, но уже крутил романы с молоденькими девушками на стороне. Успел даже стать отцом. Лилия ревновала его, но жить вместе они уже не могли. Пять лет длился безумный марафон в жизни поэта - любовницы сменяли друг друга, а он продолжал сходить с ума по своей единственной музе.

В 1930 году Брики уехали в путешествие по Европе и общались со своим другом с помощью телеграмм. Отвечал он редко, что выводило из себя Лилю. Последнюю телеграмму она отправила перед отъездом на родину, и в тот же день поэт застрелился. Супруги спешно прибыли домой и успели на похороны. После смерти поэта им достались рукописи поэта и небольшая денежная сумма.

В 1933 году Лиля решила создать библиотеку в доме поэта. За помощью она обратилась к Сталину, который очень благоволил советскому попутчику. Началось активное внедрение Маяковского в жизнь народа. Его стихи включили в школьную программу, его именем назвали площадь, открыли библиотеку и всячески поощряли все, что связано с его именем. Только благодаря его популярности у Сталина Лилия избежала расстрела в то время, когда шла массовая зачистка. Генсек лично отдал приказ не трогать жену Маяковского.

Дальнейшая жизнь

После смерти поэта Лиля в тот же год вышла замуж за военного Виталия Примакова. С ним она тоже постоянно жила на чемоданах. 5 лет они колесили по стране, пока Примакову не выдали квартиру в Ленинграде. Туда же вскоре переехал Осип с любовницей Соколовой. Теперь это была семья из четырех человек. Но в 1936 году Виталия арестовали по подозрению в заговоре, а в 1937-м расстреляли. Осип подложил на время покинуть город. Лиля уехала в Ялту с Василием Катаняном. Его жена была подругой Брик и часто бывала в их салоне. Поэтому она прекрасно знала, что ее ожидает в будущем - странные семейные отношения. Женщина решительно отвергала такое положение дел и дала свободу супругу. С Василием Лиля прожила в браке 40 лет.

Необыкновенная женщина

После смерти Сталина имя единственной настоящей любви Маяковского стали тщательно убирать. Вскоре биографию и все стихотворения почистили настолько, что в них не осталось ни единого упоминания о Лилии. Это больно ранило женщину. Все, что связано с ней, называли порочащим честь советского поэта. Он не мог жить в квартире с Осипом и любовницей - это очерняло весь его образ. Фото Лилии Брик и Маяковского подвергались ретуши - она исчезла из истории полностью.

Но эта женщина оставалась одной из самых таинственных личностей в истории. В круг ее друзей входили не только советские признанные гении, но даже заграничные миллионеры. Ротшильды регулярно навещали Лилию, когда приезжали в Москву. Они привозили ей дорогие подарки. Один из них - норковую шубу от Кристиана Диора - она носила до самой смерти. Сам Ив Сен Лоран считал, что только три женщины могут быть элегантными вне моды - Лиля Брик, Марлен Дитрих и Катрин Денев.

Самоубийство

Последние годы она прожила в Переделкино. После перелома бедра в возрасте 87 лет она приняла смертельную дозу нембутала. Потеряв возможность вести прежний образ жизни, она быстро угасла и решила таким образом поставить точку. В предсмертной записке просила никого не винить в ее смерти и извинилась перед мужем и друзьями. С юных лет Лиля вела дневник. Там она описывала все свои жизненные перипетии. В воспоминаниях Лилии Брик можно найти практически все важные моменты в ее судьбе. Много записей о Маяковском. Но больше всего о первом муже - Осипе. Он скончался в 1945 году, и она очень тяжело переживала эту потерю. Много лет ее сердце болело. Сама она говорила, что готова отказаться от всего. Даже от встречи с Маяковским, лишь бы Осип жил. Он был ее единственной настоящей любовью на протяжении всей жизни.

1 июня 2015, 13:02

В жизни каждого великого поэта есть женщина, вдохновлявшая его на творческие прорывы. Ещё в школе нас научили, что такой музой для Владимира Маяковского была Лиля Брик. Муз других поэтов мало кто знал, её же знали все. Мы говорили Брик, подразумевали - Маяковский. С приходом "перестройки" как будто плотину прорвало: "злой гений пролетарского поэта", "роковая женщина", "пиковая дама" и даже "тифозная вошь советской поэзии". Не настолько я люблю Маяковского, чтобы сильно волноваться по её поводу, но погрузившись в глубины "бриковедения", просто изумился: как могли умные, сильные и талантливые люди подчиняться этой, не знаю даже как её назвать, женщине. Впрочем, всё по порядку.

Лили Уриевна Каган (1891-1978). Отец - присяжный поверенный (адвокат) московской судебной палаты. Мать - Елена Берман, родом из Риги, окончила Московскую консерваторию, любила устраивать дома музыкальные вечера.

Юная Лиля, не имея особых талантов, после окончания гимназии в 1909 году "искала себя" в различных областях: математика, архитектура, лепка, балет. Как оказалось, истинным её призванием было соблазнение мужчин. Ещё в юности она закрутила роман с собственным дядей, забеременела от учителя физики, и пошло-поехало, как говорится, направо и налево - никакого удержу. "Лучше всего знакомиться в постели", - её слова. Позже сексуальная маньячка смекнула, что "это дело" должно давать ещё и материальное удовлетворение. Она жаждала славы, обожала помыкать мужчинами. Присосаться к знаменитости и использовать её в своих целях - вот что стало содержанием всей её жизни!

Ещё в 13 лет гимназистка Лиля безответно (редкий случай!) влюбилась в сына коммерсанта-ювелира Осипа Брика. Только отточив до совершенства технику обольщения, она его дожала, и в 1912 году они поженились.

В 1917-м грянула революция. Побывавший в РСДРП (1908-1910 гг) и настроенный на слом всего старого, Маяковский без труда вписался в новую реальность. Другое дело Лиля и Осип Брики, - им пришлось приспосабливаться. Для того чтобы выжить, а тем более вести безбедную и весёлую жизнь, надо было служить новой власти. А власти надо было знать, что творится в умах деятелей искусства. Анна Ахматова говорила: "Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами". (Л. Чуковская "Записки об Ахматовой"). Курировал это гнездо Яков Агранов - "палач русской интеллигенции", причастный к расстрелу поэта Николая Гумилёва.

