Конфуций — цитаты, высказывания и афоризмы великих людей. Конфуций: цитаты о жизни

  • Конфуций - древний мыслитель и философ Поднебесной. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, основанного на идее преданности родителям, лояльности в отношении между начальником и подчинённым. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».Вот некоторые высказывания Конфуция:
  • Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Единственная настоящая ошибка, не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее найдутся соседи.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром.»
  • Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.
  • Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг.
  • Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
  • Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
  • Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
  • Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
  • Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.
  • Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
  • Молчание — верный друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдиться исправить их.
  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать!
  • Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам.
  • Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придется работать.
  • Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего.
  • Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.
  • Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди рождаются добрыми.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Знающему далеко до любящего, Любящему далеко до радостного.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
  • Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — познаешь степень его человечности.
  • Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Продолжение следует…

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трёх вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Посылать людей на войну необученными - значит предавать их.

Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Учитель сказал: «Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.

Благородный в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Утром узнав истину, вечером можно умереть.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

Молчание - великий друг, который никогда не изменит.

Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Расширять познания, не хвастаясь перед другими; прилежно учиться, не чувствуя усталости; наставлять других, не зная разочарований, - все это дается мне без труда.

Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и следую должному, дабы претворить свою правду. Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.

Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.

Благородный ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Если Вы ненавидите, вас победили!

Благородный, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

Достойный человек не идет по следам других людей. Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Пришло несчастье - человек породил его, пришло счастье - человек его вырастил.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный превыше всего почитает долг. Благородный человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Благородный стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

человечность

Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

на другие темы

Благородный встречает гнев и милость высших с равным достоинством.

Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле - и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать щедрые награды. Но благородный беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.

Бросая камень в воду, каждый раз попадаешь в центр круга.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов!

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.

Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Если тебе плюют в спину - значит ты идешь впереди.

Если утром познаешь весь мир - вечером можно уже умирать.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Когда вам кажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий.

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Любимец деревни - враг добродетели.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.

Незыблемая середина - эта добродетель, наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.

Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.

Порой мы видим многое, но не замечаем главного.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не выказывайте своего недовольства.

Стоя на берегу реки, Учитель сказал: «Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь».

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит Других, а ищет вину в самом себе.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

Учитель сказал: «Благородный муж - не орудие».

Учитель сказал: «В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению».

Учитель сказал: «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду».

Учитель сказал: «Есть грубую пищу и пить ключевую воду, спать, положив голову на собственный локоть, - во всем этом есть своя радость. А неправедно приобретенные богатство и знатность для меня - что плывущие облака!»

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Учитель сказал: «Мудрый муж радуется водам, человечный муж радуется горам. Мудрый деятелен, человечный покоен. Мудрые радуются жизни, человечные живут долго».

Учитель сказал: «Ученики мои! Думаете ли вы, что я что-то скрываю от вас? Нет, я ничего от вас не прячу. Я говорю лишь то, что вам самим должно быть ведомо».

Учитель сказал: «Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красу».

Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, - разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду - разве это не возвышенно!

Человечный муж не будет находиться долго в стеснённых обстоятельствах, но он также не будет долго пребывать в праздности.

(кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) - древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал большое и глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии впоследствии став философской системой известной как Конфуцианство. В возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. А после падения династии Цинь его учение достигло статуса государственной идеологии вплоть до начала XX столетия, лишь временно уступая место буддизму и даосизму.

По настоящему его имя звучит - КУН ЦЮ (孔丘 Kǒng Qiū), хотя в писаниях и литературе звучит Кун-Цзы. Оказался ппервым педагогом Поднебесной в возрасте, всего лишь, 20-ти лет. В период Сражающихся царств школа Конфуция была всего лишь одной из многих тогда существовавших школ, которая после победы легизма и падения Цинь возродилась до статуса государственной идеологии. Сохранившей сей статус вплоть до начала XX столетия. Это позволило принять фигуру Конфуция в религиозный пантеон.

Конфуций родился в знатном роде Кун. Про это есть различные фильмы http://srubirubli.ru/zarubezhnye-priklyucheniya/ . Его родословная воспетая средневековыми авторами и изученная исследователями восходит к верному, - за это и награждённым титулом чжу хоу и уделом Сун, - Вэй-Цзы. По проществии веков, род Кун обеднел и утратил своё былое влияние.