Бывал там и Сергей Есенин:

Вы думаете, кто такой Ося Брик?
Исследователь русского языка?
А он на самом деле шпик
И следователь ВЧК.

Да, это не гипотеза, а утверждение - боец сексуального фронта Лиля Брик и её соратник Осип Брик были сотрудниками ОГПУ. Номера удостоверений: № 15073 - Лили и № 25541 - Осипа. С 1920-го по 1923-й год он работал юристом в ВЧК, был уволен: "медлителен, ленив, неэффективен", но, как известно, бывших чекистов не бывает. Поэт Алексей Кручёных рассказывал, что во времена НЭПа эта парочка, зная кого из богатеев вскоре арестуют, приходила и уговаривала сдать им на "временное хранение" все ценности. Этакие Лиса Алиса и Кот Базилио от ГПУ. Мало кто оттуда возвращался. Переводчица Рита Райт-Ковалёва рассказывала, как Лиля пыталась её завербовать в качестве осведомителя в эмигрантских кругах Берлина.

В Москву они перебрались в 1919 году и везде жили втроём - так решила ударница секса Лиля Брик - главнокомандующая этой странной революционной семьи. Окружающих это шокировало, интриговало или вызывало недоумение.

В 1922 году у Лили был серьёзный роман с бывшим заместителем наркома финансов, председателем Промбанка Александром Краснощёковым. Ресторанные кутежи, щедрые подарки - через год его арестовали за огромную растрату, дали шесть лет. Всесильный Агранов был бессилен. Но какова наша героиня: после визита к самому Льву Каменеву любовник был на свободе! Михаил Пришвин, хорошо знавший Бриков, записал в дневнике: "Ведьмы хороши и у Гоголя, но всё-таки нет у него и ни у кого такой отчётливой ведьмы, как Лиля Брик".

В 20-х годах Лилин талант совращения мужчин невероятно окреп и стал приносить ощутимые плоды - будучи никем, она превратилась в широко известную фигуру столичной богемной жизни. Как ей удавалось при такой страшненькой внешности сходу укладывать в постель знающих себе цену козырных королей и тузов? Умна, начитана, хороший вкус и манеры, дорого и модно одета. Среди её любовников были: режиссёр Лев Кулешов (Пудовкину удалось оторваться), танцовщик Асаф Мессерер, писатель Юрий Тынянов, художник Фернан Леже, начальник секретного отдела ОГПУ Яков Агранов, политический деятель из Киргизии Юсуп Абдрахманов и многие, очень многие другие. Современники отмечали её дьявольское обаяние, хитрость и коварство. Как можно было заставить "агитатора, горлана, главаря" покупать ей за границей чулки и трусы ("Рейтузы розовые 3 пары, рейтузы чёрные 3 пары, чулки дорогие, иначе порвутся…"), публично плакать и умолять его простить? Она цинично упивалась своей властью над Маяковским и откровенно издевалась над ним. А он страдал от ревности: "…Жизни без тебя нет. Я сижу в кафе и реву".

Василий Катанян: "Власть Лили Юрьевны над Маяковским была безмерна всегда, до конца его дней. Еще в двадцать девятом Маяковский говорил, что если бы Лилечка сказала, что зимой босиком с Таганки надо на цыпочках идти в Большой театр, то, значит, так и надо было делать…"

В 1926-м году Маяковский получил четырёхкомнатную квартиру в Гендриковом переулке №13/15, где прописал Бриков. Все эти годы Маяковский много работал и страдал от бесчисленных измен своей Лилечки. "Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи", - считала она. А за стихи получит деньги, от которых его быстро освобождали расточительные члены семьи. Телеграммы тех лет: "Всё благополучно. Жду денег", - это Лиля. "Киса просит денег", - это Ося. "Мне и рубля не накопили строчки" ("Во весь голос"). Ещё бы: он привёз по заказу Лили из Парижа автомобиль "Рено" и она стала одной из первых в Москве женщин-автомобилисток.

Осип говорил, что в Лиле его привлекает удивительная жажда жизни и умение делать каждый день праздником. Без денег "Волосика" (он же "Щен", то есть щенок) этот фейерверк радости долго бы не продлился. Подозреваю, что эта волчица всех окружающих считала по сравнению с собой просто щенками. Только Осю - умным щенком.

Вот один интересный эпизод из воспоминаний современников. Один бывший ЛЕФовец рассказывал о занятиях их кружка на квартире Бриков. "Брик с ними занимался, а Лиля приносила им чай и пирожные и поглядывала на молодых людей. Вначале они все в нее влюбились: и было в ней что-то необыкновенное, хотя бы и одежда: тогда так, по парижской моде, мало кто одевался, они такого и не видели. Но главное было то, что ее любил Маяковский - их кумир.

Однако Брик их быстро охладил. Осип показал ребятам такие порнографические карточки Лили Юрьевны и такое про неё рассказал, что она им всем стала противна". Странная семейка!

Нельзя сказать, что Брики были совсем уж бездельниками. После встречи с Маяковским Осип стал литератором: занимался филологией, журналистикой, писал киносценарии и даже считался идеологом ЛЕФа - "Левого фронта искусств". Нарком просвещения Луначарский называл его "злым гением Маяковского" и характеризовал как "человека, не имеющего никаких убеждений". Лиля занималась изданием книг поэта, крутилась в киношной среде, что-то переводила. Всё это было связано с Маяковским и благодаря его авторитету.

В конце 20-х годов политическая обстановка в СССР изменилась. Поэт этого поначалу не понял. Такие буйные авангардисты искусства, романтики и певцы революции были уже не нужны. В газетах была организована настоящая травля. Автора поэмы "В. И. Ленин” называли "попутчиком советской власти". В стихах поэта появились ноты разочарования, злее стало обличение недостатков. Прославлять "новую" власть он не собирался. Его талантливые сатирические пьесы "Баня" и "Клоп" прошли без успеха. На встречах с читателями с мест раздавались оскорбительные выкрики. Распустили слух, что поэт болен сифилисом. Рвался в Париж - не пустили никуда, - дверца клетки захлопнулась. За всем этим чувствовалась твёрдая рука главного литературоведа страны.

Время подвалов НКВД было ещё впереди, и с видными фигурами пока расправлялись по-тихому. Наступил момент, когда для власти (да и для Бриков) от мёртвого Маяковского было бы больше пользы, чем от живого. Есть свидетельства, что Брики и Агранов настойчиво подталкивали поэта к самоубийству, постоянно напоминали ему об этом варианте выхода из жизненного тупика. Строчка "Ваше слово, товарищ маузер!" стала пророческой.

И это случилось 14 апреля 1930 года в коммунальной квартире №12 дома №3 по Лубянскому проезду, где у поэта была своя комната - рабочий кабинет. Актриса Вероника Полонская после разговора с поэтом "…вышла за дверь его комнаты, он оставался внутри её, и направляясь чтобы идти к парадной двери квартиры, в это время раздался выстрел в его комнате…" (Из протокола допроса). Когда следствие ведёт сам убийца, всё можно сделать "шито-крыто", но здесь "органы" изрядно напортачили.

1. У Маяковского было несколько зарегистрированных на него пистолетов, подаренных друзьями-чекистами. В первых протоколах зафиксировано, что стреляли из маузера (указан номер), но такой пистолет за ним не числился. Потом всплывает браунинг, подарок самого Я. Агранова - номер тоже не тот. Следователи почему-то не проверили, за кем числится это оружие (!!!). Пуля, гильза - всё сгинуло в карманах Агранова. Странная путаница.

2. Труп обнаружен на полу, но сфотографирован на диване.

3. Сторонники версии самоубийства всегда трясли окровавленной рубахой Маяковского. До передачи в музей в 50-х годах она хранилась у самой Лили Брик. На рубашке нет следов пороха - значит стреляли с какого-то расстояния. За те несколько секунд после ухода Полонской Маяковский не мог успеть: встать с дивана, достать пистолет, взять его в левую руку и, максимально отведя её вперёд, произвести выстрел. Так самоубийцы не делают. Правда, современные исследователи утверждают, что выстрел был произведён в упор, что вовсе не исключает присутствия убийцы.

4. Из протоколов допроса соседей можно сделать вывод: Полонская врёт и в момент выстрела она находилась в комнате. Возникает подозрение, что всё было не так, как она рассказывает. Возможно, собираясь уходить, она кого-то впустила в комнату.

5. Версия самоубийства целиком держится на показаниях Норы Полонской. Маяковского мучил вопрос, а не по поручению ли ОГПУ она в него "влюбилась". Ведь их познакомила сама Брик. Отношения Брик и Полонской строились по форме "начальник - подчинённый" ("… она вызвала меня к себе", - пишет Полонская). Именно для этого разговора Маяковский и привёз её в тот трагический день. И ещё. Будь она для ОГПУ чужим человеком, на неё бы с удовольствием повесили "убийство из ревности". Короче говоря, показаниям Полонской, а тем более изворотливой лгуньи Брик верить нельзя.

6. После гибели поэта обе дамочки стали взахлёб подтверждать версию следствия склонностью Володи к самоубийству. Родственники и друзья, не связанные с Бриками, наоборот, такую возможность отрицали. Когда недоброжелатели задавали поэту вопрос, а не собирается ли он покинуть сей мир, он говорил, что не покончит с собой, прежде всего из-за любви к матери.

Последний разговор с Полонской был для него так важен, что он накануне составил его план. Пункт №11: "Я не кончу жизнь не доставлю такого удовольствия художественному театру". Из протокола допроса соседки Татаринской: " 10 ч. 3 м. приблизительно постучался Влад. Владим. и был очень спокоен. Просил спички прикурить папиросу. Я предложила ему взять квитанции из Гиза и деньги. Взяв в руки, он вернулся от дверей и подав мне сказал "Я вечером с вами оговорю". И это за несколько минут до смерти (выстрел в 10.15)!

7. "Предсмертное" письмо, судя по всему, было подделкой:

Его нашли не в той комнате на Лубянке, где всё произошло, и не в его комнате в Гендриковом переулке, а в общей с Бриками столовой. Удачную находку среди других бумаг (!) обнаружил, конечно же, сам Агранов;

Написано письмо на вырванном из гроссбуха листе, наспех, карандашом, хотя поэт пользовался только ручкой. "Заполучить ручку поэта даже на короткое время было весьма трудно. Да и подделать почерк чужой авторучкой почти невозможно: необходимо прежде выяснить наклон. Но все эти сложности устраняются, если воспользоваться карандашом. А уж сам почерк - сущий пустяк для профессионалов из ведомства Агранова. Не такие документы стряпались!.." ("Скорятин 1998");

На письме проставлена дата: 12 апреля. Как будто поэт ограничил срок своей жизни двумя днями, но почему-то запланировал много дел и встреч на загробный период. Возможно, убийство было назначено на 12 апреля на квартире в Гендриковом переулке, но по каким-то причинам сорвалось;

Сама Брик писала своей сестре Э. Триоле в Париж 12 мая 1930 года: "Стихи из предсмертного письма были написаны давно, мне, и совсем не собирались оказаться предсмертными". Только строчку "С тобой я в расчёте" заменили на "Я с жизнью в расчёте";

Современников поэта насторожил стиль письма, как будто надёргали и собрали вместе его цитаты. "Его надо было убрать. И его убрали… Ничего подобного поэт написать не мог". (Сергей Эйзенштейн).

8. Вполне достоверна и имеет подтверждения версия о том, что Маяковский если и не был штатным агентом ОГПУ, то по крайней мере выполнял какие-то секретные поручения за границей. Есть целый список не просто знакомых, а друзей-чекистов, с которыми он отдыхал, и которые жили у него на квартире. Он посвятил им стихотворение "Солдаты Дзержинского". Пять зарегистрированных пистолетов - кому такое позволят? За границей бывал часто и там сорил деньгами.