Родился Конфуций около 551 году до н.э. в г.Цюйфу в царстве Лу, став сыном 63-летнего Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы Янь Чжэнцзай. Отец, вскорости скончался через полтора года после рождения мальчика. Его мать после интриг и плохого отношения старших жён, завидовавших ей, была вынуждена покинуть дом и обосноваться самостоятельно на чужбине. В связи с чем с раннего детства Конфуций много работал.

Известные книги Конфуция:
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).

Умер Конфуций, где и родился, в 479 году до н.э. Сам Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких строчках:

  • «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
  • В 30 лет - я обрёл прочную основу.
  • В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
  • В 50 лет - я познал волю Неба.
  • В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
  • В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мудрость от Конфуция:

  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
  • Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
  • Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.
  • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
  • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
  • Молчание - великий друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
  • Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
  • Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
  • Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
  • Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле - и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности
  • Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
  • Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
  • Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Достойный человек не идет по следам других людей.
  • Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
  • Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
  • Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
  • Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
  • Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
  • Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
  • Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
  • Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
  • Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.
  • В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
  • Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
  • Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.
  • Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
  • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  • Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его человечности.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
  • Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
  • Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
  • Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
  • Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».
  • Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
  • Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
  • Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Не усвоив приличий, не утвердишься.
  • Ныне почитать родителей - это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
  • Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь.
  • Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
  • Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
  • По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
  • Посещать и слушать злых людей - это уже начало злого дела.
  • Посылать людей на войну не обученными - значит предавать их.
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
  • Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
  • Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
  • Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
  • При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
  • Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, - это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, - это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, - это слепота.
  • Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.
  • Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
  • Сердитый человек всегда полон яда.
  • Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
  • Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.
  • С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
  • Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
  • Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
  • Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
  • Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
  • Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
  • Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего.
  • Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
  • Утром познав истину, вечером можно умереть.
  • У сдержанного человека меньше промахов.
  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
  • Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
  • Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
  • Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
  • Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!
  • Если ты ненавидишь - значит тебя победили
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязания.
    Осторожность без знания должного превращается в трусость.
    Храбрость без знания должного превращается в безрассудство.
    Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
  • Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: - Вы так убиваетесь - похоже, скорбите не впервой?
    - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тифа погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
    - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.
    - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
    - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра.

Глава седьмая. Высказывания Конфуция о жизни и любви

Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, услышав о принципах долга, не в состоянии им следовать, не могут исправлять недобрые поступки, я скорблю.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Молчание – великий друг, который никогда не изменит.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле – и быть голодным. Он может посвятить себя учению – и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: – Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?

– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекр. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.

– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций. – Жестокая власть свирепее тигра.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

Сердитый человек всегда полон яда.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

У сдержанного человека меньше промахов.

Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава седьмая Великая тайна любви Маргариты (за что любят самые красивые?) Великий парадокс пары «мастер - Маргарита»: не будь мастер автором романа именно о Понтии Пилате, он бы для Маргариты не существовал.А чего, спрашивается, Маргарита «вцепилась» в роман мастера? Не в

Из книги Семь языков бога автора Лири Тимоти

Глава седьмая Биовыживательный контур “Мы в безопасности”Биовыживательный контур отвечает за вегетативные жизненные процессы и ориентирован на получение внешнего удовлетворения. Биовыживательный импринт, возникающий в первые дни после рождения, закрепляет понятия

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 21. Внимательно формулируйте высказывания здесь-и-сейчас Высказывания в формате «здесь-и-сейчас» представляют собой уникальный аспект терапевтических взаимоотношений. Существует несколько видов человеческих ситуаций, за исключением поддержки, в которых нам

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги В поисках потока. Психология включенности в повседневность автора Чиксентмихайи Михай

Из книги Ради любви к жизни. Может ли человек преобладать? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

СЕДЬМАЯ ГЛАВА Изменяем образ жизни Несколько лет назад один восьмидесятитрехлетний мужчина написал мне одно из самых трогательных писем, которые я когда-либо получал от своих читателей. Он писал, что после первой мировой войны он служил солдатом в полевой артиллерии на

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Ради любви к жизни Предисловие Приведенные в данной работе размышления Эриха Фромма относятся к последнему десятилетию его жизни. Он никогда не прекращал работать. Он продолжал читать, писать, планировать и изучать, он оставался открытым миру до самого конца. Работа

Из книги Любовь небесного цвета автора Кон Игорь Семенович

Введение. Секрет Наполеона и Конфуция Эта книга расскажет вам о величайшей силе, с помощью которой можно добиваться абсолютно любых целей, решать абсолютно любые задачи, исполнять абсолютно любые желания. Неважно, о чем вы мечтаете: стать президентом

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Смысл жизни человека – в обучении любви Пока мы любим – мы молоды, пока нас любят – мы живы. Американские геронтологи подсчитали, на сколько любовь продлевает нам жизнь. В среднем на 5 лет. Израильские ученые установили, что те мужчины, которых любят жены, вполовину реже

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Стили жизни и цвета любви

Из книги Секс, любовь и сердце [Психотерапия инфаркта] автора Лоуэн Александр

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Гора седьмая. Зеркало Чтобы подняться на эту гору, нужно понять, что все недостатки твоего партнера на самом деле не что иное, как твои собственные

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Секрет Наполеона и Конфуция Эта книга расскажет вам о величайшей силе, с помощью которой можно добиваться абсолютно любых целей, решать абсолютно любые задачи, исполнять абсолютно любые желания. Неважно, о чем вы мечтаете: стать президентом трансконтинентальной

Из книги Конфуций о любви автора Конфуций

Раздел 1 Сердце - источник любви и жизни С давних времён «сердце» было важнейшим символом в человеческой мысли. Латинское слово сог - сердце, составляет корень английского слова соге, которое обозначает центральную часть объекта. Взаимозаменяемость таких слов как

Из книги автора

Чем вы руководствуетесь в жизни – реальностью любви или иллюзиями страха? Бог – это любовь, и в мире нет ничего, кроме любви. Но чтобы испытать любовь в противоположной по своим свойствам среде, была создана иллюзорная реальность, где появился страх. Но раз реальность эта

Из книги автора

1.2. Уроки жизни от Конфуция Урок первый. «Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь».Эту мудрость тысячелетней давности можно перевести так: если вы поставили перед собой цель и хотите ее достичь, то идите к своей цели и не останавливайтесь.

Самые доступные для понимания человека уроки жизни. Ими люди вдохновляются очень эффективно. Взаимодействия человека с человеком строятся на важных жизненных принципах, которых многие стараются придерживаться. Много мудрецов высказывали свои правила жизни, особенно славились этим восточные страны. Многим знакомо имя известного китайского мыслителя Конфуция. Высказывания, мудрые афоризмы и цитаты гения заполоняют страницы книг и сайтов.

Этим человеком было создано целое учение, которое еще называют религией, – конфуцианство. Этому учению присущи мораль, этика и жизненные принципы. Цитаты, афоризмы и мудрые высказывания Конфуция свидетельствуют о том, что мудрец мечтал построить гармоничное и высоконравственное общество. Золотым правилом его этики было: "Не делай другому того, чего не желаешь себе". Люди очень чувственно воспринимают афоризмы, высказывания Конфуция. Учение гения популярно уже 20 веков. Познакомьтесь и вы с этой легендарной личностью, высказываниями Конфуция и их объяснением.

Длинная дорога к мудрости

Иногда человеку с особенными умственными способностями кричат: "Ты прям Конфуций!" Высказывания китайского мудреца заставляют прикоснуться к истокам его мудрости и перечесть афористичные изречения. Существует ли какая-то многовековая тайна восточной мудрости, отличается ли она от привычной западной? В ходе нашего анализа высказываний Конфуция вам это станет понятным.

Откуда же пошли истоки мудрствования китайского гения? Начнем немного с детства учителя из рода Кун или Кун-фу-цзы, как его называли на родине в Китае. Имя Конфуций считается латинизированной формой. Жил учитель с 551 по 479 год до н. э. Многие высказывания китайского Конфуция дошли до наших времен, благодаря пересказам и записям более поздних толкователей и учеников.