Во время поездки Маяковского в Америку в 1925 году загадочно погибли, а вернее убиты по приказу Сталина два человека: опекавший поэта во время поездки Исайя Хургин - председатель правления Амторга, через который шла подпольная работа Коминтерна и ГПУ, и Эфраим Склянский - бывший заместитель Троцкого в Реввоенсовете. Поехали отдохнуть на природу и оба утонули! Возможно, Маяковский слишком много об этом знал, кому-то рассказал, что-то сделал не так, как поручили. Незадолго до гибели, увидев на улице поэта Жарова, он подошёл к нему со словами: "Меня могут арестовать". Из опубликованных агентурных сведений ОГПУ следует, что в последние дни за Маяковским велась слежка. Сразу после смерти поэта его бумагами занимался сам начальник контрразведывательного (!) отдела ОГПУ С. Гендин.

9. За несколько дней до гибели поэта Яков Агранов сказал Лиле Брик, что им с Осей надо на время уехать, а в квартире "поживёт наш товарищ" (!!!). Это был чекист Лев Эльберт (Сноб). Не он ли и убил Маяковского, а Полонская была нужна для подтверждения версии самоубийства? Считается, что Брики были в Лондоне, где проживала мать Лили (!), но уж слишком быстро они оказались в Москве после смерти поэта. Все поведение Бриков свидетельствует о том, что они знали, что Маяковский будет убит.

На вопрос о причинах гибели Маяковского Анна Ахматова замечательно ответила: "Не надо было дружить с чекистами".

Похороны были организованы ОГПУ. Его сотрудники и писатели - в почётном карауле. Мимо гроба прошло 150 тысяч человек. На улицах - людское море. Полонской Брик запретила туда приходить. На всякий случай её продержали на даче показаний. Поведение Лили Брик на похоронах многих неприятно удивило: в крематории с интересом наблюдала в глазок печи как сгорает труп. Урну с прахом не забирала целый месяц.

Л. Брик, будучи замужем за О. Бриком, не состоящая ни в каких родственных отношениях с Маяковским, получила в наследство всё его имущество, архивы, деньги, пожизненную пенсию и половину гонораров от будущих изданий его произведений! Грандиозно! За какие заслуги? (Вторую половину поделили между матерью и сёстрами поэта). Предсмертная записка никакой юридической силы не имела и прав на наследство у Брик не было.

Упомянутой в завещании Полонской дали путёвку в санаторий и всё! Это Лиля уговорила её отказаться от своей доли дохода от публикации произведений поэта. 50 рублей в конверте, ежемесячную помощь Маяковского сестре, за которой она должна была зайти в день смерти, представили как окончательный расчёт с семьёй. Вызывающие изумление цинизм и подлость!

Анна Ахматова видела её в тот период: "… на истасканном лице наглые глаза".

Вскоре после гибели Маяковского хитроумная Лиля развелась с Осипом Бриком и захомутала красного командира Виталия Примакова, с 1935 года - комкора. Поселились в кооперативной квартире Маяковского на Арбате, и что поразительно - Осип Брик жил с ними! В гостях бывали: Тухачевский, Уборевич, Якир, Путна. В 1937-м году Примакова и всех упомянутых расстреляли. Обычно судьбы жён врагов народа складывались трагически, но это не тот случай. Интересно, узнал ли на допросах Примаков, что на него доносила его дорогая жёнушка?

Вскоре сгинул в страшных подвалах ОГПУ и её покровитель и любовник, заместитель Ягоды, Яков Агранов, "дорогой Янечка". Выкосили и завсегдатаев литературного салона Бриков. Есть легенда, похоже, сочинённая самой Лилей Брик в своё оправдание. Якобы и она была в расстрельных списках, но Сталин начертал резолюцию: "Маяковский - талантливейший поэт нашей эпохи. Не трогайте жену поэта". Он не знал, что она ему не жена?

В 1945 году от разрыва сердца умер Осип Брик. "Когда умер Ося, не стало меня", - театрально заявляла она. Это был единственный человек, которого она, якобы, любила. Скорее ценила, не верю я в способность таких особ кого-то любить. А вот он её не любил и был равнодушен к её изменам. В 1925 году у него появилась "гостевая" жена - симпатичная Евгения Соколова (Жемчужная), ставшая его секретарём. После смерти Оси Лиля ей помогала. "Я не добра. Доброта должна идти от сердца. А у меня она идёт от ума". Такие поступки работают на репутацию и биографию.

Любила ли Лиля Брик Владимира Маяковского? Разумеется, нет. Она сама писала, что её раздражало в нём всё, включая внешность и даже фамилию, похожую на "пошлый псевдоним". Художница Елизавета Лавинская, подруга сестры поэта, близко знавшая Бриков, писала: "В 1927 году поэт собрался жениться на одной девушке, что очень обеспокоило Лилю… Она ходила расстроенная, злая, говорила, что он (Маяковский), по существу, ей не нужен, он всегда скучен, исключая время, когда читает стихи. Но я не могу допустить, чтобы Володя ушёл в какой-то другой дом…".

Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского. "Общаться с ними было мне трудно, - признавалась Лидия Корнеевна, - весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского".

Актриса Фаина Раневская вспоминала: "Вчера была Лиля Брик, принесла "Избранное" Маяковского и его любительскую фотографию. Говорила о своей любви к покойному… Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в её жизни, только бы не потерять Осю. Я спросила: "Отказалась бы и от Маяковского?" Она не задумываясь ответила: "Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо быть только с Осей". Лиля Брик говорила: "Разве можно сравнивать его с Осей? Осин ум оценят будущие поколения".

После смерти Сталина из лагерей стали возвращаться выжившие. Не сидевшие заговорили смелее. Постепенно на свет стала пробиваться правда. Л. Брик быстренько отмежевалась от прежнего режима. Оказалось, что старая гепеушница "противостояла официозу", "постоянно жила под угрозой репрессий", "страдала под железной пятой тоталитарной системы".

Она продолжила работу по прежней специальности: её домашний салон на Кутузовском (поселилась в 1958 году) широко распахнул двери для нового поколения наивных деятелей культуры и искусства. Стол ломился от немыслимых деликатесов, хозяйка оплачивала гостям такси. Там бывали: Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и актёры театра на Таганке, Микаэл Таривердиев, Татьяна Самойлова, Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие. Желая прикоснуться к живому свидетелю истории литературы, не зная правды, они на самом деле приходили к виновнице нес частной судьбы и смерти Маяковского.

Жизнь Лилии Юрьевны Брик по-прежнему была весёлой, сытой и полной захватывающих интриг. А главное - она имела возможность делать то, что больше всего любила: очаровывать людей и манипулировать ими.

4 августа 1978 года на даче в Переделкино Лиля Брик покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Согласно завещанию её пепел был развеян в поле под Звенигородом. "Обязательно найдутся желающие меня и после смерти обидеть, осквернить мою могилу…", - она знала, что когда-нибудь вся правда обязательно раскроется.

Так закончилась жизнь одной из самых подлых обманщиц и авантюристок в истории России. По её доносам погибли десятки, а может и сотни людей, миллионы продолжают считать её доброй, любящей женой и подругой Маяковского. Многое о Лиле Брик и тайне гибели Маяковского уже открылось, и только всесильное ведомство продолжает надёжно хранить тайну старых "солдат Дзержинского".

Александр Сумзин

«Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный.
И разрешить ему то, что не разрешают дома.
Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Л.Брик

«Красавицей ее нельзя было назвать, но она умела преподнести себя так, что ее недостатки уходили на второй план. Обаяние ее было необыкновенным, оно выражалось в уме, во взгляде, в умении слушать собеседника, в разговоре и даже в походке. В ней была загадка, которую никто не смог разгадать, поэтому имя ее до сих пор обрастает небылицами и легендами…» - пишут бесконечные неразборчивые поклонники. «Такие женщины появлялись во все времена и во все эпохи - при дворе ли императора или среди богемы, они тут же становились центром притяжения. Как кометы, они неслись по жизни, собирая в свой «хвост» поклонников - ярких и талантливых людей. И как кометы, они разрушали все на своем пути» - пишут другие интернет-исследователи… Наконец: «Страшная женщина, жрица разврата, стерва, гейша и проститутка в одном лице»… Итак, пристально взглянем на эту «светскую львицу» и покопаемся в грязном белье ее любовных похождений….

Лиля Юрьевна (Уриевна) Каган, впоследствии известная как Лиля Брик, родилась в 1891 г., в богатой и добропорядочной еврейской семье Урия Александровича Кагана, юриста правозащитника, борца за права евреев, и Елены Юльевны Берман.

Еще в гимназии ходили слухи о литературных способностях Лили Брик, однако, потом оказалось, что в действительности все сочинения за нее писал учитель словесности, видимо, отнюдь не бескорыстно.

Родители пытались учить свою дочь, и Лиля охотно бралась за учебу, но, быстро заскучав от повседневной рутины, легко о ней забывала: сначала это был математический факультет Высших женских курсов, потом Московский архитектурный институт, какое-то время училась в Мюнхене на скульптора. «Но учеба не могла заменить того, что было куда интересней: любовные приключения, пылкие клятвы, тайные свидания, разрывы и новые встречи». В результате, секс по-видимому с пятнадцати лет, в семнадцать - аборт.

Редкое фото: смазливая Лиля во время отдыха в Германии летом 1906 г.,
ей 15 лет, бурные подростковые романы и аборт еще впереди.

Впервые в нее страстно влюбился родной дядя - даже потребовал свадьбы, благо законы иудейской религии не содержали на этот счет никаких запретов. Череда мимолетных романов должна была чем-то закончиться… и вот, наконец, нашелся учитель музыки, Гриша Крейн, с которым она согрешила прямо в комнате для занятий. От прочих бесчисленных и мимолетных увлечений, этот «роман с сексом» закончился одним: его результатом стала беременность. Осталось одно - делать аборт, который прошел неудачно - в результате чего Лиля Каган навсегда лишилась возможности иметь детей.

И вот, в 1912 г. московский раввин, наконец, обвенчал Лилю Каган (дочь юриста) и Осипа Брик (сына юриста) к радости родителей, посчитавших, что возможность выдать замуж беспутную дочь за дипломированного юриста - это очень хороший гешефт. (Известно, что дети юристов всегда большие оригиналы). Правда, родители жениха в восторге от выбора сына не были, зная «какой шлейф тянется за невестой». Но Лиля добивается замужества и получает более благозвучную фамилию Брик, по мужу. Однако, говорят, к 1915 г. реальная супружеская жизнь с Осипом Бриком прекратилась по ряду причин.

И тут ей подворачивается молодой начинающий поэт В.Маяковский, который уже два года как флиртует с ее сестрой Эльзой Каган, которая на 5 лет младше. Что произошло в теле Лили («душа» как-то не поворачивается рука написать), которая сделала на него ставку - соперничество с сестрой или меркантильный еврейский расчет - бог весть.

Оставим отношения замужней Л.Брик с поэтом-неврастеником Маяковским - этому посвящены тонны беллетристики. Однако заметим, что этот «роман» был любовно-меркантильным, длился почти 15 лет, и состоял из взлетов и падений. Обычно позанимавшись недельку сексом с поэтом, Лиля затем быстро охладевала к нему - больше беспокоилась о тряпках, хорошей парфюмерии, квартирах и прочих благах материальной культуры, флиртовала с другими. Ее отношения с поэтом были сложными, если не вызывающими. Сама в мемуарах писала, что ее раздражало в Маяковском все, включая его внешность и даже фамилию, похожую на «пошлый псевдоним», однако, время от времени сущность самки побеждала брезгливость. Да, две поэмки Маяковского были выпущены на средства Бриков, и, безусловно, способствовали его восходящей славе, но таким образом они подсадили поэта на крючок и потом доили его по полной программе вплоть до его самоубийства.

Уже через 3 месяца после самоубийства, 23 июля 1930 г. вышло правительственное постановление «о наследниках Маяковского» (sic!), инспирированное не без участия Бриков. Ими были признаны Л.Брик, мать и две его сестры. Каждой из них полагалась немалая пенсия в 300 рублей. Брик также получила и половину авторских прав, другую половину поделили родные Маяковского (почему-то вспоминается Елена Нюренберг-Шиловская-Булгакова, которая также отжала у родственников писателя права на его лит. наследие - см. ранее в журнале). Признав за Л.Брик все эти права, власть предержащие, по сути, признали факт ее двоемужия....