Родился мудрец в селении Цюйфу, что в провинции Шаньдун. Он относится к древнему аристократическому, хотя и обедневшему роду. Его отец три раза женился для того, чтобы получить достойного наследника. Им как раз и стал будущий мыслитель. И хоть отец через три года умер, мать давала сыну высоконравственное воспитание. Во многом становление представлений Конфуция об идеальном обществе и гармоничном человеке обязано чистым душевным качествам этой высоконравственной женщины.

Отсутствие отца в доме заставило юношу рано трудиться. Он занимался самообразованием, искал истину. Он рано научился читать, старался осмыслять все изученные строчки. В высказываниях Конфуция о работе и жизни чувствуется сплав мыслей достойных его предшественников. Он работал смотрителем складов и госземель. Но эта должность не приносила ему удовлетворения. В 22 года юноша стал частным китайским учителем. Став уже востребованным специалистом, он стал обучать детей из разных слоев населения, не смотрел на их благосостояние.

В общении с людьми, в странствиях мудреца рождались самые остроумные высказывания Конфуция о человеке. Это привело его к получению престижной должности министра правосудия. Здесь у него появись завистники и клеветники, которые поспособствовали изгнанию министра из родной земли. Конфуций стал странствовать и проповедовать. Таким паломничеством он занимался 13 лет. Во всех уголках Китая зазвучали мудрые высказывания Конфуция о творчестве, семье, отношениях между людьми.

Вернувшись на родную землю, мыслитель стал заниматься педагогической деятельностью. К концу своей жизни он обучил около трех тысяч человек. Философия стала основой его постулатов. Биографы даже утверждают, что Учитель знал наперед дату своей смерти. Как только он ушел из жизни, китайцы заметили его нехватку в культуре страны. Но конфуцианство получило много последователей и продолжателей. Со 136 года до н. э. это официальный религиозный культ в Китае. Конфуций стал божеством, в его честь называли храмы. Только в 20-м веке, после Синьхайской революции, стали ниспровергать вековые авторитеты.

Ученики Конфуция собрали все его мудрые афоризмы и цитаты в книгу "Беседы и Суждения". В европейских странах ее называют "Аналекты Конфуция". Аналекты – это цитаты, меткие изречения, короткие стихи. Полвека работали над уникальным сборником. Его изречения учат гуманности, благочестию, почитанию старших и растолковывают другие морально-этические основы общества.

А каким видят Конфуция наши современники? После коммунистических отрицаний учения Конфуция, наконец, пришло отрезвление. В последние годы китайцы снова стали интересоваться конфуцианством и личностью Учителя. Многие туристы ходят по местам его странствий, проводят памятные мероприятия в его честь. В программы обучения китайских школьников и студентов опять вошли учения философа.


Видение добра и зла, добродетели и порока

Очень много афоризмов, высказываний Конфуция посвящено раздумьям о бытии, добре и зле. Мыслитель видел общность между законами природы и человеческим развитием. У него была уверенность в подчинении всего в мире единому алгоритму. Философ сам хорошо учился и осмыслял все учения своих предшественников. Некоторые сегодня подвергают сомнениям христианские постулаты. Например, не все могут понять, почему на зло нужно отвечать добром. Многие задумываются, как относиться к нанесенным нам обидам, стоит ли ответить тем же?

В бушующем океане житейских страстей надежным компасом могут стать цитаты Конфуция, иногда немного парадоксальные, немного не укладывающиеся в привычную систему ценностей. Китайский Учитель считал, что зло должно быть наказано по справедливости, а добрым людям нужно отвечать добром. Немного неожиданное решение по сравнению с христианством. Конфуций меру справедливости отдавал в руки самого человека, действующего по обстоятельствам. Он также не отрицал, что сверху за людьми кто-то наблюдает и воздает за заслуги и справедливость. Вот самые его яркие высказывания в этом направлении:

  • Важно проявлять строгость к себе и мягкость к другим, так ограждается людская неприязнь.
  • Если большее проявлять доброты, то для дурных поступков не будет места в жизни.
  • Добродетель не одинока, у нее всегда есть соседи.
  • Если вы можете проявить милосердие, то делайте это даже без подсказок учителя.
  • Мудрости можно достичь только тогда, когда проявляешь милосердие.