Л.Брик в неглиже, ни дать ни взять - «девушка»
из французского борделя. Фото А.Родченко. 1924 г.


Обнаженная Л.Брик с целлюлитом и складками на ягодицах. Интимное фото самого О.Брика.

Но продолжим. Летом 1922 г. на даче в Пушкино Лиля знакомится с еще одним дачником - А.М. Краснощековым (Абрамом Моисеевичем Краснощёком), бывшим замнаркома финансов, членом комиссии по изъятию церковных ценностей, т.е. «по экспроприации имущества различных конфессий, прежде всего РПЦ». В это время жена Краснощекова находилась за границей и Лиля пристроилась на роль жены. Однако «роман» с Краснощековым длился недолго и неожиданно прервался: он растратил крупные суммы государственных средств и был осужден в 1923 г. Но ее имя в судебных документах не упоминается...

Еще одним экзотическим и загадочным любовником Л.Брик, которым она имела наглость дразнить самого Маяковского, был киргиз Юсуп Абдрахманов, чиновник Киргизской АССР. Известно, что они провели несколько дней вместе в Ленинграде в конце июня 1929 г.


Редкие фото Л.Брик, которые дают представление о том,
какой она была красавицей (здесь ей 40 лет). 1931 г.

Тем временем, в 1925 г. состоялся официальный развода О.Брика с Лилей, который затем женился на Е. Соколовой-Жемчужной, однако продолжал жить на квартирах Маяковского и прочих «мужей» Лили, уезжая для встреч с новой женой в командировки.

После смерти Маяковского, осенью 1930 г. Л.Брик быстренько выходит замуж за героя гражданской войны, высокопоставленного военного, комкора В.М. Примакова, у которого был уже опыт женитьбы на еврейках (вторым браком на Марии Ароновне Довжик). Она переехала опять вместе с О.Бриком (sic!) жить на Арбат, в Спасопесковский переулок, в кооперативную квартиру. Не исключено, что к Примакову приходили Тухачевский, Уборевич, Якир, Корк, Эйдеман, Путна и др. красные командиры при высоких должностях, впоследствии - фигуранты громкого дела. Не исключено и то, что Брики принимали участие в совместных застольях и посиделках. (Это, кстати, один из совсем мало освещаемых эпизодов жизни Л.Брик - невозможно найти ни одну фотографию, где они вместе). Однако с Примаковым нюх изменил Лиле - Примакова в 1936 г. арестовали по делу Тухачевского, а в 1937 г. расстреляли.

Тем не менее, буквально до этого (в 1935 г.) появилось знаменитое письмо Сталину, по поводу литнаследия Маяковского. Вполне, очевидно, оно преследовало несколько целей: во-первых, увеличить материальный достаток «семьи» (за счет новых переизданий сочинений поэта, половину гешефта имела же она), во-вторых, еще раз напомнить о себе, и, в-третьих, как-то подстраховаться в период массовых репрессий, получить, так сказать, некую индульгенцию. При помощи Примакова письмо дошло до Сталина, однако великий вождь на него не ответил. Но наложил резолюцию, адресованную Ежову (тогда еще работнику ЦК, а не всесильному главе НКВД), подлинный текст которой гласит: «Тов. Ежов, очень прошу вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление. Жалобы Брик, по-моему, правильны. Свяжитесь с ней (Брик) или вызовите ее в Москву». Таким образом, резолюция вождя народов к Ежову(!) сделала Маяковского главным поэтом СССР. Кроме того, Сталин, видимо, запомнил, назойливую еврейку и уже после ареста Примакова, согласно красивой легенде, бросил язвительно-знаменитое: «Не трогайте жену Маяковского!».

Но в следующий раз пришлось довольствоваться малым, не помогли даже давние чекистские связи. Вскоре после расстрела Примакова Л.Брик выходит замуж за неприметного литературоведа-маяковеда Василия Катаняна (в 1937 г.), ставшим ее последним, четвертым «мужем» (де-юре - третьим). Однако у Катаняна она почему-то оказалась опять же с Бриком, и 8 лет они жили опять втроем, кормясь с наследия поэта, пока О.Брик не умер в 1945 г.


Главный герой ее романа - В.А. Катанян, последний ее муж,
с которым она прожила 40 лет, кормясь наследием великого советского поэта
.

«Роман» Л.Брик с ГПУ/ОГПУ/НКВД длился с 1920 г. по 1936 г. - почти 16 лет. Не раз сообщалась, что как-то, при получении заграничного паспорта Л.Брик представила удостоверение ГПУ № 15073. Скорее всего, активным агентом она не являлась, но по складу своего характера вполне могла быть неявным осведомителем и участвовать в тайных провокациях и оперативных разработках. Так, она неоднократно «пасла» В. Маяковского во время его зарубежных командировок, которые не обходились без бурных романов, а Органы не устраивала перспектива возможного переезда живого советского классика куда-нибудь заграницу. В ее «салоне» отмечены такие чекисты высокого ранга и поголовно еврейского происхождения, как: Агранов, Горожанин, Горб, Эльберт и др. - с кем из них она была в интимно-оперативной связи история умалчивает. Ее сестра - Эльза Каган еще в марте 1918 г. получила разрешение ЧК на выезд из страны, чтобы выйти замуж за французского, вражеского по тем временам, офицера Андре Триоле; но затем ее переквалифицировали на поэта-сюрреалиста Луи Арагона (сестры Каган просто специализировались на поэтах!) - в последствии большого любителя СССР. Сам О.Брик официально состоял на службе в ГПУ с 1920 по 1924 гг. С другой стороны, В. Маяковский долгие годы являлся финансовой опорой «семьи», поскольку ни Лиля, ни Осип Брики особо нигде не работали и не имели ни малейшего желания это делать, и, следовательно, уход Маяковского в свободное плавание оборачивался для них катастрофой. Поэтому она, ничтоже сумняши, разными способами информировала ГПУ о его похождениях. «Тем самым постоянно работала на ГПУ, формально не работая в нем...». Чекистская тусовка не исчезла из дома Бриков и после смерти поэта, про который Б.Пастернак с брезгливостью сказал, что «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции».

Также странны ее «романы» с Примаковым, Краснощековым, Абдрахмановым и др. после них эти персонажи навсегда исчезали в подвалах НКВД. Но и с самоубийством Маяковского тоже много нестыковок, в 1928 г. он задумал написать поэму «Плохо»; а после фактического провала его юбилейной выставки - что он в ней мог написать? Сложно утверждать, но есть подозрения, что она могла быть одной из участниц (или использовалась втемную) в многоходовой операции чекистов по доведению его до самоубийства, и предусмотрительно, для алиби была отправлена заграницу. «Володе полезно страдать…» - не раз говаривала Лиля.

Но дело было сделано, и чекисты забыли про эту «звездную» семейку. Война и послевоенный период ввергли их в небытие. После ХХ съезда КПСС, в связи с разоблачением культа личности, чекисты-мясники 30-х гг. были уже не в фаворе. Кроме того, насквозь советского и пролетарского поэта решили очистить от «бытовой накипи», к которой отнесли и саму Л.Брик, и большинство из его еврейского окружения. Ее стали вымарывать из истории, литературы и даже с фотографий. И это, вроде, удалось, про нее забыли…

Однако Л.Брик вновь стала актуальна в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., когда начался распад СССР, и на волне антисоветизма с определенными целями появилась потребность вытащить из нафталина различных «злых гениев» и «проходимцев» эпохи построения социализма. Поэтому во время перестройки еврейское литературно-художественное лобби вытащило ее из небытия в виде «музы» Маяковского, «неземной любви», «загадочной и роковой женщины» и т.п., распропагандировало в прессе и интернете. Л.Брик даже попала в различные еврейские энциклопедии и книжки типа «знаменитые евреи», в качестве кого бы вы думали? - в качестве «литератора»… Может быть, уж лучше в качестве полового партнера поэта Маяковского? Однако многочисленные неравнодушные исследователи приподняли вуаль над «важной» покойницей...


Все в прошлом… 1977 г.

Единственный мужественный поступок Л.Брик совершила тогда, когда покончила с собой 4 августа 1978 на даче в Переделкино, приняв смертельную дозу снотворного. Она решила, что своей физической беспомощностью при переломе шейки бедра причиняет обременяет близких. Прах Л.Брик, согласно ее завещанию, был развеян где-то в Подмосковье. На том месте установили камень с надписью "ЛЮБ"...

Итак, что в сухом остатке: Природа наделила Л. Брик гипер-сексуальностью (по современным понятиям она была нимфоманкой), но обделила положительными человеческими качествами добротой, состраданием и т.п. Способностей к искусству не имела, однако носом чуяла материальную выгоду, проведя всю жизнь в погоне за гешефтами в литературно-художественно-чекистской среде. За беспутные грехи девичества бог наказал ее, лишив счастья деторождения. И это предопределю ее судьбу. Ибо можно было трахаться и не предохраняться! Более того, всю жизнь можно было не работать, становясь содержанкой, давая (в прямом смысле слова) за барахло, деньги, гонорары и квартиры.. Переспала со всем советским бомондом, который был ей доступен - биографы насчитывают более 30 высокопоставленных любовников Л.Брик (поэты, писатели, артисты, финансисты, военные, чекисты, литературоведы и т.п.). В «мужья» выбирала слабохарактерных, ведомых мужиков, таких как Брик, Маяковский, Примаков, Катанян, с помощью которых можно было делать гешефт. Была беспринципна, желала «иметь всегда и везде», в том числе, используя ГПУ/НКВД. И, видимо, постукивала периодически, когда надо - иначе трудно объяснить ее такую поразительную «плавучесть-живучесть».

Т.н. «муза» поэта уничтожила целый пласт эпистолярного наследия, большую часть собственных воспоминаний, дневник также подвергся редактированию - имена и факты, которые могли пролить свет на ряд событий, были вымараны.

Когда Лилины «прелести» наконец-то увяли, стала косить под творческого работника, пыталась заниматься переводами, писать рассказики и некие теоретические труды… Усилиями неразборчивого советского бомонда и различных престарелых воздыхателей была чудесным образом превращена в «светскую львицу». Говорят, ее «домашний салон» в квартире на Кутузовском в 1960-е гг. был заметным центром неофициальной культурной жизни. Еще говорят, у нее постоянно тусовались различные деятели культуры и искусства с прожидью и без, и даже познакомились М. Плисецкая и Р. Щедрин. А еще говорят, что сам поэт А.Вознесенский и сонм прочих советских литераторов получили путевку в жизнь благодаря ей. Но что можно было услышать от уже полоумной старухи - подробности ее бесконечных половых сношений?…

По материалам:
А. Ваксберг. «Лиля Брик. Жизнь и судьба». М, 1998.
Брик Лиля.

Легко ли быть музой великого человека? Наверное, нет, хотя бы потому, что придется всю жизнь (да и после смерти тоже) оставаться в его тени. И даже собственные заслуги и достоинства окажутся бессильны перед именем гения. Такого удела удостоилась и героиня нашей статьи - Лиля Брик. Биография ее как самостоятельной личности интересна и знакома не всем. Зато все знают, что эта женщина была любовью и музой Владимира Маяковского. И даже ее собственный рассматривается биографами исключительно в переплетении с жизнью и творчеством поэта.

Лиля Брик. Жизнь до Маяковского

Лили Уриевна (Гуриевна, Юрьевна) Каган родилась в Москве 11 ноября 1891 года в интеллигентной еврейской семье: отец - юрист, мать - музыкант. Влюбленные в германскую романтическую поэзию супруги назвали своих дочерей соответственно: Лили - в честь любимой женщины Гете, Эльзу - в честь героини Гете.

Девочек с малых лет обучали музыке, иностранным языкам. Широкие взгляды родителей позволяли дочерям быть вполне самостоятельными, хотя позже отцу и матери не раз пришлось сожалеть о своей снисходительности. Лиля еще подростком научилась завоевывать мужские сердца, и в ее сети, по воспоминаниям современников, попадались вполне взрослые и известные мужчины, среди которых был даже Федор Шаляпин.