О благородстве души

Многие изречения мудреца посвящены благородству. Иногда они также противоречат точке зрения ежедневного опыта. Приведем в пример сентенцию: "Благородный человек помогает увидеть в себе только доброе, а низкий – указывает на дурное". Впрочем, нельзя провести линию между человеком и жизнью. Парадоксы Конфуция заставляют призадуматься, поразмышлять, подискутировать. Вот, например, спорное высказывание: "Благородный человек, живущий только домашним уютом, не может называться таковым". А вот еще подборка цитат на эту тему:

  • Благородным присуща безмятежность. Низкие всегда чем-то озабочены.
  • Благородный человек живет в согласии с другими, но не подражает им, а низкий – подражает другим, но не живет с ними в согласии.
  • Благородному человеку не присуще обманывать, но обман со стороны других он сразу замечает.
  • Благородный муж отдается долгу, а низкий – удаче.
  • Благородный не видит смысла в еде и богатстве, делает дела и мало говорит. Этот человек постоянно учится и исправляет себя.

О любви, мужчине и женщине, родителях и детях, друзьях

У Конфуция много изречений и афоризмов, которые описывают различные взаимоотношения: семейные, дружеские, любовные. Ведь друзья и наше окружение часто приносят нам радость, но иногда и разочарование. У философа очень много советов по этому поводу. Каждый может найти в них что-то полезное для себя:

  • Правильные отношения трудно строить с женщинами и низкими людьми. Приближение к себе ведет к их развязности, а отдаление – к ненависти.
  • Почтительным сыном можно назвать того, кто приносит своим родителям огорчение только болезнью.
  • Лучше не иметь дела с человеком, к которому нет доверия. Ведь на повозке без оси невозможно ездить.
  • Друзьям нужно помогать, наставлять их на добро, но не нужно становиться в унизительное положение перед теми, кого изменить невозможно.
  • Не стоит проявлять чрезмерного радушия в дружбе, это может привести к потере расположения друзей.

Были также у Конфуция высказывания о любви. Любовью он называл начало и конец всего существующего. Мудрец преклонялся перед любовью, считал, что без нее нет жизни.

О сложных человеческих перипетиях

Конфуций считал, что только настоящие мудрецы и глупцы не поддаются обучению. Он очень ценил знания и считал их высшей целью уважающей себя личности. Он обучался всю жизнь и передавал мудрость своим последователям. Сегодня и мы можем наслаждаться этим бездонным источником мудрости. Вот его изречения по этому поводу:

  • Обучаться нужно так, словно вам постоянно не хватает знаний или вы боитесь их растерять.
  • Храбрость без знаний – безрассудство, почтительность без знаний – самоистязание, осторожность без знаний – трусость, прямодушие без знаний – грубость.
  • Нет слов для описания ученого, ищущего истину, но стыдящегося бедной одежды и грубой пищи.
  • Можно бесконечно наслаждаться ребенком, уверенно идущим по жизненной дороге после того, как вы указали ему путь.
  • На стрельбе из лука мы можем научиться поиску истины. Промахнувшийся стрелок не ищет вину в других, а только в самом себе.
  • Того, кто не задумывается о будущем, ждут неожиданные неприятности.
  • Тот, кто не учит проявлять добро к своим домашним, не учится и сам.
  • Тот, кто не размышляет над учением, всегда заблуждается. Человек размышляющий, но не желающий учиться, попадает в трудные ситуации.
  • Мудрому человеку не присуще делать другому то, чего бы он не пожелал себе.

Успешность и достижение счастья

Вопросы достижения цели и успешности Конфуций также не обошел стороной в своих изречениях. В них он дает советы, как поступать с завистниками, обретать равновесие. Многим знакома его знаменитая фраза по этому поводу: "Если тебе плюют в спину – значит ты идешь впереди". Вот еще некоторые цитаты:

  • Человек сам рождает свои несчастья, и сам взращивает счастливые моменты.
  • Счастьем можно назвать понимание людей, большим счастьем - любовь со стороны других, настоящим счастьем – свою любовь к другим.
  • Три вещи невозможно вернуть обратно – время, слово, возможность. Вывод: не теряйте времени, выбирайте слова, не упускайте возможности.
  • Не относитесь свысока к молодым людям, повзрослев, они могут стать талантливейшими мужами. Только ничего не достигшие к сорока, пятидесяти годам не заслуживают внимания.
  • Лишь с приходом холодов становится ясно, что кипарисы и сосны последними сбрасывают свой убор.