После окончания гимназии девушка училась на математических курсах, потом на архитектурных. Позже стажировалась в Мюнхене по мастерству лепки. В 1911 году Лиля вернулась в столицу, где и встретила своего будущего мужа - Осипа Брика, с которым, правда, была знакома и ранее. Надо сказать, что родители Осипа были категорически против этого романа и брака - их вовсе не устраивал нравственный облик невесты. Однако сын пошел против их воли, и в 1912 году Осип и Лиля поженились. Через два года чета перебралась в Петербург, и их жилище скоро стало любимым местом встречи творческих людей: поэтов, музыкантов, артистов. Поговаривали, что захаживали к ним и более юристы, политики и даже чекисты.

Знакомство с Маяковским

С поэтом вначале познакомилась младшая сестра Лили - Эльза, у них даже был роман. Но однажды Эльза допустила непоправимую ошибку, решив познакомить своего друга с сестрой. Она пришла с ним вместе в салон, где царила Лиля Брик. Биография всех участников действия с этой минуты сделала резкий крен. Владимир Маяковский прочитал свою новую поэму «Облако в штанах» и сходу посвятил ее Лиле. Она не могла не попасть под влияние этой огромной страстной натуры. В своих мемуарах Лиля писала, что его любовь буквально «напала на нее». Так что противиться не было никакой возможности. смиренный юрист, влюбился в стихи поэта и с тех пор делал все, чтобы издавать и пропагандировать его.

А Эльза была позабыта. Впрочем, девушка быстро нашла утешение: она вышла замуж за французского военного Триоле, а потом за известного писателя Луи Арагона. А там и сама стала писательницей. Для Владимира Маяковского тот день стал судьбоносным - всем смыслом его жизни отныне была Лиля Брик. Биография дальнейшая стала общей не только для них двоих, но и для Осипа Брика.

Странная семья

Это действительно было необычным. Муж Лили не жалел времени и денег, чтобы издавать поэмы Владимира, которые до того не печатало ни одно издательство. Любовь к Лиле бурлила в Маяковском, находя выход во все новых произведениях: «Флейта-позвоночник», «Ко всему, «Лиличка», «Человек». И каждая его строчка была посвящена ей. Что удивительно, Осипа это нисколько не смущало. Вскоре Маяковский перебрался жить к ним. По Москве гуляли издевательские слухи об этой «развратной семейке». Биография Лили Брик, написанная ею самой, содержит откровенные заявления, что роман с Маяковским начался, когда с Осипом у них уже не было интимных отношений. В других же источниках есть прямо противоположные высказывания о том, что они порой занимались с Осипом любовью, запершись на кухне, а Володя царапался в дверь и плакал. Истина в одном: это были очень болезненные отношения, возможно, стоившие жизни поэту.

Лиля Брик: биография в творчестве

Теперь о трагизме нахождения в тени гения. За их отношениями, как и сказано выше, многое упускается из виду, в том числе творческая биография самой героини. А ведь она была одной из самых незаурядных и красивейших женщин ХХ столетия. Писательница, переводчица, скульптор, актриса, журналист - у нее было множество талантов. С Маяковским они много и плодотворно творили в «Окнах РОСТа», работали над фильмом по сценарию Владимира, много выступали вместе. Измученный больными отношениями с возлюбленной, поэт завязывал кратковременные романы с другими женщинами, но снова возвращался к своей Л.Ю.Б.

В первые годы Советской власти все трое стали сочувствовать большевикам, Осип даже вступил в ВКП(б), поработал какое-то время в ЧК. Не без помощи четы Брик Маяковского начали печатать в центральных газетах. В 1922 году у Лили случился очередной бурный роман с советским банкиром Краснощековым, и ревность убивала поэта. Затем все снова встало на свои места, и странная троица опять воссоединилась: вместе жили, вместе ездили по стране и за рубеж. Удивительно, что в то сложное время у них не было проблем с выездами за границу. Предполагали, что эта привилегия давалась им за сотрудничество Лили с известными органами. Этим же объясняли и то, что ее мужей (а их было у Лили четверо) могли арестовывать и даже расстреливать, а ее никогда не трогали. Эти слухи никак не комментировались ею, впрочем, и не опровергались.

В 1926 году поэту предоставили новую квартиру, и он переехал туда, естественно, с четой Брик. Это были годы, очень плодотворные для Лили в творческом плане. Она помогает издавать журнал творческого объединения «ЛЕФ», участвует в съемках фильма «Еврей и Земля», пишет сценарии к другим фильмам, переводит теоретические труды германских литературоведов, занимается скульптурными работами и, конечно, издательскими вопросами Маяковского. В 1930 году супруги поехали в Европу, где их и настигла весть о гибели поэта. В предсмертной записке Маяковский назвал Лилю единственной наследницей своих произведений, тем самым объявив ее своей неофициальной вдовой и назначив ответственной за дальнейшую судьбу своего творческого наследия. И Лиля Юрьевна практически всю жизнь посвятила этой главной цели.

Последние годы

Биография Лили Брик была насыщена встречами с удивительными людьми и новыми событиями с первых до последних дней. Она успела при жизни издать свои книги, самые известные из которых - автобиографический сборник воспоминаний «Пристрастные рассказы» и личная переписка с Владимиром Маяковским. Была ли она фаталисткой? Вряд ли. Но однажды она рассказала близким, что видела сон, в котором ругала Володю за самоубийство. А он ей вложил в руку пистолет и сказал: «Все равно ты сделаешь то же самое».

Вместе с последним мужем - - она жила на даче в Переделкино. Престарелая писательница упала и сломала шейку бедра - коварная для пожилых травма, не подлежавшая лечению. И в одну из ночей 86-летняя Лиля Юрьевна приняла смертельную дозу снотворного…

Она завещала не хоронить ее, а кремировать и развеять прах над полем. Ее волю исполнили, а в память о ней поставили памятник - большой круглый валун с выгравированными инициалами - «Л.Ю.Б.». Как на кольце, подаренном Маяковским.