Значение опыта, истины и человеческих качеств

"Один человек всю жизнь проклинает темноту, а другой зажигает маленькую свечу", – эта фраза предает нравственный опыт многих поколений. К сожалению, гораздо больше критикующих, нежели тех, кто засучит рукава и что-то исправляет. Классик восточной этики и философии точно подметил, что ненависть говорит о победе над вами. Он также заметил, что раньше люди учились для совершенствования, а сейчас для того, чтобы удивлять своими знаниями других. Вот еще некоторые меткие изречения мудреца:

  • Если богатство и славу нельзя обрести честно, значит нужно их избегать. Если не избежать бедности и безвестности, значит нужно их принять.
  • Людей сближают природные задатки, а разъединяют привычки.
  • В древности не принято было многословие. Тогда было позорным не успевать за своими словами.
  • Наиболее близок к человечности твердый, решительный, простой и немногословный муж.
  • Человечность от нас совсем близко, стоит ее только возжелать.
  • Достойный человек не подражает другим, поступки он оценивает справедливо.

Высказывания Конфуция о жизни

Китайский мыслитель интересовался всем, он был любознательным, проповедовал добросердечие и человеколюбие. Он пробовать объять даже что-то необъятное. Вдумайтесь в следующие высказывания Конфуция о жизни:

  • Человек не может знать, что такое смерть, потому что не ведает, что такое жизнь.
  • Перед тем, как отомстить, выройте две могилы.
  • Если вы понаблюдаете за человеком, вникните в его поступки, приглядитесь к его досугу, тогда он не будет для вас загадкой.
  • Порой человек замечает многое, но не видит главного.
  • Становиться человечным или нет, зависит только от самого человека.
  • Стремись быть похожим на достойных людей, присмотрись к своим недостаткам при встрече с низким человеком.
  • Напутствуй только того, кто стремится к знаниям, помогай только тому, кто мечтает об этом, обучай только того, кто желает постигнуть большего.

Высказывания Конфуция о работе и искусстве

Как часто в компаниях люди начинают осуждать тех или иных политиков, общественных деятелей. Многие считают, что они лучше бы справились с тем или другим делом. Сами же не могут навести толк в собственной семье или в коллективе. Вот некоторые высказывания Конфуция о творчестве и отношении к подчиненным:

  • Самое важное в правлении, чтобы правитель был правителем, подчиненный – подчиненным, отец – отцом, сын – сыном.
  • Не сдерживайте себя в мелочах, это может погубить великое дело.
  • Не стоит беспокоиться о неимении высокого чина, гораздо беспокойнее быть достойным этого чина.
  • Даже будучи разделенными, Небо и Земля делают одно дело.
  • Каждому под силу стать благородным мужем, нужно только решиться на это.
  • Достоин быть учителем тот, кто открывает новое, обращаясь к старому.
  • чтобы заслужить почтение людей, нужно ими управлять с достоинством. Желаете от людей усердного труда, относитесь к ним по-доброму.
  • Тот не будет работать ни одного дня в своей жизни, кто найдет работу по душе.

О самом себе

Мир потрясающих изречений и остроумных наблюдений восточного мудреца просто удивительный! Некоторые его высказывания касаются самого Конфуция:

  • Много труда нужно мне, чтобы расширить свои познания, не хвастаться перед другими, не чувствовать усталости, наставлять других и не разочаровываться.
  • Я никогда не встречал человека, который жил бы в уединении для достижения своей цели, следовал бы должному, чтобы претворить свою правду.
  • Даже среди двух человек мне найдется, чему поучиться. Я буду подражать их достоинствам и учиться на их недостатках.

Каждый из вас может выбрать среди множества изречений Конфуция мудрое руководство по жизни. Это поможет справиться с трудностями и выбрать правильную дорогу к мудрости.